МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ
Урок 27
Тема: мягкие и твердые согласные звуки.
обозначение мягкости согласных на письме
Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости–мягкости; формировать представление о способах обозначения мягкости согласных мягким знаком.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Подготовка к письму.
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
2. Выполнение упражнения 26, с. 76.
– Почему последнее слово написано с большой буквы?
– Назовите гласные буквы. Какие звуки они обозначают?
– Назовите согласные буквы. Что вы можете о них рассказать?
II. Словарная работа.
«Незнайкин диктант».
– Исправьте ошибки.
Масква, Росия, тарелка, питух, морков, копуста, палто.
III. Актуализация опорных знаний.
– Назовите слова из словарика, в которых все согласные твердые. (Капуста, ворона, сорока, Москва.)
– Сравните слоги: но – нё, ка – ки, су – сю, лы – лю, мэ – мя.
– Что позволяет согласному быть мягким?
IV. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 27, с. 76.
– Назовите изображенные предметы. Что они называют?
– Объедините их в пары по первой букве: лошадь – лиса, бинокль – барабан, машина – медведь.
– Произнесите первый звук каждой пары. Чем эти звуки различаются?
– В каких словах первый согласный звук мягкий?
– От чего зависит мягкость согласного звука?
– Вспомните и расселите гласные в их квартиры.
(Набор букв и домик, в котором окошки верхнего этажа «выкрашены» синим цветом, а нижнего – зеленым.)
2. Выполнение упражнения 28, с. 77.
– Назовите каждую пару изображенных предметов.
– Произнесите первый звук в словах каждой пары.
– Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?
– Прочитайте сообщение Грамматика.
– Согласны ли вы с ним? Подтвердите свое согласие примерами.
3. Выполнение упражнения 29, с. 77.
– Какой звук слышится в конце каждого слова отгадки?
– Как обозначается мягкость согласного звука на письме в этих словах?
– Запишите, подчеркните мягкий знак.
– Прочитайте правило в красной рамке.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки.
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
4. Выполнение упражнения 30 (по заданию).
V. Закрепление.
– Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.
Рука – река (2) лес – лось (3)
кот – кит (2) липа – лапа (2)
VI. Итог урока.
– На какие две группы можно разделить согласные?
– Как на письме обозначается мягкость согласного звука?
– Приведите примеры.
«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Диктанты по русскому языку. 2 класс. Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
ТЕМА: «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ»
Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.
Предупредительные (объяснительные ) диктанты
1) На льду реки звенят коньки. 2) Мальчики пошли удить рыбу. Они поймали три окунька. 3) Стоят теплые деньки. Кот Васька спит на крыльце. 4) У кольца нет конца. 5) Корова Зорька живет во дворе. У коровы большие рога. 6) Дядя Кузьма идет на завод. Он токарь. 7) Мела метель. Сильный ветер качал ель. 8) Лось — лесной житель. 9) Ольга любит шить. Она сшила для куклы шляпу и пальто. 10) Корабль сел на мель. 11) Мальчик сел писать письмо другу Кузьме.
Проверочные диктанты
Был теплый день. Идет мокрый снег. Лева и Петя идут гулять. Вот двор. Там играли малыши. Мальчики слепили для детей снежную крепость. (22 слова)
Витя и Игорь — ученики. Они пришли в класс. Мальчики сели за парты. Вот открылась дверь. Вошла учительница. Она учит ребят писать, читать, любить русский язык. (27 слов)
Зимой в лесу
Зима. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. На пне соль. Соль любит лось. Вот ель. Пушистый зверь прыгнул на ель. Это рысь. (30 слов)
Фонетико-графические задания
1. Подчеркнуть те буквы, которыми могут быть обозначены парные по твердости-мягкости согласные звуки.
Щ, в, ж, м, ч, т, з, ц, к, б, ш, й, п, л, н.
2. Написать по памяти буквы, которыми могут быть обозначены непарные по твердости-мягкости согласные звуки.
3. Написать буквы, которые, находясь после согласной буквы, указывают на мягкость предшествующего согласного звука (е, ё, ю, я, и, ь).
4. Указать в скобках, какими звуками различается каждая пара слов.
Угол — уголь [ ] — [ ], мел — мель, уголки — угольки, банька — банка, кость — кисть, круг — крюк, мишка — мышка.
5. Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах? Указать его в скобках: [ ].
Лейка, яма, ноябрь.
6. Подобрать и записать слова, в которых все согласные звуки мягкие (твердые).
Орфографические минутки
1. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие (твердые) согласные звуки.
Лева, ключи, тетрадь, сентябрь, ребята, деревня;
коньки, ученик, медведь, товарищ, снегирь, воробей.
2. Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Щавель, октябрь, извините, люстра, серьги, береза.
3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены непарные твердые (непарные мягкие) согласные звуки.
Пружина, машина, снежинка, птицы;
плащ, печать, майка, туча, щавель, щука.
4. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть твердые согласные звуки.
Воробей, весело, лисица, пальто, учительница, язык;
учитель, пенал, осина, дежурный, ветер, рисунок.
5. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.Осень, июль, июнь, зорька, журавль, олень, карась, письмо, сухарь;
кольцо, рельсы, тюльпан, сильный, капель, корабль, корень, крыльцо.
6. Подчеркнуть в словах букву, которая звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука.