Русский язык твердые согласные звуки: Твёрдые согласные буквы и звуки (таблица)

МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ

Урок 27

Тема: мягкие и твердые согласные звуки.
обозначение мягкости согласных на письме

Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости–мягкости; формировать представление о способах обозначения мягкости согласных мягким знаком.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Подготовка к письму.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

2. Выполнение упражнения 26, с. 76.

– Почему последнее слово написано с большой буквы?

– Назовите гласные буквы. Какие звуки они обозначают?

– Назовите согласные буквы. Что вы можете о них рассказать?

II. Словарная работа.

«Незнайкин диктант».

– Исправьте ошибки.

Масква, Росия, тарелка, питух, морков, копуста, палто.

III. Актуализация опорных знаний.

– Назовите слова из словарика, в которых все согласные твердые. (Капуста, ворона, сорока, Москва.)

– Сравните слоги: но – нё, ка – ки, су – сю, лы – лю, мэ – мя.

– Что позволяет согласному быть мягким?

IV. Формирование новых знаний.

1. Выполнение упражнения 27, с. 76.

– Назовите изображенные предметы. Что они называют?

– Объедините их в пары по первой букве: лошадь – лиса, бинокль – барабан, машина – медведь.

– Произнесите первый звук каждой пары. Чем эти звуки различаются?

– В каких словах первый согласный звук мягкий?

– От чего зависит мягкость согласного звука?

– Вспомните и расселите гласные в их квартиры.

(Набор букв и домик, в котором окошки верхнего этажа «выкрашены» синим цветом, а нижнего – зеленым.)

2. Выполнение упражнения 28, с. 77.

– Назовите каждую пару изображенных предметов.

– Произнесите первый звук в словах каждой пары.

– Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?

– Прочитайте сообщение Грамматика.

– Согласны ли вы с ним? Подтвердите свое согласие примерами.

3. Выполнение упражнения 29, с. 77.

– Какой звук слышится в конце каждого слова отгадки?

– Как обозначается мягкость согласного звука на письме в этих словах?

– Запишите, подчеркните мягкий знак.

– Прочитайте правило в красной рамке.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки.

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

4. Выполнение упражнения 30 (по заданию).

V. Закрепление.

– Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.

Рука – река (2) лес – лось (3)

кот – кит (2) липа – лапа (2)

VI. Итог урока.

– На какие две группы можно разделить согласные?

– Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

– Приведите примеры.

«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Диктанты по русскому языку. 2 класс. Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

 

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

ТЕМА: «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ»

  Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.

 

Предупредительные (объяснительные ) диктанты

  1) На льду реки звенят коньки. 2) Мальчики пошли удить рыбу. Они поймали три окунька. 3) Стоят теплые деньки. Кот Васька спит на крыльце. 4) У кольца нет конца. 5) Корова Зорька живет во дворе. У коровы большие рога. 6) Дядя Кузьма идет на завод. Он токарь. 7) Мела метель. Сильный ветер качал ель. 8) Лось — лесной житель. 9) Ольга любит шить. Она сшила для куклы шляпу и пальто. 10) Корабль сел на мель. 11) Мальчик сел писать письмо другу Кузьме.

 

Проверочные диктанты

  Был теплый день. Идет мокрый снег. Лева и Петя идут гулять. Вот двор. Там играли малыши. Мальчики слепили для детей снежную крепость. (22 слова)

  Витя и Игорь — ученики. Они пришли в класс. Мальчики сели за парты. Вот открылась дверь. Вошла учительница. Она учит ребят писать, читать, любить русский язык. (27 слов)

 

Зимой в лесу

  Зима. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. На пне соль. Соль любит лось. Вот ель. Пушистый зверь прыгнул на ель. Это рысь. (30 слов)

 

Фонетико-графические задания

  1.

Подчеркнуть те буквы, которыми могут быть обозначены парные по твердости-мягкости согласные звуки.

  Щ, в, ж, м, ч, т, з, ц, к, б, ш, й, п, л, н.

  2. Написать по памяти буквы, которыми могут быть обозначены непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

  3. Написать буквы, которые, находясь после согласной буквы, указывают на мягкость предшествующего согласного звука (е, ё, ю, я, и, ь).

  4. Указать в скобках, какими звуками различается каждая пара слов.

  Угол — уголь [ ] — [ ], мел — мель, уголки — угольки, банька — банка, кость — кисть, круг — крюк, мишка — мышка.

  5. Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах? Указать его в скобках: [ ].

  Лейка, яма, ноябрь.

  6. Подобрать и записать слова, в которых все согласные звуки мягкие (твердые).

 

Орфографические минутки

  1. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие (твердые) согласные звуки.

  Лева, ключи, тетрадь, сентябрь, ребята, деревня;

  коньки, ученик, медведь, товарищ, снегирь, воробей.

  2. Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

  Щавель, октябрь, извините, люстра, серьги, береза.

  3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены непарные твердые (непарные мягкие) согласные звуки.

  Пружина, машина, снежинка, птицы;

  плащ, печать, майка, туча, щавель, щука.

  4. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть твердые согласные звуки.

  Воробей, весело, лисица, пальто, учительница, язык;

  учитель, пенал, осина, дежурный, ветер, рисунок.

  5. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.

  Осень, июль, июнь, зорька, журавль, олень, карась, письмо, сухарь;

  кольцо, рельсы, тюльпан, сильный, капель, корабль, корень, крыльцо.

  6. Подчеркнуть в словах букву, которая звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *