Руками разбор слова по составу: 404 Не найдено

Содержание

Определение, фонетический (звуко-буквенный) разбор и разбор слова по составу

На данной странице представлено лексическое значение слова «рука», а также сделан звуко-буквенный разбор и разбор слова по составу с транскрипцией и ударениями.

Оглавление:

  1. Значение слова
  2. Звуко-буквенный разбор
  3. Разбор по составу

Значение слова

РУКА, и, вин. руку, мн. руки, рук, рукам, ж.

1. Одна из двух верхних конечностей человека от плеча до кончиков пальцев, а также от запястья до кончиков пальцев. Правая, левая р. Выронить из рук. Пожать руку кому-н. (в знак приветствия, благодарности). Поздороваться за руку (о рукопожатии). Руки не подавать кому-н. (в знак презрения не обмениваться рукопожатием). Вести за руку (держа за руку). Взяться за руки. Под руки вести (поддерживая с двух сторон под согнутые локти). Под руку идти с кем-н. (опираясь на чьюн. согнутую в локте руку). На руки взять кого-н. (посадить к себе на колени или, подняв, прижать к себе, обычно о ребёнке). На руках держать кого-н. (взяв на руки). На руках носить кого-н. (также перен.: холить, лелеять; разг.). Руки опустились у кого-н. (также перен.: пропало желание действовать, быть активным). В руки отдать кому-н. (самому, лично). На руку надеть. Не по руке перчатки (велики или малы). Золотые руки у кого-н. (умелые; разг.). Рукам воли не давай (не дерись, убери руки; разг.). Из рук выпустить (также перен.: упустить что-н., не воспользоваться чем-н. выгодным; разг.). Руки греть на чёмн. (перен.: наживаться на каком-н. деле; разг. неодобр.). Руки прочь от кого-чего-н.! (также перен.: требование не вмешиваться в чьин. дела). Р. не дрогнет у кого-н. (также перен.: легко решиться на что-н. плохое). За руку схватить кого-н. (также перен.: уличить, поймать на месте преступления; разг. ). Твёрдая р. у кого-н. (перен.: уверен в себе, строг). В руках у кого-н. (также перен.: 1) имеется, наличествует. Доказательство в руках у следователя; 2) в полном подчинении, зависимости. Вся семья у неё в руках; 3) пойман. Преступник в руках у правосудия). В руках или в своих руках держать, иметь что-н. (также перен.: держать в своей власти, обладая чем-н.). В руках держать кого-н. (также перен.: в строгости; разг.). Руку приложить (также перен.: поставить свою подпись; устар.). В руки или в свои руки захватить, взять что-н. (также перен.: взять себе или под своё наблюдение, руководство). В руки взять кого-н. (также перен.: сделать более дисциплинированным, заставить повиноваться; разг.). В наших (моих, его) руках (также перен.: в нашей власти, возможностях; разг.). Всё или дело валится из рук (перен.: за что ни возьмись, ничего не получается, ни на что нет сил; разг.). В хорошие, плохие, чужие руки отдать, попасть или в хороших, плохих, чужих руках быть, находиться (перен.: к хорошим, плохим, чужим людям или у хороших, плохих, чужих людей; разг.). В одни руки продать, отпустить (перен.: одному покупателю; разг.). В руки само (сам) идёт (перен.: оказывается легко доступным, достижимым; разг.). В четыре руки играть (играть на рояле вдвоём). Голыми руками не возьмёшь кого-н. (перен.: о том, кто хитёр, увёртлив; разг.). Из рук в руки или с рук на руки передать кого-что-н. (перен.: непосредственно передать кому-н.). Из рук в руки переходить (перен.: переходить в обладание то к одному, то к другому попеременно). Под горячую руку попасть (в сердитую минуту, когда кто-н. раздражён, рассержен; разг.). Под руку попасть (перен.: 1) случайно попасться. Под руку попала интересная статья; 2) то же, что под горячую руку попасть; разг.). Под рукой (также перен.: в непосредственной близости, так, что удобно воспользоваться; разг.). Под руку говорить кому-н. (перен.: говорить, мешая тому, кто занят делом; разг. ). По рукам бить или ударить (также перен.: заключить сделку, договориться; прост.). По рукам дать кому-н. (также перен.: дать кому-н. острастку; разг.). На руках умереть чьих-н. или у кого-н. (перен.: в присутствии того, кто был рядом, близко). Подать, протянуть руку помощи (перен.: помочь; высок.). Поднять руку на кого-н. (перен.: покуситься ударить или убить кого-н.). Руками и ногами отбиваться, отпихиваться (также перен.: категорически отказываться; разг.). С руками и ногами (перен.: весь, целиком; разг.). Р. об руку идти (взявшись за руки; также перен.: действовать дружно, совместно). Рукой не достанешь кого-н. (также перен.: о том, кто достиг высокого положения, а также о том, кто далеко; разг.). Руку наложить на что-н. (перен.: завладеть чем-н.; разг. неодобр.). Р. не поднимается у кого на кого-что-н. (перен.: не хватает смелости, решительности сделать что-н.; разг.). Руки развязать кому-н. (также перен.: дать возможность свободно действовать; разг.). Руки чешутся у кого-н. (также перен.: 1) хочется подраться; разг.; 2) на что и с неопр., хочется заняться каким-н. делом; разг. Руки чешутся на работу). Пройти через чьин. руки (перен.: быть предметом чьейн. деятельности, воздействия, внимания). Р. руку моет (посл. о тех, кто прикрывает неблаговидные дела друг друга). Чистыми руками делать что-н. (также перен.: не кривя душой, с чистой совестью).

2. перен. Почерк, подпись. Разобрать чьюн. руку. Неразборчивая р.

3. перен. Сторона, направление (разг.). На левой руке (слева). По правую руку от кого-чего-н. (справа).

4. перен. Человек, а также вообще те, кто оказывает кому-н. уверенную, но неявную помощь. Своя р. в министерстве у кого-н. У одного из кандидатов есть р. среди сильных мира сего.

5. руки какой. употр. в нек-рых выражениях в знач. того или иного вида, сорта, качества (разг.). Товар средней руки. Большой руки негодяй.

Взять себя в руки заставить себя успокоиться.

Дело рук человеческих о том, что вполне осуществимо.

Дело рук чьих о том, кто виноват в чёмн.

Держать руку чью (устар. и разг.) быть чьимн. сторонником, поддерживать кого-н. в чёмн.

Живой рукой (прост.) быстро, живо. Беги живой рукой!

Из вторых (третьих) рук (узнать, получить сведения) не непосредственно от кого-н.

Из первых рук (узнать, получить сведения) из первоисточника, непосредственно от кого-н.

Из рук вон (плохо) (разг.) очень плохо, никуда не годится.

Из чужих рук смотреть (разг. неодобр.) быть в зависимости от других.

К рукам прибрать кого-что 1) присвоить или завладеть, захватить (разг. неодобр.). Прибрать к рукам чьён. наследство; 2) всецело подчинить себе кого-н. (разг.). Прибрать к рукам подчинённых.

Как рукой сняло что (разг.) совершенно прошло (обычно о боли).

На все руки мастер (разг.) всё умеет делать.

На руках 1) быть, иметься в наличии. Документы на руках; 2) у кого, на чьёмн. попечении. У него на руках большая семья.

На руки выдать что кому вручить.

На руку кому что (разг.) совпадает с чьимин. интересами, выгодно кому-н.

На руку нечист (разг. ) нечестен, вороват.

Не покладая рук (разг.) усердно, без устали.

Не рука кому, с неопр. (прост.) не нужно, некстати, не следует. Ссориться с ним мне сейчас не рука.

Не с руки (разг.) 1) кому, о неудобном положении руки при каком-н. занятии. Писать лёжа не с руки; 2) не следует, не годится, не рука.

От руки написать пером, карандашом, в отличие от машинописного, печатного текста.

По рукам пойти (ходить) (разг.) переходить от одного к другому.

Просить чьей руки сделать предложение1 (в 3 знач.).

Руку (и сердце) предложить кому (устар.) то же, что просить чьейн. руки.

Руки не доходят до чего (разг.) не успевает кто-н. сделать что-н. из-за множества других дел. До уборки руки не доходят.

Рукой подать (разг.) очень близко. До дому рукой подать.

Свобода рук (книжн.) свобода действий.

Сон в руку (разг.) о сбывшемся сне.

С рук сбыть кого-что (разг.) избавиться от кого-чего-н.

С рук сойти (разг.) остаться безнаказанным. Шалость сошла с рук.

| уменьш. ручка, и, ж. (к 1 знач.). Сделать ручкой кому-н. (проститься; также перен.: исчезнуть, скрыться; разг. шутл.). За ручку водить кого-н. (также перен.: излишне опекать, лишать возможности действовать самостоятельно; неодобр.).

До ручки дойти (разг.) до нищеты или до совершенно безвыходного состояния.

| ласк. рученька, и, ж. (к 1 знач.).

| уменьш. -ласк. ручонка, и, ж. (к 1 знач.).

| увел. ручища, и, ж. (к 1 знач.).

| прил. ручной, ая, ое (к 1 знач.).

Фонетический (звуко-буквенный) разбор

рука́

рука — слово из 2 слогов: ру-ка. Ударение падает на 2-й слог.

Транскрипция слова: [рука]

р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
у — [у] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный

В слове 4 буквы и 4 звука.

Цветовая схема: рука

Разбор слова «рука» по составу

рука

Части слова «рука»: рук/а
Состав слова:
рук — корень,
а — окончание,
рук — основа слова.

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу» | План-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему:

Тема урока: «Основа слова. Разбор слов по составу»

Цель урока: формировать представление обучающихся о частях слова (корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова).

Задачи:

  1. Образовательные:

Обобщить знания обучающихся о частях слова.

Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

  1. Развивающие:

Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.

Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  1. Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  1. ноутбук
  2. мультимедийный проектор
  3. презентация Microsoft Power Point
  4. Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
  5. Раздаточный дидактический материал
  6. Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием
  7. Толковый словарь

Ход урока.

I Организационный момент.

Слайд 1

Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.

  1. Вступительное слово учителя.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов  ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой!

И вот начало урока.

Целеполагание. 

Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.

  1. Запись в тетради (число, классная работа)

II Основная часть урока

  1. Минутка чистописания.

Слайд 2

У. — Отгадайте, что это за буква?

В этой букве нет угла, 
Оттого она кругла. 
До того она кругла, 
Покатиться бы могла.

— Правильно, это буква О. 
-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках. 
— Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Ооа Ооб Оов … (Оог)

Пропишите соединения с буквой О, не нарушая закономерности.

Ооа  Ооб  Оов  Оог  Оод  Оое

Отг…дайте, м…л…дцы,

Как з…вут нас7  (…гурцы).

(Работа с сигнальными карточками).

3.         Словарная работа

Слайд  3

У. Есть гласные – коварные.

А в чём коварство их?

А в том, что ударение –

Это не для них.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

— Повторяем словарь, отгадывая загадки и  записывая в тетради словарные слова.

С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).

Слайд  4-15

Словарь: автобус, автомобиль, воскресенье, квартира, декабрь, дорога, капуста, карандаш, коньки, лестница, лопата, мороженое.

  1. Знакомство с новым словарным словом. «Слово о слове». 

Слайд  16

У. чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку

«Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?»

 (Корзина)

Работа с толковым словарём. (Индивидуально)

— Прочитайте значение этого слова.

Фонетический разбор слова

Корзина– 3 слога,7 букв, 7 звуков.

 [к ] – согл., парн., глух., тв.

[а] – гласн., безуд.

[р] – согл., непарн., звонк., тв.

[з’] – согл., парн., звонк., мягк.

[и] – гласн., безуд.

[н] – согл., непарн., звонк., тв.

[а] – гласн., уд.

  1. Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.

Мы писали, мы писали,

Наши глазки так устали.

Вместе сделаем зарядку –

Будет всё у нас в порядке.

  1. Работа по теме урока. Освоение новых знаний.

У. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,

Придётся думать головой,

Вопрос услышать непростой.

-Какие части слова вы знаете?

Стр.165 «Тайны языка» чтение статьи.

Упр.№1 разбор слов по составу (на доске и в тетрадях)

Стр.165 «Подсказка»

 Слайд 17-20

Алгоритм разбора слова

-Каким способом образовано слово подводный? (приставочно-суффиксальным.)

-Каким способом образовано слово пчеловод? (способом сложения, это сложное слово)

  1. Работа по учебнику.

 

Слайд 21

Стр.166 №2 – комментированное письмо.

 Разбор слов по составу.

На доске:         (о)

        (е)

Садовод, хоровод, пароход, птицелов, ледокол, мореход

-Спиши, соотнеси слова со схемами.

  1. Закрепление знаний учащихся.

Слайд 22-25

Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

 

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

( С. Погореловский)

  1. Физминутка.

 «Зима»

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.               имитация лепки снежков;

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.                     шагаем, высоко поднимая

                                                                                                         колени;

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                         пружинистые движения на

                                                                                    на месте, широкие взмахи руками,

                                                                                    руки согнуты в локтях;

на коньках по льду скользим, мы скользим.          плавные пружинистые движения

                                                                                     руки согнуты в локтях;

И снегурку лепим мы, лепим мы .                           соответствующие движения;              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.                       развести руки в поклоне

                                                                                     и  поставить на пояс.                                  

  1. Творческое задание (по выбору):

Подбор и запись однокоренных слов по вариантам  с корнем:  -снег,  -мороз

В 1.  «Пишу сам(а)».

Задание: написать мини-сочинение по теме «Волшебница-зима», используя данные слова.

В 2.  Задание: записанные слова разобрать по составу. 

III. Итог урока.

Рефлексия.

Слайд 26

У. Урок приблизился к концу,

 А я у вас спросить хочу:

— Что нового вы сегодня узнали?

— Что вам больше всего понравилось?

Домашнее задание (ситуация выбора):

  1. Стр. 166 упр. 4
  2. Придумать и записать 10 слов на тему «Зимние забавы», разобрать их по составу.

Уроку нашему настал конец,

А кто работал

«МОЛОДЕЦ!»

Слайд 44

Члены предложения однокоренные слова — Морфемный разбор слова Члены предложения по составу: приставка, корень, суффикс, окончание

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены предложения

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее — это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее — главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией.

Примеры:

  • Я сидел за столом. (В даном случае «я» — подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («Он» — подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит «-«, то подлежащим будет первая часть.

Примеры:

  • Четыре — четное число. («Четыре» — подлежащее)
  • Четное число — четыре. (В данном случае «Четное число» — подлежащее)

Сказуемое

Сказуемое — это основная информация о подлежащем. Обычно сказуемое рассказывает о том, что делает подлежащее, каково оно. Подчеркивается двумя черточками.

Примеры:

  • Я сидел за столом. (В даном случае «сидел» — сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее «я»)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («укрылся» — сказуемое)

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

Определение

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

 

Примеры:

  • Лошадь Княжны (Чья? «Княжны» — определение.)
  • Стол из дерева (Какой? «Из дерева» — определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? «по-мексикански» — определение)

Дополнение

Дополнение — предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

 

Примеры:

  • Убирать комбайном («Комбайном» — дополнение.)
  • Заведовать складом («складом» — дополнение)
Как отличить дополнение от определения?

Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово — существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

 

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий.

Как отличить обстоятельство от дополнения?

Следует помнить, что дополнение — это предмет, а обстоятельство же не предметно.

 

Примеры: В данных предложениях фейерверк, клин — не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? «Фейерверками» — Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? «клином» — Обстоятельство)

Примеры: В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? «руками» — дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? «клином» — дополнение)

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ — это… в русском языке

Сонорные зву­ки — это звон­кие соглас­ные, в обра­зо­ва­нии кото­рых пре­об­ла­да­ет голос, а шум минимален.

Какие бывают согласные звуки?

Как извест­но, в рус­ской фоне­ти­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные зву­ки. Состав соглас­ных зву­ков в рус­ском язы­ке неод­но­ро­ден. Одни из них обра­зу­ют­ся с боль­шей долей шума. Так воз­ни­ка­ют глу­хие согласные:

[к]  [к’]  [п]  [п’]  [с]  [с’]  [т]  [т’]  [ф]  [ф’]  [х]  [х’]  [ц]  [ч’]  [ш]  [щ’]

При их обра­зо­ва­нии воз­душ­ная струя встре­ча­ет пре­гра­ды в рото­вой поло­сти, из-за чего воз­ни­ка­ет шум.

В рож­де­нии дру­гих соглас­ных доля шума мень­ше, хотя шум пре­об­ла­да­ет над голо­сом. Это звон­кие согласные:

[б]  [б’]  [в]  [в’]  [г]  [г’]  [д]  [д’]  [ж]  [ж’]  [з]  [з’]

Как образуются сонорные звуки?

Среди звон­ких соглас­ных выде­ля­ют­ся сво­ей осо­бой звуч­но­стью сонор­ные (лат. sonorus — «звуч­ный»), в обра­зо­ва­нии кото­рых доля шума мини­маль­на, а пре­ва­ли­ру­ет голос, то есть звук выхо­дит отно­си­тель­но сво­бод­но нару­жу. В эту груп­пу соглас­ных вхо­дят 9 зву­ков, кото­рые соот­вет­ству­ют бук­вам алфавита:

  • бук­ва «й» — это звук [й’];
  • бук­ва «л» — это зву­ки [л] или [л’];
  • бук­ва «м» — это зву­ки [м] или [м’];
  • бук­ва «н» — это зву­ки [н] или [н’];
  • бук­ва «р» — это зву­ки [р] или [р’].

Если воз­дух выхо­дит через нос, обра­зу­ют­ся сонор­ные зву­ки [м], [м’], [н], [н’]:

  • ма́ска [м а с к а];
  •  мя́со [м’ а с а];
  • нога́ [н а г а];
  • ня́ня [н’ а н’ а]

Воздух может прой­ти в про­ход меж­ду боко­вы­ми кра­я­ми щек и язы­ка. Тогда рож­да­ют­ся сонор­ные зву­ки [л], [л’]:

  • улы́бка [у л ы б к а];
  • лист [л’ и с т]

Если кон­чик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под вли­я­ни­ем воз­душ­ной струи, воз­ни­ка­ют сонор­ные зву­ки [р], [р’]:

  • ра́ма [р а м а];
  • рябь [р’ а б’ ]

Как видим, пере­чис­лен­ные сонор­ные зву­ки име­ют пары по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Когда щель доста­точ­но широ­ка для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха меж­ду сред­ней частью спин­ки язы­ка и твёр­дым нёбом, воз­ни­ка­ет сонор­ный мяг­кий звук [й’]. Он наи­бо­лее бли­зок к глас­ным, так как шума почти нет. У него нет пары по при­зна­ку твёр­до­сти. Сонорный соглас­ный звук [й’] явля­ет­ся непар­ным мягким:

  • сой­ка [с о й’ к а];
  • край [к р а й’]

Непарные сонорные звуки

Сонорные зву­ки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] не име­ют пары сре­ди глу­хих соглас­ных. По при­зна­ку звонкости/глухости они все явля­ют­ся непар­ны­ми. На кон­це сло­ва и в пози­ции перед глу­хи­ми соглас­ны­ми в отли­чие от дру­гих звон­ких соглас­ных сонор­ные не оглушаются.

Сравним:

  • витязь [с’] — ветер, при­творство;
  • эки­паж [ш] — угол, тре­уголка;
  • завод [т] — кокон, конский;
  • порыв [ф] — гном, поломка.

Перед сонор­ны­ми зву­ка­ми не про­ис­хо­дит озвон­че­ния глу­хих соглас­ных, например:

корка, булка, кантата, лампочка.

Сравните:

  • анекдо́т [а н’ и г д о т]
  • вокза́л [в а г з а л]
  • косьба́ [к а з’ б а].

Видеоурок «Согласные звуки. Сонорные. Правило руки»

Сказка о сонорных звуках

Скачать ста­тью: PDF

Контрольный диктант в 9 классе № 2 | Сборник диктантов по Русскому языку в 9 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 9 классе № 2