Решение примеров в пределах 10 1 класс: Сложение в пределах 10 для 1 класса – Практические задания – Развитие ребенка

Содержание

Урок математики 1 класс по теме «Закрепление изученного. Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10»

Главная / Начальные классы / Математика

Скачать

725.5 КБ, 958650.doc Автор: Чкалова Ольга Александровна, 4 Апр 2015

Учащиеся учатся решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1,2,3; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства и способы её осуществления; оценивания; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Автор: Чкалова Ольга Александровна

Похожие материалы

ТипНазвание материалаАвторОпубликован
документ Урок математики 1 класс по теме «Закрепление изученного.
Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10″
Чкалова Ольга Александровна4 Апр 2015
презентация, документ Урок математики в 1 классе по теме:» Закрепление. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20″Насырова Лилия Нургалеевна4 Июл 2015
документ Урок математики «Закрепление по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10.» 1 классПарфёнова Евгения Михайловна23 Авг 2015
документ Урок математики 1 класс по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10» Скурляева Зинаида Владимировна30 Мар 2015
документ Урок математики в 1 классе по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. »Гражданцева Вера Анатольевна18 Ноя 2015
документ Урок математики в 1-м классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление.»Обыскалова Марина Александровна30 Мар 2015
документ Урок математики в 1-м классе. Закрепление пройденного по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10»Бухалова Гильсиря Минтаировна11 Апр 2015
документ Урок математики 1 класс по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»Юркова Елена Леонидовна30 Мар 2015
презентация Урок математики 1 класс «Сложение и вычитание чисел в пределах 10».Смолина Светлана Юрьевна30 Мар 2015
презентация, документ
Урок математики в 1 классе по теме «Обобщение. Сложение и вычитание в пределах 20. Решение примеров.»Акимова Нина Владимировна30 Мар 2015
разное Урок математики по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10»Скурляева Зинаида Владимировна30 Мар 2015
документ Урок по математике в 1 классе. Сложение и вычитание в пределах 10.Тема: «Счёт в пределах 10. Закрепление»Мурзина Елена Николаевна30 Мар 2015
документ Урок математики в 1 классе «Решение задач и примеров в пределах 10»Лихонина Евгения Алексеевна18 Янв 2016
документ Урок математики в 1 классе Закрепление изученного по теме «Вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20»Башкатова Галина Ивановна30 Мар 2015
документ Урок-сказка по математике на тему «Сложение и вычитание в пределах 10 в случаях вида (+-) 1, 2, 3. Решение задач»Алмазова Наталья Николаевна 29 Окт 2015
презентация, документ Конспект урока математики в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление»Лисихина Наталья Александровна2 Апр 2016
документ Урок математики по УМК «Гармония». Тема:»Разностное сравнение. Сложение и вычитание в пределах 10″,Cуетова Галина Юрьевна4 Апр 2015
документ Урок по математике в 1 классе» Решение задач и примеров в пределах 10″Звягина Ирина Леонтьевна31 Мар 2015
документ Открытый урок по математике в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» (Закрепление)Абырина Елена Владимировна22 Авг 2015
документ Урок математики в 1 классе по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10»Антонова Ольга Владимировна21 Мар 2015
разное Открытый урок математики в 1 классе по теме » Сложение и вычитание в пределах 10″Кирясова Ирина Фёдоровна30 Мар 2015
документ урок математики в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»Алейченко Ирина Владимировна29 Фев 2016
документ конспект урока по мтематике в 1 классе школы VIIIвида на тему «Решение примеров и задач в пределах 10».Герасимова Наталья Александровна30 Мар 2015
документ урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 10»Остапович Тамара Владимировна24 Апр 2015
документ Урок математики в 1 классе по теме ««Сложение и вычитание в пределах 10».Крашенинина Татьяна Михайловна5 Апр 2015
документ Урок математики в 6 классе на тему «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000»Зобнина Наталья Александровна20 Мар 2015
документ Открытый урок по математике 1 класс. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10.Закрепление»
Гасанова Эльнара Алиевна
30 Мар 2015
документ Методическая разработка конспекта урока по математике 1 класс Тема: «Закрепление изученного материала.Табличное сложение и вычитание в пределах 10»Предаль Светлана Павловна17 Сен 2015
разное Урок математики в 1 классе по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»Курилова Татьяна Николаевна21 Дек 2015
презентация Презентация к уроку математики в 1 классе «Решение задач и примеров в пределах 10»
Лихонина Евгения Алексеевна
18 Янв 2016
документ Урок математики по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 и 100» 2 классКобзева Людмила Станиславовна8 Апр 2015
документ урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление.»Белоусова Александра Андреевна30 Мар 2015
документ методическая разработка урока математики по теме:»Сложение и вычитание чисел в пределах 20″ (УМК «Школа России, 1 класс))Соломахина Людмила Ивановна30 Мар 2015
презентация, документ Урок математики в 1 классе по теме: «Сложение однозначных чисел в пределах 10»Лозгачева Наталья Владимировна6 Дек 2015
презентация, документ Урок математики в 1 классе «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач»Серая Татьяна Николаевна30 Мар 2015
документ Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»Подлубная Наталья Вячеславовна30 Мар 2015
презентация Презентация к уроку математики (1 класс) «Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10.»Шарипова Алия Ирековна5 Апр 2015
презентация, документ Урок математики в 1 классе по ФГОС «Сложение и вычитание в пределах 10»Сёмочкина Оксана Юрьевна28 Фев 2016
документ Урок математики 1 класс «Сложение и вычитание в пределах 10»Глебова Галина Алексеевна16 Ноя 2015
документ Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач».Гиревая Виолетта Николаевна30 Мар 2015

Урок математики по теме «Сложение и вычитание в пределах 10». 1-й класс

Ключевые слова: математика, сложение и вычитание в пределах 10

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Форма урока: урок-игра.

Цель урока:

  • повторить изученный материал и закрепить вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 10), создать условия для закрепления состава чисел первого десятка;
  • умения решать задачи и выражения изученных видов, развития внимания, наблюдательности, логического мышления, навыков устного счёта;
  • воспитывать чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, приобщать к здоровому образу жизни.

Задачи урока:

  • Закрепить знания о составе чисел первого десятка;
  • Создать условия для самостоятельной постановки темы и цели урока, аргументированной оценки своих действий;
  • Развивать математическую речь, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, рассуждать, обобщать;
  • Совершенствовать умение работать в паре: слушать и слышать собеседника, критически оценивать работу свою и товарища.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность, трудолюбие, \ повышать уровень учебной мотивации.

Предметные УУД.

  • Закрепить таблицу сложения в пределах 10;
  • Отработать умение составлять задачи по рисунку.
  • Формировать действие контроля.
  • Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
  • Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
  • Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).
  • Моделировать изученные арифметические зависимости.
  • Прогнозировать результат вычисления.
  • Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
  • Планировать решение задачи.
  • Объяснять выбор арифметических действий для решений.
  • Действовать по заданному плану решения задачи.
  • Контролировать и обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера.
  • Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
  • Выполнять краткую запись задачи

Личностные результаты.

  • Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения учебных задач;
  • Адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Технологии: игровая.

Оборудование: притча, задачи в стихах, конверты с карточками числами, карточки с домиками «Соседи», карточки для самостоятельной работы с заданиями, плакат математического дерева, картинка в большом формате дворца и правителя, буклеты — памятки «Будьте здоровы!», схема «Здоровье», ноутбук для физкультминутки, карточки с грустным и весёлым солнышком.

Ход урока

1. Орг.момент. Создание эмоционального настроя

Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок математики. (Слайд 1)

Давайте, ребята,
Учиться считать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
Лень долой!
Долой зевоту!
Принимайся за работу!

— Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

— Давайте поприветствуем, друг друга улыбкой, пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу. Повернитесь к нашим гостям улыбнитесь им и поприветствуйте кивком головы. Садитесь на места.

2. Определение темы, постановка цели

— Давайте вспомним, чем мы занимались на протяжении последних уроков.

— Какие числа мы уже изучили? (от 1 до 10)

— А чтобы хорошо считать, не допускать ошибки при сложении и вычитании, что мы обычно делаем? (Закрепляем изученное).

— Предположите тему сегодняшнего урока. (Выслушивает варианты детей и произносит окончательную формулировку). Слайд 2

— Какова наша цель? (Закрепить умение складывать и вычитать в пределах 10).

— Сегодня мы будем не просто складывать и вычитать числа, а решать жизненные проблемы.

3. Вступительное слово учителя

— Начать работу я хотела бы с одной интересной притчи.

Притча – это небольшой поучительный рассказ (на доске написано это слово). (Слайд 3)

Щелчок

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя: сыновья часто и подолгу болели.

(Слайд 4)

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы они жили долго и счастливо?»

Мудрецы долго совещались, и самый старый из них подарил правителю сундучок, в котором лежали главные секреты крепкого здоровья, соблюдая которые человек долгие годы будет здоровым, крепким и сильным.

— А вы хотите знать эти секреты?

(Слайд 5)

Сундук этот у меня, но достать из него секреты здоровья не так-то просто. Нам надо выполнить несколько математических заданий, решив которые мы сможем достать из сундука его секреты.

Шторка

4. Актуализация знаний. Устный счёт

— Номера и характер заданий подскажут нам звёзды на доске.

Звезда № 1 – зарядка для ума

— Зарядка для ума поможет нам открыть первый секрет здоровья.

А начнём мы с задач в стихах. (Возьмите свои карточки с цифрами)

1). Задачи в стихах.

На кроватке у Танюшки
Лежат целых три подушки!
Положили ещё пять.
Сможешь все их сосчитать? (8)

Пять гостей уже пришли.
Четверо ещё в пути.
Сколько всех их станет тут,
Когда гости все придут? (9)

Во дворе идет футбол.
Мы забили пятый гол.
Сколько мы ещё забросим,
Если скоро станет восемь? (3)

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
2 несут травинку,
2 несут былинку,
3 несут иголки.
Сколько их под ёлкой? (7)

2). Расположение чисел в порядке возрастания.

Работа в парах.

А теперь поработаем в парах.

— Я для вас приготовила свои карточки с числами. Расположите эти числа в порядке возрастания. Что это значит?

— Прочитайте числа по порядку.

Какую закономерность в расположении чисел вы заметили? Как меняется каждое следующее число? (Каждое следующее число увеличивается на 2).

2 4 6 8 10

— Переверните карточки с числами. Какое слово получили?

С П О Р Т

(СПОРТ) – слово на доску

Спортом занимайся, бегай, прыгай, закаляйся.

Это первый секрет, который сообщил мудрец правителю.

Итак, что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Нужно заниматься спортом).

— Соберите мои карточки в корзину.

5. Работа по теме урока
2 звезда – зарядка для памяти
Игра «Назови соседей»

Продолжаем работать в парах.

— Перед вами лежат листы с числовыми домиками.

Некоторые числа из этих домиков потерялись. Обсудите в паре и запишите пропавшие числа на своё место.

Ребята, а что нам нужно вспомнить, выполняя это задание? (Состав чисел 9 и 10)

Проверка. (На доске висят картинки с изображениями домиков) Приложение 1

(Слайды 6-7).

— У меня тоже есть такие числовые домики.

— Ваша задача показать карточку с числом, пропущенным на каждом этаже.

— Заполняем домик с числом 9. (9 – это 8 и…, 9 – это 2 и…)

— Ну что, ребята, мы справились с заданием? Молодцы!

Вот мы с вами и открыли второй секрет здоровья: отказ от вредных привычек.

Чтобы вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным нужно отказаться от вредных привычек. Это второй секрет, который сообщил мудрец правителю.

— Что мы относим к вредным привычкам? (Например: курение, алкоголизм, наркомания, переедание, интернет-зависимость и компьютерные игры, (игромания) др.).

— Не зря говорят: «Курить – здоровью вредить».

Шторка

— Нам тоже нужно позаботиться о своём здоровье. Давайте отдохнём и выполним пальчиковую гимнастику, т.к. следующее задание нам предстоит выполнять в тетради.

6. Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Смогут цифры написать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

3 звезда – зарядка для логики. Решение задачи

Откройте тетради и запишите слово задача.

Задача: За завтраком Мишка (картинка) съел 5 тарелок овсяной каши, а Зайка (картинка) на 2 тарелки меньше. Сколько тарелок овсяной каши съел зайка?

  1. Анализ условия задачи
  2. Краткая запись
  3. Решение
  4. Ответ

Мы решили задачу и можем открыть 3 секрет здоровья: правильное питание.

— Будешь правильно питаться, со здоровьем будешь знаться!

Это третий секрет, который сообщил мудрец правителю.

— Что же значит правильно питаться? (Есть в одно и то же время, есть больше фруктов, овощей, зелени, молочных продуктов…).

— Поиграем в игру.

Динамическая пауза. Игра «Вредно-полезно»

— Если я называю полезный продукт – хлопаем, если вредный – топаем.

Часто кушать, как попало
Вам, ребята, не пристало,
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Молоко, фрукты, овощи,
Чипсы, кефир, сухарики.

4 звезда – зарядка для внимания

Запишите в тетради №18.

Откройте Учебник на стр.44 и найдите №18 (1 столбик) (2-?)

Прочитайте задание и внимательно посмотрите на примеры 1 столбика.

Кто догадался, какой пример будет последним?

Решение примеров 1 столбика у доски.

— Ребята, решив примеры мы с вами открыли 4 секрет здоровья.

4 секрет здоровья – это соблюдение режима дня

А для чего нужно соблюдать режим дня? (Чтобы быть здоровым, порядочным, собранным, хорошо учиться…)

— Нам тоже нужно позаботиться о своём здоровье. Давайте отдохнём и выполним музыкальную зарядку для глаз
(Слайд 8)

Музыкальная физкультминутка

Шторка

Самостоятельная работа со взаимопроверкой

5 звезда – зарядка для мышления

У вас в корзиночках лежат задания самостоятельной работы на разноцветных листочках. Возьмите любой из них.

— Перед вами неравенства. Что это за выражения? (в которых стоят знаки больше, меньше или равно)

Решите неравенства, вставив знаки больше, меньше или равно. Приложение 2

— Ну что, ребята, выполнили задание.

— А теперь каждый из вас побывает в роли учителя. Ваша задача будет: проверить у соседа правильно ли он решил задание. Если у соседа всё правильно, подайте мне сигнал зелёным светофором, если есть ошибки – красным.

— Ну, кто справился с заданием, не допустив ошибки?

— Молодцы, вот мы и справились с самостоятельной работой и открыли…

5 секрет здоровья – это гигиена

Руки мой перед едой и всегда дружи с водой. Это пятый секрет, который сообщил мудрец правителю.

Личная гигиена – соблюдение чистоты тела.

На доске появляется схема. (Здоровье: спорт, гигиена, отказ от вредных привычек, правильное питание, соблюдение режима дня).

— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, соблюдать режим дня, правильно питаться, соблюдать гигиену). (Слайд 9)

7. Итог урока. Рефлексия

— Чем мы сегодня занимались на уроке математики?

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

— Оцените свои знания. Если вам всё было понятно, у вас не было затруднений, покажите зелёный сигнал светофорика. Если вы что-то не поняли, затруднялись – красный.

(Слайд 10)

— Ребята, а как вы думаете, кто из вас лучше всего работал?

— А ещё, ребята, чтобы сохранить своё здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта. Давайте хором пожелаем друг другу: «Будьте здоровы!»

И в завершение нашего урока примите буклеты-памятки «Будьте здоровы» и мандарины.

Гости (учителя начальных классов) тоже получают буклеты-памятки «Будьте здоровы!»

— Ребята, вам понравился урок? Если да поднимите карточку с веселым солнышком, если нет – то с грустным солнышком.

— Спасибо за отличную работу! (Слайд 11)

Как научить детей и подростков решать проблемы

Будь то конфликт, связанный с игрушкой, сложное математическое уравнение или негативное давление со стороны сверстников, дети ВСЕХ возрастов ежедневно сталкиваются с проблемами и проблемами.

Как родители или учителя, мы не всегда можем решить каждую проблему для наших детей. На самом деле это не наша работа. Наша работа состоит в том, чтобы НАУЧИТЬ наших детей решать проблемы самостоятельно . Таким образом, они могут стать уверенными, независимыми и успешными людьми.

Вместо того, чтобы сдаваться или разочаровываться, когда они сталкиваются с проблемой, дети с навыками решения проблем управляют своими эмоциями, творчески мыслят и упорствуют, пока не найдут решение. Естественно, эти способности идут рука об руку с мышлением роста.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете загрузить наш БЕСПЛАТНО Your Words Matter Volume 2 Kit. С помощью этих 10 одностраничных руководств для родителей вы будете точно знать, как разговаривать со своим ребенком, чтобы помочь ему постоять за себя, стать более уверенным в себе и развить мышление роста.

Итак, КАК вы обучаете детей навыкам решения проблем?

Ну, это зависит от их возраста . По мере того, как когнитивные способности и масштаб проблем ребенка со временем растут/развиваются, должен меняться и ваш подход к обучению навыкам решения проблем.

Читайте дальше, чтобы узнать об основных стратегиях обучения детей решению проблем, а также о некоторых идеях и занятиях для разных возрастов.

3 Общие стратегии обучения решению проблем в любом возрасте

1. Модель эффективного решения проблем


Когда ВЫ сталкиваетесь с проблемой, сделайте «думай вслух» на благо вашего ребенка. ПОКАЗЫВАЙТЕ, как применять те же навыки решения проблем, над которыми вы работали вместе, приводя примеры из реальной жизни, которые она может применить в своей жизни.

В то же время покажите ребенку готовность к ошибкам. У всех бывают проблемы, и это нормально. Иногда первое решение, которое вы попробуете, не сработает, и это тоже нормально!

Когда вы моделируете решение проблем, объясните, что есть некоторые вещи, которые неподвластны нашему контролю. Когда мы решаем насущную проблему, мы должны сосредоточиться на вещах, которые мы действительно МОЖЕМ контролировать.

Вы и ваш ребенок можете прослушать 35-ю серию подкаста Big Life Kids, чтобы узнать, как сосредоточиться на том, что вы можете контролировать.

2. Спросите совета

Спросите совета у детей, если у вас возникнет проблема. Это учит их тому, что совершать ошибки и сталкиваться с трудностями – обычное дело. Это также дает им возможность практиковать навыки решения проблем.

Кроме того, если вы укажете, что их идеи оценены , они обретут уверенность в своих силах, чтобы попытаться решить проблемы самостоятельно.

3.

Не давайте «ответ»

Как бы трудно это ни было, позвольте вашему ребенку бороться, иногда терпеть неудачи и, в конечном счете, УЧИТЬСЯ на последствиях.

Теперь давайте взглянем на некоторые возрастные стратегии и занятия. Возраст, указанный ниже, является общим ориентиром, не стесняйтесь выбирать любые стратегии или занятия, которые, по вашему мнению, будут работать для ВАШЕГО ребенка.

3–5 лет

Используйте тренинг эмоций

Чтобы научиться решать проблемы, маленькие дети должны сначала научиться управлять своими эмоциями. Ведь маленькому ребенку сложно логически обдумать пути решения проблемы, если он в истерике.

Один из способов добиться этого — использовать процесс эмоционального коучинга , описанный Джоном Готтманом.

Во-первых, научите своих детей тому, что ВСЕ эмоции допустимы. НЕТ «плохих» эмоций. Даже кажущиеся негативными эмоции, такие как гнев, печаль и разочарование, могут преподать нам ценные уроки. Важно то, как мы реагируем  на эти эмоции.

Во-вторых, следуйте этому процессу:

  • Шаг 1. Назовите и подтвердите эмоции.  Когда ваш ребенок расстроен, помогите ему понять, что он чувствует. Скажите, например, «Я понимаю, что ты расстроен, потому что Джессика играет с той игрушкой, которую ты хотел».
  • Шаг второй:   Обработка  эмоций.  Направляйте ребенка в ее успокаивающее место. Если у нее его нет, это хорошая идея создать его. Позвольте ей успокоить свое тело и обработать свои эмоции, чтобы она могла решать проблемы, учиться и расти.
  • Шаг третий: решение проблем.  Обсудите с ребенком решения,   СЛУШАЯ   больше, чем говоря во время разговора. Это позволяет вашему ребенку практиковать свои навыки решения проблем, и он с большей вероятностью действительно реализует решения, которые придумал сам.

    Скажите: «Покажи мне самое сложное»

    Когда ваш ребенок испытывает трудности или чувствует разочарование, попробуйте метод, предложенный мамой и блогером по вопросам воспитания Лорен Тамм. Проще говоря, «Покажи мне самое сложное».

    Это поможет вашему ребенку определить КОРЕНЬ   проблемы, что сделает ее менее пугающей и более легкой для решения.

    Повторите то, что говорит ваш ребенок,  «Итак, вы говорите…»

    Как только вы оба поймете реальную проблему, предложите ребенку придумать решения . «Должен быть какой-то способ исправить это…» или  «Должно быть что-то, что вы можете сделать…»

    Теперь, когда ваш ребенок определил «сложную часть», он, вероятно, сможет ответить с раствором. Если нет, помогите ей обдумать некоторые идеи. Вы можете попробовать задать вопрос, «Если бы вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  знали, что бы вы подумали?» и посмотрите, что она придумает.

    Решение проблем с помощью творческой игры

    Позвольте вашему ребенку выбирать занятия и игры на основе его  интересов . Свободная игра предоставляет множество возможностей для навигации и творческого решения проблем.

    Часто дети лучше всего учатся в игре. Играя с такими предметами, как кубики, простые головоломки и переодевание, вы можете научить вашего ребенка решать проблемы.

    Даже во время игры ваш ребенок мыслит критически:  Где находится этот фрагмент головоломки? Что это делает? Я хочу нарядиться королевой. Что мне надеть?   Куда я положил свою тиару? Это под диваном?

    Решайте проблемы с помощью сборников рассказов

    Читайте соответствующие возрасту истории о персонажах, которые испытывают проблемы, например:

    • Ladybug Girl and Bumblebee Boy от Джеки Дэвиса: история двух друзей, которые хотят играть вместе, но не могут найти игру, о которой можно было бы договориться. По очереди внося предложения, они приходят к игре, в которую оба хотят сыграть: девочка-божья коровка и мальчик-шмель.
    • Любопытный Джордж Серия Маргарет и Е.П. Рей: Любопытная маленькая обезьянка сталкивается с дилеммами и решает их, обучая детей находить собственные решения проблем.
    • Айра спит более Бернарда Вабера: Айра очень рад провести ночевку в доме своего друга Реджи. Но есть одна проблема: должен он или не должен принести своего плюшевого мишку? Это может показаться незначительным, но это та ранняя социальная проблема, с которой может столкнуться ваш ребенок.

    Соедините этот опыт с аналогичными событиями в жизни вашего ребенка и СПРОСИТЕ своего ребенка, КАК персонажи этих историй могут решить свои проблемы. Поощряйте различные решения и обсуждайте возможные результаты каждого из них.

    Это форма чтения диалогов , или активного   ВОВЛЕЧЕНИЯ вашего ребенка в процесс чтения. Взаимодействие с текстом вместо пассивного слушания может «турбировать» развитие навыков грамотности, таких как понимание у детей дошкольного возраста.

    Задавая вопросы о проблемах персонажей, вы также можете повысить способность своего ребенка решать проблемы.

    Вы даже можете предложить своему ребенку ролевую ролевую игру с проблемой и возможными решениями, чтобы закрепить урок.

    Рекомендуемые книги см. в нашем списке 85 лучших книг о развитии мышления для детей и взрослых.

    5–7 лет

    Обучение шагам решения задач

    Придумайте простой процесс решения задач для вашего ребенка, который вы сможете последовательно реализуем . Например, вы можете попробовать выполнить следующие пять шагов:

    • Шаг 1: Что я чувствую?  Помогите ребенку понять, что он чувствует в данный момент (разочарование, гнев, любопытство, разочарование, волнение и т. д.). Если вы заметите и назовете эмоции, это рассеет их заряд и даст ребенку возможность сделать шаг назад.
    • Шаг 2: В чем проблема?  Научите ребенка определить конкретную проблему . В большинстве случаев помогите ей взять на себя ответственность за происшедшее, а не указывайте пальцем. Например, вместо «Джоуи доставил мне неприятности на перемене», ваш ребенок может сказать: «У меня неприятности на перемене из-за того, что я поссорился с Джоуи».
    • Шаг 3:   Каковы решения?  Поощряйте ребенка придумывать как можно больше решений. На данный момент они даже не должны быть «хорошими» решениями. Здесь они просто проводят мозговой штурм, еще не оценивая сгенерированные идеи.
    • Шаг 4: Что произойдет, если…? Что произойдет, если ваш ребенок попробует каждое из этих решений? Является ли решение безопасным и справедливым? Как это повлияет на других? На этом этапе вы также можете попробовать ролевую игру. Вашему ребенку важно учитывать КАК положительные, так и отрицательные последствия своих действий.
    • Шаг 5: Какой из них я попробую? Попросите ребенка выбрать одно или несколько решений. Если решение не сработало, обсудите ПОЧЕМУ и перейдите к другому решению. Поощряйте ребенка продолжать попытки, пока проблема не будет решена.

    Постоянно практикуйте эти шаги, чтобы они стали вашей второй натурой, и таким же образом моделируйте решение собственных проблем. Это хорошая идея  отразить Что сработало? Что не так? Что вы можете сделать по-другому в следующий раз?

    Решение задач с помощью материалов для творчества

    Создание предметов — еще одна форма игры, которая может научить детей творчески решать проблемы.

    Предложите ребенку маркеры, глину для лепки, картонные коробки, скотч, бумагу и т. д. С этими простыми материалами он сможет придумывать всевозможные интересные поделки и изобретательные игры.

    У этих «открытых игрушек» нет «правильного способа игры», что позволяет вашему ребенку проявлять творческий подход и генерировать идеи самостоятельно .

    Задавайте открытые вопросы

    Задавая открытых вопросов , вы улучшаете способность ребенка мыслить критически и творчески, что в конечном итоге помогает ему лучше решать проблемы. Примеры открытых вопросов включают:

    • Как мы могли бы работать вместе, чтобы решить эту проблему?
    • Как вам это удалось? или Откуда ты это знаешь?
    • Расскажите мне о том, что вы построили, сделали или создали.
    • Как вы думаете, что будет дальше?
    • Как вы думаете, что произойдет, если…?
    • Чему ты научился?
    • Что было легко? Что было тяжело?
    • Что бы вы сделали по-другому в следующий раз?

    Открытые вопросы не имеют правильного ответа, и на них нельзя ответить простым «Да» или «Нет».

    Вы можете задавать открытые вопросы, даже когда ваш ребенок в данный момент не решает задачу, чтобы помочь ему попрактиковаться в мыслительных навыках, которые пригодятся ему, когда ему исполнится 9 лет.0007 у есть проблема, которую нужно решить.

    Если вам нужны советы о том, как стимулировать развитие мышления у вашего ребенка, не забудьте загрузить наш БЕСПЛАТНЫЙ набор Your Words Matter Volume 2 Kit.

    7–9 лет

    Разбейте проблемы на части

    Эта стратегия представляет собой более продвинутую версию стратегии «Покажи мне сложную часть».

    Чем больше становится ваш ребенок, тем больше становятся и его проблемы. Когда ваш ребенок сталкивается с проблемой, которая кажется непосильной или непреодолимой, предложите ему разбить ее на более мелкие, более сложные задачи.0034 управляемых кусков.

    Допустим, у вашего ребенка плохая оценка по истории. Почему такая низкая оценка? Каковы причины этой проблемы?

    Как обычно, СЛУШАЙТЕ, как ваш ребенок проводит мозговой штурм, задавая открытых вопроса , чтобы помочь, если он застрянет.

    Если низкая оценка является результатом невыполненных заданий, возможно, ваш ребенок может составить список этих заданий и выполнять их по одному. Или, если проблема заключается в тестах, что заставляет вашего ребенка испытывать трудности на экзаменах?

    Возможно, она отвлекается на друзей в классе, не может попросить о помощи и не проводит достаточно времени за учебой дома. Как только вы определите эти «фрагменты», помогите ребенку решать их по одному, пока проблема не будет решена.

    Покажите «Видео о сломанном эскалаторе»

    Обсудите важность самостоятельного решения проблем и решения проблем с помощью «Видео о сломанном эскалаторе».

    На видео неожиданно ломается эскалатор. Люди на эскалаторе «застревают» и кричат ​​о помощи. В этом возрасте вполне вероятно, что вашему ребенку видео покажется забавным, и он сразу же предложит решение: «Просто гуляй! Слезь с эскалатора!»

    Скажите ребенку, что это простой пример того, как люди иногда поступают в трудных ситуациях. Спросите: «Как вы думаете, почему они не сошли с эскалатора?» (они не знали как, они ждали помощи и т. д.)

    Иногда ваш ребенок может чувствовать себя «застрявшим» при столкновении с проблемами. Они могут остановиться и попросить о помощи еще до того, как попытаются найти решение. Вместо этого поощряйте ребенка принимать вызовы и решать проблемы.

    9-11 лет

    Решение проблем с помощью подсказок

    Предоставьте вашему ребенку или группе детей такие материалы, как соломинки, ватные шарики, пряжа, прищепки, скотч, скрепки, стикеры, палочки для эскимо и т. д.

    Только с этими материалами , предложите своим детям решить необычные задачи, такие как:

    • Сделать ловушку для лепрекона
    • Создать трамплин для автомобилей
    • Создайте свою собственную игру с правилами
    • Сделать устройство для общения двух человек друг с другом

    Это увлекательный способ попрактиковаться в критическом мышлении и творческом решении проблем. Скорее всего, потребуется несколько попыток, чтобы найти работающее решение, применимое практически к любому аспекту жизни.

    Заставьте их работать на это

    Когда ваш ребенок просит новую игрушку, технологию или одежду, пусть он сам составит план получения желаемого предмета. Вашему ребенку не только придется проводить мозговой штурм и оценивать решения, но он также обретет уверенность.

    Спросите своего ребенка, КАК он может заработать деньги на покупку желаемого предмета, и поощряйте его на пути к своей цели.

    Изложите это на бумаге

    Пусть ваш ребенок запишет свои проблемы на бумаге и обдумает возможные решения.

    Но теперь она продвинулась в этом процессе на шаг вперед: после попытки каждого решения какое из них оказалось успешным? Какие оказались неудачными? Почему ?

    Это поможет вашему ребенку задуматься о различных результатах, узнать, что работает, а что нет. Уроки, которые она усвоит здесь, пригодятся ей, когда она столкнется с подобными проблемами в будущем.

    Возраст 12+

    Играйте в шахматы вместе

    Научиться играть в шахматы — это отличный способ для детей научиться решать проблемы, И развить их мозг одновременно. Это требует от игроков критического мышления, творчества, анализа доски, распознавания закономерностей и многого другого. Существуют онлайн-версии игры, книги о том, как играть, видео и другие ресурсы. Не знаете, как играть? Научитесь вместе с подростком соединять и решать проблемы вместе!

    Пусть они научатся программировать

    Наши подростки уже разбираются в технологиях и могут использовать свои навыки для решения проблем, обучаясь кодированию. Программирование способствует творчеству, логике, планированию и настойчивости . Существует множество отличных инструментов, а также онлайн или личных программ, которые могут улучшить навыки программирования вашего ребенка.

    Поощряйте начать значимый проект

    Этот проект должен быть значимым для вашего подростка, например, создание канала на YouTube. Ваш подросток будет практиковать навыки решения проблем, поскольку он выясняет, как расширить свою аудиторию, как сделать так, чтобы его видео были обнаружены, и многое другое.

    В Big Life Journal — Teen Edition есть раздел, который поможет им спланировать свой канал на YouTube и начать процесс решения проблем.

      Применение метода SODAS

      Ищете план игры, который может использовать ваш подросток, когда он сталкивается с проблемой? Метод SODAS можно использовать для больших и малых проблем. Просто запомните эту простую аббревиатуру и следуйте этим идеям:

          • S ситуация
          • O части
          • D isПреимущества
          • A Преимущества
          • S раствор

        Поощряйте участие в группах по решению проблем

        Нравится ли вашему подростку решать проблемы в команде? Пусть они присоединятся к группе или клубу , который поможет им отточить свои навыки в различных условиях — от науки и робототехники до дискуссий и международных отношений. Вот некоторые примеры групп:

            • Одиссея разума
            • Модель ООН
            • Команда дебатов
            • Научная Олимпиада

          Ищете дополнительные ресурсы? Набор «Бестселлер» включает в себя три самых популярных набора для печати, в которые входят задания, руководства и поделки для детей. Наши комплекты для развития мышления , комплекты для повышения устойчивости и комплекты для решения задач работают вместе как комплексная система, разработанная специально для детей в возрасте от 5 до 11 лет.


          Кинематические уравнения: примеры задач и решения

          Ранее в Уроке 6 были введены и обсуждены четыре уравнения кинематики. Для использования с этими уравнениями была представлена ​​полезная стратегия решения проблем, и были приведены два примера, иллюстрирующие использование этой стратегии. Затем было обсуждено и проиллюстрировано применение кинематических уравнений и стратегии решения задач к свободному падению. В этой части Урока 6 будет представлено несколько примеров задач. Эти задачи позволяют любому изучающему физику проверить свое понимание использования четырех кинематических уравнений для решения задач, связанных с одномерным движением объектов. Вам предлагается прочитать каждую задачу и попрактиковаться в использовании стратегии при решении задачи. Затем нажмите кнопку, чтобы проверить ответ, или воспользуйтесь ссылкой для просмотра решения.

          Проверьте свое понимание

          1. Самолет разгоняется по взлетно-посадочной полосе со скоростью 3,20 м/с 2 в течение 32,8 с, пока, наконец, не оторвется от земли. Определить расстояние, пройденное до взлета.
          2. Автомобиль трогается с места и равномерно разгоняется за 5,21 секунды на расстояние 110 м. Определить ускорение автомобиля.
          3. Аптон Чак едет на Гигантской капле в Большой Америке. Если Аптон будет свободно падать в течение 2,60 с, какова будет его конечная скорость и как далеко он упадет?
          4. Гоночный автомобиль равномерно ускоряется с 18,5 м/с до 46,1 м/с за 2,47 секунды. Определить ускорение автомобиля и пройденный путь.
          5. Перо падает на Луну с высоты 1,40 метра. Ускорение свободного падения на Луне равно 1,67 м/с 2 . Определите время падения пера на поверхность Луны.

            См. решение ниже.


          6. Сани с ракетным двигателем используются для проверки реакции человека на ускорение. Если сани с ракетным двигателем разгоняются до скорости 444 м/с за 1,83 секунды, то каково ускорение и какое расстояние проходят сани?
          7. Велосипед равномерно ускоряется из состояния покоя до скорости 7,10 м/с на пути 35,4 м. Определить ускорение велосипеда.
          8. Инженер проектирует взлетно-посадочную полосу для аэропорта. Из самолетов, которые будут использовать аэропорт, наименьшая скорость ускорения, вероятно, составит 3 м/с 2 . Взлетная скорость этого самолета составит 65 м/с. Предполагая это минимальное ускорение, какова минимальная допустимая длина взлетно-посадочной полосы?
          9. Автомобиль, движущийся со скоростью 22,4 м/с, останавливается за 2,55 с. Определить расстояние заноса автомобиля (считая ускорение равномерным).
          10. Кенгуру способен прыгать на высоту 2,62 м. Определить скорость взлета кенгуру.
          11. Если у Майкла Джордана вертикальный прыжок 1,29 м, то какова его скорость взлета и время зависания (общее время, чтобы подняться вверх до пика и затем вернуться на землю)?
          12. Пуля вылетает из винтовки с начальной скоростью 521 м/с. Разгоняясь через ствол винтовки, пуля проходит расстояние 0,840 м. Определить ускорение пули (ускорение считать равномерным).
          13. Бейсбольный мяч подбрасывается прямо в воздух и имеет время зависания 6,25 с. Определите высоту, на которую поднимается мяч, прежде чем он достигнет своей вершины. (Подсказка: время подъема на пик составляет половину общего времени зависания.)
          14. Смотровая площадка высотного небоскреба на высоте 370 м над ул. Определите время, за которое монета свободно упадет с палубы на улицу.

            См. решение ниже.


          15. Пуля, летящая со скоростью 367 м/с, застревает в комке влажной глины. Пуля проникает на расстояние 0,0621 м. Определить ускорение пули при движении в глину. (Предположим, что ускорение равномерное.)
          16. Камень брошен в глубокий колодец, и слышно, как он ударяется о воду через 3,41 с после падения. Определить глубину скважины.
          17. Однажды было зафиксировано, что Jaguar оставил следы заноса длиной 290 метров. Предполагая, что Ягуар занесло до остановки с постоянным ускорением -3,90 м/с 2 , определите скорость Ягуара до начала заноса.
          18. Самолет имеет скорость взлета 88,3 м/с, и для достижения этой скорости требуется 1365 м. Определить ускорение самолета и время, необходимое для достижения этой скорости.
          19. Драгстер разгоняется до скорости 112 м/с на расстоянии 398 м. Определить ускорение (предположим равномерным) драгстера.
          20. С какой скоростью в милях/ч (1 м/с = 2,23 мили/ч) должен быть брошен предмет, чтобы достичь высоты 91,5 м (эквивалентно одному футбольному полю)? Примите пренебрежимо малое сопротивление воздуха.

          Решения вышеуказанных проблем

          1. Дано:

            а = +3,2 м/с 2

            т = 32,8 с

            v i = 0 м/с

            Найти:

            д = ??
            d = v i *t + 0,5*a*t 2

            d = (0 м/с)*(32,8 с)+ 0,5*(3,20 м/с 2 )*(32,8 с) 2

            д = 1720 м

            Вернуться к проблеме 1

             

          2. Дано:

            д = 110 м

            т = 5,21 с

            v i = 0 м/с

            Найти:

            а = ??
            d = v i *t + 0,5*a*t 2

            110 м = (0 м/с)*(5,21 с)+ 0,5*(а)*(5,21 с) 2

            110 м = (13,57 с 2 )*a

            а = (110 м)/(13,57 с 2 )

            а = 8,10 м/с 2

            Вернуться к задаче 2

             

          3. Дано:

            а = -9,8 м

            т = 2,6 с

            v i = 0 м/с

            Найти:

            д = ??

            v f = ??

            d = v i *t + 0,5*a*t 2

            d = (0 м/с)*(2,60 с)+ 0,5*(-9,8 м/с 2 )*(2,60 с) 2

            d = -33,1 м (- указывает направление)

            v f = v i + a*t

            v f = 0 + (-9,8 м/с 2 )*(2,60 с)

            v f = -25,5 м/с (- указывает направление)

            Вернуться к проблеме 3

             

          4. Дано:

            v i = 18,5 м/с

            v f = 46,1 м/с

            т = 2,47 с

            Найти:

            д = ??

            а = ??

            а = (Дельта v)/t

            а = (46,1 м/с — 18,5 м/с)/(2,47 с)

            а = 11,2 м/с 2

            д = v i *t + 0,5*a*t 2

            d = (18,5 м/с)*(2,47 с)+ 0,5*(11,2 м/с 2 )*(2,47 с) 2

            d = 45,7 м + 34,1 м

            д = 79,8 м

            (Примечание: d также можно рассчитать с помощью уравнения v f 2 = v i 2 + 2*a*d)

            Вернуться к задаче 4

             

          5. Дано:

            v i = 0 м/с

            d = -1,40 м

            а = -1,67 м/с 2

            Найти:

            т = ??
            d = v i *t + 0,5*a*t 2

            -1,40 м = (0 м/с)*(t)+ 0,5*(-1,67 м/с 2 )*(t) 2

            -1,40 м = 0+ (-0,835 м/с 2 )*(t) 2

            (-1,40 м)/(-0,835 м/с 2 ) = t 2

            1,68 с 2 = т 2

            т = 1,29 с

            Вернуться к проблеме 5

             

          6. Дано:

            v i = 0 м/с

            v f = 444 м/с

            т = 1,83 с

            Найти:

            а = ??

            д = ??

            а = (Дельта v)/t

            а = (444 м/с — 0 м/с)/(1,83 с)

            а = 243 м/с 2

            d = v i *t + 0,5*a*t 2

            d = (0 м/с)*(1,83 с)+ 0,5*(243 м/с 2 )*(1,83 с) 2

            d = 0 м + 406 м

            д = 406 м

            (Примечание: d также можно рассчитать с помощью уравнения v f 2 = v i 2 + 2*a*d)

            Вернуться к задаче 6

             


             

          7. Дано:

            v i = 0 м/с

            v f = 7,10 м/с

            д = 35,4 м

            Найти:

            а = ??
            v f 2 = v i 2 + 2*a*d

            (7,10 м/с) 2 = (0 м/с) 2 + 2*(а)*(35,4 м)

            50,4 м 2 2 = (0 м/с) 2 + (70,8 м)*а

            (50,4 м 2 2 )/(70,8 м) = а

            а = 0,712 м/с 2

            Вернуться к задаче 7

             

          8. Дано:

            v i = 0 м/с

            v f = 65 м/с

            а = 3 м/с 2

            Найти:

            д = ??
            v f 2 = v i 2 + 2*a*d

            (65 м/с) 2 = (0 м/с) 2 + 2*(3 м/с 2 )*d

            4225 м 2 2 = (0 м/с) 2 + (6 м/с 2 )*d

            (4225 м 2 2 )/(6 м/с 2 ) = d

            д = 704 м

            Вернуться к задаче 8

             

          9. Дано:

            v i = 22,4 м/с

            v f = 0 м/с

            т = 2,55 с

            Найти:

            д = ??
            d = (v i + v f )/2 *t

            d = (22,4 м/с + 0 м/с)/2 * 2,55 с

            d = (11,2 м/с)*2,55 с

            д = 28,6 м

            Вернуться к задаче 9

             

          10. Дано:

            а = -9,8 м/с 2

            v f = 0 м/с

            д = 2,62 м

            Найти:

            v i = ??
            v f 2 = v i 2 + 2*a*d

            (0 м/с) 2 = v i 2 + 2*(-9,8 м/с 2 )*(2,62 м)

            0 м 2 2 = v i 2 — 51,35 м 2 2

            51,35 м 2 2 = v i 2

            v i = 7,17 м/с

            Вернуться к проблеме 10

             

          11. Дано:

            а = -9,8 м/с 2

            v f = 0 м/с

            д = 1,29 м

            Найти:

            v i = ??

            т = ??

            v f 2 = v i 2 + 2*a*d

            (0 м/с) 2 = v i 2 + 2*(-9,8 м/с 2 )*(1,29 м)

            0 м 2 2 = v i 2 — 25,28 м 2 2

            25,28 м 2 2 = v i 2

            v i = 5,03 м/с

            Чтобы найти время зависания, найдите время до пика и удвойте его.

            v f = v i + a*t

            0 м/с = 5,03 м/с + (-9,8 м/с 2 )*t до

            -5,03 м/с = (-9,8 м/с 2 )*t до

            (-5,03 м/с)/(-9,8 м/с 2 ) = t up

            t до = 0,513 с

            время зависания = 1,03 с

            Вернуться к задаче 11

             

          12. Дано:

            v i = 0 м/с

            v f = 521 м/с

            d = 0,840 м

            Найти:

            а = ??
            в ф 2 = v i 2 + 2*a*d

            (521 м/с) 2 = (0 м/с) 2 + 2*(а)*(0,840 м)

            271441 м 2 2 = (0 м/с) 2 + (1,68 м)*a

            (271441 м 2 2 )/(1,68 м) = а

            а = 1,62*10 5 м/с 2

            Вернуться к задаче 12

             

          13. Дано:

            а = -9,8 м/с 2

            v f = 0 м/с

            т = 3,13 с

            Найти:

            д = ??
            1. (ПРИМЕЧАНИЕ: время выхода на пик траектории составляет половину общего времени зависания — 3,125 с. )

            Первое использование: v f  = v i  + a*t

            0 м/с = v i  + (-9,8 м/с 2 )*(3,13 с)

            0 м/с = v i  — 30,7 м/с

            v i = 30,7 м/с (30,674 м/с)

            Теперь используйте: v f 2  = v i 2  + 2*a*d

            (0 м/с) 2  = (30,7 м/с) 2  + 2*(-9,8 м/с 2 )*(d)

            0 м 2 2  = (940 м 2 2 ) + (-19,6 м/с 2 )*d

            -940 м 2 2  = (-19,6 м/с 2 )*d

            (-940 м 2 2 )/(-190,6 м/с 2 ) = d

            д = 48,0 м

            Вернуться к задаче 13

             

          14. Дано:

            v i = 0 м/с

            д = -370 м

            а = -9,8 м/с 2

            Найти:

            т = ??
            d = v i *t + 0,5*a*t 2

            -370 м = (0 м/с)*(t)+ 0,5*(-9,8 м/с 2 )*(t) 2

            -370 м = 0+ (-4,9 м/с 2 )*(t) 2

            (-370 м)/(-4,9 м/с 2 ) = t 2

            75,5 с 2 = т 2

            т = 8,69 с

            Вернуться к задаче 14

             

             

          15. Дано:

            v i = 367 м/с

            v f = 0 м/с

            d = 0,0621 м

            Найти:

            а = ??
            v f 2 = v i 2 + 2*a*d

            (0 м/с) 2 = (367 м/с) 2 + 2*(а)*(0,0621 м)

            0 м 2 2 = (134689 м 2 2 ) + (0,1242 м)*a

            -134689 м 2 2 = (0,1242 м)*a

            (-134689 м 2 2 )/(0,1242 м) = а

            а = -1,08*10 6 м/с 2

            (Знак — означает, что пуля замедлилась.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *