Реки моря озера россии: Крупнейшие реки и озера России

Самые известные моря, реки и озера России

Главная / География / Самые известные моря, реки и озера России

admin 01.01.2022 География Комментировать

На территории России находится множество водных объектов. Это разные по характеристикам моря, озера, реки. К числу наиболее известных, о которых знают во всем мире, относятся несколько из них.

Известные российские моря

Черное море. Принадлежит к водам Атлантического бассейна, размещается на юго-западе страны. В некоторых точках глубина достигает 2 км. Поскольку вода ближе ко дну имеет в составе повышенное количество сероводорода, животных или растений здесь практически нет.

Азовское море. Получило известность во всем мире благодаря тому, что считается самым мелким соленым водоемом на планете. В самом глубоком месте высота водяного столба здесь не превышает 13,5 м. Поскольку море мелководное, то летом вода в нем прогревается практически до самого дна, а замой оно затягивается льдом.

Каспийское море. Отличается от других российских морей тем, что не сообщается с Мировым океаном, его границы замкнутые. Ученые в рамках исследований водоема установили, что у него нет стоков. Поддержание уровня воды происходит за счет испарения, впитывания влаги морским дном и создания искусственных водозаборов.

Охотское море. Водоем является одним из наиболее значимых, поскольку здесь ведется промысел многих видов рыбы. Расположенное в юго-восточной части страны, Охотское море считается одним из самых холодных. Зимой температура воды опускается до -1,8 градусов, а летом не повышается более +18.

Баренцево море. Считается самым крупным в акватории Северного Ледовитого океана. Из-за особенностей географического положения водоем не прогревается более чем до +10 градусов. Из-за этого даже летом здесь можно увидеть льдины.

Балтийское море. Принадлежит бассейну Атлантического океана, является неглубоководным (в самой нижней точке дна высота водяного столба не превышает 470 м). Из-за того, что вода здесь слабосоленая, растительный и животный мир Балтийского моря достаточно скудный.

Известные реки России

Волга. Это самая крупная водная артерия, расположенная на европейской территории страны. Общая протяженность ее русла приближается к 4 тыс. км. Особенность реки в том, что она впадает в Каспийское море, а оно, как известно, не сообщается с Мировым океаном.

Обь. Эта река вместе со своим притоком Иртышом является достаточно протяженной: ее длина составляет более 5 тыс. км. Пересекая практически всю территорию Сибири, Обь уверенно удерживает титул «самой широкой». В некоторых местах русло разливается до 50 км в ширину.

Амур. Вместе со своими крупными притоками эта река уверенно занимает второе место по общей протяженности. Ее русло простирается на более чем 4 тыс. км. Амур считается наиболее «богатым» в плане разнообразия растительного и животного мира.

Лена. По протяженности она немногим уступает Амуру, но все равно входит в пятерку самых протяженных рек России. Лена интересна своими крутыми берегами, которые покрыты густыми хвойными лесами.

Енисей. Несмотря на то, что протяженность реки составляет чуть более 3 тыс. км, в ее русле размещается целых три гидроэлектростанции. Поэтому Енисей считается не только важным природным объектом, но и представляет определенный промышленный интерес.

Известные озера на территории России

Байкал. Озеро занимает общую площадь в 31,5 тыс. кв. км. Это крупнейший пресный водоем на всей планете, который сумел сохранить свой колорит, уникальную природу вплоть до наших дней. Глубина водоема колеблется в пределах от 744 до 1642 м. В его водах обитает множеств видов рыбы и животных, включая байкальского омуля и нерпу.

Ладожское озеро. Среди крупнейших российских озер оно уверенно занимает вторую позицию, однако в Европе крупнее него нет. Общая площадь водоема приближается к 18 тыс. кв. км, высота водяного столба в самой глубокой точке составляет 230 м. Озеро очень чистое, на некоторых участках видимость достигает 4 м в глубину. Из Ладоги берут воду более 35 крупных и малых рек.

Онежское озеро. По размерам оно занимает второе место среди европейских водоемов и третье среди российских. Площадь водяной глади Онежского озера составляет почти 10 тыс. кв. км, самая удаленная точка дна от поверхности находится на расстоянии 127 м. Вместе с Ладогой этот водоем создает очень интересный природный тандем.

А теперь оцените статью

Средний балл 4 / 5. Число голосов: 5

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России» | План-конспект урока по окружающему миру (4 класс):

Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России»

Учитель: Доржиева С.Ц.

Класс: 4 «в»

Дата: 09.10.2019

Тема:  Моря, озера и реки России.

Тип: комбинированный

    Цель: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

    Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием речи.
  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

Здоровьесберегающие:

Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Ученик получит возможность:
  • Сформировать представление о морях, озёрах и реках России.
  • Познакомиться с географическим положением рек.
  • Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России.
  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.

Метапредметные

  • Познавательные:
  • Ученик получит возможность:
  • научиться  ориентироваться в своих знаниях,
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
  • научится использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.
  • Регулятивные:
  • Ученик получит возможность:
  • определять и формулировать тему и цель урока,
  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
  • вносить коррективы в план действий.
  • Коммуникативные:
  • Ученик получит возможность:
  • научиться  оформлять свои мысли в устной форме,
  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Личностные

  • Ученик получит возможность:
  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей;
  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • понимать настроение, чувства других.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 4 класс (1 часть),  рабочая тетрадь (1 часть), конверты с заданиями.

ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация, физическая карта России.

Ход урока

Этапы урока, методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности.Орг.момент.

— Вы готовы? Стол в порядке? (Да)
Начинается урок — окружающий мир. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.

Настроиться на работу, проверить готовность к уроку.

Л: принять образ хорошего ученика.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод.

-беседа

Диалоговый

Повторение изученного материала. 
— Какая тема была прошлого урока? (Равнины и горы России)

— Давайте повторим.

1) Самые высокие горы России? (Кавказские)

2) Что за гора изображена на фото? (Эльбрус)Слайд1.

Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»?

3) Где находится Ильменский заповедник? (На Урале)

— А сейчас возьмите листы с тестами на с. 19 и решите тест по этой теме.

Принимать участие в диалоге с учителем

Показ на карте

Работа в парах.

Решать тест

К: активно слушать

Л: положительная  самооценка.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Объяснительно-иллюстративный

Прогнозирование

—  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

—  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

—  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2) —  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

—  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

«Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!»

-Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины

. Чтобы узнать, какая это тема, я предлагаю отгадать загадку, которая поможет вам ее определить.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода) 

— Ребята, посмотрите на снимок Земли, сделанный из космоса. (Слайд 2) Какой цвет здесь преобладает? Почему?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Какую поставим цель?

Участвовать в обсуждении данного вопроса,

отвечать на вопросы,

формулировать тему

ставить цели урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: понимать информацию представленную в данном тексте

Р: определять цель учебной деятельности самостоятельно

IV.Открытие нового знания

Объяснительно-иллюстративный

Словесный метод

— беседа

— рассказ

Наглядный метод

— демонстрация

Работа по группам .Выборочная работа.

Физ. Минутка

Практический

Частично-поисковый

— На нашей планете много воды. Вода покрывает 70% всей поверхности планеты. Сегодня мы отправляемся в путешествие по водным просторам нашей страны.

– Что называют водными просторами? (Слайд )

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд )

– Сколько океанов на нашей планете? (Океанов всего 5: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океан., Южный Показ по карте Слайд )

– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий. 

  Работаете по алгоритму.

1.Какие моря омывают берега России?

2. Интересные сведения

3.Что общего у всех морей? (из книги)

Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Слайд )

  • Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море.

Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете?  

На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море.  О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу».

–         Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах?

  • Сколько всего морей омывают Россию?

   Физ. Минутка

Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. Сколько на земле озер? Слайд  На территории России около 2млн.озер. Их называют голубыми глазами Земли. Самое большое озеро по территории Каспийское из –за больших размеров его называют Морем. Желтый магнит прикрепляю.

Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, максимальная глубина — 1025 м. В него впадают 130 рек. Самые крупные из них – Волга и Терек. (Слайды  

  • Какое озеро вам уже знакомо?

Байкал.  Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайды )

Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». В Ладожском озере – Дорога жизни,берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит  город Санкт-Петербург. (Слайды

Ладожское Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни.

Чудское озеро На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище

.– Какое озеро самое большое в мире?

— Чем озера отличаются от морей? (у моря есть выход к океану)

5. Реки. (Слайд

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Прочитайте о самых больших реках России в книге.стр68. Найдите на карте реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур.

  • Почему города строятся на реках?
  • Наш город на какой реке построен?

Самостоятельная работа.  

 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.

  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
  • 3 вариант – реки Средне-cибирского плоскогорья. 

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 6–9)

1группа — Тихий океан.

2группа.- Северный ледовитый океан.

3группа — Атлантический океан.

Рассказ сопровождается показом на карте,

— Моря Северного Ледовитого океана  очень холодные, они покрываются льдами.

А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

Она соленая и непригодна для питья

11.

(у моря есть выход к океану)

Повторять движения

Отвечать на вопросы

Работать с карточками в парах

Слушать учителя

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: уметь выражать свое мнение

К: уметь выслушивать своего товарища

Л:Уметь производить самоконтроль

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический метод

— упражнение

Репродуктивный.

Самостоятельная работа

Проверим, как вы запомнили материал.

Выполните задание №2 в рабочей тетради.

Вместе проверим.

1) Баренцево, Чукотское, Лаптевых, Карское, Белое Восточно-Сибирское (слайд )

2) Охотское, Японское, Берингово  (слайд )

3) Балтийское, Черное, Азовское  (слайд )

Найдите и закрасьте название крупнейших рек в упражнении №4. Какие это реки? (Енисей, Волга, Обь, Амур, Лена) стр 35

Работать с тетрадью

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

П: понимать информацию представленную в данном тексте

VI. самостоятельная работа с самопроверкой

А сейчас выполните задание №3 и вместе проверим.

а) да                                в) нет. Ладожское     д) да

б) нет. Байкал                г) да

Работать с тетрадью

Р:Уметь производить самоконтроль

VII. Включение в систему знаний и повторение

Словесный метод

— беседа

Практический метод

— упражнение

Репродуктивный

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 

Дополнять предложения, работать с картой

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: уметь выражать свое мнение

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный метод

— беседа

– Вот завершилось наше путешествие

— У кого были затруднения?

Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

Какие сведения показались наиболее интересными?

Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

— Всем спасибо, урок окончен!

Отвечать на вопросы

Подводить итоги

Р: оценка своей работы

К: уметь выражать свое мнение

IX. Итог урока

Дома вам нужно будет прочитать в учебнике с. 66-69, рабочая тетрадь № 1,5,6

Тест

1.   Наш город расположен на…

     а) Средне-Сибирском плоскогорье;

     б) Восточно-Европейской равнине;

     в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли назвали…

     а) вулканы Камчатки;

     б) Кавказские горы;

     в) Уральские горы.

Самые высокие горы России – это…

     а) Саяны;        

     б) Алтай;

     в) Кавказские горы;

     г) Вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина – это…

     а) холмистая равнина;

     б) плоская равнина.

     в)плоскогорье

Покажите на карте, прикрепите 2- Восточно-Европейская равнина

5. В список Всемирного наследия включены…

      а) вулканы Камчатки;

      б) Саяны;

      в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен…

      а) на Кавказе;

      б) в Саянах;

      в) на Урале.  

  равнина

Тест

1.   Наш город расположен на…

     а) Средне-Сибирском плоскогорье;

     б) Восточно-Европейской равнине;

     в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли назвали…

     а) вулканы Камчатки;

     б) Кавказские горы;

     в) Уральские горы.

Самые высокие горы России – это…

     а) Саяны;        

     б) Алтай;

     в) Кавказские горы;

     г) Вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина – это…

     а) холмистая равнина;

     б) плоская равнина.

     в)плоскогорье

Покажите на карте, прикрепите 2- Восточно-Европейская равнина

5. В список Всемирного наследия включены…

      а) вулканы Камчатки;

      б) Саяны;

      в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен…

      а) на Кавказе;

      б) в Саянах;

      в) на Урале.  

 

     

 Диагностика достижения планируемых результатов

1) Подчеркни лишнее слово, умей устно объяснить.

      А) Лена, Волга, Байкал, Енисей.

      Б) Дон, Марс, Енисей, Днепр.

      В) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское.

      Г) Каспийские, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

2) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.

       Самая длинная река России – это….

       Река, впадающая в Каспийское море, — это ….

       Самое большое по площади озеро России – это …..

       В список Всемирного наследия внесено озеро….

3) Работа по контурным картам.

        Заштрихуйте синим карандашом – Балтийское море, Черное море.

        Раскрасьте голубым карандашом – Каспийское озеро-море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.

        Обведите синим карандашом реки – Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга.

Контурные карты сдаются учителю на проверку

         

   Диагностика достижения планируемых результатов

1) Подчеркни лишнее слово, умей устно объяснить.

      А) Лена, Волга, Байкал, Енисей.

      Б) Дон, Марс, Енисей, Днепр.

      В) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское.

      Г) Каспийские, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

2) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.

       Самая длинная река России – это….

       Река, впадающая в Каспийское море, — это ….

       Самое большое по площади озеро России – это …..

       В список Всемирного наследия внесено озеро….

3) Работа по контурным картам.

        Заштрихуйте синим карандашом – Балтийское море, Черное море.

        Раскрасьте голубым карандашом – Каспийское озеро-море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.

        Обведите синим карандашом реки – Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга.

Контурные карты сдаются учителю на проверку

Реки и озера Камчатки

Реки

Огромное количество осадков, наличие вечной мерзлоты, длительное таяние снегов в горах, слабое испарение, горный рельеф явились ключевыми моментами в развитии чрезвычайно густой гидросети Камчатского края.

На Камчатке 140 100 рек и ручьев и только 105 длиннее 100 км (60 миль) . Несмотря на небольшую глубину, реки довольно полноводны.

Реки Камчатка (длина 758 км или 471 миля) и Пенжина (713 км или 443 мили) отличаются своими размерами. Большинство рек Камчатки текут в широтном направлении в зависимости от меридионального характера основных водоразделов, таких как Срединный и Восточный хребты

.

Камчатские реки имеют горный характер в верховьях и спокойный в долинах. Обычно многие из них откладывают косы при впадении в море и подводные волны и отмели в устьях.

В горах реки текут в относительно узких V-образных долинах с крутыми склонами и имеют быстрое течение с частыми порогами. Дно и склоны долин сложены обломочными породами в виде валунов, гальки и гравия. По мере приближения рек к долинам скалы в долинах и руслах рек становятся меньше; течение становится медленнее и спокойнее. В общем виде приморские низменности представляют собой композицию плоских заболоченных участков, сосредоточенных преимущественно у берегов моря, волнистых и холмистых междуречных пространств и широких речных долин. В холмистых и извилистых долинах русла разветвляются на протоки и рукава, а в приморских низменностях они образуют множество излучин и старых русел.

Горные реки широко распространены в горных районах. В основном они соответствуют верховьям рек, однако крупные реки имеют иной рисунок. Нередко при пересечении рукавов хребтов реки приобретают горный характер течения в среднем или даже нижнем течении благодаря крутым уклонам долины.

Реки в горных районах с максимальным перепадом уровней имеют русла с порогами и водопадами. Для них характерно чередование порогов и водопадов с застойными участками. Такие реки отличаются небольшими размерами и обычно текут по дну узких долин с крутыми склонами. Протяженность таких участков может составлять от нескольких процентов всей длины реки (если река впадает в предгорья и долины вниз по течению) до 100% (малые реки и ручьи, протекающие в горных районах на всем протяжении).

По мере выравнивания рельефа пороги и водопады исчезают, но характер течения остается стремительным. Кроме того, по мере впадения притоков в реки увеличивается их размер и водность (т. е. количество воды, протекающей через поперечное сечение реки за определенный период времени). Для таких рек характерна прямолинейная форма русла с отдельными одиночными островами и вынужденными изгибами. Образование таких изгибов связано с тем, что речной поток пытается огибать скальные выступы, сложенные прочными несокрушимыми горными породами, в результате чего река приобретает извилистую форму.

В некоторых районах горные реки образуют крупные эрозионные ямы глубиной в десятки раз превышающей среднюю глубину реки. Эти ямы являются лучшим убежищем для рыбы, так как скорость течения там очень быстро падает.

На крупных реках Камчатки можно наблюдать участки с быстрым течением. Узкие долины с крутыми склонами, большие скорости (> 1 м/с) могут быть обусловлены стеснением рек рукавами горных хребтов. На реках, имеющих не очень глубокое и наклонное русло, встречаются участки со значительным уклоном, что приводит к резкому увеличению скорости течения, что в связи с малой глубиной и каменистым руслом делает течение очень быстрым. Такие реки, как правило, текут в едином русле и всего несколько островов делят течение на рукава. Острова высокие, сложены булыжными скоплениями с зарослями березы и ольхи. Открытые галечные отмели образуются вверх и вниз по реке островов.

Красивые берега горных рек привлекают внимание. По мере приближения к хребтам они выглядят как высокие скальные уступы. Мох и лишайник на них придают породам красновато-бурую или зеленую окраску.

При переходе от горных условий к долинным резко меняется крутизна речных долин и скорость течения. По этим причинам поток становится недостаточно мощным, чтобы двигать речные наносы (валуны, галька). Этот материал откладывается прямо в русле реки и образует характерные небольшие островки. В результате образуется причудливый и очень динамичный узор из множества каналов, разделенных небольшими островами. Такие типы русла в основном распространены в низовьях небольших рек.

Еще одной отличительной особенностью этих рек является большое количество затонувших бревен (стволов и веток разной величины) в русле реки, так как река впадает в лесной массив. В периоды весеннего таяния снега, а также после обильных дождей уровень воды и скорость течения в реках повышаются, а водный поток интенсивно омывает берега рек. В результате огромное количество древесного материала попадает в реку и откладывается вниз по течению в виде галечных отмелей, вблизи островов или прибрежных песчаных отмелей. Именно наибольшие скопления веток, пней, а также целых стволов деревьев обуславливают разбиение реки на протоки, а некоторые из них имеют обратное течение по сравнению с основным направлением течения реки.

В результате практически невозможно использовать всю протяженность рек для сплава.


Распределение рек по бассейнам. Все реки Камчатского края относятся к бассейнам Охотского и Берингова морей и бассейну Тихого океана.

Реки западной Камчатки впадают в Охотское море. Большинство из них начинаются в Срединном хребте. Меньшая часть появляется в предгорьях или торфяных болотах. В верховьях они текут в узких каньонах с многочисленными порогами и водопадами; на равнине их долины становятся шире (до 5—6 км или 3—4 миль), берега ниже, а течение медленнее. Реки образуют каналы и имеют множество песчаных отмелей.

Болотистые реки совсем не похожи на прозрачные стремительные горные ручьи. Русло их в основном узкое и глубоко заторфованное. Как и в болотных ручьях, вода в них темно-бурая, а течение медленное. После дождей они сильно вздуваются. Обычно они начинаются с небольших овальных или круглых озер.

Крупнейшей из рек, впадающих в Охотское море, является река Пенжина (713 км или 443 мили). Река берет начало в Колымском хребте и впадает в Пенжинскую губу. Реки Оклан и Черная — крупнейшие притоки Пенжины. Реки Большая, Тигил, Ича, Воровская, Крутогорова выделяются среди других рек западной части Камчатки.

Реки, впадающие в Берингово море, даже короче рек западной Камчатки. Большинство из них имеют ярко выраженный горный характер на всем протяжении до устья. Самые крупные из них начинаются в Срединном хребте: Озерная (длина 199 км), Ивашка, Карага, Анапка, Валоваям. С Корякского нагорья в Берингово море впадают реки Вывенка, Пахача, Апука.

Реки Юго-Восточной Камчатки впадают непосредственно в Тихий океан. Жупанова, Авача и Камчатка — самые крупные.

Камчатка (длина 758 км или 471 миля, водосборный бассейн 55 900 кв. км 21 583 кв. м) — крупнейшая река края. Она отличается от других камчатских рек тем, что большая часть ее длины проходит по Центрально-Камчатской низменности и имеет горный характер только в верховьях. Река имеет множество притоков. Слева от него Козыревка, Быстрая, Еловка; а Щапина и Большая Хапица — самые крупные из его притоков справа от него.

Реки Камчатки окружены ландшафтом, абсолютно уникальным по характеру растительности. В условиях типичной для поймы зоны запыленности вырастает чудовищных размеров трава, где может спрятаться имаго. Они сопровождаются кустарниковыми зарослями и вместе создают действительно непроходимые заросли.

Тропы диких животных — еще одна особенность затопленного ландшафта. Тропинки пробиты даже в самых диких бордюрах вдоль водоемов и передвигаться по ним можно без труда (разве что встречу с четвероногим косолапым другом). малые озера Камчатки. По своей природе их можно разделить на шесть типов. Каждый тип относится к определенному району края.

1. Многочисленные кратерные и подпорные озера распространены в районах древнего и современного вулканизма. Кратерные озера (иногда содержат горячую воду) имеют небольшие размеры и расположены на значительной высоте. Подпорные озера, образовавшиеся в результате перекрытия рек лавовыми потоками (озеро Паланское).

Небольшие бассейны с горячей водой часто образуются в местах расположения горячих источников. Крупные кальдерные озера (Курильское озеро) относятся к озерам, связанным с вулканизмом.

2. Древние озера составляют вторую большую группу и расположены в основном в долине реки Камчатка.

3. Лагунные озера, отделенные от моря песчаными отмелями, расположены на побережьях, в основном, вблизи устьев рек. Они имеют значительные размеры. Например, озеро Нерпичье — самое большое озеро на Камчатке. Он имеет площадь 448 кв. км (173 кв. м) и глубину от 4 до 13 м (13-43 футов).

4. Водосбросные озера образовались в результате раскола и опускания некоторых участков земной коры. Они отличаются простотой очертания берегов. (озеро Дальнее в районе поселка Паратунка).

5. Еще один тип – ледниковые озера, расположенные у подножия хребта, где они иногда образуют типичный ландшафт.

6. В крае широко распространены торфяные озера.

Многие озера образовались под влиянием каких-то факторов и отнести их к какому-либо определенному типу невозможно.

Золотистый карп и щука водятся в мелководных и хорошо прогреваемых озерах. В некоторых озерах водится амурский сазан.

В то же время озера являются идеальными нерестилищами для лосося, а Курильское и Нерпичье – лучшими в мире.

Некоторые озера уникальны. Например, Курильское озеро представляет собой древнюю кальдеру, заполненную водой. Среди вулканических озер России нет ни одного озера, подобного ему по строению. При относительно небольших размерах (77,1 кв. км или 29,8 кв. м) это озеро довольно глубокое (306 м или 1004 фута) и является одним из самых глубоких озер Евразии. Панорама озера своеобразна. Он окружен величественными конусами вулкана. Берега и подводные склоны крутые и каменистые. На склонах вулканов можно увидеть древние озерные террасы.

В виде пиков со дна поднимаются острова, один из них — трехгранная скала Алаид.

Многочисленные горные ручьи, смешанные с водой горячего источника, питают озеро. Из него вытекает слабо замерзшая река Озерная. Это озеро является одним из важнейших нерестилищ нерки.

В кратерах и кальдерах многих вулканов есть озера, которые не замерзают всю зиму, поэтому там часто зимуют утки и лебеди.

Когда-то огромное озеро почти полностью высыхает

Когда-то огромное море почти полностью высыхает

01:00 — Источник: Си-Эн-Эн

Основные моменты истории

Восточная доля того, что сейчас известно как Южное Аральское море, полностью высохло

Недавние снимки Земной обсерватории НАСА показывают этапы упадка озера

Бедствие началось с отвода притоков озера в советское время для нужд сельского хозяйства

Повышение солености, химическое загрязнение усугубили бедствие

Си-Эн-Эн —

Аральское море когда-то было четвертым по величине озером в мире. Сейчас большая ее часть представляет собой обширную ядовитую пустыню, раскинувшуюся между Казахстаном и Узбекистаном, двумя бывшими советскими государствами в Центральной Азии.

На недавно опубликованных изображениях Земная обсерватория НАСА показывает масштабы рецессии озера за последние 14 лет.

Ущерб достиг своего пика в этом году, когда восточная часть Южного Аральского моря, которая фактически была центром первоначального озера, полностью высохла.

До 1960-х годов Аральское море питали две реки, Амударья и Сырдарья, которые приносили таяние снегов с гор на юго-восток и местные осадки. Но в 1960-х годах Советский Союз отводил воду из двух рек в каналы для снабжения сельского хозяйства региона.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *