Развиваться разобрать по составу: Страница не найдена

Содержание

Разбор слова по составу

Открытый урок

в 3 «Г» классе»

по предмету

русский язык

Тема: «Разбор слова по составу»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ СОШ№6

Магомедова Виктория Павловна

Тема: Разбор слова по составу (закрепление).

Цели урока:

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами закрепим знания по теме « Состав слова». Посмотрим, над чем надо еще поработать, выявим знатоков темы. Работа предстоит серьезная, настроение должно быть хорошее и у вас, и у меня.

Но сначала вспомним то, что вы уже знаете.

II.Актуализация опорных знаний.

- Я вам предлагаю решить грамматическую задачу. Слушайте внимательно.

Родственники.

- Вы кто такие?

- Я - Гусь, это- Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница- гусеница.

? - Чему удивились гуси?

- Есть ли в этом рассказе родственники?

- Права ли гусеница? ( Родня ли Гусеница Гусю?)

- Что такое родственные слова?

- Какие еще части слова, кроме корня, вы знаете?

- Послушайте о них. ( 5 человек )

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Корень слова главная,

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Называем мы основой.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я если заменю

Другое слово получу.

Обозначу уголком

Называю суффиксом.

- А теперь давайте вспомним порядок разбора слова по составу.

1. Окончание.

2. Основа.

3. Корень.

4.Приставка.

5. Суффикс.

III. Чистописание.

- Молодцы! Ваши мысли в порядке, а пальчики по-прежнему послушны? Сейчас посмотрим.

-Послушайте стихотворение и вы узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.

Стал под буквой «Т» трамвай:

Хочешь ехать - не зевай.

«Т»- зовет тебя в такси

Ты шофера попроси

Вмиг тебя доставит он

Точно в заданный район.

1.- Вы уже догадались, что мы повторим, как пишется буква «т».

Показ на доске:

Тт То Тя

Тяжело в учении. Легко в бою.

(Работа над пословицей)

2. Массаж.

-Постучите в кулачки.

-Похлопайте в ладоши.

- Погрейте ладони.

- Разогрейте каждый пальчик.

- Помассажируйте подушечку каждого пальца.

- Покатайте ручку между ладонями.

3. Выполнение по образцу.

IV. Словарная работа.

- Я называя слово, а вы должны найти родственное слово из словаря.

Ягодка, сахарница, горошина, огородник, березняк, машинист, карандашница.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом.

- Это слово трамвай.

?- Знаете ли вы, что обозначает это слово?

Образовано от английских слов tram- вагон, и way- дорога, путь. Это городская наземная дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов

? - А какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?

- Подберите 2 однокоренных слова- имя существительное и имя прилагательное.

Трамвай, трамвайчик, трамвайный.

- Выделите общую части.

- При помощи какой части слова образовались эти слова?

V. Образование слов при помощи приставок.

- Еще какая часть слова служит для образования новых слов? (приставка)

при - вы- по- пере-

Ход

- Образуйте новые слова с корнем –ход.

- Какой вы знаете переход?

-В какое время года особенно опасно на дорогах? ( зимой)

VI. Образование новых слов с корнем –снег.

Трамвайчик привез нам телеграмму, правда с небольшим опозданием. В ней нам спешат о чем-то сообщить. Но, к сожалению, часть слов по дороге растерялась. Давайте найдем их и восстановим текст.

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с корнем – снег.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ____________. Теплым одеялом укроет________ землю. ____________метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______, строить ___________ крепости.

Проверка.

- От кого может быть телеграмма?

- Записать слова в тетрадь и разобрать по составу.

- Какое слово является проверочным? (снег, снежный)

Снежинки, снег, снежные, снеговик.

(Дети в тетрадях, по 1 человеку у доски разбирают слова по составу с подробным объяснением.)

(Дополнительно: подобрать слово с этим корнем к схеме

VII. Физкультминутка.

« Поймай родственное слово»

- Если я называю пару родственных слов- вы хлопаете -ловите, если слова не являются родственными- приседаете- не ловите.

Лес- лесник, река-ручей, кот-котик, сад-садовый, азбука-алфавит, лимон-лимонад, дом-домашний. дорога-подорожник,коза-козленок, вода-водитель, гриб-грибной, дом-дым, конь-конец.

VIII. Подбор слов к схемам.

Подобрать к каждой схеме свое слово.

зимушка

мороз

снежок

зазимок (первый мороз, первый снег)

IX. Работа по учебнику.

С. 128 упр.97

- Прочитайте слова и разберите их по составу.(1 ученик у доски)

Домик, избушка, носище, собачонка

- Назовите суффиксы в этих словах.

- Какой оттенок дают значению слова суффиксы?

X. Тест.

К концу подходит наш урок

И надо подвести итог.

- У вас на столах лежат листочки с тестом. Давайте ознакомимся с вопросами.

Нужно на каждый вопрос выбрать один правильный ответ и обвести букву в кружочек.

Тест.

( 5 вопросов. Время выполнения- 1 минута)

- Теперь из букв- ответов составьте слово. Какое слово у вас получилось? (Удача)

XI. Итог урока.

Ученику- удача, учителю- радость. Я рада за вас и хочу пожелать вам удачи.

XII. Домашнее задание.

с. 128 упр. 98

«Развевается» или «развивается»: как правильно?

На чтение 4 мин Просмотров 120 Опубликовано

В русском языке много глаголов, которые по-разному пишутся, но слышатся одинаково (омофоны). К таким словам относятся «развевается» или «развивается». Не всем понятно, с какой гласной, «е» или «и», нужно употреблять эти лексемы в письменной речи. Или нормативными считаются два варианта? Определим вместе, какая форма отвечает орфографическому правилу.

Как правильно пишется?

В современных словарях зафиксированы две формы – «развевается» и «развивается».

Часто эти слова заменяются друг другом, но так делать нельзя. Ошибки возникают из-за того, что сомнительная гласная находится в безударной позиции в корне, т.к. ударение падает на суффикс.

Поймём, какое из слов уместно писать в том или ином предложении, если внимательно изучим контекст, выполним морфемный разбор и правильно определим лексическое значение каждой из лексем.

Морфемный разбор слов «развевается» и «развивается»

Посмотрим, какими морфемами различаются анализируемые глаголы, разобрав их по составу.

Так, выполним полный морфемный разбор глагола «развевается»:

развевается

  • «раз» – префикс;
  • «ве» – корень;
  • «ва» – суффикс;
  • «ет» – окончание;
  • «ся» – постфикс.

Выделим основу – «развева».

Вычленим следующие морфемы в слове «развивается»:

развивается

  • «раз» – корень;
  • «ви» – корень;
  • «ва» – суффикс;
  • «ет» – окончание;
  • «ся» – постфикс.

К основе отнесём – «развива».

Как видим, у интересующих нас глаголов разные корни – «ве» и «ви».

В каких случаях пишут слово «развевается»

Начальная форма – «развеваться» (несовершенный вид). Проверить написание этого слова можно с помощью лексемы «веять».

Значение слова «развевается»

Если мы откроем словарь, то увидим, что глагол имеет несколько основных лексических значений:

  1. Трепетать, колыхаться на ветру; колебаться от ветра.
  2. Рассеиваться ветром или воздухом.

Примеры предложений

Рассмотрим предложения, в которых употребляется слово «развевается», чтобы закрепить приведённое правило:

  1. В мультфильме плащ моего любимого героя всегда развевается.
  2. На крыше соседнего дома развевается какая-то непонятная тряпка.
  3. Рубаха Егора развевается на ветру, но он всё равно продолжает идти вперёд.
  4. Елизавета спускается по лестнице, а длинный красный шлейф развевается за её спиной.
  5. На этой картине мы видим красивую чёрную лошадь. Её хвост развевается по ветру.
  6. Назар долго смотрел, как развевается на ветру прозрачная ткань и падает на землю.
  7. Татьяна Ивановна стоит на палубе, а за её плечами развевается синий шёлковый платок.
  8. Мы проснулись раньше всех и увидели, что над армейской палаткой развевается красный флаг.

В каких случаях пишут слово «развивается»

Начальная форма – «развиваться» (несовершенный вид). Подтверждает правописание проверочное слово «развитие».

Значение слова «развивается»

В тексте глагол «развивается» используется в двух основных значениях:

  1. Распрямляться, раскручиваться.
  2. Совершенствоваться; находиться в процессе развития.
  3. Становиться глубже (по своему содержанию).

Примеры предложений

Рассмотрим контексты, в которых представлена форма глагола «развивается»:

  1. Сейчас бизнес отца успешно развивается, но так было не всегда.
  2. Проект, запущенный в прошлом году, развивается.
  3. Надежда постоянно развивается: посещает разные курсы, много читает и учит иностранные языки.
  4. К сожалению, болезнь моей бабушки стремительно развивается.
  5. К Дмитрию Петровичу на работе все относятся с уважением, потому что он быстро развивается в профессиональном плане.
  6. Несмотря на проблемы со здоровьем, Митя хорошо развивается физически.
  7. Врач сказал, что из-за недостатка йода развивается хроническая усталость.
  8. По мнению специалистов, на сегодняшний день активно развивается продажа всевозможных гаджетов.

Ошибочное написание слов «развевается» и «развивается»

Неграмотно заменять глаголы друг другом, не учитывая их значения. Неверно – «розвивается», «розвевается», «развиваеться», «развеваеться».

Заключение

Итак, два глагола «развевается» и «развивается» считаются нормативными и могут употребляться на письме.

Однако они отличаются лексическими значениями, поэтому использовать их следует в подходящем контексте.

Запомним простое правило:

  • напишем «развевается»», если в предложении говорится о колыхании по ветру, воздуху;
  • выберем форму «развивается», если в тексте этот глагол выражает значение «находиться в процессе развития, совершенствования».

Также рекомендуется проверять правописание в орфографическом словаре.

Урок 51. УПРАЖНЕНИЕ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ | Поурочные планы по русскому языку 3 класс

Урок 51. УПРАЖНЕНИЕ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ