Как развивать творческие способности у детей
Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Чем раньше мы начнём формировать у ребёнка творческий подход ко всему – тем успешнее он будет в жизни. С чего начать — расскажет наша статья.
1 Что такое творческие способности?
2 Творческие способности детей дошкольного возраста
3 Условия для успешного развития талантов
4 Раннее развитие детей
5 Методы развития творческих способностей детей
6 Развитие творческих способностей через игру
7 Идеи для творческого развития ребёнка
7.1 Видео, раскрывающее секрет регулярных успешных творческих занятий с ребёнком
8 Радуйтесь творческим успехам!
Что такое творческие способности?
Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.
Творческие способности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей. В детском саду дошкольник может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других. Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал малыша.
Условия для успешного развития талантов
Следует помнить о том, что таланты ребёнка будут развиваться, если соблюдать такие условия:
- раннее начало творческого воспитания
- свободный выбор деятельности
- разнообразие видов деятельности
- благоприятная развивающая среда
- поддержание постоянного интереса ребёнка к творческой деятельности.
«А знаете ли вы, что в каждом человеке заложены творческие способности? Примите это как данность и развивайте их!»
Раннее развитие детей
Идеи раннего развития сегодня очень популярны. Мамы стали осознавать, что чем раньше они начнут заниматься творчеством с ребёнком, тем он будет гораздо смышлёнее своих сверстников. Для этого можно посещать с малышом центры раннего развития, читать психолого-педагогическую литературу, узнавать о различных методах воспитания в Интернете. А проще всего – создать творческую атмосферу дома.
Методы развития творческих способностей детей
1. Введите творческие моменты в повседневную жизнь!
Привлекайте ребёнка к разным домашним делам. Лепите пирожки – дайте ребёнку кусочек теста: пусть создаст своё изделие. Как интересно будет вылепить фигурку и потом (с помощью мамы!) испечь её! Уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за цветами – дети с удовольствием займутся бытовыми делами вместе с взрослыми. В процессе они будут заниматься новыми увлекательными занятиями, часто играя, а значит, развивая творческий подход к делу! Всё делайте вместе! Дети обожают заниматься чем-то интересным вместе с папой и мамой!
2. Создавайте с ребёнком «шедевры» из разнообразных материалов!
Этим вы будете способствовать развитию творческого мышления и мелкой моторики. Например, создайте зимний ночной пейзаж с помощью клея и соли. Нарисуйте произвольный рисунок клеем на чёрном листе бумаги, а после посыпьте бумагу солью — получится «снег». Стряхните лишнее и увидите, что зимний пейзаж готов. Если же использовать различные крупы – вы сможете создавать разноцветные творения, что принесёт большое удовольствие от подобной игры и вам, и малышу! Получившийся «шедевр» станет приятным подарком родственникам или важным элементом семейной галереи.
3. Чаще общайтесь с природой!
В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. Развитию творческого взгляда ребёнка на мир способствует изготовление поделок из природных материалов: листьев, семян, шишек, каштанов, ракушек, морских камешков, песка. Такой способ очень быстро даст положительные результаты, которые будут выражаться в стремлении ребёнка к познанию, развитии креативного и логического мышления.
4. Не забывайте о развитии речи!
Для того чтобы ребёнок научился выражать свои идеи словесно, важно развивать и его речь. Придумывайте вместе с малышом сказки, создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие. Давайте ребёнку слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни. Полезно играть в разные ассоциативные игры, где малышу будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами, и составить с ними рассказ, который можно снабдить иллюстрациями! Хорошим продолжением этой увлекательной истории может быть игра на этой основе, где героев будут ждать удивительные приключения.
Развитие творческих способностей через игру
Игра как основной способ деятельности дошкольников влияет на формирование личности, в том числе и творческого начала. Развивайте малыша, играя с ним. В арсенале у ребёнка должны быть развивающие игры, игрушки, конструкторы, мозаики, раскраски, аппликации.
Займитесь с малышом и этими увлекательными играми-занятиями:
1. «Весёлые картинки»
Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т.д.
2. «Угадай!»
Поместите любой предмет какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите малышу угадать, что там. Пусть ребёнок размышляет: задаёт вопросы, фантазирует, выстраивает логическую цепочку.
3. «Хорошо и плохо»
Родители называют предмет либо явление, а ребёнок должен размышляет о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, снег: хорошо, что можно кататься на санках, плохо, что можно простудиться. Печь: хорошо, что можно приготовить пищу, плохо то, что обжечься.
4. «Слова»
Едете в транспорте, стоите в очереди с малышом, гуляете – не теряйте время попусту, играйте в «Слова»! Скажите любое слово и предложите маленькому выдумщику подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный — горячий, весёлый — грустный; синонимы (близкие по значению): хороший — отличный, обманывать — врать и т. д.
5. «Необычное использование предмета»
Предложите ребёнку находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д. Пусть он придумает необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов! Не ленитесь, придумывайте различные логические задачки! Кстати, это прекрасный повод развить и ваше логическое мышление. Пополняйте запасы своих головоломок из специальной литературы или всемирной паутины.
6. «А вдруг?»
Предложите малышу развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?
Идеи для творческого развития ребёнка
Домашний кукольный театр. Развитию творческого начала будут способствовать и представления домашнего кукольного театра, которые можно устраивать во время уикендов и семейных праздников. Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии вашего ребёнка! А одобрение присутствующих на представлении членов семьи и гостей продемонстрируют малышу, как замечательно творчески проявлять себя, фантазировать!
Рисование. Первые опыты по изобразительному искусству можно начинать, когда малышу едва исполнится 6 месяцев. В этом возрасте вместо кисти малыши используют свои ладошки — это называется «пальчиковое рисование», которое относится к методикам раннего развития. Сегодня оно очень популярно. Усадите малыша на высокий стульчик со столиком, повяжите фартук, положите лист бумаги и разрешите окунать пальчики в краски! Увидите, какие необычные картины получатся! Это не только доставит удовольствие вам и вашему ребёнку, но поможет больше узнать ему о цветах, фактурах и свойствах предметов. А работа пальчиками будет стимулировать деятельность головного мозга маленького художника! Когда малыш подрастёт, снабдите его всеми средствами для рисования: альбомами, фломастерами, карандашами, акварельными красками и гуашью, кисточками. Покажите малышу, как верно держать карандаш и кисточку, использовать разные краски. В процессе рисования малыш выучит цвета, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, а через время порадует пейзажами и портретами!
«Это интересно! Выдающийся педагог Василий Сухомлинский писал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, имея ввиду, что там расположены нервные окончания, отвечающие за работу головного мозга. Следовательно, пальчиковое рисование и лепка будут стимулировать развитие мозга вашего малыша!»
Лепка. Лепить очень полезно, ведь это стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, развивает мелкую моторику ребёнка, творческое мышление и воображение. Приобретите качественный нетоксичный пластилин, специальную массу или глину для лепки – и пусть малыш катает шарики, колбаски и колечки! Не ограничивайте фантазию – в технике лепки можно научиться делать даже картины или сказочных героев!
Чтение. Читайте ребёнку ежедневно, никак не меньше 30 минут в день. Стихи, сказки, рассказы, загадки и поговорки — всё это принесёт малышу радость, благотворно повлияет на развитие памяти. Когда ребёнок подрастёт — обязательно запишитесь в детскую библиотеку. Хорошая книга развивает фантазию, воображение, позитивно влияет на развитие речи.
Музыка. Разнообразную музыку (детские песенки, классику для детей) нужно включать ребёнку с самого раннего детства. Музыка чудесно развивает слух, память, образное мышление, помогая стать творческой личностью. Пойте песни вместе с малышом, поощряйте его первые танцевальные движения. Если вы заметите, как ребёнок легко запоминает и воспроизводит мелодию — можете смело отдавать в музыкальную школу.
Видео, раскрывающее секрет регулярных успешных творческих занятий с ребёнком
Радуйтесь творческим успехам!«Совет. Радуйтесь вместе с ребёнком его творческим начинаниям! Малышу важно одобрение творчества, ведь это закрепляет его веру в собственные силы».
Увидев, как взрослые с улыбкой поощряют художественные опыты маленького творца, малыш будет стремиться к созиданию снова и снова. В сознании ребёнка закрепится положительный образ того, что делать что-то своими руками, придумывать, создавать – это хорошо. Малыш будет активным, инициативным, находчивым, будет стремиться учиться новому и совершенствовать приобретённые навыки.
Именно из творческих личностей получаются настоящие профессионалы, хорошие руководители, харизматичные лидеры. Способность нестандартно рассматривать проблему, иметь несколько вариантов её решения формируется в детстве, и чем раньше родители поймут значимость творческого развития малыша – тем более успешной личностью он будет!
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей – это важный этап взросления ребенка, которым часто пренебрегают по невнимательности. Основной упор делают на знакомство с окружающим миром и адаптацию. Но если знания открывают мир, то творчество – учит применять их в разных ситуациях. Это качество понадобится во взрослой жизни, когда маленький человечек каждый день будет встречаться с трудностями и искать решения. Поэтому задача родителей – создать условия, которые побуждают ребенка к творческим занятиям.
Творческие способности у детей: для чего они нужны?
Творческие способности – это навык, который помогает человеку находить новый взгляд на привычные вещи. Совместно с логикой и интеллектом он работает над адаптацией в обществе и поиском лучших решений для трудных задач. Неправильно думать, что творчество подходит только для изобразительной деятельности. Ведь повседневная жизнь тоже требуют оригинальности: например, можно найти интересный способ уборки в комнате или придумать игру для выполнения школьных уроков. Творчество поможет ребенку самостоятельно сделать окружающий мир интересным. А также сделает ребенка интересным в глазах общества.
В дошкольном возрасте активно развивается воображение, поэтому работа над творческими способностями пойдет легко и непринужденно. Большая часть деятельности выглядит как игра – рисование, чтение сказок и лепка. Дети с радостью приступают к занятиям, в процессе получая новые навыки вроде мелкой моторики, образного мышления, любопытства, инициативности и фантазии.
Особенности и условия развития творческих навыков
Для развития творческих способностей детей нужно соблюдать несколько правил:
- Физические навыки. Нужно своевременно позаботиться о развитии пальчиков, чтобы ребенок мог взаимодействовать с предметами и художественными материалами.
- Игровая форма. Занятия проходят в форме интересных игр, а не скучных уроков.
- Свобода выбора. Дети сами выбирают творческую деятельность, а родители предлагают разные варианты.
- Результат. Для правильного развития ребенка всегда нужно заканчивать подделки, даже если получают неуклюжими.
- Помощь. Взрослые могут вмешаться в творчество только, когда малыш запутался.
- Климат. Нужно создать дома или в детском саду приятную психологическую обстановку, чтобы дети уверенно делали подделки и не боялись экспериментов.
- Возраст. Каждый возрастной период имеет характерные особенности развития. Так:
Малыши
Малыши часто проявляют интерес к музыке и рисованию. Они неосознанно двигаются под мелодию, развивая физическую выносливость. Учатся правильно держать карандаш в руках и рисовать каракули. С удовольствием берут разные материалы и довольно быстро понимают, как ими пользоваться. Позвольте малышам фантазировать, потому что обучение пока будет непонятным.
Дошкольники
Ребенок дошкольного возраста активно запоминает информацию и может достаточно долго заниматься одной задачей. Поэтому родители предлагают разные виды деятельности: лепка, чтение и аппликации. Можно усложнять уроки разными вопросами, которые помогут в дальнейшем школьном обучении. И конечно, активно поддерживать эксперименты.
Младшие классы
Школьники занимаются серьезной деятельностью. Некоторые могут проявить интерес к одной области и активно продолжить обучение уже с профессиональными педагогами: поступить в художественную школу или актерский кружок. Они освоили технические навыки и поэтому могут самостоятельно создать нечто принципиально новое и оригинальное.
Дети с ОВЗ
Особенно полезным творчество будет для детей с нарушениями. Например, изобразительное искусство не только развивает мелкую моторику и логику ребенка, но и помогает им выражать свои чувства через рисунки. Так они могут общаться друг с другом и чувствовать себя частью команды. Через маленькие шаги обретать уверенность в себе и социализироваться.
Интересный факт! Развивать творческие навыки нужно с раннего детства, пока ребенок имеет гибкий и оригинальный ум. Они плохо знакомы с окружающим миром, зато не подвержены типичным стереотипам. Поэтому дети легко находят необычные решения, предлагают новые игры, сами сочиняют интересные сказки и пр. Сейчас именно родителям стоит встать в роль ученика и последовать за своим ребенком. Ведь в итоге пользу и удовольствие получит вся семья.
Диагностика творческих способностей
Многие родители задаются вопросом: «Как можно выявить творческий потенциал ребенка на раннем этапе, чтобы вовремя приобщить его к творчеству?». Сделать это самостоятельно довольно трудно, но родители могут опираться на простые признаки.
- Индивидуальность. Ребенок с самого детства проявляет личные черты характера, т.е. не копирует сверстников, высказывает мысли и активно отстаивает свое мнение, проявляет любопытство ко многим вещам и не боится рисковать.
- Игровой процесс. Когда родители предлагают различные игры и творческие задания, ребенок пытается вникнуть в процесс, а не стремится к быстрому результату.
- Активность. Стоит понаблюдать за ребенком во время занятия, чтобы понять, проявляет ли он интерес к деятельности, задает вопросы, экспериментирует и ищет новые решения даже без просьбы родителя, показывает радостные эмоции и пр.
- Методики. Можно использовать специальные методики от психологов: например, попросить рассказать сказку. 0 баллов получает ребенок, который перескажет популярную сказку. 5 баллов – кто придумает собственную историю на основе услышанного раннее.
- Одиночная игра. Стоит учесть, что диагностика проводится в одиночестве, потому что дети склоны копировать действия друг друга.
- Чувства. Также родители не должны задавать вопросы вроде «Тебе нравится?» и требовать словесных пояснений, потому что дети пока плохо работают словом. Зато хорошо чувствуют интерес на интуитивном уровне.
Как развивать творческие способности у детей?
Первые творческие уроки для ребенка проводят родители: например, читают сказку перед сном или вместе рисуют каракули цветными карандашами. Для этого не нужны особые знания и навыки. Родители могут предложить ребенку деятельность, которой сами занимаются в свободное время. Либо обратиться к развивающим игрушкам из интернет-магазина. Они разработаны специально под потребности детей и имеют подробную инструкцию для родителей. На сайте Приоритет вы найдете много интересных вариантов.
Рисование
Первой творческой деятельностью становится рисование. Чуть не с младенчества дети чертят карандашом по бумаге и разглядывают каракули. Затем могут рисовать знакомые предметы и использовать карандаши разных цветов. Намного позже делятся личными впечатлениями через рисунки, найдя там новый и неизведанный мир. Рисование хорошо развивает мелкую моторику, пространственное мышление, наблюдательность и воображение детей. Нужные инструменты вы найдете в магазине. Пример:
Набор для рисования «Эбру» – это небольшой набор для новичков, который включает необходимые материалы. С ним дети сделают цветной узор на воде и переводят рисунок, чтобы повесить на стену.
Игры:
- «Моя семья»
Положите перед малышом белый лист бумаги и цветные карандаши. Предложите нарисовать семью: папу, маму, брата или сестру, себя. Пусть тщательно прорисует характерные черты внешности вроде длины волос и одежды. На продвинутых уроках можно добавить к рисунку особенности характера: например, пририсовать рожки вредному старшему брату.
- «Раскрась рисунок»
Теперь предложите ребенку раскрасить рисунок. Пусть сам выбирает цветные карандаши или фломастеры. Если малыш разбирается в цветах, может подбирать оттенки вроде голубого и сиреневого. Разрешите ему пофантазировать: например, пусть раскрасит жирафа в зеленый цвет и добавит широкие крылья. Дети могут выдумать собственных животных. Давать им имена. И объяснять, зачем им нужны дополнительные части тела.
- «Рисуем на воде»
Попробуйте необычные техники рисования. Например, эбру – это рисование на воде, где сначала малыши разбрызгивают цветные капли на водной поверхности, а затем кладут лист бумаги, чтобы перевести рисунок. После высыхания получается красочный узор. Также можно рисовать на дереве или раскрашивать объемные фигуры. А для детского сада подойдет набор для рисования песком.
Чтение
Повзрослевший малыш уже хорошо запоминает информацию, поэтому может работать с книгами. Родители читают ему популярные сказки, а после просят пересказать историю или задают вопросы о произведении. Книги погружают ребенка в воображаемые миры, при этом показывая пример хороших и плохих людей. Также это отличный способ провести время в кругу семьи. Игры развивают память, речевые навыки и словарный запас. Пример:
Книга «Царевна-лягушка» – это популярная сказка, которая не оставит ребенка равнодушным. В книге крупный текст и множество ярких иллюстраций. Коллекция включает и другие истории.
Игры:
- «Перескажи сказку»
Прочтите новую сказку и попросите ребенка кратко пересказать историю. Задайте дополнительные вопросы, которые помогут разобраться в истории: например, спросите, чему учит эта сказка, какие персонажи являются добрыми и злыми, почему поступок злого волка считается плохим и пр. Пусть выскажет свое мнение об истории.
- «Придумай продолжение»
Теперь усложните задачу. Прочтите только половину сказки, а дальше – придумайте интересное продолжение. Например, король отправил рыцаря, чтобы сразить дракона. Рыцарь останавливается на перекрестке и размышляет, куда двигаться. Может сразу отправиться на драконью гору. Либо заехать на рыцарский плац за помощниками. Либо отправиться в магическую башню за сильным волшебником. Пусть ребенок придумает свои варианты.
- «Моя сказка»
Потренировались с заготовками? Теперь попробуйте создать собственную сказку. Придумайте главного героя и его окружение. Придумайте мир и историю. Напомните ребенку, что сказка должна иметь тему, которая научит слушателей хорошим вещам. Когда сказка будет готова, предложите рассказать другим детям, устроив мини-выступление.
Лепка
Следующим занятием становится лепка. Детям нравится перебирать в руках пластичное вещество и смешивать цветные детали, чтобы получать новые оттенки. Для занятий можно использовать пластилин, глину или домашнее тесто, которое мама сама сделает на кухне. Игры хорошо развивают мелкую моторику и образное мышление ребенка. А также учат воплощать в реальность вещи, которые представляют в голове. Пример:
Пластилин «Скульптор» – это набор для создания пластилиновых фигур по картинке. Дети наугад вытаскивают карточку из стопки и должны на время воссоздать фигуру. Мягкий материал легко мнется в руках даже без нагрева.
Игры:
- «Сделай фигурку»
Предложите малышу взять пластилин любимого цвета. Помните в руках, чтобы сделать материал более гибким. Теперь создайте большой овал для туловища. Возьмите новый кусочек, чтобы сделать руки и ноги. Приделайте длинные ушки для зайчика или круглые ушки для мишки. Попробуйте сделать мелкие детали для мордочки.
- «Построй домик»
Усложните задачу и создайте более крупную и продуманную конструкцию. Малышам предстоит сделать квадратные стены и крышу. Аккуратно проделать отверстия для окон и двери. Пусть ребенок фантазирует и добавляет собственные детали: например, повесит светильник на двери или установит уличный столик и скамейку для вечерних посиделок.
- «Окно в сказку»
Если вашему малышу нравятся сказки, можно воссоздать сказочную избушку из любимой сказки. Откройте книгу и тщательно рассмотрите рисунок: заранее продумайте, какие предметы нужно создать, где оставить отверстия, какую мебель можно поместить внутрь домика. Пусть малыши попробуют в точности повторить рисунок. Можно даже устроить соревнование на самую реалистичную фигуру.
Конструктор
Когда дети разовьют мелкую моторику рук, можно перейти к строительству настоящих городов из конструктора. Дети с удовольствием воплощают из маленьких фигурок предметы и места, которые видят в ближайшем окружении. При этом незаметно познают окружающий мир, развивают пространственное мышление и воображение. Позже могут даже участвовать в детских конкурсах. Пример:
Конструктор «Большой город» – это деревянный конструктор, из которого можно построить разноцветные домики, машины и людей. Дети могут фантазировать или создавать собственную улицу.
Игры:
- «Первый дом»
Положите перед детьми детали и предложите построить простой домик. Пусть установят стены и крышу, добавят окна и двери. Используйте детали разных форм и размеров, чтобы сделать дизайнерский домик. Смешивайте детали разных цветов, чтобы получился уникальный дизайн. Не обязательно следовать правилам, можно воплощать любые мечты.
- «Счастливый уголок»
Теперь сделайте целую локацию, которая вызывает у ребенка особые чувства. Например, можно разбить огород или садик около дома, если дети любят растения. Маленькие модницы могут сделать улицу, наполненную магазинами и ресторанами. Мальчишки сделают парк аттракционов, в которой ходили вместе с родителями.
- «Маленький город»
Наконец, попробуйте воссоздать собственный город, отметив популярные места. Например, начните с собственного дома и детского сада, в который ходит ребенок. Рядом поставьте игровую площадку, где играет с друзьями. Не забудьте про больницу и любимое кафе. Театр, магазины, работа родителей – это может быть что угодно.
Аппликация
Детям постарше родители могут доверить детские ножницы. Теперь они чувствуют себя настоящими взрослыми: могут вырезать фигуры из цветной бумаги и склеивать друг с другом. Создавать красивые картины или маленькие подарки для семьи, которыми могут поделиться в праздники. Игры хорошо развивают мелкую моторику и координацию движений. Также работает воображение и креативность. Пример:
Набор для творчества «Принцесса» – это необычная раскраска, в которой дети рисуют фольгой. Они аккуратно прикладывают фольгу на клейкое место и стирают излишки, получая цветную картинку.
Игры:
- «Наклейка»
Откройте книжку-наклейку и рассмотрите рисунок. Малышу предстоит заполнить пустые места подходящими наклейками. Для этого вместе изучите картинку и предположите, какие вещи могут находиться на пустом месте: например, в вазе отсутствуют цветы. Откройте последнюю страницу и найдите наклейку цветка. Наконец, приклейте на правильное место.
- «Режем бумагу»
Подарите ребенку набор цветной бумаги и ножницы. Предложите вырезать простую фигуру вроде елочки. Можно использовать готовый трафарет из картона, чтобы елочка получилась ровной. Теперь с помощью клея скрепите несколько бумажных трафаретов вместе и получите объемную елочку. Остается повесить круглые игрушки из бумаги другого цвета.
- «Открытка для мамы»
Скоро наступит праздник? Почему бы не подарить праздничную открытку близкому человеку. Помогите ребенку сделать простой конверт из бумаги. Вложите внутрь открытку с поздравлением, написанным ребенком. Сделайте красивую фигурку из цветной бумаги, наклейте подходящие наклейки. Или сделайте бутоньерку из засушенных цветов и листьев.
Музыка
Особое место в сердце ребенка занимает музыка. Даже в младенческом возрасте им нравится трясти погремушку, вызывая громкие звуки. Позже дети готовы перейти к серьезным урокам: знакомиться с разными инструментами, развивать чувство ритма, играть в оркестре вместе с друзьями. Игры развивают слух, чувство ритма, а также эстетическое восприятие ребенка. Пример:
Набор музыкальный инструментов – это деревянные инструменты ритмичного вида, которые помогут детям развить чувство ритма. Включает несколько видов, чтобы дети могли выбрать свой инструмент.
Игры:
- «Чувство ритма»
Это простая игра на повторение за педагогом. Например, ударьте в барабан три раза – пусть малыш посчитает количество ударов и повторит. Теперь ударьте несколько раз быстро, а затем – медленно. Малыш должен запомнить, с какими промежутками были сделаны удары. Также можно менять силу удара, чтобы малыш научился контролировать свои удары.
- «Повтори мелодию»
Возьмите клавишный инструмент и сыграйте несколько нот. Ребенку предстоит повторить последовательность. Для начала можно использовать цветные клавиши, чтобы ребенок ориентироваться по цвету. Когда он запомнит звуки на слух, поменять на белые клавиши и попробовать самые первые мелодии.
- «Маленький оркестр»
Ваши малыши уже запомнили собственные мелодии и могут бить в барабаны с чувством ритма? Тогда попробуйте сыграть одну мелодию все вместе. Пусть бьют в барабаны и нажимают на клавиши под счет педагога. Учатся слушать других людей и подстраиваться под общую мелодию.
Театр
Самой сложной, но увлекательной деятельностью становится детский театр. Детям нравится ставить небольшие постановки по любимым сказкам. Они наряжаются в яркие наряды, квакают и мяукают, подражая животным, и осторожно крадутся по сцене, как хитрая лисичка. Здесь они могут максимально проявить творческие навыки: показать актерское мастерство, выучить реплики и пр. Пример:
Пальчиковый театр «Зоопарк» – это набор маленьких кукол, которые малыши надевают на пальчики. Они легко двигают пальчиком, подражая движениям животных, и создают интересные представления.
Игры:
- «Любимая сказка»
Разыграйте несколько сценок из любимой сказки. Для начала узнайте у малышей, какая сцена им нравится больше всего. Распределите роли и попросите выучить реплики. Теперь попробуйте по очереди зачитать реплики. Пусть дети двигаются, как любимые персонажи, и говорят необычными голосами, чтобы представление получилось еще эффектнее.
- «Кукольный театр»
Если малыши стесняются публичных выступлений, можно использовать специальных кукол. Наденьте куклу на пальчики или руку. Покажите, как правильно управлять куклой: шевелить руками и качать головой. Теперь все внимание зрителя направлено на куклу, а малыш может спрятаться за кулисой и спокойно прочитать свою реплику.
- «Костюмированный театр»
Устройте настоящее представление с переодеванием. Пусть дети вместе с родителями самостоятельно подготовят костюмы: можно сделать их собственными руками из подручных средств, чтобы дети и здесь проявили творчество. Раскрасьте лица безопасной краской, чтобы они стали похожи на персонажей. Потренируйтесь говорить реплики и вперед!
Таким образом, развивать творческие способности нужно с раннего детства, когда малыши имеют гибкий и оригинальный ум. Родители создают интересные ситуации, которые помогают ребенку проявить творчество: читают сказки, рисуют, делают аппликации. В последствие этот навык учит ребенка искать новый взгляд на привычные вещи, что помогает адаптироваться в обществе и находить лучшие решения для трудных задач. Ребенок становится интересным для сверстников и всегда окружен друзьями. Также это оставляет приятные семейные воспоминания.
Развитие творческих способностей дошкольников с использованием музыкальных цифровых технологий
Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований
Авторы
Е.В. Донгаузер, Т.А. Нежинская, Е.Ю. Глазырина
Автор, ответственный за переписку
Е.В. Dongauser
Доступен в сети с 13 мая 2020 г.
- DOI
- 10.2991/assehr.k.200509.034Как использовать DOI?
- Ключевые слова
- творчество, дошкольники, цифровые музыкальные технологии, цифровизация
- Реферат
Развитие творческих способностей детей является одной из актуальных задач современного образования. Наиболее благоприятной средой для развития творческих способностей можно считать сферу музыкально-художественного образования. В последние десятилетия эта сфера претерпела значительные изменения, в первую очередь, благодаря активному внедрению цифровизации в образовательный процесс. Несмотря на многочисленные работы, посвященные использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, практически отсутствуют публикации, посвященные развитию музыкально-творческих способностей при внедрении современных музыкальных и цифровых технологий при работе с дошкольниками. В статье обоснована необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников, предложена классификация мультимедийных средств обучения дошкольников, приведены результаты апробации использования музыкальных и цифровых технологий в развитии творческих способностей дошкольников. представлены дети старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
- Copyright
- © 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Материалы Международной научной конференции «Цифровизация образования: история, тенденции и перспективы» (ДЭТР 2020)
- Серия
- Advances in Social Science, Education and Humanities Research
- Publication Date
- 13 May 2020
- ISBN
- 10. 2991/assehr.k.200509.034
- ISSN
- 2352-5398
- DOI
- 10.2991/assehr.k. 200509.034Как использовать DOI?
- Copyright
- © 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Цитировать эту статью АУ — Э.В. Донгаузер АУ — Т.А. Нежинская АУ — Е.Ю. Глазырина ПГ — 2020 ДА — 13.05.2020 ТИ — Развитие творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных цифровых технологий БТ — Материалы Международной научной конференции «Цифровизация образования: история, тенденции и перспективы» (DETP 2020) ПБ — Атлантис Пресс СП — 187 ЭП — 191 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/assehr.k.2005090,034 ДО — 10.2991/ас.к.200509.034 ID — Dongauser2020 Скорая помощь —
скачать .riscopy в буфер обмена
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Зачем ребенку заниматься творчеством, условия раскрытия творческого потенциала, как приобщить ребенка к творчеству, выявление способностей по возрасту, эффективные игры и идеи для раскрытия творческих способностей. По мнению психологов, творчество полезно в любом возрасте.
При этом развивать творческие способности ребенка легче, чем во взрослом возрасте. Итак, рассмотрим особенности развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Зачем вообще нужно творчество?
Творчество и креативность — синонимы. По мнению психологов, есть несколько причин включить творчество в жизнь ребенка и развивать этот навык. Это:
- Польза для психики – такая терапия успокаивает, помогает избавиться от стресса, негативных эмоций, агрессии.
- Помощь в обучении – терапия разгружает мозг, развивает эмпатию. Успокоившись, человек может найти выход из сложной ситуации, принять правильное решение.
- Способ самовыражения. С помощью творчества познается мир, и человек познает себя. В этой сфере вы можете экспериментировать, не опасаясь, что кто-то вас неправильно поймет или осудит.
Условия развития творческих способностей
Для успешного развития творческих способностей необходимо выполнение нескольких условий:
- Занятия по физическому развитию ребенка своевременно и в нужном возрасте.
- Включение творческой деятельности в младшем возрасте.
- Создание среды, способствующей развитию творческих способностей – эмоционально-спокойный микроклимат в семье и коллективе, создание атмосферы творческого поиска.
- Поддержка родителей.
- Занятия только в игровой форме. Детская психика устроена таким образом, что в младшем возрасте информация воспринимается и запоминается только через игру. Нет смысла проводить скучные занятия.
- Непрерывное развитие – использование различных методов. Каждое достижение следует хвалить.
- Занятия следует проводить регулярно и систематически. Даже если ребенок болеет и пропускает детский сад или кружок, нужно продолжать заниматься дома.
- Помощь взрослых, своевременная и дозированная.
- Терпение к творческим «мукам» ребенка – если малыш долго сидит над проектом, не нужно его подталкивать.
- Стимулируя ребенка, при возможных неудачах малыша не нужно ругать, а нужно поддерживать и хвалить.
- Маленькие дети охотно вовлекаются в творческий процесс из-за своей любознательности, стремления познавать мир и интереса к себе.
Как приобщить ребенка к творчеству
Вот несколько общих советов, к которым родители могут прислушаться, если хотят развивать творческие способности своего ребенка:
Важно найти хобби, которое вас интересует. В творчестве много граней, которые можно успешно развивать – лепка, коллажи, рисование, ювелирное дело, рукоделие и т. д. Задача родителей – направить творчество в нужное русло.
Творчество следует вводить в жизнь ребенка постепенно. Возможно, ребенку понравится какое-то направление, и он захочет что-то повторить. Поэтому стоит посетить выставки, мастер-классы по разным направлениям, музеи, экспозиции и прочее.
Нельзя критиковать работу ребенка. Если у малыша что-то не получается, не нужно «подрезать ему крылья». Если он хочет творить, пусть творит.
Каждый родитель должен понимать, что неспособных и нетворческих детей не бывает. В каждом ребенке есть какой-то талант, его нужно найти и развить. Неправильный подход со стороны родителей, школы, общества может «убить» у ребенка творческие способности и желание творить.
Идеи для развития творчества
Необходимо развивать творческие способности и креативность. Лишь небольшой процент детей с раннего возраста обладает способностями к творчеству и творчеству. Поэтому задача родителей – самостоятельно заниматься с ребенком перед тем, как отдать его в какие-то кружки. Несколько идей:
- Чертеж. С малых лет можно давать детям карандаши, краски, бумагу, блестки для творчества. Дети очень легко вовлекаются в рисование, потому что результат, который они получают, их удивляет. С 3-4 лет рисование становится осмысленным, ребенок уже может выражать свои мысли через рисование.
- Лепка помимо творческих навыков и креативности развивает еще и мелкую моторику рук, а также тренирует память и зрительное восприятие. Результат, полученный в поделке, побуждает детей к экспериментам.
- Приложение. Суть урока в том, чтобы вырезать фигурки и наклеить их на бумагу. Подходит для развития чувства цвета, формы, ритма, симметрии. Наряду с этим дети учатся плановой организации труда.
- Нестандартный рисунок. Детям постарше уже неинтересно рисовать только карандашами и красками. Они выбирают нетрадиционные способы рисования – парафиновые свечи, ватные палочки, расчески, зубные щетки. Такие занятия способствуют снятию детских страхов, развивают уверенность в себе, помогают достичь внутренней гармонии.
- Музыка, чтение и литературное творчество. Эти дисциплины пересекаются. Чем старше ребенок, тем более серьезные музыкальные и литературные произведения ему следует изучать. Пение тоже очень интересное.
- Театральная деятельность. Детям очень интересно перевоплощаться в различных персонажей. Но чем старше становится ребенок, тем ему сложнее. Поэтому оптимальный возраст для посещения театрального кружка – 3-4 года. Тогда труднее освободить ребенка.