Развитие речи у детей до года: Раннее развитие речи детей раннего возраста

Содержание

Раннее развитие речи детей раннего возраста

«…в содружестве, под руководством, с помощью ребенок всегда может сделать больше и решить труднейшие задачи, чем самостоятельно». А.В.Запорожец, известный российский психолог.

Я хочу обратить внимание родителей на очень важный период развития малыша, который мы называем «предречевым». Именно в этот период малыш готовится к дальнейшему речевому развитию, которое еще не заметно, но уже очень активно происходит. По своему многолетнему опыту я знаю, что многие мамы обращают мало внимания на гуление и лепет малыша, многие даже не знают, что это такое и чем они отличаются.

А ведь первые симптомы неблагополучия могут проявить себя именно в этот период, когда нервная система ребенка еще очень пластичная и податливая к терапевтическому воздействию. Не следует также ставить предварительных диагнозов, ведь мы взрослые тоже, очень разные. Кто-то разговорчивый, кого-то называют «молчуном», один не может без общения, а другой любит побыть один.

А дети-то наши и похожи они, конечно, на нас. Наряду с нормой, я привожу примеры, которые в сочетании с другими симптомами, должны насторожить родителей.

Часто за этими симптомами не стоит ничего серьезного, нужна лишь небольшая коррекция. Ко мне на прием приходят мамы с совершенно здоровыми детьми, у которых были особенности лепета и гуления. Да, не у всех, имевших отклонения в предречевом развитии, потом проявлялись проблемы с речью и чтением, очень часто всё нормализовалось. Но все дети с речевыми трудностями обязательно имели нарушения раннего речевого и предречевого развития.

Этапы доречевого развития

  • Первый год жизни называют периодом доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью. С самого первого дня жизни ребенок готовится к речи. Уже с момента рождения имеются голосовые реакции – крик и плач. Этими сигналами малыш сообщает, что ему плохо, он голоден, болен. Здоровый новорожденный издает отдельные звуки, средние между «а» и «э».
  • Следует обратить внимание, если малыш всхлипывает на вздохе, с характерным носовым оттенком или отмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым». Если эти симптомы не проходят, следует обратиться к специалистам.
  • Постепенно ребенок учится вслушиваться в свою речь и речь окружающих. С 1-го месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную песню. Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения появляется на 4 — 5 неделях. Когда взрослый наклоняется над ребенком, ласково разговаривает с ним, он перестает плакать и двигаться, «прислушивается». В 5-8 недель в ответ на речь взрослого ребенок улыбается, с 8 недель – настоящая улыбка, к 9-12 неделям появляется смех. Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление). Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.
  • При определенных патологиях нервной системы ребенок может не проявлять интереса к речи взрослого, не реагировать на окружающие предметы. У детей в таких случаях обычно преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка, гуление отсутствует.
  • К 5-6 месяцу характер звуков усложняется. Появляются сочетания: «бааа, мааа», «тааа, пааа». Наблюдая за ребенком, можно отметить, что в момент произнесения звуков он притормаживает голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в виде цепочек. Примерно к 5-му месяцу жизни звуко- и слогопроизнесение начинают приобретать некоторое подобие слов. К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки, появляется лепетная речь. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, но это, конечно, еще не слова.
  • Особого наблюдения заслуживают дети с отсутствием гуления, малой выразительностью речи, с отсутствием подражания. Ребенок с начальными признаками раннего детского аутизма, может быть явно неконтактен, пассивен, ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, будет преобладать двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик).
  • К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п. Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4 — 5 слогов и более.
    Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, сопровождая ее выразительной мимикой и жестами. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).
  • Ребенок 11-12 месяцев все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма-ма – «мама». Малыш начинает обозначать определенные предметы звуковыми сочетаниями например: машина – «би-би» и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно проявляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами.
  • К году словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение. К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.

Что делать маме

«Заражая» младенца положительными эмоциями, мать стимулирует его интерес к внешнему миру, а поскольку удовлетворение этого интереса сопряжено с тратами физиологических ресурсов, то она стимулирует в определенном направлении и обменные процессы, и дифференциацию тканей в организме своего младенца. Наоборот, передавая младенцу отрицательные эмоции, мы подавляем не только его интерес к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Не лучше, когда окружающие ребенка взрослые «заражают» его слишком сильными аффективными эмоциями.

Эти энергоемкие эмоции истощают нервную систему ребенка и могут привести к соматическим заболеваниям. Механическое выполнение взрослым режимных моментов, его равнодушное, безразличное отношение к маленькому ребенку исключает возможность вообще, какого бы то ни было эмоционального контакта. С таким взрослым у ребенка не возникает потребности общения, а потому не развивается познавательный опыт и не формируются необходимые коммуникативно-познавательные средства. Возникает угроза задержки психического развития и расстройства дальнейшего взаимодействия ребенка со взрослым. Мозг ребенка развивается неправильно или задерживается, при отсутствии или дефиците внешних раздражений.

И, наоборот: интерес к взрослому, любознательность к внешнему миру и коммуникативно-познавательная активность вызываются и поддерживаются, как мы видели, исходящими от взрослого положительными эмоциями. Поэтому можно еще раз повторить, что для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым — не роскошь, а первейшая необходимость, условие формирования его психики по человечески социальному типу. Лишение младенца эмоционального внимания взрослого ведет в этом раннем возрасте прежде всего к аномальному развитию личности ребенка.

Если родители заметили неблагополучие, и это не один симптом, а несколько (отсутствие лепета, гуления, изменение голоса, поведения), то следует обратиться к специалистам. И тогда, наряду с логопедической коррекцией (массаж, артикуляционная гимнастика, стимуляция голосовых реакций), назначается медикаментозное лечение, физиотерапия и др.

Как стимулировать речевое развитие

Чем раньше будет замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и чем раньше с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут достигаемые результаты: резервные возможности мозга особенно высоки в раннем возрасте, в период когда идет активное становлении речи.

На этапе доречевого развития (1-3 мес.) необходимо побуждать двигательные и коммуникативные функции, вырабатывать и закреплять потребность ребенка в общении со взрослыми, закреплять способность фиксировать взор и прослеживать за движущимся объектом. Постепенно переходите к активной стимуляции тонкой моторики. При отсутствии на данном этапе гуления, нарушении голосовых реакций, врач может назначить наряду с применением медикаментозной терапии, проведение логопедической коррекции (массаж лица, дыхательная и артикуляционная гимнастика). На 3-м этапе предречевого развития (3-6 мес.) малыш манипулирует игрушками, тянет их в рот, переворачивается и ползет к заинтересовавшему его предмету, бросает игрушки и прослеживает за их перемещением. В тех случаях, когда имеет место задержка предречевых навыков, целесообразно проводить их целенаправленную стимуляцию. Например, создавать ситуации, вызывающие у ребенка смех, гуление, как реакции подражания. При необходимости, логопедическая коррекция может состоять из активного логопедического массажа, мероприятий направленых на развитие лепета. На 4-м этапе (6-9 мес.) и 5-м этапе (9-12 мес.) возможности логопедической помощи расширяются.

Наряду с активным массажем и гимнастикой начинают стимулировать движения языка, жевательные движения, движения губ. Стимулируют возможности распознавания интонационной окраски обращенной речи. Проводят стимуляцию лепета и начального слогообразования с помощью соответствующих подражательных или имитационных игр («Ладушки», «До свидания», «Гуси полетели – на головку сели. .» и др.) Эффективность логопедической коррекции предречевых нарушений невозможно проводить без активной стимуляции психического развития. После 6 месяцев у ребенка стимулируют целенаправленные действия различными предметами, стимуляция повторных действий, предметно-действенное общение со взрослыми. Со второго полугодия жизни ребенка учат обращаться с предметами, манипулировать ими.

Звукопроизношение

  • О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение. Так, свистящие звуки (С, З, З’, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Р’, Л) он обычно пропускает или заменяет (С-С’; З-С’, В; Ц-Т’; Ш-С’, Т’; Ж-С’, Д’; Ч-Т’; Щ-Т’; Р-Л’; Р’-Л’; Л-Л’)
  • При обнаружении у младенцев любых нарушений произносительной стороны речи требует проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительных обследований у других специалистов. Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Но часто логопеды в поликлинике советуют немного подождать – «раньше 5-ти лет и не приходите». Объяснить это можно тем, что занятия с малышом требуют особого индивидуального подхода, и не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а главное – желанием заниматься с маленькими детьми. Но хороший логопед не будет отмахиваться от встревоженных родителей.
  • В случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать запись на консультацию у грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда, оториноларинголога, провести ряд диагностических исследований. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а и в тех случаях, когда запаздывает развитие или имеется полное отсутствие гуления и лепета.
    Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволят уточнить характер нарушения, степень его сложности, предположить возможные причины возникновения и организовать адекватную помощь ребёнку.
  • В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Консультации грамотных специалистов и коррекционные занятия с логопедами дефектолагами помогут отличить нарушения речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, нарушения аутистического спектра), поставить более точный диагноз. Ранняя коррекция, проведение систематических логопедических занятий, которые по своей сути являются грамотно организованной игрой, могут полностью компенсировать речевой дефект.
  • Значение развития речи в раннем возрасте велико: речь наряду с интеллектом является важным показателем развития малыша, а ее нарушения − свидетельством неблагополучия в психической сфере.
    Речь отражает успешность (или неуспешность) овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в этот период.
  • Речь ребенка раннего возраста отражает развитие и закладывает основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления, а значит всего дальнейшего обучения ребенка, и в конечном счете его социальной адаптации и успешности. Именно поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста особое внимание уделяется стимуляции (формированию) речевой активности.

Про организацию занятий

Развитие речи ребенка происходит в каждый момент его жизни. Бытовые ситуации, среди которых подготовка ко сну, умывание, прием пищи протекают почти в одних и тех же условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Обращение к детям по разнообразным поводам формирует у них потребность в общении. При этом нужно активнее использовать приятные для ребенка игровые и бытовые ситуации. Например, умывая или купая ребенка, можно напевать на ходу сочиненную песенку, обращая внимание малыша на части тела и лица, о которых в ней поется, ласковым прикосновением:

  • Где же, где же, где же, где же, где же наши ручки? (2 раза)
  • Вот они, вот они, вот наши ручки. (2 раза)
  • Где же, где же, где же, где же, где же наши ножки? (2 раза)
  • Вот они, вот они, вот наши ножки. (2 раза)
  • Где же, где же, где же, где же, где же наш животик? (2 раза)
  • Вот он, вот он, вот наш животик. (2 раза)
  • Где же, где же, где же, где же, где же наши глазки? (2 раза)
  • Вот они, вот они, вот наши глазки. (2 раза)
  • Где же, где же, где же, где же, где же наши щечки? (2 раза)
  • Вот они, вот они, вот наши щечки. (2 раза)

Ласковый голос матери, приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции ребенка.

Одного только общения с малышом в быту недостаточно для его развития. Необходимо использовать речь в предметной и игровой деятельности. Также желательно проводить специально организованные занятия (игры-занятия). Важно учитывать, что в раннем возрасте все задания, которые даются ребенку, следует предлагать как занимательную и интересную игру. Только на положительном эмоциональном фоне малыш сам захочет произнести новое слово, повторить услышанное им сочетание звуков или фразу.

При разучивании новых слов следует всегда сначала использовать игрушку или предмет, а затем картинку. Если ребенок легко узнаёт и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными и сюжетными картинками.

Логопед, нейродефектолог Елена Геннадьевна Тимощенко, автор цикла лекций Территории Здоровья «Раннее развитие речи и интеллекта ребенка».

крик, гуление, лепет, первые слова

Речевое развитие ребёнка до 1 года по месяцам. Рассмотрим все этапы начиная с рождения: крик, гуление, лепет, появление первых слов. Вы узнаете, что является нормой, а что патологией, как можно стимулировать раннее речевое развитие ребёнка.

Речь – это высшая психическая функция, являющаяся основой мышления, а не только средство общения. Она позволяет крохам анализировать и классифицировать свои впечатления об окружающем мире, делать обобщения и выводы. Недаром развитию речи у малышей придают такое значение родители и специалисты.

Содержание статьи:

  1. Этапы речевого развития до года
  2. Нормы развития речи по месяцам
  3. Стимуляция раннего развития речи
  4. Отклонения от нормы

Этапы речевого развития до года

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам этапа. Темпы развития в младенчестве могут незначительно отличаться по времени, но указанная периодизация позволяет отделить норму от патологии.

Этапы речевого развития ребёнка до года:

  1. Стадия крика длится от рождения до 6–8 недель. Крик и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления длится с двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (ребёнок начинает говорить агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). Этап развития сопровождается появлением улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе — так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета длится до 10-11 месяцев. 6-7 месяцев — это срок, когда появляется лепет у ребёнка. Для начала этого этапа характерен простой лепет, состоящий из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящий позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным произнесение различных звуковых комплексов ребёнком, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов наступает в конце первого года жизни. На этом этапе ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Первые слова ребёнка состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать «ослик», но если вы попросите дать игрушку, изображающую ослика, он даст.

Один из результатов развития речи на первом году жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Нормы развития речи по месяцам

Описанные выше стадии развития речи младенца имеют более подробное деление для определения нормы или патологии. Показатели нормы могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков. Это касается и мальчиков и девочек.

Развитие речи ребёнка по месяцам в норме:

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. После 9 месяцев в активном словаре ребёнка содержится от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени уже установлена связь между словом и предметом, который оно обозначает. Речь к концу первого года жизни является основным средством общения ребёнка со взрослыми.

В такой последовательности развивается речь малыша. Стоит насторожиться, если он предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. У годовалого ребёнка такие проявления не считаются отклонением от нормы, если при общении используются ещё и слова.

Стимуляция раннего развития речи

Раннее речевое развитие ребёнка напрямую связано с формированием головного мозга во внутриутробном периоде. Поэтому от нормального течения беременности и родов зависит очень многое.

Этап беременности

На развитие мозговых структур ещё не родившегося младенца может повлиять генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода, стрессовые перегрузки матери во время беременности, воздействие никотина и алкоголя, недостаточное питание мамы. Сюда же относится нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов, отрицательный резус-фактор, негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Правильно поступают женщины, которые ещё до рождения младенца читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку.

После рождения младенца

Разговаривайте с новорожденным при кормлении, одевании, гигиенических процедурах. Так ему передаётся смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая значения слов родителей, младенец улавливает эмоциональную окраску речи. Он осознаёт, что обращаются к нему, возникает желание ответить. Правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых дней его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения. Нужно комментировать всё, что происходит вокруг ребёнка.

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности нужно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые малышом звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т. п.

Во втором полугодии для развития нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи в шесть месяцев важно вызывать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Нужно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет». Важно предлагать звукоподражание, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Развитие мелкой моторики также ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок научится ходить, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения (как проверить слух ребёнка), с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития является недостаток в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение своих ошибок.

Симптомы отклонения развития речи младенца от нормы:

  • У ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • Нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • Запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • Гуление и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • Язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • К 9–12 месяцам в речи сохраняется простой однообразный лепет;
  • Ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • У детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • Ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на «тарабарском» языке, понятном только ему одному;
  • К 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова. Они предпочитают вместо них выражать свои желания жестами, мимикой или мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи.

Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников и задержке психоречевого развития. Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом.

Контролировать овладение речью нужно с раннего возраста. В этот период при помощи простых игр со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • Расширение словарного запаса;
  • Исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • Обучение умению правильного построения высказываний;
  • Внимательное отношение к детским вопросам.

Главное помните — необходимо вынуждать малыша говорить. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Рекомендую прочитать

Развитие речи

25 августа 2022

Развитие речи малыша с 1 года до 2 лет

Речь малыша в год активно пополняется новыми словами и фразами, активизируясь к двум годам. Но самое главное — она становится основным средством общения.

Развитие речи

25 августа 2022

Почему малыш в год не говорит

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова. Когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

от рождения до года

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам

[en Español]

Отказ от ответственности. Вехи коммуникации, включенные в продукты ASHA «Как ваш ребенок слышит и говорит», в настоящее время пересматриваются и будут опубликованы в 2023 году. Изменения включают (а) более короткие временные рамки и (б) доказательства относительно процент детей, демонстрирующих определенные вехи. Будут добавлены этапы кормления и глотания.

Как ваш ребенок слышит и говорит? | От одного до двух лет | От двух до трех лет |
От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет | Изучение двух языков |
Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?

Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.

Что должен уметь делать мой ребенок?

Слух и понимание Разговор

Рождение – 3 месяца

  • Вздрагивает от громких звуков.
  • Молчит или улыбается, когда вы говорите.
  • Кажется, узнал ваш голос. Замолкает, если плачет.

Рождение – 3 месяца

  • Издает воркующие звуки.
  • Крики меняются для разных нужд.
  • Улыбается людям.

4–6 месяцев

  • Смотрит в сторону звуков.
  • Реагирует на изменение тона вашего голоса.
  • Замечает игрушки, которые издают звуки.
  • Обращает внимание на музыку.

4–6 месяцев

  • Воркует и болтает, играя в одиночку или с вами.  
  • Издает бормочущие звуки, похожие на речь, например pa , ba и mi .
  • Хихиканье и смех.
  • Издает звуки, когда счастлив или расстроен.

7 месяцев–1 год

  • Поворачивается и смотрит в сторону звуков.
  • Смотрит, когда ты указываешь.
  • Поворачивается, когда вы зовете их по имени.
  • Понимает такие слова, обозначающие обычные предметы и людей, как чашка , грузовик , сок и папа .
  • Начинает реагировать на простые слова и фразы, такие как «Нет», «Иди сюда» и «Хочешь еще?»
  • Играет с вами в такие игры, как прятки и лепешки.
  • Недолго слушает песни и рассказы.

7 месяцев–1 год

  • Лепечет длинные цепочки звуков, например, мими упап бабабаба .
  • Использует звуки и жесты, чтобы привлечь и удержать внимание.
  • Указывает на предметы и показывает их другим.
  • Использует такие жесты, как машет на прощание, тянется к «вверх» и качает головой «нет».
  • Имитирует различные звуки речи.
  • Говорит 1 или 2 слова, например привет , собака , дада , мама или эээ . Это произойдет в районе их первого дня рождения, но звуки могут быть нечеткими.

Чем я могу помочь?

    • Проверьте, слышит ли ваш ребенок. Посмотрите, обращаются ли они к шуму или смотрят на вас, когда вы говорите. Обратите внимание на проблемы с ушами и инфекции и обратитесь к врачу.
    • Ответьте своему ребенку. Посмотрите на них, когда они издают звуки. Поговорите с ними. Имитируйте звуки, которые они издают.
    • Смейтесь, когда они это делают. Имитируйте лица, которые они делают.
    • Научите ребенка имитировать движения, такие как ку-ку, хлопки, воздушные поцелуи и махание руками на прощание. Это учит их ходить по очереди. Мы по очереди, когда мы говорим.
    • Расскажите о том, что вы делаете в течение дня. Говорите что-то вроде «Мама моет тебе голову»; «Вы едите горох»; и «О, этот горох хорош!»
    • Расскажите о том, куда вы идете, что вы там делаете, кого и что вы видите. Скажите что-то вроде: «Мы идем к бабушке. У бабушки есть собака. Ты можешь погладить собаку».
    • Обучение звукам животных, например: «Корова говорит «мычут».
    • Читайте своему ребенку каждый день.
    • Говорите с ребенком на том языке, который вам наиболее удобен.

Корпоративные партнеры ASHA

Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха

Вехи развития речи и языка

Как развиваются речь и язык?

Первые 3 года жизни, когда развивается и созревает мозг, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, богатом звуками, образами и постоянным воздействием речи и языка других людей.

По-видимому, существуют критические периоды для развития речи и языка у младенцев и детей младшего возраста, когда мозг лучше всего способен усваивать язык. Если эти критические периоды пройдут без контакта с языком, его будет труднее выучить.

Каковы основные этапы развития речи и языка?

Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что крик принесет пищу, утешение и общение. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в своем окружении, такие как голос матери или основного опекуна. По мере взросления младенцы начинают различать звуки речи, из которых состоят слова их языка. К 6 месяцам большинство детей узнают основные звуки своего родного языка.

Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Контрольный список основных этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет приведен ниже. Эти вехи помогают врачам и другим специалистам в области здравоохранения определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь. Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а иногда — нарушением речи или языка.

В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?

У детей, которым трудно понять, что говорят другие (рецептивная речь) или поделиться своими мыслями (экспрессивная речь), может быть нарушение речи. Нарушение развития речи (DLD) – это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с DLD не могут начать говорить до третьего или четвертого года жизни.

Дети, у которых есть проблемы с произношением звуков речи или которые колеблются или заикаются во время разговора, могут иметь расстройство речи. Апраксия речи — это расстройство речи, которое затрудняет объединение звуков и слогов в правильном порядке для образования слов.

Что делать, если у моего ребенка наблюдается задержка речи или языка?

Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к логопеду, который является медицинским работником, обученным оценивать и лечить людей с нарушениями речи или языка. Логопед расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, потому что проблемы со слухом могут повлиять на развитие речи и языка. В зависимости от результатов обследования логопед может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие вашего ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование у аудиолога (медицинского работника, обученного выявлению и измерению потери слуха) или психолога, занимающегося вопросами развития (медицинского работника, имеющего специальные знания в области психологического развития младенцев и детей). .

Какие исследования проводятся в области развития речи и языковых проблем?

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, чтобы лучше понять развитие речевых и языковых расстройств, улучшить диагностические возможности и разработать более эффективные методы лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование, в котором приняли участие примерно 4000 детей, собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых нарушений, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов. Дополнительные генетические исследования направлены на поиск совпадений между различными генетическими вариациями и конкретными нарушениями речи.

Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, который связан с нарушением развития речи (DLD), расстройством, которое задерживает использование слов детьми и замедляет их овладение языковыми навыками в школьные годы. Это открытие впервые связывает наличие отдельной генетической мутации с любым видом наследственного нарушения речи. Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант может также играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи и звука.

Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследования показали, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» — способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, — и того, как это можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют здоровому языку и развитию речи в раннем детстве.

На недавнем семинаре, созванном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения проблем, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, у которых к 5 годам отсутствует функциональная вербальная речь. Поскольку эти дети очень отличаются друг от друга , без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. Семинар включал в себя серию презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы решить в будущих исследованиях.

Что такое голос, речь и язык?

Голос, речь и язык — это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.

Голос — это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми связками в гортани, заставляя их вибрировать.

Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для производства узнаваемых звуков, составляющих язык.

Язык — это набор общих правил, которые позволяют людям осмысленно выражать свои идеи. Язык может выражаться устно или посредством письма, жестов или других жестов, таких как моргание глаз или движения рта.

Контрольный список слуха и коммуникативного развития вашего ребенка

От рождения до 3 месяцев

Реакция на громкие звуки

ДА НЕТ

Успокаивается или улыбается при разговоре

ДА НЕТ

Распознает ваш голос и успокаивается, если вы плачете

ДА НЕТ

При кормлении начинает или прекращает сосать в ответ на звук

ДА НЕТ

Воркует и издает приятные звуки

ДА НЕТ

Имеет особый способ плакать для различных нужд

ДА НЕТ

Улыбается, когда видит вас

ДА НЕТ

От 4 до 6 месяцев

Следит глазами за звуками

ДА НЕТ

Реагирует на изменение тона вашего голоса

ДА НЕТ

Замечает игрушки, которые издают звуки

ДА НЕТ

Обращает внимание на музыку

ДА НЕТ

Лепечет, как речь, и использует множество различных звуков, включая звуки, начинающиеся с п, б и м

ДА НЕТ

Смеется

ДА НЕТ

Болтует, когда возбужден или недоволен

ДА НЕТ

Издает булькающие звуки, когда один или играет с вами

ДА НЕТ

От 7 месяцев до 1 года

Любит играть в прятки и лепешки

ДА НЕТ

Поворачивается и смотрит в сторону звуков

ДА НЕТ

Слушает, когда к нему обращаются

ДА НЕТ

Понимает слова, обозначающие обычные предметы, такие как «чашка», «обувь» или «сок».

ДА НЕТ

Отвечает на запросы («Иди сюда»)

ДА НЕТ

Болтовня с использованием долгих и коротких групп звуков («тата, упуп, бибиби»)

ДА НЕТ

Болтовня для привлечения и удержания внимания

ДА НЕТ

Общается с помощью жестов, таких как размахивание руками или поднятие рук

ДА НЕТ

Имитирует различные звуки речи

ДА НЕТ

Имеет одно или два слова («Привет», «собака», «Папа» или «Мама») к первому дню рождения

ДА НЕТ

1-2 года

Знает несколько частей тела и может указать на них, когда спросят

ДА НЕТ

Выполняет простые команды («Катить мяч») и понимает простые вопросы («Где твоя обувь?»)

ДА НЕТ

Любит простые истории, песни и стишки

ДА НЕТ

Указывает на картинки в книгах, если они названы

ДА НЕТ

Регулярно усваивает новые слова

ДА НЕТ

Использует вопросы из одного или двух слов («Где котенок?» или «Пока-пока?»)

ДА НЕТ

Соединяет два слова («Еще cookie»)

ДА НЕТ

Использует много разных согласных звуков в начале слов

ДА НЕТ

От 2 до 3 лет

Говорит почти обо всем

ДА НЕТ

Использует фразы из двух или трех слов, чтобы говорить о вещах и спрашивать о них

ДА НЕТ

Использует звуки k, g, f, t, d и n

ДА НЕТ

Говорит так, чтобы его понимали члены семьи и друзья

ДА НЕТ

Называет предметы, чтобы спросить о них или обратить на них внимание

ДА НЕТ

От 3 до 4 лет

Слышит вас, когда вы звоните из другой комнаты

ДА НЕТ

Слышит телевизор или радио на том же уровне звука, что и другие члены семьи

ДА НЕТ

Ответы на простые вопросы «Кто?» «Что?» «Где?» и почему?» вопросы

ДА НЕТ

Рассказывает о занятиях в детском саду, дошкольном учреждении или домах друзей

ДА НЕТ

Использует предложения из четырех и более слов

ДА НЕТ

Говорит легко, без повторения слогов или слов

ДА НЕТ

4–5 лет

Внимательно изучает рассказ и отвечает на простые вопросы по нему

ДА НЕТ

Слышит и понимает большую часть того, что говорят дома и в школе

ДА НЕТ

Использует предложения, содержащие много деталей

ДА НЕТ

Рассказывает истории по теме

ДА НЕТ

Легко общается с другими детьми и взрослыми

ДА НЕТ

Правильно произносит большинство звуков, за исключением некоторых (л, с, р, в, з, ч, ш и ч)

ДА НЕТ

Использует рифмующиеся слова

ДА НЕТ

Называет некоторые буквы и цифры

ДА НЕТ

Использует грамматику для взрослых

ДА НЕТ

Этот контрольный список основан на вопросе Как ваш ребенок слышит и говорит ?, любезно предоставленном Американской ассоциацией по изучению речи, языка и слуха.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *