Разобрать слово точки по составу: «Точка» корень слова и разбор по составу

Морфемный разбор — SСHOOLSTARS

Рассказываем, как выполнить морфемный разбор (разобрать слово по составу). Представлен план, образец и примеры разбора.

1 Морфемный разбор: разбор слова по составу

1.1 Морфемы (основные и другие) и основа слова

1.2 Основные морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание

2 Как сделать морфемный разбор (разобрать слово по составу)?

2.1 План морфемного разбора (разбора слова по составу)

2.2 Примеры планов морфемного разбора по учебникам (книгам)

2.3 Образец устного морфемного разбора (разбора слова по составу)

3 Примеры морфемного разбора (разбора слова по составу)

Морфемный разбор: разбор слова по составу

Морфемы (основные и другие) и основа слова

Разобрать слово по составу — значит сделать его морфемный разбор, то есть указать, из каких морфем оно состоит.

Морфема

Морфема — это минимальная значимая часть слова, главная из которых — корень.

В корне заключено общее для всех однокоренных слов значение, например, игра, игрушечный, играть, игровая, игрушечка.

 

Другие морфемы

Кроме корня, в состав слова могут входить и другие морфемы. В русском языке есть ряд слов, в состав которых входят так называемые уникальные элементы — унификсы, не встречающиеся больше ни в каких других словах (они выделяются как суффиксы, поскольку стоят после корня и перед окончанием): в словах: аплодисменты, детвора, маскарад, попадья, стекалярус и некоторые другие. Как суффиксы выделяются и постфиксы — частицы -ся и -сь в возвратных глаголах: спрятаться, купаюсь. Кроме того, в состав слова может входить интерфикс — в русском языке это соединительная гласная о (снегопад) или е (птицелов).

Другие морфемы:

        • Унификс
        • Аффикс (постфикс, префикс)
        • Интерфикс

Основа слова

Традиционное определение основы слова (это часть слова без окончания) не совсем точно поскольку кроме окончания в основу не входят формообразующие суффиксы глаголов -ть, -ти – показатели неопределённой формы (плыть, расти) и -л- – показатель прошедшего времени (убежал, убежала, убежало, убежали).

Основные морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание

Корень 

Корень — это главная и незаменимая часть слова, для нахождения которой необходимо подобрать родственные слова. Эта часть обозначается дугой вверху разбираемого слова.

Разберем на примере: Ветерок — в слове ветерок — ветер — корень, проверочное однокоренное слово — ветер.

В русском языке существуют слова, состоящие из корней:

      • только из него: кот, лес, сад, пол;
      • из двух: пешеход, вертолет, электровоз, телефон;
      • Из трех: электроаппаратостроение, хромолитограф, биогеохимический.
      • Из четырех: биомагнитогидродинамика.

Суффикс 

Суффикс — морфема, стоящая сразу за корнем, являющаяся словообразовательной частью. Она присутствует не во всех словах. Эта часть обозначается крышечкой вверху слова.

Разберем на примере: журнальчик — в слове журнальчик — чик является уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 Существуют случаи, когда в слове присутствуют несколько суффиксов:

      • Один: чемоданчик, футлярчик, портфельчик;
      • Два: сыроватость, брезгливость, высказывание;
      • Три: бесхитростность, хранилище, сеялка.

Приставка 

Приставка — Морфема, находящаяся до корня, являющаяся словообразовательной частью. Она присутствует не во всех словах. Эта часть обозначается лежащей буквой «Г» вверху слова.

Разберем на примере: выход  в слове выход — вы является приставкой, образующей значение обратного слова от слова ход.

В русском языке существуют слова, состоящие из приставки:

      • Одной: выходит, подходит, исходит:
      • Двух: беспеременный, беспрогонный, безнаборный;
      • Трех: поуспокоиться, незаприходованный, неприсоединившийся.

Окончание 

Окончание —

 Морфема связующая слова в речи благодаря своей изменчивости. Эта часть обозначается рамкой, окружающей окончание.

Разберем на примере: правило — в слове правило окончание — буква о, изменяющаяся в зависимости от числа и падежа слова. Чтобы его найти необходимо изменить слово, и меняющаяся часть на его конце и есть окончание.

Слово может быть с окончанием:

      • Без него К этим словам относятся: деепричастие, заимствованные несклоняемые слова, наречие, несклоняемые прилагательные. Разберем на примере: сделав, по-моему, гороно, цвет.
      • Нулевым В таком случае слово имеет окончание в измененных формах, но в именительном падеже его нет: кот, рот, глаз, паз;
      • Одним: кошка, лисица, лампа, свеча;
      • Двумя: тремястами, шестьюстами.

Как сделать морфемный разбор (разобрать слово по составу)?

План морфемного разбора (разбора слова по составу)

  1. Часть речи. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Окончание и основа слова. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой.
  3. Корень. Выделяем корень. Для определения корня подбираем однокоренные слова.
  4. Приставка и суффикс. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс.
    1. Выделяем приставку. Для этого подбираем слова с такой же приставкой.
    2. Выделяем суффикс. Для этого подбираем слова с таким же суффиксом.
  5. Графическое обозначение.
    Обозначаем части слова с помощью графических обозначений.

Примеры планов морфемного разбора по учебникам (книгам)

Образец устного морфемного разбора (разбора слова по составу)

Выполним разбор слова по составу: ПОДЕЛКА.

  1. Часть речи. Поделка – имя существительное.
  2. Окончание и основа слова. Выделяем окончание и основу. Для этого изменим слово: поделка, поделки, поделке → окончание –а. Выделим основу: поделк-.
  3. Корень. Выделяем корень. Для определения корня подбираем однокоренные слова: делаем, выделка, передел → корень –дел-.
  4. Приставка и суффикс. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс.
    1. Выделяем приставку. Для этого подбираем слова с такой же приставкой: поход, полетел, повозка → приставка по-.
    2. Выделяем суффикс. Для этого подбираем слова с таким же суффиксом: повозка, привычка, прожилка → суффикс –к-.
  5. Графическое обозначение. Обозначаем части слова с помощью графических обозначений.

ПОДЕЛКА

Примеры морфемного разбора (разбора слова по составу)

ЗЕРКАЛЬНЫЙ

ПОЗОЛОТА

ЛОВЕЦ

ЗАМАЗКА

ИГРИВЫЙ

ИГРУШКА

НОСИШКО

КОТЁНОК

КРАСИВЫЙ

Конспект урока русский язык по теме «Состав слова. Закрепление» | План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:

Тема: «Состав слова. Закрепление»

Цели урока:

— закрепить и обобщить знания обучающихся о составе слов;

-определять значение, которое привносит в слово каждая морфема;

-умение находить значимые части слова, опираясь на их единообразное написание;

-объяснять написание слов с точки зрения орфографии;

-списывать, текст без ошибок, разбирать предложения по членам;

-прививать любовь к родному языку

Планируемые результаты:

Предметные:

— уметь разбирать слова по составу.

— уметь определять основу, приставку, корень, суффикс и окончание слова.

Личностные:
— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: закрепление

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Перспектива», 4 класс 1 часть, презентация

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

1. Организация рабочего места.

2. Мотивационный этап

3. Постановка учебной задачи

-диалог

2мин

3 мин

5 мин

— Здравствуйте, ребята — пожалуйста, присаживайтесь.
— Меня зовут, Артем Андреевич и сегодня я проведу у вас урок Русского языка.

— Для чего мы приходим на урок? (Чтобы получать знания.)

(слайд №1)

— Зачем нам нужны знания? (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

— Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным. )

— Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

— Каллиграфическая минутка

ышк, ишк, оньк, еньк, ое, н, ск (слайл №2)

— Посмотрите на доску, что здесь лишнее?

(На доске записаны суффиксы, а — ое-  окончание имени прилагательного)

— Запишите, продолжая закономерность до конца строчки.

— Сейчас посмотрите на доске у меня 2 слова (подносчики, перевозчики),  (слайд №3) нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом, потом вы мне объясните какие части, вы отнимали. (2 у доски) все остальные в тетрадях.

— В результате этого на доске появляется следующая запись:

подносчики

перевозчики

подносчик

перевозчик

поднос

перевоз

нос

воз

— Без какой части слово не может жить? Как называются слова одного корня? Какие слова называют родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?

— Определите тему нашего урока? (Слайд№4)

— Какую цель поставим?

Приветствовать учителей и присаживаться.

Слушать учителя

отвечать на вопросы

Выполнять каллиграфическую минутку

Выполнять задание учителя

Отвечать на вопросы

Определять тему и цель урока

К:- формулировать собственное мнение и позицию

Р:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П:-умение дружить, слушать друг друга, общаться в коллективе.

II. Решение учебной задачи

— практическое задание

— словесный диалог

 

-работа с презентацией

-работа с таблицей

10мин

5мин

— Вспомним алгоритм разбора слова по составу. (Слайд №5)

— Посмотрите на слайд. (Слайд № 6)

— Разбор предложения. (Улетают в теплые края перелетные птицы.)

— Найдите орфограммы, объясняя их написание.

— Найдите грамматическую основу.

— Найдите слова с приставками. Как называются эти слова?

— Выделите на доске приставки в данных словах.

— Откроем учебник на странице 94

— Прочитаем слова под упражнением 152 на стр. 94

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Продолжим читать правила, которые нам нужно знать назубок.

— Обратим внимание на 152 упр.

— Прочитайте его.

— Вам нужно будет записать данные слова и выделить корень, подобрать проверочные слова, приступаем.

— Проверяем. (Слайд №7)

— Большое количество ошибок всегда допускается при разборе глаголов.

— Какие правила нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?

— Формообразующие суффиксы в основу не входят.

— Какие суффиксы называют формообразующими и почему?

— Не путать личные окончания глагола с суффиксами.

— Как различить глаголы с ться и тся?

— Возвратные глаголы имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.

— На доске слова, вам нужно их выписать и обозначить в них только суффикс, выполняем. (Слайд №8)

(Кататься, убегала, ленишься, научусь, причесался, наклоняется, обрадуют, развеселимся, отбросить, приснилась.)

— Выполним упр. 153

— Спишите слова и выделите только окончание в данных словах?

— Итак, закрепим, что мы с вами повторяли и прочитаем «узелки на память»

— Что такое корень? приставка? суффикс? окончание? основа?

— Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом: (Слайд №9)

 

(Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.)

— Выполняет каждый самостоятельно.

— Кто первый написал, пишет у доски.

— Переходим к 154 упр. на стр. 96

— Образуйте новые слова с приставками в-, вы-, за-, до-. (ехать, шить, ходить, копать, лететь.)

— Итак, запомним правило! (Слайд №10)

— Во всех ли словах выделенная часть слова является приставкой?

— Выпишете слова с приставкой и обязательно выделите ее.

— Не путайте предлог и приставку!

— Итак проведем закрепительный тест: (Слайды №11-12)

(В каком ряду все слова являются однокоренными?

  • водяной, водопровод, водитель
  • дружить, друзья, подруга
  • носить, носки, поднос
  • привоз, перевозчик, возникает

Укажи слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.

1) карандаши       2) переход             3) котёнок           4) семья

Среди слов с приставками найди слово с предлогом.

1) (от)личник

2) (раз)ведчик

3) (на)чальник

4) (из)воинов

Установи, какая схема соответствует слову. Рядом с номером слова напиши букву схемы

        1)  вылет                        А)  ∩  □

        2)  сельский                        Б)  ¬ ∩ □        

        3)  посадка                        В)  ∩ Λ □

        4)  молоко                            Г)  ¬ ∩ Λ □

1)____ 2)____ 3)____ 4)_____

Отметь слова, которые являются однокоренными для слова вода

подводник

водить

водяной

водитель

водный)

Выполнять задание учителя

Отвечать на поставленные вопросы.

Рассуждать

Выполнять задание учителя

Отвечать на поставленные вопросы.

Выполнять задание учителя

Р:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя.

К:-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.

Р:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя.

III. Рефлексия

5 мин

– Над какой темой работали?

— Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?

— Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и. (Слайд №13)

(По ученику и об учителе судят.)

Проведем оценку нашей работы.

Сегодня я доволен работой, т. к. … (слайд №14)

Не совсем доволен, т.к. …

Не доволен своей работай, ведь я …

— Наш урок окончен. Спасибо за работу.

Отвечать на вопросы.

Р:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя.

python — Преобразование псевдоалгебраической строки в команду

Регулярные выражения по своей сути не подходят для задач, связанных со скобками для вложенной группировки — ваш псевдоалгебраический язык (PAL) не является обычным языком. Вместо этого следует использовать настоящий синтаксический анализатор, такой как PyParsing (анализатор PEG).

Хотя для этого по-прежнему требуется преобразование исходного кода в операции, это можно выполнить непосредственно во время синтаксического анализа.


Нам нужно несколько языковых элементов, которые напрямую транслируются в примитивы Python:

  • Числовые литералы, такие как 1.3
    , as int / float литералы или дроби. Дробь .
  • Ссылки на имена, такие как A3 , в качестве ключей к пространству имен объектов .
  • Скобки, такие как (...) , как группировка с помощью скобок для:
    • Варианты, такие как (1. 3 или A3) , как макс. вызовов.
    • Диапазоны имен, например, от A4 до A6 , как макс. звонки
    • Бинарный оператор + , как бинарный оператор + .
  • Неявное умножение, например, 2(...) , как 2 * (...) .

Такой простой язык одинаково подходит и для транспилятора, и для интерпретатора — нет побочных эффектов и интроспекции, так что подойдет наивный перевод без первоклассных объектов, промежуточного представления или AST.


Для транспилятора нам нужно преобразовать исходный код PAL в исходный код Python. Мы можем использовать pyparsing для прямого чтения PAL и использования действия синтаксического анализа для генерации Python.

Примитивные выражения

Простейшим случаем являются числа — исходный код PAL и Python идентичны. Это идеально, чтобы посмотреть на общую структуру транспиляции:

 import pyparsing as pp
# Правило грамматики PAL: одно "слово" из знака, цифры, точки, цифры
ЧИСЛО = pp. Regex(r"-?\d+\.?\d*")
# PAL -> преобразование Python: вычисление соответствующего кода Python
@NUMBER.setParseAction
def translate (результат: pp.ParseResults) -> str:
    вернуть результат[0]
 

Обратите внимание, что setParseAction обычно используется с lambda

вместо декорирования def . Однако более длинный вариант легче комментировать/аннотировать.

Ссылка на имя похожа на синтаксический анализ, но требует незначительного перевода на Python. Мы по-прежнему можем использовать регулярные выражения, так как здесь тоже нет вложенности. Все имена будут ключами к единому глобальному пространству имен, которое мы произвольно называем объектами .

 ИМЯ = pp.Regex(r"\w+\d+")
@NAME.setParseAction
def translate (результат: pp.ParseResults) -> str:
    return f'objects["{result[0]}"]' # интерполировать ключ в пространство имен
 

Обе части грамматики уже работают независимо для транспиляции. Например, NAME. parseString("A3") предоставляет исходный код objects["A3"] .

Составные выражения

В отличие от терминальных/примитивных грамматических выражений, составные выражения должны ссылаться на другие выражения, возможно, на самих себя (на этом этапе регулярные выражения не работают). PyParsing упрощает это с помощью выражений Forward — это заполнители, которые определяются позже.

 # заполнитель для любого допустимого элемента грамматики PAL
ВЫРАЖЕНИЕ = pp.Forward()
 

Без приоритета оператора и просто группировки через (...) , все + , или и от до работают одинаково. В качестве демонстратора мы выбираем или .

Теперь грамматика усложняется: мы используем pp. Подавляем для соответствия, но отбрасываем чисто синтаксические ( / ) и или . Мы используем + / - для объединения нескольких грамматических выражений ( - означает отсутствие альтернатив при разборе). Наконец, мы используем прямую ссылку ВЫРАЖЕНИЕ для ссылки на каждое другое выражение и это выражение .

 SOME_OR = pp.Suppress("(") + ВЫРАЖЕНИЕ + pp.OneOrMore(pp.Suppress("или") - ВЫРАЖЕНИЕ) - pp.Suppress(")")
@SOME_OR.setParseAction
def translate (результат: pp.ParseResults) -> str:
    элементы = ', '.join(результат)
    вернуть f "макс ({элементы})"
 

Диапазоны имен и сложение в основном работают одинаково, меняется только разделитель и форматирование вывода. Неявное умножение проще тем, что оно работает только с парой выражений.


На данный момент у нас есть транспилятор для каждого типа элемента языка. Отсутствующие правила могут быть созданы таким же образом. Теперь нам нужно на самом деле прочитать исходный код и запустить транспилированный код.

Начнем с того, что соберем воедино то, что у нас есть: вставим все элементы грамматики в прямую ссылку. Мы также предоставляем удобную функцию для абстрагирования от PyParsing.

 ВЫРАЖЕНИЕ << (ИМЯ | НОМЕР | НЕКОТОРОЕ_ИЛИ)
def transpile (приятель: ул) -> ул:
    """Перенести исходный код PAL в исходный код Python"""
    вернуть EXPRESSION.parseString(приятель, parseAll=True)[0]
 

Чтобы запустить некоторый код, нам нужно транспилировать код PAL и оценить код Python с некоторым пространством имен. Так как наша грамматика допускает только безопасный ввод, мы можем напрямую использовать eval :

 def execute(pal, **objects):
    """Выполнить исходный код PAL с заданными значениями объекта"""
    код = транспортировать (приятель)
    вернуть оценку (код, {"объекты": объекты})
 

Эту функцию можно запустить с заданным исходным кодом PAL и значениями имени для оценки эквивалентного значения Python:

 >>> выполнить("(A4 или A3 или 13)", A3=42, A4=7)
42
 

Для полной поддержки PAL определите отсутствующие составные правила и добавьте их вместе с другими в EXPRESSION .

Занятие 6: Сокращения начальных букв целых слов

Существует 33 сокращения целых слов с начальными буквами. Эти сокращения представляют собой двухклеточные сокращения — начальную букву слова (или начальные буквы, такие как «ch», «th», «wh» или «ou», которые будут представлены позже при обсуждении частей слова). сокращения!) перед один из нескольких комбинаций точек — точка 5, точки 4-5 или точки 4-5-6:

Сжатие Точка 5 (22 слова) Точки 4-5 (5 слов) Точки 4-5-6 (6 слов)
нельзя    
символ    
день    
всегда    
отец    
было    
здесь    
знать    
лорд    
много    
мать    
имя    
один    
должен    
часть    
вопрос    
справа    
некоторые    
спирт    
их    
там    
эти    
те    
   
время    
под    
после    
где    
чей    
слово    
работа    
мир    
молодой    

Правила для этих сокращений просты: если они появляются как целые слова, вы должны использовать сокращение.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.