Контрольный диктант в 8 классе № 2 | Сборник диктантов по Русскому языку в 8 классе с русским языком обучения
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— правописание корней с чередованием;
— н-нн в прилагательных;
— не с прилагательными, наречиями и глаголами;
— написание производных предлогов;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при причастном и деепричастном обороте
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
— разбора по составу слова;
— умения подбирать проверочные слова.
Диктант
Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шёл по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые борки, с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.
Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твёрдую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. Плывущие по ней брёвна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.
На другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.
Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруж1нной со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что-то негромко напевал.
(133 слова)
Грамматические задания
1. Выписать по одному слову с орфограммой в корне:
Безударной гласной, проверяемой ударением — 1-й вариант
Чередующейся гласной — 2-й вариант
2. Разобрать слово по составу:
застоявшимися — 1-й вариант извивающуюся — 2-й вариант
3. Произведите синтаксический разбор предложения:
Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. — 1-й вариант
Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. — 2-й вариантУрок русского языка по теме «Состав слова»
Введение
Разобрать слово по составу – не всегда легкое занятие.
Значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная “архитектура” порой аж захватывает дух; сказочная биография отдельных простеньких слов поражает; а разбор слова по состав установится нередко настоящим детективным поиском.
Перед разбором слова нужно установить “кто есть кто”: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где основа и окончание, и все это на фоне родственных слов в сравнении с аналогичными по своему строению словами.
При разборе надо обращаться со словом бережно и “вежливо”, не спеша, шаг за шагом выделяя в нем значимые части. “Смотреть в корень” – это не только и не столько извлечение корня, сколько умение вскрыть внутреннее строение слова, правильно определить и охарактеризовать все составляющие его значимые части, показать, из чего и как оно “скроено”.
Для более прочного закрепления и обобщения знаний по теме: “Состав слова” я использовала грамматическую сказку, героями которой будут: корень, приставка, суффикс, окончание и основа. Артисты – ученики.
Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова
Задачи:
- Ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, приставка, суффикс;
- Развивать умения находить в словах приставки, суффиксы, корень, окончание, основу.
Оборудование: компьютеры, мультимедийная установка, презентация “Состав слова”, тест “Состав слова” в программе “КРАБ-2”.
Ход урока
1. Организационный момент (Презентация. Слайд 1)
Учитель: Ребята, вы знаете что мы изучаем большую тему “Состав слова”. Сегодня мы подведем небольшой итог того, чему мы уже научились. На уроке мы будем работать в тетради, на карточках, на компьютере. Поэтому откройте тетрадь и запишите число, классная работа и отложите их в сторону.
2. Вступительное слово: Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес– из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. Самая главная из них – корень.
3. Грамматическая сказка “Семья слов” (Слайд 3)
– Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
– Карточка (выполнение проверяет герой сказки –“корень”).
– Выдели в словах корень.
(Лесной, лесник, леса, лесовичок, лесничий, лес.)
– Дополнение (ученица-отличница).
– Слов без корня не бывает.
Заключение от артиста “корня”: Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.
Обобщение учителя: Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”. Если надо что – то основательно переделать, говорят о “коренной переработке”.
4. Вступительное слово: Для русского языка самые большие возможности предоставляет образование новых слов с помощью приставок
Продолжение грамматической сказки “Новые друзья корней” (Слайд 3)
– Долгое время на волшебной поляне жили одни корни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно на поляну зашли приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они остаться здесь жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.
Карточка (выполнение проверяет ученица “приставка”). Образуйте и запишите однокоренные слова с корнем лез при помощи приставок за-, по-, в-, под-, до-.
– Дополнение (ученица-отличница)
– Приставки очень охотно дружат с глаголами и прилагательными. В русском языке очень много приставок. Попробуйте дома вспомнить и записать приставки никуда не подглядывая, если вспомните более 40, то у вас превосходная память, если 30 – тоже неплохо, ну а если меньше, то не огорчайтесь. Ведь знать и помнить это не одно и тоже. Вы их знаете, используете в речи, только они не захотели вспомниться.
Заключение от артиста:
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
А при помощи приставки
Образуются слова.
5. Вступительное слово учителя.
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, они хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и могут многое порассказать.
Продолжение грамматической сказки “Работа суффиксов”
(Слайд 3)– Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и захотели они на ней остаться. Только они расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, это была та самая волшебная поляна, которую облюбовали корни и приставки. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Туда пошли работать и приставки. Они образовывали новые слова.
Выполнение теста (выполнение проверяет учитель):
- К словам лес, мост, дом, гриб подберите однокоренные слова с суффиксами -ок, -ик или -ник.
- Выбери слова, состав которых подходит к схеме “корень, суффикс”.
(Грибок, орех, дорога, лесник.)
– Дополнение (ученица-отличница).
– Суффиксы – это мастера на все руки. Они могут образовывать названия предметов, менять род, число, могут образовывать от одной части речи другие: например – лес – лесной, сад – садил. Есть суффиксы, которые уже отживают свой век, а есть – которые часто используются в образовании новых слов.
6. Продолжение грамматической сказки “Как Корень слова учил Окончания уму –разуму”
– Стихи (читает ученик “Окончание”) (Слайд 4)
– Дополнение (ученица-отличница)
– Окончание меняет форму слова, а не образует новых слов.
Сценка:
Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.
Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.
Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.
Корень: Выходит и вам трудно живется.
Окончания: Еще как трудно.
Обобщение учителя: Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.
Карточка (выполнение проверяется учеником “Окончанием”). Из слов составьте предложение. Предложение записывают в тетради.
(Серый волк в густом лес встретил рыжая лиса)
7. Стихи (ученица “Основа”)
Остальную же часть слова
Именуем мы основой
– Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.
– Дополнение (ученица-отличница) (Слайд 5)
В основу слова входят приставки, корень и суффиксы.
Основа слова может состоять только из корня; из приставки и корня; из корня и суффикса; из приставки, корня и суффикса.
8. Вывод (слайд 6):
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
– Выполнение теста в программе “КРАБ 2” для оценивания знаний по теме.
Дети работают на компьютере.
9. Рефлексия: Ребята, присаживайтесь на свои места и посмотрите на экраны компьютеров.
Судя по оценкам, какой вывод можно сделать? (Урок достиг своей цели.)
– Какое задание больше всего понравилось?
– С каким настроением вы уходите с урока? (Приложение, слайд 7)
NLP: анализ предложения путем анализа зависимостей с помощью Spacy | Кундан Джоши | Январь 2023 г.
При обработке естественного языка нам часто приходилось приступать к подробной семантической анатомии грамматического состава предложений. В то время как модели машинного обучения помогают решать проблемы классификации и категоризации текста на широком уровне, навязчивый анализ предложений становится неизбежным для точного анализа намерений и других параметров для различных целей. Здесь нам нужно будет перейти к грамматическим нюансам конкретного языка, с которым мы имеем дело — подумайте о глаголах, прилагательных, существительных и т. д., которые так часто освещаются в различных блогах и сообщениях о батареях, включая такие функции, как POS, NER. и т. д. Этот бит посвящен не очень распространенной конструкции деконструкции предложения, называемой синтаксическим анализом зависимостей.
Разбор зависимостей — это тип лингвистического представления грамматических составляющих путем разбиения предложений на бинарные отношения «голова-и-зависимость» между токенами. Простая комбинация, зависящая от головы, содержит всю структуру отношений предложения, сжимая ее в рудиментарную и асимметричную ассоциацию, не вдаваясь в какую-либо продвинутую лексикологию. Хотя это в большей степени относится к языкам, не зависящим от порядка слов, это в значительной степени применимо и к английскому языку.
Корень обычно является основным глаголом (в глагольной фразе) — каждое проанализированное отношение зависимости имеет единственный корень, голову дерева; дерево представляет собой ориентированный граф пар головка-впадина, изображенный дугами/стрелками от головок к зависимым и квалифицированный функциональными аннотациями. Например, если у нас есть предложение
«Пожалуйста, запишитесь на срочную встречу в 16:30 на пятницу с доктором Бэннером».
Типичный граф/дерево зависимостей показан как ориентированный граф вершин и дуг с одним корнем.
Лексические элементы, связанные с глаголом «книга», связаны с ним, как показано в проанализированном дереве зависимостей. Чтобы проиллюстрировать, «срочно» — это модификатор «назначения», связанный непосредственно в структуре зависимости, так что мы можем установить связь относительно типа встречи (модификатор прилагательного).
Таким образом, мы видим, что для извлечения из предложения элементов, представляющих значимую информацию, нам достаточно одного отношения, основанного на ссылке. Это обычно применимо к языкам, которые демонстрируют более гибкий порядок слов, отсутствие которого в противном случае потребовало бы множественных условных проверок или регулярных выражений на основе правил для определения намерений и параметров.
Синтаксический анализ на основе дерева зависимостей больше не учитывает порядок слов или линейный порядок. Языки со свободным порядком слов выигрывают от синтаксического анализа зависимостей. Чешский и персидский, вероятно, подходят лучше всего, потому что они являются языками со свободным порядком слов, но тогда я уступаю кандидату на докторскую литературу, чтобы он еще взвесил этот вопрос. 🙂
Итак, хватит теории; давайте приступим к гайкам и болтам.
Для тех, кто опоздал — создайте виртуальную среду python и активируйте ее.
python3 -m venv tutorial-env
source tutorial-env/bin/activate
Установите spacy и загрузите маленькую модель — для этой цели должно подойти.
pip install -U pip setuptools колесо
pip install -U spacy
python -m spacy загрузить en_core_web_sm
Отлично! Теперь перейдем к делу…
Быстрый и базовый анализ зависимостей… давайте вернемся к предыдущему ежедневному заявлению… «Пожалуйста, запишитесь на срочную встречу в пятницу в 16:30 к доктору Бэннеру». (хотя и не обычный врач).
Теперь давайте разберем его со Спейси. Очень элементарная пара строк Spacy, как показано ниже:
import spacy
nlp = spacy.load("en_core_web_sm")
doc = nlp("Пожалуйста, запишитесь на срочную встречу в пятницу в 16:30 с доктором Бэннером.")print("{:25} {:10} {:10} {:20} {:10} {:10} {:50} {:50}".format('Token','Pos-Tag',' Dep','Head','Pos-Head','NER', 'Lefts', 'Rights'))
print("_" * 150)
для токена в документе:
print("{:25} { :10} {:10} {:20} {:10} {:10} {:50} {:50}".format(token.text, token.pos_, token.dep_, token.head.text, token .head.pos_, token.ent_type_, "-".join([w.text для w в token.lefts]), "-".join([w.text для w в token.rights])))
дает нам этот вывод:
Не вдаваясь в NER и POS, так как это в любом случае часто обсуждаемая тема, давайте прямо рассмотрим токены, проанализированные зависимостями. Корневой токен предложения обычно является глаголом действия — по крайней мере, для предложения, ориентированного на глагольную фразу. Это становится жизненно важным, поскольку большую часть времени нам может понадобиться повернуть наш анализ предложения вокруг этого корневого токена.
Набор типичных/наиболее часто встречающихся определений или грамматических отношений DEP:
NSUBJ Номинальный подлежащий
DOBJ Прямой объект
NMOD Номинальный модификатор
AMOD Модификатор прилагательного
NUMMOD Числовой модификатор
APPOS Модификатор аппозиции показанный ранее график будет выглядеть следующим образом:
from spacy import displacy
displacy.serve(doc, options={"distance": 120})
Анализ зависимостей лучше всего решать путем более глубокого анализа с помощью анализа тегов DEP. на другом примере.
import spacy
nlp = spacy.load("en_core_web_sm")
nlp.add_pipe("merge_noun_chunks")
doc = nlp("NewYork-Presbyterian щедро заплатил доктору Стрэнджу 500000$, в то время как Kamartaj заплатил ему только 100$")print("{:25} {:10} {:10} {:20} {:10} {:10} {:50} {:50}".format('Token','Pos-Tag',' Dep','Head','Pos-Head','NER', 'Lefts', 'Rights'))
print("_" * 150)
для токена в документе:
print("{:25} { :10} {:10} {:20} {:10} {:10} {:50} {:50}". format(token.text, token.pos_, token.dep_, token.head.text, token .head.pos_, token.ent_type_, "-".join([w.text для w в token.lefts]), " ".join([w.text для w в token.rights])))для токена в документе:
, если token.pos_ == "NUM" и token.dep_ == "dobj":
работодатель = [w.text для w в token.head.lefts, если w.dep_ == "nsubj "]
, если работодатель:
print(" Работодатель: {:20s} \tSalary: {:10}".format(employer[0], token.text))
else:
obj = [[r для r в w .rights if r.dep_ == 'pobj'] for w in token.head.rights if w.dep_ == "agent"]
if obj:
print(" Работодатель: {:20s} \tSalary: {:10 }".format(str(obj[0][0]), token.text))
Здесь мы реализуем простые условные проверки на основе правил в токенах, которые мы итерируем; если указанный токен является числом и прямым дополнением, то:
— прямое дополнение Глагольной фразы — это именная группа, которая является явно подразумеваемым или обвинительным дополнением глагола, в этом случае «NY-Pres оплачено 500000» означает, что глагол «оплачивается», а прямое дополнение — « 500000′.
— после того, как мы находим начало числа, которое является глагольной фразой, мы смотрим налево, чтобы найти именное подлежащее (существительное/деятель) глагольного действия, в данном случае «NY-Pres»
— в пассивный залог, как во 2-м падеже / еще предложении, нам нужно искать pobj, так как это косвенная ссылка, чтобы найти именную группу, которая не является прямой головой, но следует (справа) от предлога (‘ by’) — что по существу является предложным дополнением в страдательном залоге — в данном случае «Камартай».
Немного запутанно, но эффективно в подобных случаях.
Возьмем другой пример.
import spacy
nlp = spacy.load("en_core_web_sm")
nlp.add_pipe("merge_noun_chunks")
doc = nlp("Хороший доктор сейчас живет в Непале, но раньше жил в Нью-Йорке")print ("{:25} {:10} {:10} {:20} {:10} {:10} {:50}".format('Token','Pos-Tag','Dep','Head ','Pos-Head','NER', 'Дети'))
для токена в документе:
print("{:25} {:10} {:10} {:20} {:10} {:10 } {:50}". format(token.text, token.tag_, token.dep_, token.head.text, token.head.tag_, token.ent_type_, ":".join([w.text для w в токен.дети])))для токена в документе:
, если token.ent_type_ == 'GPE':
head = token.head
, если head.dep_ == 'prep':
grand_head = head.head
, если grand_head.tag_ in ('VBG ','VBZ','VBP'):
, если есть ([Истинно для дочернего элемента в grand_head.children, если child.dep_ == 'aux' и child.tag_ in ('VBD')]):
print("previous location = {}".format(token.text))
else:
print("current location = {}".format(token.text))
elif grand_head.tag_ in ('VBD','VBN'):
, если есть ([Верно для дочернего элемента в grand_head.children, если child.dep_ == 'auxpass' и child.tag_ in ('VBP')]):
print("текущее местоположение = {}".format(token.text))
else:
print("предыдущее местоположение = {}".format(token.text))
что приводит к —
Деконструировать предложения с информацией о сущностях, таких как местоположения или организации, мы можем повернуть анализ вокруг рассматриваемого NER, в данном случае геополитической сущности, а затем проследить наш путь вокруг лингвистических элементов, окружающих ее. Как видно из предложений if-else, информационный блок типа «живет в Непале» имеет ООП с элементом HEAD в качестве предлога («в»). Отслеживание в обратном направлении от предлога (grand_head) показывает тег POS (часть речи) дедушки и бабушки, который представляет собой ГЛАГОЛ в единственном числе настоящего («VBZ»), что помогает нам определить текущее место жительства субъекта («врач») .
Однако это может быть очень ограничивающим условным ограничением, поскольку в случаях, когда используется форма причастия настоящего времени («VBG») — поскольку причастие настоящего времени будет подразумевать настоящее продолженное время, только если после вспомогательного «быть» (есть, есть и т. д.), что само по себе настоящее время. «Вспомогательный элемент», если он присутствует, будет дочерним элементом причастия настоящего времени, поэтому мы можем проверить это и сделать вывод, является ли это настоящим временем/домицилем или прошедшим временем (если вспомогательный элемент имеет прошедшее время, как в этом случае).