Разбор слов по составу
Разбор слова по составу
Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.
Виды морфем
В русском языке используются следующие морфемы:
— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.
Важность морфемного разбора
В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.
Пример
В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).
В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).
Как разобрать слово по составу
Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.
, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.
Этапы морфемного анализа
Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:
— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Потом следует определить корень, подобрав родственные однокоренные слова.
Особенности разбора
Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.
Только что искали: в е р ш и н а 1 секунда назад ликусс 1 секунда назад л е д а з р 1 секунда назад есантукнд 1 секунда назад ааповхри 1 секунда назад брелодк 1 секунда назад слоко 1 секунда назад ларнуга 1 секунда назад кракета 1 секунда назад с т р у п 1 секунда назад потс 1 секунда назад д а е р о н 1 секунда назад шуткавром 2 секунды назад цапля 2 секунды назад рметил 2 секунды назад
Карточки по русскому языку.Тема: «Состав слова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
города Братска.
Карточки по русскому языку для 3 класса
Тема: «Состав слова»
Подготовила: Добрыгина Т. А.
первая квалификационная категория
Карточка № 1.
Найди слова с приставками. Выдели приставки в этих словах.
Вредный, замолчать, орех, строить, закрыть, уполз, сдать, отпуск, вражда, поляна, заболеть, слизнуть, полить, дарить, смотреть, подписать, выиграть, потеплеть, окружность.
Карточка № 2.
Расставьте пропущенные приставки «по», «за», чтобы показать, что действие началось. Приставки выделить.
Вдруг ….дул ветер. …..сверкали молнии. …..гремел гром.
…..бежали волны.
Вставить пропущенные буквы, выделить приставки.
Н…лететь, п…беждать, п…дплыть, з. .крыть, п…дрезать, п..дбежать,
д…плыть, з….ботиться.
Карточка № 3.
Подобрать и записать однокоренные антонимы к словам. Выделить приставки.
закрыл -______________________ подплыть — _______________________
обыграть -____________________ подойти — ________________________
разлюбить -____________________ выписать -________________________
развернуть — ___________________ принести -________________________
Карточка № 4.
Списать предложения, раскрывая скобки. Выделить приставки.
(На)ступила (на)стоящая зима.
_________________________________________________________________
(На)стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные картины.
_________________________________________________________________
Дорога (с)вернула (в)лес.
_________________________________________________________________
(С)крыши (с)бросили снег. _________________________________________
Карточка № 5.
Разобрать слова по составу.
Земляничный, перегородка, карманный, вечерний, побег, садик, стрелка.
Подчеркни слово, в котором нет приставки.
Списал, срыв, смена, стена, слизал, срубить.
Карточка № 6.
Подчеркнуть родственные слова. Выделить корень.
Косилка, косить, косьба, покос.
Сосна, дерево, деревянный, деревяшка, загородить.
Город, забор, изгородь, загородка, загородить.
Поезд, подъезд, поездка, ездок.
Карточка № 7.
Подчеркнуть слова с приставкой «за».
Запад, зашуметь, забава, забег, застолье.
Подчеркнуть слова с приставкой «по».
Полный, посадка, помощь, полка, покрасить.
Подчеркнуть слова с приставкой « о».
Остров, окружность, огуречный, овёс, обежать.
Карточка № 8.
Разобрать слова по составу.
Кустики, жёлтые, травинка, грустные, загородный, хитрец, подорожник.
Образуйте от данных слов новые слова с приставками, суффиксами, окончаниями.
Грусть -_______________________________________________________
Лес -__________________________________________________________
Карточка № 9.
Подчеркните слова, обозначающие части слова.
Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.
Образуй и запиши ласковые формы имён. Обозначь суффиксы в словах.
Света, Наташа, Таня, Люда, Катя, Сеня, Лида, Федя, Рая, Марина, Алёша.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 10.
Спиши, обозначь суффиксы.
Голосок, волосок, башмачок, крючок, колосок, стебелёк, ветерок; домик, столик, котик, коврик, носик, глазик, садик, тортик; диванчик, шкафчик, стульчик, трамвайчик, карманчик.
Карточка № 11.
Найди и выпиши однокоренные слова. Обозначь корень.
Образец: лес — лесной – лесистый.
Берёза, липка, калиновый, осинник, дубок, липовый, осина, калина, берёзонька, дуб, осиновый, калинушка, липа, берёзка, дубовый, осинка.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 12.
Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы.
Медведь – медведица – медвежонок.
Волк — _______________ — волчонок.
Тигр — _________________________ -_____________________
Орёл — орлица — __________________________.
___________________ — зайчиха — __________________________ .
__________________ — лосиха -________________________________ .
Карточка № 13.
Запиши слова парами по образцу. Обозначь суффикс – ость-
Образец: щедрый – щедрость
Вежливый, гибкий, ловкий, стойкий, усталый, смелый, жадный, нежный, честный, уверенный, осторожный, задумчивый.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 14.
Запиши слова в два столбика.
1) со значением «поделить на части»
2) со значением «очень»
разбить, разорвать, распрекрасный, распилить, разломить, разлюбезный, разгрызть, развесёлый.
Карточка № 15.
Запиши слова в два столбика: в первый – с приставками, в которых всегда пишется о, во второй – с приставками, в которых всегда пишется а.
[па]встречать, [на]учить, [на]дуть, [за]пасать ,[а]пустеть, [на]рисовать, [да]бежать, [за]морозить, [на]помнить, [за]лететь, [аб]лететь, [пад]лететь.
Карточка № 16.
Запиши слова в два столбика:
1) слова с суффиксом –ив-;
2) слова с суффиксом – ев-.
правд…вый, щавел….вый, фальш….вый, груш…вый, лен…..вый, вол…вой, сирен…вый, пол…..вой, дож….вой, плакс…..вый.
Карточка № 17.
Составь схемы к следующим словам:
кустик, мосты, такси, город, избушка.
Разобрать слова по составу
красноватые, сероватые, серебряный.
Карточка № 18.
Закончи предложение.
Часть слова, которая стоит перед корнем, называется___________________
Приставки служат_________________________________________________
Обозначь корень в данных словах.
Запах, приехал, подъезд, подбежал, перезагрузка, закричал, перерисовал.
Карточка № 19.
К данным схемам подбери слова и соотнеси их по столбикам
, ,
______________ ____________________ _________________
______________ ____________________ __________________
______________ ____________________ __________________
______________ ____________________ __________________
домик, вывоз, правдивый, звериный, берёза, коровушка, подберёзовик, подписал, добежал, дорога, травка, звёзды.
Карточка № 20.
1.Какие части слова служат для образования новых слов?
______________________________________________________________
2.Бывают ли слова без окончаний? Привести примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 21.
Подчеркните слова, которые соответствуют схемам.
Хвосты, ягодка, рассада, зимний, облако.
Рыбак, подруга, подарки, поливка, прохлада.
Блокноты для сочинения | Мед
Книга составления медовухи, широкая линейка, 100 листов, 9 3/4 «x 7 1/2», черный мрамор
Цена $4. 00
Закрыть модальное окно
Количество 1Книга составления медовухи, широкая линейка, 100 листов, 9 3/4 дюйма x 7 1/2 дюйма, 3 упаковки, черный мрамор
Цена $15. 00
Закрыть модальное окно
Количество 1Сборник медовухи, правила колледжа, 100 листов, 9 3/4 дюйма x 7 1/2 дюйма, 3 упаковки, черный мрамор
Цена $10. 00
Закрыть модальное окно
Количество 1Сборник журнала сделок Mead Square, широкая линейка, 100 листов, 9 3/4 дюйма x 7 1/2 дюйма, черный мрамор
Цена $8. 00
Закрыть модальное окно
Количество 1Цветная книга Mead Square Deal, широкая линейка, 100 листов, 9 3/4 дюйма x 7 1/2 дюйма, красный
Цена $6. 00
Закрыть модальное окно
Количество 1Цветная книга Mead Square Deal, широкая линейка, 100 листов, 9 3/4 «x 7 1/2», зеленый
Цена $6. 00
Закрыть модальное окно
Количество 1Книга составления медовухи, широкая линейка, 100 листов, 9 3/4 дюйма x 7 1/2 дюйма, 12 упаковок, черный мрамор
Цена $71. 00
Закрыть модальное окно
Сборник медовухи, правила колледжа, 100 листов, 9 3/4 «x 7 1/2», 12 упаковок, черный мрамор
Цена $32.00
Закрыть модальное окно
Цветная книга Mead Square Deal, широкая линейка, 100 листов, 9 3/4 «x 7 1/2», синяя
Цена $6. 00
Закрыть модальное окно
Цветная книга Mead Square Deal, широкая линейка, 100 листов, 9 3/4 дюйма x 7 1/2 дюйма, фиолетовый
Цена $6.00
Закрыть модальное окно
Книги сочинений | Five Star
Аккуратность имеет значение, поэтому прочная тетрадь для сочинений необходима как серьезным студентам, так и профессионалам. Прошитый переплет предотвращает выпадение страниц, а прочная обложка позволяет удобно писать. Доступны в форматах с широкой линейкой или линейкой колледжа, чтобы соответствовать вашему размеру почерка и цели письма.
Артикул: 950008
Книга с композициями Five Star DuraShield с антимикробными обложками, широкая линейка, 100 листов, 4 упаковки
Цена 20 долларов США
Артикул: 38014
Книга сочинения Five Star, широкая линейка, 100 листов, 7 1/2 x 9 3/4 дюйма, 6 упаковок
Цена $23. 00
Количество12345
Пять звезд настраиваемых интерактивных наборов книг для сочинения, 1 предмет, правила колледжа
начиная с
$14.00
Артикул: 850016
Пятизвездочный учебник DuraShield с антимикробной обложкой и учебным приложением, правила колледжа, 9 3/4 x 7 1/2 дюйма, 4 упаковки
Цена $18.