Разбор слова по звукам. Схемы и примеры
В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.
Обоснование темы
После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания – фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.
Пример фонетический процесс, происходящий в слове
Фонетический процесс, происходящий в языке объясняет многие правила орфографии. Именно поэтому…
Понятие фонетического разбора
Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».
Гласные и согласные буквы и звуки
Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается…
Теоретические рекомендации
Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.
Пример первый
Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:
В каких словах больше букв, чем звуков?
В этой статье даётся исчерпывающий ответ на вопрос, в каких словах неодинаковое количество букв и…
- п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара — [б], твердый;
- о – [а] – это гласный звук, безударный;
- к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара — г], твёрд.;
- р – [р] — звук согласный, сонорный, поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
- ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;
- в – [в] – звук этот согл., является звонким, пара его — [ф], твёрдый;
- а — [а´] – гласный звук, в ударной позиции;
- л – [л] – это звук согл.
, относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
- о – [а] – согласный, безударный.
Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.
Пример второй
Посмотрим, как произвести разбор слова «друзья» по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз’й’а´]. И анализируем:
- д – [д] – согласный, он звонкий и является парным, пара — [т], твёрдый;
- р – [р] – согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
- у – [у] – гласный, безударный;
- з – [з’] – согл., является звонким, имеет глухую пару — [с], мягкий и тоже парный: [з];
- ь – звука не обозначает;
- я – [й’] – полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
- [а´] – гласный, ударный.
В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.
Пример третий
Показываем, как следует делать разбор слова «язык» по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й’изы´к]. Разберите фонетически:
- я – [й’] – полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
- [а] – этот звук гласный и безударный;
- з – [з] – согл., звонкий, парный, пара — [с], твёрдый;
- ы – [ы´] – гласный, ударный;
- к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.
Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.
Пример четвёртый
Посмотрим, как выглядит разбор слова «белка» по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б’э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:
- б – [б’] – согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
- е – [э´] – гласный, ударный;
- л – [л] – согл.
, сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
- к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;
- а – [а] – гласный, безударный.
В данном слове одинаковое количество букв и звуков – по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.
Пример пятый
Теперь давайте сделаем разбор слова «ель» по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л’]. Теперь произведем анализ:
- е – [й’] – полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
- [э´] – гласный, ударный;
- л – [л´] – согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
- ь – звука не обозначает.
Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.
Делаем выводы
Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.
Особые случаи разбора
Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд’э´й’], «дождь» — [до´щ’]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздник», «дрожжи», т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з’н’ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.
О роли транскрипции
Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр’иох’а´д’ирный’]. Как видим, ударный тут звук [а].
К вопросу о слогоделении
Слогоделение — тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове «синяя» наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).
Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.
The American Scholar: Разберите это
Вы стоите в очереди в аэропорту и случайно слушаете, как женщина впереди говорит по мобильному телефону на языке, которого вы не понимаете. Вы слышите шквал слогов, за которым следует долгая пауза, пока она слушает, а затем стрельба возобновляется. Хотя мы, конечно, знаем, что слышим слова, на самом деле они не звучат как слова, за исключением случаев, когда имя собственное, например Обама , или английская фраза, например 9В комнату пробирается 0005 авиадиспетчерская служба . Все просто сходится, и если бы вам пришлось выбирать, где заканчивается одно слово и начинается другое, вы бы делали это почти наугад. Однако послушайте язык, который вы знаете, и такие границы легко различимы, даже очевидны.
Что дает? Если бы вы изучали длины волн, из которых состоит речь, вы бы заметили, что это ваши интуитивные догадки о незнакомых языках, которые точны. Человеческая речь представляет собой почти непрерывный поток шума.
Хотя в речевых потоках не так много удобных пауз, в них есть кое-что, что младенцы на удивление хорошо умеют использовать: переходные вероятности. Слоги в пределах слов имеют большую вероятность появления друг за другом, чем слоги между словами. Возьмем фразу управления воздушным движением. Фразу также можно интерпретировать как airtra ficon troll. Но, за исключением тролля (чья популярность после расцвета этих выдающихся хохлатых кукол, пожалуй, милостиво поубавилась), разбирать его таким образом не имеет особого смысла: air редко сопровождается tra, и tra относительно вероятно предшествует fic .
В ходе одного из самых известных исследований в области психологии развития исследователи Дженни Сафран, Дик Эслин и Элисса Ньюпорт (все в то время работали в Университете Рочестера) создали миниатюрный искусственный язык, состоящий из четырех трехсложных бессмысленных слов (например, , лапиту, донеги ), повторяющиеся снова и снова в произвольном порядке и без разделяющих их пауз (например, лапитудонеги ). Они представили миниатюрный язык восьмимесячным детям, а затем проверили их на том, что они узнали. Вы правильно думаете, что тестирование младенца не лишено трудностей. Но, по крайней мере, они надежные существа: они перестанут обращать на что-то внимание, как только это им надоест. Когда исследователи воспроизводили как новые слова (состоящие из одних и тех же слогов, но в разном порядке, например, тупила , недоги

Все это происходит подсознательно, мозг младенцев занят статистическими вычислениями, которые они никогда не смогли бы выполнить вручную. Вы делаете то же самое, даже когда сосредоточены на чем-то другом, например, на том, чтобы не позволить оппортунисту, стоящему за вами, перерезать линию. Поэтому, если ваше ожидание длится более двух минут (весьма вероятно), а дама по телефону говорит на искусственном языке, состоящем из четырех трехсложных слов (чуть менее вероятно), знайте: ваше ожидание не сплошная трата времени.
Разрешение требуется для перепечатки, воспроизведения или другого использования.
Джессика Лав имеет докторскую степень в области когнитивной психологии и редактирует Kellogg Insight в Школе менеджмента Kellogg Северо-Западного университета.
Комментарии на базе Disqus
Слог как единица передачи информации в языковой коммуникации: энтропийная модель разбора слога
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день
Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум:
1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Уайли
Полнотекстовые ссылки
Обзор
. 2020 янв;11(1):e1518.
doi: 10.1002/wcs.1518. Epub 2019 10 сентября.
Эви А Малая 1 , Ронни Б. Уилбур 2 3
Принадлежности
- 1 Отделение коммуникативных расстройств, Алабамский университет, Таскалуса, Алабама.
- 2 Кафедра речи, языка и слуха, Колледж здравоохранения и гуманитарных наук, Университет Пердью, Уэст-Лафайет, Индиана.
- 3 Лингвистика, Школа междисциплинарных исследований, Колледж свободных искусств, Университет Пердью, Уэст-Лафайет, Индиана.
- PMID: 31505710
- DOI: 10.1002/wcs.1518
Обзор
Эви А. Малайя и др. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2020 9 января0003
. 2020 янв;11(1):e1518.
doi: 10. 1002/wcs.1518.
Epub 2019 10 сентября.
Авторы
Эви А Малая
Принадлежности
- 1 Отделение коммуникативных расстройств, Алабамский университет, Таскалуса, Алабама.
- 2 Кафедра речи, языка и слуха, Колледж здравоохранения и гуманитарных наук, Университет Пердью, Уэст-Лафайет, Индиана.
- 3 Лингвистика, Школа междисциплинарных исследований, Колледж свободных искусств, Университет Пердью, Уэст-Лафайет, Индиана.
- PMID: 31505710
- DOI:
10.
1002/wcs.1518
Абстрактный
Чтобы понять человеческий язык — как разговорный, так и жестовый — слушатель или зритель должен разобрать непрерывный внешний сигнал на составляющие. Вопрос о том, что это за компоненты (например, фразы, слова, звуки, фонемы?), был предметом давних споров. Мы переформулируем этот вопрос и зададимся вопросом: какие свойства входящего визуального или слухового сигнала необходимы для обеспечения понимания языка? В этом обзоре мы оцениваем феномен разбора языка с точки зрения, не зависящей от модальности. Мы показываем, что взаимодействие между динамическими изменениями энтропии сигнала и нейронным увлечением сигналом на уровне слога (диапазон 4–5 Гц) причинно связано с пониманием языка как в речи, так и в языке жестов. Эта независимая от модальности модель энтропийного разбора слогов для лингвистического сигнала предлагает понимание механизмов языковой обработки, предлагая общие нейровычислительные основы для слогов в речи и языке жестов.
Ключевые слова: увлечение; разбор; сегментация; язык знаков; слог.
© 2019 Wiley Periodicals, Inc.
Похожие статьи
Связь между рабочей памятью и пониманием языка у сурдопереводчиков и говорящих.
Эммори К., Гизен М.Р., Петрич Дж.А.Ф., Сперджен Э., О’Грэйди Фарнади Л. Эммори К. и др. Acta Psychol (Амст). 2017 июнь;177:69-77. doi: 10.1016/j.actpsy.2017.04.014. Эпаб 2017 5 мая. Acta Psychol (Амст). 2017. PMID: 28477456 Бесплатная статья ЧВК.
Общие нейронные и когнитивные механизмы в действии и языке: многомасштабная структура передачи информации.
Блюменталь-Драме А., Малая Э. Блюменталь-Драме А. и др. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019 март; 10(2):e1484. doi: 10.1002/wcs.1484. Epub 2018 12 ноября. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019. PMID: 30417551 Обзор.
Свидетельства восприятия против внутренней структуры слогов американского языка жестов.
Уилбур Р.Б., Аллен Г.Д. Уилбур Р.Б. и соавт. Речь Ланга. 1991 г., январь-март; 34 (часть 1): 27–46. дои: 10.1177/002383099103400102. Речь Ланга. 1991. PMID: 1819681
Доязыковая сегментация речи на слогоподобные единицы.
Расанен О., Дойл Г., Фрэнк М.С. Расанен О. и соавт. Познание. 2018 Февраль; 171: 130-150. doi: 10.1016/j.cognition.2017.11.003. Epub 2017 20 ноября.
Познание. 2018. PMID: 29156241
Статистические данные о том, что ребенок может создать комбинаторную лингвистическую систему без внешнего лингвистического ввода: значение для эволюции языка.
Голдин-Медоу С., Ян С. Голдин-Медоу С. и др. Neurosci Biobehav Rev. 2017 Oct; 81 (Pt B): 150-157. doi: 10.1016/j.neubiorev.2016.12.016. Epub 2016 Декабрь 29. Neurosci Biobehav Rev. 2017. PMID: 28041786 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние отсутствия ритма на речь при распознавании шума у детей с диагнозом «нарушение слуховой обработки».
Сидирас С., Илиаду В.В., Ниматудис И., Бамиу, Делавэр. Сидирас С.