Разбор слова по составу параллельно: Параллельно — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу

Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.

Виды морфем

В русском языке используются следующие морфемы:

— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.

Важность морфемного разбора

В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.

Многие правила русского языка построены на этой зависимости.

Пример

В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).

В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).

Как разобрать слово по составу

Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.

, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.

В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.

Этапы морфемного анализа

Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:

— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Потом следует определить корень, подобрав родственные однокоренные слова.

— Определяется приставка, а потом суффиксы (при их наличии).

Особенности разбора

Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.

Только что искали: фанера сейчас с п р с о и ь сейчас краска сейчас о с в к и н сейчас еонб сейчас онвокипкл сейчас трнахеь сейчас лтесбцо сейчас оьорябк сейчас персидз 1 секунда назад праценко 1 секунда назад загниваем 1 секунда назад ратиле 1 секунда назад столик 1 секунда назад г р а в и й 1 секунда назад

Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова. | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:

Плюснина Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 62   г. Санкт-Петербург

Урок русского языка в 5 классе

Урок-путешествие

 

МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД

  ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД

 

Тема: морфемика, морфемный разбор слова.

Цели:

  • Обобщить знания по теме «Морфемика»
  • Формировать умение выполнять частичный и полный морфемный анализ

Формировать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

  • Воспитывать интерес к русскому языку через использование занимательного материала.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  

  •  опорные плакаты
  • дидактический распечатанный материал
  • кроссворд

Ход урока

1. Ребята. Я рада вас приветствовать на моём уроке. Сегодня мы совершим  небольшое путешествие. Но сначала мы разгадаем кроссворд. Для его решения вам необходимо вспомнить правила по теме « Морфемика»

1

3

2

4

5

6

 

 

По вертикали:

  1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

3. Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

5. Часть слова, стоящая после крня и служащая для образования новых слов.

По горизонтали:

  1. Общая часть родственных слов.

4. Часть слова без окончания.

6. Значимая часть слова.

2.  Поверим, какие же слова вы вписали в кроссворд.

 

Ответьте на вопросы:

  • Что общего у приставки и суффикса?
  •  А чем они различаются?
  • Чем отличается окончание от приставки и суффикса?
  • Какова роль окончания?
  • Назовите главную морфему в слове. Почему корень -главная морфема в слове?

3. Сегодня мы с вами будем тренироваться в выполнении морфемного разбора слова, т. е.в разборе слова по составу, одновременно повторим основные понятие по теме.

 Мы совершим путешествие в летний лес. А зачем?  Угадайте загадку:

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это. .. (гриб)

(Прикрепляем к доске рисунок корзинки, в неё будем складывать грибы ( рисунки) в процессе работы  , уч-ся узнают гриб и кладут его в корзинку)

4.  Словарный диктант.

Но не так-то просто попасть среди зимы в летний лес. Необходимо вспомнить написание «лесных слов» . Напишем без ошибок.

Удивительные растения, ароматная земляника, сладкая малина, коричневый орех, багровые листья, хрустнуть веткой,  косолапый медведь, соловьиная трель, белоствольная берёзка.

  • -С  какими орфограмма вам встретились слова в диктанте?
  • Подчеркните глагольное словосочетание.
  • Укажите слова , в которых  два корня.
  • Объясните лексическое значение слова « трель», подобрав синоним.

Ну что ж , теперь нам путь в летний лес открыт

6. Первое задание: ( Карточки )

  По грибы

Шел гри..ник изд..лека
А в к..рзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только тра..ка и листочки.
Ут..мился грибничок
И уселся на пенек.
— Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Погл..дел на грибника
Лес др..мучий свысока.
Пок..чался – скрип да скрип! –
Пок..зал под елкой гриб.
— Я с грибами, — молвил лес, —
А ты с глазами или без?
                               В. Шульжик

  • Прочитайте выразительно.
  • Объясните написание слов с пропущенными буквами -орфограммами.
  •  -Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.
  •    Выпишите глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.
  • Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их.
  •   Почему автор употребил  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
  • Объясните значение слова «дремучий», подобрав синонимы.
  • Объясните постановку тире .

 7. Задание второе.

  1. В т..сноте.

На п..нечке сто опят.
— Очень тесно тут! – в…пят. –
Поз..вите гр..бника
Соб..рать опят с пенька.
                          Е. Серова

  • Прочитайте выразительно.
  • Почему стихотворение называется  « В тесноте»?
  • Объясните значение слова «вопят», подобрав синонимы.
  • Выпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением., объясните орфограмму.
  • Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием гласной.
  • Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Минутка отдыха: отгадываем загадки, грибки складываем в корзинку.

1) Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый… (боровик)

2) Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна… (сыроежка)

3)  Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

4)  В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный… (груздь)

5)  Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный… (мухомор не должен оказаться в корзинке)

  • А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? .

 8. Задание третье. ( Карточки)

Кто сеял лисич?ки?

Клим спр..сил у Алексея
Кто в лесу лисич?ки сеял
Звери дикие иль птицы
Ну, понятно кто — лисички.

                           И. Мельничук 

  • Прочитать выразительно.
  • Списать, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.
  • Являются ли слова «лисички и лисицы однокоренными»? Почему нет:
  • Запишите их в два столбика, подберите однокоренные слова. К какому слову и почему нельзя подобрать их?(лисички-грибы).

9. Четвёртое задание.

  1.  Послушайте загадку. Угадайте , что это за гриб.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик)

  1. Прочитаем стихотворение. ( карточки)

Подб. .резовик

Подб..рёзовик
Что ж ты  спрятался
Под б..резою.
Да не прячься ты
Так ст…рательно –
Я найду тебя
Об..зательно.
         Е. Серова 

  • Списать первое предложение.
  • Почему слово «подберёзовик» выделено запятой?
  • Выполните морфемный разбор слова «подберёзовик».
  • Запишите к нему как можно больше однокоренных слов.

 

  1. Работа  с текстом. ( Карточки)
  1. Ра…. ей  осен?ю  р..бята  пошли ( в )лес за грибами. 2. Рома наш…л под березой красивый подберезовик  а Валя увидела под с..сной маленький масленок. 3. Сережа разгр..бал палоч?кой ж…лтые листья под которыми пр…талсь   боровики..4.  В роще они набрали полные к…рзины разных грибов. 5. А вот мухоморы никто на взял. 6.Ребятишки их оставили : пусть растут, кому-нибудь пользу принесут.  7. 7.  Ребята веселые и довольные в..рнулись домой.
  • Определить тему текста. Озаглавить.
  • Определить стиль текста, тип речи.
  • Почему ребята оставили мухоморы? Кто знает, какую пользу приносят эти ядовитые грибы? (Для некоторых лесных жителей, таких как олень, лось, этот продукт служит лекарством )
  • Выписать сложные предложения , объяснить постановку знаков препинания.
  • Указать морфемный состав имён прилагательных. К одному из них записать 3 формы слова.

11.Подведение итогов.

Продолжите:

  • Сегодня на уроке …
  • Я учился различать…
  • Я учился выполнять…
  • Я узнал…

Домашнее задание: записать загадку , стихотворение про любой гриб, указать морфемный состав всех слов.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_griby.html — загадки про грибы
  2. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html — стихи о грибах

Resource id #2622

Параллельный или последовательный анализ предложений человеком? Доказательства связанных с событием потенциалов мозга

. 2003 Январь; 15 (2): 165-77.

doi: 10.1016/s0926-6410(02)00149-0.

Йенс-Макс Хопф 1 , Маркус Бадер, Майкл Менг, Йозеф Байер

принадлежность

  • 1 Клиника неврологии II Университета Отто фон Герике Магдебург, Лейпцигерштрассе 44, 39120 Магдебург, Германия. [email protected]
  • PMID: 12429368
  • DOI: 10.1016/s0926-6410(02)00149-0

Йенс-Макс Хопф и соавт. Мозг Res Cogn Brain Res. 2003 Январь

. 2003 Январь; 15 (2): 165-77.

doi: 10.1016/s0926-6410(02)00149-0.

Авторы

Йенс-Макс Хопф 1 , Маркус Бадер, Майкл Менг, Йозеф Байер

принадлежность

  • 1 Клиника неврологии II, Магдебургский университет Отто-фон-Герике, Лейпцигерштрассе 44, 39120 Магдебург, Германия. [email protected]
  • PMID: 12429368
  • DOI: 10.1016/s0926-6410(02)00149-0

Абстрактный

В этом исследовании ERP мы исследуем процессы, которые происходят в синтаксически неоднозначных немецких предложениях в момент устранения неоднозначности. В то время как большинство психолингвистических теорий сходятся во мнении, что трудности с обработкой возникают, когда предпочтения синтаксического анализа не подтверждаются (так называемые эффекты садовой дорожки), существуют важные различия в отношении теоретических предположений о восстановлении синтаксического анализатора после ошибочного синтаксического анализа. Можно провести ключевое различие между синтаксическими анализаторами, которые вычисляют все альтернативные синтаксические структуры параллельно (параллельные синтаксические анализаторы), и синтаксическими анализаторами, которые выполняют только один предпочтительный анализ (последовательные синтаксические анализаторы). Чтобы эмпирически провести различие между параллельными и последовательными моделями синтаксического анализа, мы сравниваем ответы ERP на предложения садовой дорожки с ответами ERP на действительно неграмматические предложения. Предложения садовой дорожки содержат временную и в конечном счете излечимую неграмматичность, в то время как истинно неграмматические предложения остаются таковыми постоянно — различие, которое приводит к различным предсказаниям в двух классах архитектур синтаксического анализа.

В слове, устраняющем неоднозначность, ERP в обоих типах предложений демонстрируют отрицательные сдвиги с одинаковой задержкой начала, амплитудой и распределением скальпа в начальном временном окне между 300 и 500 мс. В следующем временном окне (500-700 мс) отрицательный сдвиг в предложениях с садовыми дорожками исчезает в правых центрально-теменных участках, в то время как он сохраняется в предложениях с постоянной аграмматичностью. Эти данные принимаются как свидетельство строго последовательного парсера. Отсутствие разницы в раннем временном окне указывает на то, что временная и постоянная грамматическая неграмотность вызывают одинаковые реакции разбора. Более поздние различия могут быть связаны с успешным повторным анализом в предложениях «садовая дорожка», но не в неграмматических предложениях.

Copyright 2003 Elsevier Science B.V.

Похожие статьи

  • Мозговые потенциалы, вызванные предложениями садовой дорожки: свидетельство применения информации о глаголе во время синтаксического анализа.

    Остерхаут Л., Холкомб П.Дж., Суинни Д.А. Остерхаут Л. и соавт. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 1994 г., июль; 20 (4): 786-803. doi: 10.1037//0278-7393.20.4.786. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 1994. PMID: 8064247

  • Длина фразы имеет значение: взаимодействие между имплицитной просодией и синтаксисом в корейских предложениях «садовой дорожки».

    Хван Х, Штайнхауэр К. Хван Х и др. J Cogn Neurosci. 2011 ноябрь; 23 (11): 3555-75. дои: 10.1162/jocn_a_00001. Epub 2011 10 марта. J Cogn Neurosci. 2011. PMID: 21391765

  • Потенциалы мозга, связанные с событиями, и информация о прецедентах в синтаксической неоднозначности.

    Хопф Дж.М., Байер Дж., Бадер М. , Мэн М. Хопф Дж. М. и соавт. J Cogn Neurosci. 1998 март; 10 (2): 264-80. дои: 10.1162/089892998562690. J Cogn Neurosci. 1998. PMID: 9555111 Клиническое испытание.

  • Предпочтения синтаксического разбора и их онлайн-пересмотры: пространственно-временной анализ потенциалов мозга, связанных с событиями.

    Фридеричи А.Д., Меклингер А., Спенсер К.М., Штайнхауэр К., Дончин Э. Фридеричи А.Д. и др. Мозг Res Cogn Brain Res. 2001 Апрель; 11 (2): 305-23. doi: 10.1016/s0926-6410(00)00065-3. Мозг Res Cogn Brain Res. 2001. PMID: 11275491

  • Прогнозирование синтаксической структуры.

    Феррейра Ф., Цю З. Феррейра Ф. и др. Мозг Res. 2021 1 ноября; 1770:147632. doi: 10.1016/j.brainres.2021.147632. Epub 2021 25 августа. Мозг Res. 2021. PMID: 34453937 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Обработка китайских относительных предложений: свидетельство преимущества относительно субъекта.

    Васишт С., Чен З., Ли К., Го Г. Васиштх С. и др. ПЛОС Один. 2 октября 2013 г.; 8(10):e77006. doi: 10.1371/journal.pone.0077006. Электронная коллекция 2013. ПЛОС Один. 2013. PMID: 24098575 Бесплатная статья ЧВК.

  • Дифференциальные электрофизиологические признаки семантической и синтаксической обработки сцен.

    Võ ML, Wolfe JM. Вы М.Л. и др. Психологические науки. 2013 сен; 24 (9): 1816-23. дои: 10.1177/0956797613476955. Epub 2013 10 июля. Психологические науки. 2013. PMID: 23842954 Бесплатная статья ЧВК.

  • Параллельная обработка в реальном времени грамматической структуры в лобно-полосатой системе: исследование моделирования рекуррентной сети с использованием резервуарных вычислений.

    Hinaut X, Dominey PF. Hinaut X и др. ПЛОС Один. 2013;8(2):e52946. doi: 10.1371/journal.pone.0052946. Epub 2013 1 февраля. ПЛОС Один. 2013. PMID: 23383296 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Параллельный или последовательный анализ предложений человеком? Доказательства потенциалов мозга, связанных с событием

%PDF-1.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *