Разбор слов по составу
Разбор слова по составу
Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.
Виды морфем
В русском языке используются следующие морфемы:
— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.
Важность морфемного разбора
В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.
Пример
В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).
В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).
Как разобрать слово по составу
Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.
, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.
Этапы морфемного анализа
Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:
— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Потом следует определить корень, подобрав родственные однокоренные слова.
Особенности разбора
Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.
Только что искали: фанера сейчас с п р с о и ь сейчас краска сейчас о с в к и н сейчас еонб сейчас онвокипкл сейчас трнахеь сейчас лтесбцо сейчас оьорябк сейчас персидз 1 секунда назад праценко 1 секунда назад загниваем 1 секунда назад ратиле 1 секунда назад столик 1 секунда назад г р а в и й 1 секунда назад
Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова. | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
Плюснина Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 62 г. Санкт-Петербург
Урок русского языка в 5 классе
Урок-путешествие
МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД
ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД
Тема: морфемика, морфемный разбор слова.
Цели:
- Обобщить знания по теме «Морфемика»
- Формировать умение выполнять частичный и полный морфемный анализ
Формировать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
- Воспитывать интерес к русскому языку через использование занимательного материала.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- опорные плакаты
- дидактический распечатанный материал
- кроссворд
Ход урока
1. Ребята. Я рада вас приветствовать на моём уроке. Сегодня мы совершим небольшое путешествие. Но сначала мы разгадаем кроссворд. Для его решения вам необходимо вспомнить правила по теме « Морфемика»
1 | 3 | ||||||
2 | |||||||
4 | 5 | ||||||
6 | |||||||
| |||||||
|
По вертикали:
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
3. Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.
5. Часть слова, стоящая после крня и служащая для образования новых слов.
По горизонтали:
- Общая часть родственных слов.
4. Часть слова без окончания.
6. Значимая часть слова.
2. Поверим, какие же слова вы вписали в кроссворд.
Ответьте на вопросы:
- Что общего у приставки и суффикса?
- А чем они различаются?
- Чем отличается окончание от приставки и суффикса?
- Какова роль окончания?
- Назовите главную морфему в слове. Почему корень -главная морфема в слове?
3. Сегодня мы с вами будем тренироваться в выполнении морфемного разбора слова, т. е.в разборе слова по составу, одновременно повторим основные понятие по теме.
Мы совершим путешествие в летний лес. А зачем? Угадайте загадку:
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это. .. (гриб)
(Прикрепляем к доске рисунок корзинки, в неё будем складывать грибы ( рисунки) в процессе работы , уч-ся узнают гриб и кладут его в корзинку)
4. Словарный диктант.
Но не так-то просто попасть среди зимы в летний лес. Необходимо вспомнить написание «лесных слов» . Напишем без ошибок.
Удивительные растения, ароматная земляника, сладкая малина, коричневый орех, багровые листья, хрустнуть веткой, косолапый медведь, соловьиная трель, белоствольная берёзка.
- -С какими орфограмма вам встретились слова в диктанте?
- Подчеркните глагольное словосочетание.
- Укажите слова , в которых два корня.
- Объясните лексическое значение слова « трель», подобрав синоним.
Ну что ж , теперь нам путь в летний лес открыт
6. Первое задание: ( Карточки )
По грибы
Шел гри..ник изд..лека
А в к..рзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только тра..ка и листочки.
Ут..мился грибничок
И уселся на пенек.
— Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Погл..дел на грибника
Лес др..мучий свысока.
Пок..чался – скрип да скрип! –
Пок..зал под елкой гриб.
— Я с грибами, — молвил лес, —
А ты с глазами или без?
В. Шульжик
- Прочитайте выразительно.
- Объясните написание слов с пропущенными буквами -орфограммами.
- -Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.
- Выпишите глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.
- Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их.
- Почему автор употребил слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
- Объясните значение слова «дремучий», подобрав синонимы.
- Объясните постановку тире .
7. Задание второе.
- В т..сноте.
На п..нечке сто опят.
— Очень тесно тут! – в…пят. –
Поз..вите гр..бника
Соб..рать опят с пенька.
Е. Серова
- Прочитайте выразительно.
- Почему стихотворение называется « В тесноте»?
- Объясните значение слова «вопят», подобрав синонимы.
- Выпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением., объясните орфограмму.
- Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием гласной.
- Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
Минутка отдыха: отгадываем загадки, грибки складываем в корзинку.
1) Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый… (боровик)
2) Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна… (сыроежка)
3) Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
4) В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный… (груздь)
5) Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный… (мухомор не должен оказаться в корзинке)
- А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? .
8. Задание третье. ( Карточки)
Кто сеял лисич?ки?
Клим спр..сил у Алексея
Кто в лесу лисич?ки сеял
Звери дикие иль птицы
Ну, понятно кто — лисички.
И. Мельничук
- Прочитать выразительно.
- Списать, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.
- Являются ли слова «лисички и лисицы однокоренными»? Почему нет:
- Запишите их в два столбика, подберите однокоренные слова. К какому слову и почему нельзя подобрать их?(лисички-грибы).
9. Четвёртое задание.
- Послушайте загадку. Угадайте , что это за гриб.
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)
- Прочитаем стихотворение. ( карточки)
Подб. .резовик
Подб..рёзовик
Что ж ты спрятался
Под б..резою.
Да не прячься ты
Так ст…рательно –
Я найду тебя
Об..зательно.
Е. Серова
- Списать первое предложение.
- Почему слово «подберёзовик» выделено запятой?
- Выполните морфемный разбор слова «подберёзовик».
- Запишите к нему как можно больше однокоренных слов.
- Работа с текстом. ( Карточки)
- Ра…. ей осен?ю р..бята пошли ( в )лес за грибами. 2. Рома наш…л под березой красивый подберезовик а Валя увидела под с..сной маленький масленок. 3. Сережа разгр..бал палоч?кой ж…лтые листья под которыми пр…талсь боровики..4. В роще они набрали полные к…рзины разных грибов. 5. А вот мухоморы никто на взял. 6.Ребятишки их оставили : пусть растут, кому-нибудь пользу принесут. 7. 7. Ребята веселые и довольные в..рнулись домой.
- Определить тему текста. Озаглавить.
- Определить стиль текста, тип речи.
- Почему ребята оставили мухоморы? Кто знает, какую пользу приносят эти ядовитые грибы? (Для некоторых лесных жителей, таких как олень, лось, этот продукт служит лекарством )
- Выписать сложные предложения , объяснить постановку знаков препинания.
- Указать морфемный состав имён прилагательных. К одному из них записать 3 формы слова.
11.Подведение итогов.
Продолжите:
- Сегодня на уроке …
- Я учился различать…
- Я учился выполнять…
- Я узнал…
Домашнее задание: записать загадку , стихотворение про любой гриб, указать морфемный состав всех слов.
Интернет-ресурсы
- http://www.razumniki.ru/stihi_pro_griby.html — загадки про грибы
- http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html — стихи о грибах
Resource id #2622
Параллельный или последовательный анализ предложений человеком? Доказательства связанных с событием потенциалов мозга
. 2003 Январь; 15 (2): 165-77.
doi: 10.1016/s0926-6410(02)00149-0.
Йенс-Макс Хопф 1 , Маркус Бадер, Майкл Менг, Йозеф Байер
принадлежность
- 1 Клиника неврологии II Университета Отто фон Герике Магдебург, Лейпцигерштрассе 44, 39120 Магдебург, Германия. [email protected]
- PMID: 12429368
- DOI: 10.1016/s0926-6410(02)00149-0
Йенс-Макс Хопф и соавт. Мозг Res Cogn Brain Res. 2003 Январь
. 2003 Январь; 15 (2): 165-77.
doi: 10.1016/s0926-6410(02)00149-0.
Авторы
Йенс-Макс Хопф 1 , Маркус Бадер, Майкл Менг, Йозеф Байер
принадлежность
- 1 Клиника неврологии II, Магдебургский университет Отто-фон-Герике, Лейпцигерштрассе 44, 39120 Магдебург, Германия. [email protected]
- PMID: 12429368
- DOI: 10.1016/s0926-6410(02)00149-0
Абстрактный
В этом исследовании ERP мы исследуем процессы, которые происходят в синтаксически неоднозначных немецких предложениях в момент устранения неоднозначности. В то время как большинство психолингвистических теорий сходятся во мнении, что трудности с обработкой возникают, когда предпочтения синтаксического анализа не подтверждаются (так называемые эффекты садовой дорожки), существуют важные различия в отношении теоретических предположений о восстановлении синтаксического анализатора после ошибочного синтаксического анализа. Можно провести ключевое различие между синтаксическими анализаторами, которые вычисляют все альтернативные синтаксические структуры параллельно (параллельные синтаксические анализаторы), и синтаксическими анализаторами, которые выполняют только один предпочтительный анализ (последовательные синтаксические анализаторы). Чтобы эмпирически провести различие между параллельными и последовательными моделями синтаксического анализа, мы сравниваем ответы ERP на предложения садовой дорожки с ответами ERP на действительно неграмматические предложения. Предложения садовой дорожки содержат временную и в конечном счете излечимую неграмматичность, в то время как истинно неграмматические предложения остаются таковыми постоянно — различие, которое приводит к различным предсказаниям в двух классах архитектур синтаксического анализа.
Copyright 2003 Elsevier Science B.V.
Похожие статьи
Мозговые потенциалы, вызванные предложениями садовой дорожки: свидетельство применения информации о глаголе во время синтаксического анализа.
Остерхаут Л., Холкомб П.Дж., Суинни Д.А. Остерхаут Л. и соавт. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 1994 г., июль; 20 (4): 786-803. doi: 10.1037//0278-7393.20.4.786. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 1994. PMID: 8064247
Длина фразы имеет значение: взаимодействие между имплицитной просодией и синтаксисом в корейских предложениях «садовой дорожки».
Хван Х, Штайнхауэр К. Хван Х и др. J Cogn Neurosci. 2011 ноябрь; 23 (11): 3555-75. дои: 10.1162/jocn_a_00001. Epub 2011 10 марта. J Cogn Neurosci. 2011. PMID: 21391765
-
Потенциалы мозга, связанные с событиями, и информация о прецедентах в синтаксической неоднозначности.
Хопф Дж.М., Байер Дж., Бадер М. , Мэн М. Хопф Дж. М. и соавт. J Cogn Neurosci. 1998 март; 10 (2): 264-80. дои: 10.1162/089892998562690. J Cogn Neurosci. 1998. PMID: 9555111 Клиническое испытание.
Предпочтения синтаксического разбора и их онлайн-пересмотры: пространственно-временной анализ потенциалов мозга, связанных с событиями.
Фридеричи А.Д., Меклингер А., Спенсер К.М., Штайнхауэр К., Дончин Э. Фридеричи А.Д. и др. Мозг Res Cogn Brain Res. 2001 Апрель; 11 (2): 305-23. doi: 10.1016/s0926-6410(00)00065-3. Мозг Res Cogn Brain Res. 2001. PMID: 11275491
Прогнозирование синтаксической структуры.
Феррейра Ф., Цю З. Феррейра Ф. и др. Мозг Res. 2021 1 ноября; 1770:147632. doi: 10.1016/j.brainres.2021.147632. Epub 2021 25 августа. Мозг Res. 2021. PMID: 34453937 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Обработка китайских относительных предложений: свидетельство преимущества относительно субъекта.
Васишт С., Чен З., Ли К., Го Г. Васиштх С. и др. ПЛОС Один. 2 октября 2013 г.; 8(10):e77006. doi: 10.1371/journal.pone.0077006. Электронная коллекция 2013. ПЛОС Один. 2013. PMID: 24098575 Бесплатная статья ЧВК.
Дифференциальные электрофизиологические признаки семантической и синтаксической обработки сцен.
Võ ML, Wolfe JM. Вы М.Л. и др. Психологические науки. 2013 сен; 24 (9): 1816-23. дои: 10.1177/0956797613476955. Epub 2013 10 июля. Психологические науки. 2013. PMID: 23842954 Бесплатная статья ЧВК.
Параллельная обработка в реальном времени грамматической структуры в лобно-полосатой системе: исследование моделирования рекуррентной сети с использованием резервуарных вычислений.
Hinaut X, Dominey PF. Hinaut X и др. ПЛОС Один. 2013;8(2):e52946. doi: 10.1371/journal.pone.0052946. Epub 2013 1 февраля. ПЛОС Один. 2013. PMID: 23383296 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
Параллельный или последовательный анализ предложений человеком? Доказательства потенциалов мозга, связанных с событием
%PDF-1.