Разбор слова хорошо по звукам: Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ

Разбор слова по звукам. Схемы и примеры

В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания – фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Теоретические рекомендации

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Пример первый

Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара — [б], твердый;
  • о – [а] – это гласный звук, безударный;
  • к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара — г], твёрд.;
  • р – [р] — звук согласный, сонорный, поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;
  • в – [в] – звук этот согл., является звонким, пара его — [ф], твёрдый;
  • а — [а´] – гласный звук, в ударной позиции;
  • л – [л] – это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
  • о – [а] – согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

Пример второй

Посмотрим, как произвести разбор слова «друзья» по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз’й’а´]. И анализируем:

  • д – [д] – согласный, он звонкий и является парным, пара — [т], твёрдый;
  • р – [р] – согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у – [у] – гласный, безударный;
  • з – [з’] – согл., является звонким, имеет глухую пару — [с], мягкий и тоже парный: [з];
  • ь – звука не обозначает;
  • я – [й’] – полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
  • [а´] – гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

Пример третий

Показываем, как следует делать разбор слова «язык» по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й’изы´к]. Разберите фонетически:

  • я – [й’] – полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
  • [а] – этот звук гласный и безударный;
  • з – [з] – согл. , звонкий, парный, пара — [с], твёрдый;
  • ы – [ы´] – гласный, ударный;
  • к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Посмотрим, как выглядит разбор слова «белка» по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б’э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:

  • б – [б’] – согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
  • е – [э´] – гласный, ударный;
  • л – [л] – согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
  • к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а – [а] – гласный, безударный.

В данном слове одинаковое количество букв и звуков – по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

Пример пятый

Теперь давайте сделаем разбор слова «ель» по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л’]. Теперь произведем анализ:

  • е – [й’] – полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
  • [э´] – гласный, ударный;
  • л – [л´] – согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
  • ь – звука не обозначает.

Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

Особые случаи разбора

Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд’э´й’], «дождь» — [до´щ’]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздник», «дрожжи», т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з’н’ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр’иох’а´д’ирный’]. Как видим, ударный тут звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение — тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове «синяя» наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

Корень слова: phon (корень) | Membean

Греческий корень слова phon означает «звук». Давайте «озвучим» корневое слово phon в следующем подкасте.

Люди используют множество устройств, которые издают и изменяют звук. Например, микрофон micro phon e помогает сделать ваш относительно тихий голос более объемным. Телефон mega phon e делает маленькое «звучание» вашего голоса очень объемным. Само слово phon e изначально было сокращением от теле 9.0003 phon e, устройство, передающее «звук» вашего голоса на большие расстояния.

Музыка, как и следовало ожидать, содержит множество слов с корнем phon , что означает «звук». Саксофон phon e, например, был инструментом, издававшим «звук», характерный для того, что Адольф Сакс, его изобретатель, пытался воспроизвести. Sousa

phon e был изобретен Джоном Филипом Соуза, который хотел создать тубу, которую участники марширующего оркестра могли бы нести, издавая этот большой, глубокий «звук тубы». Ксило phon e издает свои «звуки», ударяя киянкой по разной длине дерева. Многие инструменты, которые вместе создают «звук», — это sym phon y. Все эти инструменты могут быть либо eu phon ious или хорошо «звучащими», либо они могут вместе давать како phon y, или ужасный «звук».

Лингвисты также широко использовали корень phon , говоря о «звуках», издаваемых при разговоре. Дисциплина этики фон имеет дело со «звуками» слов и речи. phon emes языка — это различные маленькие кусочки «звука», которые несут значение. А homo

phon es — это слова, которые «звучат» одинаково, но означают разные вещи и обычно пишутся по-разному, например, «deer» и «dear», «sweet» и «suite».

Хватит «звучать» про фон ! Радуйтесь, что вам не пришлось слушать это на старой, царапающей пластинке phon !

  1. микрофон : устройство, которое делает тихий «звук» голоса громче
  2. мегафон : устройство, которое издает очень сильный «звук», когда в него говорят
  3. телефон : сокращение от телефона
  4. телефон : устройство, передающее «звук» на большие расстояния
  5. саксофон : инструмент, изобретенный Адольфом Саксом
  6. сузафон : инструмент, изобретенный Джоном Филипом Соузой
  7. ксилофон : инструмент, издающий «звук» с помощью молотков, ударяющих по дереву
  8. симфония
    : группа инструментов, которые «звучат» вместе
  9. благозвучный : хорошего «звучания»
  10. какофония : резкий, неприятный «звук»
  11. фонетика : изучение «звуков», которые издают слова
  12. фонема : наименьшие единицы «звука» в словах
  13. омофон : слова, которые «звучат» одинаково, но различаются по значению и написанию, как правило,
  14. фонограф : устройство, воспроизводящее «звуки», записанные на пластинках
  15. .

Определение и значение звука — Merriam-Webster

1 из 7

Южная Корея

1

а

: особое слуховое впечатление :

тон

б

: ощущение, воспринимаемое органами слуха

с

: механическая лучистая энергия, которая передается продольными волнами давления в материальной среде (такой как воздух) и является объективной причиной слуха

2

а

: звук речи

своеобразный р-звук

б

: значение в пересчете на звуки речи

-cher из учитель и -тура из существо имеют одинаковый звук

3

а

: бессмысленный шум

б

: переданный оттиск : импорт

с

устарело : означает

4

: Расстояние слуха : Earshot

В рамках звука вашего голоса

5

: Записанный слуховой материал

6

: . Определенный мюзик. площадь

звук Нэшвилл

7

архаичный : молва, слава

звук

2 из 7

переходный глагол

1

а

: вызвать звук

трубить

б

: произнести смысл 3а

2

: выразить словами : голос

3

а

: объявить : объявить

б

: для заказа, подачи сигнала или указания звуком

подать сигнал тревоги

4

: исследовать, заставляя издавать звуки

озвучить легкие

5

в основном британцы : чтобы передать впечатление : звучит как

звучит как логическое использование ресурсов Экономист

непереходный глагол

1

а

: издать звук

б

: звук

с

: для подачи вызова по звуку

звук горна в битве

2

:

произвести или передать впечатление, особенно если его услышать

это звучит хорошо для меня

ты говоришь как твоя мать

звуковой

ˈsau̇n-də-bəl

имя прилагательное

звук

3 из 7

1

а

: без повреждений или болезней

в здравом уме

б

: без изъяна, дефекта или распада

добротная древесина

2

а

: сплошная, прочная

прочная конструкция

б

: стабильный

стабильная экономика

также : безопасный, надежный

надежные инвестиции

3

а

: без ошибок, заблуждений или недоразумений

здравый совет

здравый смысл

б

: выставляется или основывается на глубоких знаниях и опыте

звуковая стипендия

с

: юридически действительный

звуковое название

г

: логически действительный и имеющий истинные предпосылки

обоснованная оценка

е

: согласен с принятыми взглядами : православный

здравое учение

4

а

: капитальный

восстановление звука

б

: глубокий и ненарушенный

крепкий сон

с

: жесткий, сильный

здоровая порка

советник по звуку

основательно

ˈsau̇n(d)-lē

наречие

надежность

ˈsau̇n(d)-nəs

существительное

звук

4 из 7

: полностью : полностью

крепкий сон

крепкий сон

5 из 7

1

а

: длинная широкая бухта океана, обычно параллельная берегу

б

: длинный водный путь, соединяющий два больших тела (например, море с океаном) или разделяющий материк и остров

2

: воздушный пузырь рыбы

звук

6 из 7

Переводной глагол

1

: , чтобы измерить глубину : FATHOM

2

: , чтобы попытаться выяснить виды или намерения : Probe

—офтен out

3

: исследовать или обследовать (полость тела) со звуком

непереходный глагол

1

а

: для определения глубины воды, особенно с помощью зонда

б

: изучить или изучить возможность

отправили комиссаров… протрубить о мире Томас Джефферсон

2

: внезапно нырнуть вниз

— используемый для обозначения рыбы или кита

звук

7 из 7

: удлиненный инструмент для исследования или зондирования полостей тела

Знаете ли вы?

Английский язык содержит несколько звуковых омографов, каждый из которых имеет разную историю. Например, звук , означающий «что-то слышно», происходит от латинского 9.0143 sonus («звук»), тогда как звук , означающий «измерять глубину воды», восходит к среднефранцузскому sonde («звуковая линия»). Другой звук , как в слове «в здравом уме и теле», является современной формой староанглийского gesund . Gesund связано с несколькими словами в других языках, такими как старосаксонский gisund («звук»), старофризский sund («свежий, невредимый, здоровый») и готский swinths («звук» или «здоровый»). Другой родственник — староверхненемецкий 9.0143 gisunt («здоровый»), что привело к современному немецкому gesund, корень gesundheit .

Синонимы

Существительное (1)

  • слышимость
  • град
  • слух

глагол (1)

  • эхо
  • реэхо
  • резонировать
  • резонировать
  • реверберирующий

Прилагательное

  • аналитический
  • аналитический
  • когерентный
  • следствие
  • хорошо
  • логический
  • рациональный
  • разумный
  • разумный
  • действительный
  • обоснованный
  • хорошо заземленный

Существительное (2)

  • канал
  • сужается
  • шейка
  • пролив

Глагол (2)

  • сажень
  • plumb

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Прилагательное здание звук конструкция Мост конструктивно звук . звук разум в звук тело Тесты показывают, что его сердце звучит . Принимая решение, она использовала звуковые рассуждения. Она дала нам здравого совета. У нее звук понимание структуры системы. Фондовый рынок сделал восстановление звук . Узнать больше

История слов

Этимология

Существительное (1)

Среднеанглийское soun , от англо-французского son, sun , от латинского sonus , от sonare до звука; сродни древнеанглийскому swinn мелодия, санскрит сванати это звучит

прилагательное

Среднеанглийский, от древнеанглийского gesund ; родственный древневерхненемецкому gisunt здоровый

Существительное (2)

Среднеанглийский, от древнеанглийского sund плавание, море и древнескандинавский sund плавание, пролив; сродни древнеанглийскому swimman to swim

Глагол (2)

Среднеанглийский, от среднефранцузского sonder , от старофранцузского *sonde звуковая линия, вероятно, от древнеанглийского или среднеанглийского sund- (как в древнеанглийском sundlīne звуковая линия) от солнце море

Существительное (3)

Французский sonde , от среднефранцузского, буквально, звучащая линия

Первое известное использование

Существительное (1)

13 век, в значении, определенном в смысле 1a

Глагол (1)

13 век, в значении определено в переходном смысле 1a

Прилагательное

13 век, в значении, определенном в смысле 1a

Наречие

14 век, в значении, определенном выше

Существительное (2)

14 век, в значении, определенном в смысле 1a

Глагол (2)

15 век, в значении, определенном в переходном смысле 1

Существительное (3)

1739, в значении определено выше

Путешественник во времени

Первое известное использование звука было в 13 веке

Посмотреть другие слова из того же века

Подкаст

Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP

Получите Слово Дня на ваш почтовый ящик!

Словарные статьи Рядом с

звук

звук

звук

похожий на звук

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись0007

«Звук. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/sound. По состоянию на 2 декабря 2022 г.

Copy Citation

Kids Definition

звук 1 из 6

Южная Корея

1

а

: не больной или слабый : здоровый

а здоровый разум в здоровый тело

б

: бесплатно от несовершенства или гнили

2

: Сплошная вход 1 смысл 4, фирма

Здание Sound Строительство

3

: Не безупречно : , верно, правые, правые, верно

а звук аргумент

4

а

: глубокий смысл 1

а звук месть

б

: не нарушен

a звук сон

с

: острое чувство 3

а звук биение

5

: проявление здравого смысла или здравого смысла

звук совет

основательно

ˈsau̇n-(d)lē

наречие

надежность

ˈsau̇n(d)-nəs

существительное

звук

2 из 6

: полностью : полностью

звук сон

звук

3 из 6

1

а

: ощущение слуха

б

: особое впечатление, полученное на слух : шум, тон

с

: энергия вибрации, вызывающая ощущение слуха

2

а

: один из звуков, составляющих человеческую речь

звук «й» в «этом»

б

: серия звуков речи

3

а

: бессмысленный шум

б

: внушение, переданное или данное чем-то услышанным или сказанным

оправдание звучит подозрительно звук

4

: расстояние слышимости : слышимость

в пределах звук мой голос

звук

4 из 6

1

а

: издавать или вызывать звук

б

: звук

зал звучал аплодисментами

с

: ощущение звука 2

ура звучание по всему спортзалу

г

: подавать звуковой сигнал

the bugle sounds to battle

2

: pronounce sense 3a

sound each word clearly

3

: to put into words : voice

4

а

: сделать известным : объявить

б

: для заказа, подачи сигнала или указания звуком

звук будильник

5

: производить или производить впечатление, особенно когда его слышат

звучит невероятно

звук

5 из 6

: длинный водный проход, который шире пролива и часто соединяет два больших водоема или образует канал между материком и островом

звук

6 из 6

1

а

: для измерения глубины (как при зондировании) : сажени

б

: , чтобы изучить или исследовать возможность

2

: , чтобы попытаться выяснить виды или намерения :

. : чтобы внезапно нырнуть вниз

a зондирование кит

Медицинское определение

звук 1 из 4 без травм и болезней

крепкий сон

крепкость существительное

звук

2 из 4

1

: особое слуховое впечатление

тоны сердца, слышимые при аускультации

2

: ощущение, воспринимаемое органами слуха является объективной причиной слуха

звук

3 из 4

: исследовать или исследовать (полость тела) со звуком

звук

4 из 4

: инструмент удлиненной формы для исследования полостей тела

звук матки

Юридическое определение

звук 1 из 2

1

а

: без травм и болезней : с нормальным здоровьем

б

: без изъяна, дефекта или распада

звуковое оформление

2

а

: без ошибок, заблуждений или недоразумений

на основании веских судебных доводов

б

: юридически действительный

звуковое название

3

: демонстрирующее здравый смысл или здравый смысл

в здравом уме

: обладающий умственными способностями к составлению завещания, особенно демонстрируемый способностью понимать природу своего имущества, идентифицировать естественные объекты своей щедрости и правильно понимать характер распоряжений, сделанных в завещании

наречие

надежность имя существительное

звук

2 из 2

: быть основанным или основанным : иметь указанное основание для действия

— используется вместе с в

тех средств арендной платы, которые звучат в договоре О.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *