Разбор слов по составу сложных слов: Разбор слова по составу, морфемный разбор онлайн

5 класс. Русский язык. Способы словообразования — Состав слова.

Комментарии преподавателя

1. Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.

Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.

Рис. 1. Морфемы.

2.Корень – это обязательная часть слова.

Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).

Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть;  о-де-ть, раз-де-ть).

3.Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, перео-деть).

Рис.2. Приставка.

4.Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

Рис. 3. Суффикс.

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо). 

5.Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,

Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.

У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.

Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.

Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.

Стола – Р.п.

Стол□ – И.п. или В.п.

Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.

План морфемного разбора слова:

1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец  морфемного разбора:

Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).

Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Способы словообразования:

Приставочный: делать – переделать

Суффиксальный: синий – синенький

Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник

Усечение: заместитель – зам

Сложение: лес+степь – лесостепь

Сращение: вечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).

3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

5. Указать средство словообразования.

6. Указать способ словообразования.

Образец словообразовательного  разбора:

1. Под-окон-ник – окно

Основа окн-

Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный

2. Мир(о)твор-ец – мир+творить

Основы, от которых образовано слово, — мир- и твор-

Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.

Способ словообразования: сложение и суффиксация

 

10.Домашнее задание

Упражнения №

Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?

Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор: 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=AeX6EALboR8

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-sostav-slova-i-slovoobrazovanie.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/10/28/konspekt-uroka-sostav-slova-5-klass

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/01/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-temezakreplenie

морфемный разбор — Почему в словах с корнем «благо» выделяют разное количество основ?

Слова с компонентом благо- могут быть образованы сложением нескольких основ (чаще всего двух), одна из которых содержит корень благ-: благожелательный (доброжелательный) — тот, кто желает добра; благозвучный (напев)- такой, у которого хороший, приятный (благой) звук. Но очень много сложных слов с компонентом благо- как первой частью композиты. Славянская композита — это готовое сложение или сращение слов, которое образовалось уже в старославянском периоде при калькировании с греческого (при переводе религиозных книг) и было заимствовано русским языком в готовом виде,такая основа считается непроизводной (значение слова не диктуется семантикой корней, в неё входящих — как при образовании фразеологизмов).

Сложное слово с благо- церковно-славянский термин: оно служит средством обозначения специального теологического понятия; его форма принципиальна в древнейший период развития языка: двуосновное образование зачастую семантически тождественно одноосновному слову, пережившему переосмысление в церковном переводном тексте, а затем семантическую деривацию в языке в целом.

Например, честь — благочестие. Чьсть – «почитание, уважение, достоинство», благо — добро, благополучие в религиозном смысле, вместе получается «уважение, заслуживаемое в результате деяния блага», т. е. благочьстиЕ — это «набожность». Если бы мы выделили два корня, мы бы определили значение слова как «благая честь» или «благо чести» и не смогли бы понять его терминологический смысл.

Благотворительный (связанный с благотворительностью), благотворительность (оказание материальной помощи из милости)

— корень благотвор- — как будто бы «творение блага, добра». Благотворный — «оказывающий благое (хорошее, доброе) влияние в религиозном смысле, т.е оказывающий милость». Это не всякое добро, а милость к бедным. Значение изменилось.

Композит благо- и корень благ- выступают как универсальное словообразовательное средство при переводе греческих соответствий. Они обладают предельно обобщенной семантикой.

Вот серьёзное исследование на эту тему: http://docplayer.ru/47570982-Leksika-s-kornem-blag-i-kompozity-s-komponentom-blago-v-staroslavyanskom-yazyke-x-xi-vv.html

Одной из особенностей греческо-славянских параллелей является возможность несоответствия морфологического строения слова оригинала и его старославянского соответствия. В частности, греческим существительным, прилагательными глаголам с непроизводными основами соответствуют в старославянском композиты с благо-, например: благоиzволение — гр. αρετη ‘преимущество, добродетель’ [9, с. 88], благоиспытание — гр. ακρίβεια ‘старательность’ [9, с. 88], благословляти — гр. αινος ‘восхвалять’ [9, с. 89], благодhлие — гр. ωφέλια ‘польза, выгода’ [4, с. 231], благовhрныи — гр. πιστός ‘верный, преданный’ [4, с. 165], благодать — гр. χάρις, χάρισμα [9, с. 86]. Вместе с тем встречаются примеры тождественности морфологического строения слов оригинала и перевода: 1) оба соответствия представляют собой композиты, например: благодарити — гр. εύχαριστέιν, благодушие — гр. εύψυχία, благодеть — гр. εύεργεσία; 2) композитой является старославянское соответствие, например: благоиспытание — гр. ακρίβια, благодать — гр. χάρις, 3) оба члена соответствия являются простыми словами, например: благость — гр. χάρις, благъ — гр. καλός, блаженъ — гр. αγιος, μακάριος.

Исследование освещает компромисс между сложными словами и сложными предложениями | Новости Массачусетского технологического института

Недавнее заявление Брюса Уиллиса о том, что он уходит из актерского мастерства, привлекло широкое внимание общественности к неврологическому состоянию афазии. В то время как всем иногда трудно найти правильное слово или спотыкаться о свои предложения, пациенты с афазией могут полностью потерять способность понимать язык.

Хотя Уиллис не подтвердил это, некоторые врачи подозревают, что у него может быть особенно жестокая и дегенеративная форма, называемая первичной прогрессирующей афазией (ППА).

Ученые уже давно поняли, что существует несколько подтипов PPA — некоторые варианты сопровождаются лексическим дефицитом, влияющим на способность человека произносить слова, а другие вызывают синтаксический дефицит, затрудняющий построение предложений.

Совместная группа ученых-когнитивистов и врачей из Массачусетского технологического института и Массачусетской больницы общего профиля (MGH) разработала количественный способ выявления этих различных дефицитов. В процессе они выявили фундаментальный компромисс между словарным запасом и грамматикой, который делает мозг при разговоре. Их результаты показывают, что пациенты с ППА с дефицитом грамматики используют более богатую и сложную лексику, чтобы компенсировать свои синтаксические трудности, и наоборот.

Результаты были опубликованы 16 июня в Proceedings of the National Academy of Sciences .

Эдвард Гибсон, профессор мозговых и когнитивных наук в Массачусетском технологическом институте и старший автор исследования, говорит, что это важный первый шаг к пониманию того, как языковые центры мозга могут независимо обрабатывать грамматику и словарный запас.

Исследование также выявило новый взгляд на здоровую работу мозга. «Исходя из дефицита у пациентов, мы смогли обнаружить основное свойство здоровой речи», — говорит Негине Резайи, ведущий автор исследования и нейропсихиатр в MGH. Она добавляет, что усовершенствованные методы выявления дефицита у пациентов с афазией могут помочь расширить доступ к диагностике заболеваний и помочь нам понять, как другие неврологические состояния влияют на речевую деятельность.

Измерение сложности

Основываясь на предыдущих исследованиях пациентов с афазией, вызванной инсультом, исследователи предположили, что речевые модели пациентов с ППА будут отражать этот компромисс между сложными словами и предложениями. Например, если кто-то не может вспомнить слово «парусник», он может составить более окольную фразу — например, «то, что движется в воде с ветром», — чтобы передать смысл.

Чтобы измерить лексическую сложность, исследователи опирались на хорошо зарекомендовавшее себя понятие, называемое частотностью слов. Высокочастотные слова — классический пример — «the» — это те, которые чаще используются и легко доступны. Напротив, низкочастотные слова — менее знакомые, часто более насыщенные, и для пациентов с афазией это слова, которые выбрасываются первыми. Гибсон приводит пример зебу против зебры. Оба являются копытными животными, обитающими в Африке, но одно из слов требует поиска в словаре.

Чтобы количественно определить частотность различных слов, исследователи проанализировали базу данных под названием Switchboard, которая состоит из случайных телефонных разговоров более чем 500 носителей американского английского. Они вырезали типичные заикания, ошибки и фальстарты нормальной речи, а затем анализировали, как часто появляются разные слова.

Однако раньше эквивалентной меры сложности синтаксиса не существовало.

«Что касается слов, у нас всегда была частота слов, но синтаксическая частота — это что-то новое для этого проекта», — говорит Резаи.

Анализируя Switchboard, исследователи также классифицировали каждое слово с точки зрения его типа речи, чтобы создать обширный список возможных грамматических правил. Подлежащее + глагол («Она ушла») были одной общей конструкцией. Субъект + глагол + дополнение («Она их оставила») было другим. Имея на руках список возможных правил, команда могла количественно определить частоту различных структур предложений и синтаксиса, чтобы получить показатель, сравнимый с частотой слов.

Количественная оценка компромисса

Имея свои показатели, команда попросила участников исследования описать сцену, которую врачи иногда используют для диагностики афазии: рисунок семейного пикника. Затем исследователи рассчитали среднюю частоту слов и синтаксическую частоту каждого предложения для каждого участника.

Как и предполагалось, среди 79 пациентов с ППА — со здоровыми говорящими для контроля других факторов, которые могут влиять на язык, таких как возраст — была четкая отрицательная корреляция между частотой слов и синтаксиса в зависимости от того, какой подтип ППА у них был. Пациенты с лексическим дефицитом использовали низкочастотные сложные структуры предложений, в то время как пациенты с грамматическим дефицитом использовали более низкочастотные описательные слова.

Затем исследователи протестировали тот же метод на выборке здоровых носителей английского языка. Удивительно, но результаты сохранились.

«Мозгу довольно сложно использовать сложный синтаксис и сложные слова в одном предложении», — говорит Резаи, объясняя, что даже те, у кого нет афазии, похоже, ищут компромисс между словарным запасом и синтаксисом. Разница, по ее словам, в том, что здоровые говорящие могут по-разному переходить от предложения к предложению. Однако у пациентов с афазией нет выбора, и они должны постоянно компенсировать дефицит в зависимости от своего дефицита.

Гибсон говорит, что этому компромиссу есть несколько возможных объяснений. Возможно, наш мозг пытается создать язык, который был бы недвусмысленным и ясным, но в то же время эффективным. Или, возможно, у него просто недостаточно возможностей для построения сложных предложений, включающих в себя и необычные слова. По его словам, необходимы дополнительные исследования, чтобы распутать различные процессы, связанные с различными аспектами языкового производства.

Однако для пациентов с ППА это большой шаг вперед.

«Врачи классифицируют людей очень неформально, — говорит Гибсон. «Это потенциально предоставляет формальные, количественные, вычислительные способы анализа речи человека, чтобы выяснить, какая категория дефицита у него может быть».

Используйте простые слова и фразы

При выборе слова выбирайте знакомое или часто используемое слово вместо необычного или непонятного. Есть много списков сложных слов и предлагаемых заменителей, например, приведенный ниже. См. также списки в Kimble (2006).

Жирным шрифтом отмечена грязная дюжина, 12 нарушителей, которые, скорее всего, ослабят вашу работу.

от
Форма
от от
Не говорить Скажи
а и/или б a или b или оба
сопровождать иди с
выполнить выполнять, делать
согласовано дано
соответственно так
начислено добавить, получить
точный правильно, точно, верно
дополнительный добавлено, еще, прочее
адрес обсудить
адресаты ты
запрашиваются адресаты (пропустить), пожалуйста
рядом с рядом с
выгодно полезно
негативно влияет на обидеть, отбросить
сообщить порекомендуйте, расскажите
предоставить возможность разрешить, пусть
самолет самолет
выделить разделить
предвидеть ожидать
номер некоторые
кажущийся прозрачный, обычный
значительный много
соответствующий (опустить), правильный, правый
приблизительный о
прибыть на борт прибытие
как средство до
установить узнать, узнать
как предписано в, под
помощь, помощь помощь, помощь
достичь встретить
попытка попробуй
в настоящее время в настоящее время, сейчас
сообщать (пропустить)
пособие помощь
с помощью по, с
возможности способность
Внимание предупреждение
близость рядом с
боевая обстановка боевой
комбинированный соединение
начало начало, начало
соответствует следовать
компонент часть
включают, включить, составить
относительно о, по
следовательно так
консолидировать объединить, соединить, объединить
составляет есть, формы, составляют
содержит имеет
созыв встретить
в настоящее время (опустить), теперь
считать верить, считать, думать
удалить разрез, падение
продемонстрировать докажи, покажи
отправление оставить
обозначить назначать, выбирать, называть
желание хочу, желаю
определить решить, вычислить, найти
раскрыть показать
снятие с производства падение, остановка
распространять дать, выдать, передать, отправить
в связи с тем, что из-за, с
в течение периода во время
модификации эффектов внести изменения
избранный выбрать, выбрать
устранить разрез, капля, конец
нанять использовать
встреча встретить
стремление попробуй
обеспечить убедиться
перечислить количество
оборудование оборудование
справедливый ярмарка
установить настроить, проверить, показать
доказательство показал
очевидный прозрачный
экспонат показать
ускорить поспешить, ускорить
оперативный быстро, быстро
израсходовать потратить
экспертиза способность
истечение конец
облегчить облегчи, помоги
не удалось не
осуществимый можно сделать, работоспособно
самки женщины
доработать в сборе, отделка
на период для
например,______и т.
д.
например, например
неустойка сдаться, проиграть
вперед отправить
часто часто
функция поступок, роль, работа
отделка дать, отправить
требуется для нужно
здесь здесь
ранее до сих пор
при этом внизу, здесь
однако но
идентичный то же
определить найти, назвать, показать
немедленно сразу
затронутый затронуто, изменено
инструмент выполнить, начать
в соответствии с по, после, по, под
дополнительно тоже, кроме того, тоже
в стремлении к до
поскольку с
своевременно вовремя, оперативно
создание начало
обязанность должен
указать покажи, запиши
индикация знак
начальный первый
инициировать начало
вместо вместо
чтобы для, так
для того, чтобы до
в отношении о, относительно, на
по отношению к о, с, к
в том числе (пропустить)
интерфейс встретиться, работать с
вставить нет возражений не возражаю
на сумму для
в случае если
в ближайшее время скоро, скоро
в процессе (пропустить)
с учетом с
с учетом вышеизложенного так
применимо к относится к
уполномочен на май
соответствует соглашается, следует за
отвечает за (опустить) ручки
оказывается кажется
это (пропустить)
необходимо надо, нужно
запрашивается пожалуйста, мы просим, ​​я прошу
связь обсуждение
ограниченное количество пределы
величина размер
поддерживать держать, поддерживать
максимум самый большой, самый большой, самый большой
методология метод
свернуть убавка, способ
минимум наименьший, наименьший
изменить изменить
монитор чек, часы
необходимо причина, нужно
уведомить дай знать, скажи
не позднее 10 мая к 10 мая, до 11 мая
не позднее 16:00 на 1600
кроме несмотря на, все еще
многочисленные много
цель цель, цель
обязательный связывать, принуждать
наблюдать см.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.