5 класс. Русский язык. Способы словообразования — Состав слова.
Комментарии преподавателя1. Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
Рис. 1. Морфемы.
2.Корень – это обязательная часть слова.
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).
Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).
3.Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере—о-деть).
Рис.2. Приставка.
4.Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
Рис. 3. Суффикс.
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
5.Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,
Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.
У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.
Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.
Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.
Стола – Р.п.
Стол□ – И.п. или В.п.
Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования:
Приставочный: делать – переделать
Суффиксальный: синий – синенький
Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
Усечение: заместитель – зам
Сложение: лес+степь – лесостепь
Сращение: вечнозеленый
Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)
План словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
5. Указать средство словообразования.
6. Указать способ словообразования.
Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, — мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
10.Домашнее задание
Упражнения №
Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?
Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=AeX6EALboR8
http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-sostav-slova-i-slovoobrazovanie.html
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/10/28/konspekt-uroka-sostav-slova-5-klass
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/01/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-temezakreplenie
морфемный разбор — Почему в словах с корнем «благо» выделяют разное количество основ?
Слова с компонентом благо- могут быть образованы сложением нескольких основ (чаще всего двух), одна из которых содержит корень благ-: благожелательный (доброжелательный) — тот, кто желает добра; благозвучный (напев)- такой, у которого хороший, приятный (благой) звук. Но очень много сложных слов с компонентом благо- как первой частью композиты. Славянская композита — это готовое сложение или сращение слов, которое образовалось уже в старославянском периоде при калькировании с греческого (при переводе религиозных книг) и было заимствовано русским языком в готовом виде,такая основа считается непроизводной (значение слова не диктуется семантикой корней, в неё входящих — как при образовании фразеологизмов).
Сложное слово с благо- церковно-славянский термин: оно служит средством обозначения специального теологического понятия; его форма принципиальна в древнейший период развития языка: двуосновное образование зачастую семантически тождественно одноосновному слову, пережившему переосмысление в церковном переводном тексте, а затем семантическую деривацию в языке в целом.
Например, честь — благочестие. Чьсть – «почитание, уважение, достоинство», благо — добро, благополучие в религиозном смысле, вместе получается «уважение, заслуживаемое в результате деяния блага», т. е. благочьстиЕ — это «набожность». Если бы мы выделили два корня, мы бы определили значение слова как «благая честь» или «благо чести» и не смогли бы понять его терминологический смысл.
Благотворительный (связанный с благотворительностью), благотворительность (оказание материальной помощи из милости)
— корень благотвор- — как будто бы «творение блага, добра». Благотворный — «оказывающий благое (хорошее, доброе) влияние в религиозном смысле, т.е оказывающий милость». Это не всякое добро, а милость к бедным. Значение изменилось.Композит благо- и корень благ- выступают как универсальное словообразовательное средство при переводе греческих соответствий. Они обладают предельно обобщенной семантикой.
Вот серьёзное исследование на эту тему: http://docplayer.ru/47570982-Leksika-s-kornem-blag-i-kompozity-s-komponentom-blago-v-staroslavyanskom-yazyke-x-xi-vv.html
Одной из особенностей греческо-славянских параллелей является возможность несоответствия морфологического строения слова оригинала и его старославянского соответствия. В частности, греческим существительным, прилагательными глаголам с непроизводными основами соответствуют в старославянском композиты с благо-, например: благоиzволение — гр. αρετη ‘преимущество, добродетель’ [9, с. 88], благоиспытание — гр. ακρίβεια ‘старательность’ [9, с. 88], благословляти — гр. αινος ‘восхвалять’ [9, с. 89], благодhлие — гр. ωφέλια ‘польза, выгода’ [4, с. 231], благовhрныи — гр. πιστός ‘верный, преданный’ [4, с. 165], благодать — гр. χάρις, χάρισμα [9, с. 86]. Вместе с тем встречаются примеры тождественности морфологического строения слов оригинала и перевода: 1) оба соответствия представляют собой композиты, например: благодарити — гр. εύχαριστέιν, благодушие — гр. εύψυχία, благодеть — гр. εύεργεσία; 2) композитой является старославянское соответствие, например: благоиспытание — гр. ακρίβια, благодать — гр. χάρις, 3) оба члена соответствия являются простыми словами, например: благость — гр. χάρις, благъ — гр. καλός, блаженъ — гр. αγιος, μακάριος.
Исследование освещает компромисс между сложными словами и сложными предложениями | Новости Массачусетского технологического института
Недавнее заявление Брюса Уиллиса о том, что он уходит из актерского мастерства, привлекло широкое внимание общественности к неврологическому состоянию афазии. В то время как всем иногда трудно найти правильное слово или спотыкаться о свои предложения, пациенты с афазией могут полностью потерять способность понимать язык.
Хотя Уиллис не подтвердил это, некоторые врачи подозревают, что у него может быть особенно жестокая и дегенеративная форма, называемая первичной прогрессирующей афазией (ППА).
Ученые уже давно поняли, что существует несколько подтипов PPA — некоторые варианты сопровождаются лексическим дефицитом, влияющим на способность человека произносить слова, а другие вызывают синтаксический дефицит, затрудняющий построение предложений.
Совместная группа ученых-когнитивистов и врачей из Массачусетского технологического института и Массачусетской больницы общего профиля (MGH) разработала количественный способ выявления этих различных дефицитов. В процессе они выявили фундаментальный компромисс между словарным запасом и грамматикой, который делает мозг при разговоре. Их результаты показывают, что пациенты с ППА с дефицитом грамматики используют более богатую и сложную лексику, чтобы компенсировать свои синтаксические трудности, и наоборот.
Результаты были опубликованы 16 июня в Proceedings of the National Academy of Sciences .
Эдвард Гибсон, профессор мозговых и когнитивных наук в Массачусетском технологическом институте и старший автор исследования, говорит, что это важный первый шаг к пониманию того, как языковые центры мозга могут независимо обрабатывать грамматику и словарный запас.
Исследование также выявило новый взгляд на здоровую работу мозга. «Исходя из дефицита у пациентов, мы смогли обнаружить основное свойство здоровой речи», — говорит Негине Резайи, ведущий автор исследования и нейропсихиатр в MGH. Она добавляет, что усовершенствованные методы выявления дефицита у пациентов с афазией могут помочь расширить доступ к диагностике заболеваний и помочь нам понять, как другие неврологические состояния влияют на речевую деятельность.
Измерение сложности
Основываясь на предыдущих исследованиях пациентов с афазией, вызванной инсультом, исследователи предположили, что речевые модели пациентов с ППА будут отражать этот компромисс между сложными словами и предложениями. Например, если кто-то не может вспомнить слово «парусник», он может составить более окольную фразу — например, «то, что движется в воде с ветром», — чтобы передать смысл.
Чтобы измерить лексическую сложность, исследователи опирались на хорошо зарекомендовавшее себя понятие, называемое частотностью слов. Высокочастотные слова — классический пример — «the» — это те, которые чаще используются и легко доступны. Напротив, низкочастотные слова — менее знакомые, часто более насыщенные, и для пациентов с афазией это слова, которые выбрасываются первыми. Гибсон приводит пример зебу против зебры. Оба являются копытными животными, обитающими в Африке, но одно из слов требует поиска в словаре.
Чтобы количественно определить частотность различных слов, исследователи проанализировали базу данных под названием Switchboard, которая состоит из случайных телефонных разговоров более чем 500 носителей американского английского. Они вырезали типичные заикания, ошибки и фальстарты нормальной речи, а затем анализировали, как часто появляются разные слова.
Однако раньше эквивалентной меры сложности синтаксиса не существовало.
«Что касается слов, у нас всегда была частота слов, но синтаксическая частота — это что-то новое для этого проекта», — говорит Резаи.
Анализируя Switchboard, исследователи также классифицировали каждое слово с точки зрения его типа речи, чтобы создать обширный список возможных грамматических правил. Подлежащее + глагол («Она ушла») были одной общей конструкцией. Субъект + глагол + дополнение («Она их оставила») было другим. Имея на руках список возможных правил, команда могла количественно определить частоту различных структур предложений и синтаксиса, чтобы получить показатель, сравнимый с частотой слов.
Количественная оценка компромисса
Имея свои показатели, команда попросила участников исследования описать сцену, которую врачи иногда используют для диагностики афазии: рисунок семейного пикника. Затем исследователи рассчитали среднюю частоту слов и синтаксическую частоту каждого предложения для каждого участника.
Как и предполагалось, среди 79 пациентов с ППА — со здоровыми говорящими для контроля других факторов, которые могут влиять на язык, таких как возраст — была четкая отрицательная корреляция между частотой слов и синтаксиса в зависимости от того, какой подтип ППА у них был. Пациенты с лексическим дефицитом использовали низкочастотные сложные структуры предложений, в то время как пациенты с грамматическим дефицитом использовали более низкочастотные описательные слова.
Затем исследователи протестировали тот же метод на выборке здоровых носителей английского языка. Удивительно, но результаты сохранились.
«Мозгу довольно сложно использовать сложный синтаксис и сложные слова в одном предложении», — говорит Резаи, объясняя, что даже те, у кого нет афазии, похоже, ищут компромисс между словарным запасом и синтаксисом. Разница, по ее словам, в том, что здоровые говорящие могут по-разному переходить от предложения к предложению. Однако у пациентов с афазией нет выбора, и они должны постоянно компенсировать дефицит в зависимости от своего дефицита.
Гибсон говорит, что этому компромиссу есть несколько возможных объяснений. Возможно, наш мозг пытается создать язык, который был бы недвусмысленным и ясным, но в то же время эффективным. Или, возможно, у него просто недостаточно возможностей для построения сложных предложений, включающих в себя и необычные слова. По его словам, необходимы дополнительные исследования, чтобы распутать различные процессы, связанные с различными аспектами языкового производства.
Однако для пациентов с ППА это большой шаг вперед.
«Врачи классифицируют людей очень неформально, — говорит Гибсон. «Это потенциально предоставляет формальные, количественные, вычислительные способы анализа речи человека, чтобы выяснить, какая категория дефицита у него может быть».
Используйте простые слова и фразы
При выборе слова выбирайте знакомое или часто используемое слово вместо необычного или непонятного. Есть много списков сложных слов и предлагаемых заменителей, например, приведенный ниже. См. также списки в Kimble (2006).
Жирным шрифтом отмечена грязная дюжина, 12 нарушителей, которые, скорее всего, ослабят вашу работу.
Не говорить | Скажи |
---|---|
а и/или б | a или b или оба |
сопровождать | иди с |
выполнить | выполнять, делать |
согласовано | дано |
соответственно | так |
начислено | добавить, получить |
точный | правильно, точно, верно |
дополнительный | добавлено, еще, прочее |
адрес | обсудить |
адресаты | ты |
запрашиваются адресаты | (пропустить), пожалуйста |
рядом с | рядом с |
выгодно | полезно |
негативно влияет на | обидеть, отбросить |
сообщить | порекомендуйте, расскажите |
предоставить возможность | разрешить, пусть |
самолет | самолет |
выделить | разделить |
предвидеть | ожидать |
номер | некоторые |
кажущийся | прозрачный, обычный |
значительный | много |
соответствующий | (опустить), правильный, правый |
приблизительный | о |
прибыть на борт | прибытие |
как средство | отдо |
установить | узнать, узнать |
как предписано | в, под |
помощь, помощь | помощь, помощь |
достичь | встретить |
попытка | попробуй |
в настоящее время | в настоящее время, сейчас |
сообщать | (пропустить) |
пособие | помощь |
с помощью | по, с |
возможности | способность |
Внимание | предупреждение |
близость | рядом с |
боевая обстановка | боевой |
комбинированный | соединение |
начало | начало, начало |
соответствует | следовать |
компонент | часть |
включают | Форма, включить, составить |
относительно | о, по |
следовательно | так |
консолидировать | объединить, соединить, объединить |
составляет | есть, формы, составляют |
содержит | имеет |
созыв | встретить |
в настоящее время | (опустить), теперь |
считать | верить, считать, думать |
удалить | разрез, падение |
продемонстрировать | докажи, покажи |
отправление | оставить |
обозначить | назначать, выбирать, называть |
желание | хочу, желаю |
определить | решить, вычислить, найти |
раскрыть | показать |
снятие с производства | падение, остановка |
распространять | дать, выдать, передать, отправить |
в связи с тем, что | из-за, с |
в течение периода | во время |
модификации эффектов | внести изменения |
избранный | выбрать, выбрать |
устранить | разрез, капля, конец |
нанять | использовать |
встреча | встретить |
стремление | попробуй |
обеспечить | убедиться |
перечислить | количество |
оборудование | оборудование |
справедливый | ярмарка |
установить | настроить, проверить, показать |
доказательство | показал |
очевидный | прозрачный |
экспонат | показать |
ускорить | поспешить, ускорить |
оперативный | быстро, быстро |
израсходовать | потратить |
экспертиза | способность |
истечение | конец |
облегчить | облегчи, помоги |
не удалось | не |
осуществимый | можно сделать, работоспособно |
самки | женщины |
доработать | в сборе, отделка |
на период | для |
например,______и т. | например, например |
неустойка | сдаться, проиграть |
вперед | отправить |
часто | часто |
функция | поступок, роль, работа |
отделка | дать, отправить |
требуется для | нужно |
здесь | здесь |
ранее | до сих пор |
при этом | внизу, здесь |
однако | но |
идентичный | то же |
определить | найти, назвать, показать |
немедленно | сразу |
затронутый | затронуто, изменено |
инструмент | выполнить, начать |
в соответствии с | по, после, по, под |
дополнительно | тоже, кроме того, тоже |
в стремлении к | отдо |
поскольку | с |
своевременно | вовремя, оперативно |
создание | начало |
обязанность | должен |
указать | покажи, запиши |
индикация | знак |
начальный | первый |
инициировать | начало |
вместо | вместо |
чтобы | для, так |
для того, чтобы | отдо |
в отношении | о, относительно, на |
по отношению к | о, с, к |
в том числе | (пропустить) |
интерфейс | встретиться, работать с |
вставить нет возражений | не возражаю |
на сумму | для |
в случае | если |
в ближайшее время | скоро, скоро |
в процессе | (пропустить) |
с учетом | с |
с учетом вышеизложенного | так |
применимо к | относится к |
уполномочен на | май |
соответствует | соглашается, следует за |
отвечает за | (опустить) ручки |
оказывается | кажется |
это | (пропустить) |
необходимо | надо, нужно |
запрашивается | пожалуйста, мы просим, я прошу |
связь | обсуждение |
ограниченное количество | пределы |
величина | размер |
поддерживать | держать, поддерживать |
максимум | самый большой, самый большой, самый большой |
методология | метод |
свернуть | убавка, способ |
минимум | наименьший, наименьший |
изменить | изменить |
монитор | чек, часы |
необходимо | причина, нужно |
уведомить | дай знать, скажи |
не позднее 10 мая | к 10 мая, до 11 мая |
не позднее 16:00 | на 1600 |
кроме | несмотря на, все еще |
многочисленные | много |
цель | цель, цель |
обязательный | связывать, принуждать |
наблюдать | см. |