Разбор слов по составу
Разбор слова по составу
Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.
Виды морфем
В русском языке используются следующие морфемы:
— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.
Важность морфемного разбора
В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.
Пример
В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).
В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).
Как разобрать слово по составу
Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.
, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.
Этапы морфемного анализа
Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:
— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Определяется приставка, а потом суффиксы (при их наличии).
Особенности разбора
Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.
Только что искали: в с т р е ч а сейчас обзываний сейчас уцмнор сейчас д и а б е т 1 секунда назад ш к о т р у н б 1 секунда назад нутория 1 секунда назад япелтнс 1 секунда назад к у л и н а р 1 секунда назад животьс 1 секунда назад дурость 1 секунда назад краска 1 секунда назад к а п л я р у 2 секунды назад с о к о л с 2 секунды назад ктилаед 2 секунды назад квазбуч 2 секунды назад
Задание 5. Подберите дидактический материал к выбранной теме по морфемному составу слова для следующих этапов изучения в начальных классах:
1. Подготовительный этап к выбранной теме до непосредственного ознакомления с нею:
Морфологическая мозаика в парах постоянного состава.
— Вспомним алгоритм работы.
(Прочитать слова. Составить предложение, записать его. Выполнить грамматические задания.)
Что такое предложение?
Что называется подлежащим?
Что называется сказуемым?
Грамматические задания написаны на доске. (Подчеркните подлежащие и сказуемые. Подчеркните сочетания).
Проверка выполнения задания.
Какие сочетания вы подчеркнули? (жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт
2. Первичное закрепление после ознакомления с новым материалом:
Сегодня мы продолжаем учиться проверять парные согласные на конце слова. Мы знаем, что
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.
Почему слова с парными согласными на конце слова надо проверять?
Назовите звонкие парные согласные звуки.
Назовите глухие парные согласные звуки.
Чем они отличаются?
Ребята вот уже несколько дней подряд идёт снег. И к нам в класс тоже попало несколько снежинок, но они не знают, куда им опуститься. Давайте поможем им.
Сне…, сугро…, моро…
(На снежинках г, к, б, п., з, с
.)Запишите эти слова и проверочные к ним. Подчеркните буквы, которые проверяли.
Как по-другому можно сказать мороз? (Холод, стужа.)
Составьте предложение со словом снег. Лучшее запишем.
3. Обобщение: включение нового материала в систему уже изученного ранее:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Зуб на зубы, лёд на льды
Будешь грамотным и ты.
Правило. Используя это правило, найдём заблудившуюся букву (мороз, снег, лёд, утюг, холод)
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Вы, друзья ее найдите
И в свой домик посадите.
(Дети записывают слова, устно подбирают проверочные)
– Найдите лишнее слово. Почему?
Задание 6. Составьте фрагменты уроков (3 – 4) по морфологии (морфемике)
Минутка чистописания.
Сегодня повторим написание заглавной и строчной букв Вв, слогов и словарные слова с нею.
Вв ва во вы во ви ве вю вя
Москва ворона весело девочка
Назовите слоги, в которых согласный звук мягкий.