Разбор по составу слова грамотный: ГРАМОТНЫЙ — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу

Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.

Виды морфем

В русском языке используются следующие морфемы:

— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.

Важность морфемного разбора

В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.

Многие правила русского языка построены на этой зависимости.

Пример

В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).

В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).

Как разобрать слово по составу

Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.

, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.

В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.

Этапы морфемного анализа

Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:

— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Потом следует определить корень, подобрав родственные однокоренные слова.

— Определяется приставка, а потом суффиксы (при их наличии).

Особенности разбора

Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.

Вопрос 1 из 20 Купец, продающий срубленные деревья или продукты их обработки
работорговец рыботорговец
лесоторговец виноторговец

Только что искали: п а л ь т о сейчас ч и а с к т сейчас з а р м е н о сейчас у а я и м е р ц н 1 секунда назад кнзцуеа 1 секунда назад спортел 1 секунда назад а р е н д а ц 3 секунды назад нитамт 3 секунды назад у з б а л 3 секунды назад фколроль 3 секунды назад р о с п и с ь 3 секунды назад тсорамб 3 секунды назад о н о л в е с 3 секунды назад сваянотко 4 секунды назад кладезь 4 секунды назад

Презентация к видеоуроку по теме «Состав слова»

Урок

русского языка

4 класс

Дерев о сильн о корн ями, а человек – труд ом.

Значимые части слова —

Значимые части слова – это морфемы

Тема урока «Повторение . Состав слова »

  • Дерев о сильн о корн ями, а человек – труд ом.
  • Дерево сильно корнями, а человек – трудом.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания о составе слова

Задачи :

Задачи:

  • вспомнить, из каких значимых частей состоит слово;

Задачи:

  • вспомнить, из каких значимых частей состоит слово;
  • какова роль значимых частей слова;

Задачи:

  • вспомнить, из каких значимых частей состоит слово;
  • какова роль значимых частей слова;
  • вспомнить алгоритм разбора слов по составу;

Задачи:

  • вспомнить, из каких значимых частей состоит слово;
  • какова роль значимых частей слова;
  • вспомнить алгоритм разбора слов по составу;
  • поупражняться в разборе слов по составу

План работы

1. Повторить основные понятия по теме

2. Повторить алгоритм разбора слов по составу

3. Выполнить упражнения по теме

4. Проанализировать работу на уроке

«Лесенка успеха»

5

4

3

2

1

Могу объяснить другому всё, что знаю по данной теме

Умею разбирать слова по составу

Понимаю, как выполнять разбор слова по составу

Помню все морфемы, их роль и место в составе слова

Мало что помню по этой теме

План работы

1. Повторить основные понятия по теме

Значимые части слова – это морфемы

Главной морфемой является корень

КОРЕНЬ — ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ

СВЕТ, РАССВЕТ, СВЕТЛЯЧОК,

ЗАСВЕТЛО,СВЕТИТЬ, СВЕТАЕТ

Внимание! Не путайте родственные (однокоренные) слова и формы одного и того же слова

ВСПОМНИТЕ ОТЛИЧИЯ

РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА

ИМЕЮТ

ФОРМЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА

ОТЛИЧАЮТСЯ ПО СОСТАВУ ДРУГ ОТ ДРУГА

близкое лексические значения

(свет, светить)

МОГУТ ОТНОСИТСЯ

приставками и суффиксами

(свет, светить, рассвет)

одинаковое лексическое значение (свет, светом)

к разным частям речи(свет – сущ.

, светить – гл.)

окончаниями

(свет , светом )

к одной и той же части речи

(свет – сущ.,

светом – сущ.)

Значение корня в слове

СНЕГ

СНЕГОВИК

В КОРНЕ ЗАКЛЮЧЕНО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

ПРИСТАВКА – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА (МОРФЕМА)

Место данной морфемы в слове

БЕЗГРАМОТНЫЙ

ПЕРЕШЁЛ

Приставка находится перед корнем

ГРАМОТНЫЙ

БЕЗГРАМОТНЫЙ

БЕЖАЛ

ПРИБЕЖАЛ

Вывод

Приставка служит для образования новых слов

СУФФИКС-

ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА (МОРФЕМА)

Место данной морфемы в слове

ЕЖИК

ГОРОДСКОЙ

Суффикс находится после корня

Роль данной морфемы в слове

=

+

онок

ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ ДЕТЕНЫШ

Изменяется значение слова

Суффикс служит для образования новых слов

Дом , у дома , к дому , за домом, о доме

ОКОНЧАНИЕ – ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА

Место данной морфемы в слове

САДОВЫЙ — САДОВАЯ

ДВОРНИК — ДВОРНИКУ

ОКОНЧАНИЕ НАХОДИТСЯ В КОНЦЕ СЛОВ

Роль окончаний

А

Дом Дома

Дом , у дома , к дому , за домом, о доме

Окончания служат для образования форм слова.

Выводы:

  • Без корня слова не бывает, именно в нём заключено лексическое значение слова
  • Приставки и суффиксы образуют НОВЫЕ слова. Окончание служит для образования ФОРМ слова.
  • Морфемы передают определённые языковые значения.

Выводы:

  • Без корня слова не бывает, именно в нём заключено лексическое значение слова
  • Приставки и суффиксы образуют НОВЫЕ слова. Окончание служит для образования ФОРМ слова.
  • Морфемы передают определённые языковые значения.

Систематизировать –

приводить в систему, располагать в определённом порядке, устанавливать определённую последовательность

Система – множество элементов, которые связаны общей темой в одно целое

Запишите слова и разберите их по составу

Система,

подсистема,

системный,

бессистемный,

системщик.

План работы

1. Повторить основные понятия по теме

2. Повторить алгоритм разбора слов по составу

Алгоритм разбора слова по составу

Походка

  • 1. Выделяю окончание. Для этого изменю форму слова — походка, походки, походкой. Нахожу часть слова, которая изменяется.
  • 2. Выделяю основу. Это часть слова без окончания.
  • 3. Выделяю корень. Для этого подберу родственные (однокоренные) слова – походка, ходить, ход. Сравниваю и выделяю в них общую часть –ход-, в которой заключается лексическое значение слова.
  • 4. Выделяю приставку и суффикс, если они есть. В этом слове данные морфемы имеются.

План работы

1. Повторить основные понятия по теме

2. Повторить алгоритм разбора слов по составу

3. Выполнить упражнение по теме

Запишите слова и разберите их по составу

Система, подсистема, системный, бессистемный, системщик.

Система, подсистема, системный,

бессистемный, системщик .

По данному алгоритму разберите слова по составу

Говорить, посмотрела, заработаешь.

Алгоритм

разбора слова по составу

  • 1. Выделяю окончание. Для этого изменю форму слова. Нахожу часть слова, которая изменяется.
  • 2. Выделяю основу. Это часть слова без окончания.
  • 3. Выделяю корень. Для этого подберу родственные (однокоренные) слова. Сравниваю и выделяю в них общую часть, в которой заключается лексическое значение слова.
  • 4. Выделяю приставку и суффикс, если они есть.

Данный алгоритм подходит для разбора по составу

имени существительного и имени прилагательного,

но не для глагола !!!

?

Перед тем, как приступить к разбору глагола по составу, надо сначала определить, какая форма глагола перед нами:

  • говорить – н. ф.,
  • посмотрела – прош.вр.,
  • заработаешь – 2л., наст.вр.

Это нужно для того, чтобы правильно выделить основу слова!

ВСПОМНИ!

В основу глагола не входят суффиксы -ть-, -ти-, -л-, так как они являются формообразующими

(суффиксы -ть- , -ти- образуют н.ф. глагола и суффикс -л-, образует форму прошедшего времени глагола)

ВЫВОД

  • Перед тем, как приступить к разбору слова по составу, надо определить часть речи.
  • Прежде чем разбирать глагол по составу, необходимо определить, в какой форме стоит глагол.
  • Не забыть, что суффиксы -ть-, -ти-, -л- в основу слова не входят.

Разберём вместе по составу слово

говорить

Говорить – гл.

  • 1. Определяю часть речи. Говорить – глагол.
  • 2. Определяю, в какой форме стоит глагол. Говорить (что делать) – н.ф.
  • 3. Выделяю суффиксы. Суффикс -ть- (образует н.ф. глагола) и суффикс -и-.
  • 4. Выделяю основу без формообразующего суффикса -ть-.
  • 5. Выделяю корень. Для этого подберу родственные (однокоренные) слова – говорить, разговор, говор. Сравниваю и выделяю в них общую часть -говор-, в которой заключается лексическое значение слова

Самостоятельно разберите по составу слова:

  • посмотрела, заработаешь.

ПРОВЕРКА

Посмотрела – гл., заработаешь – гл.

ПОМНИ!

  • В основу им.сущ. и им.прил. не входит только окончание, а у глаголов ещё и суффиксы -ть-, -ти-, -л-, так как это формообразующие морфемы.

Оцените себя

  • Насколько сложно было выполнять задания, отметьте на полях цветом. Поставьте зелёную галочку, если было легко, жёлтую –возникли затруднения и красную –не смогли выполнить задания.

«Лесенка успеха»

5

4

3

2

1

Могу объяснить другому всё, что знаю по данной теме

Умею разбирать слова по составу

Понимаю, как выполнять разбор слова по составу

Помню все морфемы, их роль и место в составе слова

Мало что помню по этой теме

Проанализируйте свою работу на уроке

  • — Мне было интересно узнать…
  • — Я вспомнил, что …
  • -Возникли трудности…
  • -На уроке мне понравилось…
  • -Я узнал, что…
  • -Меня удивило …
  • -Мне захотелось…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. грамотный умеющий читать и писать

  2. 84″>

    литераторы хорошо образованные люди, интересующиеся книгами

  3. неграмотный не умеет читать и писать

  4. клатрат, имеющий решетчатую структуру с отверстиями или окнами

  5. замусоренные, заполненные или разбросанные с беспорядочным скоплением предметов или мусора

  6. неграмотный человек, умеющий читать, но не склонный черпать информацию из литературных источников

  7. глицерид сложный эфир глицерина и жирных кислот, встречающийся в природе в виде жиров и жирных масел

  8. литературные произведения в определенном стиле на определенную тему

  9. 12″>

    планер, поддерживаемый только динамическим воздействием воздуха на его поверхности

  10. низкорослый низкорослый многолетник из редколесий Северной Америки с тройчатыми листьями, желтым корневищем и белыми цветками

  11. умеренный, отмеченный избеганием экстравагантности или крайностей

  12. беспорядочно заполненные или разбросанные с беспорядочным скоплением предметов или мусора

  13. солидарность союз интересов или целей среди членов группы

  14. аллитерация использовать аллитерацию как форму поэзии

  15. тирада речь насильственного доноса

  16. 49″>

    литература, относящаяся к писательскому творчеству или его характеристика

  17. буквальный, ограниченный явным значением слова или текста

  18. грамотность умение читать и писать

  19. буквально без преувеличения

  20. фирменный бланк лист канцелярских принадлежностей с указанием названия и адреса организации вверху

Объяснение повествования о грамотности – сочинение первокурсника

Примеры повествования о грамотности для студентов колледжа

Повествование о грамотности очень простое: это история о том, как вы стали грамотными и как это повлияло на вашу жизнь. Чтобы создать рассказ о грамотности, вам просто нужно найти свою историю и использовать описательный текст, чтобы воплотить ее в жизнь. Узнайте, как написать рассказ о грамотности, исследуя оригинальные и известные примеры.

Рассказ о грамотности

Рассказ о грамотности — это персонализированная история ваших отношений с языком. В рассказах о грамотности не только обсуждаются воспоминания, но они также рассказывают об открытиях, испытаниях и победах человека с чтением, письмом и разговором на языке.

Это также не обязательно должен быть английский язык. Это может быть ваш опыт изучения второго языка и влияние, которое оно оказало на вас. Суть в том, чтобы просто рассказать миру о своей борьбе и росте с помощью языка и общения. Рассказы о грамотности могут иметь разные темы, темы, стили, настроения и тона, которые вы можете сделать своими собственными.

Ключевые особенности рассказа о грамотности

Начнем с того, что рассказ о грамотности — это персонализированная история.

  • Зацепка: Начните с зацепки , чтобы привлечь читателя. Это может быть ваш первый опыт работы с книгами или то, как чтение и письмо определяют вас.
  • Фокус: Завершая свой первый абзац, вы должны дать краткий тезис, который расскажет читателю всю суть вашей истории.
  • Значение: на протяжении всей оставшейся части повествования вы будете использовать истории и яркие описания, чтобы понять, что для вас значит это путешествие. Вы можете обсудить, как выросла ваша поэзия или как ваша любовь к чтению превратилась в писательство.
  • Проблемы: узнайте о проблемах, с которыми вы столкнулись на своем пути, и о том, как вы их преодолели, а также о том, как изменились ваши идеи и мысли.

Пример: связь со словами

Узнайте, как написать повествовательное эссе по грамотности, на оригинальном примере для студентов колледжа. Следующий пример написан Дженнифер Беттс.

Слова были как головоломка, которую я никак не мог решить. Слушая, как учителя читают беспорядочные буквы на странице, я был очарован тем, как легко они могли оживить картинки. В первый день, когда я действительно стал грамотным, это было похоже на открытие другого мира. Мои пальцы не могли найти книги достаточно быстро. Мои отношения со словами были мощным, фантастическим и даже иногда катастрофическим путешествием.

Я хотел бы сказать, что всегда знал силу слов, но это просто неправда. Сила, которую может заключать в себе слово, прыгнула на меня, как вор в ночи, когда я впервые столкнулась со своим личным хулиганом. Они взяли слова, которые я с гордостью написал, и сделали их менее значимыми, чем мусор. Однако именно этот хулиган заставил меня читать и расширять словарный запас. Они заставили меня осознать силу, которую могут удерживать несколько предложений в одно мгновение. Как мечи в бою, они могут быстро разрезать и уничтожить вашего противника. Освоив тактику боя, вы превратитесь из противника в победителя. Желание быть победителем привело меня к книгам. А книги открыли мне глаза на совершенно новый образ мышления.

Я должен поблагодарить этого хулигана за то, что он привел меня к детской книге Гарри Поттера. В тот момент, когда я открыл эти шелковые страницы, мои глаза не могли проглотить их достаточно быстро. История раздвинула границы моего огромного воображения и действительно позволила мне воспарить. В тот момент, когда путешествие закончилось, я пропустил его. И с тех пор не было другой книги, которая действительно удовлетворяла бы так высоко.

Хотя я раз или два пытался написать свои собственные любовные истории, моя потребность найти другую фантазию, которая поглотила меня, как сериал о Гарри Поттере, подтолкнула меня к тому, чтобы попробовать свои силы в писательстве. В тот момент, когда мои пальцы коснулись клавиш, слова просто начали литься из меня со скоростью, которую даже я не мог контролировать. Кто знал, что застенчивому, замкнутому ребенку есть что сказать?

В то время как мои отношения с письменными словами остаются в мечтах, мое погружение в разговорную речь часто имеет катастрофические последствия. Я никогда не был хорошим оратором. В школе это был день, которого я боялся. Несмотря на мою подготовку, я спотыкался и спотыкался на подиуме только для того, чтобы повторить свое выступление своими тщательно продуманными словами. В то время как они говорят, что практика делает совершенным, в моем случае практика сделала посредственным. Но чтобы мир услышал ваши слова, иногда вам нужно найти в себе смелость их произнести.

Даже если доставка не идеальна.

Хотя мое путешествие со словами началось с разочарования, через минуту оно превратилось в очарование и удивление. Даже имея за плечами много лет чтения, я все еще унижен той силой, которую может нести одно слово, если его использовать правильно или даже неправильно. Острее, чем ножи, или мягче, чем шелк, найти нужные слова — это всегда интересное путешествие.

Известные примеры рассказов о грамотности

Рассказы о грамотности могут оказать влияние. Выйдя за рамки короткого эссе, повествование о грамотности может даже стать целой книгой, в которой исследуется ваш путь к грамотности. Чтобы дать волю своему творчеству, посмотрите на несколько выдержек из известных примеров рассказов о грамотности.

«Писательская жизнь» Энни Диллард

Почему мы читаем, если не в надежде увидеть обнажённую красоту, возвышенную жизнь и исследовать её глубочайшие тайны? Может ли писатель изолировать и оживить в опыте все, что наиболее глубоко занимает наш разум и наше сердце? Может ли писатель возобновить нашу надежду на литературные формы? Зачем мы читаем, если не в надежде, что писатель возвеличит и драматизирует наши дни, осветит и вдохновит мудростью, мужеством и возможностью осмысленности, вложит в наш разум самые сокровенные тайны, чтобы мы могли снова почувствовать их величие и власть? Что мы когда-либо знаем, что выше той силы, которая время от времени овладевает нашей жизнью и поразительно открывает нас самим себе как созданий, сидящих здесь сбитых с толку? Почему смерть так застает нас врасплох и почему любовь? Мы все еще и всегда хотим просыпаться.

В книге «Писательская жизнь» Энни Диллиард использует короткие эссе, чтобы рассказать о своем пути к грамотности и письму. Используя свой уникальный стиль, Энни поможет вам понять, как и почему она является писателем, и каким трудным и захватывающим может быть это путешествие. Вы понимаете, насколько письмо может быть мучительным и трансцендентным одновременно.

Грамотность Рассказ Кики Петросино

Я хочу привести свою черноту в какой-то порядок. Моя чернота, мое телосложение, моя чернота, счет. Я хочу, чтобы ты знал, как я это чувствую: холодный ключ под языком. Подлый рыболовный крючок тоски по дому, который ловит мое сердце, когда я иду под южными соснами. И как я узнал водянистый перекос пола в прабабушкином доме, когда он мне приснился. Вот что сказал ее жалующийся призрак: Напиши обо мне.

Культура и письмо, а также то, как культура влияет на письмо, исследуются в личном эссе Кики Петросино «Рассказ о грамотности». Кики использует свой опыт чернокожей женщины и свою историю, чтобы показать свое отношение к словам. Она исследует, как ее афроамериканское происхождение побуждает ее писать, и как в своем путешествии с описательной поэзией она смешивает свою поэзию и расу, чтобы создать захватывающее произведение.

Птица за птицей Некоторые инструкции по письму и жизни Энн Ламотт

Для некоторых из нас книги так же важны, как и все остальное на земле. Какое чудо, что из этих маленьких, плоских, жестких квадратов бумаги разворачивается мир за миром за миром, миры, которые поют для вас, утешают и успокаивают или волнуют вас. Книги помогают нам понять, кто мы и как нам следует себя вести. Они показывают нам, что такое общность и дружба; они показывают нам, как жить и умирать.

Энн Ламот проведет вас через веселую и остроумную поездку, чтобы найти ее историю в «Птице за птицей». Показывая вам свой путь к становлению писателем и обретению грамотности, она пытается помочь другим найти свою собственную историю в этом личном повествовании. Этот рассказ о грамотности, начавшийся с нескольких мудрых слов ее отца, проведет вас через все ее путешествие с писательским кризисом и расширением ваших возможностей.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *