Разбор слов по составу
Разбор слова по составу
Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.
Виды морфем
В русском языке используются следующие морфемы:
— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.
Важность морфемного разбора
В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.
Пример
В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).
В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).
Как разобрать слово по составу
Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.
, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.
Этапы морфемного анализа
Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:
— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Потом следует определить корень, подобрав родственные однокоренные слова.
Особенности разбора
Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.
Только что искали: дхиожкну сейчас б о л в а н р сейчас а р д а п сейчас работник сейчас еврепес сейчас паровоз сейчас теракт сейчас атомсгн сейчас етоплецно 1 секунда назад пищашщй 1 секунда назад кфосат 1 секунда назад мангал 1 секунда назад леемсро 1 секунда назад ц и к л о н ь ш а 1 секунда назад ппокиисчд 1 секунда назад
морфология — Разбор по составу слова «задача»
Вопрос задан
Изменён 7 лет 4 месяца назад
Просмотрен 11k раз
Каков морфологический состав слова «задача»? Учитывая его этимологию (задача <- задать <- дать), я пришёл к выводу, что тут приставка «за», корень «да», суффикс «ч» и окончание «а». Мне возразили так:
Нельзя мотивировать слово «задача» от слова «дать». В слове «задача» диахронически произошло опрощение морфем, и морфемы, входящие в основу, по сути, слились в одну. Поэтому синхронически, с точки зрения состояния русского языка на данный момент, «задач» — это и есть один корень.
Верно ли это? Как узнать, слились ли морфемы в одну в других словах? Каковы признаки того, что слияние состоялось?
- морфология
3
В слове «задача» можно выделить мотивирующую основу ЗАДА, так как задать — задача. Но это вовсе не означает, что эта основа нечленимая, при разборе слова по составу она делится на приставку ЗА и корень ДА.
В лингвистике эта проблема называется ЧЛЕНИМОСТЬЮ основы слова, и различные школы имеют разный подход к ее решению. В общем случае можно выделить РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ членимости. Максимальную степень членимости имеют слова с ДВУСТОРОННЕЙ СОПОСТАВИМОСТЬЮ (по корню и суффиксу): летчик — ЛЕТать и грузЧИК. Сюда же относят слова со связанной основой: отпереть — запереть, включить — выключить. Меньшую степень членимости имеют основы с с ОДНОСТОРОННЕЙ СОПОСТАВИМОСТЬЮ (только по корню или только суффиксу): пасТУХ — летЧИК (по корню), бужеНИна — конИНа (по суффиксу) и т.д.
Таким образом, при разборе слова по составу мы не копируем словообразовательный разбор, а рассматриваем значения морфем, узнаваемые носителями на данном этапе развития языка. Слово «задача» имеет максимальную степень членимости: и по корню «задача — заДАть», и по суффиксу «задача — подаЧа, удаЧа. На современном этапе мы имеем приставку ЗА, корень ДА, суффикс Ч, окончание А, все они имеют узнаваемое значение. Суффикс Ч выделяется в существительных, обозначающих действие, названное по глаголу.
Материал дан по книге Николина Н.А. «современный русский язык. Морфемика»,2013, учебное пособие для филологических специальностей.
5
По разным словам распыляться не будем, слишком места мало в одном вопросе.
Никто на сможет оспорить общий для всех слов корень ДА, ведь разные в них только приставки. Данный критерий достаточно нагляден.
Конкретно по задаче. Она задается для решения кому-то кем-то. Ученику, студенту, сотруднику, подчиненному и т.д. Кроме задачи, есть задание, в котором приставка и корень те же, а суффикс другой. То и другое слово произошли от глагола задать, который явно не имеет эксклюзивного морфологического состава. Приставка за- отлично выделяется в составе глаголов и существительных: задуть, забить, зажать, задумка, заплыв, забег, загиб, запил. Значение приставки: отдельное целенаправленное действие. Так что с морфологией все в порядке, она прозрачна и всем понятна. Корень ни в коем случае не слился с приставкой, это ошибочное, неправильное мнение.
3
Да, верно: задач- вся основа — корень, потому что семантика слов дать, задать и задача разошлась.
Да/ть — вручить, предоставить, за/да/ть — поручить сделать, назначить, за/да/ни/е — то, что задали, поручили, а задач/а — то, что нужно исполнить, разрешить, появился новый оттенок трудности разрешения, связанный с мыслительной деятельностью. Дать задание и поставить задачу — смысл разный, хотя исторически от слова дать. (Ещё в 70-е годы у Тихонова было задача от задать), а вот в 80-е словари дают другой морфемный состав.
Признаки слияния — разные словообразовательные ряды: дать — дача (показаний) — выдача — данный — задание — задаток — задаточный — подача — податливый и т.д. Задача — задачка -сверхзадача — задачник.
Вопросы морфемного состава — трудная тема, в основном на чутье, но и ему доверять не стоит, только словарям, которые фиксируют изменения. Я 33 года проработала в школе, а как нужно выполнить для кого-то контрольную, обращаюсь к словарям. В основном на чутье, но частенько словарь всё же открываю: не изменилось ли что?
Да, верно: в словарях дается основа: задач. Но в то же время как в словаре Тихонова, так и других дается разбор по морфемам: за/да/ч/а. Не совсем понятно почему. Но я полностью согласен, что синхронически, с точки зрения русского языка, в этом слове выделяется только корень-основа.
1
Вы извините, конечно, но все ваши рассуждения — философия чистой воды, равносильны гаданию на кофейной гуще. Можно сколько угодно долго размышлять и спорить, цвет лиловый или сиреневый, или как именно выглядели первые динозавры — ни на динозавров, ни на предмет это не подействует. Как верно заметил один из ораторов, правила придумали после того, как появились слова. Никого не хочу обидеть, но за уши можно притянуть что угодно. Соль не в этом. Я так понимаю, здесь собрались люди, в основном, с филологическим образованием, либо разбирающиеся. И если уж вы спорите, обращаетесь к справочникам, и справочники тоже спорят между собой, то почему детям в третьем классе дают такие задания и ставят потом 4 или 3 за неправильный морфемный разбор.
Вопрос риторический. Непонятно, что система образования хочет этим добиться.Зарегистрируйтесь или войдите
Регистрация через Google
Регистрация через Facebook
Регистрация через почту
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки
дал определение и значение | Dictionary.
com- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[ geyv ]
/ geɪv /
Сохрани это слово!
См. синонимы к слову дал на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
глагол
простое прошедшее время глагола дать.
ТЕСТ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Слова рядом дали
марля, марля, желудочный зонд, гаварни, гаваскар, дала, молоток, молоток, молоток к молотку, гавиал, гэвин
Dictionary. com Полный текст Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Слова, относящиеся к слову дал
пожертвовать, подарить, прочитать, выразить, положить, объявить, выдать, вернуть
Как использовать дал в предложении
Полицейские бросились в погоню, и стрелок еще дважды выстрелил из большого револьвера.
Сбит во время замедления полиции Нью-Йорка|Майкл Дейли|7 января 2015 г.|DAILY BEAST
В марте прошлого года они предоставили Airbus огромный кусок нового бизнеса, заказав 169 самолетов A320 и 65 самолетов A321 немного большего размера.
Раздражающие задержки в аэропорту могут помешать вам стать новой авиакомпанией AirAsia 8501|Клайв Ирвинг|6 января 2015 г.|DAILY BEAST
Конец банд Сэм Хинонес, Pacific-Standard Лос-Анджелес подарил Америке современную уличную банду.
Лучшие лонгриды The Daily Beast, 29 декабря — 4 января 2014 г. | Уильям Бут | 4 января 2015 г. | DAILY BEAST
Стэнли Ричардс, старший вице-президент Fortune Society, провел экскурсию вместе с несколькими жителями.
Его первый день на свободе после 40 лет: приспособление к жизни на улице|Джастин Рорлих|3 января 2015 г.|DAILY BEAST имели манжеты или складки.
Президент Куомо был бы львом|Джонатан Альтер|2 января 2015 г.|DAILY BEAST
Там он приказал привести машину в рабочее состояние к следующему утру и вернулся в гостиницу.
Веселые приключения Аристида Пужоля|Уильям Дж. Локк
Что касается того, правильно или неправильно иметь контрабандный виски, я не думаю, что кто-то задумывался над этим.
Необработанное золото|Бертран В. Синклер
Различные импульсы побудили его к потоку слов; однако он не дал выражения ни одному из них.
Волна|Алджернон Блэквуд
Она одарила его одной очаровательной улыбкой, и, прежде чем он успел придержать для нее дверь, она открыла ее и потеряла сознание.
Лето Св. Мартина|Рафаэль Сабатини
Некоторые своеобразные морщинки между насупленными бровями придавали свирепый характер этому грозному и чувственному лицу.
Мат|Джозеф Шеридан Ле Фаню0014 give
/ (ɡeɪv) /
глагол
прошедшее время give
Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Что такое анализ цепочки создания стоимости? 3 шага
Успешный бизнес создает ценность с каждой сделкой — для своих клиентов в виде удовлетворения, а также для себя и своих акционеров в виде прибыли. Компании, которые производят большую стоимость с каждой продажей, имеют больше возможностей для получения прибыли, чем те, которые производят меньшую стоимость.
Чтобы оценить, какую ценность создает ваша компания, очень важно понимать ее цепочку создания стоимости. Ниже мы рассмотрим, что такое цепочка создания стоимости, почему ее важно понимать, и шаги, которые вы можете предпринять, чтобы создать ее и помочь вашей компании создать и сохранить большую ценность от своих продаж.
Бесплатная электронная книга: Как сформулировать успешную бизнес-стратегиюПолучите доступ к бесплатной электронной книге уже сегодня.
СКАЧАТЬ СЕЙЧАС
Понимание цепочки создания стоимости
Термин цепочка создания стоимости относится к различным деловым действиям и процессам, связанным с созданием продукта или оказанием услуги. Цепочка создания стоимости может состоять из нескольких этапов жизненного цикла продукта или услуги, включая исследования и разработки, продажи и все, что между ними. Концепция была сформулирована профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером в его книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходной производительности ».
Анализ процессов, составляющих цепочку создания стоимости вашей компании, может помочь вам понять, что входит в каждую из ее операций. Максимизируя ценность, создаваемую в каждой точке цепочки, ваша компания может быть в более выгодном положении, чтобы делиться большей ценностью с клиентами, получая при этом большую долю для себя. Точно так же знание того, как ваша фирма создает стоимость, поможет вам лучше понять ее конкурентные преимущества.
Компоненты цепочки создания стоимости
Согласно определению Портера, все виды деятельности, составляющие цепочку создания стоимости фирмы, можно разделить на две категории, вносящие вклад в ее прибыль: основные виды деятельности и вспомогательные виды деятельности.
Основные виды деятельности — это действия, непосредственно связанные с созданием продукта или оказанием услуги, в том числе:
- Входящая логистика : Деятельность, связанная с получением, складированием и управлением запасами исходных материалов и компонентов
- Операции : Деятельность, связанная с превращением сырья и компонентов в готовый продукт
- Внешняя логистика : Деятельность, связанная с распределением, включая упаковку, сортировку и отгрузку
- Маркетинг и продажи : Деятельность, связанная с маркетингом и продажей продукта или услуги, включая продвижение, рекламу и стратегию ценообразования
- Послепродажное обслуживание : Деятельность, которая осуществляется после завершения продажи, включая установку, обучение, обеспечение качества, ремонт и обслуживание клиентов
Второстепенные виды деятельности помогают повысить эффективность основных видов деятельности, эффективно создавая конкурентное преимущество, и подразделяются на:
- Закупки : Действия, связанные с поиском сырья, комплектующих, оборудования и услуг
- Технологические разработки : Деятельность, связанная с исследованиями и разработками, включая дизайн продукта, исследование рынка и разработку процессов
- Управление персоналом Деятельность, связанная с набором, наймом, обучением, развитием, удержанием и вознаграждением работников .
- Инфраструктура : Деятельность, связанная с накладными расходами и управлением компании, включая финансирование и планирование
Что такое анализ цепочки создания стоимости?
Анализ цепочки создания стоимости — это средство оценки каждого вида деятельности в цепочке создания стоимости компании, позволяющее понять, в чем заключаются возможности для улучшения.
Проведение анализа цепочки создания стоимости побуждает вас рассмотреть, как каждый шаг увеличивает или уменьшает ценность вашего конечного продукта или услуги. Это, в свою очередь, может помочь вам реализовать некоторую форму конкурентного преимущества, например:
- Снижение затрат за счет повышения эффективности каждого вида деятельности в цепочке создания стоимости и, следовательно, снижения затрат
- Дифференциация продукта , вкладывая больше времени и ресурсов в такие виды деятельности, как исследования и разработки, дизайн или маркетинг, которые могут помочь вашему продукту выделиться
Как правило, повышение производительности одного из четырех второстепенных действий может принести пользу как минимум одному из основных действий.
Как провести анализ цепочки создания стоимости
1. Определите виды деятельности в цепочке создания стоимости
Первым шагом в проведении анализа цепочки создания стоимости является понимание всех основных и второстепенных действий, связанных с созданием вашего продукта или услуги. Если ваша компания продает несколько продуктов или услуг, важно выполнить этот процесс для каждого из них.
2. Определение стоимости и ценности действий
После того, как основные и второстепенные действия определены, следующим шагом является определение значения, которое каждое действие добавляет к процессу, наряду с сопутствующими затратами.
Размышляя о ценности, создаваемой деятельностью, спросите себя: как каждая из них увеличивает удовлетворение или удовольствие конечного пользователя? Как это создает ценность для моей фирмы? Например, делает ли продукт из определенных материалов более прочным или роскошным для пользователя? Повышает ли включение определенной функции вероятность того, что ваша фирма выиграет от сетевых эффектов и увеличения бизнеса?
Точно так же важно понимать затраты, связанные с каждым этапом процесса. В зависимости от вашей ситуации вы можете обнаружить, что снижение расходов — это простой способ повысить ценность каждой транзакции.
3. Определите возможности для получения конкурентного преимущества
После того, как вы составили свою цепочку создания стоимости и поняли стоимость и ценность, связанные с каждым шагом, вы можете проанализировать ее через призму любого конкурентного преимущества, которого вы пытаетесь достичь.
Например, если вашей основной целью является снижение затрат вашей фирмы, вам следует оценивать каждую часть вашей цепочки создания стоимости через призму сокращения расходов. Какие шаги могут быть более эффективными? Есть ли такие, которые не создают значительной ценности и могут быть переданы на аутсорсинг или устранены для существенного снижения затрат?
Точно так же, если вашей основной целью является достижение дифференциации продукта, какие части вашей цепочки создания стоимости предлагают наилучшие возможности для достижения этой цели? Будет ли созданная стоимость оправдывать вложение дополнительных ресурсов?
Используя анализ цепочки создания стоимости, вы можете обнаружить несколько возможностей для вашей фирмы, которым может быть трудно определить приоритеты.