Разбор фонетический слова было: Фонетический разбор слова было — звуки и буквы, транскрипция

Лето. Фонетический разбор. | Статья по русскому языку на тему:

 

Фонетический разбор? Это просто!

 

 

          Каждый учитель сталкивался с проблемой: почему детям так труден фонетический разбор слова? Буквы и звуки изучены, лента букв висит над классной доской, а учащиеся делают множество ошибок.

Лента букв, даже составленная вместе с детьми, не дает полного эффекта, а если мы организуем деятельность со звуками, ребенок усвоит знания почти без усилий. Давайте поиграем в звуки и буквы, забыв про трудный фонетический разбор!

Начнем со сказки. Я ее подсмотрела и подслушала у замечательного педагога, автора учебников по русскому языку Ольги Леонидовны Соболевой (изд. Ювента, Москва, 2004)

Давным-давно жили-были звуки. У каждого было свое имя. Был у них дедушка, строгий Алфавит, который во всем любил порядок. Иногда он строил звуки по порядку и давал им полные имена.  (рис. 4, все иллюстрации Л. Вольницкой)  Да, у звуков, как и у людей, были короткие имена и длинные, полные. Например,  звук М звали  ЭМ, когда он стоял по порядку у Алфавита. Но чаще всего звуки просто играли и веселились, кому же захочется стоять и не шевелиться!

Однажды  звуки заметили, что у некоторых из  них красивый голос. Это были А, О, У, Ы, Э, И.   За это их стали называть гласными. Решили звуки  организовать хор. Стали репетировать, чтобы выступить на концерте.

Остальным тоже хотелось участвовать, но голоса у них не было. Загрустили звуки. Но выход нашли: гласные предложили звукам без красивого голоса стать шумовым оркестром при хоре. Подумали звуки и согласились. За это их стали называть согласными. (рис.2) Хорошо получилось: гласные поют, а согласные свистят, бренчат, рычат, бубнят…

После удачного выступления на концерте звуки решили поехать на гастроли.  Купили билеты на поезд,  причем гласным достался второй вагон, а согласным первый. (рис. 1)

У дедушки Алфавита были два помощника-знака: Ь и Ъ. Он послал их присматривать за звуками, а место им нашлось в кабине машиниста.

Итак, поезд тронулся, а мы посмотрим, как устроились звуки. В 1 вагоне на верхних полках устроились те,  которые умели шуметь громко, звонко, а на нижних те, которые играли в оркестре тихо, глухо. Стали их называть звонкие да глухие согласные. Посмотрите, некоторые так подружились,  что их полки друг под другом: Д-Т, В-Ф, Г-К, Ж-Ш, З-С, Ж-Ш. Их прозвали парными согласными. Едут, разговаривают. А у некоторых друзей не было, их прозвали непарными согласными.

Зайдем во 2 вагон. Там тоже порядок. На верхних полках едет наш хор, но И места не хватило, она внизу.

Тут же  Я, Е, Ё, Ю. У них есть какой-то секрет, они  его расскажут позже.

На остановках звуки прогуливались по перрону, беседовали. Иногда беседа была мягкая, ласковая, если гуляли с И: ми, си, ли, ги.  Иногда твердая: ма, лу, пэ, ро. Это зависело от СОСЕДА! (рис.3)

А теперь, пока поезд мчится, мы поиграем в игру «Да-Нет» (автор А. Гин, педагог-психолог)  

Я задумаю звук, а вы должны его отгадать. Для этого задавайте мне такие вопросы, чтобы я могла ответить «да» или «нет», на другие вопросы я не отвечу. Попробуем!

Например:

 — Это гласных звук? (нет)

— Это звонкий? (да)

— Это парный? (да)

— Есть ли он в слове зонт? (нет)

— Есть ли он в слове флаг? (да)

— Это Г?  (да)

Эта  игра научит  ребенка  быть внимательным. Характеристика звука запоминается в деятельности, без усилий.  Кроме того, игру можно использовать при изучении других тем.  Например,  я задумала часть речи, член предложения, морфологический признак,  число из ряда чисел, растение, природную зону, величину…

Продолжение игры.

— Теперь я расскажу вам про звук, а вы догадайтесь, про какой?

— Он согласный, непарный, глухой, живет и работает в слове ТАПОЧКИ.

— Загадайте одноклассникам звук!

(Паровозик напечатать каждому ребенку, он будет  помогать в игре,  при фонетическом разборе.)

 В игре ученики получили основные понятия и легко ими оперируют.

Рис. 1

Рис. 2

.

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Литература:  О.Л.Соболева, учебник русского языка, 2 класс,  изд. Ювента, Москва, 2004, рисунки Л. Вольницкой.

Русский язык ВПР5 2020: вариант 2

Задание 1 10324

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Кр..сив и п..чален русский лес ранн__ осен..ю. На з..л..том фон.. пож..лтевшей листвы выд..ляются яркие пятна красно-ж..лтых клёнов(1) осин. Медленно кружатся в воздух.. и тихо л..жатся на землю лист..я.(4) От дер..ва к дер..ву прот..нулись бл..стящие с..р..бристые нити лё(х/г)кой паутины. Отцв..тают(2) поз..ние цв..ты.

Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрачна в..да в л..сных канавах овра(ш/ж)ках и руч..ях.

Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая листва. Иногда тонко просв. .стит где-то в кустах ря(п/б)чик протенька..т с..ница(3) пром..лькнёт среди сосен дроз(т/д).

Ле(х/г)ко и привольно дыш..тся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..тся ух..дить из него.


Задание 2 10325

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 10309

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.

Задание 4 10326

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Вначалевесныкапаетскрышиназемлюзвонкаякапель.


Задание 5 10327

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Вани в краеведческом музее проходит новая выставка
2) Ваня сказал что в краеведческом музее он побывал впервые
3) Ваня расскажет о посещении музея громко объявил Павел Петрович
4) Что тебе понравилось в краеведческом музее Ваня

Задание 6 10328

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Для нового выпуска школьной газеты мы берём интервью у учителей и старшеклассников.
2) Таня помогает редактировать заметку о победителях конкурса.
3) Этот выпуск газеты дорогие ребята посвящается юбилею нашей школы.
4) Помоги-ка выбрать цвет и размер шрифта для первой полосы газеты.

Задание 7 10329

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Друзья познаются в беде и об этом все знают.
2) Друг всегда поможет в трудную минуту и выручит тебя.
3) Настоящая дружба растёт и крепнет год от года.

4) Друг поймёт тебя с полуслова и даже без слов.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

(1)Много практических задач по математике и физике решил греческий учёный Архимед, имя которого хорошо известно всему миру. (2)За свою жизнь он сделал так много, что рассказывать об этом подробно надо в отдельной книжке.

(3)Особую славу Архимеду принесли изобретения, многие из которых живут и по сей день. (4)Например, каждая хозяйка, сама того не зная, часто пользуется «винтом Архимеда». (5)Главную часть мясорубки — винт, который вертится внутри трубки и толкает мясо к ножам, — изобрёл Архимед две с лишним тысячи лет назад. (6)Он придумал его, конечно, не для мясорубки, а для насосов, которыми в его время качали воду на поля.

(7)Архимед жил не в самой Греции, а в греческой колонии – небольшом городе Сиракузы, на острове Сицилия. (8)Когда Архимеду было около семидесяти лет, в двести двенадцатом году до нашей эры его родной город осадили войска могущественного Рима и потребовали сдаться. (9)Но гордые сиракузцы решили обороняться. (10)Одним из руководителей обороны стал Архимед. (11)Под руководством учёного горожане построили много военных машин для метания тяжёлых камней и брёвен. (12)Благодаря этим машинам почти год греки отбивались от многотысячных римских войск, но римляне всё-таки ворвались в город и перебили почти всех его жителей.

(13)Среди погибших был и Архимед. (14)Предание гласит, что, когда римский солдат уже замахнулся на Архимеда мечом, тот крикнул: «Не трогай мои чертежи!»

(По И. Депману)

Задание 8 10330

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 9 10331

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Архимед был верен изобретательству всю жизнь? Запишите ответ.

Задание 10 10332

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7−10 текста. Запишите ответ.

Задание 11 10333

В предложениях 8−10 найдите слово со значением «защищаться, отражая вооружённое нападение противника». Выпишите это слово.

Задание 12 10334

В предложениях 7−8 найдите антоним к слову «чужой» и выпишите его.

Источник: 

Русский язык. Всероссийская проверочная работа 2019 год, 5 класс. Вариант 2

Влияние фонетической ассоциации на изучение лексики на иностранном языке Эбубекир Бозавли :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

Делиться: