Рассмотрели морфемный разбор: Рассмотрели — разбор слова по составу (морфемный разбор)

ГДЗ Русский язык 7 класс Часть 2 Львова. § 25 Задание 568 Подчеркните предложные словосочетания. Морфемный разбор причастий и деепричастий

ГДЗ Русский язык 7 класс Часть 2 Львова. § 25 Задание 568 Подчеркните предложные словосочетания. Морфемный разбор причастий и деепричастий – Рамблер/класс

Интересные вопросы

Школа

Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?

Новости

Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?

Школа

Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?

Школа

Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?

Новости

Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?

Вузы

Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?

Помогите выполнить задание.


1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания. Подчеркните все предложные словосочетания. Проведите морфологический разбор производных предлогов.
 
(В)течени_ (не)скольких часов можно с_деть (не)подвижно гля-
дя на играющее море. (В)близи оно прозрачно и чисто а (в)отдалени_
лежит густой тёмно(синей) полосой чуть(чуть) подёрнутой дымкой.
Д_леко(д_леко) од_нокий парус. (Не)смотря на чудес_ую погоду, море пусто. Близ берега над волнами нося(тся, ться) чайки. Вдруг чайки как(будто) сгов_рившись ул_тают проч(?) от берега. (По)видимому их зоркие глаза ра(с, сс)мотрели (в)дали п_роход и они (на)правились (к)нему. (С)их (от)лётом над морем ст_новится (по)прежнему тихо. (Ни)(от)ку́да (не)слышно (ни)каких звуков. (В)последстви_ я всегда (с)уд_вольствием вспом_нал свои прогулки (по)морскому берегу.
 
2.      Проведите морфемный разбор причастий и деепричастий.
 
 

ответы

1. В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море.

Вблизи оно прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. Далеко-далеко одинокий  парус. Не смотря на чудесную погоду, море пусто. Близ берега над волнами носятся чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлётом над морем становится по- прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал прогулки по морскому берегу.
 
Морфологический разбор
 
В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море.
В течение (нескольких часов)
1.      В течение — предлог, не явл. чл. предл.; связ. слова в словосочет. Сидеть (в течение чего? как долго?) в течение нескольких часов.
II.      1. Неизмен.
2.       Производ.
3.       Составной.
Не смотря на чудесную погоду, море пусто.
Не смотря на (чудесную погоду)
I. Не смотря на — предлог, не явл. чл. предл.; связ. слова в словосочет. Пусто (не смотря на что?) не смотря на чудесную погоду.
 
II.     1. Неизмен.
2.      Производ.
3.      Составной.
 
2. Морфемный разбор
 

ваш ответ

Можно ввести 4000 cимволов

отправить

дежурный

Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения

похожие темы

Иностранные языки

ЕГЭ

Сочинения

Стихи

похожие вопросы 5

ГДЗ.Русский язык.7 класс.1 часть.С.И.Львова.§ 11.Языковые средства выразительности.Задание 335. Проведите морфологический разбор всех местоимений

Знаете как сделать ?
Измените строение предложений, соединив в них однородные
члены попарно. Запишите. Выразительно (Подробнее…)

ГИАРусский язык7 классЛьвова С.И.

ГДЗ. Русский язык.7 класс.1 часть.С.И.Львова.§13. Сочетание разных типов речи в тексте.Задание 367.Выпишите слова и словосочетания.

Кто знает так сделать ?
Сначала спишите первые два абзаца,
вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. (Подробнее…)

ЕГЭРусский язык7 классЛьвова С.И.

Задание 38 Однородные члены предложения. Что такое однородные члены предложения? Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ

Всем привет, поделитесь ответом на задание

Прочитайте.
Рассмотрите условные обозначения однородных членов. (Подробнее…)

ГДЗРусский языкКанакина В.П.Горецкий В.Г.4 класс

Задание 1 Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания. Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ

Какими знаками можно ответить на вопросы???
1.       Вспомните употребление знаков препинания:
а)   какие знаки препинания (Подробнее…)

Русский языкКанакина В. П.Горецкий В.Г.4 класс

ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 28. Заполните таблицу своими примерами.

Слова данных частей речи (см. таблицу на с. 22) употребляются только с отрицательной частицей не. Они не образуются с приставкой не-. (Подробнее…)

ГДЗРусский язык8 классЛадыженская Т.А.

Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
Статья посвящена обзору сложных вопросов морфемного анализа, связанных с выделением в слове суффиксов. Рассматриваются способы выделения суффикса, нулевые суффиксы, варианты суффикса, нерегулярные суффиксы, статус финали -ть (-ти) в инфинитиве, суффиксоиды, постфиксы и интерфиксы, а также процессы аппликации и опрощения, связанные с суффиксами. Делается вывод о необходимости творческого, исследовательского подхода к морфемному анализу.

Ключевые слова: аппликация, варианты суффикса, интерфиксы, морфемный анализ, нерегулярные суффиксы, нулевые суффиксы, опрощение, постфиксы, статус финали -ть (-ти) в инфинитиве, суффиксоиды, суффиксы

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
The article is devoted to the review of difficult questions of morphemic analysis associated with the allocation of suffixes in the word. This article discusses ways allocation a zero suffixes, variants of suffixes, irregular suffixes, status -ть (-ти) in the infinitive, suffixoides, postfixes and interfixes and processes of simplification and applications associated with the suffixes. The conclusion about necessity a creative, research approach to the morphemic analysis.

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/07/3605 (дата обращения: 06.04.2023).

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» [1, с. 123].

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.

М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’).Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например,

без-дом-н-ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на-пис-а-нная. Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше. Например: добр-ее

(добр-ей), тонь-ше, выш-е, добр-ейш-ий, тонч-айш-ий, глубоч-айше, покорн-ейше.

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я. Например: бег-ущ-ий, гон-им-ый, уста-вш-ий, обиж-енн-ый, обиде-в, разбира-я.

3. Суффикс прошедшего времени —л-, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л, нес (нулевой).

4.  Суффикс повелительного наклонения —и-, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и, нес-и-те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, —j— , -ят-, -овj. Например: чуд-ес-а, мат-ер-и, плем-ен-а, брать-j-я, кот-ят-а, сын-овьj;

б) форма единственного числа: —ин-. Например: граждан-ин.

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: —j-. Например: чита-j-ю, прочита-j-ешь. Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» [2, с. 9].

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1.  Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись-j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс ий.

2.  Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа. Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость, слад-ость, пошл-ость и под.

3.  Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян-ой → водян-ист-ый → водянист-ость. В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс —ся, окончание —ая— и формообразовательный суффикс причастия —вш-, а затем выделим глагольный суффикс —ыва-.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой     и понятный закон грамотного анализа структуры слова» [1, с. 129].

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом, семей, лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса: 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер-Æ, нес-Æ; сравните: умер-л-а, несли; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось-Æ; сравните: нес-и. После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход-Æ ¬ переходить, синь-Æ ¬ синий, заик-Æ-а- ¬ заикаться, пят-Æ-ый ¬ пять, физик-Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом [3].

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» [1, с. 126].

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича-. Например: учи-тель, зл-ость, сопер-нича-ть. С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

к— и —ок-: памят-к-а – памят-ок,

ец— и —ц-: сыр-ец – сыр-ц,

н— и —ен— в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н,

ова— и —уj— в формах глагола: пир-ова-л, пир-уj,

j(а) и —ий : прыгунь-j-я – прыгун-ий.

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч-ик, сын-ок – сын-оч-ек, собачь-j-я, собач-ий.

Суффиксом или окончанием является —ть (-ти) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением —ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.

В школьном учебнике по традиции —ть (-ти) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда —ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот —чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро-j), —jявляется суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, —j— в суффиксах ниj— -ниj(повторение, желание). В этом случае не заметить —j— не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. —ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, ик-: стол-ик, дом-ик, столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а, бег-ущ-ий. Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух, мал-ютк. Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» [4, с. 152]. Например: попадь-j-я, почт-амт, стекл-ярус, патрон-таш, куст-арник, коз-ёл, пролетар-ий. При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-остекл-ярус.

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух, жизнь, дар, пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» [4, с. 148].

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» [1, с. 124]. Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу-) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар, языко-вед, цвето-вод, лесо-воз, вино-дел, земле-коп, теле-граф, паро-образ-н-ый. Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» [2, с. 36]. Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс —оват-, в слове Минский – корень Минск— и суффикс —ск— и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский.

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфиксся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс —ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся. Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без —ся.

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е, которые выделяются между частями сложных слов: земл-е-мер, пар-о-ход. Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й-ный, там → там-ош-ний, сегодня → сегодня-ш-ний, кино → кино-ш-ник, орел → орл-ов-ский, Сочи → соч-ин-ский. В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса —ск-: Ростов → ростов-ск-ий, Тула → туль-ск-ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин-ский, и явление аппликации: Курск → курск-ий.

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

Библиографический список

  1. Исаева Н.А. Лингвометодический комментарий к анализу структуры слова на разных ступенях обучения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 1. С. 123-133.
  2. Шанский Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1981. 271 с.
  3. Гаврилкина (Уткина) Т.Ю. Деривационный потенциал словообразовательных типов с нулевыми суффиксами (на материале имён существительных) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 40-44.
  4. Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»

Что такое морфология? — Введение в языкознание

 

Морфология – это наука о словах. Морфемы – это минимальные единицы слов, которые имеют значение и не могут быть далее подразделены. Существует два основных типа: свободный и связанный. Свободные морфемы могут встречаться сами по себе, а связанные морфемы должны встречаться с другой морфемой. Пример свободной морфемы — «плохая», а пример связанной морфемы — «лы». Он связан, потому что, хотя он и имеет значение, он не может существовать сам по себе. Оно должно быть присоединено к другой морфеме, чтобы образовалось слово.

Свободная морфема: bad
Связанная морфема: -ly
Слово: badly

Когда мы говорим о словах, есть две группы: лексические (или содержательные) и служебные (или грамматические) слова. Лексические слова называются словами открытого класса и включают существительные, глаголы, прилагательные и наречия. В эту группу можно регулярно добавлять новые слова. Функциональные слова или слова закрытого класса — это союзы, предлоги, артикли и местоимения; и новые слова не могут быть (или очень редко) добавлены в этот класс.

Аффиксы часто являются связанной морфемой. В эту группу входят префиксы, суффиксы, инфиксы и циркумфиксы. Префиксы добавляются к началу другой морфемы, суффиксы добавляются к концу, инфиксы вставляются в другие морфемы, а циркумфиксы присоединяются к другой морфеме в начале и в конце. Ниже приведены примеры каждого из них:

Префикс: добавлено повторно, чтобы сделать, производит повтор
Суффикс: -или добавлено, чтобы отредактировать, производит редактор
Инфикс: -um- добавлено к fikas (сильный) производит fumikas (быть сильным) в Bontoc
Циркумфикс: ge- и -t к lieb (любовь) производит geliebt (любимый) в немецком языке

Существуют две категории аффиксов: деривационные и флективные. Основное различие между ними заключается в том, что производные аффиксы добавляются к морфемам для образования новых слов, которые могут быть одной и той же частью речи, а флективные аффиксы добавляются в конец существующего слова по чисто грамматическим причинам. В английском языке всего восемь флективных аффиксов:

Настоящее 3-е лицо единственного числа она ждет
-ред прошедшее время он шел
-инг прогрессивный она смотрит
-en причастие прошедшего времени она съела
множественное число три стола
притяжательный Кошка Холли
-эр сравнительный ты выше
-эст превосходная степень ты самый высокий

Другой тип связанных морфем называется связанными корнями. Это морфемы (а не аффиксы), которые должны быть присоединены к другой морфеме и не имеют собственного значения. Некоторые примеры воспринимаются при восприятии и митируются при представлении.

Английские морфемы

  1. Бесплатно
    1. Открытый класс
    2. Закрытый класс
  2. Связанный
    1. Аффикс
      1. Производное
      2. Словоизменение
    2. Корень

Есть шесть способов образования новых слов. Соединения представляют собой сочетание слов, аббревиатуры образуются от инициалей слов, обратные образования создаются путем удаления того, что ошибочно считается аффиксом, аббревиатуры или вырезки представляют собой сокращение более длинных слов, эпонимы создаются из имен собственных (имен), а блендинг – это объединение частей слов в одно.

Соединение: собачья будка
Акроним: НБА (Национальная баскетбольная ассоциация) или акваланг (автономный подводный дыхательный аппарат)
Бэкформинг: редактировать от редактора
Аббревиатура: телефон от телефона
Эпоним: бутерброд от графа Сэндвича
Смешивание: смог от дыма и тумана

 

 

Если вам нравятся учебные пособия, рассмотрите возможность приобретения учебных пособий по французскому, неформальному французскому, итальянскому, испанскому, немецкому, шведскому или голландскому языку в виде электронной книги в формате PDF с бесплатными файлами в формате mp3 и бесплатными пожизненными обновлениями.

Купить учебник французского

Купить неформальный французский

Электронные книги на обоих языках

Купить учебник итальянского

Купить учебник испанского

Купить учебник немецкого

Купить учебник шведского

Купить учебник

Пожалуйста, рассмотрите возможность отправки пожертвования на любую сумму в поддержку ielanguages.com. Спасибо!

Пожертвовать

Вернуться к началу страницы


FluentU предлагает аутентичные видео на французском, испанском, немецком, английском, китайском и японском языках. Учитесь по подписям и переводам и наслаждайтесь доступом ко ВСЕМ языкам!

Изучайте испанский, французский, немецкий, итальянский, китайский и английский языки с помощью аутентичных видеороликов Yabla с субтитрами и переводами.

Научитесь читать на языках с подстрочными двуязычными книгами, которые включают язык оригинала и английский перевод ниже, напечатанный меньшим шрифтом.

Сотни бесплатных и платных онлайн-видеокурсов по изучению языков на Udemy. От носителей языка и экспертов, от арабского до зулусского.


Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.

© Copyright 1997 — 2023 by Dr. Wagner О компании | Блог | Партнерская программа | Отказ от ответственности | Политика конфиденциальности

Связанные и бесплатные примеры морфемы

  • Описание

    Учительский писательский слов на борту

  • Источник

    Cortneyk / E+ / Getty Images

  • Perform

    0113

Морфемы — это мельчайшие единицы языка, имеющие значение. Их можно классифицировать как свободные морфемы, которые могут стоять отдельно как слова, или связанные морфемы, которые должны быть объединены с другой морфемой для образования полного слова. Связанные морфемы обычно появляются в английском языке как аффиксы.

Примеры свободных морфем

Свободные морфемы считаются базовыми словами в лингвистике. Базовые слова, которые могут стоять отдельно (например, «книга»), называются свободными основами, в то время как связанные основы (включая латинские корни, такие как «ject») не являются отдельными словами в английском языке. Большинство свободных морфем можно модифицировать с помощью аффиксов, образуя сложные слова. Сочетание двух свободных морфем создает составное слово (например, «почтовый ящик»), а свободные морфемы, модифицированные аффиксами, представляют собой сложные слова (например, «бегун»).

Есть два вида свободных морфем в зависимости от того, что они делают в предложении: содержательные слова и служебные слова.

Реклама

Содержательные слова

Свободные морфемы, составляющие основное значение предложения, являются содержательными словами. К их частям речи относятся существительные, глаголы и прилагательные. Вот несколько примеров содержательных слов из повседневной речи.

  • Существительные : девушка, шляпа, дом, огонь
  • Глаголы : ходить, спать, говорить, есть
  • Прилагательные : быстрый, хороший, веселый, большой

Эти слова являются наиболее важными частями предложения. Значение содержательных слов может измениться в сочетании с другими морфемами, но их свободные морфемы по-прежнему будут составлять содержание предложения.

Функциональные слова

Свободные морфемы также включают служебные слова. Эти слова состоят из артиклей, указательных, вспомогательных, квантификаторов, предлогов, местоимений и союзов. Вот несколько примеров свободных морфем в качестве служебных слов.

  • Артикул :
  • Демонстрационные : это, это, те, эти
  • Вспомогательные глаголы : will, is, must, Does
  • Квантификаторы : несколько, много, мало
  • Предлоги : под, над, к
  • Местоимения : он, она, его, ее
  • Союзы : for, and, but, or

Служебные слова служат грамматической связью между словами содержания. Они обычно не сочетаются с аффиксами, которые меняют свое значение.

Реклама

Примеры связанных морфем

Связанные морфемы не имеют лингвистического значения, если они не связаны с корнем или основным словом или, в некоторых случаях, с другой связанной морфемой. Префиксы и суффиксы представляют собой два типа связанных морфем. В зависимости от того, как они модифицируют корневое слово, связанные морфемы можно разделить на две категории: флективные морфемы и деривационные морфемы.

Инфлективные морфемы

Этот тип морфем изменяет грамматическую функцию слова, будь то время глагола, число, наклонение или другая языковая флексия. Восемь флективных морфем организованы по тому, какую часть речи они модифицируют:

  • Изменить существительное : -s (или -es), -s (или s’)
  • Изменить прилагательное : -er, -est
  • Изменить глагол : -ed, -ing, -en

Эти морфемы являются суффиксами, которые изменяют состояние слова, но не его значение. Когда они изменяют основное слово, может потребоваться изменить остальную часть предложения для правильного согласования подлежащего и глагола. Некоторые примеры таких изменений:

  • девочки на девочки
  • большой до большой
  • умный до самый умный
  • пешком до пешком
  • съесть до съесть

Реклама

Словообразовательные морфемы

Морфема является производной, когда она изменяет семантическое значение слова. Большинство словообразовательных морфем имеют греческие или латинские корни. В отличие от словоизменительных морфем словообразовательные морфемы могут изменять часть речи слова.

Префиксы:

  • до
  • у-
  • не
  • анти-
  • дис-

Суффиксы:

  • -ize
  • -ine
  • -ый
  • -есть
  • -ион

Использование морфем также зависит от контекста предложения.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *