Психология детского рисунка
Содержание
1. Что говорят психологи и педагоги?
2. В чем польза рисования для детей?
3. Как помочь ребенку развиваться творчески?
4. Интерпретация детских рисунков
4.1. Сюжет
4.2. Цвет
4.3. Размер
4.4. Нажим
Что говорят психологи и педагоги?
Педагоги настоятельно рекомендуют родителям прививать ребенку любовь к рисованию. Многолетний опыт показывает, что малыши, которые начали «творить» с раннего возраста, быстрее научились писать. При этом почерк у них более ровный и красивый, нежели у тех детей, которые редко держали в руках кисточки и карандаши.
Благодаря рисованию укрепляется рука и кисть крохи, что в будущем помогает в обучении письму. Педагоги отмечают, что юные художники умеют находить красоту в мелочах, обладают хорошим пространственным мышлением, более обучаемые, быстро осваивают геометрию.
По словам психологов, дети рисуют не руками, а головой. В процессе создания рисунков у малыша развивается память, он приобретает тонкий художественный вкус. Детские каракули – это не бессмысленные картинки. Чтобы нарисовать хоть что-то, ребенок должен уметь чувствовать, сравнивать, думать, рассуждать.
Если в детстве человек мало рисовал, будучи взрослым, он вряд ли возьмется за карандаш. Он знает, что не умеет рисовать, и это не дает ему переступить через себя. В маленьком возрасте у всех нас есть способность находить гармонию с самим собой через творчество. Но с возрастом она пропадает. Если сохранить этот навык, он обязательно пригодится в жизни.
Историки также подтверждают пользу рисования. К примеру, в некоторых странах наука находилась на пике расцвета именно в периоды активного развития рисования. Когда человек творит, он раскрывается, раскрепощается, выплескивает на бумаге то, что хотел бы сказать или сделать в жизни. Благодаря рисованию развивается индивидуальность, проявляется творческое начало.
В чем польза рисования для детей?
Мы поняли, что психологи и педагоги в один голос твердят о пользе творчества в детском возрасте. Но в чем же эта польза заключается? Что рисование развивает в ребенке?
1. Мелкая моторика. Малышу с первых месяцев жизни важно научиться делать мелкие движения пальчиками, кистями. Это напрямую связано с его памятью, вниманием, нервной системой и даже речью. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся в головном мозге близко друг к другу. Мелкая моторика развивается у крохи сама по себе. Но если процесс можно ускорить, то почему бы этим не воспользоваться?
2. Внимание и память. Во время рисования у ребенка включаются отделы мозга, отвечающие за удержание и воспроизведение образов. Другими словами, малыш может изобразить на бумаге то, что сам когда-то видел. Дети постарше начинают срисовывать образы с реальных предметов, детально их изучать, запоминать свойства, сравнивать пропорции. Поскольку у малышей ограниченные знания о мире, они замечают мелочи и нюансы, проявляют внимательность и наблюдательность.
3. Креативность. Некоторые родители отдают своих чад в художественную школу, чтобы сделать из них творческих и креативных личностей. Действительно, с помощью рисования развивается мышление, ребенок может рассматривать происходящее с разных сторон. Случайно сделав ошибку на рисунке, он пытается ее исправить. К примеру, ребенок неправильно провел линию и, чтобы не переделывать весь рисунок, превратил ее в причудливый узор.
4. Воображение и мышление. На бумаге можно нарисовать то, что никогда не произойдет в реальной жизни. Например, супергерой одной рукой поднимает автомобиль, или кот с лисой живут в лесной избушке, или единорог бежит по радуге. Чтобы изобразить единорога, ребенок должен сообразить, что это существо похоже на лошадь. Сказочные рисунки начинаются с реальных образов. Развитое воображение помогает в усвоении школьной программы.
5. Эмоциональная устойчивость и психологическое равновесие. Рисование можно сравнить с медитацией, оно успокаивает. Не зря же созданы специальные раскраски антистресс. Психологи рекомендуют чаще рисовать капризным детям, склонным к истерикам и неврозам. По рисунку можно судить о личности малыша, его настроении и эмоциональном состоянии. Часто психологи пользуются тестами, в которых нужно что-то нарисовать или рассмотреть в картинке образы и предметы.
6. Целеустремленность. В процессе создания картины ребенок учится заканчивать начатое. Если он где-то допускает ошибку, которую нельзя исправить, приходится начинать все заново. При этом ребенок целенаправленно идет к готовой работе.
Как помочь ребенку развиваться творчески?
Некоторые родители допускают ошибку, когда все делают за ребенка. Если у малыша что-то не получается, он капризничает, на помощь приходит мама. Она все делает за кроху, лишь бы тот не плакал.
Если малыш заинтересовался творчеством, родители должны это поощрять, покупать ему необходимые материалы, записать в художественную школу и т.п. Ребенка нужно обязательно хвалить, но не перехваливать. Иначе он подумает, что даже простая закорючка на бумаге – это уже шедевр и не захочет развиваться дальше. Обязательно спрашивайте у ребенка, что именно он нарисовал, что хотел передать своим рисунком. Так малыш поймет, что его старания не были напрасными, он кому-то интересен.
Не вмешивайтесь, когда ребенок творит. Он должен сам понять, что делает что-то неправильно, исправить ошибку, переделать рисунок. Это развивает в малыше самостоятельность.
Интерпретация детских рисунков
Родителям важно понимать, что значат рисунки чада. Это умение помогает следить за развитием ребенка в творческом плане, а также за его эмоциональным и душевным состоянием, восприятием окружающего мира.
Если нескольких детей попросить нарисовать один и тот же сюжет, каждый сделает это по-своему. Дети выбирают разные цвета, рисуют предметы разной формы, делают линии разной толщины. Все зависит от ощущений ребенка, его настроения. Перед тем, как что-то изображать на бумаге, малыш представляет это в голове.
Не торопитесь делать выводы только по одному рисунку. Даже если сегодня ребенок нарисовал все черным фломастером, не обязательно, что он озлоблен на мир и пребывает в депрессии. Нужно анализировать несколько рисунков, собранных за один – два месяца. Только так вы объективно оцените состояние своего крохи.
Сюжет
В первую очередь нужно обращать внимание на то, какое общее впечатление производит рисунок. Веселый он или грустный, спокойный или тревожный, добрый или агрессивный. После этого следует вдуматься в сюжет. Просто поинтересуйтесь у малыша, что именно он хотел нарисовать. Только не задавайте вопрос в лоб: «Что это?» Ребенок может воспринять это неправильно, подумать, что нарисовал недостаточно хорошо. Спросите: «Расскажи, что здесь нарисовано». Такой подход заинтересует, вызовет доверие. Малыш поймет, что вам понравился рисунок, вы им заинтересовались.
Зачастую дети рисуют людей, животных, солнышко, деревья, дома и машины. Если на своих картинах ребенок никогда не изображает людей, возможно, ему трудно общаться с окружающими.
Если на рисунке преобладают злые звери с рогами и острыми клыками, малыш чувствует напряжение, чего-то боится.
Часто в младшем школьном возрасте мальчики рисуют солдат с оружием, войну, динозавров. Это вполне нормально, поскольку ребенок уже начинает ощущать себя мужчиной, защитником. Девочки в этом возрасте обычно рисуют красивых принцесс, цветочки, волшебных фей и сказочные замки. Это показывает, что они примеряют на себя роль невесты, мечтают вырасти красивыми.
Цвет
По цвету можно судить о чувствах и эмоциях ребенка. Но обращать внимание стоит на те цвета, которых в рисунке слишком много или они вообще не должны в нем быть. К примеру, ребенок обрисовал предметы черным контуром и не хочет их раскрашивать. Либо сделал всю картину в красных тонах, даже траву и деревья. Цвет фона несет важную роль, он говорит о психологическом состоянии малыша.
- Синий цвет олицетворяет спокойствие. Если ребенок нарисовал семью на синем фоне, значит дома он чувствует себя комфортно.
- Зеленый – это надежность. Когда на рисунке его неоправданно много, это может говорить о том, что малыш тоскует.
- Красный демонстрирует раздраженность, указывает на наличие конфликта. Если ребенок изобразил в красном цвете кого-то из домочадцев, одноклассников или учителей, значит он испытывает к нему злость и агрессию.
- Желтый показывает, что малыш в хорошем настроении, позитивно настроен.
- Розовый – это нежность, любовь.
- Серый – легкая тревога, которая постоянно присутствует в подсознании ребенка.
- Черный цвет указывает на переживания, плохие мысли. Большое количество черного цвета в рисунках должно насторожить родителей.
Также можно спросить: «А этот фиолетовый человек плохой или хороший?» Часто дети воспринимают цвета не так как взрослые. Родители уже могут начать бить тревогу, а ребенок просто перепутал фломастеры.
На негативные эмоции указывает полное замазывание предмета. Закрашивая что-то на рисунке, малыш пытается избавиться от тревоги.
Размер
Обращайте внимание на размер всего рисунка и отдельных деталей. Если малыш часто изображает мелкие фигуры, вероятно, он не уверен в собственных способностях, стесняется, боится сделать что-то неправильно. Когда основная часть рисунка находится в верней части листа, малыш, наоборот самоуверен, считает себя лучше других. Если картина выходит за границы листа, ребенку тяжело контролировать эмоции, он способен на необдуманные поступки. Большие предметы – это то, что для малыша важно. Маленькие – то, что имеет для него небольшое значение.
Нажим
Переверните детский рисунок, посмотрите, как сильно продавлены линии.
Анализируя рисунок ребенка, в первую очередь думайте об эмоциях, которые он у вас вызвал. Картина радостная и позитивная или злая и агрессивная? Обязательно разговаривайте с ребенком, обсуждайте его рисунки. Не делайте поспешных выводов, не торопитесь записывать чадо к психологу. Может у него сегодня было плохое настроение, поэтому и рисунок получился мрачным. Посмотрите, что он нарисует завтра. Может настроение изменится и с картины на вас будут смотреть улыбающиеся лица и яркое желтое солнце!
Подобрать готовый набор для детского рисования
О чем говорит рисунок ребенка: детали, выбор цвета, одни и те же сюжеты
Воспитание
«Моему сыну 6 лет. Ребенок любит рисовать и с удовольствием это делает. Но мы заметили, что он постоянно рисует только самолеты. Мне стало любопытно почему. Сын говорит, что просто их любит. Хотелось бы узнать у специалистов, что это может означать?» Алиса, 32 года
Для ребенка рисование — это способ выражения бессознательных переживаний. Поэтому рисуночные тесты широко применяются специалистами при оценке психологического состояния дошкольников.
Рисунки детей очень информативны: тому, что занимает ребенка больше всего, он уделяет намного больше внимания, эта часть будет наиболее проработанной или повторится в последующих рисунках.
Но не стоит беспокоиться, если ребенок любит один и тот же сюжет: например, мальчики изображают машинки, девочки — котят. Повторяемость говорит об увлеченности ребенка этой темой.
В рисунках, как в игре, дети проживают жизненные ситуации, отражают свое отношение к ним, повторяют их, видоизменяют и дополняют новыми смыслами.
Если же речь идет о сюжете, который беспокоит родителей, например, на рисунке семьи всегда отсутствует какой-то родственник, или он изображен на значительном расстоянии от остальных, или не раскрашен, это может быть признаком проблемы, с которой стоит обратиться к специалисту.
Какие детали рисунка должны насторожить
Выбор цвета напрямую отражает эмоциональное состояние ребенка. Если ребенок предпочитает черный и коричневый цвета, это может свидетельствовать о негативном эмоциональном фоне, угнетении и тревожности.
Сильный нажим на карандаш или особо тщательная штриховка рисунка говорит об эмоциональном напряжении или импульсивности.
Грубое искажение пропорций рисунка, скорее всего, присутствует у ребенка при интеллектуальных нарушениях или невротическом состоянии.
Большое количество исправлений, стирание линий указывает на тревожность, неуверенность или стрессовое состояние.
Раны, шрамы, кровь, внутренние органы на детском рисунке специалисты расценивают как симптом невротического состояния.
Если на картинке ребенок явно делает акцент на признаки пола (грудь, бедра, обнажение), это может говорить об интересе к сексуальной сфере.
Помимо этого психологи обращают внимание на расположение рисунка на листе, его размер, детализированность, особенности линий (законченность, множественность, эскизность) и общее впечатление, которое он производит.
Каждая отдельная деталь не может быть рассмотрена сама по себе, важно ее значение в общем контексте рисунка. Если вы заметили беспокоящие вас мотивы или детали и они повторяются на детских картинах регулярно, стоит обратиться за консультацией к психологу.
Как родителям оценить рисунок ребенка
Уметь интерпретировать детский рисунок — это полезный навык для каждого родителя, так как на бумаге ребенок изображает то, что в силу возраста не может выразить словами.
4 шага к пониманию настроения ребенка
Начните с главного — оцените общее впечатление от картинки: радостное/грустное, спокойное/тревожное и так далее.
Затем рассмотрите сюжет. Спросите ребенка: «Расскажи, что ты нарисовал?» Обсудите с ним его картинку. Обратите внимание, если на рисунках всегда отсутствуют люди — это может указывать на трудности в общении.
Оцените композицию: если изображение расположено в верхней части листа — это признак высокой самооценки. Если рисунок маленький и расположен в нижней части страницы — самооценка низкая.
Если картинка получилась большой, ребенку пришлось использовать второй лист, это показатель тревожного состояния. Часто так рисуют гиперактивные дети.
- Фото
- Legion Media
Что означает выбранный цвет
Цвет отражает чувства и эмоции. Обращайте внимание на тот оттенок, который преувеличен или неуместен на рисунке.
Черный сообщает о стрессе и, возможно, о психологической травме. То есть, если ребенок рисует кошек всегда только черными, ведь дома у него живет такая, это нормально. А вот черные солнце или трава — повод встревожиться.
Красный цвет говорит о возбудимости и активности. Дети, которые любят этот цвет, зачастую непоседливы и непослушны, но одновременно они энергичны и обладают силой воли.
Синий выбирают уравновешенные и неторопливые дети. Такой ребенок нуждается в покое, старайтесь не дергать его.
Зеленый — признак упрямства, независимости и настойчивости, но вместе с тем говорит о стремлении к большей безопасности. Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности.
Желтым цветом предпочитают рисовать любознательные дети с хорошей фантазией. Такому ребенку обязательно нужно предоставлять больше возможностей для игр и творчества.
Коричневый цвет на рисунке может говорить о том, что ребенок испытывает отрицательные эмоции, переживает по поводу семейных неурядиц.
Важно!
Обязательно оцените, как дошкольник рисует самого себя. Эмоционально благополучный ребенок располагает себя по центру или рядом с важным взрослым, рисует себя твердо стоящим на ногах, с соблюдением пропорций, с прорисованным лицом.
Если на автопортрете дошкольник изобразил себя сбоку, в отдалении от других, слишком большим или маленьким, с сжатыми руками и ногами, не нарисовал себе лицо — это может указывать на эмоциональное неблагополучие, страхи, неуверенность и тревогу.
На что еще обратить внимание
Если малыш рисует только простым карандашом и не раскрашивает рисунок — это говорит о безразличии, желании закрыться.
Детали рисунка имеют значение. Если ребенок изображает людей с непропорционально большими руками, прорисовывает руки особенно тщательно, постоянно изображает зубы и когти — это вероятный признак агрессии.
Когда ребенок изображает одно и то же, — это нормально, при условии, что рисунки чем-то отличаются друг от друга (принцессы одеты в разные платья, машинки разных цветов и так далее). Если же в картинках видна стереотипность (они совершенно одинаковые от раза к разу), это можно рассматривать как некоторые проблемы в развитии. В такой ситуации лучше обратиться к психологу.
Елена Леммерман
Теги
- Вопрос эксперту
Психология детских рисунков — Общее значение детских рисунков
Оглавление:
Воображательная деятельность ребенка легче возбуждается и более жизненна, чем воображательная деятельность взрослого — об этом ясно свидетельствуют тысячи индивидуальных особенностей фантастических преувеличений и искажений действительности ребенком, и прежде всего его неудержимое стремление к игре. Но войти в эту жизнь детского воображения — задача отнюдь не из легких.
Для ребенка естественной аналогией искусства является игра. В каком-то смысле она развивает все виды искусства в случайном единстве, присущем началу самого искусства. Поэтому тем более удивительно, что когда говорят о произведениях искусства ребенка, то, как правило, имеют в виду не постоянно меняющуюся, постоянно возникающую и постоянно угасающую деятельность воображения; но как область, в которой если не исключительно, то, по крайней мере, предпочтительно ребенок проявляет восторг от искусства, они рассматривают искусство рисования. Одним из мотивов этого может быть то, что рисунок создает постоянные объекты, подлежащие нашему наблюдению, в то время как природа эпико-драматической деятельности игры и еще более свободных разветвлений воображения весьма преходяща.
Общее значение детских рисунков
Рисование — это продукт изобразительной деятельности, одна из форм представления и характерный показатель развития ребенка. Графическая деятельность возникает в раннем возрасте и достигает наибольшей выраженности в дошкольном возрасте. Каждый ребенок с энтузиазмом рисует на определенном этапе своей жизни, обычно с 2-3 лет. Однако с наступлением половой зрелости этот интерес в большинстве случаев угасает; только художественно одаренные дети остаются «верными» рисованию.
В первые годы жизни для ребенка особенно важно развивать зрение и двигательные навыки, а также сенсорно-моторную координацию. От хаотичного восприятия пространства ребенок переходит к освоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, сделанные в это время, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов и помогает ребенку осваивать формы и координировать перцептивные и двигательные действия.
Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают стадии развития визуально-пространственно-моторного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Например, дети примерно до 6 лет не распознают пространственное представление, они рисуют только вид спереди или сверху. В этом случае обучение крайне неэффективно: даже учась рисовать круги, дети в неформальной обстановке предпочитают изображения, которые соответствуют их стадии развития и которые они сами считают более правильными.
Деятельность в области изобразительного искусства требует скоординированного участия многих психических функций. По мнению ряда экспертов, детское рисование также способствует координации межполушарного взаимодействия. Рисование координирует конкретно-визуальное мышление, которое в основном связано с работой правого полушария мозга, а также абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Ребенок учится быстрее, чем слова и ассоциации, а рисование дает ему возможность выразить то, что он знает и переживает, легче всего в изобразительной форме, несмотря на отсутствие слов. Большинство экспертов сходятся во мнении, что рисование ребенка — это один из способов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы перестраивает объект или мысль, оформляя свои знания через рисунок и изучая закономерности объекта и социального мира. Дети обычно рисуют не объект, а обобщенные знания о нем и обозначают отдельные признаки только символическими знаками.
Поскольку рисование напрямую связано с основными психическими функциями — зрительным восприятием, двигательной координацией, речью и мышлением, оно не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их друг с другом, помогая ребенку упорядочить бурно приобретенные знания, нарисовать и закрепить модель все более сложного представления о мире.
Этапы развития детского рисования
Изначально графическая деятельность ребенка даже не является настоящим рисунком. Это так называемый предрисуночный этап графической деятельности. Карандаш и бумага поначалу не являются специфическими инструментами для ребенка, и их неправильное использование неудивительно. Первые графические изображения появляются как бы случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Также важен механизм подражания: ребенок наблюдает за действиями старших людей и пытается их копировать. Самая ранняя стадия развития детского рисунка — это стадия бессмысленных штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить определенное содержание. Самое главное для него или для нее — это след на бумаге. Ребенок оставляет этот след по собственному желанию и, так сказать, осуществляет свою первую продуктивную деятельность. Он или она уже испытывает удовлетворение от ощущения ответственности за внешний вид определенного продукта.
Эту фазу часто называют «фазой каракулей». Она характеризуется как доэстетическая — рисунку ребенка вменяется не красота, поскольку эстетической задачи как таковой еще нет. Часто стадию каракулей считают похожей на детское гуление, которое возникает очень рано, до появления речи, когда ребенок овладевает «звуковой материей» и производит все больше повторяющихся и неупорядоченных звуков.
На четвертом-пятом году жизни ребенок вступает в следующую стадию — схематического картирования. Он длится очень долго, и можно выделить ряд этапов, в соответствии с которыми первоначально примитивные схемы постепенно наполняются все более и более существенным содержанием. Например, человек сначала представлен крайне упрощенно. Его фигура состоит из двух основных частей — головы и опоры. Опоры часто представляют собой просто ножки, которые таким образом крепятся непосредственно к голове. Постепенно в фигуре человека выделяются новые части, особенно туловище и руки. Туловище может иметь разнообразную форму — квадратную, овальную, в виде вытянутой полосы и так далее. Если шея выделяется из общей массы туловища, она становится непропорционально длинной. Поверхность, которая появляется на всех рисунках, приобретает определенный структурный дизайн. В большинстве случаев появляются глаза, рот и намек на нос. Уши и брови не сразу появляются на детских рисунках. Но также часто появляются части, которые не являются явными в обычных условиях, например, зубы.
Как правило, ребенок старается снабдить эти несовершенные портреты какими-то «эмблемами», соответствующими статусу человека. Обычно такой эмблемой является мужская шляпа или сигарета, или женская пышная прическа с большим бантом. Наличие одежды обозначается только рядом кнопок. Такие снимки представляют человека в полном кадре. Лишь постепенно у ребенка появляется фотография профиля. В процессе работы он надолго задерживается на промежуточной стадии: только часть фигуры рисуется в профиль, остальное — с лицом, повернутым к зрителю. Иногда это даже приводит к дублированию отдельных органов — рта, носа и так далее.
Полные профили также имеют специальную функцию. Они также отмечают те части тела, которые фактически не видны в профиль. Особенно часто изображается рука, скрытая туловищем. Пропорции фигур, изображенных таким образом, обычно не соответствуют реальности. Среди элементов тела туловище редко имеет наибольший объем, или его длина непропорционально велика.
Следующий этап в развитии рисования, этап правдоподобных представлений, характеризуется постепенным отказом от схемы и попыткой воспроизвести реальный внешний вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают определенный изгиб, часто даже тогда, когда изображен неподвижно стоящий человек. Изображение рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит предмет. На голове появляются волосы, иногда обрамленные в тщательно прорисованную прическу. Шея становится соответствующей, плечи округляются. Больше внимания уделяется образу одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит промежуточную стадию, на некоторых из которых он еще почти полностью схематичен. Несмотря на все отмеченные изменения, три основные черты в детских рисунках остаются неизменными. Во-первых, рисунки, как и раньше, представляют собой лишь очертания изображенных лиц. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, тени и светотени отсутствуют. Во-вторых, по-прежнему не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать высоту нарисованного рядом дома. Наконец, есть зарисовки тех частей объекта, которые в реальности невозможно увидеть в таком положении. С этим связана самая характерная особенность детского рисунка — его прозрачность. Например, на рисунке у человека может быть кошелек в кармане, а в этом кошельке могут быть даже монеты. Содержание рисунков изначально идентично. Сначала ребенок учится рисовать человека, затем дерево, дом и другие элементарные предметы. С 5 лет, при поддержке взрослого, ребенок начинает рисовать все, что вызывает у него интерес. Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляется его индивидуальность в рисунке.
На рисунках часто появляются члены семьи. Уже в возрасте 5-6 лет дети осознают внутрисемейные отношения и показывают их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно — ребенок старается добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. Образ семьи может включать желаемых, но не реально присутствующих родственников. Рисунки такого содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания.
В автопортретах ребенок обычно отражает позитивное отношение к себе — он опрятен, носит желаемую одежду, находится в желаемом месте и обстоятельствах. Это соответствует центральному формированию личности развивающегося ребенка: Он обладает сильным чувством уверенности во внешнем мире и чувством собственной значимости. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это признак его несчастного эмоционального состояния. Несмотря на значительное несовершенство рисунков, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко поднимается на следующий уровень самостоятельно и без специального обучения. Поэтому даже взрослые, не обладающие навыками рисования, могут найти множество характеристик, схожих с уже упомянутыми. Однако если ребенок получает систематические указания на недостатки в своих работах и инструкции о том, как их исправить, он достигает четвертой стадии — правильных картинок.
Здесь мы встречаемся с рисунками разной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет общей закономерности. В то же время рисунок теряет большую часть своей «детскости» — тех специфических черт, которые присущи детскому рисунку. В подростковом возрасте кажется, что рисунок в основном исчерпывает свои психологические функции, и его адаптивная роль уменьшается. Ребенок переходит на более высокий уровень абстракции, и появляется слово, которое позволяет передать сложность событий и отношений с гораздо большей легкостью, чем рисунок.
Психология детских рисунков
Очень часто детские рисунки сравнивают с произведениями искусства первобытных народов. Примитивное искусство также берет свои объекты из среды памяти и лишь в некоторых случаях из среды непосредственного созерцания. Он предпочитает самые интересные объекты. Изображение человека и животного в первобытном искусстве, как и в рисунках детей, предшествует всем другим изображениям: отдельный человек, изображенный изолированно, даже на очень продвинутой стадии развития, всегда изображается анфас, животное — в профиль; это объясняется тем, что в памяти человека, над всеми изображениями человека, преобладает память о фронтальном виде человека; и наоборот, животные чаще всего предстают перед нашим взором в профиль, то есть в положении, которое наиболее ясно показывает их общий фон. Помимо всех этих детских черт, рисунки дикарей не всегда, но в некоторых случаях напоминают детские рисунки еще одной важной характеристикой, а именно их схематичностью, то есть изображением форм с помощью простейших линий и контуров, совершенно независимых от реальных связей, а также изображением мест соединения предметов знаками, которые имеют скорее характер символов памяти, чем воспроизведения предметов. Часто, однако, такие схематические изображения не являются произведениями искусства: они либо непосредственно относятся к сфере рисуночного письма (петроглифы), либо, по крайней мере, связаны по своему психологическому значению со знаками последнего; они не изображают предметы, а обозначают их какими-то значимыми знаками. Это становится еще более очевидным, когда, помимо этой примитивной картины, мы имеем более совершенные произведения искусства в собственном смысле слова, того же происхождения, что и вышеупомянутые картины, похожие на детские рисунки; и нет никакой разницы, являются ли эти произведения изображениями людей и животных, или более или менее художественными орнаментами. Большая разница между ребенком и дикарем, чьи идеографические рисунки на песке, коре деревьев или камне напоминают рисунки ребенка, заключается в том, что ребенок вообще не может изобразить более сложные объекты искусства, в то время как дикарь обычно отказывается изображать их только из-за эфемерных целей, которые он преследует. Но нельзя не согласиться с тем, что в сознании ребенка рисунок, который он делает, — это скорее идеографическая картинка, чем произведение искусства. Ребенок хочет прежде всего выразить то, что привлекает его внимание в нарисованном объекте, то, что вызывает его интерес. Однако намерение сделать свою картину как можно более близкой к реальности едва различимо. Точно так же ребенок почти не подвержен заблуждению, что его картина похожа на реальность. Таким образом, по своему психологическому значению детские рисунки являются такой же аналогом по отношению к пиктографическому письму, как последнее — к первобытному искусству. Наверное, правильнее было бы назвать их стадией первобытного искусства, на которой искусство и пиктографический знак еще не разделились, поскольку будущее искусство еще не имеет присущей ему деятельности, которая в какой-либо мере носит характер идеографического символизма. Среди первобытных народов, вероятно, всегда существовало различие между этими двумя царствами. Таким образом, ребенок находится на стадии развития, которая предшествует первой доисторической эпохе, за которой можно внимательно наблюдать. Предполагается, однако, что даже эти рисунки не относятся к тому позднему периоду развития, когда стимулы, определяемые художественными целями, подчинены влиянию окружающей среды.
Очень трудно указать на какой-либо из многочисленных детских рисунков, предлагаемых различными наблюдателями в качестве продукта абсолютно независимой склонности к искусству, для первого опыта которого ребенок не был бы как внешне стимулирован, без указания на изображаемые объекты или модели, так и направляем рукой.
В целом, сомнительно, что ребенок в возрасте от трех до шести лет, то есть если рассматривать эти рисунки как основную проблему зарождающейся художественной деятельности, может изобразить какие-либо формы в рисунке без подсказки и помощи извне.
Это определенно подрывает аналогию, так часто утверждаемую между детским творчеством и творчеством примитивных народов. Но столь же сомнительно, можно ли считать такие рисунки примерами творений детского воображения, а если можно, то в какой степени они таковыми являются. Ведь каждая более или менее интенсивная деятельность воображения вызывается относительно незначительными стимулами, которые действуют как силы природы. Это происходит в детской игре и свободном воображении, к которому многих детей сначала нужно кропотливо стимулировать, пока они не пристрастятся к нему. Таким образом, ребенок не проявляет свой общий талант к воображению в тех рисунках, которые иногда, когда он практикует их в определенной степени, сопровождают то свободное воображение, в котором ребенок переносится в мир своего воображения. Однако бывает и так, что ребенок пытается представить на картинке отдельные образы этого воображаемого мира. Но и это происходит очень поздно; а во многих случаях, когда с самого раннего детства не пробуждается особенно сильное желание получить музыкальное образование, этого, вероятно, не происходит вообще. В этом случае рисунки ребенка остаются простыми схематичными картинками памяти, с которыми воображение для обработки и оживления реальности в строгом смысле слова не имеет почти ничего общего.
Если на втором году жизни ребенка побуждают чем-либо нарисовать какой-либо предмет, например, фигуру человека, или если он делает грифельные или карандашные рисунки на основе спонтанного подражания взрослым, то обычно получаются неровные каракули, к которым нельзя применить название рисунок.
В этом случае ребенок, вероятно, только имитирует движения рисунка, который он видит, и не обращает внимания на продукты своих каракулей. Если, следовательно, рассматривать последние как рисунки, то они имеют лишь значение азартной игры. О настоящем рисовании можно говорить только тогда, когда ребенок пытается изобразить предметы таким образом, что невозможно усомниться в его стремлении представить их форму. В этом случае речь идет уже не о простой имитации движений рисунка, а о попытке представить изображаемые формы. Если ребенку предоставить как можно больше свободы в исполнении, то для этих примитивных рисунков характерны две особенности. Первый заключается в том, что ребенок рисует, руководствуясь воспоминаниями. Ребенок начинает рисовать, то есть сравнивать предмет непосредственно с картинкой во время рисования, только намного позже и только после экспрессивного обучения. Вторая особенность заключается в ограничении внимания определенными объектами или их определенными частями.
Поэтому рисунки ребенка определяют, во-первых, силу памяти формы, а во-вторых, величину круга интересов ребенка на разных этапах развития. Конечно, необходимо учитывать, что неспособность рисовать препятствует полному представлению образа памяти, поэтому рисунок ребенка может показать лишь очень зыбкую степень верности воспоминаний. Например, если ребенок рисует лошадь с количеством ног больше 4, мы можем сделать вывод, что в данном случае он имеет лишь смутное представление о кратности ног. Но если ребенок рисует эти ноги в виде штрихов, мы ни в коем случае не можем заключить, что образ его памяти похож на эту схему; в этом случае ребенок относится к такому рисунку так же, как если бы это был предмет, который служит ему игрушкой. В то же время несовершенный рисунок окружен бледными и фрагментарными образами предметов в памяти, которые могут вызывать те же чувства, что и сам рисунок, хотя ребенок никогда не смешивает свой рисунок с реальностью.
Рисуночные тесты
В отличие от большинства прямых методов исследования, рисуночные тесты являются косвенными и относятся к категории проективных тестов. То есть, они дают, так сказать, проекцию — портрет личности. Их популярность связана с появлением психоанализа, благодаря которому была введена концепция бессознательного.
Бессознательное — это самый темный уголок нашей души. Проникнуть в собственное — и тем более в чужое — бессознательное очень сложно. Для этого психоаналитику необходимы годы работы с конкретным человеком. Поэтому тесты следует использовать с особой осторожностью, особенно когда речь идет об интерпретации.
Рисуночные тесты имеют ряд преимуществ. Предполагается, что тестовые ситуации достаточно знакомы и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те качества, которые не нашли выхода на более ранних этапах обучения. Кроме того, во время рисования ослабляется контроль так называемого (цензора сознания), что позволяет бессознательному в некоторой степени проявиться. Рисунки могут стать отличным способом наладить контакт с тестируемым человеком и установить взаимопонимание, что позволит вам получить дополнительную информацию о нем.
Рисуночные тесты имеют ряд недостатков. Прежде всего, трудно установить связь между чертежами и желаемыми параметрами. Более того, интерпретация зависит от личности исследователя — проекция является обоюдоострым оружием, которому подвержен и экспериментатор, поэтому нужно быть осторожным в интерпретации.
Все данные, полученные в ходе экспериментов с рисунком, обязательно должны быть сопоставлены с результатами обычных испытаний. В целом, интерпретация результатов рисуночных тестов должна проводиться с учетом как можно более полной информации о тестируемом человеке, его прошлом и настоящем.
Было обнаружено, что замкнутые люди становятся более спокойными, когда они поглощены процессом рисования. Было показано, что рисование пауз может быть успешно использовано для того, чтобы заставить сдающего тест говорить.
Материалы, используемые во всех тестах: обычный лист бумаги (A4), простой карандаш (лучше использовать мягкий) и ластик.
Также помните, что дети часто копируют рисунки других — особенно если рисунок друга высоко оценивается взрослыми. Они пытаются в точности воспроизвести то, что нарисовал пожилой человек. Потому что они искренне верят, что именно так они «должны» рисовать. Дети также любят рисовать иллюстрации к сказкам. Более того, персонажи имеют именно сказочное, а не «символическое» значение. И в данном случае это раздвоенный меч. Есть также игры для рисования. И лист бумаги может стать кукольным театром или полем боя. И если вы попросите ребенка нарисовать, например, дом, он, скорее всего, постарается сделать это так же, как вы сами — потому что в его сознании это «правильный» рисунок. Или он нарисует дом, в котором хотел бы жить. А рядом с ним — дерево, а на дереве — птица. И будет много деревьев, потому что это сад, а в саду — фонтан и много детей. И собака, и кошка, и котенок обязательно. Это вполне нормально.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Структура нейропсихологии
- Деятельность
- Эмоциональное сознание
- Предмет и задачи психологии развития
- Понятие пубертатного периода в психологии
- Суицид как социальная проблема общества
- Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования
- Профилактика синдрома эмоционального выгорания
- Интернет-зависимость: психологические особенности и пути преодоления
- Психологические особенности гражданского брака
Как ученые используют детское искусство, чтобы понять, о чем думают дети
От краев листа темной спиралью вилась толстая черная линия. Человек в свободном падении, наспех вытащенный, рухнул в графитовую трясину. «Расскажите мне об этой картине», — попросила Гасси Клорер, арт-терапевт и профессор Университета Южного Иллинойса в Эдвардсвилле, семилетнего мальчика, ответственного за рисунок. — Он просто падает, — ответил мальчик, указывая на черную спираль. — Это бездонная яма. Клорер нахмурился. «Что будет дальше?»
«Ничего. Он просто упадет навсегда».
Клорер понял метафору. Беспомощность, неизбежность. Это имело смысл; мальчик попал в лечебное учреждение в Миссури из-за жестокого обращения и пренебрежения со стороны семьи. Рисование помогло ему передать чувства, которые его юношеский ум мог уловить, если не выразить словами. Тем не менее, он застрял. «Я работал с ним через выбранную им метафору, — вспоминает Клорер. «Что еще может случиться? Может быть концовка? Есть ли способ решить это? Он должен был решить это. Это не принесло бы никакой пользы, если бы я разрешил это, и он остался бы падать навсегда ».
Как и все арт-терапевты, Клорер полагается как на силу художественного выражения, так и на естественную способность детей выражать себя творчески (и часто бессознательно) в различных средах. Исследования и десятилетия терапевтической работы показали, что художественные способности детей развиваются по предсказуемым и сходным схемам в разных культурах. И хотя ставить диагноз на основе произведений искусства — в лучшем случае неточная наука, клиницисты показали, что все эти рисунки, беспорядочно разбросанные по холодильникам и в ящиках по всему миру, рассказывают множество личных историй.
Поэтому родителям, которые хотят по-настоящему понять своих детей, надлежит узнать кое-что об арт-терапии. Потому что оказывается, что самая прямая линия к мышлению ребенка — это закорючка.
«Детские художественные работы — это их открытый мир, и мы можем заглянуть в их сознание», — сказала Эми Бакос, председатель программы арт-терапии в Университете Нотр-Дам, Отцовский . «Это один из способов по-настоящему наладить контакт с ребенком. Все, что вам нужно сказать, это «расскажи мне о своем рисунке».
Вехи творчества: как дети рисуют по мере их развития
Дети во всем мире, даже из самых разных культур, склонны рисовать картинки на общие темы и демонстрировать сопоставимые навыки на каждом этапе развития.
Виктор Лоуэнфилд, пионер арт-терапии, определил пять стадий художественного развития у здоровых детей — своего рода вехи. В возрасте от двух до четырех лет дети начинают писать. Цвет не имеет значения, и дети, похоже, довольны тем, что перетаскивают любой пишущий инструмент по любой поверхности. Примерно в возрасте четырех лет они начинают показывать репрезентативные изображения на определенные темы. Что особенно важно, они осваивают прямую линию, круг, треугольник и квадрат. «Основываясь на этих формах, они могут создавать множество изображений», — говорит Икуко Акоста, директор программы арт-терапии в Нью-Йоркском университете. «Квадратный дом с треугольной крышей, дерево в форме леденца, человеческие фигуры с круглым лицом и квадратным телом, прямые линии конечностей».
Но эти рисунки существуют на пустом месте, так как молодые художники еще не до конца понимают связь между изображением и окружающей средой. Только в возрасте семи лет дети начинают рисовать линии земли под своими когда-то плавающими леденцами или вкраплять небо в декорации.
Примерно в этом же возрасте начинают проявляться гендерные различия. Девушки делают акцент на детально прорисованных лицах с акцентом на ресницах и губах, а также на фигурах, которые выглядят позирующими для фотографии. Мальчики не делают акцент на лице и чаще рисуют своих персонажей в движении, занимаясь спортом или бегая. «Эти различия, естественно, связаны с полом», — говорит Акоста. «Девочки делают акцент на внешности и деталях, а мальчики — на мужественности и силе».
В возрасте девяти лет в игру вступает реализм, который переносит детей из подросткового возраста во взрослую жизнь. Чтобы учесть глубину окружающей среды, подростки учатся размещать дерево за домом или уменьшать изображение переднего плана по сравнению с фоном. Они уделяют особое внимание цвету. К тому времени, когда они становятся подростками, их рисунки неотличимы от рисунков взрослых.
Понимание того, как развиваются художественные способности у здоровых детей, важно, потому что это может помочь родителям и врачам заметить, когда ребенок не достигает вех или регрессирует. «Если есть рисунок, который выглядит так, как будто его нарисовал четырехлетний ребенок, а ребенку восемь, такой рисунок заставит меня сказать: «О, давайте узнаем больше о том, что происходит», — говорит Бакос. «Дети иногда регрессируют даже при наличии обычных стрессоров, таких как рождение брата или сестры».
Рисование демонов: как искусство помогает детям справиться с трудностями
Мальчик, который рисовал бездонные ямы, начал делать успехи только после нескольких занятий. Вместо того, чтобы рисовать яму за ямой, семилетний мальчик перешел к кровавым батальным сценам (ни одна из сторон не побеждает, война будет продолжаться вечно, сказал он) и мужчинам, вываливающимся из самолетов. Его терапевт рассмотрел одну фигурку из палочек, прыгнувшую с высоты 40 000 футов, и увидел возможность. — Что, если история на этом не закончится? — спросил Клорер. — Что еще может случиться?
Мальчик задумался на мгновение, а затем поспешно нарисовал вулкан под изображением падающего человека. — Он сейчас упадет в вулкан, — провозгласил мальчик. — И это бездонная яма.
Очень заманчиво ставить диагноз детям только на основании их тревожных рисунков. Нам хочется верить, что каждый проблемный ребенок рисует на носу ямки отчаяния. И иногда это действительно случается. Исследования показали, что дети с проблемами в учебе рисуют иначе, чем здоровые дети, и как дети, чьи родители развелись, склонны рисовать свои семьи без братьев и сестер, рук и ног, предположительно демонстрируя потерю свободы воли и обострение семейного конфликта.
Но все гораздо сложнее. «Идея использования рисования в терапии возникла еще у Фрейда, — рассказала Fatherly Марта Дрисснак, профессор Орегонского университета здоровья и науки, которая впервые применила рисование в клинических педиатрических исследованиях. «Многие оригинальные работы по рисованию смотрели на патологию, поэтому люди всегда смотрят даже сейчас. Но мы знаем лучше».
Арт-терапевты подчеркивают, что не существует стандартного изображения или красных флажков в изображении, которые могли бы указывать на травму или патологию. Даже те, кто занимается арт-терапией, никогда не полагаются только на один рисунок, а собирают множество образцов, прежде чем прийти к своим выводам. «Между символом на чертеже и диагнозом нет однозначной корреляции», — говорит Бакос. «Его просто не существует».
Тем не менее, есть конкретные меры, которые в совокупности могут помочь терапевтам. Многие арт-терапевты используют тест «Нарисуй человека», который оценивает детей, оценивая 55 аспектов того, как они рисовали человека, от наличия пальцев рук и ног до количества предметов одежды, которые носит этот человек. Даже тогда один или два символа по отдельности значат очень мало.
«Мы ищем кластеры, — говорит Бакос. «Отсутствие рук и ног может указывать на отсутствие свободы действий в сочетании с целым рядом других вещей». Точно так же один образ насилия или тревожный образ среди многих не является поводом для беспокойства. Терапевты начинают беспокоиться только тогда, когда тревожная тема или красноречивый признак эмоционального расстройства повторяются снова и снова. Как бездонная яма.
Клиническая оценка искусства: как работает арт-терапия
Обескураженный вулканом и его предсказуемо бездонной ямой, Клорер продолжал сражаться. — Что еще может случиться? Мальчик нарисовал на склоне вулкана мягкий сугроб и предположил, что человек может просто в него упасть. Клорер была в восторге, но ее радость была недолгой.
— Конечно, — задумчиво сказал мальчик. — Он бы просто замерз насмерть.
Искусство — это не только то, как дети выражают свои эмоции. Это также может быть важной частью их процесса заживления. Одна из стратегий, отстаиваемая Driessnack и широко распространенная в исследованиях детской психологии, заключается в использовании рисунков для начала разговора. «Когда детям дают возможность рисовать, им предоставляется возможность организовать свои мысли, прежде чем им придется говорить о них», — говорит Дрисснэк. «Не интерпретируйте их рисунки. Пусть они расскажут свою историю». С помощью этого метода Driessnack удалось изучить, как дети с СДВГ относятся к своей судьбе из первых рук, и отследить, что дети на самом деле думают о питании и хорошем самочувствии.
Помимо того, что говорят дети, терапевты и родители могут многому научиться у того, как рисуют дети. «Мы сидим рядом с ребенком и наблюдаем за всем процессом создания искусства», — говорит Акоста. «Мы не просто ставим диагноз, глядя на конечный продукт». Терапевты смотрят, как сильно ребенок давит на страницу, какие детали он переделывает или стирает. Акоста вспоминает одну пациентку-подростка, которая утверждала, что у нее прекрасные отношения с матерью, несмотря на сообщения об обратном. Словно в подтверждение своей точки зрения, девушка решила провести сеанс терапии, нарисовав портрет своей матери.
Акоста продумала каждую деталь. «Сидя рядом с ней, я наблюдала сильное давление и напряжение, — говорит она. «Держит маркер в кулаке, как ребенок держит вилку, нажимая так сильно, что я боялся, что бумага порвется. В итоге получилась очень злая, агрессивно выглядящая женщина».
Рисование также может быть включено в обычную терапию. Бакос провела годы, работая с детьми, которые пережили травму сексуального насилия и торговли людьми, и провела своих пациентов через четыре этапа терапии — безопасность и надежда, развитие навыков преодоления, построение связного повествования о травме и посттравматический рост — с помощью искусства. Она учила их чувствовать себя в безопасности и надеяться, побуждая их рисовать картинки, которые подчеркивали их увлечения, вещи и людей, которых они любили; она научила их, как справляться с разочарованием и отсутствием контроля, с помощью круговых упражнений, в которых пациенты дорисовывали рисунки друг друга. Свободное рисование помогло им превратить запутанные и пугающие переживания в связное повествование. В качестве заключительного проекта девочки сделали пропагандистские плакаты, чтобы привлечь внимание к сексуальным домогательствам.
Клорер надеялась, что она сможет так же помочь своему пациенту и его проблеме с бездонной ямой. Но каждая ее нежная подсказка приводила к новой истории неизбежности и потери. Она была в растерянности.
«Других вариантов нет?» она подтолкнула. Мальчик молчал.
Интерпретация детских рисунков: что это значит?
Хотя вполне возможно, что предприимчивый родитель может обратиться к тесту «Нарисуй человека» или другим показателям для анализа рисунков своих детей, это, вероятно, бесполезно. Родителям настоятельно рекомендуется сохранить диагностику для профессионалов. Однако есть несколько красных флажков, которые даже непрофессионал может использовать дома, чтобы решить, свидетельствует ли серия рисунков о проблеме.
«В детских рисунках вы увидите широкий спектр чувств и энергии», — говорит Клорер. «Когда эта энергия не показывает широкого диапазона, а остается в одном месте — ребенок, который рисует что-то одно, никогда не имеет решения, и когда вы спрашиваете ребенка об этом, вы испытываете чувство отчаяния — это было бы вашим намек на то, что вам может понадобиться профессиональная помощь.
Но искусство нужно не только для терапии. «Дети — художники от природы; они выражают себя визуально, особенно когда не могут сделать это вербально», — говорит Акоста. «Это не обязательно должны быть дети с травмами или психическими заболеваниями в анамнезе. Это касается всех детей во всем мире».
Driessnack рекомендует родителям инвестировать в произведения искусства, чтобы сблизиться со своими детьми. «Если вы пытаетесь общаться со своим ребенком, позвольте ему заниматься искусством и заниматься своим собственным искусством вместе с ним», — говорит она. «Сейчас очень важно, чтобы отцы и матери читали вслух своим детям. Я говорю, что параллель этому — искусство». Потому что общение с детьми через искусство — это, по сути, общение на их территории. В мире взрослых слов и ожиданий дети изо всех сил пытаются приспособиться и редко связно выражают свои мысли и чувства. Пока они не сядут перед чистым листом плотной бумаги. «Это естественная среда для детей, но не для взрослых», — говорит Дрисснек. «И это действительно хорошо, потому что это немного замедляет вас».
Мелки, цветные карандаши и фломастеры — вот как говорят дети, когда они наиболее честны и уязвимы. Активному, вовлеченному родителю будет полезно слушать — и записывать тоже.
Клорер не знает, что случилось с мальчиком, который рисовал бездонные ямы, в долгосрочной перспективе. Но она уверена, что в ходе терапии ему стало лучше. На самом деле, именно в эпизоде с самолетом (и неизбежной смерти падающего человека от огненного вулкана или замерзшего ледяного уступа) Клорер впервые увидел ощутимые доказательства улучшения и, возможно, путь вперед. Глядя на теперь сильно отредактированную статью, она знала, что правильный толчок может помочь ему решить эту историю, на бумаге и в его уме. — Других вариантов нет? она снова попыталась.
Мальчик сделал паузу, а затем нарисовал маленькую деревню у подножия горы. «Может быть, жители деревни устроят спасательный отряд», — прошептал он. — Может быть, они вернут мужчину домой.
Эта статья была впервые опубликована
Значение детских рисунков и игр с точки зрения аналитической психологии
принцип работыСрок к чудесам техники, в ту минуту, когда вы отправляете свой заказ через наш безопасный линия, она зашифрована и обрабатывается Authorize.net безопасно и надежно, безопасный веб-процессор. Или, если хотите, позвоните нам по бесплатному номеру 888-777-3773. Вы немедленно получит подтверждение вашего заказа, ваш пароль и как получить доступ к материалам курса. (Пожалуйста не блокировать электронные письма с [email protected], [email protected] и [email protected]) Если вы заказали онлайн-курс, вы можете приступить к прохождению курса немедленно. Вы получит инструкции по электронной почте о том, как сдать тест онлайн. Контакты нам или позвоните, если вам нужна техническая поддержка. Ваш тест будет оцениваться онлайн, поэтому, как только вы его пройдете, вы может распечатать ваш сертификат об окончании. Это Это! Ты сделано! |
символическое значение детские рисунки
Ан важный источник в понимании символического значения детских рисунки литература Эрих Нойманн , ан аналитический психолог, детский терапевт и автор многих публикаций об искусстве и изображениях в разные периоды и в разных культурах. В своих книгах Нейман исследовал сходство между развитием детская психология и история развития искусства. В соответствии Нейману, ребенок повторяет историю развития своих предков. сознания, выраженное в таких видах искусства, как живопись, скульптура, музыка, рассказывание историй и танцы. Даже этапы развития в детский рисунок сравните со стадиями развития Неймана. теория. Это могло бы объяснить универсальный характер детских выражений. в игре и рисовании. В этой книге я показываю, что детские рисунки выражают процесс осознания и воплощают чувства, варьирующиеся от безграничности к индивидуации. Рост Я и эго из детства в юность — универсальный процесс, выраженный универсальным образом. Я объясняю отношения с аналитической теорией Винникота и Малера как а также с теорией привязанности Боулби В. по рисункам детей мы узнаем развитие ребенка который, по Нейману, живет на мифологической стадии. Мы следуем своего развития в современного современного человека. Этот процесс роста, принятия и самосознания выражается — как всегда было у наших предков — в художественных видах искусства, музыки, танца, драма и поэзия. Каждый здоровый ребенок способен выразить этот процесс спонтанно в игре и творчестве.
Есть тенденция принимать более глубокое объяснение источника человеческая жизнь. Существует также больший интерес к психологической истории. человечества и то, как наши предки выражали себя в искусстве, религии, мифологии и сказок. В этой книге я показываю связь между историей наших предков и современностью.
Аналитический психология
Исследования показывают, что дети рисуют линии, формы и предметы одним и тем же
путь во всем мире. В моей книге я даю объяснение смысла
таких линий, форм и сюжетов.
Очень интересно найти психологический и исторический источник
значения дома и рисунка человеческой фигуры. Мой
исследование этого значения основано на аналитической теории Юнга, с
его акцент на коллективном бессознательном, выраженном в архетипах
или первообразы.
В
В своей книге я ссылаюсь на юнгианскую аналитическую теорию и символическое значение
игры и искусства, частью которого является рисование. Согласно Юнгиану
теории ребенок повторяет не только биологическую историю своих предков,
но и история развития психики.
Читатели этой книги получают практическое руководство по интерпретации детских
рисунки и детские игры. Для более глубокого понимания
детских рисунков, я исследовал литературу по всему миру о
корни рисунка, от доисторических наскальных рисунков, рисунков на
надгробия, скульптуры, искусство средневековья и современное искусство, которое
показать сходство в методе и значении. Я объясняю различные теории
которые могут помочь в изучении детских рисунков, таких как юнгианская типология,
теория творческого процесса и иконология.
язык образов, картинок и символов является универсальным языком. Веками дети в Англии, Испании, Америке и Африке рисовали, рисовали и играли так же. Мы все можем видеть, что сейчас на Интернет, когда дети из школ со всего мира присылают рисунки на определенный веб-сайт. Так интересно видеть и узнавать конкретные рисунки и узнать, что они означают и почему дети так рисуют. я обнаружил что даже скептически настроенные читатели принимают то, как я описываю значение детских рисунков и игр с точки зрения аналитической (Юнгианская) теория. После прочтения моей книги они выглядят по-другому на детских рисунках.
Это книга не является терапевтическим пособием. Однако социальные работники, ребенок терапевты, арт-терапевты, игровые терапевты, школьные учителя и, конечно, все родители находят поддержку в темах, затронутых в этом книга. Я не только описываю нормальное психологическое развитие ребенок, который играет и рисует, но и помогает читателю распознать специальные сигналы и символы в розыгрышах и играх, которые могут указывать на определенные виды проблем. Большинство книг о детских рисунках относятся феноменологии рисунка или когнитивных аспектов. я мой книга Я показываю более глубокий смысл рисунков. Почему дети повсюду мир любит рисовать и почему они перестают рисовать? я даю ответы на эти вопросы. Я показываю читателю, как исследовать символическое смысл рисунка.
А книга для родителей и учителей
Дети сделать рисунки для родителей и учителей для особых случаев и возникает естественное ощущение, что важно обратить внимание к тому, что. Кто из родителей не помнит, как висит картина их ребенка? на стене кухни, холла или классной комнаты? Они знают, что это что-то особенные, и им нравятся цвета этих спонтанных рисунков. Школьные учителя, социальные работники и психотерапевт больше не только глядя на поверхность, но они теперь спрашивают себя, что лежит за тем, что они видят и что это значит.
Это
книга показывает читателю, как смотреть на нормальное значение рисунков
делают обычные, здоровые дети. Затем привожу примеры конкретных
знаки и сигналы, требующие внимания, такие как конфликты и проблемы
из прошлой или настоящей жизни. Моя книга предназначена не только для искусства и
игровых терапевтов, но и для широкой публики, студентов и
учителя. Я объясняю архетипическое значение агрессии в рисунках
и я объясняю, почему дети делают такие рисунки. Моя книга
написано понятным языком на основе известных и общепринятых теорий,
такие как аналитическая теория, которая специализируется на объяснении
символы.
Моя книга легко читается, она организована в хронологическом порядке и не содержит профессионального жаргона.
Люди говорят: «Вы как будто сидите рядом со мной и объясняете
по-своему, как смотреть на детский рисунок».
Возьми
тест онлайн!
Распечатайте свой собственный сертификат!
Этот курс считается «обычным» (не самостоятельным) курсом CA BBS!
Психология детских рисунков. Узнай личность своего ребенка
Каким цветом рисует ваш ребенок? ЖелтыйЭтот особый цвет выбирает мечтателя, шутника и человека, умеющего прекрасно развлекаться.
Родители не перестают удивляться, почему ребенок, у которого масса интересных игрушек, направленных на его развитие, играет собранными на улице камнями и палочками.
«Желтые» дети творческие и оптимистичные. Они сторонники «творческого хаоса».
Главный недостаток в том, что они не любят принимать решения и не любят отдавать предпочтение чему-то конкретному. Впрочем, с этим «недостатком» знакомы даже взрослые.
КрасныйЭти дети — маленькие сгустки энергии, открытые новому опыту. Однако с такой энергией приходит некоторое непослушание.
«Красные» дети много бегают. Они немного непослушны и любят всевозможные приключения, особенно когда дело доходит до игнорирования и нарушения правил.
Иногда они могут отбирать игрушки у других детей и даже ломать их. В то же время они считают похвалу и одобрение очень важными.
Главная задача родителей — направить поток энергии ребенка в творческое русло. Ставя перед ними задачи и небольшие задачи, родители учат детей быть спокойнее и настойчивее.
ОранжевыйОранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая мама. К сожалению, это не очень хороший знак, потому что он говорит о том, что у ребенка мало энергии.
Вы должны придумать способ избежать нервного срыва. Может быть, вы можете предложить малышу заняться спортом (футболом, боевыми искусствами и т. д.) или провести время, занимаясь чем-то всей семьей.
СинийИменно этот цвет выбирают спокойные, немного вялые, но очень приветливые дети.
Им нравится не торопиться и терпеливо ждать ответов на свои «почему».
«Голубые» дети начинают читать в раннем возрасте и делают это с удовольствием. Кроме того, они не против поделиться игрушками с другими детьми.
Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к другим цветам, вам необходимо пересмотреть свои методы обучения. Внезапные «наплывы» синего цвета на рисунках вашего ребенка говорят о том, что малышу нужно больше покоя.
«Капли» зеленого, сиреневого и фиолетового цвета сигнализируют о наличии стресса, вызванного страхом непослушания и нарушения установленных вами основных правил.
ЗеленыйНесмотря на то, что большинство психологов считают зеленый цвет спокойным и «безопасным», дети, которым не хватает материнской любви и внимания, используют его чаще всего.
В большинстве случаев «зеленые» дети консервативны и замкнуты. Они боятся даже незначительных изменений, таких как сдвиг в расписании или изменение интерьера в своей комнате.
Только мамина любовь и внимание могут вытащить этого маленького сурка из укрытия.
Детские рисунки. Узнай характер своего ребенка КоричневыйЭтот темный цвет часто появляется на детских рисунках, когда малыш чувствует себя некомфортно или плохо. Причиной такого поведения может быть и общее слабое здоровье ребенка.
Коричневый цвет означает, что малыш ищет безопасное место, чтобы спрятаться от своих внутренних и внешних «проблем».
ФиолетовыйСложный цвет, полученный путем смешения синего и красного. Поэтому настроение ребенка, выбравшего этот цвет, нельзя назвать простым.
«Фиолетовые» дети — исключительно артистичные, чувствительные души. Нельзя их ругать, потому что любое проявление родительского недовольства ранит ребенка.
ЧерныйЧерный — очень мрачный цвет. Поэтому его появление на детских рисунках, как правило, вызывает у родителей удивление. Однако бояться не нужно, особенно если малышу 4-5 лет.
В этом возрасте ребенок выбирает черный цвет, потому что это самый контрастный цвет на фоне белой бумаги.
Однако, если ваш маленький художник всегда-единорогово-розовых картинок вдруг начинает коллекционировать черно-белые картинки, вам стоит обратить на это внимание. Такие рисунки могут намекать на неприятности с друзьями или детьми в детском саду. Поэтому постарайтесь очень деликатно и ненавязчиво узнать о тревогах и страхах, которые есть у карапуза.
СерыйДети, предпочитающие серый цвет, обычно скрытны, крайне замкнуты и замкнуты. Обычно серый цвет выбирают дети, которые большую часть времени проводят в окружении взрослых. Либо родители ограждают своего малыша от других людей, либо сверстники малыша не хотят брать малыша в свой круг (причин на самом деле может быть много.