Психология детского рисунка
Содержание
1. Что говорят психологи и педагоги?
2. В чем польза рисования для детей?
3. Как помочь ребенку развиваться творчески?
4. Интерпретация детских рисунков
4.1. Сюжет
4.2. Цвет
4.3. Размер
4.4. Нажим
Что говорят психологи и педагоги?
Педагоги настоятельно рекомендуют родителям прививать ребенку любовь к рисованию. Многолетний опыт показывает, что малыши, которые начали «творить» с раннего возраста, быстрее научились писать. При этом почерк у них более ровный и красивый, нежели у тех детей, которые редко держали в руках кисточки и карандаши.
Благодаря рисованию укрепляется рука и кисть крохи, что в будущем помогает в обучении письму. Педагоги отмечают, что юные художники умеют находить красоту в мелочах, обладают хорошим пространственным мышлением, более обучаемые, быстро осваивают геометрию.
По словам психологов, дети рисуют не руками, а головой. В процессе создания рисунков у малыша развивается память, он приобретает тонкий художественный вкус. Детские каракули – это не бессмысленные картинки. Чтобы нарисовать хоть что-то, ребенок должен уметь чувствовать, сравнивать, думать, рассуждать.
Если в детстве человек мало рисовал, будучи взрослым, он вряд ли возьмется за карандаш. Он знает, что не умеет рисовать, и это не дает ему переступить через себя. В маленьком возрасте у всех нас есть способность находить гармонию с самим собой через творчество. Но с возрастом она пропадает. Если сохранить этот навык, он обязательно пригодится в жизни.
Историки также подтверждают пользу рисования. К примеру, в некоторых странах наука находилась на пике расцвета именно в периоды активного развития рисования. Когда человек творит, он раскрывается, раскрепощается, выплескивает на бумаге то, что хотел бы сказать или сделать в жизни. Благодаря рисованию развивается индивидуальность, проявляется творческое начало.
В чем польза рисования для детей?
Мы поняли, что психологи и педагоги в один голос твердят о пользе творчества в детском возрасте. Но в чем же эта польза заключается? Что рисование развивает в ребенке?
1. Мелкая моторика. Малышу с первых месяцев жизни важно научиться делать мелкие движения пальчиками, кистями. Это напрямую связано с его памятью, вниманием, нервной системой и даже речью. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся в головном мозге близко друг к другу. Мелкая моторика развивается у крохи сама по себе. Но если процесс можно ускорить, то почему бы этим не воспользоваться?
2. Внимание и память. Во время рисования у ребенка включаются отделы мозга, отвечающие за удержание и воспроизведение образов. Другими словами, малыш может изобразить на бумаге то, что сам когда-то видел. Дети постарше начинают срисовывать образы с реальных предметов, детально их изучать, запоминать свойства, сравнивать пропорции.
3. Креативность. Некоторые родители отдают своих чад в художественную школу, чтобы сделать из них творческих и креативных личностей. Действительно, с помощью рисования развивается мышление, ребенок может рассматривать происходящее с разных сторон. Случайно сделав ошибку на рисунке, он пытается ее исправить. К примеру, ребенок неправильно провел линию и, чтобы не переделывать весь рисунок, превратил ее в причудливый узор.
4. Воображение и мышление. На бумаге можно нарисовать то, что никогда не произойдет в реальной жизни. Например, супергерой одной рукой поднимает автомобиль, или кот с лисой живут в лесной избушке, или единорог бежит по радуге. Чтобы изобразить единорога, ребенок должен сообразить, что это существо похоже на лошадь. Сказочные рисунки начинаются с реальных образов. Развитое воображение помогает в усвоении школьной программы.
5. Эмоциональная устойчивость и психологическое равновесие. Рисование можно сравнить с медитацией, оно успокаивает. Не зря же созданы специальные раскраски антистресс. Психологи рекомендуют чаще рисовать капризным детям, склонным к истерикам и неврозам. По рисунку можно судить о личности малыша, его настроении и эмоциональном состоянии. Часто психологи пользуются тестами, в которых нужно что-то нарисовать или рассмотреть в картинке образы и предметы.
6. Целеустремленность. В процессе создания картины ребенок учится заканчивать начатое. Если он где-то допускает ошибку, которую нельзя исправить, приходится начинать все заново. При этом ребенок целенаправленно идет к готовой работе.
Как помочь ребенку развиваться творчески?
Некоторые родители допускают ошибку, когда все делают за ребенка. Если у малыша что-то не получается, он капризничает, на помощь приходит мама. Она все делает за кроху, лишь бы тот не плакал.
Если малыш заинтересовался творчеством, родители должны это поощрять, покупать ему необходимые материалы, записать в художественную школу и т.п. Ребенка нужно обязательно хвалить, но не перехваливать. Иначе он подумает, что даже простая закорючка на бумаге – это уже шедевр и не захочет развиваться дальше. Обязательно спрашивайте у ребенка, что именно он нарисовал, что хотел передать своим рисунком. Так малыш поймет, что его старания не были напрасными, он кому-то интересен.
Не вмешивайтесь, когда ребенок творит. Он должен сам понять, что делает что-то неправильно, исправить ошибку, переделать рисунок. Это развивает в малыше самостоятельность.
Интерпретация детских рисунков
Родителям важно понимать, что значат рисунки чада. Это умение помогает следить за развитием ребенка в творческом плане, а также за его эмоциональным и душевным состоянием, восприятием окружающего мира.
Если нескольких детей попросить нарисовать один и тот же сюжет, каждый сделает это по-своему. Дети выбирают разные цвета, рисуют предметы разной формы, делают линии разной толщины. Все зависит от ощущений ребенка, его настроения. Перед тем, как что-то изображать на бумаге, малыш представляет это в голове.
Не торопитесь делать выводы только по одному рисунку. Даже если сегодня ребенок нарисовал все черным фломастером, не обязательно, что он озлоблен на мир и пребывает в депрессии. Нужно анализировать несколько рисунков, собранных за один – два месяца. Только так вы объективно оцените состояние своего крохи.
Сюжет
В первую очередь нужно обращать внимание на то, какое общее впечатление производит рисунок. Веселый он или грустный, спокойный или тревожный, добрый или агрессивный. После этого следует вдуматься в сюжет. Просто поинтересуйтесь у малыша, что именно он хотел нарисовать. Только не задавайте вопрос в лоб: «Что это?» Ребенок может воспринять это неправильно, подумать, что нарисовал недостаточно хорошо. Спросите: «Расскажи, что здесь нарисовано». Такой подход заинтересует, вызовет доверие. Малыш поймет, что вам понравился рисунок, вы им заинтересовались.
Зачастую дети рисуют людей, животных, солнышко, деревья, дома и машины. Если на своих картинах ребенок никогда не изображает людей, возможно, ему трудно общаться с окружающими.
Если на рисунке преобладают злые звери с рогами и острыми клыками, малыш чувствует напряжение, чего-то боится.
Часто в младшем школьном возрасте мальчики рисуют солдат с оружием, войну, динозавров. Это вполне нормально, поскольку ребенок уже начинает ощущать себя мужчиной, защитником. Девочки в этом возрасте обычно рисуют красивых принцесс, цветочки, волшебных фей и сказочные замки. Это показывает, что они примеряют на себя роль невесты, мечтают вырасти красивыми.
Цвет
По цвету можно судить о чувствах и эмоциях ребенка. Но обращать внимание стоит на те цвета, которых в рисунке слишком много или они вообще не должны в нем быть. К примеру, ребенок обрисовал предметы черным контуром и не хочет их раскрашивать. Либо сделал всю картину в красных тонах, даже траву и деревья. Цвет фона несет важную роль, он говорит о психологическом состоянии малыша.
- Синий цвет олицетворяет спокойствие. Если ребенок нарисовал семью на синем фоне, значит дома он чувствует себя комфортно.
- Зеленый – это надежность. Когда на рисунке его неоправданно много, это может говорить о том, что малыш тоскует.
- Красный демонстрирует раздраженность, указывает на наличие конфликта. Если ребенок изобразил в красном цвете кого-то из домочадцев, одноклассников или учителей, значит он испытывает к нему злость и агрессию.
- Желтый показывает, что малыш в хорошем настроении, позитивно настроен.
- Розовый – это нежность, любовь.
- Серый – легкая тревога, которая постоянно присутствует в подсознании ребенка.
- Черный цвет указывает на переживания, плохие мысли. Большое количество черного цвета в рисунках должно насторожить родителей.
Также можно спросить: «А этот фиолетовый человек плохой или хороший?» Часто дети воспринимают цвета не так как взрослые. Родители уже могут начать бить тревогу, а ребенок просто перепутал фломастеры.
На негативные эмоции указывает полное замазывание предмета. Закрашивая что-то на рисунке, малыш пытается избавиться от тревоги.
Размер
Обращайте внимание на размер всего рисунка и отдельных деталей. Если малыш часто изображает мелкие фигуры, вероятно, он не уверен в собственных способностях, стесняется, боится сделать что-то неправильно. Когда основная часть рисунка находится в верней части листа, малыш, наоборот самоуверен, считает себя лучше других. Если картина выходит за границы листа, ребенку тяжело контролировать эмоции, он способен на необдуманные поступки. Большие предметы – это то, что для малыша важно. Маленькие – то, что имеет для него небольшое значение.
Нажим
Переверните детский рисунок, посмотрите, как сильно продавлены линии. Если ребенок сильно нажимает на карандаш, он чувствует напряжение. Слабые прерывистые линии говорят о плохом настроении, состоянии апатии.
Анализируя рисунок ребенка, в первую очередь думайте об эмоциях, которые он у вас вызвал. Картина радостная и позитивная или злая и агрессивная? Обязательно разговаривайте с ребенком, обсуждайте его рисунки. Не делайте поспешных выводов, не торопитесь записывать чадо к психологу. Может у него сегодня было плохое настроение, поэтому и рисунок получился мрачным. Посмотрите, что он нарисует завтра. Может настроение изменится и с картины на вас будут смотреть улыбающиеся лица и яркое желтое солнце!
Подобрать готовый набор для детского рисования
О чем может рассказать детский рисунок семьи
Консультация для родителей
О чём может рассказать детский рисунок семьи
Дети, особенно дошкольники, не могут описать своих ощущений, не могут рассказать свои мысли и объяснить своего психического состояния. Но давно подмечено, что внутренний мир ребёнка отражается в его творчестве, а именно в рисунках.
«Рисунок семьи» — один из самых популярных тестов среди детских психологов. Это объясняется тем, что семья в жизни ребёнка играет огромное значение. Семья – это любимые люди, это социальное общение, это частичка большого мира. Этот тест используется с целью лучше понять ребёнка и увидеть его проблемы: узнать о его страхах, понять отношения с членами семьи, выяснить уровень психического и умственного развития.
Чем лучше рисует ребёнок, тем более информативным будет рисунок и тем легче его понять. Поэтому проводить тестирование следует не раньше, чем малыш перейдёт от изображения «головоногов» к нормальному изображению людей – с головой отдельно от туловища. Уже что-то можно понять по рисунку трёхлетки, но идеальный возраст для теста «Рисунок семьи» — с 5 до 10 лет.
Некоторые дети отказываются рисовать свою семью (что уже может насторожить). Тогда можно предложить нарисовать животных, при этом эта семья не обязательно должна состоять из животных одного вида. Понять такой рисунок будет сложнее, так как отдельные детали в этом случае имеют особое значение, которого родитель может просто не знать.
Итак, приступаем к тесту. Дайте ребёнку один лист бумаги формата А4 и достаточное количество хорошо наточенных цветных карандашей (хорошо, если среди них будет и простой карандаш). Дайте задание и отойдите в сторону, чтобы не смущать юного художника. Когда рисунок будет готов, рассмотрите его вместе, расспросите о непонятных деталях. И отложите художество. К интерпретации приступайте в отсутствие ребёнка – чтобы не обидеть его, раскрыв какую-нибудь большую тайну.
Что это значит
Основная гамма рисунка расскажет об общем психическом состоянии ребёнка. Малыш, отлично чувствующий себя и не испытывающий проблем, использует много ярких цветов. Тусклый рисунок говорит о том, что ребёнка что-то беспокоит.
Можно отдельно обратить внимание на цвета каждого члена семьи: человек в яркой одежде вызывает у ребёнка положительные эмоции, с раскрашенным чёрным карандашом членом семьи отношения напряжённые.
Интересно
Самого любимого, близкого человека ребёнок нарисует тем же цветом, что и себя.
Пространство
Важно то, как ребёнок воспользуется имевшимся пространством, как расположит рисунок на листе. Когда на бумаге остаётся мало пустого места, это означает, что ребёнок уверен в себе. Мелкие рисунки или концентрация изображений в одном углу говорит о заниженной самооценке, о концентрации на собственном мире и отторжении окружающего. Часто ребёнок замыкается в себе из-за плохих отношений с кем-то в семье.
Последовательность
В каком порядке ребёнок рисует членов своей семьи, покажет наиболее важных для ребёнка людей. Обычно первым рисуется или сам ребёнок (как центр собственного мира), или самый авторитетный человек. Последним рисуется человек, по мнению ребёнка, имеющий наименьший вес в семье. Если этим последним оказывается фигура самого художника, это говорит о недостаточной уверенности в себе.
Очень плохим признаком считается, когда первыми на рисунке оказываются неодушевлённые предметы, детали или даже категоричный отказ рисовать членов семьи. Такой ребёнок равнодушен к родным, или они очень неприятны ему.
Размер изображений
На рисунке ребёнок одного роста с родителями или лишь немного ниже их – это нормально. Все дети мечтают стать взрослыми, это их желание отражается в творчестве. А вот когда собственные фигуры дети рисуют значительно меньше остальных, это часто является знаком невозможности проявить самостоятельность, индивидуальность. Поищите на рисунке особенно крупные фигуры людей и предметы. Они играют большую роль в жизни ребёнка. И далеко не всегда это значение имеет положительный оттенок.
Расположение членов семьи
Рядом с фигуркой, изображающей ребёнка, находятся самые близкие ему люди. Идеальная ситуация – когда он находится между мамой и папой. Чем дальше от фигуры ребёнка находится фигура члена семьи, тем меньше эмоциональная значимость этого человека. Когда вся семья нарисована в одной комнате или люди находятся очень близко друг к другу, это описывает семейные отношения как очень крепкие. В такой семье есть взаимные любовь и понимание. О крепкой дружбе свидетельствуют протянутые друг к другу руки. Но если известно, что этой связи нет, то такое изображение означает стремление ребёнка к близости, желание чувствовать себя нужным и любимым.
Ещё один знак неуверенности в себе – расположение своей фигуры ниже линии, на которой нарисованы другие родственники. Ребёнка, находящегося так далеко внизу, никто не замечает, а значит, его мнение никому неинтересно.
Состав семьи
На рисунке может отсутствовать какой-нибудь из близких родственников. Этого человека ребёнок игнорирует, не желает видеть, не хочет даже думать о нём. Такое настроение может быть спровоцировано как недавней ссорой, так и затянувшимся конфликтом.
Бывает, что родители не находят на рисунке самого ребёнка. Это самый тревожный знак, потому что отсутствие в своём мире самого себя означает ощущение абсолютной ненужности и полного отвержения.
Появление на детском рисунке вымышленного персонажа может рассказать о том, в чём ребёнок испытывает острую нехватку – в общении, любви. Попытайтесь выяснить, что это за персонаж, какие чувства ребёнок испытывает к нему, какую роль он играет в семье.
Чем заняты персонажи
Хорошо, когда на рисунке семья занята каким-то одним делом. Это говорит о сплочённости и хороших отношениях. Когда каждый занят чем-то своим, это или может свидетельствовать о разобщённости, или просто характеризует изображённых людей. Родители, рассмотрев такой рисунок, могут узнать что-нибудь интересное о себе и своих привычках.
Детали
Особое внимание красоте и нарядности кого-либо из членов семьи выделяется самому любимому человеку, в том числе и себе. Это могут быть вырисованные детали одежды, яркие краски, необычные «праздничные» наряды. Но если рисунок слишком детализирован, это характеризует ребёнка как скрытного человека, скрывающего эмоции в себе. Закрытая дверь, замок символизирует секрет. Когда на рисунке подмечается такая деталь, это говорит о том, что в семье есть какая-то тайна, от которой ребёнка усиленно ограждают.
Подготовила педагог-психолог: Баскова Е.М.
Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed: NPR
Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed Быстрый рисунок первоклассника может многое рассказать исследователям о том, что происходит — или не происходит — дома.
NPR Эд
По
Уилл Хантсберри
Примеров оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу). В. Роджер Миллс-Кунсе скрыть заголовок
переключить заголовок
В. Роджер Миллс-Кунсе
Примеры оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу).
В. Роджер Миллс-Кунсе
Когда детям исполняется 6 лет, их рисунки имеют значение.
Не из-за этих лиловых единорогов или полосатых драконов, а из-за того, как дети рисуют себя и очень реальных людей в своей жизни.
В новом исследовании исследователи обнаружили, что дети, пережившие хаос дома, включая высокий уровень шума, чрезмерную скученность, беспорядок и беспорядок, с большей вероятностью рисовали себя на расстоянии от родителей или намного меньшего размера по сравнению с ними. к другим фигурам.
В некоторых случаях эти дети рисовали себя с опущенными руками и равнодушными или грустными лицами.
Их рисунки были отражением этого простого факта: хаос в доме означал, что родители меньше общались с ними, и во многих случаях происходящее взаимодействие было короче и прерывалось.
В результате у детей обесценилось чувство собственного достоинства, говорит Роджер Миллс-Кунсе, который проводил исследование с Бхарати Звара в UNC-Chapel Hill. Чтобы было ясно, Миллс-Кунс не обвиняла родителей или опекунов, а называла этот вид домашнего стресса «функцией бедности».
Исследователи усадили детей с маркерами и бумагой и попросили их нарисовать свои семьи. Без коучинга. Никаких других указаний.
Рисование обычно занимало 10 минут или меньше.
По словам Миллс-Кунсе, шестилетний возраст является «золотым пятном» для такого теста. Любой моложе, и ребенок не может управлять своим карандашом. Чуть старше, и она начинает усваивать концепцию идеальной семьи, которая затем может повлиять на ее рисунки.
Многие психологи используют тесты по рисованию как субъективный способ понять жизнь детей дома. Новым здесь является то, что Миллс-Кунс и его команда считают, что они создали систему объективной оценки рисунков — короче, , позволяющую любому врачу взглянуть на семейный набросок ребенка и сделать примерно такие же выводы.
«Как инструмент оценки, он существует уже некоторое время, — говорит он о тесте по рисованию, — но теперь он берет его и превращает в исследовательский инструмент».
Для этого команда изучила распространенность определенных качеств — печальных лиц, удаленности от родителей и т. д. — и показала, что они указывают на хаос в доме, о чем раньше только подозревали.
В прошлом некоторые терапевты избегали полагаться на тесты с рисунками из-за их двусмысленности, говорит Кирстен Каллен Шарма, нейропсихолог из Нью-Йоркского университета, которая когда-то использовала тесты, но больше не использует их.
«Моя коллега может интерпретировать рисунки не так, как я, поэтому необходимо продолжать разработку оценок, чтобы мы могли на них положиться», — говорит она.
Это новое исследование — первый шаг к тому, чтобы сделать эту надежность реальностью.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Магия развития детского рисунка
Источник: Thalia R. Goldstein
В соавторстве с доктором Джереми Сойером, постдокторантом Университета Темпл
Дети любят рисовать. В разных странах и обществах, даже если единственными доступными материалами являются палка и грязь, дети создают картины, образы и сцены, оживляя их историями и намерениями. [1] Дети, начиная с 1 года и на протяжении всего детства, часами поглощены раскрашиванием, рисованием и рисованием всевозможных реалистичных и фантастических изображений. Детские рисунки часто визуально поразительны и давно очаровывали психологов, которые видели в них ключи к личности, эмоциям и умственному развитию. [2] Рисунки — это окно в замечательное детское творчество и расцвет художественной чувствительности. Их логическое мышление и символическое представление также растут, когда дети пытаются понять, как представить мир и людей вокруг них в двух измерениях. Рисование может улучшить пространственное восприятие детей, способствовать их обучению STEM [3] и даже помочь детям регулировать эмоции во время стресса! [4] Психолог Лев Выготский писал, что рисование является частью системы символической коммуникации, которая включает в себя говорение, чтение и письмо по мере развития. [5] В самом прямом смысле детские каракули, каракули и наброски служат развивающим мостом между устной и письменной формой языка.
Но как родители и учителя могут способствовать развитию детских рисунков? Должны ли? И как будет выглядеть такая помощь? В то время как специализированные художественные классы, безусловно, обучают определенным приемам рисования, [6] как насчет повседневных занятий в раннем детстве, таких как игра с кубиками, драматическая игра и чтение сборника рассказов? Могут ли они оказать положительное влияние на детский рисунок? Чтобы выяснить это, мы провели 8-недельное вмешательство из 23 занятий с участием 91 дошкольника в рамках летней программы Head Start. Детям случайным образом назначали одно из трех вмешательств: чтение сборника рассказов, сборка кубиков или драматические притворные игры. Дети рисовали во время каждого занятия, и мы измеряли влияние этих занятий на важные аспекты детского рисунка с точки зрения художественных навыков или когнитивных способностей. Судьи оценивали детские рисунки по пяти параметрам: креативность, талант, пространственная сложность, использование цвета и человеческое содержание. В этот пост включены несколько показательных рисунков детей из исследования, опубликованного в журнале 9.0061 Эмпирические исследования в искусстве.
Наши результаты показали, что общая способность детей рисовать (сочетание всех пяти параметров рисования) улучшилась в течение 8-недельного вмешательства. Хотя изначально умелые рисовальщики улучшились больше, чем дети, которые изначально были менее умелыми, все дети добились успехов. Из трех видов деятельности чтение сборника рассказов было наиболее полезным для общего развития детей в рисовании. Работы детей в группе чтения сборников были оценены выше всего с точки зрения креативности, таланта и пространственной сложности, в то время как детские рисунки из группы сборки кубиков, в которых использовались различные цветные кубики для построения различных структур, были оценены лучше всего с точки зрения использования цвета. В то время как драматические игровые игры не помогали рисованию детей так сильно, как другие занятия, дети в этом вмешательстве были оценены наравне с другими по человеческому содержанию, что, возможно, отражает акцент на человеческих персонажах и ролевых играх, связанных с этим занятием.
Что сделало чтение сборника рассказов самым полезным занятием для детского рисования? Когда мы проанализировали видеоролики об условиях чтения сборника рассказов, мы обнаружили, что инструкторы, ведущие группу, задавали детям много вопросов об иллюстрациях книги. Читая рассказ, они ненадолго остановились, чтобы задать вопросы о цветах, пространственном расположении и элементах сюжета, изображенных на каждой картинке. Затем детям дали возможность дать краткие ответы и обсудить эти элементы. Мы считаем, что, поскольку иллюстрации так важны в детской литературе, а взрослые направляли внимание детей на детали этих иллюстраций, дети смогли еще больше развить свое представление о том, как выглядят искусные рисунки. Затем, внимательно изучив стиль и значение этих высококачественных иллюстраций, дети смогли развить творческий потенциал, сложность и реалистичность своих собственных рисунков. Другими словами, они перешли от наблюдения к созданию!
Источник: Thalia R. Goldstein
Поскольку рисование связано с когнитивным, эмоциональным и символическим развитием детей, а также с пространственным обучением и обучением STEM, полезно знать, какие виды деятельности — помимо формальных уроков рисования — могут способствовать его развитию. разработка. Наше исследование предполагает, что родители и учителя могут подумать о совмещении чтения сборника рассказов с рисованием. Подчеркивание цветов, форм, сюжетных элементов, общей художественности иллюстраций в детских книгах может дать детям вдохновение и идеи для обогащения собственных рисунков.