Конспект урока по русскому языку (6 кл). «Повторение изученного по теме «Словообразование».
Конспект урока по русскому языку (6 кл). «Повторение изученного по теме «Словообразование».
Цель: обобщить знания учащихся по изученной теме.
Задачи:
вспомнить основные способы образования слов;
закрепить умение отличать морфемный разбор от словообразовательного;
повторить приставки пре- и при-;
повторить чередующиеся гласные в корне;
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний.
1. Повторение теории по теме: «Словообразование»
— Что такое словообразование?
-Что такое морфемика?
— Какие нам известны значимые части слова?
— Что такое окончание?
— Что такое основа слова?
— Что такое корень?
— Что такое приставка?
— Что такое суффикс?
— Какие нам известны способы образования слов? (перечислить и записать на доске в столбик)
2. Распределительный диктант.
Приставочный: бесполезный, поднести
Приставочно-суффиксальный: опилки, наездник, ошейник
Суффиксальный: сосновый, мячик, ленточки
Бессуфиксальный: отход, заплыв, перелет
Сложение основ: листопад , сталевар
Сложение части слова и целого слова: стенгазета, медпункт
Сложение целых слов: кресло-качалка, город-герой
Сложносокращенные слова: комбат, ВВЦ
Переход одной части речи в другую: кондитерская, ученый
Проверка распределительного диктанта.
3. Морфемный и словообразовательный разбор слова (по вариантам I-II)
а) разберите по составу слова:
Вывод: Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?
Ответ учащихся: Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный- это от чего и с помощью чего образовано слово.
— Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
4. Повторение приставок пре- и при-
— Назовите четыре значения приставки при-
— Назовите два значения приставки пре-
— Приведите примеры словосочетаний на приставки пре- и при-
5. Игра «Сборочный цех» из данного набора морфем собери как можно больше слов.
1.Груз-, за-, -ть, -и-, по-, -к-, на-, -а, пере-.
2. ноч-, -ой, -ева, за-, -ой, -ть, -ик, -н-, пере-.
Задание: Составить слово, взяв от других слов указанные значимые части:
От глагола ПОДБЕЖАТЬ — приставку, от существительного ПИЛКА — корень, от ВОЗИТЬ — суффикс глагола, от СТРОИЛИ – суффикс прошедшего времени, от СТРАНА – окончание. Подпилила.
От прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ – приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ – корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ – суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА – окончание. Предполагала.
а) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
Корень -кос- спросил Всезнайку
«Ты скажи мне без утайки,
Почему подружка –Кас-
Возгордилася у нас?»
И ответил тут Всезнайка
Абсолютно без утайки,
Что подружку нашу -Кас-
Защищает суффикс –а-
Ответ учащихся: если после корня следует -а- , то в корне пишется –кас-
Например: касаться, но коснуться
б) Прослушайте стишок, сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
-Раст- и –рос- пришли с прогулки,
Не сидели ни минутки:
Всем хотели рассказать,
Как их правильно писать.
Если в корне буква Т,
То пиши растение, ну а если подросло,
То напишем букву О.
Что ж тут долго рассуждать-
Нужно просто это знать.
Ответ учащихся: если корень оканчивается на согласный звук Т, то в корне пишется А, если на С, то – О
— Есть ли исключение из правила?
Ответ: есть: росток, Ростов, отрасль
Например: вырастить цветы, водоросли в озере
Но: маленький росток, отрасль промышленности
в) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
Гар- и гор- друг с дружкой дружат,
Им пожар совсем не нужен,
Заключили соглашенье:
Гар- писать под удареньем.
Гор- не будет ударяться
Будет просто –гор- писаться.
Согласитесь ради дела,
Что загар и загорелый-
Очень просто для примера.
Ответ учащихся: в корнях гар-, гор- под ударением пишется А, без ударения – О
Например: угар, загар, огарок, но загорелый, горелки, подгореть(искл. : выгарки)
Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).
1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
2. Он знал эту отр…сль производства.
3. Ночь уже л…жилась на горы.
4. Все двери зап…рались на замок.
5. Река протекала в густых зар…слях.
6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.
— Синтаксический разбор 1-го предложения.
*СЗ 6. Сопутствующее повторение: запятая в СП и ПП с однородными членами
В лесу мы собирали растения, подбирали причудливые корни деревьев, не пренебрегали шишками, перышками, потому что это пригодится нам для игрушек на елку. (запись предложения на доске и в тетрадях)
1. Характеристика предложения:
Повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, сложное, полное.
2. Подчеркнуть грамматические основы предложения
3. Разобрать предложение по членам.
4. Разобрать по составу слова: перышками, игрушек.
5. Отработать слова с чередующейся гласной в корне слова:
Собирали (подбирали), растения.
6. Отработать орфограмму: приставки пре- и при-:
причудливые, пригодится, пренебрегаем (неясное значение→запоминаем)
7. Чем осложнено предложение?
8. Собирали, подбирали, пренебрегали
9. Шишками, перышками
Ответ: однородными сказуемыми и однородными дополнениями
Резервное задание:
Соприкосновение с природой всегда прекрасно. (Подчеркнуть грамматическую основу)
IV. Подведение итогов урока.
Что мы сегодня повторили? (см.задачи урока)
Что было особенно интересно?
Что вызвало затруднения?
Оценка урока учителем.
Домашнее задание: упр.191
Архивы разбор по составу | Обучение и развлечение
Как пишется — привал или превал? Как разобрать по составу слово «привал»? Как пишется — «привал» или «превал»? Почему именно так? Как разобрать по составу слово «привал»? Слово «привал» является существительным единственного числа мужского рода, отвечает на вопрос что? Слово состоит из приставки «при» и корня «вал», суффикса и окончания нет. В этом слове правильно …
Такой вопрос — Как пишется — привал или превал? Как разобрать по составу слово «привал»? Читать далее »
Как правильно пишется восьмимартовский? Какой разбор слова по составу? Как писать правильно слово восьми-мартовский? Какое правило русского языка применить? Часть речи. Разбор слова по составу. К сожалению, вынуждена сказать, что имя прилагательное в вопросе образовано неверно. От сочетания «В/в/осьмое марта» прилагательное образуется иначе: при помощи соединительного гласного «о» — восьмомартовский. Морфемный анализ этого слова может …
У меня вопрос — Как правильно пишется восьмимартовский? Какой разбор слова по составу? Читать далее »
Как правильно писать слово: чистолюбие или честолюбие? Как объяснить? Подскажите пожалуйста Эти слова имеют два корня, общий это -любие- — означает любить что-то или кого-то. Если разобрать первое слово, первым корнем будет -чист- — следовательно оно происходит от слова «чисто» «чистота» — иными словами чистолюбие — это любовь к чистоте, но такое слово конечно имеет …
У меня вопрос — Как правильно писать слово: чистолюбие или честолюбие? Как объяснить? Читать далее »
В скольких словах из представленного ряда есть суффикс ? Если знаете — ответьте В слове «перепёлка» корень «перепёл», суффикс «к» и окончание «а». В слове «ласточка» корень «ласточк» и окончание «а», суффикса нет.В слове «хомячок» корень «хомяч», суффикс «ок», окончание нулевое.В слове «суслик» корень «суслик», окончание нулевое.В слове «зайчик» корень «зайч», суффикс «ик», нулевое окончание.В слове …
Имеется вопрос — В скольких словах из представленного ряда есть суффикс ? Читать далее »
Как разобрать по составу слово Челябинск? Если знаете — ответьте Да, разобрать слово, образованное от фразы «челом бить» это то еще развлечение.Предлагается такой вариант «челяб» — корень и «и, н, ск» — суффиксы(это я подсмотрел в интернете), или «челябин» — корень и ск» — суффикс. Но лучше дождаться профессионала.
Как разобрать по составу слово «одутловатость»? Если знаете — ответьте Как обычно, разбор по составу начинаем с определения окончания, которое в данном слове является нулевым: одутловатостИ, одутловатостьЮ.Далее находим корень подбором однокоренных (родственных) слов. Их, кстати, не так уж много, так как само слово не так уж часто употребляется в речи: прилагательное «одутловатый». В обоих словах явно …
У меня такой вопрос — Как разобрать по составу слово «одутловатость»? Читать далее »
Как разобрать по составу слово «проверенный»? Если знаете — ответьте провер — корень, енн — суффикс, ый — окончание, проверенн — основа.
Упражнение 25 на странице 17 по русскому языку 6 класс, как сделать ? Ответьте пожалуйста Основная мысль стихотворения «Маленькие станции России» А. Чепурова заключается в том, что земля наша красива, и маленькие станции также важны, как и станции в больших городах. а) (По) весне Такой вопрос — Упражнение 25 на странице 17 по русскому языку 6 класс, как сделать ? Читать далее »
Как разобрать слово подлетели по составу? Ответьте пожалуйста Подберём однокоренные слова к слову «подлетели»: лететь, прилететь, летающий, вылет… Находим общую часть — лет
Как разобрать по составу слова » запомните», » передайте», «произнесите»? Ответьте пожалуйста Морфемный разбор предложенных глаголов трудностей не вызывает, особенность разбора будет только в первом глаголе, так как слово «запомните» может употребляться как в изъявительном, так и в повелительном наклонениях. Отсюда и разница в морфемном составе. (что сделаЕте?) запомните — множ.число, изъяв.накл., будущее время.за окончание. …
У меня вопрос — Как разобрать по составу слова » запомните», » передайте», «произнесите»? Читать далее »
Переходы между Идеями – Синтез
Перейти к содержимому
Переходные слова объединяют ваши идеи. Они помогают вашим читателям понять ваш текст, показывая взаимосвязь между идеями. Они показывают связи между предложениями, абзацами и разделами вашего письма. Они помогают вашему читателю понять, как соединить отдельные детали, чтобы сформировать целостную идею.
Вероятно, вы уже знакомы с наиболее распространенными переходными словами, используемыми в академическом письме. Например:
- первый, второй, третий …
- сначала, потом, потом, наконец…
Однако, чтобы писать в колледже, вам нужно показать читателю больше, чем просто последовательность. Теперь нужно показать связи между идеями и объяснить, почему одна идея следует за другой. Без переходов ваше письмо может показаться «прерывистым» или «бессвязным». Ваш читатель может почувствовать, что вы перескакиваете с одной идеи на другую, и он не понимает, почему и как вы изменили тему. Переходы особенно важны, если вы пишете свою работу по частям, а затем пытаетесь собрать ее позже, что мы и делаем в этом курсе.
Вот некоторые распространенные переходы:
Тип отношений между идеями | Слова перехода |
---|---|
Подобие | так же, так же, так же, так же, так же, подобно |
Контраст | но, однако, несмотря на, с одной стороны … с другой стороны, тем не менее, тем не менее, несмотря на, напротив, наоборот, еще, все же |
Порядок/последовательность | первый, второй, третий, … следующий, затем, наконец |
Время | после, потом, наконец, до, в настоящее время, во время, ранее, тотчас же, позже, тем временем, сейчас, недавно, одновременно, впоследствии, тогда |
Пример | например, например, а именно конкретно для иллюстрации |
Акцент | даже, действительно, на самом деле, конечно, действительно |
Место / Должность | вверху, рядом, внизу, за, здесь, спереди, сзади, поблизости, там |
Причина и следствие | соответственно, следовательно, поэтому, таким образом, таким образом |
Дополнительная поддержка или доказательства | вдобавок, снова, также, а также, кроме того, равно важно, дальше, кроме того, вдобавок, к тому же, затем |
Заключение/Резюме | наконец, вкратце, вкратце, вкратце, в заключении, в конце, в конечном счете, в целом, таким образом, подытожить, резюмировать, подытожить, резюмировать, резюмировать |
Посмотрите эти видео, чтобы узнать больше о некоторых словах-переходах, которые вы, возможно, еще не используете:
youtube.com/embed/IsDR3XEv50E?feature=oembed&rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Практика
Теперь потренируйтесь с этим упражнением; оно не оценивается, и вы можете повторить его столько раз, сколько пожелаете:
Видео от: Бенн, Адам. «Письмо – Переходы – Кроме того, Кроме того, Еще». www.youtube.com, 29 марта 2013 г., www.youtube.com/watch?v=IsDR3XEv50E. По состоянию на 30 декабря 2021 г. «Написание — переходы — следовательно, таким образом, следовательно». www.youtube.com, 11 июня 2013 г., www.youtube.com/watch?v=vL05g8eW10s. По состоянию на 30 декабря 2021 г. «Письмо — продвинутые английские переходы: тем самым, таким образом, настоящим, тем самым, при чем, посредством чего…» www.youtube.com, 20 апреля 2018 г.
, www.youtube.com/watch?v=vWQk67meYUA&t=1s . По состоянию на 30 декабря 2021 г.Лицензия
Синтез Тимоти Краузе находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.
Режим композиции в Scrivener — April Dávila
Режим композиции может быть очень удобным для устранения отвлекающих факторов. Мы немного коснулись этого на прошлой неделе в моем посте о Scrivener и NaNoWriMo, но сегодня я хочу погрузиться немного глубже и изучить, что мы можем и чего не можем делать в этом режиме.
Открыть режим композиции
Это очень просто. Просто нажмите кнопку в верхней части экрана рядом со значком окна инспектора.
Экран на секунду станет черным, а затем появится полноэкранная версия того, над чем вы работаете. Что-то вроде этого:
Режим композиции отлично подходит для письма, не отвлекаясь, особенно если вы пытаетесь набрать определенное количество слов (кашель — NaNoWriMo — кашель).
Вы даже не увидите это маленькое меню внизу, если не наведете туда указатель мыши и не наведете курсор на секунду. И поскольку детали на этом изображении довольно мелкие, позвольте мне рассказать вам о том, что там есть.
Слева направо:
- Масштаб текста говорит сам за себя. Вы можете увеличить или уменьшить текст.
- Позиция страницы полезна, когда вы хотите оставить справочную панель открытой (подробнее об этом чуть позже). Вы можете перемещать «страницу» вашего письма влево, вправо или по центру.
- Ширина бумаги также говорит сама за себя. Вы можете сделать страницу шире или тоньше.
- Я рекомендую не возиться с ключевыми словами, пока вы находитесь в режиме инспектора. Ключевые слова больше подходят для концептуального планирования и описания. (Если вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО используете ключевые слова в режиме композиции, напишите мне в комментариях и расскажите, как — я никогда не понимал, почему Scrivener включил это в режим композиции).
- Инспектор. Это на самом деле очень удобно. Если вы нажмете на это, вы откроете окно инспектора, фактически не выходя из режима композиции. Он появится на справочной панели (небольшое окно, которое плавает над вашим окном письма), чтобы вы могли проверить свои заметки по этой главе. Если вы хотите оставить свои заметки открытыми, вы можете изменить положение страницы (см. выше), чтобы справочное окно не закрывало ваш фактический текст.
- Перейти -> позволит вам перейти к другому разделу вашего WIP.
- Количество слов — это количество слов. Дух.
- И самая последняя иконка справа самая важная. Он определяет, сколько вы можете видеть сквозь фон окна режима композиции. Сдвиньте этого ребенка полностью вправо. В противном случае, зачем вообще возиться с Composition Mode?
Просмотр исследования в режиме композиции
Если в файле исследования есть заметки, которые вы хотели бы просмотреть во время работы в режиме композиции, сделайте это.