Законы морфемики, или Разбор слова по составу | Электронный образовательный ресурс по русскому языку (5 класс) на тему:
Урок-практикум по теме «Морфемный разбор слова»
Законы морфемики
- Прочитайте внимательно текст энциклопедической статьи. Подчеркните главную информацию в каждом абзаце.
На Урале в 1859 году родился Александр Степанович Попов. Семья будущего великого физика была большая. Отец Александра Степановича был священником. С 10 лет Попов изучал богословие и закончил духовную семинарию, но не захотел становиться священником.Друзья вспоминали, что Попов ещё в детстве удивлял сверстников разными движущимися механизмами. У него был настоящий талант. Интерес к физике привёл юношу на физико-математический факультет университета.
В университете Александр Попов увлёкся изучением электричества. Способности студента оценили преподаватели и предложили продолжить обучение для профессорской работы.
В 1896 году Попов продемонстрировал работу телеграфа. В 1899 г.учёного наградили за изобретение, а телеграф впервые был использован на флоте.
Параллельно с электричеством Попов занимался изучением рентгеновских лучей. Им были сделаны первые снимки человеческих конечностей.
Выдающийся учёный до преклонных лет продолжал заниматься наукой. Одно из великих изобретений Александра Степановича – радио. 7 мая 1895 году Попов впервыепродемонстрировалсвои разработки на заседании ученого совета в России. 7 мая признано ЮНЕСКО Днём радио.
- Закон 1. Разбор слова начинай с определения ________________. Если слово не изменяется, у него нет и не может быть __________________.
Внимание!!! Задание!!!
Есть окончание | Нет окончания | |
Выраженное окончание | Нулевое окончание | |
КИК_БОКСИНГ, САМБО, ТЕ(Н,НН)ИС, _СТАФЕТА, СОРЕВНОВАНИЕ, КАРАТ(Э,Е), ХО(К,КК)ЕЙ
- Расскажите о жизни Дмитрия Ивановича Менделеева, опираясь на тезисы.
- Семнадцатый ребёнок в семье. Увлекался рисованием.
- Окончил с золотой медалью Педагогический институт в Санкт-Петербурге.
- Преподавал в нескольких гимназиях.
- Удивительные хобби – переплетение книг и изготовление чемоданов. Работал над изобретением летательного аппарата.
- Величайшее изобретение – Периодическая таблица химических элементов.
Внимание!!! Задание!!!
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу
Л_НИВЫЙ
ХВ_СТЛИВАЯ
Р_СКОШНЫЕ
ОБЪЕД_НЯТЬ
УД_ВИТЬСЯ
- Закон №2. При выделении корня подбирайте ____________ слова. ____________ и _____________ выделяйте после обозначения корня.
- Прочитайте данные в колонках таблицы.
Заполните «шапку»
Ранцевый парашют (1912 г.) | Глеб Евгеньевич Котельников |
Телевизор (1932 г. ) | Борис Розинг, Владимир Зворыкин |
Лазер (1954 г.) | Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров |
Тетрис (1985 г.) | Алексей Леонидович Пажитнов |
Внимание!!! Задание!!!
Из предложенных морфем составьте как можно больше слов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Закон 3. Разбирайте слова по составу вдумчиво. В случае затруднений обращайтесь за справкой _________________________.
Оцените результаты своей работы на уроке:
Задания оказались для меня сложными. Я обращусь за помощью к учителю | Иногда я допускал ошибки, но знаю, что мне необходимо сделать для достижения лучших результатов | Я успешно справился со всеми учебными задачами |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Домашнее задание:
1. «Угадай-ка». Какое слово спряталось?
1) У него приставка, как у слова переждать;
2) у него корень, как у слова раздумье;
3) у него два суффикса: первый, – как у слова брать, второй – суффикс, образующий прошедшее время глагола;
4) окончание, как у слова сын.
Ответ: ______________________________
2.Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе все – стоит теперь в журнале.
Ответ: _______________________________
3. «Золушка». Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок-входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
Ответ:_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. «Продавец билетов». Вы кондуктор в автобусе. «Ехать» с Вами имеют право только слова с нулевым окончанием. Подчеркните Ваших «пассажиров»: кино, дом, торт, свеж, хаки (защитный цвет), кофе, такси, ткач, зазеленел, край, дочь, вверх, хорошо, эскимо, пальто.
Из каких частей состоит слово?, или Разберёмся с морфемным разбором
О фонетическом разборе писала здесь.
Как показывает практика, морфемный разбор — один из самых сложных не только для учеников, но и для учителей. А ведь правильное выделение морфем (частей слова) — залог грамотного письма. Вспомните, как звучат некоторые орфограммы: «Безударная гласная В КОРНЕ слова», «Одна и две буквы Н В СУФФИКСАХ прилагательных», «О-Е (Ё) после шипящих и Ц В КОРНЯХ, СУФФИКСАХ и ОКОНЧАНИЯХ разных частей речи» и т. д.
Никогда не стыдно обращаться за помощью к словарям. Я смотрю либо в «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи, либо в «Новый словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова.
Морфемный разбор начинаем с выделения окончания.
Напомню, что окончание — это изменяемая часть слова, а значит эту морфему мы можем выделить во всех изменяемых самостоятельных частях речи. В 5-м классе всегда дети задают вопрос: «А нулевое окончание нужно выделять?» КОНЕЧНО!!! Если слово изменяется, то окончание в нём обязательно есть.
Измените слово по числам, или по падежам, или по лицам (глагол). Увидели, какие буквы изменились? Смело выделяйте окончание.
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЯ В НЕИЗМЕНЯЕМЫХ СЛОВАХ!
Далее выделяем основу — часть слова без окончания.
Переходим к выделению корня. Чтобы выделить его правильно, подберите 2-3 однокоренных слова РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Не путайте однокоренные слова и формы слова. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, а однокоренные слова — разное.
Сравните: календарь — календари, календаря, календарю и календарь — календарик, календарный. В первом случае — формы слова, во втором — однокоренные слова.
Осталось выделить приставку (приставки) и суффикс (суффиксы), если они, конечно, есть в слове. Хорошо, если приставка или суффикс одни в слове, а если несколько? Вот две-три приставки выделяются обычно с лёгкостью. Что касается суффиксов, то здесь наблюдаются некоторые сложности.
Вы должны понимать, что морфемы — это кирпичики, из которых слово состоит. Нужно внимательно посмотреть, какие кирпичики легли в основу слова. Помните, что ОКОНЧАНИЕ НЕ ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА. Суффиксы и приставки присоединяются к основе слова.
Изучая с шестиклассниками орфограмму «Одна и две буквы Н в суффиксах отымённых имён прилагательных» снова и снова разбираю слова по составу. Нам даже не столько важен морфемный разбор, сколько словообразовательный. Ученик должен понимать, как образуется слово. Привожу простой пример.
В слове старинный ученик делает ошибку. Доказывает, что в слове пишем одну букву Н, потому что оно образовано от слова старый. К основе прибавляем суффикс -ин-, в котором пишется одна Н. И исключения помнит: оловянный, деревянный, стеклянный.
Орфограмму-то ученик знает. Молодец! Но незнание того, как слово образовано, привело его к орфографической ошибке.
А вот так разберём слова по составу:
О словообразовательном разборе более подробно поговорим в следующий раз.
Что такое анализ? | Английский Составление 1
Цель обучения
- Объяснить основы анализа
Рисунок 1 . Анализ состоит в том, чтобы разобрать что-то и внимательно изучить каждую из его частей, выискивая темы, закономерности и предположения.
Навык критического мышления анализ — это процесс методичного разбора чего-либо для лучшего понимания. Анализ также включает в себя способность соединять фрагменты информации в качестве основы для обобщения или объяснения. Аналитические задания в колледже часто сочетают анализ с навыками критического мышления интерпретации и оценки.
Анализ может применяться к содержанию, но также может охватывать форму, функцию и контекст. Например, в аналитическом задании на уроке искусства вам может быть предложено проанализировать предмет и иконографию картины, но также ожидается, что вы проанализируете использование формы, пространства, цвета и текстуры (формы), а также творение художника. предполагаемая цель (функция) и культура или период времени, в котором произведение было создано (контекст).
Хотя каждая академическая дисциплина характеризует аналитический процесс в соответствии со своими потребностями, основными навыками анализа являются следующие:
- Разбиение информации или артефактов на составные части
- Выявление отношений между этими частями
- Определение мотивов, причин и основных предположений
- Делать выводы и находить доказательства в поддержку обобщений
Язык аналитических заданий
Несмотря на то, что анализ широко распространен в колледжах, студенты иногда не понимают, когда их просят применить анализ. Часто эта путаница возникает из-за различий в словарном запасе в разных дисциплинах.
Например, каждый из глаголов в следующем списке может обозначать какой-либо тип анализа:
Анализ | Вывести | Изучить | Контур |
Разбивка | Получение | Эксперимент | Указать |
Рассчитать | Диаграмма | Идентифицировать | Зонд |
Классифицировать | Дифференцировать | индуцировать | Вопрос |
Классифицировать | Различать | Проверить | Отдельный |
Сравнить | Рассекать | Сделать вывод | Упростить |
Контраст | Дистиллятор | Расследовать | Тест |
Хотя этот список является хорошим началом, это не единственные глаголы, которые сигнализируют о том, что что-то происходит с анализом.
Как части соотносятся с целым:
- Классифицируйте проблемы, чтобы определить соответствующие алгоритмы.
- Определите, насколько хорошо феминистская интерпретация подтверждается доказательствами, содержащимися в произведении.
Как что-то работает:
- Распознавание недостатков, несоответствий и логических ошибок в редакционной статье.
- Различать факты и предположения в научном отчете.
Что-то означает:
- Интерпретация количественных отношений на графике.
- Анализ данных/ситуаций для выявления основных проблем.
Почему что-то важно:
- Оцените альтернативные решения кризиса здравоохранения.
- Отделите важную информацию от не относящейся к делу в показаниях.
Попробуйте
Глоссарий
анализ : процесс методичного разбора чего-либо для лучшего понимания
Внесите свой вклад!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Как определить химический состав
Из чего он сделан? Что заставляет его работать или реагировать определенным образом? Какие примеси или загрязняющие вещества могут быть вредными или вызывать проблемы с регулированием? Это безопасно? Он сделан из высококачественных материалов? Нарушает ли мой патент другой производитель?
Это те вопросы, на которые производители хотят получить ответы с помощью химического анализа. Каждый химический анализ, от шампуней и тканей до медицинских приборов и компонентов стереосистемы, — это путь к решению проблем, а каждая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это химическая проблема.
В то время как точный процесс и инструменты будут варьироваться от клиента к клиенту и от продукта к продукту, это основные этапы практически каждого химического анализа.
Разделение продукта на мельчайшие части
Когда мы рассматриваем химический состав, мы начинаем с размышлений о том, как мы можем найти ответы на вопросы клиента с помощью химического разделения.
Например, в недавнем химическом анализе использовались алюминиевые чешуйки, которые добавляют в автомобильную краску для придания ей блеска. Хлопья представляют собой чистый алюминий, но для предотвращения их слипания требуются добавки. Проблема заключалась в том, что хлопья временами были слишком липкими или желейными.
Вместо того, чтобы разделять или определять количество всего в смеси, нам нужно было оценить, какие химические вещества в смеси были наиболее важными. Другими словами, мы фокусируемся на химическом составе, который может сделать хлопья липкими или липкими, и исследуем эти части отдельно.
В данном случае мы столкнулись с проблемой производительности. Если продукт не реагирует должным образом, люди не захотят его использовать. В других случаях мы могли бы искать загрязняющее вещество, которое могло бы вызвать проблему с регулированием. Каждый случай уникален.
Категоризируйте и нанесите на карту более мелкие детали
Следующий шаг в анализе химического состава включает создание своего рода блок-схемы, которая разделяет детали на категории.
Например, мы можем попытаться отделить органические химические вещества от неорганических, жидкости от твердых, летучие от нелетучих и т. д. Мы создаем это дерево постепенно уменьшающихся категорий и углубляемся в детали.
Как и в предыдущем шаге, нам не нужно спускаться по каждой ветке дерева, что было бы неэффективно и излишне затратно по времени и деньгам. Мы сосредоточимся только на тех частях, которые имеют отношение к цели химического анализа.
Гипотеза и проверка
Теперь мы углубимся в химический анализ. Мы формируем гипотезу или несколько гипотез и проверяем.
Недавно к нам обратился производитель свечей, потому что некоторые свечи горели слишком сильно, а другие — слишком слабо. Наша работа заключалась в том, чтобы выяснить, почему, проанализировав химический состав.
Мы разделили летучие и нелетучие химические вещества. Затем мы рассмотрели, какие летучие вещества содержат ароматизаторы, воск, добавки и другие компоненты, чтобы определить, как определенные типы химических веществ могут влиять на пламя.
После того, как мы тщательно обдумали, как анализировать различные части свечи и что может вызвать разницу в высоте горения, мы смогли проверить гипотезу на разных свечах и выявить тенденции.
Представление результатов клиенту
В некоторых случаях эксперименты подтверждают нашу первоначальную гипотезу, и на этом все. Однако проект свечи занял довольно много времени. Состав воска, по-видимому, повлиял на высоту ожога, но потребовалось несколько повторений с клиентом, чтобы определить точную первопричину.