«Ударные и безударные гласные в слове» с использованием ИКТ (2-й класс)
Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;
- научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять;
Воспитывающие:
- формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним;
- воспитывать любовь к родному языку;
Развивающие:
- развивать воображение, память, любознательность;
- развивать речь учащихся;
- Расширять кругозор учащихся;
План урока:
- Релаксация.
- Организационный момент(2 мин)
- Постановка темы и цели урока (4 мин)
- Чистописание(2 мин)
- Работа по теме урока (29 мин
- Физкультминутка (2 мин)
- Итоги урока (4 мин)
- Домашнее задание(1 мин)
Вопросы и задания: по ходу урока.
Оборудование:
- компьютер с мультимедийным оборудованием,
- телеграмма,
- костюм почтальона,
- фигурки похожие на шляпу Незнайки,
- пять гласных букв требующих проверки (для прикрепления к груди учащихся).
Ход урока
1. Релаксация.
— «Сегодня прекрасный зимний день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя и у меня все, все получится!»
(Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем текс по частям, затем присаживаются за парты).
2. Организационный момент.
— Ребята, сегодня, мы с Вами (вдруг раздается стук и входит почтальон с телеграммой). Учитель, поблагодарив его, читает телеграмму, затем обращается к детям.
— Неприятности в стране Мультландии. Там, где живут забавные человечки из известных сказок. Прислал телеграмму наш старый знакомый Незнайка, который часто приходил к нам на уроки русского языка, теперь ему опять нужна наша помощь.
(Презентация, слайд 2)
— Поможем ему, ребята?
3. Постановка темы и цели урока.
Буква
а и буква о
Обижаются давно:
Нас ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Незнайка Ваш,
Который любит весь ваш класс.
Изуродует он слово,
Пишет через а — «карова».
Букве, а стоять здесь стыдно.
И в плохих словах — обидно!
(Стихотворение читает ученица в костюме Мальвины).
-Почему буква а и буква о обижаются на Незнайку?
-Что он забывает сделать, прежде чем написать слово?
-Даже в телеграмме допустил ошибку. Какую?
4. Чистописание.
-У каждого из вас на столах лежит фигурка, похожая на шляпу Незнайки. Давайте, чтобы буква а и буква о не обижались на Незнайку, украсим этими письменными строчными буквами шляпу.
5. Работа по теме урока.
1) — Посмотрите, какие рисунки нарисовал нам Незнайка, давайте поможем их подписать.
(Презентация, слайд 4).
-Выделите ударный гласный звук в первом слове. Как вы думаете расходиться или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначением на письме?
-А в остальных словах?
-Запишите слова в тетрадь, поставьте в них знак ударения.
2) — Но во многих словах произношение и написание гласных, на которые не падает ударение, не совпадает.
(Презентация, слайд 5.)
-Как вы думаете, что нужно делать с такими словами?
-Такие слова нужно проверять и обязательно подбирать проверочные слова или однокоренные слова, в которых этот гласный будет стоять под ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными в тетрадь.
-Всего в русском языке пять гласных, которые нужно проверять. И даже Буратино их запомнил. Давайте и мы их назовем.
(Выходят ребята на груди у которых написаны буквы А, О, Е, И. Я! Читают стихотворение о буквах, которые нужно проверять).
(Презентация, слайд 6)
3) — Незнайка вновь все напутал и неправильно записал проверяемые и проверочные слова, придется нам опять ему помогать.
-Соедините проверяемые и проверочные слова, и запишите их в тетрадь.
столбы | крот | |||
коты | лес | |||
леса | ряд | |||
ряды | столб | |||
кроты | нос | |||
носы | кот |
(Презентация, слайд 7)
Проверьте.
4) — Жители Мультландии очень любят стихотворные строки. К сожалению они забыли, как выделять предложения. Прочитайте строки из стихотворения М.Лермонтова, выделяя предложения.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он в стране далекой
Что кинул он в краю родном
(Презентация, слайд 8)
Запишите стихи, расставляя знаки препинания. В выделенных словах поставьте знак ударения и отметьте буквы на месте безударных гласных звуков.
5) Дифференцированная работа.
-Нужно поучить жителей сказочной страны работать в тетрадочках с печатной основой (ведь у них таких нет)
1-я группа (слабоуспевающие)- упр.1 на с.41
2-я группа (среднеуспевающие)- упр.2 на с.41
3-я группа (сильные)- упр. 4 на с.42
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
6. Итоги урока.
-Что нового узнали о гласных звуках и буквах?
Назовите гласные буквы, которые нужно проверять.
(Заранее подготовленные ребята читают стихотворения, подводя итог урока).
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
(Презентация, слайд 9)
-Ребята, посмотрите, и Незнайка уже не плачет, а улыбается. Он сам придумал правило, которое нам нужно запомнить! (Давайте все вместе его повторим).
-Большое спасибо за урок, вы все сегодня постарались.
(Презентация, слайд10)
7. Домашнее задание.
Упр. 113 на с.95. Выучить правило Незнайки.
Литература:
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык.2класс.М.:Просвещение 2005
- Жиренко О.Е.Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса. -М.: «Вако» 2007
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2класс. Рабочая тетрадь. М.:Просвещение 2008
- Мукашева И.В.Нестандартные уроки по русскому языку. Волгоград 2004
Безударные гласные в английском языке
В предыдущих темах мы разбирали звуки, которые как правило встречаются в ударном слоге. Но в огромном количестве слов более одного слога, а значит, какой-то из них будет безударным.
1. Звук /ə/, или Schwa sound
/ə/ — короткий гласный звук, один из самых частых в английских словах. Его обозначение в транскрипции, то есть перевёрнутая буква e, также называется Шва (вы также можете посмотреть статью в Википедии). При произнесении /ə/ рот слегка приоткрыт, язык лежит ровно посередине. Больше всего звук похож на русское e не под ударением, как в слове шесты, мечты. Послушайте слова и попытайтесь повторить их:
/ə/
mother, curious, about, the, American
/ə/ встречается:
- В безударных слогах гласных
Обратите внимание
Если гласные a, o, u, e не под ударением, то они произносятся как /ə/, а не так, как если бы они стояли под ударением. Сравните пары слова, где одна и та же гласная сначала в ударном слоге, а затем в безударном.
a=/ə/
add — address, sale — saloon, alias — political
along, away, machine, Japan
o=/ə/
object —objection, pose — position
occur, control, police, proportion
u=/ə/
sure — pleasure, ugly — suggest
measure, surround, suppose
e=/ə/
pence — tuppence, era — overall
tunnel, beverage, squirrel, liberal
- В служебных словах
В устной речи многие часто встречающие короткие слова в связке с другими словами произносятся с редуцированной гласной /ə/.
Например
Please give it to me.
Shall we go to the cinema?
Can I have some water?
I’ve got something for you.
We spent some time together.
2. Звук /ɪ/
Второй часто встречаемый звук безударных гласных — /ɪ/.
/ɪ/ встречается в безударном слоге:
- почти всегда с буквами i и y
benefit, important, minister, music, office, public, visit, antonym, synthetic
- часто с буквой e
become, begin, believe, demand, erase, report, result
- в суффиксе -age и c -iage
average, mortgage, package, percentage, village, carriage, marriage
- с буквой u и в сочетании ui
minute, lettuce, biscuit, circuit
К сожалению, в английском языке нет определённых правил, когда какой звук использовать. Мы можем лишь говорить о распространённых случаях. Главное — помнить, что в безударных слогах гласные читаются иначе, чем в ударных. Если вы сомневаетесь, лучше всегда проверить себя по транскрипции или озвучке. При изучении новых слов следует всегда также фиксировать транскрипцию.
Гласных в безударных слогах | Lingbase
В предыдущих темах мы изучали звуки, которые обычно встречаются в ударных слогах. Но в огромном количестве слов больше одного слога. Это означает, что некоторые из них не подвержены стрессу.
1. Звук /ə/, или звук шва
/ə/ — короткий гласный звук, наиболее часто встречающийся в разговорном английском языке. Его транскрипция также называется Schwa. Дополнительную информацию можно найти на странице Википедии. Когда мы произносим /ə/, губы расслаблены, а не округлены, челюсть полуоткрыта, а язык лежит ровно посередине. Это очень похоже на /ʌ/.
/ ə /
моли ER , CURI OU S, A BOUT, TH E , A MERC A N
/ ə / occurs in:
- . многосложное слово
Обратите внимание
Если гласные a, o, u, e не ударные, они получают звук шва. Сравните примеры гласных в ударных и безударных слогах.
а=/ə/
а дд — A DDRESS, S A LE — S A LOON, A LIAS — POLITIC A L
A Длина A Way, M A Chine, J A PAN.
o =/ ə/
o Bject — O Bceice, P O SE — P O Sition
O CCUR, C O NTROL, P O LICE, PR, C O NTROL, P O LICE, PR. o часть
u=/ə/
s ure — просьбы ure , U GLY — S U GST
MEAR U RE, S U RROUND, S U PONCE
E =/ ə/
P E NCE — TUPP E E E E E E E E E E E E E
P E NCE — TUPP E E . nce, e ra — ov e rall
tunn e l, bev e ярость, белка e l, lib e ral 3 2 слова
Некоторые короткие служебные слова, такие как «to», «for», «the», «some», в связной речи произносятся с редуцированным гласным звуком /ə/. Мы делаем это, чтобы подчеркнуть важные слова содержания.
Например
Пожалуйста, дайте на мне.
Пойдем в кинотеатр ?
Можно воды?
У меня есть кое-что для вас.
Мы провели около времени вместе.
2. Звук /ɪ/
Звук №2 в безударных слогах — /ɪ/.
/ɪ/ встречается в следующих случаях:
- почти всегда с i и y
benef i t, i mportant, min i ster, mus i c, off ic e, publ i c, vis i t, anton y m, s y nthetic
- часто с e
B E Come, B E GIN, B E Live, D E MAND, E RASE, R E PORT, R E SULT
- с -age SULT
- с -age
- . и -iage
AVER Возраст , Mortg Возраст , пакет Возраст , процент Возраст , Vill Возраст , Carri Возраст , Marri Возраст
- с U 111111 2 9003
- с U 11111112 9
- с U 111111112
- U и UI 9
- с U 11111112 9003
- .
min u te, lett u ce, bisc ui t, circ ui t
К сожалению, нет четких правил, когда какой звук использовать. Мы можем говорить только об общих случаях. Главное помнить, что в безударных слогах гласные читаются иначе, чем в ударных. Если сомневаетесь, то лучше всегда проверять транскрипцию или слушать озвучку. Когда вы учите новые слова, не забывайте записывать транскрипцию.
Примеры безударных слогов с использованием общеупотребительных слов
15.01.2020
В предыдущем видео вы узнали о понятиях слогов и ударения: в разговорном английском некоторые слоги длиннее, некоторые слоги длиннее. ударение по сравнению с другими слогами в слове. Например, в слове банан ударным является второй слог «НАХ». ба-НАХ-на, ба-НАХ-на. Слог «НАХ» произносится дольше, с большей громкостью и с более высоким тоном по сравнению с другими слогами ба и нух. Послушайте еще раз: банан, банан.
Точно так же, как важно знать, какие слоги получают наибольшее ударение, также важно понимать, какие слоги безударные . Именно здесь разговорный английский получает свой ритм и плавность — от баланса между ударными и безударными слогами.
Если бы я поставил ударение не на тот слог в этом слове (банан), вам было бы трудно понять, что я говорю, даже если бы я произносил звуки правильно. Бах-на-нух. БАХ — на- нух. Я хочу БАХ-на-нух.
Поэтому знание того, на какие слоги нужно ставить ударение, а на какие сбрасывать ударение, жизненно важно для ясной и естественной разговорной речи на английском языке.
Когда слог безударный, мы часто сокращаем гласную до schwa /ə/, «UH». Посмотрите на таблицу IPA для гласных в американском английском и обратите внимание, где находится гласная шва.
Шва — нейтральная гласная, произносимая в центре рта. Гласные, которые произносятся во внешних уголках рта, обычно сокращаются до нейтральной гласной шва, когда они встречаются в безударных слогах.
Давайте еще раз посмотрим на пример слова банан. Безударными слогами в этом слове являются первый и третий слоги, и вы заметите, что гласная в обоих этих слогах — шва. Безударные слоги тоже короче, произносятся с меньшей громкостью, а на более низком тоне — послушайте еще раз: ба-на-на, ба-на-на, банан.
Другие примеры гласной шва в безударных слогах: прочь, коммерческий и случай.
Гласная также может сокращаться в слове, которое является и существительным, и глаголом, например, в словах объект и объект . Объект — существительное, ударение падает на первый слог «АХ». Объект. Но в объекте, глаголе, ударение смещается на второй слог, а гласный в безударном слоге редуцируется до schwa uh. Объект. Слушайте их рядом: OB-ject объект-JECT.
Целые слова также могут сокращаться, когда они произносятся в предложениях, если слова безударные. Этот тип сокращения слов часто используется для служебных слов, таких как 9.0269 для , для , может и для .
Послушайте, как я произношу слово вместо в этом предложении: «Я купил это для тебя». Для сокращается до «fer».
ПОСЛУШАЙТЕ другое предложение, в котором используется слово can — «Я могу это сделать». Банка сокращается до «сп».
Практические слова со шва в безударной позиции слога:
животное
Florida
Поставка
Практические слова со сдвигом напряжения и уменьшением гласных в существительных и глаголах:
.
- с U 11111112 9003
- U и UI 9
- с U 111111112
- с U 11111112 9