С кем и почему целовались в Византии – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Культура Восточной Римской империи отличалась тактильностью. Её важным элементом были поцелуи в губы, плечи, грудь, ноги. Их щедро раздавали императоры и вельможи, военачальники и даже монахи. Но речь не об эротической неге, изображенной, к примеру, в «византийской» стилизации Густава Климта «Поцелуй», о политическом жесте и социальной условности — поцелуе как знаке почтения или приветствия. IQ подготовил краткое руководство по «византийским поцелуям» на основе исследования историка и филолога Сергея Иванова, профессора Института классического Востока и античности факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Есть ли у византийских поцелуев эротическая специфика?
Про любовные лобзания византийцы довольно много писали в своих романах и даже в комментариях к церковным канонам. Патриарх Феодор Вальсамон в XII веке столь подробно обсуждает запрет Василия Великого «оскверняться устами», что опубликовать перевод его комментария вряд ли возможно в современных респектабельных медиа. Однако у поцелуев была и иная функция, помимо эротической. Когда византийский ритор середины XII века Никифор Василаки пишет в одном из своих писем: «Целуем твои ноги, лобызаем твои глаза, обнимаем руки», то это отнюдь не взрыв эмоций, а, скорее, формула этикета. Не-любовный поцелуй — социальная или даже политическая институция, контуры которой можно реконструировать из исторических источников. И дальше мы будем говорить лишь о таких поцелуях.
Как византийцы отличали разные виды поцелуев и были ли для них особые названия?
В греческом языке, в отличие, кстати, от латыни, царит полная терминологическая неразбериха. У древних было не менее девяти различных терминов для поцелуя. Но беда в том, что мы узнаём об их существовании лишь из византийских толковых словарей, а при этом ни в каких текстах они не встречаются (видимо, некогда они функционировали лишь в устной речи).
Термин φίλημα употреблялся очень редко, существительное ἀσπασμός — могло означать и поцелуй, и «бесконтактное» приветствие, как, например, у архангела Гавриила с Богородицей в сцене Благовещения. Глагол φιλεῖν значил «целовать», но сохранял при этом и своё основное значение — «любить». А глагол περιπτύσσω мог означать и «целовать», и «обнимать», и «обхватывать». В общем, что именно имеется в виду, можно понять лишь при развернутом описании.
Византийский поцелуй — это христианский ритуальный поцелуй или светский с элементами влияния христианства?
Русское слово «поцелуй» — однокоренное со словами «целый» и «цел и ть». То есть изначально это была форма магического контакта, призванного вылечить болезнь путём восстановления нарушенной недугом полноты мироздания и (или) здорового организма. А вот устаревший глагол «лобзать» — мог быть и эротическим действием, во всяком случае, он родствен латинскому lambo — «лизать».
Интересно, что изначальное древнегреческое слово κυνεῖν, родственное английскому kiss, также вышло из употребления ещё до нашей эры, а образованное от него приставочное существительное προσκύνησις («проскинеза») описывало лишь ритуал преклонения перед императором, а не собственно поцелуй. Таким образом, когда ранние христиане столкнулись с необходимостью как-то описать «поцелуй мира» между членами общины, они стали именовать его «агапой», то есть любовью. Впрочем, этот обычай очень рано начал вызывать скандалы, так что богослов Климент Александрийский на рубеже II и III веков, описывая ритуал «агапы», подчеркивает, что он должен совершаться «устами скромными и сомкнутыми».
Поцелуй мира — древний обычай целования перед началом Евхаристического канона, связанный с повелением Иисуса Христа идти к жертвеннику, только примирившись с братом (Мф. 5: 23-24).
Что поцелуи говорят о византийском обществе?
Если наше общество характеризуется разрушением всех канонов этикета (в результате кто-то думает, что целоваться при приветствии или прощании нужно дважды, а кто-то — трижды; одни целуют щеку, а другие — воздух возле щеки и т.д., не говоря уже о том, что живы ещё люди, привыкшие целовать дамам руки, к вящему возмущению феминисток), то византийское общество, как всякое древнее общество, точно знало, кому, кого, куда, как и в какой ситуации целовать. Флорентийская Уния православной и католической Церквей едва не сорвалась, когда от Константинопольского патриарха потребовали поцеловать туфлю папы, — он наотрез отказался, и тогда церемонию их публичной встречи попросту отменили.
Как целовали императоров и иерархов церкви?
Один из вариантов — поцелуй в плечо. Архиепископ Феофилакт Охридский (1055-1107) написал целый трактат о том, почему на Великий пост священника нужно лобызать именно так. «Мы целуем его в плечо <…> из-за чрезвычайного благоговения, которое запрещает нам целовать его по таким дням в уста», — пояснял он. Феофилакт проводит аналогию с придворным этикетом, которая хорошо растолковывает, почему нужно лобызать именно в плечо: «Ведь когда мы хотим благоговейно поцеловать императора или какого-нибудь высочайшего чиновника, мы целуем их <…> в одну из частей тела, избегая касаться уст, мы прижимаемся губами к плечу, которое занимает после головы второе место по благородству среди всех частей тела».
Какое значение в Византии придавали поцелую в губы?
В нашем мире он имеет чёткую эротическую коннотацию. В Византии — нет. Богослов Феодорит Киррский в V веке пишет: «Любящий сын после долгой разлуки целует отцу глаза и губы, и грудь, и голову, и десницу», а философ и царедворец Михаил Пселл в XI веке обращается к умершей матери: «Я охвачу твою голову, прижмусь устами к устам». Детей тоже можно было целовать в губы.
А какие были варианты верноподданнических поцелуев в Византии?
В знак благоговейного подчинения «низшие» целовали «высших» в щеку, в голову, в грудь, в колени, в стопы. Во времена императора Константина Багрянородного (X век), на Пасху придворные целовали правителя в ноги, руки и уста.
Придворный историк Прокопий Кесарийский (VI век) в написанном «в стол» злобном памфлете «Тайная история» сравнивает варианты ритуалов: раньше, мол, сенатор всего лишь «припадал к правому сосцу императора», — а при ненавистном Юстиниане (482-565) с его женой Феодорой все присутствующие должны были, унизительным для себя образом, падать ниц и «поднимались не прежде, чем облобызают губами им обе ноги».
Могли ли сами императоры целоваться с подданными?
Удивительным образом, императоры при некоторых ритуалах лобызали подданных в уста и в глаза — то есть таким образом, чтобы не нужно было склоняться перед ними.
В неожиданные для нас места: они могли могли целовать друг друга в глаза и в ноги. В «Исторических записках» византийского сановника Никифора Вриенния Младшего (1062–1137; его женой была византийская принцесса Анна Комнина из династии Комнинов) один полководец так выражает свое расположение к другому: «Докиан встал, преисполненный радостью, и, обняв знаменитого Алексея, целовал его в уста, щеки и прекрасные глаза».
С письменными документами всё ясно: поцелуев много. А изобразительное искусство — иконы, фрески и мозаики — это запечатлели?
Увы, искусствоведы почти не обращают внимание на удивительный контраст между письменными источниками и изобразительным наследием. Так, при описании поцелуя Иуды писатель и клирик XII–XIII веков Николай Месарит восклицает, что Христос «дал поцеловать себя в щеку своему ненавистнику, вытянул губы для лобызания тому, кто своими губами его предал». Однако ни на одном из византийских изображений Иуда не целует Христа, а лишь прижимается к нему щекой. Заведомо, и Иисус нигде не «вытягивает губ» навстречу предателю.
На фресках и мозаиках нет даже материнских поцелуев?
В одном из сочинений византийского писателя Симеона Метафраста (X век) Богородица говорит Христу: «Я погружала свои уста в твои уста, сладкие, как мёд, и нежные, как роса». Ритор Псевдо-Кесарий (VI в.) пишет о младенце Христе, «лобзаемом поцелуями богоносной Девы». При этом на иконах, фресках или мозаиках, запечатлевших Богоматерь с младенцем, они друг друга никогда не целуют. Нет поцелуев и в сценах встречи Иоакима и Анны, Марии и Елизаветы, Петра и Павла и пр. И лишь в иконографии оплакивания Христа можно в какой-то мере заподозрить поцелуй, да и то с трудом.
В целом поцелуев в византийском искусстве намного меньше, чем в текстах. Почему?
Да, в текстах у нас огромное количество упоминаний ритуала проскинезы, который, как мы помним, предполагал целование ног императора. Но при этом ни в одном из многочисленных изображений этого ритуала никакого тактильного контакта не зафиксировано. В этом проявляется какая-то важная черта византийской культуры, но как её объяснить — пока неясно.
IQ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 10 августа, 2020 г.
Все материалы автора
История Картотеки
Поцелуй в истории искусства | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Новости
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных
Олеся Ханцевич
14.02.2018
«Любовники» Рене Магритта
Рене Магритт. «Любовники». 1928.
Фото: The Museum of Modern Art (MOMA), New York
Рене Магритт ненавидел, когда искусствоведы трактовали его работы. Так и одна из самых загадочных его картин — «Любовники» 1928 года — осталась без авторских комментариев, а у зрителей и ученых появился простор для интерпретаций. Последние трактуют образы в мрачном свете: они видят в картине отсылку к подростковым страданиям художника, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова утопленницы была обмотана подолом ночной сорочки). А любители искусства видят в ней более очевидный смысл. По их версии, влюбленные со скрытыми лицами говорят о том, что любовь слепа, они не видят ничего вокруг: ни истинных лиц своих любовников, ни себя. Не видим лиц ослепленных любовью героев и мы, зрители.
«Леда, ласкаемая лебедем» Микеланджело
Микеланджело. «Леда, ласкаемая лебедем, с Кастором и Поллуксом». 1529–1530. Рисунок к несохранившейся картине.
Фото: Le Gallerie degli Uffizi, Firenze
«Леда и лебедь» — мифологический сюжет, изображающий супругу спартанского царя Тиндарея Леду в процессе совокупления с принявшим обличье лебедя Зевсом. Считалось, что от Зевса у Леды было две дочери, Клитемнестра и Елена, из-за которой, как известно, началась Троянская война. В силу своего эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве Чинквеченто — в начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Антонио да Корреджо (до наших дней сохранилась только «Леда» Корреджо).
Изначально «Леда» Микеланджело предназначалась для герцога Феррарского, но затем мастер подарил ее своему ученику Антонио Мини, который увез работу во Францию и продал королю Франциску. Картина хранилась в замке Фонтенбло, но в середине XVII века была уничтожена за чрезмерную сладострастность. От несохранившегося оригинала остались копии в лондонской Национальной галерее и рисунки в Уффици и Доме Буонарроти.
«Геркулес и Омфала» Франсуа Буше
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732–1734.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Как говорится на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, в московский музей картина попала из Государственного Эрмитажа в 1930 году, куда, в свою очередь, поступила из собрания князей Юсуповых. Полотно относится к периоду, когда Буше закончил обучение у художника Лемуана, испытавшего сильное влияние Рубенса. Сюжет повествует о пребывании античного героя Геркулеса в плену у лидийской царицы Омфалы, которая должна была по воле богов унижать его, наряжая в женское платье и заставляя прясть вместе со своими служанками. Сама же она ходила в шкуре льва, снятой с Геркулеса, и носила его палицу. Изображая 13-й подвиг, любовную победу Геркулеса над царицей, художник в этой сцене ярко передал порыв страсти своих героев. Увидеть темпераментную картину можно в зале № 22 главного здания ГМИИ.
«Поцелуй» Константина Бранкузи
Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1908.
Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI /Dist. RMN-GP / Adagp, Pari
Сотрудничество двух великих скульпторов, Константина Бранкузи и Огюста Родена, длилось около месяца, после чего румын, уже вполне освоивший уроки своего кумира, решил идти собственным путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева». А ровно через год появился «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва намеченными волосами и глазами. И это была революция: Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале, минуя предварительную работу в гипсе. Впрочем, изображение «Поцелуя» расскажет о мастерстве скульптора лучше любых слов. «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — восклицал Бранкузи. И мы с ним полностью согласны.
«Амур и Психея» Антонио Кановы
Антонио Канова. «Амур и Психея». 1787.
Фото: Musée du Louvre
Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы выполнено из мрамора в 1787 году по заказу шотландского коллекционера и ценителя искусства барона Каудора, причем в двух вариантах. Для первой, наиболее известной скульптуры «Психея, оживленная поцелуем Амура» Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюбленные протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия. В другом варианте они рассматривают бабочку на руке склонившего голову к Психее Амура — символ мимолетности и невинности. Обе версии находятся в Лувре, а повторения скульптур — в Эрмитаже, куда первая попала из собрания князей Юсуповых (сначала она находилась в подмосковном Архангельском, потом во дворце на Мойке в Петербурге), а вторая была приобретена Александром I вскоре после смерти императрицы Жозефины, по заказу которой была выполнена в 1808 году.
«Свидание» («Объятия») Пабло Пикассо
Пабло Пикассо. «Свидание». 1900.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Впервые Пикассо появляется в Париже в 1900 году. Как гласит описание на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, с этим периодом связано создание им небольшой картины «Свидание». В эти годы Пикассо часто обращался к заглавному мотиву, который трактовал как тему человеческой близости, и развивал его в некоторых произведениях 1901–1904 годов, периода в его творчестве, который получил название «голубого». По мнению искусствоведов, в объятиях изображенных нет чувственности и идиллии, что в сочетании с замкнутым характером композиции и отсутствием подробностей передает отголоски будущей драмы. Через 13 лет после создания эту картину приобрел у художника коллекционер Сергей Щукин, и сегодня она выставлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ в Москве.
«День рождения» Марка Шагала
Марк Шагал. «День рождения». 1915.
Фото: The Museum of Modern Art (MMA), New York
Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый год, когда Белла Розенфельд стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую. А вот что пишет сама Белла Шагал в своих воспоминаниях «Горящие огни» об этом полотне и об этом дне: «Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся… Я все еще держала цветы… Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».
«Поцелуй» Эдварда Мунка
Эдвард Мунк. «Поцелуй». 1897.
Фото: Munch Museet, Oslo
Для Мунка характерным было возвращение к уже проработанным сюжетам, не стала исключением и картина «Поцелуй». Время написания первых ее вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни». Мрачная и отталкивающая, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайну его притягательности. Скупость цветовой палитры компенсируется выразительностью линий, пластичностью и грациозностью фигур, размытых очертаний слившихся в единое целое лиц.
«Поцелуй украдкой» Жана Оноре Фрагонара
Жан Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой». 1787–1789.
Фото: Государственный Эрмитаж
Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников Франсуа Буше и Жан-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на галантные темы, и «Поцелуй украдкой» считается вершиной этого жанра. Юноша похищает поцелуй у молодой девушки, которая опасается, как бы их не застали врасплох, и с тревогой смотрит на приоткрытую дверь. Картина написана в конце 1780-х годов. Сменив несколько владельцев, она оказалась в собрании последнего польского короля Станислава Августа Понятовского и хранилась в Лазенковском дворце в Варшаве, откуда в 1895 году поступила в Эрмитаж. Выставляется в Зимнем дворце в зале № 288. В 1984 году почтой СССР была выпущена почтовая марка достоинством 10 копеек с репродукцией картины.
Бэнкси. «Целующиеся полицейские»
Бэнкси. «Целующиеся полицейские». 2005. Частная коллекция.
Фото: Fine Art Auctions Miami
В 2006 году провокационный рисунок «Целующиеся полицейские» на стене бара Prince Albert в Брайтоне закрасили черной краской. Однако вандализм не прошел. После восстановления изображение аккуратно сняли со стены и продали на аукционе Fine Art Auctions в Майами анонимному покупателю за $575 тыс. Этой работой вдохновились участники группы «Синие носы», когда создавали свою «Эру милосердия». Фотография спровоцировала скандал с участием министра культуры Александра Соколова, который назвал ее «порнографией» и запретил к вывозу в Париж на выставку «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года».
«Буржуазный бюст. Джефф и Илона» Джеффа Кунса
Джефф Кунс. «Буржуазный бюст. Джефф и Илона». 1991.
Фото: Jeff Koons / Tate / National Galleries of Scotland
В 1991 году Джефф Кунс женился на итальянской порнозвезде Илоне Сталлер, больше известной под именем Чиччолина. Брак был недолгим, но плодотворным: у пары родился сын, а различные конфигурации физических проявлений их любви, ставшие основой скульптур из серии «Сделано на небесах», принесли художнику громкую славу. Мы выбрали самое невинное произведение из этой серии — «Буржуазный бюст» из белого мрамора, где пара изображена в стиле барокко, а Илона Сталлер предстала в образе Венеры, богини красоты и плотской любви.
«Поцелуй» Франческо Айеца
Франческо Айец. «Поцелуй». 1859.
Фото: Pinacoteca di Brera, Milano
«Поцелуй» итальянского живописца Франческо Айеца, написанный в 1859 году, мгновенно завоевал популярность у публики. Художник попытался объединить в картине такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянцев против иноземного господства — патриотизмом. Целующаяся пара представляет собой аллюзию не только к Ромео и Джульетте Шекспира и Ренцо и Лючии из романа Алессандро Мандзони «Обрученные», но и к образам Франции и Италии. Цвета, использованные художником, намекают на флаги двух стран и заключенный ими Пломбьерский пакт, ознаменовавший рождение итальянской нации. Картина впервые была представлена публике на выставке в Академии Брера в сентябре 1859 года, через три месяца после прибытия в Милан Виктора Эммануила II и Наполеона III, недавно разбивших австрийские войска в битве при Сольферино.
«Поцелуй» Густава Климта
Густав Климт. «Поцелуй». 1907–1908.
Фото: Belvedere, Wie
Пожалуй, это самый хрестоматийный поцелуй в истории искусства и самый тиражируемый на сувенирной продукции, без которого не может обойтись ни одна подобная подборка. Полотно принадлежит к «золотому» периоду творчества Климта: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Автор трудился над картиной в течение года, пытаясь преодолеть творческий кризис между 1907 и 1908 годами. Некоторые исследователи считают, что на ней изображен он сам со своей возлюбленной Эмилией Флёге. На картине мужчина играет главенствующую роль, он возвышается над возлюбленной, защищая и доминируя. Коленопреклоненная поза женщины демонстрирует подчинение. Герои не скрываются от зрителя, несмотря на интимность момента. Кажется, что мужчина и женщина слились воедино на краю скалы, стали одним целым, однако они разделены с помощью орнамента.
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер»
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер». 14 августа 1945 г., Нью-Йорк.
Фото: Alfred Eisenstaedt / Pix Inc. / Time & Life Pictures / Getty Image
Снимок, который автор в шутку называл «Безоговорочная капитуляция», стал для американцев символом победы во Второй мировой войне. Четырнадцатого августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции, и на улицы американских городов вышли ликующие толпы. Фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился снимать всеобщую радость, и среди сотен людей его внимание сразу привлек один моряк. Как позже вспоминал автор снимка, молодой человек хватал всех женщин без разбора и заключал в свои объятия. «И тут внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то темное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое, если бы на нем была светлая форма. Снимка бы не было», — гласит ставший знаменитым рассказ фотографа. Установлением личностей целующейся пары занимались десятки журналистов на протяжении многих лет, так много было претендентов. И если имя медсестры (Эдит Шейн) удалось выяснить еще в 1980 году, то моряк стал известен только в 2007-м — для этого Гленну Макдаффи пришлось пройти десять тестов на полиграфе. Сейчас на Таймс-сквер находится выполненная по мотивам этого снимка восьмиметровая статуя, рядом с которой 14 августа собираются сотни пар, чтобы сделать реконструкцию фото.
Анри Тулуз-Лотрек. «В постели: поцелуй»
Анри Тулуз-Лотрек. «В кровати: поцелуй». 1892. Частная коллекция. Продана на аукционе Christie’s в 2015 г. за $12,5 млн.
Фото: Christie’
Подписаться на новости
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.
02.2023Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14. 03.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
Новое рождение «Рождества» Пьеро делла Франческа
Картине итальянского мастера XV века из собрания лондонской Национальной галереи вернули былое великолепие, устранив последствия неудачных вмешательств. Ряд деталей этого изображения вновь обрел первоначальный вид и смысл, некогда приданный автором20.02.2023
Этот поцелуй раскрывает силу квир-любви как протеста
Мэтт Бернстайн
Культура
«Это работа — не только сопротивляться силам, выступающим против нас, но и отвечать им более мощной альтернативой».
org/Person»> Винни Амендоларе
В минувшие выходные Voices4 в партнерстве с RUSA LGBT провела квир-поцелуй и митинг в знак протеста против насилия против ЛГБТК+ людей в Азербайджане, Таджикистане и Узбекистане — лишь некоторые из многие страны вносят свой вклад в растущую глобальную волну преследований ЛГБТК+ людей. В консульстве Узбекистана в Нью-Йорке выступающие и прямые заявления лиц, получивших убежище, остро задают тон, рассказывая нам о личных историях, а также о значении и влиянии протеста. Мы не упускали из виду, что в других странах то, что мы делали, могло привести к тюремному заключению, пыткам, вымогательству и смерти. Это была причина, по которой мы собрались в первую очередь.
В духе неповиновения и любви, который был только наэлектризован проливным дождем, мы целовались в море влажных губ и кожи, среди песнопений радостного сопротивления. Когда губы разошлись, мы мирно расстались, крестясь в освобождении — одежда и дух отяжелели от работы, которую нужно было выполнить.
Для меня наш поцелуй является продолжением ненасилия, принципа, который так часто используется в протестном движении, но так редко исследуется и исследуется, хотя он был центральным почти для каждого успешного движения активистов в истории.
Практика ненасилия не означает молчания или умиротворения и терпения. Это означает маршировать, воспевать и агитировать со всем гневом и страстью, но с твердой верой в то, что насилие никогда не приведет к справедливости и миру, к которым мы стремимся. Мы не сможем сломить страх и унижение, используя то же самое, а насилие только углубит наши окопы, подпитает стагнацию и отбросит нас назад.
Но это нечто большее, чем понимание того, что настоящий прогресс не будет достигнут с помощью насилия. Вместо того, чтобы встречать тех, кто питает ненависть, с нашей собственной ненавистью, и больше, чем просто игнорировать или терпеть их, ненасилие на самом деле призывает нас любить тех, с кем мы боремся.
Мне потребовалось время, чтобы усвоить эту идею, потому что это такой глубокий акт сострадания — любить перед лицом всего, что отрицает любовь. Но если мы действительно верим, что этот мир стоит исправить и что у всех нас есть возможность признать нашу общую человечность, это единственный путь вперед. Это работа — не просто противостоять силам против нас, но и ответить им более мощной альтернативой.
Итак, когда мы, как коллектив, инсценировали наш поцелуй, странный поцелуй для нас был актом, радикальным в своей любви и глубоким в своей простоте, способом продемонстрировать ненасилие через любовь. Поскольку квир-любовь активно и постоянно бросает вызов гетеронормативному обществу, в котором мы живем, у ЛГБТК+ есть уникальная возможность физически проявить нашу веру и любовь через эту форму протеста. Странный поцелуй — не грех и не мерзость; не преступление и не извращение, а признак любви, слишком свободной для рамок общественных устоев, религий, законов или пристрастий.