как правильно пишется слово по правилам русского языка
Русский язык не зря называют сложным. В этой статье мы расскажем, как правильно пишется: «подытожить» или «подитожить». Разобраться помогут правило, примеры и советы педагога, который объяснит, как запомнить правильный вариант
«Подытожить» или «подитожить». Фото: pixabay.com Елена Маханова Автор пособий по подготовке к ЕГЭ Юлия Козлова Автор КПСодержание
- Правило «подытожить»
- Советы преподавателя
Конечно, верно писать «подытожить». Если вы поставите в этом слове «и» после приставки, то это будет считаться грубой ошибкой. Интересно, что проблемы с написанием испытывают не только школьники, знания которых по русскому языку учителя оценивают на «тройку».
Однако не стоит унывать! Вы обязательно напишете правильно, если выясните морфемный состав слова и обратитесь к орфографическому правилу русского языка. Итак, выясняем почему же нужно писать «подытожить», а не «подитожить».
Правило «подытожить»
Слово, с которым многие испытывают трудности, является переходным глаголом совершенного вида. «Подытожить» имеет следующие лексические значения: «подводить итоги чему-нибудь», «сделать вывод», «обобщить сказанное или сделанное», «подсчитать сумму дохода», «выяснить результаты чего-либо». Чтобы разобраться как правильно писать, проведем морфемный разбор слова: «под-» — это приставка, «-ытож-» — корень», «-и-» — суффикс, «-ть» — окончание. Глагол образован от слова «итог» приставочно-суффиксальным способом. Проблемная гласная стоит после приставки и находится в корне.
Согласно орфографическому правилу русского языка, после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, нужно писать «ы». Примеры: «безыскусный», «безыскусственный», «безыдейный», «предыдущий», «разыграть», «подыскать», «сымпровизировать», «предынфарктный». Исключение из этого правила — глагол «взимать».
В нашем случае орфограмма касается не только глагола «подытожить», но и существительного «подытог». С этим словом часто делают ошибки в бухгалтерских, финансовых документах, когда пишут «подитог». Это неверно!
Правило, которое мы используем, относится к так называемым правилам фонетического или звукового согласия. Грамматика нужна не для запутывания языка, а чтобы упорядочить и облегчить пользование языком. Она опирается на произношение: чем проще выговорить слово, тем легче его написать. Сила русского языка во многом определяется прекрасно сбалансированной грамматикой.
Примеры
- Подытожим наш разговор и запишем планы на ближайший месяц.
- Пора подытожить результаты работы за прошедший год.
- Мы подытожили цифры и выяснили, что наши расходы увеличились.
- «Плохо», — строго подытожил отец.
- Я подытожу все тезисы, сказанные на конференции.
Советы преподавателя
Елена Маханова, методист домашней школы «ИнтернетУрок» по русскому языку, автор учебных пособий и эксперт по проверке Всероссийских олимпиад по русскому языку:
— Многие, не задумываясь, пишут слова ошибочно и говорят в оправдание: «Всех правил не запомнишь: как слышу, так и пишу!». Но не все люди говорят и слышат одинаково. «Подытожить» или «подитожить»? Как же правильно написать? В данном глаголе после приставки, которая оканчивается на согласную «д», в начале корня стоит гласная буква, ведь это слово образовалось от существительного на букву «и», «итог». Эти слова однокоренные, и кажется, что должны писаться одинаково, с буквой «и». «Подитожить»? Однако согласная «д» в приставке произносится твердо, поэтому буква «и» меняется на «ы», которая не смягчает согласную.
это интересно
«Внизу» или «в низу»: как правильно пишется — слитно или раздельно
Разбираем правило и узнаем у эксперта секреты, как запомнить верный вариант
подробнееОбратимся к истории. В начале XIX века писали «предъидущий» и «безъименный», но «разыграть» и «сыграться». Эти варианты зафиксированы в «Краткой русской грамматике» 1829 года Николая Ивановича Греча. В 1956 году было решено сформулировать четче особенности написания рассматриваемых нами букв после приставок на согласную. Появилось следующее правило: «Если в морфемном составе слова имеется русская приставка, которая заканчивается на согласный, после неё в корне пишем букву «ы», за исключением букв «ж» и «х» (после приставок «меж-» и «сверх-» в корне сохраняется буква «и»): в русской орфографии после букв «ж», «ш», «х», «ч», «щ» буква «ы» не пишется».
Следовательно, подобные слова пишутся в соответствии с их произношением. В глаголе «подытожить» после приставки на букву «д» слышим и пишем букву «ы».
Почему в новостях пишут «хлопок газа» вместо «взрыв газа»? Это методичка такая? Расследование «Медузы» — Meduza
От взрыва газа в жилом доме в Шахтах (Ростовская область) обрушились восьмой и девятый этажи одного из подъездов. В новостях это назвали «хлопком». 15 января 2019 года
Сергей Леваненков / ТАСС / Vida Press
В конце 2019 года многие пользователи соцсетей начали обращать внимание, что в сообщениях российских СМИ слово «взрыв» все чаще заменяют на «хлопок» — даже в тех случаях, когда речь очевидно идет о взрыве с масштабными разрушениями и человеческими жертвами. Это действительно так: если в начале 2017-го количество «хлопков» в новостях о таких инцидентах исчислялось десятками, то в январе 2020-го счет пошел уже на тысячи. Источники «Медузы» в силовых ведомствах и администрации президента говорят, что это целенаправленная политика по внедрению «режима информационного благоприятствования» — чтобы «не сеять панику» сообщениями о взрывах.
Во второй половине 2019 года многие читатели российских СМИ начали замечать, что в новостях про взрыв — например, бытового газа — само слово «взрыв» заменяют на странное слово «хлопок». Часто сочетание фотографии с места происшествия и «хлопка» в заголовке статьи выглядит настоящим абсурдом: на снимке — дымящиеся руины, в заметке — речь о десятках пострадавших или даже погибших, а причина всего этого — «хлопок». «Хлопком» в материале «Известий» с подачи регионального МЧС был назван даже сильный взрыв в жилом доме в Магнитогорске 31 декабря 2018 года, когда погибли 39 человек.
Многие пользователи пишут возмущенные комментарии в соцсетях и спрашивают, не проявление ли это цензуры.
При этом в новостях о взрывах в других странах те же самые СМИ называют вещи своими именами: то есть взрыв в Казахстане — это все-таки взрыв, а не «хлопок».
По просьбе «Медузы» компания «Медиалогия», анализирующая российский медиарынок, провела исследование использования слова «хлопок» в новостях. Действительно, с осени 2019 года «взрывы» в заголовках российских СМИ начали замещаться «хлопком». При описании одних и тех же событий частотность упоминания «хлопка» росла — в то время как частотность «взрыва» шла на спад. В январе 2020-го в российских медиа «хлопок» упоминается рекордные 1300 раз, что в четыре с лишним раза больше сентябрьского показателя (для сравнения: в начале 2017 года в базе данных «Медиалогии», куда входят около 53 тысяч источников, обнаружилось всего 58 «хлопков газа» в заголовках). То есть вам не показалось: российские медиа и правда целенаправленно и одновременно перешли от «взрывов» к «хлопкам».
«Медуза» заказала «Медиалогии» исследование об использовании словосочетаний «взрыв газа» и «хлопок газа» (чтобы не засорять результаты выражениями типа «взрыв недовольства» или омонимом «хло́пок») в заголовках российских СМИ с января 2017 года по январь 2020-го. Пик января 2019-го связан со взрывом жилого дома в Магнитогорске утром 31 декабря 2018-го. Официальная версия этого происшествия — взрыв бытового газа, хотя некоторые журналисты предполагали и другое: например, Baza настаивает, что это был теракт.
«Медиалогия»
А чем хлопок отличается от взрыва?
Хлопок — это реально существующий технический термин, который встречается в официальных документах, специальной литературе и должностных инструкциях уже много лет, то есть появился он не в 2019 году. Например, в «Инструкции по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» РАО «ЕЭС России» от 2002-го дается такое определение терминов «хлопок» и «взрыв»:
Вспышка (хлопок) — быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов, способных разрушать конструкции или установки. Взрыв — быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить разрушение конструкций или установок.
То есть, грубо говоря, хлопок — это взрыв, который ничего капитального не разрушил.
Можно предположить, что сотрудники МЧС просто злоупотребляют специализированной терминологией, которая в неизменном виде переползает из их официальных сообщений в СМИ и всех путает, особенно в очевидных случаях, когда разрушения видно невооруженным взглядом. Например, поиск по сообщениям на сайте МЧС за прошедшее десятилетие показывает, что «хлопок» все это время использовался в их пресс-релизах в выражениях типа «хлопок газо-воздушной смеси» — вне зависимости от тяжести последствий этого «хлопка». Более того, даже первые официальные сообщения об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года содержали тот же самый термин: «Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок в районе гидроагрегата»
Департамент информационной политики МЧС в ответ на запрос «Медузы» предоставил выдержку из рекомендаций ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, которыми руководствуются сотрудники пресс-служб ведомства. Там сказано, что «хлопок» и «взрыв» различаются последствиями: взрыв может привести к разрушению капитальных конструкций. Однако в начале документа говорится, что «термин „хлопок газа“ по смыслу должен быть приравнен к техническому термину „взрыв газа“» — то есть окончательный выбор остается за сотрудниками пресс-служб.
К тому же и им самим из других подразделений МЧС информацию передают «по принципу „как можно меньше того, что может вызвать панику“», — признается источник «Медузы» в министерстве.
Возможно, той же логикой руководствуется и Следственный комитет, когда он выпускает пресс-релиз о расследовании уголовного дела о «хлопке газа», от которого погибли люди, — хотя речь идет о взрыве в городе Шахты, последствия которого видны на первой фотографии в этой статье.
Так это просто глупость или все-таки политика?
Как выяснила «Медуза», усиление позиций «хлопка» в последнее время — это не случайность и не просто канцелярщина ведомственных пресс-релизов, перетекающая в неизменном виде в СМИ. «Хлопок», как и другие примеры чиновничьего новояза типа «подтопления» вместо наводнения и «возгорания» вместо пожара, — часть информационной политики администрации президента (АП).
Собеседник, близкий к составу внутриполитического блока АП при Вячеславе Володине (первый замглавы администрации с 2011 по 2016 год, сейчас — спикер Госдумы), так объясняет эту политику: «Хлопок газа — это классический пример режима информационного благоприятствования: акцент делается на хороших новостях, а плохие вуалируются. Мы слышим девять новостей о хорошем плюс [одну] новость о каком-то хлопке газа. Катастроф у нас нет». Курс на «снижение негатива» подтверждает источник «Медузы» в силовых ведомствах: «Могу сказать, что установка на занижение ущерба точно существует. Если экстренные службы сообщают о возгорании — значит, там все полыхает уже. Если задымление — значит, точно горит и, возможно, пара человек там угорели, грубо говоря».
Несколько источников «Медузы» рассказывают, что первый замруководителя АП Алексей Громов еженедельно проводит совещания с главами пресс-служб ключевых ведомств, сообщения которых — основной источник информации для агентств, а те в свою очередь — источник для остальных СМИ. На этих планерках обсуждается краткий план основных тем на неделю вперед и даются указания по «правильной» подаче повестки. «Сообщения о важных информационных поводах, возникающих оперативно, руководители пресс-служб согласовывают напрямую с [начальником управления по общественным связям и коммуникациям администрации президента Александром] Смирновым или даже лично Громовым», — говорит источник «Медузы».
Первый заместитель руководителя администрации президента России Алексей Громов
Алексей Никольский / пресс-служба президента РФ / ТАСС / Vida Press
Еще один источник в правоохранительных органах, взаимодействующий со СМИ, подтвердил «Медузе», что АП стремится контролировать появление информации о чрезвычайных происшествиях. По его словам, не только сами пресс-службы силовых ведомств, но и руководители государственных информагентств могут согласовывать с управлением информации подачу таких сообщений на лентах. «Речь не идет о том, чтобы называть черное белым, а белое — черным. Просто, чтобы отреагировать на какой-то инцидент, надо понять его масштабы, собрать информацию, поэтому целесообразно на первом этапе избегать таких слов, как „взрыв“, пишут „хлопок“», — объясняет собеседник «Медузы».
Действующий сотрудник администрации президента, попросивший не называть его имени, категорически отрицает, что администрация дала установку пресс-службам и агентствам в случае взрыва писать про «хлопок». «Да мы тут сами удивляемся, когда про хлопок этот видим. Выглядит это, прямо скажем, не очень. Никогда — ни сейчас, ни раньше — из администрации президента никаких пожеланий на этот счет не было». Собеседник «Медузы» в АП предположил, что слово «хлопок» СМИ берут из первичных сообщений МЧС, когда те еще «сами не до конца понимают, что произошло, поэтому используют этот термин».
Впрочем, бывший корреспондент одного из ведущих российских информационных агентств подтвердил «Медузе» существование «режима информационного благоприятствования»: «Это делается, чтобы не сеять панику. Слово „взрыв“ страшное и негативное, а „хлопок“ — это как-то проще. И в подавляющем большинстве случаев новостники информагентств будут писать про хлопок, пока какое-нибудь ведомство — типа МЧС, Национального антитеррористического комитета или ФСБ — не заявит, что это взрыв. И это даже не потому, что откуда-то могут позвонить, а просто лучше перестраховаться. Никаких конкретных инструкций на эту тему я не видел и прямых указаний не получал — просто так принято, преемственность».
Алексей Ковалев при участии Татьяны Лысовой, Андрея Перцева и Максима Солопова
Что такое аналитическое эссе? Руководство по написанию с примерами
ОПИСАНИЕ
человек в инвалидной коляске пишет с определением аналитического эссе
ИСТОЧНИК
Эдвин Тан / E+ / Getty Images / via Getty created by YourDictionary 9000 5
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется в Getty Лицензия на изображения
Анализ — одно из тех вездесущих слов, которые могут означать что угодно. Вы можете анализировать литературу, а можете анализировать глаза красивого щенка, когда он улыбается прямо вам. Аналитическое эссе может быть не таким милым, но потенциально может быть таким же забавным или разъясняющим, если вы знаете, что ищете.
Что такое аналитическое эссе?
Аналитическое эссе — это тип эссе , который включает изучение интересующего предмета и объяснение того, что он говорит.
Анализ здесь может означать многое, но анализ чего-либо обычно включает в себя разбиение на отдельные части и интерпретацию того, что означает каждая из этих частей по отдельности и в целом.
Например, ваше аналитическое эссе может включать внимательное чтение стихотворения, где вы разбираете его построчно и обсуждаете метафоры , выбор слов и другие языковые элементы, с которыми работает текст.
Аналитические эссе распространены в школе, но они также публикуются в журналах, газетах и научных периодических изданиях. Эти эссе могут охватывать широкий круг тем, от произведений искусства и средств массовой информации до исторических событий и научных теорий.
Реклама
Разница между аналитическими эссе и критическими эссе
Как студенты, так и преподаватели склонны путать аналитические эссе и
0029 очерков критического анализа , и не зря. Есть много общего в том, что оба требуют, чтобы вы что-то анализировали. Как и аналитическое эссе, эссе с критическим анализом будет включать в себя разбивку текста.
Одно большое отличие — объективность. Аналитические эссе объективны по своей природе, поэтому вы на самом деле не пишете о своем собственном мнении. Хотя, как правило, в аналитическом эссе можно излагать собственные мысли, любые более широкие мнения или аргументы по поводу текста должны исходить от субъекта или автора предмета.
По сути, все сводится к следующему шагу. В аналитическом эссе это «Давайте проанализируем, что говорит этот текст». В эссе с критическим анализом это звучит так: «Давайте проанализируем, что говорит этот текст, и , вот что я думаю о том, что он пытается сказать».
Реклама
Общая структура и формат аналитического эссе
Аналитические эссе могут иметь несколько различных форм со своей собственной структурой.
«Прямое» аналитическое эссе обычно включает основных частей эссе :
- Введение, чтобы привлечь внимание читателя, предоставить некоторый базовый контекст и сформулируйте тезис , описывающий то, что вы планируете анализировать
- Основные абзацы, которые входят в фактический анализ, как указано в тезисе
- Вывод, который кратко повторяет ваш тезис и выходит за рамки того, что вы обсуждали в своей статье, например, с призывом к действию или риторическим вопросом
Реклама
Пример аналитического эссе
Как бы мы ни ценили вас, мы не можем написать для вас ваше эссе, но только потому, что хотим помочь вам развить ваши аналитические способности (и мы не поддерживаем мошенничество).
Тем не менее, наряду со всей информацией и советами по написанию аналитического эссе, простой пример одного из них может помочь вам понять, как составить собственное эссе.ОПИСАНИЕ
пример полного аналитического эссе с метками
ИСТОЧНИК
Создано Кариной Гото для YourDictionary
- 900 04 РАЗРЕШЕНИЕ
Принадлежит YourDictionary, Copyright YourDictionary
Аналитическое эссе Введение Пример
Нравится почти в любой другой форме эссе, вы хотите, чтобы ваше аналитическое введение эссе было каким-то образом увлекательным, не слишком далеко отклоняясь от реальной темы. Независимо от того, насколько хорош ваш анализ, вы хотите дать людям повод хотя бы начать читать ваше эссе.
В отличие от других эссе, тезис во введении не обязательно должен быть аргументом. Это гораздо больше касается изложения того, что вы намереваетесь интерпретировать в тексте или произведении, а не высказывания мнения об этом (даже если оно может показаться мнением).
Никто не может по-настоящему понять ощущение прыжка прямо на черепаху, но это лишь одна из многих характеристик, которыми наделен главный герой в книге Суперсантехник . Книга изображает ярко освещенный мир чудес, грибов и земноводных в различных биомах. В то время как главный герой, мистер Водопроводчик, изображен как обычный человек, его особый внешний вид, стиль и поведение, описанные в книге, показывают, что он совсем не такой.
Реклама
Пример основного абзаца аналитического эссе
Вы захотите потратить большую часть своего времени на основные абзацы. Здесь вы действительно погрузитесь в контент и проанализируете тему. В отличие от других эссе, аналитическое эссе, как правило, не требует внешних текстов или источников для поддержки ваших аргументов, особенно потому, что вы ничего не аргументируете. Ваша единственная цель — текст под рукой, так что не бойтесь вникать в него.
Мистер Водопроводчик изначально был написан как повседневный персонаж, которого читатель мог воплотить. У него нет ни настоящей личности, ни голоса, что часто позволяет второстепенным персонажам вокруг него заполнять пробелы. Читатель знает, что он носит яркую шляпу, высоко прыгает и любит грибы. Это скромные характеристики, которые подчеркивают человечность персонажа. Большинство людей представляют собой не список уникальных характеристик, а мозаику из более мелких идиосинкразий.
Реклама
Пример заключения аналитического эссе
Очень легко переосмыслить вывод . Не беспокойтесь о том, чтобы сказать что-то глубокомысленное или резюмировать все человеческое существование посредством вашего анализа. Вместо этого рассмотрите дополнительные вопросы или вещи, которые вам могут быть интересны.
Суперсантехник остается популярным чтением, содержащим человеческий персонаж, который многим может показаться скучным или лишенным индивидуальности. Однако мистер Водопроводчик — чрезвычайно человеческий персонаж, который действует как чистый лист для читателя. Более глубокое погружение в других персонажей и их взаимодействие с ним может помочь лучше понять мотивы и внутреннюю психологию мистера Водопроводчика.
Как написать аналитическое эссе
Как написать аналитическое эссеКак написать аналитическое эссе |
Цель этих
аналитические задания эссе заключается в том, чтобы научить студентов исследовать функцию
фильма, интерпретировать его значение и развивать аргумент, основанный на
поддерживается материалом, представленным в самом фильме, а также в HUM
1020. Таким образом, эти задания предназначены не только для развития
композиционные навыки, но научить студентов придавать смысл опыту
путем анализа, оценки, осмысления, обобщения и синтеза
идеи, представленные в фильме, а затем связывающие их с курсом
информация. |
Для начала вы
необходимо развивать навыки конспектирования. Ведь для того, чтобы написать
хорошее аналитическое эссе, вы должны начать с исходных материалов, которые будут
в конце концов сконденсироваться в изысканное произведение. |
Теперь, когда вы
у вас есть исходный материал, из которого вы собираетесь составить свое аналитическое эссе.
выйдите, внимательно посмотрите на свои записи и начните связывать все
части к целому. Спросите себя, чего хотел говорящий или рассказчик
выполнить, а также какая информация была представлена. После
Решив, каковы цель и тезис, теперь вы готовы писать.
Удостоверьтесь, что тезис подкреплен основными пунктами, и они, с
подпункты и доказательства. Кроме того, убедитесь, что подключены все
основные моменты с помощью переходов, чтобы указать
отношения между ними. Не забывайте быть кратким, но в то же время
полный. |
При анализе
художественный фильм, убедитесь, что вы не просто описываете его сюжет.
сюжет — это всего лишь механизм для упаковки того, о чем на самом деле фильм.
Опять же, вы сосредоточитесь на темах и ценностях, которые
достижения в кино. Для этого вам придется быть аналитиком. Как только у вас есть
решили, каковы его темы, каждая из них может быть проиллюстрирована через
использование событий и характеристик, изображенных в художественном фильме. Для
Например, фильм Титаник занимается на поверхности
затопление корабля. Однако вы будете писать о том, какие идеи
фильм продвигает: 1) что классовые различия были очень жесткими во время la belle poque ; 2) этой технологии поклонялись и думали
быть непогрешимым; и 3) что у мужчин и женщин не было одинаковых
права. Каждая из этих идей может затем стать отдельным тематическим предложением,
центральная идея абзаца, закрепляющая абзац, который можно
разработаны путем ссылки на ситуации и характеристики, которые
изображены в фильме. После того, как вы решили, что эти тематические предложения
будут, то сформулируйте тезис, который будет синтезировать эти
подчиненные идеи в единое целое. Таким образом, утверждение тезиса
это конкретное резюме может быть выражено следующим образом:
фильм Титаник иллюстрирует значения la belle poque по
акцентируя внимание на жестких классовых и гендерных различиях, а также
поклонение технике. |
Наконец, как вы
напишите аналитическое эссе, заполните следующее: 1. Процитируйте название фильма. 2. Предоставьте справочную информацию и сформулируйте тезис в вступительный абзац. 3. Укажите основные идеи, представленные в фильме. Каждая из этих основных идей должна быть оформляется в тематическое предложение и развивается за счет использования конкретных подробности. 4. Использование прямое цитирование ключевых слов и фраз. 5. Используйте теги («согласно» или «как объясняется в фильме»), чтобы напомнить читателю что вы резюмируете представленную точку зрения, а не свою собственную. 6. Избегать обобщающий сюжет. 7. Отчет основные идеи максимально объективно. Не включайте свои собственные реакции и ответы.
|
К лучшему
понять, что такое хорошее аналитическое резюме, я предоставляю вам
образцы сочинений. Прочтите их и обратите внимание, что каждое из этих резюме
написаны в стиле MLA, в том же формате, которому вы должны следовать. |