Сардановская Анна | Сайт о селе Дединово
Последнее обновление: 11 марта 2018 в 20:37
Анна Алексеевна Сардановская. Фото из дневника liveinternet.ru/users/msketriken/
post344444561.
Анна Алексеевна Сардановская родилась в селе Мощены Рязанской губернии. В 1896 году. Внучатая племянница священника села Константинова Ивана (И. Я. Смирнова). Родители её учительствовали в сёлах Рязанской губернии. В семье было четверо детей. Вскоре после рождения Анны умирает её отец. Мать с детьми переезжает в село Дединово в Рязанской губернии. С 1906 году вместе со своей подругой Марией Бальзамовой поступает в рязанское женское епархиальное училище. Она обладала прекрасным голосом, отличалась пением в церковном хоре и на светских вечерах в общежитии, когда училась в училище.
Каждое лето Сардановская приезжала к своему родственнику вместе с матерью, братом и сестрой.
Детские годы Сергей Есенин провел в селе Константиново Рязанского уезда.
Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. Иван Яковлевич настоял, чтобы Сережу после окончания земской школы (с 1904 года по май 1909-го Есенин учился в Константиновском земском четырехклассном училище) отправили в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу а не к отцу в Москву, где тот служил приказчиком.
Сергей Есенин, Москва, 1913 г. Фото с сайта esenin.ru.
Приезжая летом из Спас-Клепиков в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего товарища — Анной Сардановской. В смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи. А там, где молодёжь, там конечно же влюблённость, романы, и поиски, порывы, споры…
В «доме с голубыми ставнями» Есенин и встретил свою первую любовь, озорную, черноглазую смуглянку.
Поначалу это была детская дружба юных отроков, которая продолжалась на протяжении пяти лет. Более близкое знакомство Есенина и Сардановской состоялось 21 июля 1912 года, когда в Константинове справляли престольный праздник Казанской божьей матери.
Праздник проходил вечером в состоятельном доме священника, к которому по его приглашению съезжалось множество народа. Среди приглашённых — Есенин и Сардановская со своей сестрой Серафимой и подругой Марией Бальзамовой.В одном из писем, относящемся к августу 1912 года, Есенин сообщал своему другу Г.Панфилову: «
(Я сейчас в Москве.) Перед моим отъездом недели за две за три у нас был праздник престольный. К священнику съехалось много гостей на вечер. Был приглашён и я. Там я встретился с Сардановской Анной… Встреча эта на меня… подействовала, потому что после трёх дней она уехала и в последний вечер в саду просила меня быть её другом. Я согласился. Эта девушка тургеневская Лиза («Дворянское гнездо») по своей душе и по своим качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с нею, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной».Брат Анны Сардановской. Фото из дединовского краеведческого музея, 2015г.
Есенину было не полных 17 лет, Сардановской — 16.
Можно предположить, что это была любовь с первого взгляда. Все остальные дни перед отъездом Сардановской они не расставались, проводя время вместе. Есенин с удовольствием читал новые стихи, особенно замысловатую поэму «Песнь о Евпатии Коловрате». Рассказал, что он уже несколько раз ездил в Москву со своими стихами. Потом с грустью сказал, что в конце мая закончил Спас-Клепиковскую школу, а теперь отец требует поступать в Московский учительский институт.В последний день перед прощанием они посетили соседнее село Кузьминское, в котором по вторникам бывали шикарные базары. Пошли они не по пыльной дороге, а по берегу Оки, где как раз в то время активно строились Кузьминские шлюзы — значительная стройка для тех мест. Центр волости Кузьминское, крупнейшее село в округе, насчитывал более шестисот дворов. Тут кроме волостного Совета находились аптека, магазины, ветеринарный пункт, почта с телефоном. Сюда прибывали жители из окрестных сёл. Например, белоомутские, шехминские, дивовские, селецкие, волхонские, федякинские и др.
«Здесь можно было купить всё, начиная от лаптей и глиняных горшков до коров и лошадей; можно узнать, где продаётся дом, кто в соседнем селе умер, кто женился, кто разделился» (из воспоминаний современников).Впоследствие имя Анны уже известный поэт возьмёт для лучшей своей поэмы. А тогда – захлёст чувств, радости и сомнения – и строчки, строчки, строчки…
Летом 1913 года Есенин и Сардановская вновь встретились в Константинове. Есенин приехал отдохнуть от работы в Сытинской типографии, Сардановская — от учительской работы.
Экономка Смирновых Марфуша, постоянно говорила: «
Ох кума! У нашей Анюты с Сережей роман. Уж она такая проказница, скрывать ничего не любит. «Пойду, – говорит, — замуж за Серёжку», и всё это у неё так хорошо выходит».Константиновский старожил И. Г. Атюнин писал, что однажды вечером Анна и Сергей, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили находившуюся там монашенку разнять их, говоря: «
Мы любим друг друга и даем слово жениться. Разнимите нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом».Мария Парменовна Бальзамова и Анна Алексеевна Сардановская. 1914-1915гг. Фото из дединовского краеведческого музея, 2015г.
Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Как считал сам Сергей – причиной послужила его дружба с лучшей подругой Анны Марией Бальзамовой. Но всё оказалось довольно просто – в школе села Дединова (Анна заканчивает училище в 1912 году и в скором времени начинает работать учительницей в школе) Анна знакомится с здешним учителем Олоновским Владимиром Алексеевичем. Со временем их знакомство перерастает в дружбу, которая выливается в более близкие отношения. Все мысли Анны заняты только Владимиром Алексеевичем.
Всю осень 1915 года Есенин посылает свои стихи по редакциям газет и журналов, но всё безрезультатно. С Сардановской у поэта в тот период тоже осложнились отношения. «
С Анютой я больше незнаком. — сообщал он М. Бальзамовой в феврале 1914 года. — Я послал ей едкое и ругательное письмо, в котором поставил крест всему». Хотя «едкое и ругательное письмо» могло быть вызвано тем, что в эти дни Есенин вступил в гражданский брак с А. Изрядновой, и, скорее всего, она уже была беременна от поэта.В начале июля 1916 года Есенин писал Анне Сардановской: «
Я ещё не оторвался от всего того, что было, потому не переломил в себе окончательной ясности. Рожь, тропа такая чёрная и шкаф твой, как чадра Тамары.В тебе, пожалуй, дурной осадок остался от меня, но я, кажется, хорошо смыл с себя дурь городскую.Хорошо быть плохим, когда есть кому жалеть и любить тебя, что ты плохой. Я об этом очень тоскую. Это, кажется, для всех, но не для меня.Прости, если груб был с тобой, это напускное, ведь главное-то стержень, о котором ты хоть маленькое, но имеешь представление.Сижу бездельничаю, а вербы под окном ещё как бы дышат знакомым дурманом. Вечером буду пить пиво и вспоминать тебя.Сергей.Царское село. Канцелярия по постройке Фёдоровского собораP.S. Если вздумаешь перекинуться в пространство, то напиши. Капитолине Ивановне и Клавдию с Марфушей поклонись.»Сардановская пишет ответ Есенину в Царское Село (14 июля 1916 года), где он продолжал службу в армии: «
Совсем не ожидала от себя такой прыти — писать тебе, Сергей, да ещё так рано, ведь и писать-то нечего, явилось большое желание. Спасибо тебе, пока ещё не забыл Анны, она тебя тоже не забывает. Мне несколько непонятно, почему ты вспоминаешь меня за пивом, не знаю, какая связь. Может быть, без пива ты и не вспомнил бы? Какая восхитительная установилась после тебя погода, а ночи — волшебство! Очень многое хочется сказать о чувстве, настроении, смотря на чудесную природу, но, к сожалению, не имею хотя бы немного слов, чтобы высказаться. Ты пишешь, что бездельничаешь. Зачем же так мало побыл в Кон<стантинове>. На празднике 8-го было здесь много народа, я и вообще все достаточно напрыгались, но всё-таки — А.С.».В это время Есенину было уже не до бездельничанья. Его активно готовили к встрече с царской фамилией, где он должен был прочитать свои стихи. Чтение состоялось 22 июля 1916 года на представлении, организованном для раненых. «Есенин выступает в программе «увеселения» в лазарете № 17 в присутствии императрицы Александры Федоровны и великих княжон Марии и Анастасии.
Есенин ждёт писем от Анны. Он явно огорчён и расстроен тем, что она не пишет ему, для него это сейчас особенно важно и необходимо. Настроение его подавлено, всё сильнее он ощущает чувство беззащитности и одиночества. Всё это находит своё отражение и преломление во многих стихах поэта. 20 октября 1916 года поэт отправляет последнее из сохранившихся писем к Сардановской: «
Очень грустно. Никогда я тебя не хотел обижать, а ты выдумала. Бог с тобой, что не пишешь. Мне по привычке уже переносить всё. С.Е.».Анна Алексеевна Сардановская. Фото из дединовского краеведческого музея, 2015г.
Получилось, что Анна первой нарушила их «договор»— вышла в 1920 году замуж за учителя Олоновского в село Дединово. В это время Сергей был в Москве. Узнав о ее замужестве, он прислал письмо, в котором просил уже знакомую нам монашенку «
взять пук хвороста и бить Анну, сколько сил хватит». Впрочем, Есенин лукавил — ведь именно он первый женился, причём раньше на восемь месяцев. Но лукавил он с юмором. В мае 1920 года, когда поэт узнал, что в Константинове гостит Сардановская, он оторвался от литературных забот и приехал в родные края. «Собирался прожить там недельки полторы, а прискакал через три дня обратно». Старшая сестра поэта так описывает эту примечательную встречу: «Марфуша говорила матери: — Потеха, кума! Увиделись они, Серёжа говорит ей: «Ты что же замуж вышла? А говорила, что не пойдёшь, пока я не женюсь». Умора, целый вечер они трунили друг над другом». Видимо, Есенин пока никому из родственников не сообщал о своей официальной женитьбе в 1917 году.Страницы: 1 2
Первая любовь Есенина и последняя — Маяковского. Пять историй из музеев
Жизнь деятелей искусства — кладезь романтических историй, но, к сожалению, не всегда с хеппи-эндом. Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей В.В. Маяковского, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Музей С.А. Есенина и Музей С.А. Тургенева рассказывают о любовных переживаниях своих героев.
Фото: Mos.ruMos.ru
Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».
Видео дня
Александр Пушкин и Анна Оленина
О любвеобильности Пушкина ходили легенды. Супругу Наталью Гончарову он называл своей 113-й любовью, и это не совсем фигура речи: поэт действительно вел донжуанский список. Одно из имен, упомянутых в нем, — Анна Алексеевна Оленина.
Ее отец Алексей Николаевич служил директором Императорской Публичной библиотеки и был знаком со многими литераторами. В его доме бывали Василий Жуковский, Иван Крылов, Николай Карамзин и многие другие. Несколько раз салон Олениных посетил и Александр Сергеевич.
Анна Алексеевна впервые встретила Пушкина в 1819 году. Тогда ни о какой любви не шло и речи, ведь ей было 12 лет. Следующая встреча состоялась в 1827-м, когда поэт только вернулся из ссылки, на балу графини Елизаветы Михайловны Хитрово. Оленина первой пригласила Пушкина на танец. Он согласился, а потом и сам подошел к девушке с предложением потанцевать.
Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
В конце 1828 года Александр Сергеевич решился сделать предложение Анне, но получил отказ. Существует несколько версий, почему это произошло. По одной из них, сначала Анна и ее семья приняли предложение поэта, но затем Пушкин не приехал на обед в честь помолвки, чем оскорбил отца несостоявшейся невесты. По другой версии, родители Анны Алексеевны изначально были против идеи породниться с поэтом: Алексеевич Николаевич как государственный служащий знал, что Пушкин за свои произведения был объявлен неблагонадежным и за ним велась негласная слежка.
Перед тем как навсегда проститься с Анной Алексеевной, Пушкин написал ей в альбом стихотворение, которое сегодня знает, наверное, каждый:
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
Мучиться из-за неудачной помолвки поэту долго не пришлось. Всего через несколько месяцев после разрыва с Олениной он встретил Наталью Николаевну Гончарову, а в апреле 1829 года просил ее руки.
Анна Алексеевна вышла замуж только после смерти Пушкина — в 1840 году. Ее избранником стал французский дворянин Федор Андро, ради женитьбы принявший русское подданство. Позже он был назначен чиновником особых поручений при польском наместнике. С 1847 по 1862 год Андро был президентом Варшавы. Супруги прожили в браке 45 лет. После смерти мужа Анна Алексеевна стала монахиней в Корецком Свято-Троицком женском монастыре.
Владимир Маяковский и Вероника Полонская
Конечно же, главное женское имя, связанное с жизнью и творчеством Маяковского, — Лиля Брик. Именно ей он посвятил стихотворение «Про это» и поэму «Облако в штанах», писал нежные письма и рисовал щенков. Ближе к концу жизни Маяковского их отношения изменили характер: Брик оставалась для него важным человеком, но в его сердце стали появляться другие женщины. Последней любовью Маяковского стала Вероника Витольдовна Полонская.
Они познакомились в мае 1929 года. Актриса МХАТа Полонская тогда только дебютировала в кино, сыграв в фильме «Стеклянный глаз» Лили Брик. С поэтом она впервые встретилась на бегах, друг другу их представил Осип Брик.
Полонская была замужем за актером Михаилом Яншиным, но не смогла устоять перед обаянием Маяковского. Они встречались почти каждый день, роман стремительно развивался, и скоро Маяковского перестала устраивать роль любовника. Он хотел жениться на Полонской, но та не спешила разводиться. Это приводило к многочисленным ссорам, но всякий раз они мирились.
Трагедии, которая случилась 14 апреля 1930 года, предшествовало несколько событий, негативно повлиявших на состояние поэта. В 1929 году два спектакля, поставленные по мотивам его пьес «Баня» и «Клоп», были встречены советскими критиками прохладно. 1 февраля 1930-го открылась выставка Маяковского «20 лет работы». На вернисаж были приглашены многие писатели и руководители советского государства (в том числе и Иосиф Сталин), но никто из них не пришел.
14 апреля 1930 года Маяковский должен был отвезти Полонскую на репетицию в театр. Перед этим они заехали к нему на съемную комнату на Лубянке. Там писатель вновь потребовал от возлюбленной уйти от мужа и бросить театр, но она снова отказалась. После этого он дал ей денег на такси и попросил доехать до театра самостоятельно. Как только Полонская вышла за дверь, раздался выстрел. Она тут же бросилась к Маяковскому, но ему уже ничем нельзя было помочь.
Через восемь лет после гибели поэта Вероника Полонская по просьбе директора недавно образованного Государственного музея В. В. Маяковского Агнии Белозерской записала свои воспоминании о времени, проведенном с поэтом. Книга заканчивается словами: «Я любила Маяковского. Он любил меня. И от этого я никогда не откажусь».
Иван Тургенев и Полина Виардо
Для Тургенева существовала всего одна женщина — французская певица Полина Виардо. Роковое знакомство произошло в 1843 году, когда Виардо приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Тургенев услышал ее голос в опере «Севильский цирюльник» и был очарован.
Их личное знакомство состоялось на званом вечере майора Александра Комарова. Тургенева представили Виардо как «молодого русского помещика, славного охотника и плохого поэта». Сначала дива считала Тургенева лишь одним из своих многочисленных поклонников, однако вскоре они стали сближаться. Иван Сергеевич, обладавший уникальным даром рассказчика, развлекал Виардо во время антрактов разными историями. С ее мужем Тургенев тоже быстро нашел общий язык — оба любили охоту. Каждый приезд семьи Виардо в Россию для Тургенева был долгожданным событием, а сам писатель навещал возлюбленную в Париже.
По Москве Тургенева: с Остоженки на Моховую и к Чистым прудам
В 1862 году семейство Виардо приехало в Баден-Баден, чтобы купить там виллу. Вслед за ними туда отправился и Иван Сергеевич. С тех пор Тургенев фактически стал членом семьи. В 1870-м из-за начавшейся Франко-прусской войны они уехали во Францию. В 1883 году Полина Виардо стала вдовой дважды: 5 мая от последствий инсульта умер Луи Виардо, а через два месяца скончался Тургенев.
До конца жизни писатель оставался глубоко одиноким человеком. Он не раз пытался избавиться от чувств к Виардо и заводил отношения, которые вновь и вновь заканчивались неудачно. «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь», — исповедовался Тургенев своему товарищу поэту Афанасию Фету.
Василий Тропинин и Анна Катина
Судьбу выдающегося русского художника Василия Тропинина можно назвать готовым сюжетом. Его отец Андрей Иванович был крепостным, получил от барина вольную, но действие документа не распространялось на его детей. Поэтому в первую же секунду своей жизни Василий Андреевич стал собственностью.
Талант живописца был у него с детства. В Санкт-Петербурге, куда юного художника отправили обучаться кондитерскому искусству, в свободное время он тайно посещал занятия в Императорской Академии художеств. Работы Тропинина увидел двоюродный брат его владельца, а после этого упросил оплатить учебу способного юноши. Это решение не только позволило молодому художнику развить способности, но и преподнесло ему главное знакомство в жизни — в Петербурге он и встретил свою будущую жену Анну.
Между влюбленными стояло одно серьезное препятствие — в отличие от Василия Андреевича, Анна Ивановна происходила из вольных крестьян. По законам тех лет их свадьба значила для нее добровольный переход в статус крепостной, однако она сделала выбор в пользу любви. Одним из первых заказов, который поступил Тропинину вскоре после выпуска из академии, была роспись церкви деревни Кукавки — там после окончания работ он и обвенчался с возлюбленной.
В 1823 году случилось событие, которого Тропинин ждал всю свою жизнь, — в подарок на Пасху он получил от барина вольную грамоту, а через пять лет свободу получили его жена и сын. Их счастливая семейная жизнь продолжалась почти 50 лет и закончилась в 1855 году, когда умерла Анна Ивановна. Потерю жены Василий Андреевич так и не смог пережить — через два года его не стало.
Сергей Есенин и Анна Сардановская
Сергей Есенин впервые влюбился, когда ему было 16. Его избранницей стала Анна Сардановская, внучатая племянница священника села Константиново, где Есенин родился и вырос. Они знали друг друга с детства, но взаимная симпатия появилась, когда оба немного повзрослели.
Их роман был обречен на трудности: в 1912 году, когда они признались друг другу в чувствах, Есенин заканчивал школу. Он собирался уехать из родного села, а Анна хотела остаться и последовать примеру своих родителей, став учительницей.
В одном из писем своему другу Григорию Панфилову Есенин писал об Анне: «Эта девушка — тургеневская Лиза по своей душе и по своим качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с нею, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной».
Анна и Сергей договорились писать друг другу и не изменяли своему обещанию, а когда поэт ненадолго возвращался в Константиново, они проводили друг с другом практически каждую минуту. Летом 1913 года они пришли к монахине и дали ей по-детски трогательную клятву: «Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас, пусть кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом».
Со временем Сардановская стала все реже отвечать на письма поэта. Причиной этого стало ее увлечение Владимиром Олоновским, учителем, с которым она познакомилась в школе, где они вместе работали. В 1918 году они поженились, но их семейное счастье продлилось недолго: 8 апреля 1921 года Анна умерла во время родов.
Как гадал Есенин и что дарил жене конструктор Королев. Четыре истории любви из музеев Роковая страсть, мезальянс и счастливый брак: шесть историй любви из музеев Москвы
Новость о трагедии застала поэта в Туркестане. Есенин долго не мог принять это известие, не переставая ходил по комнате, а когда немного успокоился, сказал своему другу Ивану Грузинову: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».
Сергей Есенин и Айседора Дункан — Всемирный музей любви
Перейти к содержимомуУ Сергея Есенина и Айседоры Дункансендобрик2019-08-16T13:39:08+02:00
У Айседоры Дункан и Сергея Есенина были короткие, напряженные и весьма необычные отношения, которые начались осенью 1921 года в художественной мастерской их общего друга, художника Алексей Яковлев. Знаменитая танцовщица была очарована молодым поэтом, и хотя они даже не говорили на одном языке, между ними завязался роман, который до сих пор интригует людей. Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско и начала танцевать в юном возрасте. Она отвергла жесткость стандартизированных танцев, используя естественные ритмы и движения, что привело к созданию новой формы произвольного танца, очень экстравагантной и современной для того времени, под влиянием философии Фридриха Ницше. Несмотря на то, что она считалась знаменитостью в Европе, Айседора устала от европейской буржуазии. К счастью, Владимир Ленин был поклонником ее творческого самовыражения и пригласил ее приехать в Москву, чтобы открыть танцевальную школу. Айседора приняла это приключение, хотя почти не знала русского языка. В то время Айседоре Дункан было 44 года, но это не помешало ей соблазнить 25-летнего поэта, которого она встретила в студии у подруги. У Сергея Есенина было скромное сельское происхождение, но, несмотря на то, что он родился в крестьянской семье, ему удалось переехать в город и публиковать стихи, которые вскоре заложили основу для движения под названием имажинизм. После того, как были изданы его первые две книги стихов, пестрящие строками, полными ослепительных образов, но знакомых и простых, Есенин сам стал знаменитостью.
Перейти к началу
Сергей Есенин. Русские стихи в переводах
Есенин родился в крестьянской семье и вырос в религиозно строгом доме своего деда, старообрядца. Юношей он уехал в Москву и учился в Народном университете имени А. Л. Шанянского с 1912 по 1915 год, работая корректором. Есенин был едва ли не самым русским поэтом всех времен, ибо ничья другая поэзия так не складывалась из шелеста берез, из мягкого стука дождевых капель по соломенным избам, из ржания лошадей в туманных утренние луга, от звона колокольчиков на коровьих шеях, от колыхания ромашек и васильков, от пения на окраинах деревень. Стихи Есенина не столько написаны пером, сколько вдохнуты русской природой.
Первые стихи Есенина были напечатаны в журналах в 1914 году. Еще совсем деревенским мальчишкой из Рязанской губернии, когда он в 1915 году приехал в петербургский мир литературных салонов, он писал потом, что «как будто рязанская кобыла плеснул свою мочу на выхолощенную снобистскую элиту». Он не превратился в салонного поэта; после ночи кутежа он притворялся, что ловит кузнечиков с
полей своего крестьянского детства шелковой шапкой, снятой с его золотой головы. Есенин называл себя «последним поэтом деревни» и видел себя жеребенком, обезумевшим от огнедышащего паровоза индустриализации. Он превозносил революцию, но, не понимая подчас, «куда ведут нас эти роковые события», развлекался пьянством и хулиганством.
Корни народности его поэзии были так глубоки, что оставались с ним на протяжении всех его странствий за границей. Не случайно он ощущал себя неотъемлемой частью русской природы — «Тихо, как в свою очередь / Деревья сбрасывают листья, я сбрасываю эти строки», — и что природа была одним из воплощений его собственного «я», что он был то покрытым льдом кленом, то рыжей луной. Чувство Есенина к родной земле переросло в чувство к бескрайней звездной вселенной, которую он тоже сделал человеческой и домашней: «Слезы [собачьи], как золотые звезды, / На снег стекали».
Вместе с Николаем Клюевым, Вадимом Шершеневичем и Анатолием Мариенгофом Есенин был одним из лидеров имажинизма, отдававшего приоритет форме и подчеркивавшего образность как основу поэзии. Есенин искал дружбы с Владимиром Маяковским и в то же время вел с ним полемику в стихотворной форме. Это были совершенно разные поэты. Ни один другой поэт не делал таких откровенных признаний, которые делали его уязвимым, хотя иногда они скрывались за буйным поведением. Все чувства и мысли Есенина, даже его поиски и метания, пульсировали в нем открыто, как голубые жилки под кожей, нежно прозрачной, чтобы быть несуществующей. Никогда не риторический поэт, он проявил высочайшее личное мужество в «Черном человеке» и многих других стихотворениях, когда хлопнул по столу истории собственное дымящееся, содрогающееся в конвульсиях сердце — настоящее, живое сердце, так непохожее на сердца играющих.