ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА (звуко-буквенный) 1.Пишу слово, ставлю ударение, делю его на слоги, пишу количество слогов. 2. Фонетическая транскрипция слова. 3. Характеристика звуков по порядку: — согласный, звонкий – глухой, парный-непарный, твёрдый – мягкий, —гласный , ударный- безударный; 4. Пишу количество букв и звуков. ОБРАЗЕЦ: Морковь – 2 слога м — [м] — согл., зв., непарн., тв.; о — [а] – гласн., безуд.; р — [р ] – согл., зв.,непарн., тв.; к — [к ] – согл., глух.,парн., тв.; о — [о ] – гл., уд.; в — [ф’] – согл., глух.,парн. мягк.; ь — [-] ________________ 7 букв, 6 звуков. ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА (звуко-буквенный) 1.Пишу слово, ставлю ударение, делю его на слоги, пишу количество слогов. 2. Фонетическая транскрипция слова. 3. Характеристика звуков по порядку: — согласный, звонкий – глухой, парный-непарный, твёрдый – мягкий, —гласный , ударный- безударный; 4. Пишу количество букв и звуков. ОБРАЗЕЦ: Морковь – 2 слога м — [м] — согл., зв., непарн., тв.; о — [а] – гласн., безуд.; р — [р ] – согл., зв.,непарн., тв.; к — [к ] – согл., глух.,парн., тв.; о — [о ] – гл., уд.; в — [ф’] – согл., глух.,парн. мягк.; ь — [-] ________________ 7 букв, 6 звуков. | ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА (звуко-буквенный) 1.Пишу слово, ставлю ударение, делю его на слоги, пишу количество слогов. 2. Фонетическая транскрипция слова. 3. Характеристика звуков по порядку: — согласный, звонкий – глухой, парный-непарный, твёрдый – мягкий, —гласный , ударный- безударный; 4. Пишу количество букв и звуков. ОБРАЗЕЦ: Морковь – 2 слога м — [м] — согл., зв., непарн., тв.; о — [а] – гласн., безуд.; р — [р ] – согл., зв.,непарн., тв.; к — [к ] – согл., глух.,парн., тв.; о — [о ] – гл., уд.; в — [ф’] – согл., глух.,парн. мягк.; ь — [-] ________________ 7 букв, 6 звуков. ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА (звуко-буквенный) 1.Пишу слово, ставлю ударение, делю его на слоги, пишу количество слогов. 2. Фонетическая транскрипция слова. 3. Характеристика звуков по порядку: — согласный, звонкий – глухой, парный-непарный, твёрдый – мягкий, —гласный , ударный- безударный; 4. Пишу количество букв и звуков. ОБРАЗЕЦ: Морковь – 2 слога м — [м] — согл., зв., непарн., тв.; о — [а] – гласн., безуд.; р — [р ] – согл., зв.,непарн. , тв.; к — [к ] – согл., глух.,парн., тв.; о — [о ] – гл., уд.; в — [ф’] – согл., глух.,парн. мягк.; ь — [-] ________________ 7 букв, 6 звуков. |
Пересечение языка и культуры
Результаты обучения
Изучив эту главу, вы сможете обсуждать:
- три аспекта речи, составляющие фонетику
- Международный фонетический алфавит
- теории восприятия речи
Подумайте, как бы вы описали произношение английского слова cat (кот на фото ниже). Если бы вам пришлось сказать кому-то, что такое первое звучание слова, что бы вы им сказали?
Недостаточно сказать: «Первый звук cat — звук «к»». Почему вы считаете, что этого недостаточно? (Подсказка: можете ли вы вспомнить другие английские слова, которые пишутся с «к», но не имеют такого же звука? Можете ли вы вспомнить другие английские слова, которые имеют этот звук, но не пишутся с «к»?)
Прочтите это стихотворение вслух:
Я так понимаю, вы уже знаете
о жесткости, суке, кашле и тесте.
Другие могут споткнуться, но не ты,
На икоте основательно, хрипло* и насквозь.
Молодец! А теперь вы желаете, быть может,
Узнать о менее знакомых ловушках.
Остерегайтесь услышанного, ужасное слово
Оно похоже на бороду и звучит как птица.
И мёртвый — это как постель, а не бусинка.
Ради всего святого, не называй это делом!
Остерегайтесь мяса и великих угроз.
Они рифмуются со сюитой, прямым и долговым.
Мотылек не мотылек в матери,
Ни то, ни другое в роду, бульон в брате,
И здесь не ровня там,
Ни дорогой, ни страх за грушу и медведя.
А еще есть дозировка, роза и потеря
Просто поищите их — и гуся, и выбирайте.
И пробка, и работа, и карточка, и вард.
И купель, и лицевая сторона, и слово, и меч.
И делай и иди, потом мешай и вози.
Ну, ну, я едва начал.
Ужасный язык? Человек жив,
Я освоил его, когда мне было пять лет!
*Смех был изменен на lough, что произносится как «замок» и предлагается здесь как исходное написание.
ПРИМЕЧАНИЕ. Интересные подробности о происхождении этого стихотворения можно найти в комментариях к этому сообщению в блоге.
Что это стихотворение говорит нам о необходимости фонетического описания?
Помимо вариантов произношения одних и тех же групп букв, одно и то же слово с одинаковым написанием может иметь разное произношение у разных людей (например, из-за разных диалектов). Дело здесь в том, что английская орфография не точно и непротиворечиво представляет звуки языка. На самом деле, английское письмо печально известно этой проблемой. Существует множество тонких различий между произношением, и их не всегда можно объяснить традиционными случайными способами объяснения. Нам нужен очень систематический и формальный способ описания того, как создается каждый звук. Для этого существует фонетика.
Фонетика рассматривает человеческую речь с трех различных, но взаимозависимых точек зрения:
- Артикуляционная фонетика ( Производство речи )… изучает, как производятся звуки речи.
- Слуховая фонетика ( Восприятие Речи)… изучает то, как люди воспринимают звуки.
- Акустическая фонетика ( Физика Речи)… изучает физические свойства звуков речи.
Когда люди играют на кларнете или подобном инструменте, они могут издавать разные звуки, закрывая трубку в разных местах или разными способами. Человеческая речь работает таким же образом: мы издаем звук, вдувая воздух через нашу трубку (из легких, вверх по горлу и через рот и/или нос), и мы изменяем звуки, изменяя направление потока воздуха и/или закрывая его. трубку в разных местах или разными способами.
Есть три основных способа изменить звук, и они соответствуют трем основным фонетическим «признакам». (То, как я классифицирую признаки здесь, может отличаться от того, что представлено в некоторых чтениях; существует множество различных теорий о том, как организовать фонетические признаки. ) Они следующие:
- В первую очередь мы можем изменить то, как воздух выходит из наших легких, позволив нашим голосовым связкам вибрировать или не вибрировать. Это называется озвучиванием . (Озвучивание также тесно связано с устремлением , хотя реализуются они по-разному. Сложная взаимосвязь между звонкостью и придыханием выходит за рамки этой темы; для наших целей вы можете просто рассматривать их как одно и то же, и вы могут использовать термины «звонкий» и «без наддува» взаимозаменяемо, а термины «глухой» и «с придыханием» взаимозаменяемо.)
- Мы можем изменить способ закрытия трубы — например, полное закрытие трубы создаст звук одного типа, в то время как простое сужение ее немного для шипения воздуха создаст звук другого типа. Этот аспект того, как мы издаем звук, называется манерой артикуляции .
- Мы можем изменить на , что мы закрываем трубку — например, соединение двух губ вместе создает «закрытие» дальше вверх по трубке, чем прикосновение языка к верхней части рта. Этот аспект того, как мы издаем звук, называется место артикуляции («артикуляция» означает движение, и мы закрываем нашу трубку, двигая что-либо — двигая губами, чтобы коснуться друг друга, двигая кончиком языка, чтобы коснуться верхней части рта и т. д.—, поэтому «поместите артикуляции» означает «место, которое вы двигаете, чтобы закрыть рот).
Артикуляционная фонетика исследует, как образуются звуки речи. Это требует некоторого базового понимания
- анатомии речи, то есть легких, гортани и голосового тракта;
- Механизмы воздушного потока, то есть механизмы, участвующие в инициировании и создании типов воздушных потоков, используемых для речи.
Принимая во внимание анатомо-физиологические критерии, фонетики выделяют сегментарные (т.е. звуки речи) и надсегментарные (т.е. тональные явления).
Анатомия речи
За производство речи отвечают три центральных механизма:
- Дыхание: Легкие производят необходимую энергию в виде потока воздуха.
- Фонация: гортань служит модификатором воздушного потока и отвечает за фонацию.
- Артикуляция: Речевой тракт модифицирует и модулирует воздушный поток с помощью нескольких артикуляторов.
Дыхание
Прежде чем можно будет воспроизвести какой-либо звук, должна существовать какая-то форма энергии. В речи энергия принимает форму потока воздуха, обычно идущего из легких. Легочный воздух называют легочным воздухом.
Дыхательная система используется при нормальном дыхании и речи и находится в грудной клетке. В грудной полости находятся легкие, которые обеспечивают резервуар для легочного потока воздуха при речи.
Легкие соединены с трахеей двумя бронхами, которые соединяются у основания трахеи. В нижнем конце грудной полости находится куполообразная диафрагма, отвечающая за изменение объема грудной клетки при дыхании. Диафрагма отделяет легкие от брюшной полости и нижних органов.
Фонация
youtube.com/embed/f62dqc-L36o?feature=oembed&rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Гортань состоит из ряда хрящей, которые связаны между собой сложными суставами и перемещаются в этих суставах с помощью мышечной и связочной силы. Гортань выполняет несколько функций:
- защитная функция
- функция дыхания
- функция в речи
Основная биологическая функция гортани – действовать как клапан, перекрывая доступ воздуха из легких или предотвращая попадание инородных тел в трахею. Основным примером этой защитной функции гортани является смыкание голосовой щели, во время которого мускулатура гортани закрывает дыхательные пути во время глотания.
Во время дыхания гортань регулирует поток воздуха из подгортанной области в надгортанную. Обычно люди дышат примерно 15 раз в минуту (2 секунды вдох, 2 секунды выдох). Дыхание для речи отличается от нормального дыхания. При разговоре может потребоваться более глубокое и полное дыхание, чем при обычном вдохе, и такой вдох будет выполняться через разные промежутки времени. Частота дыхания говорящего больше не является регулярной от пятнадцати до двадцати вдохов в минуту, а скорее является спорадической и нерегулярной, с быстрым вдохом и длинным, затяжным, контролируемым выдохом (выдох может длиться от 10 до 15 секунд). , гортань изменяет поток воздуха из легких таким образом, чтобы производить акустический сигнал. Результатом являются различные типы фонации.
- Нет голоса
- Обычный голос
- Шепот
- Дышащий
- Скрипучий
- Фальцет
Наиболее важным эффектом действия голосовых связок является производство слышимой вибрации — жужжащего звука, известного как голос или вибрация. Каждый импульс вибрации представляет собой однократное открывание и закрывание голосовых складок. Количество циклов в секунду зависит от возраста и пола. В среднем мужские голоса вибрируют со скоростью 120 циклов в секунду, женские — в среднем 220 циклов в секунду.
Артикуляция
Когда воздух проходит через трахею и голосовую щель, он попадает в длинную трубчатую структуру, известную как голосовой тракт. Здесь на воздушный поток влияет действие нескольких подвижных органов, активных артикуляторов. К активным артикуляторам относятся нижняя губа, язык и голосовая щель. Они принимают активное участие в производстве звуков речи.
Активные артикуляторы поддерживаются несколькими пассивными артикуляторами, т. е. определенными органами или участками голосового тракта, которые участвуют в производстве звуков речи, но не двигаются. Эти пассивные артикуляторы включают небо, альвеолу, гребень, верхние и нижние зубы, носовую полость, небную занавеску, глотку, надгортанник и трахею.
Произведение звуков речи с помощью этих органов называется артикуляцией .
Артикуляция согласных в североамериканском английском
Введение в артикуляционную фонетику, лицензия CC BY.
Артикуляция гласных в североамериканском английском
Введение в артикуляционную фонетику, лицензия CC BY.
Международный фонетический алфавит (IPA)
Международный фонетический алфавит ( IPA ) представляет собой алфавитную систему фонетической записи, основанную в основном на латинице. Он был разработан Международной фонетической ассоциацией в конце 19 века как стандартизированное представление звуков речи в письменной форме. IPA используется лексикографами, студентами и преподавателями иностранных языков, лингвистами, логопедами, певцами, актерами, создателями искусственных языков и переводчиками.
МФА предназначен для представления тех качеств речи, которые входят в состав звуков устной речи: фонем, фонем, интонации, разделения слов и слогов.
Символы IPA состоят из одного или нескольких элементов двух основных типов, букв и диакритических знаков. Например, звук английской буквы ⟨t⟩ может быть транскрибирован в IPA одной буквой [t] или буквой с диакритическими знаками [t̺ʰ], в зависимости от того, насколько точным вы хотите быть. Косые черты используются для обозначения фонематической транскрипции; таким образом, /t/ является более абстрактным, чем [t̺ʰ] или [t], и может относиться к любому из них, в зависимости от контекста и языка.
Таблица IPA лицензирована CC BY SA.Введение в артикуляционную фонетику, лицензия CC BY.
На этом веб-сайте представлены звуки американского английского языка, представленные в IPA. Кроме того, вы можете ввести любое английское слово и получить фонетическое преобразование!
Попрактикуйтесь в использовании инструмента фонетического преобразования на EasyPronunciation. com, чтобы создать фонетическое преобразование примерно для 10 разных слов, просто чтобы почувствовать, как выглядят некоторые распространенные фонетические варианты написания.
Супрасегментарные функции
Гласные и согласные являются основными сегментами речи. Вместе они образуют слоги, более крупные единицы и, в конечном итоге, высказывания. На сегменты накладывается ряд дополнительных признаков, известных как надсегментарные или просодические признаки. Они характеризуют не один сегмент, а последовательность сегментов. Наиболее важными надсегментными признаками являются:
- громкость
- шаг
- длина
В устном высказывании слоги никогда не произносятся с одинаковой интенсивностью. Одни слоги безударные (слабее), другие ударные (сильнее).
Ударный слог образуется за счет увеличения дыхательной активности, т. е. из легких выталкивается больше воздуха.
Видео ниже предполагает, что шимпанзе могут говорить. Это правда? СОВЕТ: подумайте об анатомических причинах, по которым шимпанзе могут или не могут говорить.
Слуховая фонетика исследует процессы, лежащие в основе восприятия человеческой речи. Отправной точкой любого слухового анализа речи является изучение слуховой системы человека, то есть анатомии и физиологии уха и мозга.
Поскольку слуховой аппарат не может реагировать на все характеристики звуковой волны, важно определить, что мы воспринимаем и как мы это воспринимаем. Это чрезвычайно сложное поле называется восприятием речи .
Эта область представляет интерес не только для фонетики, но и для экспериментальной психологии.
Слуховая система
Слуховая система состоит из трех основных компонентов:
- Наружное ухо – модифицирует входящий звуковой сигнал и усиливает его на барабанной перепонке.
- Среднее ухо – улучшает сигнал и передает его во внутреннее ухо.
- Внутреннее ухо – преобразует сигнал механических колебаний в нервные импульсы и передает его в мозг по слуховому нерву.
Наружное ухо
Наружное ухо состоит из видимой части, известной как ушная раковина или ушная раковина, и внутренней части.
Ушная раковина помогает направлять звуковые волны в ухо и поддерживает нашу способность локализовать источник звука.
Отсюда ушной канал, трубка длиной 2,5 см, ведет к барабанной перепонке. Основная функция ушного канала – отфильтровывать крошечные вещества, которые могут попасть на барабанную перепонку. Кроме того, он усиливает определенные звуковые частоты (особенно между 3 000 и 4 000 Гц) и защищает барабанную перепонку от изменений температуры, а также от повреждений.
Среднее ухо
За барабанной перепонкой находится среднее ухо, полость, которая наполняется воздухом через евстахиеву трубу (которая связана с задней частью носа и глоткой).
Основной функцией среднего уха является преобразование звуковых колебаний барабанной перепонки в механические движения. Это достигается системой из трех маленьких костей, известных как слуховые косточки. Они названы в честь их формы:
- молоточек (молоточек)
- наковальня (наковальня)
- стремя (стремя)
Когда барабанная перепонка вибрирует из-за переменного давления воздуха, вызванного звуковыми волнами, это заставляет три маленькие кости, так называемые косточки, двигаться вперед и назад. Эти три кости передают колебания покрытому мембраной овальному отверстию внутреннего уха. Вместе косточки функционируют как своего рода система рычагов, усиливая вибрации более чем на 30 дБ к тому времени, когда они достигают внутреннего уха.
Внутреннее ухо
Внутреннее ухо содержит вестибулярный орган с полукружными каналами, которые контролируют наше чувство равновесия, и улитку, спиральную полость длиной около 35 мм, напоминающую раковину улитки. Улитка отвечает за преобразование звуков, поступающих в слуховой проход, из механических колебаний в электрические сигналы. Механические колебания передаются на овальное окно внутреннего уха через стремя. Процесс преобразования, известный как трансдукция, осуществляется специализированными сенсорными клетками внутри улитки. Электрические сигналы, кодирующие звуковые характеристики, передаются в мозг по слуховому нерву.
Улитка разделена базилярной мембраной на три камеры. Верхняя камера — вестибулярная лестница, нижняя — барабанная лестница. Оба они заполнены прозрачной вязкой жидкостью, называемой перилимфой. Между этими двумя камерами находится улитковый проток, заполненный эндолимфой.
На базилярной мембране находится кортиев орган, который содержит систематическое расположение волосковых клеток, которые улавливают движения давления вдоль базилярной мембраны, где различные звуковые частоты отображаются на разных участках мембраны от верхушки до основания.
Волосковые клетки волнообразно изгибаются в жидкости и вызывают нервные импульсы, которые затем проходят через слуховой нерв к слуховому центру мозга. Короткие волосковые клеточные волокна реагируют на высокие частоты, а более длинные волокна реагируют на более низкие частоты.
Восприятие речи
Поскольку слуховой аппарат не может реагировать на все особенности, присутствующие в звуковой волне, важно определить, что мы воспринимаем и как мы это воспринимаем. Это чрезвычайно сложное поле называется восприятием речи. В исследованиях доминировали два вопроса:
- Акустические сигналы: Содержит ли речевой сигнал определенные сигналы восприятия?
- Теории восприятия речи: Как можно смоделировать процесс восприятия речи?
Еще один важный вопрос восприятия речи, который также является областью экспериментальной психологии, состоит в том, является ли это непрерывным или, как часто предполагается, категориальным процессом.
Акустические сигналы
Речевой сигнал предоставляет нам гораздо больше информации, чем нам нужно, чтобы распознать, о чем идет речь. Тем не менее, наша слуховая система способна сосредоточить наше внимание только на соответствующих слуховых характеристиках речевого сигнала — характеристиках, которые стали известны как акустические сигналы:
- Время начала речи (VOT): акустический сигнал для различения глухого/голосового
- F2-переход: акустический сигнал места артикуляции
- Сигналы частоты
Важность этих небольших слуховых событий привела к предположению, что восприятие речи в целом представляет собой не непрерывный процесс, а явление, которое можно описать как прерывистое или категориальное восприятие .
Время начала голоса
Время начала голоса (VOT) — это момент, когда начинается вибрация голосовых связок относительно отпускания смыкания, т. е. интервал голосообразования перед звонким звуком. Для нас очень важно различать кластеры, такие как [pa] или [ba]. Установлено, что постепенная задержка ВОТ не приводит к дифференциации глухих и звонких согласных. Скорее, значение VOT около 30 мс служит ключевым фактором. Другими словами:
- Если ВОТ длиннее 30 мсек, мы слышим звонкий звук, например [ба],
- Если VOT короче 30 мс, результат восприятия равен [ pa ].
Переход F2
Формантный паттерн изолированных гласных сильно отличается от гласных, встроенных в консонантный контекст. Если согласная предшествует гласной, например. ka/ba/etc, вторая форманта (F2), по-видимому, выходит из определенного частотного диапазона, так называемого F2-локуса. Кажется, что восприятие речи чувствительно к переходу F2 и что переход F2 является важным сигналом в восприятии речи. Другими словами, частота гласного F2 определяет, будет ли исходный согласный звук чистым.
Частотные признаки
Частота определенных частей звуковой волны помогает идентифицировать большое количество звуков речи. Фрикативные согласные, такие как [s], например, связаны с частичным закрытием речевого тракта, что создает турбулентность воздушного потока и приводит к шумному звуку без четкой формантной структуры, распространяющемуся на широкий частотный диапазон. На этот шум трения относительно не влияет контекст, в котором встречается фрикативный звук, и, таким образом, он может служить почти неизменной приметой для его идентификации.
Однако значение частотных сигналов является относительным, поскольку на восприятие фрикативных форм также влияют переходы формант фрикативных.
Теории восприятия речи
Восприятие речи начинается с очень сложного, постоянно меняющегося акустического сигнала и заканчивается представлением фонологических признаков, закодированных в этом сигнале. Есть две группы теорий, которые моделируют этот процесс:
- Пассивные теории: Эта группа рассматривает слушателя как относительно пассивного, а восприятие речи как преимущественно сенсорное. Сообщение фильтруется и сопоставляется непосредственно с акустико-фонетическими особенностями языка.
- Активные теории: эта группа рассматривает слушателя как более активного и постулирует, что восприятие речи включает в себя некоторые аспекты производства речи; сигнал воспринимается и анализируется по тому, как воспроизводятся звуки в сигнале.
Пассивные теории
Пассивные теории восприятия речи подчеркивают сенсорную сторону процесса восприятия и отводят процессу производства речи второстепенную роль. Они постулируют использование сохраненных нейронных паттернов, которые могут быть врожденными. Появились две влиятельные пассивные теории:
- Теория сопоставления шаблонов
Шаблоны — это врожденные устройства распознавания, которые находятся в зачаточном состоянии при рождении и настраиваются по мере усвоения языка.
- Теория детектора признаков
Детекторы признаков представляют собой специализированные нейронные рецепторы, необходимые для генерации слуховых паттернов.
Активные теории
Активные теории предполагают, что процесс восприятия речи включает некое внутреннее производство речи, т. е. слушатель применяет свои артикуляционные знания, когда анализирует входящий сигнал. Другими словами: слушатель действует не только тогда, когда он производит речь, но и тогда, когда он ее получает.
Появились две влиятельные активные теории:
- Моторная теория восприятия
Согласно моторной теории обращение к вашим собственным артикуляционным знаниям проявляется через прямое сравнение с артикуляционными паттернами.
- Теория анализа через синтез
Теория анализа через синтез постулирует, что отсылка к вашей собственной артикуляции осуществляется посредством слуховых паттернов, генерируемых нейронами.
Эффект МакГерка
Эффект МакГурка — это феномен восприятия, демонстрирующий взаимодействие между слухом и зрением при восприятии речи. Иллюзия возникает, когда слуховой компонент одного звука сочетается с визуальным компонентом другого звука, что приводит к восприятию третьего звука. Визуальная информация, которую человек получает, видя, как человек говорит, меняет то, как он слышит звук. Если человек получает слуховую информацию низкого качества, но визуальную информацию хорошего качества, он с большей вероятностью испытает эффект МакГурка.
Вам предлагается принять участие в небольшом эксперименте по восприятию. На видео ниже вы видите рот, говорящий четыре предмета. Ваши задачи следующие:
- Внимательно следите за ртом, но концентрируйтесь на том, что вы слышите.
- Теперь закройте глаза. Воспроизведите клип еще раз.
- Что вы восприняли, когда увидели и услышали видеоклип? Что вы почувствовали, когда только что услышали предметы?
Акустическая фонетика изучает физические свойства речевого сигнала. Сюда входят физические характеристики человеческой речи, такие как частоты, шум трения и т. д.
Существует множество факторов, усложняющих прямой анализ речевого сигнала, например фоновые шумы, анатомические и физиологические различия между говорящими и т. д.
Эти и другие аспекты, влияющие на общий речевой сигнал, изучаются в разделе акустической фонетики. .
Звуковые волны
Звук возникает в результате движения или вибрации источника звука, т.е. из камертона. Результат этой вибрации известен как простая звуковая волна, которую можно математически смоделировать как синусоидальную волну. Большинство источников звуков производят сложные наборы вибраций. Они возникают в результате комбинации ряда простых звуковых волн.
Речь включает использование сложных звуковых волн , поскольку она возникает в результате одновременного использования многих источников звука в голосовом тракте.
Вибрация источника звука обычно усиливается окружающим его телом. Это усиление называется резонансом. В зависимости от материала и формы этого тела возникает несколько резонансных частот.
Простые звуковые волны производятся простым источником, т.е. вибрации камертона. Они регулярны в движении и называются периодическими. Два свойства являются центральными для измерения простых звуковых волн: частота и амплитуда.
Практически каждый звук, который мы слышим, представляет собой не чистый тон, а сложный тон; его волновая форма не проста, а сложна. Сложные формы волны синтезируются из достаточного количества простых звуковых волн. Есть два типа сложных волновых форм:
- периодические сложные звуковые волны
- апериодические сложные звуковые волны
Речь использует оба вида. Гласные, например, в основном периодические, тогда как согласные варьируются от периодических до апериодических:
- гласная [а], периодическая
- согласная [н], периодическая
- согласная [с], апериодическая
- согласная [t], апериодическая
Резонанс
Звуковая волна, создаваемая источником звука, называется основной частотой или F0 (США: «нулевое значение F»).
На музыкальном инструменте F0 является результатом вибрации струны или тростника. В речи это результат вибрации голосовых связок.
В обоих случаях F0 представляет собой сложную звуковую волну, которая фильтруется (усиливается и затухает) многочисленными частями резонирующего тела. Полученные связки резонансных частот или гармоники кратны F0. Они называются формантами и имеют номера F1, F2 и так далее.
В речи эти форманты могут быть связаны с определенными отделами голосового тракта, на музыкальном инструменте они кратны F0. Например, на гобое F0 — это результат вибрации трости. Эта основная частота усиливается (и гасится) резонирующим телом. В результате создается ряд гармоник или формантных частот, кратных частоте F0.
Атрибуты:
Содержимое адаптировано из следующего:
VLC102 — Речевая наука
Юргена Хандке, Петера Франке, группа лингвистических инженеров в рамках CC BY 4.0
«Международный фонетический алфавит» под лицензией CC BY SA.
«Эффект МакГерка», лицензия CC BY SA.
Введение в лингвистику Стивена Политцер-Алза. CC-BY-4.0.
Фонология | בלשנות
Введение. Несмотря на то, что в каждом языке есть определенный набор основных звуков, похоже, что существует также набор правил того, как эти звуки могут комбинироваться в языке. Некоторые слова просто звучат правильно для носителей языка, в то время как другие звучат странно или иностранно. Фонология изучает эти языковые закономерности на нескольких уровнях. Слово является основной изолируемой единицей языка. Слова можно разделить на слога , а слоги на сегмента . Сегменты могут быть дополнительно проанализированы на основе их имеет . В библейском иврите правила шева являются примером фонологических правил.
1. Сегменты. Сегменты — это линейные части речевого потока на уровне ниже слогов. Мы привыкли делить речь на сегменты, когда произносим слова фонетически, по большей части буква представляет собой сегмент. Сегменты иногда описываются как наименьшие звуковые единицы, которые можно использовать для различения смысла. Говорят, что сегмент 90 202 контрастирует с 90 203 (или находится в различии или оппозиции), когда только его присутствие может различать значение двух разных слов.
Для демонстрации того, какие сегменты контрастны для данного языка, используется метод минимальных пар . Минимальная пара — это пара слов, которые имеют разные значения, но отличаются только одним отрезком. Например, в английском языке слова [sip] и [zip] показывают, что сегменты [s] и [z] контрастны.
1.1. Фонетическая вариация Если внимательно прислушаться, то фонетических звуков, используемых в повседневной речи, гораздо больше, чем установленный для языка набор контрастных сегментов. Многие из этих фонетических вариаций носят систематический характер и обусловлены окружающим фонетическим окружающая среда . Как упоминалось ранее, речь — это сложное действие, в котором участвуют несколько органов, и все они должны работать синхронно. Чтобы артикулировать более эффективно, мы часто предвосхищаем следующую точку артикуляции, что может вызвать небольшие вариации в том, как мы произносим данный сегмент. Более широкий фонологический контекст, такой как просодия, также может вызывать фонетические вариации. Поскольку вариации в основном регулярны, носители языка могут отфильтровать их и сосредоточиться только на соответствующих контрастах. Случаи, когда фонетическая изменчивость возникает в пределах одного и того же звукового окружения, называются свободный вариант .
1.2. Фонемы и аллофоны. Носители языка, по-видимому, способны группировать предсказуемые фонетические вариации контрастного сегмента в класс звуков, обозначенных на фонологическом уровне как фонема . Каждый из фонетических вариантов называется аллофонами . Большая часть фонологии состоит в анализе фонем языка и их аллофонических вариаций. Например, немногие носители английского языка замечают, что /s/ произносится по-разному в словах «кошки» и «собаки». Во втором случае это больше похоже на [z] из-за влияния [g]. Обратите внимание, что в работах по лингвистике фонемы и фонематические представления часто помещаются между обратной косой чертой (/s/), а фонетическая транскрипция помещается в скобки ([s] или [z]).
Примером аллофонических вариаций в иврите являются так называемые буквы בגדכפת. В зависимости от того, где они встречаются в слоге, эти буквы могут произноситься как «твердые» или «мягкие». Например, [b] может произноситься либо твердо /b/, либо мягко /v/. Это изменение в произношении не меняет значения слова (хотя обратите внимание, как мягкое произношение может перекрываться с контрастной фонемой [v]).
2. Особенности. Признаки — это фонологическая единица под сегментом. Описание сегмента как совокупности признаков позволяет лингвисту анализировать различные самостоятельные действия, сочетающиеся при артикуляции данного сегмента, и классифицировать звуки на основе этих отдельных фонологических признаков. Фонологические правила, определяющие, как звуки могут быть объединены и когда возникает аллофоническая вариация, могут быть созданы на уровне функций вместо создания правила для каждого отдельного сегмента.
Характеристики записываются в квадратных скобках, например [слоговая] или [согласная]. Затем данный сегмент описывается как двоичный массив функций, где функция помечается плюсом [+], если она присутствует, и минусом [-], если она отсутствует. Например, гласный [а] может быть описан как [+слоговый, -согласный, +сонорный, -высокий, +низкий, +назад] (обратите внимание, что разные лингвисты могут использовать разные наборы признаков).
Например, в английском языке многие слова начинаются с /sp/, /sk/ или /st/, но никогда не начинаются с /sb/, /sg/ или /sd/. В чем разница? В первом наборе все вторые согласные глухие [-голос], а во втором — звонкие [+голос].
3. Слоги. Слог — это фонологическая единица между сегментом и словом. Обычно его описывают как ядро (или вершину), окруженное ассоциированными неслоговыми сегментами. Ядро — это очень сонорный элемент, будь то гласный или сонорный согласный, например, жидкость. Обычно слог разбивается на две части: начало и рифма . Начало состоит из несложных сегментов, предшествующих ядру. Рифма состоит из ядра и коды – неслоговых сегментов, следующих за ядром. Например, слоговый анализ слова «спин» дает:
Слог (σ) | ||
Начало (О) | Рифма (R) | |
Ядро (N) | Кода (С) | |
с р | я | и |
Технически ядро — единственный обязательный элемент слога. Хотя, по-видимому, существуют некоторые универсальные принципы формирования слогов, каждый язык также имеет определенные ограничения на то, что представляет собой правильное начало или коду.