Как устроена человеческая память — 27 июня 2018
Зачем человеку нужен мозг? Почему умение забывать — благо, а помнить всё — скорее отклонение от нормы — рассказывает профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета ПГНИУ, по совместительству профессор отдела нейробиологии института имени Вейцмана в Израиле Эдуард Коркотиан.
Профессор преподаёт в двух университетах — в Перми и в Израиле
Фото: Пресс-служба ПГНИУ
Поделиться
— По поводу реинкарнаций ничего сказать не могу. Вообще, нет смысла спрашивать меня про эзотерику, магию и прочее волшебство. Я искренне призываю читателей жить в современном мире — в мире космических технологий, робототехники, искусственного интеллекта, а если говорить о мозге, то в мире вирусной трансформации, оптогенетики, электронных интерфейсов, а не первобытных сказок. В современной науке тоже есть свои мифы, но совершенно другого уровня.
Насчет воспоминаний детства: я не знаю, что именно хранится в мозгу отдельного человека, и с какого возраста он себя помнит. Полагаю, что это индивидуально. Но точно установлено, что мозг — это не диктофон и не видеорегистратор. Он весьма дорогостоящее в эволюционном смысле приобретение. Мозг давал нашим предкам определенные преимущества в борьбе за выживание, но был очень энергоемок. Его не так-то просто прокормить. Примерно подсчитано, что мозг человека потребляет до пятой части всей поступающей в организм энергии. Из этого со всей однозначностью следует, что организм не будет тратить драгоценных ресурсов на запоминание лишней или бесполезной информации.
У каждого человека возраст, с которого он себя помнит — индивидуален
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Представьте, что вы собираетесь в поход и положили в рюкзак запас провизии, которую потащите на себе. Вы, кряхтя, надеваете этот тяжелый рюкзак и вдруг замечаете старые гантели, которые годами пылятся под кроватью. «А возьму-ка я и гантели, вдруг в походе пригодятся», — рассуждаете вы. Как вам такой сценарий? Мне — как-то не очень.
— Это ерунда. Память по наследству не передается. Давайте подумаем вместе: для чего когда-то появился мозг, не у человека, разумеется, а у наших далеких предков, например у моллюсков или насекомых? Простой ответ «чтобы управлять телом» меня не удовлетворит. Для управления телом не нужен мозг, достаточно небольшого числа нейронов, которые двигают мышцами. В мозгу клеток явно больше. Ответ «мозг нужен, чтобы сохранять информацию» меня тоже не устроит. У нас уже есть хранилище информации: наследственный или генетический аппарат.
Мозг учитывает и записывает личный, прижизненный опыт, обучается, приобретает полезные навыки. Естественно, опыт этот никак не затрагивает генов, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. Поэтому ясно, что память ни при каких обстоятельствах не может передаваться по наследству. Получается, что прижизненный опыт человека умирает вместе с ним? В общем — да, но не все так грустно. Человек — социальное существо. А раз так, то знания, умения и опыт, накопленные при жизни, все-таки передаются потомкам, но только не биологическим путем, а благодаря книгам, фильмам, звукозаписям, посредством демонстрации и примера.
Один из способов передать другим поколениям накопленный опыт — книги
Поделиться
— Гипноз — не магическая процедура, а форма самовнушения, в которой гипнотизер лишь помогает «пациенту» погрузиться в свой внутренний мир. Психологам хорошо известно, что некоторые воспоминания, особенно болезненные, тяжелые, вытесняются из области сознания в так называемое «подсознание», хотя этот термин трудно назвать вполне научным. Вытесненные воспоминания тяжело или невозможно вспомнить наяву. Они часто всплывают во сне, но мы не запоминаем большую часть своих снов. Однако некоторая «затуманенность» мысли, ослабление сознательного контроля во время сеанса гипноза помогает не столько вспомнить, сколько ясно осознать то, что неуловимой тенью скользило внутри нас. Но повторю еще раз: невозможно вспомнить то, что забыто, или то, чего нет.
— Нет. Память требует материальных и энергетических ресурсов. Она дорого обходится. У мозга не может быть мощности «на всякий случай, про запас». Лишнего наш организм не хранит. К мозгу это тоже относится. Неумение забывать является патологией, а не нормой.
— Наверное, каждый испытал на себе ситуацию, когда его подводила память. Иногда она не просто теряет важные сведения, а подкидывает нам совершенно недостоверные, фальшивые знания. В одних случаях, как например, с вытесненными воспоминаниями, когда мы ошибочно уверены в чем-то — этот механизм преследует защитные цели, избавляет нас от моральных страданий. В других же случаях перед нами простые сбои в работе. Сбои бывают повсюду: иногда мы можем поскользнутся и упасть или больно прикусить язык, иногда теряем сообразительность. Память тоже часто «ломается».
Память иногда подводит — и это нормально
От чего зависит память? — гимнастика: упражнения и инвентарь
Запоминание и хранение информации в мозге не является простым процессом и не связано только с одним определенным участком мозга. Работа памяти — совокупность процессов и функций, поэтому можно выделить несколько основных факторов, от которых она зависит.
Память развивается с возрастом: у ребенка она постепенно формируется, взрослый пользуется ею в полной мере. Но далее, с возрастом память слабеет. Это связано с ухудшением функций органов чувств, ослаблением концентрации и внимания.
Изменения в работе памяти обычно начинаются после 30 лет. В этом возрасте люди чаще всего прекращают систематически получать новые знания, в результате чего уменьшается познавательная нагрузка на мозг, и память не развивается, как это происходит в периоды учебы.
По наблюдениям ученых, к 70 годам память человека ухудшается на 30%.
Генетические предпосылкиГенетика памяти еще недостаточно изучена, хотя определены некоторые гены, участвующие в работе памяти, они отвечают за выработку белков и ферментов, которые предназначены для усиления связей между нейронами. Таким образом, от них зависит обработка и запоминание информации.
Но генетические данные являются лишь основой и не всегда являются постоянными. Сами гены в течение жизни могут подвергаться изменениям в процессе стимуляции мозга при формировании памяти.
Физическое состояние мозгаХотя память не базируется в одном участке мозга, выделяют основные зоны, задействованные в ее работе. Такими структурами мозга являются гиппокамп, отдельные зоны лобных, височных и затылочных долей коры больших полушарий. Органические повреждения и нарушения функционирования в данных частях отражаются на функциях памяти.
Умственная активностьРабота памяти зависит от степени ее активности. Чем больше человек тренирует память (заучивание текста, освоение новых дисциплин), тем интенсивнее функционируют нейроны, между которыми создаются новые связи, выстраивающиеся так, чтобы повысить емкость памяти.
Физическая активностьФункционирование памяти зависит не только от умственной работы. Физическая активность также влияет на ее процессы, улучшая кровообращение мозга, в том числе зон, участвующих в работе памяти — гиппокампа и других. После умеренных физических нагрузок в организме вырабатываются эндоканнабиноиды — вещества, вызывающие чувство физического и психологического удовлетворения. Связывание эндоканнабиноидов с рецепторами в гиппокампе улучшает работу памяти за счет усиления положительных ассоциаций.
Одновременно с усвоением какой-либо информации в памяти сохраняется впечатление от внешних обстоятельств и состояния человека. В стрессовых ситуациях мозг выделяет гормоны и нейромедиаторы, под воздействием которых повреждаются нейроны и снижается выработка глюкозы. При этом активизируется область мозга, обрабатывающая сигналы боли и стресса, что нарушает функции памяти.
Можно выделить связь внешних обстоятельств с извлечением информации из памяти. Процесс вспоминания легче происходит в условиях, связанных с теми, при которых происходило запоминание, даже если они были стрессовыми.
Образ повседневной жизни не в меньшей степени, чем специальные упражнения, обуславливает работу памяти. На ее функциях отражается количество полезных веществ в рационе питания — жирных кислот омега-3, флавоноидов, антиоксидантов и др.
Режим сна и бодрствования влияет на обработку информации и ее сохранение в долговременной памяти.
Наличие вредных привычек нарушает образование кратковременной памяти.
Влияние основных факторов на память человека объясняет ее индивидуальные особенности. В то же время, зная, от чего зависит память, можно на нее воздействовать, развивая насколько возможно.
Что такое память? — Память человека
Память — это наша способность кодировать, хранить, сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт в человеческом мозгу. В общих чертах это можно рассматривать как использование прошлого опыта для воздействия или влияния на текущее поведение, будь то вскоре после обработки информации или много лет спустя.
Хотя заманчиво думать о памяти как о компьютерной памяти или записи на ленту, которую можно воспроизвести по желанию, человеческая память гораздо сложнее и изменчивее! Даже наши представления о том, как работает память, с годами изменились. Например, знаете ли вы, что в 19В 60-х годах теория, известная как клеточная память или клеточная память, предполагала, что все клетки тела, а не только клетки мозга, способны хранить воспоминания.
Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда у реципиента, как сообщалось, развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не получили широкого распространения. просматривал научные журналы.
Знаете ли вы? |
Какое-то время в 1960-х годах предполагалось, что все клетки человеческого тела способны хранить воспоминания, а не только те, что находятся в мозгу.![]() Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда сообщалось, что у реципиента развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не попали в рецензируемые научные журналы. |
Система памяти
Память – это сумма того, что мы помним, и дает нам способность учиться и адаптироваться к предыдущему опыту, а также строить отношения. Это способность вспоминать прошлый опыт, а также способность или процесс вспоминания ранее изученных фактов, опыта, впечатлений, навыков и привычек. Это запас того, чему мы научились и сохранили в результате нашей деятельности или опыта, о чем свидетельствует модификация структуры или поведения, или воспоминание и узнавание.
В этом смысле ясно, что память — это не что-то одно, и память работает сложным образом. Память влечет за собой автобиографическую память, которая представляет собой информацию о нас самих по отношению к миру, есть изучение и запоминание фактов и даже мышечная память, которая помогает нам играть на музыкальных инструментах или ездить на велосипеде. Многое из этого попадает в нашу долговременную память или составляет процедурную память, эпизодическую память, сенсорную память и эксплицитную память, если назвать некоторые из них. И кодирование и извлечение памяти становятся проблематичными, когда речь идет о ложных воспоминаниях, потере памяти или нарушениях памяти.
Понимание человеческой памяти
Этимологически современное английское слово «memory» происходит от среднеанглийского memorie , которое, в свою очередь, происходит от англо-французского memoire или memorie , и в конечном итоге от латинского memoria и memor , что означает «внимательный» или «запоминающий».
В более чем физиологических или неврологических терминах память в самом простом виде представляет собой набор закодированных нейронных связей в мозгу. Это воссоздание или реконструкция прошлого опыта путем синхронного возбуждения нейронов, которые были вовлечены в первоначальный опыт.
Однако, как мы увидим, из-за способа кодирования памяти ее, возможно, лучше рассматривать как разновидность коллажа или мозаики, а не как в традиционном смысле набор записей, изображений или видеоклипы, хранящиеся в виде дискретных целых. Наши воспоминания не хранятся в нашем мозгу, как книги на библиотечных полках, а на самом деле являются реконструкциями «на лету» из элементов, разбросанных по различным областям нашего мозга. И именно поэтому восстановление воспоминаний при стрессе или травме может быть особенно проблематичным, например, в уголовных расследованиях и свидетельских показаниях, потому что процесс консолидации памяти может вызвать появление ложных воспоминаний или потерю памяти человеком.
Знаете ли вы? |
Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти.![]() Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, вырабатываемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за ухудшение памяти и других умственных способностей. |
Хранилища памяти
Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти. .
Это касается не только смены часовых поясов, но и других форм лишения сна, которые влияют на способность мозга преобразовывать кратковременную память в долговременную — процесс, который происходит в основном во время сна. Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, высвобождаемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за это ухудшение памяти и других умственных способностей и когнитивных функций.
Разница между памятью и обучением
Память связана с человеческим обучением , но отличается от него, то есть с процессом, посредством которого мы приобретаем знания о мире и изменяем наше последующее поведение на основе сохраненной информации. Во время обучения нейроны, которые активируются вместе, чтобы произвести определенный опыт, изменяются таким образом, что они имеют тенденцию снова активироваться вместе. Например, мы изучаем новый язык, изучая его, но затем говорим на нем, используя нашу память и последующее извлечение выученных слов для самовыражения.
Таким образом, память зависит от обучения, поскольку позволяет нам сохранять и извлекать изученную информацию. Но обучение также в некоторой степени зависит от памяти и процесса поиска, поскольку знания, хранящиеся в нашей памяти, обеспечивают основу, с которой новые знания связываются ассоциацией и умозаключением . Эта способность людей обращаться к прошлым воспоминаниям, чтобы представить будущее и планировать будущие действия, является чрезвычайно полезным свойством для нашего выживания и развития как вида.
Почему память не похожа на компьютеры
С момента разработки компьютера в 1940-х годах под памятью понимается способность компьютера хранить информацию, подлежащую воспроизведению, а также физические компоненты компьютера, в которых хранится такая информация. информация хранится. Хотя действительно существуют некоторые параллели между памятью компьютера и памятью человека, существуют также некоторые фундаментальные и решающие различия в том, как мы описываем память; в основном, что человеческий мозг организован как распределенная сеть , в которой каждая клетка мозга создает тысячи соединений, а не представляет собой адресуемый набор дискретных файлов.
Социологическая концепция коллективной памяти играет существенную роль в создании человеческих обществ. Каждая социальная группа увековечивает себя через знания, которые она передает из поколения в поколение посредством долговременной памяти, либо через устную традицию, либо через письмо.
Изобретение письма впервые дал людям возможность сохранять точные записи своих знаний вне своего мозга. Письменность, аудиовизуальные носители и компьютерные записи можно считать своего рода внешней памятью человека.
Источник изображения
Нейронная иллюстрация
Роль памяти в обучении: насколько она важна?
Роман Самборский/Shutterstock.com
Автор Моника Сэвидж
2 апреля 2018 г.
5 минут на чтение
Комментарии
Резюме:
Память — это высший (логический или интеллектуальный) познавательный процесс, определяющий временное измерение нашей психической организации. Это наша способность кодировать, хранить, сохранять, а затем вспоминать информацию и прошлый опыт. Какова его роль в обучении?
Человеческий мозг очаровывал меня с детства. Понимание того, как человек думает, помнит и действует, чрезвычайно сложно. Как обучающийся профессионал, я полагаюсь на науку о мозге, чтобы обеспечить эффективность программ, которые я разрабатываю. В этой серии статей рассматриваются некоторые из наиболее основных концепций памяти и обучения и их применение в планировании обучения в реальной жизни. Начнем с самого начала…
Память — это высший (логический или интеллектуальный) когнитивный процесс, определяющий временное измерение нашей психической организации. Это наша способность кодировать, хранить, сохранять, а затем вспоминать информацию и прошлый опыт.
Память играет фундаментальную роль в жизни, отражая прошлое как прошлое и предлагая возможность повторного использования всего прошлого и настоящего опыта, а также помогая обеспечить преемственность между тем, что было, и тем, что должно было быть.
Память — это активный, субъективный, разумный процесс отражения нашего предыдущего опыта.
Память связана с обучением, но ее не следует путать с обучением. В человеческой памяти участвуют 3 основных процесса:
- Кодирование
Преобразование информации в форму, которую можно хранить в памяти. - Хранение
Сохранение закодированной информации в памяти. - Извлечение
Повторный доступ к информации из прошлого, которая была закодирована и сохранена.
Кодирование — это первый процесс, который задействует человеческая память. Эффективность обучения в целом зависит от эффективности процесса кодирования. Это активный и избирательный процесс, который зависит от ряда факторов. Существует 3 типа факторов, которые могут влиять на эффективность кодирования:
- Факторы содержания
Связанные с типом кодируемого материала. - Факторы окружающей среды
Связанные с условиями, при которых происходит кодирование. - Субъективные факторы
Связанные с переменными, действующими при кодировании.
Факторы содержания:
- Объем материала (чем больше объем, тем сложнее кодировка).
- Степень организации материала (чем лучше систематизировано, тем проще кодирование).
- Степень знакомства.
- Место, занимаемое информацией в структуре контента; то есть в начале, середине или конце материала (информация, размещенная в начале и в конце, имеет тенденцию запоминаться легче, чем информация, размещенная в середине).
- Природа материала.
Факторы окружающей среды, хотя и не всегда считаются важными, имеют большое значение для процесса запоминания. Температура, влажность, шум, привязанность, социально-эмоциональный климат и т. д. — вот лишь некоторые факторы окружающей среды. В зависимости от этих особенностей процесс кодирования может стимулироваться или тормозиться.
Субъективные факторы могут включать такие элементы, как состояние покоя или усталости учащегося, состояние здоровья или болезнь. Мотивация, интересы и склонность имеют решающее значение для процесса кодирования, поэтому, как разработчики учебных пособий, мы тратим много времени на определение «Что в этом для меня?» [1] для всех программ обучения.
Хранение — это второй процесс, позволяющий сохранить закодированную информацию. Как и в случае с кодированием, запоминание — это активный и избирательный процесс. Пока информация хранится, она постоянно трансформируется, реорганизуется и включается в новые связи, даже если субъект не полностью осознает этот процесс. Хранение информации включает в себя как количественные (продолжительность хранения), так и качественные (верность хранения) аспекты.
В зависимости от продолжительности хранения существует 2 уровня [2] памяти:
- Кратковременная память (СТМ)
- Долговременная память (LTM)
Оба они действуют как фильтры, защищающие наш мозг от невероятного количества информации, с которой мы сталкиваемся ежедневно. Чем больше информация повторяется или используется, тем больше вероятность того, что она сохранится в долговременной памяти (вот почему, например, закрепление изученных понятий важно при разработке программы обучения). Это процесс консолидации, стабилизации следа памяти после его первоначального приобретения.
Извлечение — это процесс доступа к сохраненной информации. Это происходит посредством узнавания или припоминания. Распознавание — это ассоциация события или объекта, с которым человек ранее сталкивался или сталкивался, и включает в себя процесс сравнения информации с памятью, например, узнавание известного лица, правда/ложь или вопросы с несколькими вариантами ответов. Припоминание включает в себя запоминание факта, события или объекта и требует прямого извлечения информации из памяти, например, запоминание имени знакомого человека, заполнение пустых вопросов. Распознавание проще, потому что требует только одного процесса — простого решения о знакомстве. Полный отзыв требует двухэтапного процесса: сначала поиск и извлечение нескольких элементов из памяти, а затем выбор правильной информации из нескольких извлеченных элементов.
Теория специфичности кодирования, разработанная Энделем Тулвингом [3], добавляет еще один компонент в процесс припоминания. Эта теория объясняет, что при воспоминании используется информация как из следа памяти, так и из среды, в которой она извлечена. По сути, припоминание лучше, когда среда кодирования и извлечения аналогична.
Память и забывчивость идут рука об руку. Существует довольно много литературы о кривой забывания [4], но для упрощения здесь полезно помнить, что забывание имеет разные причины и разные ритмы в разном возрасте и что наиболее эффективным способом борьбы с забыванием является повторение. Чтобы быть действительно эффективным, повторение следует рассматривать в свете следующих критериев:
- Добейтесь оптимального количества повторений.
Хотя это не интуитивно понятно, забывание связано как с недостаточным повторением, так и с чрезмерным повторением. - Расставить повторение.
Количество и продолжительность пауз зависят от объема и сложности материала.