Чем богаты реки и что их загрязнет?
17 мая 2018
«Кислород.ЛАЙФ» возвращается к книге «Сокровища наших рек» Николая Кузнецова, изданной еще в 1961 году. В очередной публикации вспомним, как во времена «золотого века» гидроэнергетики России оценивали комплексное значение речных артерий. И какими видели экологические риски тогда, когда об экологии еще и не задумывались.
Поделиться в социальных сетях
«Реки – это чистая питьевая вода и техническая вода, необходимая для многих производств; это «белый уголь» гидроэнергии и животворный источник плодородия полей; это «голубые дороги» страны и неотъемлемая часть нашей родной природы», — говорится в предисловии к книге. Автор рисует широким кругам читателей, в том числе «школьникам и преподавателям, рабочим и колхозникам, работникам различных отраслей промышленности, строительства» «увлекательную картину жизни рек».
Читать это издание интересно и сегодня, когда многие явления получили иную оценку, а цифры и прогнозы прошли сквозь сито современных расчетов.
Чем богаты реки?
«Река – не только источник гидроэнергии и воды, река является и готовой дорогой, длина которой достигает сотен и тысяч километров. Из общей протяженности рек Советского Союза, оцениваемой в 3 млн км, можно освоить для внутренних водных путей и для лесосплава не менее 420 тыс. км. Но не только общая протяженность внутренних водных путей определяет транспортную роль рек. Не меньшее значение имеет их расположение. Многие наши реки — Волга, Дон, Днепр и др. — протекают по территории крупнейших промышленных центров и районов, богатых полезными рудами и минералами. По рекам в города и населенные пункты поступают хлеб и строительные материалы, прежде всего — лес.
Исключительно велико транспортное значение сибирских рек, текущих среди тайги. Трудно себе представить, от скольких дополнительных трудностей избавляет наше народное хозяйство развитая речная сеть Сибири! Прокладка здесь железных дорог связана с огромными трудностями, а вывоз массовых грузов на самолетах экономически невыгоден. Сибирские речные гиганты обеспечивают транспортные связи в труднопроходимой заболоченной таежной местности, помогают осваивать неисчерпаемые природные богатства. Однако преобладание здесь меридионального направления течения главных рек при недостаточном развитии широтных притоков создает известные трудности для развития судоходства. В частности, между собой и с Европейской частью Советского Союза сибирские реки связываются Северным морским путем, продолжительность навигации по которому невелика, а плавание даже летом затрудняют льды. Таким образом, хотя реки и являются готовыми дорогами, они далеко не совершенны. А время плавания по речным путям ограничивается ледовыми явлениями, в первую очередь — ледоставом.
К несовершенству рек как путей сообщения относится и естественная разобщенность крупных речных бассейнов: Днепр не связан с Волгой, Волга — с Печорой или Обью, Енисей — с Амуром и т.д. Пригодность рек для судоходства ограничивается и такими их свойствами, как минимальные глубины, заиление и зарастание водной растительностью. Поэтому использование рек для судоходства, эффективное освоение приготовленных самой природой дорог требуют со стороны человека значительных усилий.
СИАРека – не только источник гидроэнергии и воды, река является и готовой дорогой, длина которой достигает сотен и тысяч километров.
К богатству рек относятся и рыбные запасы. Ни в одной другой стране мира внутренние водоемы не обладают таким обилием и разнообразием рыб, как наши реки, озера и водохранилища. Основу этого богатства, их своеобразие составляют проходные и полупроходные рыбы. К проходным и полупроходным пресноводным рыбам относятся такие рыбы, которые по биологическим условиям своего размножения неразрывно связаны с реками или внутренними водоемами, где они размножаются; для нагула они скатываются в моря и океаны.
Полупроходные пресноводные рыбы — это, например, лещ, сазан, судак, вобла. Они в основном обитают во внутренних морях — Азовском, Каспийском, Аральском, Черном и Балтийском. И в озерах — Байкале, Балхаше, Зайсане и др., а во время нереста поднимаются в реки, впадающие в эти моря и озера. Здесь же размножаются и проходные пресноводные рыбы: осетровые, лососевые и проходные сельди (каспийский залом, волжская, керченская, донская). В бассейнах Каспийского и Азовского морей сосредоточено до 90% мировых запасов осетровых рыб — осетра, севрюги, белуги, стерляди и шипа. Здесь же сосредоточено до 60% мировых запасов крупночастиковых рыб: судака, леща, воблы и сазана.
К проходным лососевым рыбам относятся семга, лосось тихоокеанский, куринский, балтийский, северный и черноморский, белорыбица, форель. Особое место занимают дальневосточные лососи, которые размножаются в реках Камчатки, Сахалина, Курильских островов, в Амуре и его притоках, а нагуливаются в Тихом океане. Именно на дальневосточные лососи приходится большая часть добычи лососевых рыб; в общем мировом улове лососевых на долю СССР приходится 35-40%. Наконец, говоря о рыбных богатствах наших рек и водоемов, нельзя забывать и того, что в них живет около 60% мировых запасов сиговых рыб.
Значение рек в нашей жизни не ограничивается теми энергетическими или рыбными богатствами, которые мы можем из них добыть. Каждый ручей, речка или река — неотъемлемая часть природы, именно они часто придают ей неповторимую прелесть и своеобразие. Красоту наших рек, их величавость хорошо чувствует народ, выражающий свою любовь и восхищение многочисленными эпитетами, прочно вошедшими в наше представление о реках. «Десна-красавица», «Тихий Дон» и многие другие названия подчеркивают, если так можно выразиться, эстетическое богатство наших рек, и им широко пользуются советские люди. Возможности, предоставляемые нашими реками, поистине безграничны и неисчерпаемы.
(…) В предыдущие годы у нас получило широкое развитие строительство гидроэлектростанций на равнинных реках.
«Ни в одной другой стране мира внутренние водоемы не обладают таким обилием и разнообразием рыб, как наши реки, озера и водохранилища».
Что сокращает богатства рек?
««Мы не ценим воду, пока не высохнет источник». Этой пословицей монгольский и бурятский народы напоминают о необходимости постоянной заботы об источниках водоснабжения: реках, озерах, ручьях, родниках и ключах.
Аналогичные пословицы и поговорки есть почти у всех народов, населяющих Советский Союз. Звучат пословицы по-разному, но смысл их один: вода — природное богатство, запасы которого нужно тщательно охранять.Вряд ли кто не слышал, может быть, несколько грубоватой, но очень образной русской пословицы: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться». Но, зная это изречение народной мудрости, мы, к сожалению, не всегда следовали ему. В результате вместе с ростом промышленного производства у нас в последние годы наметилось довольно резкое, если так можно выразиться, «качественное истощение» ресурсов поверхностных вод вследствие их загрязнения сбросами промышленных и коммунальных стоков. «Качественное истощение» проявляется в том, что вкус и запах воды становятся неприятными, из-за повышения жесткости вода становится непригодной для варки пищи и для других хозяйственных и промышленных нужд.
В печати приводилось много случаев загрязнения отдельных рек, поэтому нет особой нужды останавливаться на этих примерах. Напомним только, что загрязнение поверхностных вод происходит многими путями. Воды рек загрязняются неочищенными или плохо очищенными сточными водами промышленных предприятий, рудников и нефтепромыслов; в реки спускаются фекальные воды. Особенно сильно загрязняют воды аварийные сбросы отработанных вод промышленными предприятиями. Не меньший вред наносят также систематические утечки и сбросы загрязненных вод с многочисленных судов, бороздящих речные просторы нашей Родины.
Много всевозможных вредных примесей содержится и в дренажных водах, поступающих в реки с осушаемых орошаемых территорий. Обогащаются всевозможными солями и вредными примесями талые и дождевые воды, стекающие с загрязненных территорий, а с полей поверхностные воды уносят какую-то часть искусственных удобрений. К загрязнению рек и водоемов ведет и сброс в них хозяйственно-бытовых отходов, а также грязь и пыль, оседающие на поверхности рек и водоемов из воздуха. Кроме того, выделяет вредные вещества и уменьшает содержание кислорода в воде утонувший лес.
Наконец, загрязнение вод рек происходит в результате поступления в них загрязненных подземных вод.Из всех источников загрязнения поверхностных вод наибольший вред наносят сточные воды предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, металлургической, химической, лесохимической и бумажной и ряда отраслей легкой промышленности. Сточные воды этих предприятий содержат такие вредные вещества, как нефть и нефтепродукты, нафтановые кислоты, сульфиды, нитросоединения, амины, фенолы, хлориды, альдегиды, кетоны, сульфитные щелоки, жирные кислоты, тяжелые металлы, цианиды, красители и др. В естественных условиях природные воды обладают способностью «самоочищаться» от вредных примесей. Однако способность к «самоочищению» ограничена.
(…) В последующее время, с вводом в действие новых промышленных предприятий, в реки и водоемы сбрасывалось все больше и больше промышленных и коммунальных отбросов, частично очищенных, частично без всякой очистки. В результате на многих реках и водоемах загрязнение достигло предельных норм допустимой концентрации вредных веществ в воде, а на отдельных реках даже превысило их. Особенно сильно загрязненными оказались воды рек промышленных районов Центра, Урала и Донбасса, в том числе Волга, Кама, Белая, Ока, Урал, Исеть, Уводь, Северский Донец, Кривой Торец и др.
Вряд ли стоит доказывать, что ухудшение качества вод не только подрывает наши водные богатства, но и оказывает пагубное влияние на народное хозяйство в целом. Известны случаи, когда от нефтяной пленки, покрывшей поля при разливах рек, гибли хлеба, огороды, сады. Загрязненную воду трудно, а подчас невозможно использовать в промышленности, такая вода влечет за собой порчу продукции и оборудования. Но особенно пагубно загрязнение сказалось на рыбных богатствах наших рек и водоемов: почти ежегодно стали отмечаться случаи массовой гибели рыбы. Кроме того, выловленная в отдельных наиболее загрязненных реках рыба имеет запах нефтепродуктов и фенолов и непригодна для употребления.
К сожалению, загрязнение речных вод — не единственная причина сокращения запасов рыб в водоемах. Огромные потери рыбному хозяйству страны наносит браконьерство, этот тяжелый пережиток прошлого, которому сейчас наша общественность и государство объявили беспощадную борьбу.
На состояние запасов проходных и полупроходных рыб оказывают влияние и отдельные гидротехнические сооружения. Так, появившиеся в руслах рек плотины служат непреодолимыми препятствиями, которые преграждают рыбам доступ к местам естественного размножения. Кроме того, как мы уже знаем, появление водохранилищ влечет за собой определенные изменения в гидрологическом режиме и в зоне водохранилищ и ниже по течению рек. Воспроизводству рыб мешают такие явления, как заиление галечных отложений, на которых происходит нерест проходных рыб, и снятие водохранилищами весенних пиков половодья и летних паводков, что приводит к выключению больших площадей из рыбохозяйственного использования.
Кузнецов в своей книге констатировал, что из-за промышленности «на многих реках и водоемах загрязнение достигло предельных норм допустимой концентрации вредных веществ в воде, а на отдельных реках даже превысило их».
(…) Ясно, что, помимо загрязнения, которое является «проблемой №1», есть другая, не менее важная, но не столь «броская» проблема — борьба с расточительным использованием водных ресурсов. Расточительность проявляется и в большом и в малом, и часто мы ее даже не замечаем: «Подумаешь, вовремя не завернул водопроводный кран или не сразу починил лопнувшую водопроводную трубу!» А подумать стоит! Не завернул вовремя водопроводный кран один, другой, третий, а в итоге потеряны миллионы кубических метров воды.
В народном хозяйстве расточительность проявляется в чрезмерно высоких, иногда слабо обоснованных нормах водопотребления промышленностью и сельским хозяйством, в потерях из-за неудовлетворительного содержания гидротехнических сооружений и оросительных систем. К этому же ведут и несовершенство технологических процессов и различия в требованиях отдельных потребителей. Например, гидростанциям нужна равномерная подача воды на турбины в продолжение всего года, тогда как для орошения необходима сосредоточенная подача воды в вегетационный период, а для судоходства — попуски воды ив водохранилищ во время низкой межени. Есть и другие, частью уже изученные, а частично еще не известные источники потерь. И если подсчитать, сколько в итоге теряется воды из-за ее неразумного потребления, то окажется, что одна из причин кое-где уже начавшегося, а в других районах приближающегося дефицита воды кроется в расточительности.
(…) Резкий прирост валового водопотребления в первую очередь вызван бурным развитием химической промышленности — одного из основных потребителей воды: она одна требует до 25% всей воды, используемой в промышленности. По своей «водоемкости» химическая промышленность отстает лишь от черной и цветной металлургии, на нужды которой расходуется 31%. Основными потребителями являются также целлюлозно-бумажная (14%) и нефтеперерабатывающая промышленность (13%). (…) Большая часть вод, используемых для изготовления промышленной продукции, для орошения, необходимых для выработки и т.д., возвращается в реки. Но некоторая часть не возвращается обратно. Эта часть составляет так называемые безвозвратные потери. Еще несколько лет назад, когда валовое водопотребление было невелико, безвозвратные потери нас мало тревожили. Но уже сейчас количество воды, безвозвратно изымаемой из источников, исчисляется десятками кубических километров, а в будущем достигнет 100-150 куб. км.
С таким количеством безвозвратных потерь приходится считаться, их необходимо учитывать и уменьшать. Ведь уменьшая, например, бесполезное испарение с зеркала вод водохранилищ, мы не только сохраняем воду, но и обеспечиваем ее более полное энергетическое использование на каскадах гидроэлектростанций, для которых необходимо сохранять сток по всей длине рек. И всякое, даже самое небольшое безвозвратное изъятие вод в верховьях реки на другие нужды неизбежно приводит к сокращению количества вырабатываемой гидроэлектроэнергии на всех гидростанциях среднего и нижнего течения.
Статистические данные по высокоразвитым промышленным странам, таким, как США и ФРГ, показывают, что безвозвратные потери в промышленности составляют соответственно 4,95% 4,34%. Еще выше безвозвратные потери в орошении, где они в среднем достигают 30%. Потери неизбежны в любом производстве, но должны ли они быть столь значительными? На этот вопрос наука и производство отвечают отрицательно. Как безвозвратные, так и временные потери могут быть уменьшены,— для этого есть много путей и возможностей. Остановимся хотя бы на одном из них — на создании схем оборотного (циркуляционного) снабжения промышленности водой, когда одна и та же вода используется не один, а несколько раз. При этом если на тонну добытой и обогащенной медной руды обычно требуется израсходовать 8 кубометров воды, то при оборотной схеме расход свежей воды составляет лишь 4 кубометра; для выплавки тонны чугуна и перевода его в сталь и прокат затраты воды соответственно составляют 170-200 кубометров и около 20 кубометров, на тонну никеля — 500 и 54 кубометров, на тонну каучука — 2100 и 165 кубометров. Такие скрытые резервы имеются в каждой отрасли народного хозяйства. При том огромном количестве стали, каучука, цветных металлов и другой промышленной продукции, которое производится в нашей стране, применение оборотной схемы водоснабжения даст нам миллионы кубических метров сохраненной воды.
Мы ознакомились с некоторыми видами потерь, часть которых в конечном счете приводит к сокращению запасов поверхностных вод. К этому же ведет и интенсивное и, к сожалению, не всегда правильное использование ресурсов подземных вод. (…) Именно грунтовые воды, составляя часть речного стока, являются наиболее надежным и обеспеченным источником ресурсов поверхностных вод. Это, по существу, указывает нам на один из путей увеличения возможных к использованию ресурсов поверхностных вод. Дело в том, что, при прочих равных условиях, чем больше увлажняющих почву вод попадет в землю и достигнет грунтовых вод, тем меньше поверхностный сток, который формирует паводки на реках. А ведь именно паводочный сток является наименее устойчивой и наименее используемой частью речного стока, не говоря уже о том, что половодья и паводки нередко имеют катастрофический характер и наносят огромный ущерб народному хозяйству. Значит, искусственно увеличивая питание грунтовых вод, т.е. регулируя поверхностный и подземный сток (в частности, применяя подземные водохранилища), можно увеличить наиболее легко доступную для использования часть речного стока, обеспеченную грунтовыми водами.
Есть несколько путей регулирования стока. Среди них первое место принадлежит лесам. В Советском Союзе еще в 1936 году была создана система водоохранных лесов, сыгравшая известную роль в регулировании водного режима рек. Кроме того, в засушливых районах регулирование осуществляется при помощи комплекса агролесомелиоративных мероприятий, проводимых на полях, в том числе и путем полезащитного лесоразведения. Однако план полезащитного лесоразведения проводится в жизнь далеко не полностью и не так быстро, как то требуется для наших рек. Более того, бывают случаи неоправданной рубки леса в лесостепи и в воне широколиственных лесов. Такие вырубки наносят большой урон ресурсам поверхностных вод. Вспомним, что в царской России именно вырубка нескольких миллионов гектаров леса для нужд железнодорожного строительства (в первую очередь для изготовления шпал) явилась одной из причин, вызвавших в конце XIX и в начале ХХ веков обмеление верховьев Днепра, Волги, Десны и др. К таким же результатам приводит вырубка лесов и в настоящее время.
(…) Нельзя забывать и о том, что ликвидация загрязнения речных вод — это только составная часть проблемы охраны водных ресурсов, в которую входят: борьба с потерями, запрещение сверхплановых вырубок горных лесов, имеющих водоохранное значение, восстановление на обширных территориях растительного покрова (и в первую очередь лесов), разработка общесоюзных нормативов чистоты подземных и поверхностных вод и многое, многое другое. Короче, нам необходимо ликвидировать все причины, влекущие за собой истощение и ухудшение качества ресурсов поверхностных вод».
«…бывают случаи неоправданной рубки леса в лесостепи и в воне широколиственных лесов. Такие вырубки наносят большой урон ресурсам поверхностных вод».
Страна «белого угля»
Именно так писатель Николай Кузнецов называл СССР в свой книге «Сокровища наших рек», изданной в далеком 1961 году. «Кислород.ЛАЙФ» окунулся в литературу «золотого века» советской гидроэнергетики, и предлагает вам выдержки из исторических изданий.
Куда деваются стоки с судов, плавающих по Байкалу?
Большей частью их сливают прямо в озеро. В этом году власти намерены всерьез взяться за решение перезревшей проблемы: в мае, по данным Генпрокуратуры РФ, на Байкале начнется строительство пункта приема судовых стоков. Но этого мало. Необходимы комплексные решения – и больше возможностей для сознательных судовладельцев, и суровые наказания для тех, кто продолжит гадить.
Александр Попов Учредитель и шеф-редактор «Кислород.ЛАЙФ»
Если вам понравилась статья, поддержите проект
НА ГЛАВНУЮ
Реки могут спасти океан
Загрязнение рек попадает в океан. Пластик, тяжелые металлы и всевозможные химические продукты уничтожают морскую жизнь и способствуют закислению и удушью водоема, что жизненно важно для баланса планеты. Во Всемирный день океанов мы больше, чем когда-либо, должны заявить: соленая или сладкая, у нас есть только одна вода, о которой нужно заботиться.
22 -го -го июня 1969 года река Кайахога, протекающая через город Кливленд (Огайо, США), загорелась. Искра, упавшая с железнодорожной магистрали, воспламенила углеводородно-жировой слой, покрывающий ее поверхность, и вызвала пожар, распространившийся на несколько километров по руслу реки. Обошлось без личных несчастий, но сгорело несколько кораблей и повреждено два железнодорожных моста. Это произошло во второй раз (предыдущий пожар в Кайахоге был в 1952), и реакция общественности стала поворотным моментом в экологической политике США, затронувшей весь промышленно развитый мир.
Журнал Time употребил два выражения, ставшие частью языка экологического доноса: «река сочится, а не течет» и что, упав в ее воды, человек «растворится, прежде чем утонуть». Оба широко использовались средствами массовой информации, поскольку они вели информационную кампанию, которая присоединилась к общественному протесту и побудила правительство США принять решение о разработке Закона о чистой воде и создании федеральных и государственных агентств по охране окружающей среды.
В 1970-е годы правительства и большинство граждан стран, которые привели к «второй промышленной революции» в конце Второй мировой войны, осознали, что их крупные реки серьезно заболели от всех видов промышленных загрязнителей, отходов и сточных вод. из-за устаревших и неадекватных систем санитарии из-за огромного промышленного и городского роста. Загрязненные реки вместе со смогом (ядовитым туманом, покрывавшим большие города) стали символами врагов, которых нужно победить.
Океан, перегруженное легкое
Борьба с загрязнением рек имела значительные успехи в промышленно развитых странах в 1980-х годах, но совпала с неконтролируемым развитием развивающихся экономик, которые начали сбрасывать огромное количество отходов в свои гидрологические системы, многие из которых уже были насыщены городскими сточными водами.
Борьба с загрязнением рек имела значительные успехи в промышленно развитых странах в 1980-е годы, но совпала с неконтролируемым развитием развивающихся экономик, которые начали сбрасывать огромное количество отходов в свои гидрологические системы, многие из которых уже были насыщены городскими сточными водами. .
К тому времени научное сообщество принесло еще больше плохих новостей: подтверждение того, что деятельность человека вызывает изменение климата из-за прогрессирующего потепления атмосферы. Основной причиной были выбросы CO2 в результате использования ископаемых видов топлива (уголь, нефть и газ), которые неудержимо увеличивались в связи с промышленным развитием. Ученые также подтвердили малоизвестный факт: морская вода поглощала более 25% выбросов CO2 и вместе с фотосинтезом растений была вторым по величине легким Земли.
Но такая полезная функция имела свою цену: закисление моря из-за углекислого газа, образующегося при реакции CO 2 с водой, росло с невиданной ранее скоростью за последние 300 миллионов лет, и тело морской воды становилось, тем меньше углекислого газа оно могло поглотить.
Окисление было не единственным злом в океане, которое было подтверждено в конце 20-го века: на саммите Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году океанографы сообщили, что море, поглощая большую часть тепла из атмосферы, увеличивает свою настораживает температура. Теперь мы знаем, что океан за последние 60 лет поглощал тепло в 15 раз быстрее, чем за предыдущие 10 000 лет, что оказывает непредсказуемое влияние на климат.
В последние годы не перестают появляться плохие новости о состоянии океана. В дополнение к подкислению и нагреванию морская вода дезоксигенируется и теряет кислород. По оценкам Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО, объем бескислородной (бескислородной) морской воды за последние 50 лет увеличился более чем в четыре раза. Сегодня 245 000 км2 моря уже являются мертвой зоной из-за загрязнения. По мере того как кислородное истощение углубляется и распространяется, моря теряют свою способность поддерживать биомассу, что влияет на рыбные ресурсы и экологическое регулирование планеты.
Реки, все еще нерешенный вопрос
Подсчитано, что около 85% глобального загрязнения морской среды вызвано деятельностью человека на поверхности суши, поскольку 90% загрязняющих веществ в результате этой деятельности переносится реками в море. В последние годы состояние рек промышленно развитых районов улучшилось; Реки Кайахога и Миссисипи в США, Рейн и Сарно в Европе, и это лишь некоторые из наиболее исторически загрязненных, испытали на себе последствия жесткого экологического законодательства, продиктованного правительствами, и повышенной социальной ответственности прибрежных предприятий.
Но большинство рек в странах с развивающейся экономикой значительно увеличили уровень загрязнения. Такие реки, как Ганг в Индии, Марилао и Пасиг на Филиппинах, Буриганга в Бангладеш, Матанса-Риачуэло в Аргентине, Амарилло в Китае и Читарум в Индонезии, которая, к сожалению, является самой загрязненной рекой в мире. , вот несколько примеров рек, которые превратились в неконтролируемые свалки отходов. Повредив жизни миллионов людей на его берегах, они в конечном итоге транспортируют свой смертоносный груз тяжелых металлов, пестицидов и всевозможных химикатов в море, способствуя подкислению морской воды и дальнейшему ее обескислороживанию. Среди них наука об океане предупредила о явлении, о котором было мало известно еще несколько десятилетий назад: эвтрофикации прибрежных вод сельскохозяйственными удобрениями, которые обеспечивают избыток питательных веществ, что дестабилизирует морскую экосистему.
В последние десятилетия к этому пагубному коктейлю добавились пластиковые отходы, особенно в его самой губительной для морских обитателей версии: микропластики, которые попадают в организм морских организмов из-за их сходства с микропланктоном и являются переносчиками других загрязнителей. По данным ФАО, 95% пластиковых отходов, существующих в океанах, поступает всего из десяти рек, особенно из азиатских, включая Ганг, ежегодно впадающий в Индийский океан около 544 млн кг, и Янцзы, которая сбрасывает до 329миллионов кг пластика в Желтое море.
Как и Кайахога в 1969 году, здесь все еще много рек, сочащихся грязью, из-за которых ежегодно умирает около пяти миллионов человек. Крайне важно положить конец этому бедствию. От этого зависит не только эффективное смягчение последствий и адаптация к изменению климата, но и баланс всей биосферы. Кризис рек и океанов должен заставить нас осознать, что у нас есть ОДНА ВОДА, которую мы делим с остальной жизнью на Земле. Если мы спасем реки, мы сможем спасти море.
Все новости
Подпишитесь на номер , чтобы получать новости о водном кризисе и проектах We Are Water.
Нефть неизвестного происхождения загрязняет Калининградскую полосу Балтийского моря
По данным калининградской экологической группы «Экозащита!», около 200 километров береговой линии, включающей курорты Балтийск и Светлогорск, а также заповедник «Куршка Коса», насыщены примерно 200 граммами мазута на квадратный метрнефть организации говорит, возможно, исходит от морской нефтяной платформы, которую строит российский нефтяной гигант Лукойл. По официальным данным, пострадавший участок пляжа составляет 50 километров.
Экологи из Ecodefense!, которая, как и местные власти, занимается сбором данных об авариях, говорят, что разлив, который равномерно распределился вдоль береговой линии, стал результатом просачивания около 40 тонн мазута в Балтийское море. Чиновники в Калининграде — территории России, зажатой между Литвой и Балтийским морем — не подтвердили бы это, но Экозащита! экологи говорят, что «официальная версия не соответствует действительности».
Как бы то ни было, снижение цен курортами Балтийска и Светлогорска все равно не может удержать в районе туристов, которые, несмотря на скидки, бегут с загрязненных пляжей .
Источник загрязнения до сих пор неизвестен
Загрязнение было обнаружено немногим более двух недель назад и стало полностью видно на поверхности воды к 14 июля. Калининградские власти расследуют несколько версий происхождения разлива нефти. Одна из возможностей состоит в том, что он начал выливаться из китайского нефтяного танкера Fu Shanghai , затонувшего в июне возле датского острова Борнхольм. По словам официальных лиц, другая возможность заключается в том, что нефть поступила с какого-то неизвестного корабля, который сбросил мазут в море и вызвал загрязнение.
Третья версия, предложенная калининградской Экозащитой!, заключается в том, что загрязнение не является сажей или горючим, нефтью вообще, а сырой нефтью с морской буровой платформы Лукойла D6, которую разрабатывает российский нефтяной гигант. в Балтийском море всего в 22 километрах от Куршской Косы. Куршская коса или Куршская отмель — национальный парк, длинная узкая полоса земли, образующая лагуну вдоль побережья Калининграда. Это место было включено в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры или ЮНЕСКО в 2001 году.
Начало работ на платформе D6 подозрительно совпадает с началом массовых выбросов нефтепродуктов на берег моря, говорится в заявлении Экозащиты!. «Компания «Лукойл» не предоставит международным экспертам доступ к платформе D6 даже после того, как комитет ЮНЕСКО обратился к России с требованием не бурить на этом участке нефть до тех пор, пока не будет проведена межправительственная экспертиза», — говорится в заявлении.
Экозащита Калининграда! Сопредседатель Александра Королева добавила, что «в случае любой аварии на Д6 население буквально останется плавать в масле».
Как было показано, заявила она, «власти не готовы ни к какой экстренной ликвидации разливов нефти, а Лукойл, по сути, снял с себя всю ответственность». картину произошедшего составляют экологи. Тем не менее, любой скандал вокруг Куршского мелководья чреват серьезными последствиями. По этой причине Калининград, скорее всего, останется очагом баталий между экологами, властями и нефтяными компаниями.
Танкеры на мелководье
Ладожское озеро — крупнейшее озеро Европы — было почти загрязнено крупным разливом нефти 12 июля, когда нефтяной танкер «Охта» сел на мель на мелководье у острова Шлиссельбург недалеко от Санкт-Петербурга.
Судно, следовавшее от Бугровского буя на Ладожском озере в порт Санкт-Петербург через реку Неву, было загружено 4600 тоннами мазута, когда его корпус врезался в дно озера.
В результате инцидента пробита балластная цистерна корабля. «Охта », однако, имел двойной корпус — в отличие от многих российских танкеров — и озеро и река Нева не пострадали от крупного разлива нефти. Двойной корпус, однако, не гарантирует от серьезных аварий. «Охта » села на мель относительно мягкого ила. Более каменистое дно вполне могло пробить оба корпуса.
Но авария Охта , скорее всего, только первая из многих подобных аварий в будущем.
В настоящее время уровень воды в Ладожском озере упал, поэтому многие танкеры с тоннами мазута, направляющиеся в порт Санкт-Петербурга, буквально волочат свои корпуса по дну озера. В то же время транспортировка нефти из Ладожского озера и по р. Неве – ст. Единственный источник питьевой воды в Санкт-Петербурге растет, поскольку доходы от российской нефти на международных рынках продолжают стремительно расти.
По информации, предоставленной «Беллоне Веб» Сутягиным, ни один проект перекачки нефти через Ладожское озеро или Неву не был представлен на согласование в контролирующие органы. Только нефтяные терминалы для погрузки и разгрузки нефти, как правило, проверяются властями на соответствие действующим правилам. В то же время, однако, строится все больше нефтяных терминалов и интенсифицируются танкерные перевозки, а значит, возрастает вероятность крупной аварии в районе Санкт-Петербурга.
Россия возражает против постепенного отказа от однокорпусных судов
Во время недавней встречи государств-членов Хельсинкской конвенции 25 июня в Бремене, Германия, Россия была единственной страной, которая высказалась против предлагаемого запрета однокорпусных судов. нефтяные танкеры в Балтийском море. Позиция России казалась необоснованной, учитывая, что предложенная программа не запрещает сразу устаревшим однокорпусным российским танкерам курсировать по Балтийскому морю.
На встрече в Бремене была принята так называемая Декларация Хелком-Бремен, которая была неохотно принята Россией из-за определенных возражений Москвы против формулировки декларации, сказала в телефонном интервью в пятницу Энн Кристин Брузендорф, профессиональный секретарь Хелкома.
Россия особенно возражала против включения в декларацию части, в которой говорилось, что «полузамкнутое Балтийское море имеет медленный водообмен и поэтому особенно чувствительно к эвтрофикации», что означает, что море богато накопленными питательными веществами, поддерживающими плотный рост водорослей и других организмов. Их распад летом истощает мелководье кислородом. Следовательно, многие экосистемы, живущие в море, легко повреждаются.
Таким образом, формулировка декларации может привести к тому, что Международная морская организация объявит Балтийское море особо уязвимым районом, что серьезно ограничит привилегии России по транспортировке нефти, особенно танкерами с одним корпусом.
В Декларации Хелком-Бреммен говорится, что страны «согласны укреплять наше сотрудничество в области безопасности на море в рамках Международной морской организации с целью предотвращения морских аварий и последующего загрязнения посредством конкретных мер, особенно относительно поэтапного отказа от однокорпусных судов и запрета на перевозку тяжелой или мазута на однокорпусных судах.