Способы словообразования слов в русском языке
1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya — uchim.org
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Обобщение в виде таблицы (к B1)
1. Приставочный | Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах | писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать. внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ модный → СВЕРХмодный всегда → НАвсегда |
2. Суффиксальный | Этот способ действует в образовании всех основных частей речи | желтый→ желтОК, мечтать→ мечтаТЕЛЬ, глаз →глазНой, красный → краснЕТЬ, красивый→ красивО два → двоЕ, белый → белИЗНа |
3. Приставочно-суффиксальный | Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ) | город → ПРИгородНый, звук → ОзвучИТЬ, пятеро → ВпятерОМ, плотный → ВплотнУЮ, свеча → ПОДсвечНИК мечтать → РАЗмечтатьСЯ |
4. Бессуффиксный | Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов. | синий → синь входить → вход переходить → переход |
5.Сложение: -слов или основ — сокращением основ — аббревиатура | Этот способ часто действует в образовании существительных. | Язык, знание – языкознание Физическая культура – физкультура Московский Государственный Университет – МГУ |
6. Переход слов одной части речи в другую | Учительская (прил. ) комната – учительская (сущ.) |
Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке
Базовая структура эссе | SEA
Большинство письменных эссе на английском языке следуют определенной структуре, которую преподаватели используют для оценки письма своих студентов. Базовая структура состоит в основном из трех частей:
1. Вводный абзац
2. Один или несколько основных абзацев
3. Заключительный абзац
Одной из целей вступительного абзаца является размещение основного пункта сочинение. Этот пункт, или тезис , часто встречается в конце вводного абзаца. Кроме того, этот пункт часто появляется снова и резюмируется в начале заключительного абзаца. Поддержка и развитие пункта появляется в середине, или теле, абзацах. Приведенная ниже конфигурация представляет базовые дискурсивные структуры.
Эта конфигурация иллюстрирует три различные дискурсивные структуры — дискурс ASL, разговорный английский дискурс и письменный английский дискурс (см.
Первая структура в конфигурации показывает, что человек, проводящий презентацию на ASL прямо указывает суть или тему презентации в начале. Этот момент конкретизируется, объясняется и повторяется в конце презентации.
Вторая структура , которая представляет разговорную английскую презентацию, напротив, доходит до сути намного позже. Спикер часто начинает с личного анекдота и дает аудитории информацию, которая приводит к основным моментам презентации. Таким образом, в этом типе презентации оратор дает аудитории время подумать о том, чтобы сделать выводы из представленной информации.
Третья структура показывает, что точка письменного английского
эссе часто находится в конце вводного абзаца. Вводный абзац представлен первым треугольником, который обычно начинается и ведет к определенному пункту. Следующие два поля — это основные абзацы. Именно здесь организована поддержка точки. Наконец, заключение представлено перевернутым треугольником, показывающим переформулировку точки зрения и постепенное сглаживание специфики этой темы в более общих чертах.Существуют также различные «риторические способы» (типы эссе), используемые при написании эссе, такие как сравнение/контраст, процесс, определение и аргументация. Обратите внимание, что тема эссе и риторический стиль должны быть совместимы. Тип риторического стиля будет влиять как на содержание, так и на организацию эссе. Поскольку основная структура эссе часто преподается с использованием режимов повествования
После подготовительных действий, таких как группирование и наброски (см. модуль сайта SEA «Чтение и письмо в областях содержания»), учащиеся должны разработать как предмет/тему эссе, так и формулировку тезиса.
Утверждение тезиса
Несмотря на то, что существует множество «правил» для создания утверждения тезиса в основных текстах письма и композиции, утверждение тезиса обычно рассматривается как предложение, в котором автор утверждает основную мысль эссе. о теме. (См. также структуру абзаца модуля SEA Site.)
Тезис может быть утверждением, определяющим тему и указывающим, как автор решил ограничить или сфокусировать тему. Следующий тезис описывает ограниченную направленность темы:
Моим самым ценным имуществом являются те, которые пробуждают воспоминания о важных событиях прошлого.
Другой тип структуры тезисов используется в качестве организующего руководства с включением вспомогательных пунктов. Эти опорные точки будут развиты в основных параграфах. Ниже приводится тезис с организация подпунктов :
Самое ценное, что у меня есть, это фотоальбомы, коллекция открыток и коробка сувениров.
Наконец, тезис может быть широким определением темы, которая указывает мнение автора , например следующее:
Ожерелье, которое бабушка подарила мне на 16-летие, — самое ценное из всего, что у меня есть.
При создании тезиса степень конкретности, используемая во вступительном абзаце эссе, может быть прерогативой автора. Поскольку аналогичное утверждение может быть использовано в заключительном абзаце для обобщения основной мысли, учащиеся могут использовать один тип тезиса во введении и другой тип в заключении.
Структура академических текстов
Структура является важной особенностью академического письма. Хорошо структурированный текст позволяет читателю следить за аргументом и ориентироваться в тексте. В академическом письме четкая структура и логический поток обязательны для связного текста. Кроме того, во многих университетских заданиях правильное использование структуры является частью итоговой оценки.
Большинство академических текстов следуют установленной структуре. На этой странице описаны некоторые распространенные структуры академического письма: структура эссе из трех частей и структура IMRaD. Структуру следует учитывать на всех уровнях текста, поэтому вы также найдете информацию о структурировании абзацев.
Общие структуры
Структура вашего письма зависит от типа задания, но в академическом письме используются две общие структуры: структура эссе из трех частей и структура IMRaD. Такой структуре следуют даже более короткие эссе, не разделенные на озаглавленные разделы. Более длинные тексты могут быть дополнительно разделены на подразделы. Различные дисциплины или отделы могут предпочесть, чтобы студенты использовали определенную структуру, поэтому обязательно проконсультируйтесь со своим преподавателем, если вы не уверены, что от вас ожидают.
Структура эссе, состоящая из трех частей
Структура эссе, состоящая из трех частей, представляет собой базовую структуру, состоящую из введения, основной части и заключения. Введение и заключение должны быть короче основного текста. Для более коротких эссе может быть уместным один или два абзаца для каждого из этих разделов. Для более длинных текстов или тезисов они могут занимать несколько страниц.
См. пример эссе
Подробнее о структуре эссе, состоящей из трех частей
Введение
Ваше введение должно включать следующие пункты (имейте в виду, что не все пункты могут иметь отношение к вашему проекту):
- Представьте свою тему
- Поместите свою тему в контекст
- Предоставьте справочную информацию
- Укажите цель текста
- Опишите, как вы будете достигать цели
- Предоставьте тезис или исследовательский вопрос
- Предложите свои выводы
- Объясните, почему ваша тема интересна, необходима или важна
- Дайте читателю руководство к тексту
- Заинтересуйте читателя
Утверждения, которые вы делаете во введении, следует развить в основной части текста и вернуться к ним в заключении.
Вы можете написать введение в начале или в конце процесса написания. Если вы напишете его в начале процесса, он может послужить руководством к написанию вашего собственного письма, но имейте в виду, что вам, скорее всего, придется вернуться к нему и отредактировать его по ходу написания.
Дополнительные советы по знакомству
Основная часть
Это основная часть вашего текста, и она также должна быть самой длинной. В зависимости от длины текста основная часть может быть разделена на подразделы. Если ваш текст разбит на подразделы, не забудьте кратко представить каждый раздел. Для более длинных работ вам также может понадобиться заключить разделы.
В основной части текста вы как писатель и исследователь проявляете наибольшую активность. Это самая существенная часть текста; здесь представляются, обсуждаются и анализируются исследования или результаты. Здесь вы также представляете свои аргументы, которые поддерживают ваш тезис или отвечают на ваш вопрос. Структура и содержание этой основной части могут различаться в зависимости от вашей дисциплины.
Заключение
В заключении следует вернуться к тезису или проблеме, представленной во введении. Но будьте осторожны, чтобы не просто повторить то, что вы написали во введении; вместо этого покажите читателю, как то, что вы написали, проливает новый свет на проблему, представленную в начале. Для более длинных работ может быть уместно краткое изложение ваших выводов, но это не обязательно для более коротких текстов. Будьте осторожны, чтобы ваш вывод не был просто повторением того, что вы уже написали. В заключение вы также можете оценить и объяснить, достигли ли вы цели или решили проблему, представленную во введении, и каким образом. В заключении не следует вводить новый материал, но довольно часто предлагаются темы для дальнейших исследований.
Дополнительные советы и примеры выводов
Структура ИМРаД
Разделы структуры ИМРаД: Введение, Методы, Результаты и Обсуждение. Посмотрите этот короткий фильм о структуре IMRaD:
Подробнее о структуре IMRaD
Введение
См. описание введения в предыдущем разделе о структуре эссе, состоящей из трех частей.
Метод
В этом разделе вы описываете, как вы проводили свое исследование. Здесь вы представляете свой материал и свое исследование, а также любые предыдущие исследования и справочный материал. Вы описываете, какой метод или методы вы использовали и как вы пришли к своим результатам. Вы также можете объяснить, почему вы выбрали тот или иной метод.
Прочтите здесь дополнительные советы о том, как написать раздел методов. Однако вы должны знать, что между дисциплинами могут быть различия в содержании и структуре этого раздела.
Результаты
В этом разделе вы сообщаете о результатах вашего исследования. Обычно результаты не обсуждаются и не анализируются в этом разделе, но вам, возможно, придется объяснить некоторые из ваших выводов, чтобы избежать недоразумений.
Обсуждение
Обсуждение — это раздел, в котором вы как автор проявляете наибольшую активность, и он должен быть самым содержательным разделом всей статьи. Вы должны интерпретировать, анализировать и обсуждать свои результаты, а также сравнивать и сопоставлять их с предыдущими исследованиями.
Иногда статьи, использующие структуру IMRaD, будут иметь отдельное заключение, а иногда заключение будет объединено с обсуждением. Обязательно уточните у своего инструктора, что от вас ожидается.
Дополнительные советы по написанию обсуждения
Другие части академических статей
Помимо частей, рассмотренных в предыдущих разделах о трехчастной структуре и структуре IMRaD, академические статьи также состоят из других, часто весьма формализованных части.
Заголовок
Заголовок должен привлекать внимание и интерес читателя, а также указывать, чего ожидать от статьи.
Многие научные названия состоят из двух частей, первая часть которых привлекает внимание читателя, а вторая часть носит пояснительный характер. Посмотрите на названия других научных работ и статей по вашей дисциплине, чтобы понять, как создавать заголовки.
Чаще всего требуется использовать определенный формат или шаблон для титульного листа. Обязательно ознакомьтесь с инструкциями или попросите своего преподавателя узнать, что от вас ожидается.
Советы, вдохновение и некоторые примеры
Реферат
Реферат резюмирует основное содержание вашей диссертации и должен дать читателю четкое представление о том, о чем эта диссертация. Читатели часто используют аннотацию, чтобы определить, подходит ли им текст для чтения.
Рекомендуется читать рефераты, написанные в рамках вашей дисциплины, чтобы узнать, что от вас ожидается, поскольку то, что включено в реферат, может различаться в каждой области обучения. Убедитесь, что ваш реферат имеет ту длину, которая требуется в задании, и имейте в виду, что более короткие задания обычно не требуют реферата.
Узнайте больше о написании рефератов
Содержание
Более объемные работы обычно имеют оглавление. Скорее всего, вы будете использовать определенный формат в соответствии с используемым вами шаблоном. В противном случае большинство текстовых процессоров будут иметь инструменты форматирования, которые вы можете использовать для создания оглавления. Обязательно структурируйте оглавление таким образом, чтобы взаимосвязь между разделами и подразделами была очевидна для читателя.
Список литературы
Список литературы помещается после текста. Однако любые приложения следует размещать после списка литературы. Список должен включать все источники, которые вы использовали в своей работе. Как составить список и как цитировать источники различаются в зависимости от дисциплины и справочной системы.
Дополнительная информация о ссылках
Абзацы
Абзац — это набор предложений, относящихся к одной теме или идее. Когда начинается новый абзац, это сигнализирует читателю, что акцент смещается на новую идею или мысль. При этом все абзацы должны быть связаны с основной темой.
Тематическое предложение и вспомогательные предложения
Абзацы состоят из предложений. В каждом абзаце должно быть тематическое предложение, которое представляет основную мысль или тему абзаца. Это предложение чаще всего находится в начале абзаца. Все остальные предложения в абзаце являются вспомогательными предложениями, которые связаны с темой предложения. Эти предложения развивают мысль, выраженную в тематическом предложении. Это развитие может быть, например, более глубоким анализом, контрастом или иллюстративным примером. Последнее предложение абзаца является заключительным предложением или переходным предложением. Он резюмирует содержание абзаца и ведет читателя к следующему абзацу. Важно плавно переходить от одного абзаца к другому. Иначе создастся впечатление, что абзацы нагромождены друг на друга, а не составляют один связный текст.
Длина каждого абзаца зависит от его содержания. Это означает, что длина абзацев может варьироваться. То есть не стоит начинать новый абзац только потому, что вы чувствуете, что теперь он достаточно длинный.