Опыт с водой солью и мелом: Открытый урок по окружающему миру «Вода и ее свойства»для 3-го класса

Открытый урок по окружающему миру «Вода и ее свойства»для 3-го класса

ЦЕЛИ:

1. Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.

3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде и природе в целом.

ОБОРУДОВАНИЕ. Глобус, на партах у учеников стаканы с водой, пустые стаканы, растворимые вещества (сахар, соль мелкая, питьевая сода, лимонная кислота), нерастворимые вещества (земля, песок, глина, гранитная крошка), воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, шпатель.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

— Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Без рук, без ног
На гору ползет.

Кто сильнее всех на свете?
Что в руках не удержать?
Что в решете не унесешь?
Что в гору не выкатишь?

— Тема нашего урока — вода.

3. Лекция учителя.

— Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха открывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

4. Доклад ученика, подготовленный заранее.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

( Одновременно с рассказом ученика учитель вывешивает на доску рисунки учащихся “Вода в жизни человека, растений и животных”.)

Воду пьют поля леса. Без нее не могут жить птицы и звери.

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

— Учитель подводит итог доклада.

— Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем установить с помощью опытов.

5. Практическая работа.

Ключ к практической работе можно найти в учебнике на странице 51.

ОПЫТ 1. Форма воды.

Приготовьте разную посуду, например, стакан, чашку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке – форму чашки, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

ОПЫТ 2. Цвет воды.

Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода? Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

ОПЫТ 3. Прозрачность воды.

Вспомни, как ты в третьем классе изучал прозрачность воды, снега и льда. Каковы результаты этого опыта? Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды? Вода прозрачна. И все же в природе вода не всегда бывает прозрачной, так как нередко она загрязнена различными отходами.

ОПЫТ 4. Вкус воды.

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо знаком тебе вкус хлеба, молока, вареного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Нет, нельзя. Ни один из знакомых тебе вкусов нельзя отнести к воде.

Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна.

ОПЫТ 5. Запах воды.

Когда твоя печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.

Вода ничем не пахнет. Она без запаха.

ОПЫТ 6. Текучесть воды.

Приготовь фанерку или толстую картонку, пластмассовую пластинку. Вылей на нее немного воды. Что ты заметил? Наклони пластинку. Что произошло с водой?

По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной – стекает под уклон.

Возьми один стакан пустой. Другой — с водой. Перелей воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай какое. Проверь себя: это свойство называется текучестью. Вода текуча.

ОПЫТ 7. Вода – растворитель.

Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Теперь обрати внимание на соль, сахар,мел,песок, которые ты опускал в воду. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала соленой и сладкой. Мел и песок оседают на дно. Они хорошо видны. Проверь прозрачность воды во всех четырех стаканах, как ты это делал в опыте 2.

Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом и песком мутная. Почему не видно соли и сахара? Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. В третьем и четвертом стаканах вода стала мутной от мела. Можно ли очистить ее так, чтобы снова стала чистой, прозрачной? Чтобы ответить на этот вопрос проделай опыт.

ОПЫТ 8. Очистка воды.

Приготовь стакан с мутной водой, пустой стеклянный стакан, воронку, промокательную бумагу, стеклянную воронку и палочку. Согни бумагу вчетверо. Сделай из нее бумажную воронку, вставь в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке осторожно лей воду в воронку. Наблюдай за водой, которая будет вытекать из воронки. Проверь ее на прозрачность.

Сделай вывод. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

5. Итог урока.

— О каких свойствах воды вы узнали.

— Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие.

— Расскажите, зачем нужно знать свойства воды?

— Расскажите, как вы очищаете воду?

6. Домашнее задание.

Подготовить доклад на тему: “Бережное отношение к воде”.

Ответить на вопросы раздела “Проверь себя” (учебник с. 52).

Способы разделения смесей

Как мы уже знаете, каждое вещество в составе смеси сохраняет свои свойства. Это позволяет разделять смеси на отдельные вещества. Чтобы ознакомиться со способами разделения смесей, выполним опыты.

Разделение смеси методом отстаивания

Приготовим смесь мела и воды. Для этого на дно прозрачной сосуды поместим 1 столовую ложку порошка мела, по стеклянной палочке добавим полстакана воды и перемешаем. Образуется смесь белого цвета, которая, постояв несколько минут, разделится на два слоя. Слой мела осядет на дно, а слой воды будет находиться над ним. Такое происходит потому что мел в воде не растворяется и он тяжелее воды. Осторожно слив воду, мы разделим эту смесь. Такой способ разделения смесей получил название отстаивания.

Разделение смеси мела и воды фильтрованием

Однако полностью разделить смесь мела и воды с помощью отстаивания не удается. Как достичь полного разделения смеси этих веществ? Выполним еще один опыт.

Смесь мела и воды пропустим через фильтр — плотный материал из специальной бумаги или ткани. Мы увидим, что вода проникает через фильтр в посуду-приемник, а мел остается на фильтре. Этот способ разделения смесей получил название фильтрования.

Фильтры изготавливаются из специальной бумаги, который так и называется — фильтровальная, или из тканей различной плотности. Фильтром может быть слой чистого песка или ваты. Кстати, в городских водоочистных станциях применяют песчаные фильтры. Толщина слоя песка в них достигает 1 м.

Как видим, отстаиванием и фильтрованием можно разделить смесь воды и нерастворимого в ней вещества.

Разделение смеси поваренной соли и воды выпариванием

Как вы знаете, поваренная соль хорошо растворяется в воде. Такую смесь веществ отстаиванием разделить нельзя. А удастся это сделать фильтрацией? Выполним опыт. Пропустим смесь воды и поваренной соли через бумажный фильтр. Мы увидим, что соли на фильтре не осталось.

Итак, если вещество хорошо растворяется в воде, то отстаивание и фильтрование не подходят для разделения такой смеси. Для этого существует другой способ — выпаривания.

Капните небольшое количество смеси воды и поваренной соли на стекло и начнем нагревать его до тех пор, пока вся вода не испарится. После того как вода испарится, на стекле останется пятно белого цвета. Это и есть поваренная соль. С помощью выпаривания мы разделили смесь воды и поваренной соли.

Разделение смеси газов

Вы уже знаете способы выделения составных частей из смеси твердых и жидких веществ. А как разделить смесь газообразных веществ? Рассмотрим это на примере воздуха.

Итак, азот и кислород, которых больше всего в составе воздуха, схожи по физическим свойствам. Они плохо растворяются в воде, не имеют цвета и запаха. Оба газа образуют столь однородную смесь, что отстаиванием или фильтрацией их нельзя разделить. Поэтому азот и кислород выделяют из воздуха с помощью выпаривания. Сначала воздух переводят в жидкое состояние, охлаждая его до очень низкой температуры (около -200 ° С), а затем подвергают выпариванию. Первым испаряется азот, а после него — кислород. Каждый газ собирают в баллоны отдельно и используют по назначению.

Заключение

Разделение смеси — это выделение из нее чистых веществ.

Чтобы разделить смесь, необходимо знать свойства веществ, которые входят в ее состав.

Теперь вы знаете, что существуют различные способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Морские меловые отпечатки

Морские меловые отпечатки

Быстрый поиск действий:

Я ищу

Выберите темуИскусствоКулинарияОсеньЯзыкГрамотностьМатематикаДвижение и игрыМузыкаНаукаСоциальные и эмоциональныеВеснаЛетоТехнологииЗима

за

Любой возраст

  • Младенец
  • Дошкольное учреждение
  • Малыш
  • Элементарный

Материалы:

Цветной мел для рисования
Цветная бумага светлого цвета, 8 x 10 дюймов (20 см x 25 см)
Соль
Вода
1 ч. л. (5 мл) мерная ложка
1/4 стакана (60 мл) мерный стакан
Небольшие контейнеры

Инструкции:

Что делать
1. Накройте стол газетой.

2. Смешайте одну чайную ложку (5 мл) соли и 1/4 стакана (60 мл) теплой воды в небольших емкостях и перемешайте.
Разложите контейнеры и бумагу.
3. Предложите детям подержать кусочек мела в соленой воде примерно одну минуту,
затем нарисовать мокрым мелом на бумаге.
4. Призовите детей окунать мел в соленую воду по мере необходимости.
5. Дайте отпечаткам высохнуть. Дисплей для всех, чтобы наслаждаться.
Больше дел
Больше искусства: вместо обычной прямоугольной формы для рисования нарежьте бумагу такими фигурами, как яйцо
на Пасху, форму бабочки на весну и форму сердца на День святого Валентина.

Книга: ГИГАНТСКАЯ энциклопедия художественных и ремесленных занятий для детей от 3 до 6 лет
Центр:

Песок и вода

Тема:

Вода

Содержание:

Искусство: изобразительное искусство

Район:

Точный мотор

Возраст:

Детский сад

Взаимодействие:

Индивидуальный ребенок

PDF доступен

Скачать Распечатать


Другие действия, которые стоит попробовать


×

Разделение песка и соли путем фильтрации и выпаривания | Эксперимент

В этом классном эксперименте учащиеся разделяют смесь песка и соли, иллюстрируя основные способы отделения смеси нерастворимых материалов от растворимых

Это очень простой эксперимент. Его можно проводить индивидуально или в группах по два человека. Учащиеся должны вставать во время разогрева и остерегаться выплевывания горячей соли, когда испарение почти завершено.

Оборудование

Аппарат

  • Защита глаз
  • Стакан, 250 см 3
  • Стеклянная палочка для перемешивания
  • Воронка с фильтром
  • Фильтровальная бумага
  • Коническая колба, 250 см 3
  • Испарительная чаша
  • Горелка Бунзена
  • Термостойкий мат
  • Штатив
  • Марля

Химические вещества

  • Смесь песка и хлорида натрия (соли), около 6–7 г на группу учащихся (подходящая песчано-солевая смесь должна содержать примерно 20% соли по массе)

Примечания по охране труда и технике безопасности

  • На протяжении всего эксперимента носите защитные очки.
  • Учащиеся должны вставать во время разогрева и остерегаться плевков горячей соли, когда испарение почти завершено.
  • Хлорид натрия (например, поваренная соль), NaCl (s) — см. карточку опасности CLEAPSS HC047b.

Процедура

  1. Налейте смесь песка и соли в стакан так, чтобы она только покрывала дно.
  2. Добавьте около 50 см 3  воды или добавьте воды, пока стакан не будет заполнен примерно на одну пятую.
  3. Аккуратно перемешайте смесь в течение нескольких минут.
  4. Отфильтруйте смесь в коническую колбу.
  5. Вылейте фильтрат в испарительную ванну.
  6. Аккуратно нагревайте солевой раствор, пока он не начнет расщепляться (сплевывать). ВНИМАНИЕ: Наденьте защитные очки и не подходите слишком близко.
  7. Выключите горелку Бунзена и дайте влажной соли высохнуть в блюде.

Источник: Королевское химическое общество

Оборудование для классного эксперимента по разделению смеси песка и соли.

Учебные заметки

При желании эксперимент можно расширить, чтобы выделить сухие образцы песка и соли. Для этого влажный песок с фильтровальной бумаги можно перенести на другой лист сухой фильтровальной бумаги и, сложив и промокнув, высушить образец. При необходимости можно использовать другой кусок фильтровальной бумаги.

Студенты часто предпочитают представлять свои образцы в маленьких бутылочках на утверждение, поэтому для этого можно использовать шпатель. Пока первый ученик в паре переносит песок, другой может соскребать высохшую соль с чаши для выпаривания и переносить ее в другую бутыль для образцов.

Если это дополнение будет выполнено, учащимся следует предложить маркировать бутылки. Им следует сообщить, что все пробы, приготовленные таким образом, должны быть промаркированы, даже если в этом случае должно быть очевидно, что это за вещество.

Вопросы учащихся
  1. Почему с помощью этого эксперимента можно разделить песок и соль?
  2. Почему смесь соли, песка и воды перемешивается на шаге 3?
  3. Почему солевой раствор нагревается на шаге 6?
  4. Как можно удалить последние следы воды из ваших образцов, чтобы они были полностью сухими?
  5. Укажите две причины, по которым добытый вами песок все еще может быть загрязнен солью.
  6. Как вы могли бы изменить свой эксперимент, чтобы получить более чистый образец песка?
  7. Назовите две причины, по которым полученная вами соль все еще может быть загрязнена песком.
  8. Как вы могли бы изменить свой эксперимент, чтобы получить более чистый образец соли?

Заметки для преподавания основ естествознания

Если вы преподаете естественные науки, следующая информация призвана помочь вам в использовании этого ресурса.

Развитие навыков

Дети будут развивать свои научные навыки, используя:

  • Делая выводы и поднимая дополнительные вопросы, которые могут быть исследованы на основе их данных и наблюдений.
  • Использование соответствующего научного языка и идей для объяснения, оценки и передачи своих методов и результатов.

Результаты обучения

Дети:

  • Обратите внимание, что некоторые материалы растворяются в жидкости, образуя раствор.
  • Опишите, как извлечь вещество из раствора.
  • Используйте знания о твердых веществах, жидкостях и газах, чтобы решить, как можно разделить смеси, в том числе путем фильтрации, просеивания и выпаривания.
  • Покажите, что растворение, смешение и изменение состояния являются обратимыми изменениями.

Поддерживаемые концепции

Дети узнают:

  • Что существуют различные методы, которые можно использовать для разделения различных смесей.
  • Это растворение является обратимой реакцией.
  • Что не все твердые вещества растворимы.
  • Что на скорость растворения могут влиять различные факторы.
  • Что плавление и растворение — не один и тот же процесс.

Рекомендуемое использование для занятия

Это задание можно использовать в качестве исследования для всего класса, когда дети работают в небольших группах или парах, чтобы узнать, как отделить соль от песка. Это может послужить стимулом для дальнейших исследований, направленных на то, чтобы разделить другие смеси твердых веществ, либо по разным размерам частиц, либо по растворимости.

Практические соображения

В начальных школах часто нет горелок Бунзена, поэтому необходимо найти жизнеспособные альтернативы. Точно так же могут возникнуть трудности с приобретением оборудования, необходимого для выпаривания воды для извлечения растворенной соли. Подставки для головы и чайные свечи могут хорошо подойти в качестве возможных альтернатив.

При выполнении этой работы следует помнить, что некоторые нерастворимые твердые вещества могут образовывать взвеси. Здесь частицы кажутся растворенными, тогда как на самом деле они разбросаны по всей жидкости. Хорошим показателем того, что образовалась суспензия, является помутнение жидкости или слышно, как частицы скребутся при перемешивании смеси.

Схема этого занятия очень предписывающая, поскольку процедура изложена пошагово. Открытая задача, когда дети работают в небольших группах и разрабатывают свои собственные методы, расширит детское мышление. Предложения разных групп можно сравнивать и оценивать как класс.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *