Обозначающие безударные гласные звуки: Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова — это неударяемые гласные, написание которых проверяется подбором родственных слов или изменением грамматической формы.

Чтобы понять, что такое безударные гласные в корне слова, начнем с того, что слова русского языка произносятся с выделением голосом гласного звука одного из его слогов.

Понаблюдаем:

  • кра-со-та́
  • о-кно́
  • бле-сти́т

Определение

Выделение гласного звука в слоге силой голоса, повышением его тона и долготой звучания — это ударение в слове.


В русском языке ударение является одной из фонетических примет слов. Иногда только ударение различает лексемы:

  • и́рис и ири́с;
  • за́пах и запа́х.

Что такое безударные гласные корня?

В русском языке ударение может находиться на гласных звуках разных частей слова:

в приставке


Примеры

вы́пустить, на́пуск, ро́зыгрыш


в корне


Примеры

посо́л, ле́пка, со́лнечный


в суффиксе


Примеры

убега́ть, отрази́ть, горячо́


в окончании


Примеры

мольба́, дождево́й, ветряно́й


Когда в слове голосом выделяется гласный звук любой другой морфемы, кроме корневой, тогда гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции, из-за чего слышится неясно. Такой гласный корня называется безударным.


Определение

Безударные гласные корня — это гласные звуки, которые не выделяются голосом и требуют проверки для правильного написания.


Русская орфография основывается на морфологическом принципе письма. Суть его состоит в том, что независимо от звучания в слове сохраняется единое написание морфем, кроме случаев чередования гласных и согласных. Если исходить из этого принципа, то безударные гласные корня пишутся всегда одинаково, то есть так же, когда они находятся под ударением и, соответственно, слышатся четко и ясно.

А как узнать, какую букву в корне слова следует написать в безударном положении?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, следует подыскать проверочное слово, в котором сомнительный гласный окажется в сильной фонетической позиции — под ударением.

Понаблюдаем:

  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • посоли́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же словаПодобрать родственные слова
1. Один — много
река — ре́ки
1. Большой — маленький
тропа — тро́пка
2. Много — один
колосья — ко́лос
2. Маленький — большой
площадка — пло́щадь
3. По вопросу:
О чём?
в лесу — о ле́се
Что делал?
Что делает?
катил — ка́тит
3. Назови ласково
звезда — звёздочка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
платил — пла́та

Безударные гласные корня можно проверить двумя способами:

1. подобрать однокоренные слова

  • подари́ть — дар, пода́рок;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • зелёный — зе́лень;

2. изменить грамматическую форму слова

  • писа́ть — пи́шет;
  • большо́й — бо́льше;
  • страна́ — стра́ны.

Правило написания безударных гласных


Правило

В безударном положении в корне слова пишется та же буква, которая выступает под ударением, если изменить грамматическую форму слова или подобрать однокоренное слово.


Примеры:

  • сиде́ть — си́дя;
  • посвяти́ть — свя́тость;
  • посвети́ть — свет;
  • скрипе́ть — скрип;
  • весе́нний — вёсны;
  • полоска́ть рот — поло́щет;
  • поласка́ть ребенка — ла́ска;
  • сторожи́ть — сто́рож, сторо́жка;
  • умоля́ть — мо́лит;
  • умали́ть значение, роль — ма́лый;
  • о́зимь — зи́мний;
  • о́земь — о зе́млю.

В русском языке существуют безударные гласные в корне слов, проверяемые и не проверяемые ударением.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

В некоторых словах безударные гласные в корне невозможно проверить ударением, даже если изменить грамматическую форму или подобрать к ним однокоренные слова.

Понаблюдаем:

  • воображе́ние — дам волю воображе́нию, мальчик с развитым воображе́нием, поговорим о воображе́нии;
  • воображе́ние — вообрази́ть, вообража́ть, вообража́емый, вообража́ла.

Сделаем вывод, что в слове «воображение» и родственных лексемах имеется орфограмма непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Это так называемые беспроверочные написания. Среди таких лексем имеются исконно русские слова, но в большинстве своем эти слова пришли из других языков. Их орфография зафиксирована в словарях.

Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне являются словарными.

Правописание наиболее употребительных слов следует просто запомнить или в случае затруднения обратиться к орфографическому словарю.

Примеры

  • абориген, аромат;
  • багровый, бордовый, бордюр;
  • ватрушка, винегрет, вестибюль, виртуоз;
  • горизонт, гармония, гастроли;
  • делегация, диапазон, дисциплина;
  • инициатива, инициалы;
  • коварный, катастрофа, коктейль, компонент, конфорка, кобура;
  • ладонь, лазурный;
  • матрос, молоко, медаль;
  • наваждение, негодовать;
  • обаяние, обоняние, оранжевый
  • палитра, палисадник, панорама, поликлиника, параметр, привилегия;
  • стакан, стадион, столяр;
  • табурет, тротуар;
  • фонтан
  • эликсир, этикетка.

Видео «Безударные гласные в корне слова»

Тест

Вопрос 1 из 10

В каком ряду в корне слов пишется безударная гласная, проверяемая ударением?

накл. ..ниться, отр…вление, гр…зовой

уг…релый, оз…рение, сл…жить

наг…нять тоску, з…мляной, тр…винка

ск…чок, прич…сать, пром…кашка

Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова

Кузнецких Наталья Викторовна

МКОУ СОШ №1, г.Нижнеудинск

Учитель начальных классов

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России», учитель Кузнецких Наталья Викторовна.

Тема

Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
результаты

Личностные УУД:
Проявляют познавательный интерес к изучению нового

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют выделять существенную информацию из учебного текста.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные:

Способствовать развитию умения писать буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слов;
создать условия для запоминания правописания непроверяемых слов

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Образовательные
ресурсы

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» 2 класс,1ч.

В.П.Канакина «Рабочая тетрадь» 2 класс,1 ч.

СD диск к учебнику «Русский язык» 2 класс.

Орфографический словарь.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре, в группах.

Используемые технологии обучения

Игровые ,информационно-коммуникативные, здоровьесберегающая.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

(2мин)

Организует

Уточняет тематические рамки

Приветствуют учителя.

Внимательно слушают учителя.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужны эти правила

Приветствие учащихся.

– Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II.Формулирование темы урока,постановка учебных задач.

(5 мин)

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку учебных задач урока учащимися.

Открывают тетрадь, записывают число, классная работа.

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят учебные задачи.

Работа в парах.

-Вставьте в слова пропущенные буквы.

Тр…ва, д…ревья, з…мляника, л…сной,л…сточки.

-Какое слово вызвало затруднение? Почему?

-Выскажите своё предположение, какова тема нашего урока.

(выслушиваются предположения детей)

-Прочитайте вопрос на стр.103.

-Какие учебные задачи мы можем поставить?

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

III.Добывание и применение знаний в новой ситуации

(20 мин)

Организует деятельность учащихся при работе с учебником.

Организует работу над заданием

Проводит музыкальную физминутку.

Осуществляет профилактику утомления

Прописывают слово Земляника.

Выполняют упражнение 162.

Отвечают на поставленный вопрос.

Находят непроверяемые буквы.

– Слова с непроверяемыми буквами можно проверить в орфографическом словаре.

Читают правило.

Самостоятельно списывают предложение

Выполняют занимательное задание на диске.

Правильное выполнение движений

-А вы знаете почему землянику так назвали? (упражнение 164 рассказать о землянике).

Упр.162 – Прочитайте.

Чем интересен заголовок?

– В каких словах написание
выделенных букв вы можете проверить? Проверьте их.

– В каких словах написание
выделенных букв вы не можете проверить? Почему? Где можно проверить написание таких слов?

– Спишите любое предложение

CD диск.

-Вставьте пропущенные буквы.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивныевыявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений

I V.Развитие умений-применение знаний.

(10мин)

Контролирует качество выполнения задания.

Читают слова.

– 1-я группа – буква е, 2-я – буква о, 3-я – 
буква а, 4-я –буква я.

Записывают слова
в алфавитном порядке, работают со словарем

Упр.163 –Прочитайте задание.

-По какому признаку распределены слова в группы?

-Следуя инструкции выполните задание.

Определяют критерий

деления словарных слов на группы. Умеют распределять слова в алфавитном порядке. Владеют навыками работы со словарем

Грамотно выражают свою мысль. Устанавливают причинно-следственные связи. Усваивают написание непроверяемого слова

V.Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании.(3мин)

Организует рефлексию

Даёт инструкцию по выполнению домашнего задания.

Выполняют самооценку работы, вносят исправления.

Записывают домашнее задание.

– На какой вопрос нужно было ответить на уроке?

– Чему учились на уроке?

– Как вы оцените свою работу
на уроке?

Дома: тпо стр.47 упр.101,102

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.(Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия(Регулятивные УУД

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277280-neproverjaemye-bezudarnye-glasnye-zvuki-v-kor

Чтение безударных гласных.

Гласные в безударные слоги в двусложных и многосложных словах обычно обозначают нейтральный звук [ə] и короткий [ı].

  1. буквы « и », « и », ‘ и ’ обозначают звук [ı]: рок и т, группа и т, фунн и .

  2. буквы « и », « или », ‘ и ’ обозначают звук [ə]: Pol и -й, дно o м, кактус и с.

НО а гэ [ı] (сообщение), — a te [ə/ı] (нежный), — i ble [ı/ə] (ужасно).

  1. Письмо комбинации ‘ гласных + буква ‘r ’ дать нейтральное [ə]: кукла ar , Динн или , документ или , физ ур эл.

  2. в буквосочетание ‘

    гласная + гласный + согласный’ (-ial, -ion, -our, -ous и т. д.) мы произносим нейтральный [ə]: инициализация иал , дивис ион , лаборатория наш , род ус .

  3. в буквосочетания ‘ гласная + согласная + согласная (+ согласная/гласная) ’ (-able, -ance, -ent и т. д.) мы произносим [ə]: cap , способный , посетить ance , шпилька и .

  4. в буквосочетания ‘ согласная + гласный + согласный (+ гласный) ’ мы можем произнести:

а) нейтральный [ə]: бесплатно dom ;

б) нейтральный [ə] или короткий [ı]: уход меньше ;

в) нейтральный [ə] или короткий [υ]: aw ful .

  1. буквы ‘

    или ’ и ‘ и ’ в открытом слоге и после ударного слога имеют свои основные длинные значения: самб или [əυ], стоимость и меня [ю:].

  2. Ан безударная гласная, как правило, не произносится в следующих случаев:

а) е+ л\п (в конце слова): семь [\ севн];

б) я+л (в конец слова): ученица [\ pju:pl];

в) о+н (в конце слова): урок [\ lesn]

пр. 6.1 Прочитайте загадки. Попробуйте угадать правильный ответ. Расшифровать подчеркнутые слова, объяснить правила.

1) Мужчина смотрит на фото и говорит: «Братьев и сестер у меня нет, но у этого человека отец — сын моего отца». Что отношение человек на фотографии человеку, который на это смотрит?

2) Есть вопрос на что ты никогда не ответишь «да». Что это за вопрос?

3) Что это похоже на мяч,

Но стоит на месте и не падает

от его тонкий и изящный нога?

Дети хотел бы повернуть его,

Озера и рек там встречаются.

стран , штаты и их города

Вы можно увидеть на нем все вокруг.

пр. 6.2 ( , дорожка 6 )

а) Послушайте стихотворение. Обведите слова, которые рифмуются.

Мистер Портер любит свою пасту.

Никто другой можно съесть быстрее.

г. Сестра Портера Рита,

Покупки макароны на метр.

г. Старшая дочь Портера,

Бойлс все это в кадках с водой.

б) Узнать рифма.

Расписание лентяев Гранди.

Бездельники Гранди

Обязательно делать суммы на понедельник.

«А сегодня четверг»,

Говорит ленивые кости Гранди,

Сделаю в среду

Если нет – тогда в четверг,

Или даже в пятницу»,

Говорит Ленивый Гранди.

Нет очень скоро наступит пятница

И Наступает суббота,

Но Ленивые кости Гранди

Есть нет времени на суммы.

«Никогда ум», говорит Гранди,

«Я буду сделай это в воскресенье».

Так это расписание

Из Ленивый Гранди.

пр. 6.3 Перепишите следующие слова и разделите их на три колонки: [ju:], [əυ], [ə]

Трибуна, монотонность, статуя, самба, кактус, атрибут, обычаи, благодарность, скорая помощь, монограмма, общий, также, темп, узнавать.

пр. 6.4 Обратите внимание на полное качество безударных гласных и объяснить правило:

а) мамбо, песня, темп, динго, банджо, фреска, девиз, танго, залп, лепнина, Платон, фото, соло, памятка, кредо, вето, Плутон, силос;

б) коммуна, костюм, капсула, формула, циркуляр, оккупант.

пр. 6,5

а) Слушать. В каждом предложении или фразе есть две гласные, которые не [ə]. Обведите их ( , дорожка 7 )

Пример: ан и человек и бан a на

  1. из Канады в Китай

  2. Попугай спал.

  3. Кинотеатр был открыт.

  4. фотографа помощник

  5. вопрос и ответ

  6. женщина и ее муж

  7. салат из макарон

б) Запишите слова в правильная часть таблицы. Тогда слушайте и проверяйте ( , дорожка 8)

Оранжевый женщина возвращение собирать рынок начать посещение спит

Салат учит нужно письмо диван персики четверть женщин

Гласная в слабый слог = [ə]

Гласная в слабом слоге = [І]

женщина

оранжевый

пр. 6,6 Сравните чтение гласных в ударных и безударное положение. Прочтите следующие слова:

земля — Голландия

земля – Польша

земля — Исландия

Мужчина — француз

Мужчина — Голландец

Мужчина — Скотчман

Нас — кактус

Автобус – кампус

Том — дно

сум — опоссум

Стойка – барак

Лот – бюллетень

Плохо — баллада

Макет — гамак

Замок – бугор

пр. 6.7 Произнесите следующие слова и прокомментируйте чтение безударные гласные:

Ошибка, ужас, ужас, чириканье, барак, зеркало;

бюллетень, галоп, кактус, перепись;

Грамматика, нищий, воротник, погреб, доллар, тополь;

Волга, дельта, экстра, вилла, Сильва, Эдна, персонаж, менеджер;

Багаж, повязка, мужество, мусор, сообщение, точный, адекватный, ласковый, примерный, деликатный;

Янтарный, баннер, лето, ужин, ужин, номер, член, масло, перец, укрытие, зима;

Академия, щедрый, достижение, недуг, золотой, углублять, разные, терпение, беглость, храбрость;

Положительный, возможный, неправомочный, невидимый;

Доктор, проктор, тракторист, фактор, актер.

пр. 6,8 Прочитайте следующие слова. Обратите внимание, что они имеют полную гласную снижение.

Британия, штора раздельная металлическая медальная;

Интерес, модель, посылка, путешествие;

Лекарство, профессиональный, революционный.

пр. 6,9 Найдите слова, в которых безударные гласные не редуцированы:

  1. правительство, уверенность, ужас, глиняная посуда

  2. перевод, улучшаемый, частичный, монотонный

  3. бессмысленный, растворимый, мудрость, тренер

  4. обезьяна, холст, ковер, соскочить

пр. 6.10 Послушайте и обведите слово, которое вы слышите ( , дорожка 9 )

    1. Женщина или женщины? Сколько времени прошло женщина\девушки приезжать?

    2. Платье или адрес? Где Кейт 9?0131 платье\адрес ?

    3. Менеджер или управляет? Команда управляющий\управляет хорошо.

    4. Учителя или учит? Немецкий преподает\учительский Английский.

    5. Вес или официанта? вес\официант тяжелый.

    6. Танцовщица или танцы? Женщина танцовщица\танцы быстрый.

    7. Офицерский или офис? офицер\кабинет здесь.

    8. В гостях или способ? Убери этот \прочь .

    9. Ехать или Водитель? Какой хороший драйвер \привод !

    10. Гонщик или гонки? Гонщик \гонки законченный.

пр. 6.11 Прочитайте следующие слова и обратите внимание на чтение безударные гласные:

Испытывающий головокружение, лечебный, осмотр, болезненный, лекарство, экстракт, лихорадка, головокружение, выздоровление, болезнь, головокружение, вред, травма, болезнь, инъекция, способный к воспалению, рекордный, конкурент, шахматная фигура, излечимый, гандикап, любительское, разумное, одежда, восстановление, эксперт, стресс, неосторожный, суждение, средство, врач, пациент, медицинский, воспаление, оперировать, скорая помощь, мазь, рецепт, болезненный, лечение, рак, болезнь.

пр. 6.12 Выпишите безударные гласные, которые есть в следующих словах:

неуклюжий, мазь, стресс, осложнение, общежитие, лечение, болезнь, жизненная сила, хирургия, сознание, дефицит, состояние, озноб, одышка, недомогание, полость, терапия, повязка, назначение, прикол, ракета, природа, доллар, дно, польша, костюм, самба, посещаемость, способный, студент, сообщение, деликатный, свобода, ужасный, небрежный.

пр. 6.13 Выберите слова, в которых безударная гласная не редуцирована и имеет основное алфавитное значение. Объясните правило:

Выносливость, конкурс, участник, костюмированный, сидячий, снукер, поло, бадминтон, ракетка, победа, самба, хоккей.

пр. 6.14 Выделите слова с безударными гласными и сгруппируйте их по звук, который они обозначают:

Стресс болезнь ХХ века. Жизнь никогда не была быстрее и работа никогда не была более напряженной, чем сегодня. Люди имеют выполнять все больше и больше работы в сложных и напряженных условиях условия. Многие люди страдают от стресса и болезней, которые он может причина. Но по мере осознания этой ситуации люди не должны опасаться таких комментариев, как: «У него нервный срыв. Ты же знаешь, я не выдержу давления». Это потому, что больше людей признают, что стресс является естественной реакцией – это реакция организма человека на давление, как извне мира или из внутреннего мира эмоций и физических органов. Мы не могу избежать стресса. И мы не можем помочь ни себе, ни другим, пока мы знаем об этом больше. Не всякий стресс плох, и, возможно, если мы понять это лучше, мы могли бы максимально использовать его.

пр. 6.15 Найдите лишнее слово в каждой группе (безударные гласные):

[ɔ:] – ׀ футбольный, ׀ террор, À запись;

[ я ] – ׀ фонема, À прибыль, ׀ пятидесятые;

[æ] — банка ׀ подросток, вентилятор и тастик, пол ׀ тет;

[э] — сен ׀ станция, ׀ съезд, À недостаток;

[я:] — повторно À комплект, группа ре À , e ׀ лузив.

пр. 6.16 Запишите следующие слова и объясните, почему безударный v owel уменьшен или нет:

ба ׀ нана

׀ прибыль

до ׀ с вентиляцией

׀ трибуна

ma ׀ китайский

׀ билет

׀ статуя

po ׀ литический

׀ прекрасный

׀ опасный

׀ механизм

׀ ужасный

׀ эхо

׀ легкомысленный

пр. 6.17 Прочитайте лимерик и подчеркните слова с [ə], [ I ]:

Там когда-то был студентом по имени Бессор

Чей знаний становилось все меньше и меньше

Это наконец стал таким маленьким,

Он вообще ничего не знал,

И сегодня он профессор колледжа.

пр. 6.18 Прочтите эти твистеры и подчеркните слова с помощью [ə], [ I ]:

Молот человек бьет молотком по жесткому шоссе.

Маленькая леди Лилли потеряла свой прекрасный медальон. Счастливая маленькая Люси нашла прекрасную медальон. Милый маленький медальон лежал в кармане Люси. Ленивая маленькая Люси потерял прекрасный медальон!

пр. 6.19 Прочитайте пословицы, объясните чтение безударных гласных:

  1. Внешность обманчива.

  2. Честность лучшая политика.

  3. Лучше поздно, чем никогда.

  4. Любовь — это болезнь без излечивать.

  5. Мало знаний — это опасная вещь.

  6. Не делай гору кротовины.

  7. Отсутствие заставляет сердце расти больше

  8. Произойдет авария.

  9. Отчаянная болезнь должна иметь отчаянные средства.

  10. Профилактика лучше, чем излечивать.

  11. Веселое сердце – это хорошо лекарство.

  12. Осторожность — родитель излечивать.

  13. Быть перерезанным горлом соревнование.

Тест

пр. 1 Распределите слова на четыре группы (одно и то же слово может быть в разных группах) по чтению безударных гласных:

[ə]

[ я ]

[ə/ I ]

первичный альф. значение

Радио, сообщение, королевство, безнадежный, благодарность, погреб, принадлежность, изменчивый, разделять, пушистый, а также, готовить, обдумывать, приписывать, доставлять, мужество, учитель, исчисляемый, вероятный, темп.

пр. 2 Найдите слова с безударными гласными и объясните их чтение:

  1. Смотри, прежде чем прыгать.

  2. Поспешные альпинисты имеют внезапные падает.

  3. Если побежишь за двумя зайцами, вы не поймаете ни того, ни другого.

  4. Это не крикет.

  5. Изучайте болезнь, пока вы хорошо.

  6. Здоровье не ценится, пока пришла болезнь.

пр. 3 Запишите слова:

самба, гимнастика, планер, конкурс, зритель, злобный, медицинский, поло, велосипед, дзюдо, обсудить, выносливость, марафон, достижение, дисквалификация.

Orbis Latinus :: Домашняя страница

Orbis Latinus :: Домашняя страница
Главная страница
Страница
Общее
Понятия
ЯЗЫКИ
и ДИАЛЕКТЫ
Сравнительное
Языкознание
Лингвистическая
Взаимодействие
Романтика
Влияния
Иностранные
Влияния
Романтика
Ономастика
Общие
Каталожные номера
веб-сайтов в
Orbi Universo 9Домашняя страница

Orbis Latinus открыт для сотрудничества.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.