В Адыгее отметят Новый год по адыгским традициям | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО
Примерное время чтения: 2 минуты
1186
Фото Егора Сергеева / АиФ
Майкоп, 21 марта — АиФ-Адыгея.
В Адыгее 21 марта проводят ежегодный народный праздник встречи Нового года по адыгским традициям — «Илъэсык1э мэфэк1».
Много веков назад адыги встречали Новый год в день Весеннего равноденствия, 21 марта. Сегодня, в 21 веке, мы обращаем большое внимание к нашим истокам и через народные праздники пытаемся поделиться самобытной культурой адыгов, возрождая дух народности и единства, проводя тем самым красную нить между поколениями всех времен.
Именно поэтому, 21 марта, в день прихода Нового года у жителей и гостей столицы Адыгеи вновь появится возможность принять активное участие в этом ежегодном праздничном театрализованном празднике.
В массово-зрелищном мероприятии будут представлены: обряд встречи Нового года по адыгским традициям, блок народных игр и конкурсов с участием студентов института физической культуры и дзюдо АГУ, ведущих актёров Национального театра Республики Адыгея, поздравления представителей национальных общин, а также выступления лучших творческих коллективов городов и районов Республики Адыгея.
«Яркой частью мероприятия станет аукцион декоративных изделий, созданных в традиционном стиле лучшими мастерами республики, который организует новая команда единомышленников — «Ассоциация мастеров народных художественных промыслов», сообщили в пресс-службе Минкультуры по Адыгее.
Всех участников и зрителей будут угощать обрядовой пищей. В завершении праздника пройдут молодёжные игрища «Джэгу», на которых юноши и девушки будут состязаться в разных танцевальных номинациях.
Организаторами мероприятия выступают министерство культуры и Центр народной культуры республики, а так же общественное движение «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент».
Мероприятие состоится 21 марта 2018 года в 18.00 часов на площади перед монументальным комплексом «Единение и Согласие».
- Крым наш! В Майкопе отметили годовщину Крымской весны →
- Республика готовится к Дню государственного флага →
- В Адыгее отмечают День государственного флага →
Новый годвесеннее равноденствиеАдыгея
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Президент республики принял участие в открытии V Международного фестиваля адыгской культуры
- В Адыгее проходит серия праздничных мероприятий, посвященных Дню России
- 25 апреля в Майкопе отметят День государственного флага
- В Адыгее открылся VIII Международный фестиваль черкесской культуры
Новости smi2. ru
Кавказский Узел | Черкесский новый год не стал популярным семейным праздником в Адыгее
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В столице Адыгеи официально отметили черкесский новый год торжествами на Площади единения и согласия. Этот праздник некоторые семьи отмечали со времен, когда он не имел внимания со стороны государственных структур. Однако широкого распространения в качестве семейного праздника черкесский новый год не получил.
21 марта в Майкопе на Площади единения и согласия прошло празднование адыгского нового года, передает корреспондент «Кавказского узла».
О том, что 21 марта в столице Адыгеи пройдет празднование адыгского нового года, написал автор сообщения, поступившего на sms-сервис «Кавказского узла».
Ежегодный народный праздник встречи нового года по адыгским традициям отмечается не впервые, сказала «Кавказскому узлу» специалист Министерства культуры Адыгеи Лиана Ачмиз.
«Мероприятия, приуроченные к празднику, включены в государственную программу развития культуры Республики Адыгея. Мы отмечаем его ежегодно 21 марта вечером на Площади единения и согласия в Майкопе. В театрализованном празднике представлены обряд встречи Нового года по адыгским традициям, народные игры и конкурсы, выступления лучших коллективов городов и районов республики», — рассказала она.
По ее словам, праздник связан с днем весеннего равноденствия. «Раньше, в древние времена этот день был связан с началом нового земледельческого года. По адыгским традициям — это новый год. В нем принимают участие актеры Национального театра, представители национальных общин, творческие коллективы, студенты, жители республики. Также в мероприятиях принимают участие мастера народно-художественных промыслов. Им предоставлена возможность реализации своих работ, проводится выставка-продажа. Это такой народный праздник», — отметила Ачмиз.
Масштабной традиции отмечать адыгский новый год в семьях нет
У адыгов отмечались два праздника, которые можно интерпретировать как встречу Нового года, рассказала «Кавказскому узлу» кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры адыгов Адыгейского госуниверситета Зарема Цеева.
Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыги проживают в России в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье, говорится в справке «Адыги» в разделе «Справочник» на «Кавказском узле».
«У народов, связанных с сельским хозяйством и земледелием, всегда отмечаются такие праздники, связанные с циклическими природными явлениями. У адыгов отмечался солнцеворот 22 декабря. В позднейшее время этот праздник уже не отмечался, поэтому мы имеем отрывочные данные. Второй важный праздник был приурочен как раз ко Дню весеннего равноденствия, который приходится на 21 марта», — сказала Цеева.
Этот день тоже можно интерпретировать на наш современный взгляд как встречу нового года, добавила она.
«Адыги этот день связывали с моментом, когда зима встречается с летом. У других народов отмечается праздник Навруз и тоже приходится на этот день. Это связано с тем, что земледельцам, скотоводам важно пробуждение. Судя по историко-этнографическим описаниям, среди атрибутов праздника — факельное шествие. В определенном селении жители собирались в «место моления» с зажженными факелами, главная роль принадлежала уважаемому старейшине. Он возносил молитву о мире, урожае, благополучии. Также упоминается, что молодые люди в национальной одежде ходили по дворам, пели обрядовые песни, произносили пожелания жителям. Жители угощали гостей сладостями, выпечкой», — рассказала ученый.
Навруз – праздник Нового года (21 марта) по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. В последнее время приобрел значение праздника весны и обновления. В зависимости от региона название праздника варьируется. На Северном Кавказе Навруз отмечается в Дагестане, особенно в Акушинском и Лакском районах, говорится в справке «Навруз», опубликованной в разделе «Справочник» на «Кавказском узле».
Обязательным атрибутом адыгского нового года было Джэгу (праздничные танцы). «В источниках обозначен такой атрибут, как дерево с семью сучьями: либо это дерево боярышника, либо грушевое дерево. Либо говорят о ветке боярышника, которая хранилась в доме, ее принято было наряжать в этот день. Прикрепляли к веткам, по одним данным, семь свечей, по другим — количество свечей, равное количеству членов семьи. Проводился семейный молебен перед деревом», — пояснила Цеева.
Также, по ее словам, существовал обряд жертвоприношения. «Готовилась обрядовая пища. Чаще всего выбиралось мясо черного барашка. Также готовились пирожки, начиненные сыром. Делились этой пищей, а также огнем. В старину в этот день всегда готовились к приему гостей. Это был и общественный, и семейный очень популярный праздник», — добавила она.
Масштабной семейной традиции отмечать этот праздник нет. Но если семья хочет, она может отметить. Но сейчас это больше общественный праздник
По ее словам, в нынешнее время мероприятия проводятся в зависимости от финансирования, поскольку «праздники организовываются государственными ведомствами». «Основное действо происходит в танцевальном кругу — Джэгу. Масштабной семейной традиции отмечать этот праздник нет. Но если семья хочет, она может отметить. Но сейчас это больше общественный праздник», — считает Цеева.
Однако, как полагает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник КБИГИ Заурбек Кожев, этот праздник нельзя называть черкесским новым годом.
«Это тот же Навруз, который отмечается во всей Евразии. Это день весеннего равноденствия. Это не сугубо черкесский праздник, его отмечают все — персы, турки, азиаты. Это не Новый год в прямом смысле слова. Те черкесы, которые помнили традиционную обрядность, скромно его отмечали. Мне не очень понятна попытка придать ему национальный колорит, превратить его в какой-то официальный праздник. Это не черкесский национальный праздник», — сказал Кожев «Кавказскому узлу».
В том, что этот праздник отмечают, нет ничего плохого, считает ученый. «Но и неправильно выделять его как черкесский национальный праздник. Для черкесов в календарной обрядности он так не выделялся. Более значимым праздником считался День зимнего солнцеворота», — отметил Кожев.
Бешто рассказал о семейной традиции празднования черкесского нового года
Руководитель общественной организации «Кабардинский конгресс» Аслан Бешто заявил «Кавказскому узлу», что относится положительно к празднованию черкесского нового года, «как к любому этническому или национальному празднику».
«Очень семейный, теплый и уютный праздник, символизирующий собой наступление весны, тепла, зелени и весенних хлопот. С детства в этот день вся семья собиралась за столом, на котором была традиционная курица — черная или пёстрая, зарезанная специально по данному случаю. Отец произносил хъуэхъу (тост), где желал всем благополучия, мира, процветания, мирного неба на всей земле, поздравлял с весной, и мы наслаждались вкуснейшей черкесской «гедлибже» — курицей в сметанном соусе. Поэтому у меня этот праздник ассоциируется только с семейным спокойным торжеством», — рассказал Бешто.
Пока этот праздник не отмечается масштабно, отметила жительница Майкопа Бэла З. «В последние годы проходят мероприятия, мы стараемся их посещать. Но нельзя сказать, что это какой-то семейный праздник. Есть семьи, которые готовят и раздают угощения, собираются за столом. Но таких, как мне кажется, немного. В основном люди придают этому дню значение какого-то общественного праздника», — рассказала она.
Верующие мусульмане относятся к этому празднику отрицательно, сказал «Кавказскому узлу» житель Майкопа Заур Т. «Верующие мусульмане этот праздник не отмечают. Этот праздник начали отмечать 10 лет назад. Те черкесы, которые присутствуют на данных мероприятиях, в большинстве своем не придают значения тому, что это мероприятие имеет языческие корни», — сказал он.
Нефляшева: празднование адыгского нового года связано с возрождением языческой традиции
В Северной Осетии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии во второй половине 2000-х практически стали государственными праздники, основанные на традиционных верованиях и земледельческом календаре, среди которых есть адыгский новый год, отметила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Наима Нефляшева.
«В организации новых праздников, связанных с возрождением языческой традиции, принимают участие государственные структуры, что, как мне кажется, содержит риски их дальнейшей бюрократизации. Некоторые богатые люди, финансируя такие праздники, зарабатывают так политические очки или подтверждают свою лояльность, — написала Нефляшева в посте «Зачем Северному Кавказу новые праздники? Где наша Мекка?» в своем блоге «Северный Кавказ сквозь столетия» на «Кавказском узле». — Поскольку праздники – это тоже политика, а в политике есть идеологические основания и идеологические разногласия, бушуют мелкие страсти и борьба за лакомый кусочек финансового пирога. В новых праздниках все это проявляется лучше и яснее, чем в иных завуалированных политических подтекстах».
Имам мечети поселка Яблоновский Анзор Дзеукожев из Адыгеи, один из образованнейших имамов-черкесов нового поколения, публично не поддержал празднование Нового года 21 марта, считая такие нововведения языческими и уводящими людей от истины единобожия
Она отметила, что в Адыгее 21 марта, в день весеннего равноденствия, уже несколько лет празднуется адыгский Новый год. В Майкопе торжества проходят на Площади единения и согласия перед Национальным музеем, где организуется факельное шествие, танцуют адыгские танцы, проводят народные игры, раздают обрядовую пищу.
«Что касается адыгского нового года — имам мечети поселка Яблоновский Анзор Дзеукожев из Адыгеи, один из образованнейших имамов-черкесов нового поколения, публично не поддержал празднование Нового года 21 марта, считая такие нововведения языческими и уводящими людей от истины единобожия. Да и площадь перед Национальным музеем находится в двух шагах от Соборной мечети в Майкопе, и практикующим мусульманам, по их словам, не вполне комфортно слышать, как мелодия азана перекрывается другими мелодиями», — отметила Нефляшева.
Кавказский Узел | Черкесский Новый год так и не стал популярным семейным праздником в Адыгее
Кавказский Узел | Черкесский Новый год так и не стал популярным семейным праздником в Адыгее22 марта 2018, 08:15
В столице Адыгеи черкесский Новый год отметили народными гуляньями на Площади Единства и Согласия. Некоторые семьи отмечали праздник со времен, когда общественные учреждения не обращали на него внимания. Однако черкесский Новый год не стал широко отмечаться как семейный праздник.
Как сообщила корреспонденту «Кавказского узла» специалист Министерства культуры Адыгеи Лиана Ачмиз, праздник приурочен к весеннему равноденствию.
«Адыгейский народ отметил два праздника, которые можно интерпретировать как празднование Нового года, — говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры адыгов Адыгейского государственного университета Зарема Цеева.
Джагу (праздничные танцы) – обязательный атрибут адыгского Нового года. Существовал также обряд жертвоприношения, и люди готовили ритуальную пищу, чаще всего мясо паршивых баранов и пироги с сыром.
«Это тот же праздник Новруз, день весеннего равноденствия. Его отмечают все народы, в том числе и персы, и турки, и азиаты», — сказал в свою очередь историк Заурбек Кожев.
Ученый добавил, что в празднике нет ничего плохого, «но неправильно выделять его как черкесский национальный праздник».
Аслан Бешто, руководитель общественной организации «Кабардинский конгресс», считает, что это «очень семейный и теплый праздник, символизирующий наступление весны и теплой погоды».
Мусульмане негативно относятся к празднику из-за его языческих корней, говорит житель Майкопа Заур.
Полный текст статьи доступен на русскоязычной странице круглосуточного интернет-агентства «Кавказский узел».
Автор: Ася Капаева Источник: корреспондент ЦК
Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.
Все новости
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
02 декабря 2022 г. 22:24
- ЕСПЧ присудил компенсацию задержанному участнику митинга в Махачкале
Задержание дагестанского активиста Руслана Расулова на антикоррупционном митинге в Махачкале в октябре 2011 года нарушило его право на свободу собраний, постановил Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
02 декабря 2022 г. 22:18
- Зарема Мусаева отвергает все обвинения в суде
Супруга бывшего федерального судьи Саиди Янгулбаева Зарема Мусаева отвергла обвинения в нападении на милиционера, напомнив, как ее насильно уводили из дома без лекарств и одежды.
02 декабря 2022 г. 22:13
- Черкесская диаспора Турции встала на защиту ученых из Кабардино-Балкарии
Члены черкесской диаспоры Турции призвали лидера Кабардино-Балкарии Казбека Кокова прекратить преследование ученых Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований со стороны полиции.
02 декабря 2022 г. 22:10
- Бывший замдиректора Дагестанского национального музея сообщил об обыске у него дома
После обыска правоохранители изъяли телефон и компьютер с ценными историческими материалами, сообщил бывший заместитель директора Дагестанского национального музея Хаджи-Мурад Доного.
02 декабря 2022 г. 21:59
- Сообщения об убийстве Тумсо вызывают недоверие в чеченской диаспоре
Публикации в Telegram-каналах об убийстве чеченского блогера Тумсо Абдурахманова в Швеции не выглядят достоверными, отмечают Ассоциация «Вайфонд» и Ассамблея европейских чеченцев.
ТЕМЫ ДНЯ
02 декабря 2022 22:24
ЕСПЧ присудил компенсацию задержанному участнику митинга в Махачкале
02 декабря 2022 22:18
Зарема Мусаева отвергает все обвинения в суде
02 декабря 2022 22:13
Черкесская диаспора Турции выступает в защиту ученых из Кабардино-Балкарии
02 декабря 2022 22:10
Экс-замдиректора Дагестанского национального музея сообщил об обыске у себя дома
02 декабря 2022 21:59
Сообщения об убийстве Тумсо вызывают недоверие в чеченской диаспоре
События
02 декабря 2022 22:24
ЕСПЧ присудил компенсацию задержанному участнику митинга в Махачкале02 декабря 2022 22:18
Зарема Мусаева отвергает все обвинения в суде
02 декабря 2022 22:13
Черкесская диаспора Турции встала на защиту ученых из Кабардино-Балкарии
02 декабря 2022 22:10
Экс-замдиректора Дагестанского национального музея сообщил об обыске у себя дома
02 декабря 2022 21:59
Сообщения об убийстве Тумсо вызывают недоверие в чеченской диаспоре
Архив новостей
02 декабря 2022 22:24
ЕСПЧ присудил компенсацию задержанному участнику митинга в Махачкале02 декабря 2022 22:18
02 декабря 2022 22:13
Черкесская диаспора Турции выступила в защиту ученых из Кабардино-Балкарии02 декабря 2022 22:10
Экс-замдиректора Дагестанского национального музея сообщил об обыске у него дома02 декабря 2022 21:59
Сообщения об убийстве Тумсо вызывают недоверие в чеченской диаспоре02 декабря 2022 21:53
Включение полка Кадырова в список террористических организаций привлекает внимание аналитиков02 декабря 2022 14:46
Лейла Гиреева пожаловалась в полицию на регулярное домашнее насилие02 декабря 2022 14:45
Журналист Тотров отказался платить штрафы за дискредитацию ВС РФ01 декабря 2022 23:26
В годовщину Черекской трагедии балкарцы почтили память погибших земляков01 декабря 2022 23:21
Правозащитники добиваются отмены розыска Амины Герихановой через Интерпол
Адыгея стала первым регионом в проекте «Открой Россию с Президентской библиотекой»
Президентская библиотека запускает новый масштабный историко-просветительский проект. Любой желающий может через центры удаленного доступа Президентской библиотеки, а также с помощью ее портала отправиться в путешествие по бескрайним просторам России, заглянуть в каждый регион, край или республику, узнать, чем живут города и районы, какие истории связаны с ними.
Первая в алфавитном порядке – Адыгея. Две недели назад, 27 июля, его жители отметили 9-летие.6-летие образования Черкесской (Адыгейской) автономной области. С 24 марта 1992 года область официально называется Республикой Адыгея.
На портале Президентской библиотеки представлена тематическая подборка о регионе — «Республика Адыгея: страницы истории». В него вошли уникальные материалы — исследования, очерки, архивные записи и аудиоматериалы XIX — начала XXI века, отражающие административно-географическое, социально-экономическое, общественно-политическое положение территорий, ныне входящих в состав республики.
Сборник «Республика Адыгея: страницы истории», размещенный на портале Президентской библиотеки, свидетельствует о том, что на территории современной Адыгеи и ее столицы Майкопа еще в начале XX века, когда не этим мог похвастаться каждый город, здесь были женская гимназия, ремесленное училище, техникум, который в годы Первой мировой войны изготовлял снаряды для бомбометания, свой учительский институт.
Также железная дорога, которая сейчас связывает Майкоп с городом-курортом Туапсе на берегу Черного моря, была построена до революции 1917.
В материалах за 1909 год можно прочитать о буровых работах в нефтеносных районах вокруг Майкопа. Позднее, уже в годы Великой Отечественной войны, так называемая белая нефть на Кавказе стала одной из главных целей нападения фашистской Германии на Советский Союз. Сейчас в республике эксплуатируются два нефтяных месторождения — Майкопское и Кошехабль.
Среди редких документов в коллекции Президентской библиотеки есть очень необычные. Например, «Об утверждении изданного губернатором Кавказа Е. И. В. указа о выдаче с казенных поместных дач 1200 деревьев, необходимых для изготовления столбов для проведения Майкопской телеграфной линии» 1875 г.
Или записка майкопского жителя 1891 года «О сопротивлении, оказанном населением Майкопа ветеринарному осмотру скота в связи с эпидемией чумы, расстрелу безоружного населения, арестам и вводу расстрельного батальона по повелению генерала Яцкевича». Этот документ относится к архиву известного российского политика, обер-прокурора Священного правительства Синода (в историческом здании которого на Сенатской, 3 ныне располагается Президентская библиотека) Константина Петровича Победоносцева.
Коллекция Президентской библиотеки «Республика Адыгея: страницы истории» включает в себя не только историю, но и современность, не только книги, но и мультимедийные материалы. Так, на портале можно послушать цикл передач «Сборная России» историка Сергея Цветкова и путешественника Михаила Кожухова, вышедших из эфира радиостанции «Наше Радио». В одном из выпусков рассказали о дворянстве в Адыгее и об отношениях с русским населением.
А в телепрограмме «Архыз 24» «Поехали. Путешествие по Кавказу. Адыгея: водопады Руфабго, пещера Большая Азиш, плато Лаго Наки» ведущие представляли республику: «Здесь огромная множество природных и культурных достопримечательностей: дикие ущелья, болтливые водопады, загадочные пещеры и, конечно же, исторические памятники. И почти половину территории республики занимают заповедные леса…»
Республика Адыгея самобытна и интересна. Достаточно сказать, что существует целая научная дисциплина – адыгеоведение.
Адыгея, занимающая площадь 7792 квадратных километра с населением 453 тысячи человек, славится более разнообразной природой и рядом всемирно известных достопримечательностей.
Главное богатство этой северокавказской республики — горы, реки, озера, каньоны и водопады. Именно ради них сюда приезжают любители свежего воздуха, чистой девственной природы и невероятных видов.
Адыгею можно назвать местом паломничества любителей горных походов. Самый популярный маршрут – через великолепное горное плато Лаго-Наки с восхождением на пики Пшехо-Су, Оштен или Фишт.
Не менее славна Адыгея и ее водопады. Особенно — каскад Большого Руфабго у поселка Каменномостский. Отсюда легко добраться до Хайохского ущелья или Каменномостского каньона, хорошо оборудованный экскурсионный маршрут по ущелью вдоль реки Белой. Рядом и пещера Сквозная, в которую можно пройти с одной стороны хребта и выйти на другую, или к удивительной своими размерами пещере Пещера спелеолога Сон.
Далее на юг можно увидеть Гранитный каньон, Казачий камень — огромный валун, лежащий прямо посреди дороги, Гору Монах и т.д. Список природных «раритетов» этих мест можно продолжать долго время.
Еще одна визитная карточка Адыгеи (и соседнего Краснодарского края) – дольмены. Эти древние каменные постройки старше даже египетских пирамид! Самый известный – Хайохский дольмен в археологическом парке «Кожохские дольмены». Здесь тоже «сад камней» под открытым небом, где можно увидеть огромные булыжники с отпечатками древних моллюсков — аммонитов, вымерших более 60 миллионов лет назад. У них есть отдельный музей в деревне.
Одна из местных достопримечательностей — Михайловский Афонский монастырь, являющийся самой высокой горой России. С ним также связана масса тайн. Например, известно, что гора Фисиабго, на которой он построен, буквально пронизана множеством потайных пещер и ходов.