Когда нужна консультация детского невролога?
Когда нужна консультация детского невролога?
30 января
Автор: Doctime
Детский невролог специализируется на диагностике, профилактике и лечении заболеваний нервной системы у детей возрастом до 18 лет. Основная задача специалиста — оценить речевое, двигательное и психологическое развитие пациентов. Своевременное выявление рисков и факторов развития неврологических болезней позволяет минимизировать ущерб здоровью ребёнка.
Помимо диагностики важный аспект работы невролога — разработка правильной и успешной стратегии лечения конкретного недуга. Только грамотный и компетентный подход позволяет провести эффективную коррекцию и лечения неврологических заболеваний.
Как часто нужно посещать детского невролога?
Все дети независимо от физического здоровья, в обязательном порядке должны регулярно наблюдаться у детского невролога. Важно контролировать психомоторное развитие ребёнка в соответствии возрастных категорий. Даже если с ребёнком всё хорошо, малейшие отклонения развития центральной и периферической нервной системы может определить только грамотный специалист. Раннее диагностирование минимизирует дальнейшие проблемы.
Периодичность обязательного посещения детского невролога
- На первом месяце жизни. До года посещать невролога нужно 1 раз в 3 месяца.
- Обязательный полный осмотр в 1 год.
- В 2-3 года. Перед посещением детского сада все ребята нуждаются в профессиональном осмотре и оценке их развития.
- В 6-7 лет. Перед походом в школу.
Диагностирование неврологических патологий и отклонений на ранних стадиях с продуманным курсом коррекции обеспечит полноценное развитие ребёнка. Конечно же возможны и внеплановые визиты, в особенности при выявлении возможных отклонений. Невролог всегда предоставит рекомендации по вспомогательным действиям для развития речи и психомоторики пациента.
При каких симптомах необходимо обратиться к неврологу?
Помимо плановых визитов, консультация детского невролога необходима при наличии определенных неврологических проявлений. Визит к детскому неврологу не стоит откладывать, если присутствуют следующие симптомы и жалобы:
Дети в возрасте до 1 года.
- Чрезмерное возбуждение и обеспокоенность малыша.
- Тревожный, кратковременный, поверхностный сон.
- Видимое дрожание конечностей и подбородка при плаче.
- Частые срыгивания, плохой аппетит, недостаточный вес.
- Боязнь чужих и оставаться одному в комнате.
- Нужно идти к неврологу, если в 4 месяца ребёнок не хватает игрушки или не держит голову.
- Проблемой считается, когда в 7 месяцев ребёнок не ползает и не сидит.
1-3 года
- Малыш не идёт на зрительный контакт и не откликается.
- Сложный переход от детского питания на взрослый стол.
- Нет взаимодействия и послушания.
- Речевое развитие явно отстаёт по возрасту.
- Проблемное обучение.
3-6 лет
- Подёргивание головой, плечами, частые моргания и другие тики.
- Высокая возбудимость и гиперактивность.
- Приступы замирания или судороги.
- Проблемы с адаптацией в детском саду или школе.
- Сложности в засыпании.
- Агрессия и протесты.
- Ходьба на носочках.
6-7 лет
- Частые истерики, неконтролируемые приступы страха или агрессии.
- Энурез.
- Видимые задержки речевого развития.
- Высокая утомляемость.
- Быстрая потеря интереса к занятиям или играм.
7-18 лет.
- Низкая концентрация внимания и забывчивость.
- Тяжёлые предобморочные состояния или потеря сознания.
- Беспричинное снижение слуха или зрения.
- Локальные боли ног, рук или головы, без получения травм.
- Резкие перепады настроения.
Весь этот список симптомов требует незамедлительного обращения к квалифицированному детскому неврологу. Только специалист сможет предоставить эффективные методики и назначить курс лечения для решения проблем со здоровьем.
Как проходит консультация у детского невролога?
Перед посещением невролога, родителям желательно подготовить все вопросы, которые касаются неврологического здоровья их ребёнка. Также специалисту может потребоваться информация следующего рода: как протекала беременность, сложность родов, проблемы в первый год жизни и какие болезни были перенесены малышом.
В ходе диагностирования, врач невролог проверяет:
- Силу и тонус мышц.
- Проверка зрительных, поверхностных и глубоких рефлексов.
- Точность координации движений.
- Исследованию подлежат когнитивные функции: память, речь.
- Уровень чувствительности.
При необходимости могут быть проведены дополнительные процедуры. На основе комплексной диагностики детский невролог устанавливает диагноз. При необходимости разрабатывается индивидуальная стратегия лечения.
УслугиМедцентрыВрачи
Кабинет клиентаМои талоныМое избранноеОплатаПациенты
О сервисеDoctimeНовостиУcловия оплаты и возвратаПравила бронированияПользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данных электронных ресурсовКонтакты
Кабинет медцентраКак стать партнёромДобавить медцентр
© 2023 ООО «Доктайм»info@doctime. by
Здесь можно ознакомиться с юридической информацией о Doctime.
Местонахождение 220035 г. Минск ул. Тимирязева д.72 офис 49л. Свидетельство о государственной регистрации №193428825 (УНП) от 05.06.2020г. выдано Мингорисполкомом. Режим работы онлайн-сервиса – круглосуточно. Чтобы воспользоваться услугой, необходимо привязать банковскую карту.
ЕщеСтатья | Осмотр невролога
«Сроки и значение неврологического обследования грудных детей в разные возрастные периоды»
Врач-невролог Бобылова М.Ю.
Цель консультации у невролога ребенка младенческого возраста — оценка развития и выявление ранних его нарушений.
При осмотре невролог оценивает несколько основных показателей:
1) мышечный тонус (поза),
2) безусловные рефлексы,
3) навыки,
4) окружность головы,
5) величина большого родничка.
Неврологический осмотр здоровых детей первого года жизни происходит в определенные сроки – в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев, в 9 месяцев, в 12 месяцев. Такой выбор не случаен, поскольку каждый возраст имеет свои особенности, отражающие важные вехи психомоторного развития.
Во время первого осмотра врач значительное время уделяет беседе с родителями. Ему необходимо знать, как протекала беременность, роды и период от рождения до 1 мес. Чтобы выяснить насколько быстро и хорошо ребенок адаптировался к внеутробной жизни, невролог задает различные вопросы. Например, срыгивает ли ребенок? Здоровый ли у него стул? Хорошо ли он прибавляет в весе? Нет ли поражений кожи (аллергической сыпи или инфекции)? Спит ли малыш подряд несколько часов и реагирует ли на изменение погоды или на изменение температуры в комнате? Также невролог спрашивает, чему научился крошка за первый месяц: фиксирует ли он взгляд на лице взрослого, прислушивается ли он к речи, реагирует ли на резкие звуки?
Помимо ответов невролог оценивает и невербальную информацию: интонация, выражение лица, степень открытость мамы без слов расскажут врачу об отношениях в семье между взрослыми и малышом.
Пока врач разговаривает с родителями и получает ответы на основные вопросы, ребенок привыкает к присутствию постороннего человека, после чего можно приступать к непосредственному осмотру младенца.
Для осмотра родители кладут ребенка на пеленальный столик и раздевают его до гола, в том числе снимают памперс и шапочку.
Оценка двигательного развития ребенка любого возраста производится в момент максимального комфорта (тепло, сытость, покой).
Оценка мышечного тонуса
Мышечный тонус бывает нормальным, повышенным и сниженным. В норме у новороденного тонус умеренно повышен: ножки и ручки в полусогнутом состоянии. При повышении тонуса ноги и руки резко согнуты, при снижении — резко разогнуты в суставах, вяло сопротивляются осмотру.
Для правильной оценки мышечного тонуса очень важно, чтобы ребенок не испугался, не заплакал, потому что при этом тонус меняется. Кстати сказать, зачастую педиатр во время профилактического осмотра месячного малыша находит у него «мышечную дистонию» (не совсем нормальный мышечный тонус). И это не удивительно, ведь педиатр слушает дыхание с помощью холодной, неприятной для ребенка трубки, щупает животик (что тоже очень досадно) и в довершении ко всему осматривает рот шпателем. После такого «бесцеремонного» обращения немудрено и заплакать, продемонстрировав врачу «мышечную дистонию», от которой в спокойном состоянии может и следа не остаться. Поэтому действия невролога должны быть очень осторожными, ведь нормальный тонус – важнейший показатель правильного развития.
Рефлексы новорожденных.
Помимо тонуса мышц невролог оценивает рефлексы новорожденных, которые еще называются безусловные рефлексы. Самые простые безусловные рефлексы — сосательный и хватательный, примеры более сложных — рефлекс ползания в положении на животе, рефлекс опоры и автоматической походки при вертикальной позе. Есть и вовсе замысловатые, позотонические рефлексы (например, при повороте головы в сторону мышечный тонус в руке и ноге на этой стороне снижается, а на противоположной стороне увеличивается).
Особого внимания заслуживает рефлекс Моро, названный в честь описавшего его автора. Ребенок лежит на спине, и в ответ на резкий звук резко вскидывает ручки, зачастую несколько раз подряд. Некоторые родители считают, что это плохо. Однако следует развеять их тревоги. Рефлекс Моро в норме присутствует у каждого младенца до 4 мес.
Зачем же нужны новорожденному ребенку безусловные рефлексы? Ответ прост: именно на основе этих рефлексов позже формируются важнейшие двигательные акты и психологические состояния. Например, позотонические рефлексы «обучают» ребенка поворачиваться со спины на живот, держать голову, сохранять равновесия и так далее. А на основе такого внешне несимпатичного рефлекса Моро формируется защитная реакция при страхе!
Наличие и выраженность рефлекса – важный индикатор развития. Многие рефлексы новорожденных исчезают (угасают) по мере развития ребенка, но некоторые из них можно встретить и во взрослом возрасте. Всегда настораживает врача отсутствие рефлексов, наличие патологических рефлексов у ребенка, задержка угасания рефлексов, характерных для более раннего возраста, а так же появление их у ребенка старшего возраста или взрослого человека. Такие отклонения обычно свидетельствуют о поражении центральной нервной системы или периферических нервов. В то же время следует учитывать, что на безусловные рефлексы влияют такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, время суток, общее состояние ребенка. Поэтому, если вы вдруг не увидели какого-либо рефлекса у вашего малыша, не спешите делать скоропалительных выводов. Объективно оценить состояние ребенка может только специалист.
Наиболее постоянные безусловные рефлексы:
В положении на спине:
· поисковый рефлекс — ребенок лежит на спине, при поглаживании щеки опускается угол рта, голова поворачивается в сторону раздражения; рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением;
· хоботковый рефлекс — ребенок лежит на спине, легкое прикосновение к губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, при этом губы вытягиваются «хоботком»;
· сосательный рефлекс — активное сосание вложенной в рот соски;
· хватательный рефлекс — при вкладывании пальца в открытую ладонь ребенка его кисть охватывает палец взрослого. У новорожденного хватательный рефлекс так силен, что его можно приподнять над пеленальным столом.
· рефлекс Моро — (1 фаза — разведение рук, 2 фаза — возвращение в исходную позицию через несколько секунд) — при внезапном встряхивании рук ребенка, сжимании их в кулаки, громком звуке;
В вертикальном положении (в норме при вертикальном подвешивании ребенка за подмышки происходит сгибание во всех суставах ног):
· рефлекс опоры — при наличии твердой опоры под ногами происходит выпрямление туловища и опора на полную стопу;
· автоматическая походка возникает, если затем наклонить ребенка вперед;
В положении на животе:
· защитный рефлекс — при выкладывании на живот происходит поворот головы в сторону;
· рефлекс ползания– врач приставляет руку к стопам, ребенок отталкивается наподобие ползания.
Некоторые безусловные рефлексы не угасают, а сохраняются на всю жизнь, например, моргательный рефлекс (зажмуривание глаза в ответ на прикосновение или при внезапном освещении ярким светом), чихательных рефлекс (чихание при раздражении слизистой носа), рвотный рефлекс (при раздражении задней стенки глотки или корня языка), зевательный рефлекс (зевание при недостатке кислорода), кашлевой рефлекс.
Оценка навыков.
Навыки – это то, что умеет делать ребенок ко времени осмотра (улыбаться, держать головку, сидеть, ползать, самостоятельно пользоваться ложкой, и др.). Для оценки навыков существуют определенные нормативы. Например, устойчиво держать головку к 3-м месяцам, переворачиваться к 6 месяцам, сидеть – к 8-ми, и т д. Безусловно, в оценке навыков невролог учитывает сводку нормативов. Но важно знать и то, что это лишь среднестатистические данные, и не все здоровые дети развиваются строго в соответствии с ними. Маловесные дети развиваются быстрее крупных, а девочки – быстрее мальчиков. Существуют семейные случаи, когда дети начинают самостоятельно ходить в 1 г 2 мес или сидеть в 9 мес.
Определение окружности головы и большого родничка.
Осмотр невролога завершается определением окружности головы и оценкой большого родничка. При аккуратных измерениях динамика головы остается одним из наиболее ценных методов, позволяющих диагностировать гидроцефалию и микроцефалию.
По большому родничку можно определить, повышено ли внутричерепное давление. В норме большой родничок слегка западает и ощущается его пульсация. Большой родничок обязательно должен пульсировать! Ошибочно считать, что это признак гидроцефалии!
Завершив осмотр, невролог может назначить консультацию окулиста и нейросонографию. Что это и зачем?
Нейросонография (НСГ) – безопасный, не имеющий противопоказаний метод ультразвукового сканирования головного мозга через большой родничок. Применяется у грудных детей с открытым большим родничком. Ультразвуковые волны отражаются от структур мозга и выводятся на экран. НСГ – быстрый, доступный и информативный метод диагностики. Исследованиепозволяет исключить грубые нарушения, увидеть кисты, расширение желудочков головного мозга, и др.
Консультация окулиста, кроме оценки остроты зрения, включает осмотр глазного дна. Глазное дно является частью головного мозга. Поэтому по состоянию сосудов глазного дна можно судить о сосудах головного мозга – венах и артериях.
По окончании консультации невролог устанавливает диагноз. Если все показатели в норме, то диагноз констатирует, что «психомоторное развитие соответствует возрасту, неврологической патологии нет».
Когда большинство показателей в пределах нормы, а один-два показателя все же выходят за рамки, невролог ставит следующие диагнозы:
- Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости: ребенок развивается нормально, но он возбудим (плохо спит ночами, срыгивает и т.д.) и у него повышены рефлексы. В таком случае показано более тщательное соблюдение режима, пристальный контроль вскармливания, ежедневные прогулки, воздушные ванны, купания в успокоительных травах. Если невролог считает, что этих мероприятий недостаточно, то назначает успокоительные препараты (глицин, фенибут).
- Гидроцефальный синдром: избыточный прирост окружности головы. При этом невролог назначает еженедельный контроль окружности головы. Лечение назначают с мочегонных средств (отвар брусничного листа, диакарб). При гидроцефальном синдроме обязательна нейросонография (НСГ), консультация окулиста. Иногда требуется даже проведения МРТ (магнитно-резонансной томографии).
- Синдром мышечной дистонии: нарушение мышечного тонуса в виде его повышения или понижения. Методы лечения: массаж и лечебная гимнастика, плавание, закаливание.
- Синдром вегетативной дистонии характеризуется мраморностью кожи, посинением кистей и стоп. Основной метод лечения – соблюдение режима, закаливание, массаж, которые направлены на общее укрепление организма, и в том числе – нервной системы.
- Особого внимания заслуживает диагноз задержки двигательного развития. Иногда задержка двигательного развития является вариантом нормы (семейные случаи, когда дети развиваются чуть позже своих сверстников). Такие «отставания» никакого лечения не требуют!
В заключение хочется сказать, что невролог обследует детей первого года жизни для того, чтобы вовремя выявить особенности нервной системы и правильно их интерпретировать. Главный вопрос, на который отвечает невролог: эти особенности являются вариантом нормы или началом заболевания? Родители должны знать, что пластичность нервной системы грудного ребенка очень высока. Поэтому правильное и раннее лечение может полностью восстановить здоровье малыша.
Многие родители спрашивают: А что будет, если не лечить, не делать массаж? Тогда ребенок будет бороться со своими проблемами собственными силами. И если этих сил у него достаточно, все нормализуется. Если же сил окажется недостаточно, то собственно развитие до поры до времени может происходить нормально. Но в критические периоды детства (в первом классе, у подростка) откуда-то вдруг появляются головные боли, обмороки, трудности в обучении и поведении, формируются плоскостопие, нарушение осанки, утомляемость. Разумно ли полагаться на волю случая, в надежде, что ребенок проблему «перерастет»? Стоит ли рисковать будущим малыша?
Страница не найдена — Центр неонатального здоровья Торонто
Перейти к содержимому
Эта страница не существует. Попробуйте воспользоваться одной из ссылок меню или вернуться домой.
© 2023. Центр неонатального здоровья Торонто.
- ОИТН Mount Sinai принимает около 1200 новорожденных в год, из которых более 70% находятся в возрасте < 26 недель.
- Отделение интенсивной терапии интенсивной терапии является третичным отделением на 57 коек, и стажеры имеют возможность работать с командой педиатрических ординаторов, практикующих медсестер, респираторных терапевтов, диетологов и фармацевтов.
- Mount Sinai предлагает крупнейшую в Канаде программу терапии плода, и стажеры получают обширный опыт дородового консультирования и перинатального ухода за младенцами, рожденными с врожденными аномалиями или нуждающимися в внутриутробных процедурах.
- Клиника наблюдения за развитием новорожденных ежегодно принимает около 300 младенцев, поступивших в отделение интенсивной терапии новорожденных, подвергшихся внутриутробной терапии плода или врожденной пластике диафрагмы или участвующих в научных исследованиях.
- Центр медицинских наук Саннибрук (SHSC) отделения интенсивной терапии интенсивной терапии принимает более 700 пациентов в год.
- Отделение реанимации и интенсивной терапии является третичным отделением на 42 койки с клинической направленностью на ведение детей с экстремально низкой массой тела при рождении
- Стажеры имеют возможность работать с высококвалифицированной межпрофессиональной командой, включая практикующих медсестер, респираторных терапевтов, диетологов и фармацевтов
- SHSC NICU оказывает помощь более чем 70 младенцам < 26 недель в год.
- Клиника послеоперационного наблюдения SHSC принимает около 225 младенцев в год и ежегодно посещает более 2000 человек. Клиника наблюдает детей в возрасте до шести лет с врачами, обученными как неонатальному наблюдению, так и педиатрии развития
- Отделение реанимации и интенсивной терапии SickKids на 36 коек вне родов, оказывающее третичную и четвертичную помощь младенцам с тяжелой гипоксемической дыхательной недостаточностью; гипоксемически-ишемическая энцефалопатия, судороги, инсульт; сепсис; различные хирургические состояния, многие из которых требуют неотложной хирургии, а также врожденные пороки развития.
- Приблизительно 800 младенцев ежегодно госпитализируются в отделения интенсивной терапии новорожденных из больниц Северной Америки
- В нашем отделении интенсивной терапии работает многопрофильная команда, состоящая из медсестер, практикующих медсестер, врачей, респираторных, трудовых и физиотерапевтов, диетологов, фармацевтов, социальных работников и капелланов
- Бригада транспортной службы неотложной медицинской помощи (ACTS) обеспечивает транспортировку пациентов, а также линию консультаций и консультаций для поддержки местных врачей в проведении реанимации и стабилизации состояния
- Клиника наблюдения за развитием нервной системы новорожденных принимает около 350 пациентов с высоким риском из отделений интенсивной терапии и кардиореанимации. За детьми в возрасте до трех лет следит междисциплинарная команда, имеющая опыт оценки развития нервной системы и терапии. Есть совмещенные клиники с неврологией для оптимизации координации помощи.
- Отделение интенсивной терапии Святого Михаила — это отделение интенсивной терапии на 20–24 койки, тесно сотрудничающее с бригадой врачей-гинекологов высокого риска (акушерство высокого риска) и группой общей акушерской/семейной медицины/акушерства .
- Ежегодно проводится 3000 родов с загруженной перинатальной и неонатальной службой.
- Отделение реанимации интенсивной терапии II уровня на 20 коек позволяет проводить кратковременную вентиляцию легких и CPAP.
- Особое внимание уделяется академическим дисциплинам с возможностями симуляционного обучения и наблюдения за младшими стажерами.
Забыли пароль
Введите свой адрес электронной почты или имя пользователя, и мы вышлем вам инструкции по сбросу пароля.
Нейро/рефлексы | Детский сад для новорожденных | Стэнфордская медицина
Гипотония
Рефлекс укоренения
Сосательный рефлекс
Защитный рефлекс
Рефлекс Моро
Хватательный рефлекс стопы
Галант Рефлекс
Асимметричный тонический шейный рефлекс
Шаговый рефлекс
Нервные движения
Изъятие деятельности
Паралич лицевого нерва
Асимметричное плачущее лицо
Паралич Эрба
Менингомиелоцеле
Гипотония
Оценку тонуса можно проводить как по наблюдению за позой, активностью младенца, когда его не беспокоят, так и по прикосновению к ребенку. Младенцы с нормальным тонусом не будут чувствовать себя «вялыми», когда их держит экзаменатор. У младенца на фото выше гипотонус. Когда этого ребенка подняли, исследователю пришлось приложить гораздо больше поддержки к голове и плечам, чем обычно, чтобы ребенок не выскользнул из ее рук. Обратите внимание, как обе руки откидываются назад (вместо того, чтобы оставаться согнутыми), а грудная клетка ребенка как бы нависает над рукой врача.
фото Джанель Аби, MD
Гипотония
Вот тот же младенец в брюшной подвеске. В норме новорожденные имеют выпуклое искривление позвоночника в этом положении, но не до такой степени. Здесь голова опускается намного ниже, чем можно было бы ожидать, и у исследователя возникает ощущение, что младенец может легко выскользнуть из ее руки без дополнительной поддержки. В данном случае гипотония была вызвана трисомией 21.0131
Рефлекс поиска
Рефлекс поиска можно вызвать, поглаживая щеку пальцем. Новорожденный отвечает поворотом головы в сторону, которую гладят, и открыванием рта, как будто он готов к еде. Хотя иногда может показаться, что его трудно вызвать в первые несколько дней, он становится сильнее в течение первой или двух недель.
видео Деб Стил
Рефлекс укоренения
Здесь еще один новорожденный демонстрирует рефлекс укоренения.
видео Деб Стил
Сосательный рефлекс
В этом ролике младенец показывает, как легко можно вызвать сосательный рефлекс. Как только малыш почувствует большой палец на своих губах, он начинает сосать. Сосание — успокаивающий маневр для младенцев; Исследователь может воспользоваться этим рефлексом (и его способностью успокаивать беспокойного ребенка), позволив ребенку сосать палец или соску во время осмотра.
видео Жанель Аби, MD
Сосательный рефлекс
При оценке сосательного рефлекса у новорожденного врач должен отметить качество и силу сосания. У недоношенных детей сосательный рефлекс чаще всего проявляется нескоординированным или слабым. Другие младенцы вначале больше кусают (что затрудняет грудное вскармливание!). Растирание нёба младенца подушечкой пальца исследователя или сильное поглаживание в передне-заднем направлении под подбородком может помочь стимулировать сосательный рефлекс у младенца, который медленно запускается.
видео Жанель Аби, MD
Защитный рефлекс
Даже при рождении новорожденный обладает защитным рефлексом. Когда глаза и нос аккуратно прикрыты тканью, младенец выгибается и пытается оттолкнуть мешающий ему предмет руками. Точно так же младенцы реагируют на предметы, которые мешают носовому дыханию. Иногда молодые матери обеспокоены тем, что их младенцы не могут дышать во время кормления грудью, потому что нос кажется заблокированным самой грудью, но этот рефлекс предотвращает это. Младенец, который не может дышать, оторвется от груди.
видео Деб Стил
Рефлекс Моро
Рефлекс Моро (также известный как «рефлекс вздрагивания») легко вызывается у новорожденного, когда он осторожно тянет руки вверх, а затем резко отпускает.
видео Жанель Аби, доктора медицины
Хватательный рефлекс стопы
Хватательный рефлекс также выражен в стопах новорожденных. Поглаживание середины стопы вызовет рефлекс — пальцы ног подгибаются и, кажется, цепляются за большой палец исследователя. Это не то же самое, что отрицательный рефлекс Бабинского. Этот же младенец развернул бы пальцы ног веером и поднял большой палец вверх, если ступню погладить сбоку. Хватательный рефлекс присутствует до 2-3-месячного возраста.
видео Джанель Аби, доктора медицины
Рефлекс Галанта
Рефлекс Галанта вызывается подвешиванием младенца в положении лежа — ноги не должны касаться кровати. Затем боковую сторону спины поглаживают в цефалокаудальном направлении. Младенец отреагирует, двигая бедрами в сторону, которая была стимулирована.
видео Джанель Аби, доктор медицины
Асимметричный тонический шейный рефлекс
Когда голова младенца повернута в одну сторону, руки на короткое время примут положение «фехтовальщика», при этом рука находится на той же стороне, что и рука лицо прямо в сторону, а рука за головой согнута в локте. Этот рефлекс присутствует примерно до 6-7 месяцев. Обязательный тонический шейный рефлекс, при котором младенец «запирается» в положении фехтовальщика при повороте головы, является ненормальной находкой.
видео Деб Стил
Шаговый рефлекс
Одним из наиболее интересных примитивных рефлексов является шаговый рефлекс. Когда младенца подвешивают в вертикальном положении, а ступни касаются стола, а затем переводят в положение с наклоном вперед, одна ступня поднимается, а затем шагает вперед, как при ходьбе.
видео от Janelle Aby, MD
Нервные движения
Этот младенец нервничает. Тревожность чаще всего возникает у внешне хорошо выглядящего младенца в первый день жизни. Наиболее частой причиной является гипогликемия, поэтому у любого ребенка с такой активностью при осмотре следует проверить уровень глюкозы. В некоторых случаях уровень глюкозы будет нормальным, а нервозность будет временным, идиопатическим признаком. Однако важно помнить и о других медицинских причинах нервозности. К ним относятся, среди прочего, гипокальциемия и отмена наркотиков.
видео Джанель Аби, доктора медицины
Нервные движения
У этого младенца было сильное, постоянное нервозность во время осмотра. В этом случае нервозность была связана с раздражительностью, субфебрилитетом и затрудненным кормлением. Основной этиологией был неонатальный абстинентный синдром, возникший в результате приема лекарств, отпускаемых по рецепту матери. Через двенадцать часов после начала лечения младенца все эти симптомы исчезли.
видео Жанель Аби, MD
Судорожная активность
Это видео демонстрирует появление судорожной активности у новорожденного. В отличие от нервозности, судорожную активность нельзя остановить, удерживая пораженную область. Любой новорожденный с судорогами требует наблюдения и оценки — это патологический физикальный признак.
видео Генри Ли, доктора медицины
Судорожная активность
Здесь показан тот же новорожденный. Наряду с движением рук также наблюдается активность в ногах. Это часто называют «велосипедным» движением. Это одно из проявлений приступа.
видео Генри Ли, доктора медицины
Судорожная активность
Сосательные движения в первой части этого видео являются третьим проявлением судорожной активности. Судороги могут быть вызваны целым рядом проблем в период новорожденности, включая ишемическую травму, метаболические нарушения, анатомические аномалии ЦНС или неонатальный абстинентный синдром.
видео Генри Ли, MD
Паралич лицевого нерва
Этот новорожденный был рожден с помощью щипцов через естественные родовые пути. Хотя это и не видно на этой фотографии, на левом латеральном веке и перед правым ухом были небольшие ссадины. Здесь поражен правый лицевой нерв. У плачущего младенца нижняя губа должна быть опущена под действием лицевого нерва, но у этого ребенка губа опущена только слева, что приводит к асимметрии. Ожидается спонтанное разрешение.
фото Джанель Аби, MD
Паралич лицевого нерва
Это тот же младенец, что и на предыдущем фото. Когда ребенок спокоен, легче заметить асимметрию закрытия век. При этом малыш отдыхал, поэтому обе крышки должны были быть закрыты. Вместо этого крышка на пораженной стороне частично открыта. Вовлечение как глаз, так и губ помогает отличить паралич лицевого нерва от других диагнозов, таких как асимметричное кричащее лицо.
фото Джанель Аби, MD
Паралич лицевого нерва
У этого ребенка паралич лицевого нерва слева. Здесь можно увидеть ненормальное положение губ и век. Когда веко не закрывается полностью, важно защитить глаз смазкой, такой как Lacri-Lube, чтобы предотвратить ссадины роговицы.
фото Джанель Аби, MD
Асимметричное плачущее лицо
У этого младенца асимметричное плачущее лицо. Это состояние можно отличить от паралича лицевого нерва тем, что глаза и мышцы лба не поражаются. Этиология — врожденный дефицит или отсутствие мышцы, опускающей угол рта, которая контролирует движение губы вниз. У этого пациента поражена левая сторона. В редких случаях эта аномалия была связана с сердечными или почечными аномалиями или делецией 22q11, поэтому требуется тщательное обследование.
фото Джанель Аби, MD
Паралич Эрба
Если дистоция плеча возникает во время родов, может произойти повреждение плечевого сплетения. На этом фото видно, что положение рук асимметрично: левая рука сбоку, кисть повернута медиально, в то время как другая рука согнута во время плача. Тестирование рефлекса Моро (вздрагивания) у этого младенца дает аналогичный результат, поскольку левая рука не поднимается так высоко, как правая. Большинство повреждений плечевого сплетения такого типа разрешаются спонтанно. Улучшение подвижности часто можно отметить в течение первых 24 часов. Если улучшения не наступает, необходимо направление к детскому неврологу и, возможно, к физиотерапевту.
фото Джанель Аби, MD
Паралич Эрба
Это еще один пример паралича Эрба. В этом случае поражается правая рука младенца. При оценке движения конечности обратите внимание на подвижность, функцию и силу всех трех основных суставов (плечевого, локтевого и лучезапястного), а также на хват кисти.
фото Juin Kong, MD
Менингомиелоцеле
Менингомиелоцеле — это тип дефекта нервной трубки, возникающий в результате неполного закрытия заднего отдела позвоночника на раннем этапе развития.
Видимая масса содержит диспластический спинной мозг, а также мозговые оболочки, нервные корешки и спинномозговую жидкость.