Гласные звуки
Когда голосовые связкисближаются и напрягаются, выдыхаемый воздух заставляет их дрожать так, как дрожат струны музыкального инструмента.Вибрациясвязок создаетголос.Воздушная струя проходит через ротсвободно, и поэтомушумне возникает. Так образуютсягласные звуки.
ГЛАСНЫЕ – ЭТО ЗВУКИ РЕЧИ, КОТОРЫЕ СОСТОЯТ ТОЛЬКО ИЗ ГОЛОСА. В современном русском языке 6 (шесть) гласных звуков:[и], [ы], [у], [э], [о], [а]. существуютакустическаяиартикуляционная классификациязвуков речи. В основе артикуляционной классификации гласных звуков лежит:
1. Степень подъема языка (движение языка по вертикали).Гласные верхнего(высокого)подъема(узкие, «закрытые»):
[и], [ы], [у] (язык поднимаетсявысоко,
рот открываем немного).Гласные среднего
подъема:[э], [о] (язык поднимаетсянемного, рот открываем больше).Гласные нижнего(низкого)
2. Место подъема языка (движение языка по горизонтали).Гласные переднего ряда:[и], [э] (язык сильно продвигаемвперед).Гласные среднего ряда:[ы], [а] (язык находится всреднем(центральном положении).Гласные заднего ряда:[у], [о] (язык сильно отодвигаемназад).
3. Участие или неучастие губ.
Гласные лабиализованные(губные): [о], [у] (при их образовании губы округляются и выдвигаются; при артикуляции [у] губы округляются и выдвигаются больше, чем при артикуляции [о]).Гласные нелабиализованные(негубные): [а], [э], [и], [ы] (при произношении этих гласных губы не округляются и не выдвигаются).
Таблица 1.
Подъем | Ряд | Передний | Средний (центральный) | Задний | |||
Верхний (высокий) | [и] | [ы] | [у] | ||||
Средний | [э] | [о] | |||||
Задний (низкий) | [а] |
Лабиализованный (от латинского labium– губа).
1.Произнесите данные слова и словосочетания:глас – гласный – гласные; голос – голосовой – голосовые; звук – звуковой звучать – звучание; воздух – воздушный – воздушный поток – воздушная струя; шум – шумы – шумный – шумовой – шуметь; вдох – вдохнуть – вдыхать; выдох – выдохнуть – выдыхать; музыка – музыкальный – музыкальный инструмент – музыкант; струна – струны – струнный; артикулировать – артикуляция – артикуляционный – артикуляционная классификация звуков речи; акустика – акустический – акустическая классификация звуков речи; удар – ударить – ударение – ударный – безударный.
2. Найдите в тексте синонимы к данным словам и словосочетаниям:
воздушный поток, открытый, возникают, гласные верхнего подъема, гласный нижнего подъема, огубленные звуки, неогубленные звуки.3. От каких слов образованы прилагательные:верхний, высокий, нижний, низкий, центральный, вертикальный, горизонтальный, сильный, широкий, речевой, языковой, литературный?
4. Охарактеризуйте русские гласные по ряду и подъему.Образец: [и] – это гласный переднего ряда и верхнего подъема.
5. Назовите губные и негубные русские гласные.Чем они отличаются друг от друга? Чем отличается гласный [у] от гласного [о]?
6. Ответьте на вопросы. В каком слоге гласные сильны и длительны? В каком положении в слове гласные слабы и кратки?
Гласные звуки и буквы
Урок русского языка
Класс: 2
Тема: Гласные звуки и буквы.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить знания о звуках и буквах;
— обобщить и систематизировать знания о гласных звуках и буквах;
— отрабатывать действия различения гласных и согласных звуков;
— закреплять умения наблюдать за произношением слов;
— тренировать умение делать выводы.
Коррекционно – развивающие: развивать и корригировать
— связную устную речь;
— непроизвольное внимание;
— зрительное и слуховое восприятие;
— память;
— наглядно-образное мышление;
— навыки грамотного письма.
Воспитательные:
— умение слушать и понимать других.
— воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Ход урока:
I. Организационно – подготовительный этап.
Учитель: Здравствуйте ребята! Посмотрите на свои парты, и проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться:
Дети: «Доброе утро!»
Учитель: Доброе утро солнцу и…
Дети: …птицам!
Учитель: Доброе утро улыбчивым…
Дети: …лицам!
Учитель: И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
— Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
— Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
II. Основной этап.
а) пропедевтика обучающихся к усвоению нового материала.
— Скажите, какое сейчас время года?
— Осень.
— Осенью часто идут дожди. Какие звуки издает дождь? Произнесите.
— Кап-кап.
— Можно ли записать эти слова? С помощью чего?
— Да, с помощью букв.
— Чем отличаются звуки и буквы?
— Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и видим. Проверим себя по нашей таблице. (слайд 2)
— А какие бывают звуки?
— Звуки бывают гласные и согласные.
— Чем они отличаются? Приведите примеры.
— Гласные звуки можно петь и при произношении не возникает преграды. Согласные звуки петь нельзя, при произношении возникает преграда.
б) сообщение нового материала.
— Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на весёлом паровозике в страну гласных звуков и букв. (слайд 3). За каждый правильный ответ вы будите получать гласную букву. В конце урока подсчитаем, у кого больше гласных букв и поставим отметки.
— Отправляемся в путешествие. Посмотрите на доску.
(слайды 4,5,6: …тка, …блако, …стры)
— Назовите, что нарисовано на первой картинке. Произнесите первый звук в этом слове. [у]. Какой это звук – гласный или согласный? (гласный, потому что его можно петь, не возникает преграды). Какую букву вставим в слово? Покажите ее на веерах. (букву у).
Назовите, что нарисовано на второй картинке. Произнесите первый звук в этом слове. [о]. Какой это звук – гласный или согласный? (гласный, потому что его можно петь, не возникает преграды). Какую букву вставим в слово? Покажите ее на веерах. (букву о).
Назовите, что нарисовано на третьей картинке. Произнесите первый звук в этом слове. [а]. Какой это звук – гласный или согласный? (гласный, потому что его можно петь, не возникает преграды). Какую букву вставим в слово? Покажите ее на веерах. (букву а).
— Перечислите гласные, которые мы вставили? (у, о, а). Почему их называют гласными? (Их можно петь).
— Какие гласные вы еще знаете? (ю,я,е и т.д.) Почему они гласные?
— Давайте вспомним, каким цветом обозначают гласные и согласные звуки?
— Гласные звуки обозначают красным цветом, согласные – синим цветом.
в)физминутка (слайд 7)
г) минутка чистописания (буква Е,е, слог с буквой)
пальчиковая разминка.
— Запишем слова «утка», «облако», «астры». Отметим гласные буквы, которые вставили. Давайте повторим, как обозначаются гласные и согласные звуки?
— Гласные звуки обозначаются красным кружком, а согласные синим.
(показ на доске)
— Какие гласные вы вставили? Почему их называют гласными?
д) игра «Найди картинке ее домик»
(на доске два картонных домика для картинок и с кружками на одном домике – красного цвета, на другом – синего; предметные картинки: утка, кот, арбуз, зонтик, иголка, помидор, облако, астра). (слайд 8)
Ученики, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком).(слайд 9)
Ученик: на картинке изображена утка. Первый звук в слове утка [у]. Он гласный, так как его можно петь и во рту не возникает преграды при произношении. Его место в домике с красным кружком.
Спросить учеников послабже, какие картинки поселили в красный домик.
е) закрепление изученного материала. Работа с учебником.
— Откройте учебник на странице с. 18. Прочитаем правило. (читает учитель, далее хором читаем гласные).Не забывайте, ваш помощник в данном задание это лента букв.
— Выполним упражнение 2. Прочитайте слова. (на доске слова со схемами). Мы с вами на уроках русского языка и логопедии привыкли обозначать слово полоской (линией). Назовите в каждом слове гласные буквы. (слайд 10,11,12)
— В слове «утро» гласные у, о. (по одному ученику выходят отметить гласную на схеме красной фишкой)
— Спишите слова. Нарисуйте под ними схемы. Отметьте в схемах гласные красным кружком.
— Какие звуки мы отмечаем красным кружком? Какие гласные звуки есть в данном слове? Сколько их.
ж) игра «Найди гласную».
Раздаются «Волшебные квадраты». В них нужно найти гласные буквы. Для этого вам поможет лента букв.
Учитель: в каждом квадрате нужно найти и обвести гласные. Каким цветом вы будете обводить гласную? (красным)
о | д | з | е |
ю | я | н | к |
б | ы | у | ц |
ф | и | с | а |
Учитель: перечислите гласные, которые вы нашли. Почему они гласные? Каким цветом вы их обводили?
III. Итог урока.
Домашнее задание. Стр. 19 упраж. 3. Назовите предметы на рисунках. Нужно будет нарисовать схемы, обозначит в них звуки. Записать слова под схемами, как мы выполняли в упражнение 2.
— Вот и добрались мы до страны гласных звуков и букв. (слайд 13) Чем же отличаются звуки от букв? Какие бывают звуки? Какие звуки и буквы мы сегодня вспоминали? Почему их называют гласными? Назовите гласные, которые вы сегодня собрали за правильные ответы. Давайте поселим их в стране гласных звуков и букв.
-Молодцы!
J1: Имена гласных | Sight Words: научите ребенка читать
- Обзор
- Материалы
- Деятельность
- Вариант
- Малые группы
- Вопросы и ответы
ВАЖНО: Если ребенок уже знает НАЗВАНИЯ гласных, посмотрите видео, а затем разучите Песню с именами гласных о названиях гласных.
Перед началом этого урока проверьте ускоренный режим.
1. Обзор
Используйте популярную детскую песенку («Бинго»), чтобы познакомить ребенка с названиями гласных. Вы также научите своего ребенка терминам гласных и согласных .
Для выполнения первых заданий в модуле «Соединение звуков» дети должны познакомиться с названиями гласных, которые совпадают с «долгими» гласными звуками. Позднее упражнение познакомит с короткими гласными звуками.
J1: Имена гласных
↑ Топ
2. Материалы
- текст песни «Песня о гласных, часть 1»
- звуковые карты для гласных
Распечатайте звуковые карточки с гласными, желательно на плотной картонной бумаге, и разрежьте их на части. Распечатайте тексты песен, но они предназначены только для справки взрослым. Песня поется на мотив детской песенки «Бинго».
↑ Топ
3. Деятельность
youtube.com/embed/teXVpQt3Mr4?hd=1&rel=0&autohide=1&showinfo=0″ frameborder=»0″>Видео: Как играть в имена гласных
Начните с объяснения ребенку, что буквы, которые он уже выучил, называются согласными , и он собирается выучить несколько новых букв, которые называются гласными .
Взрослый: Вы научились распознавать звуки многих букв.
Звучит буква, которую вы выучили и видели на картинках
называютсясогласных . Можешь сказать это слово?
Ребенок: Согласные.
Взрослый: Да. Согласные – важные части слов.
Разложите перед ребенком по порядку пять звуковых карточек с гласными.
Взрослый: Есть еще пять букв в словах, о которых я хочу, чтобы вы знали.
Эти буквы называются гласными . Можете ли вы сказать гласных ?
Ребенок: Гласные.
Взрослый: Да. Давайте пройдемся по ним по одному и выучим их имена.
Укажите на первую звуковую карту, скажите «А», пусть ребенок повторит название буквы и покажет на карту. Сделайте это для каждой из гласных. Повторите несколько раз, пока она не ознакомится с именами гласных.
Взрослый: Хорошо. Гласные очень умны и очень популярны.
Они популярны, потому что каждое слово, которое мы произносим
есть хотя бы одна гласная, которую мы слышим.
Гласные — очень умные буквы, потому что они могут сказать две вещи:
. они могут произнести свое имя, и они могут произнести другой звук.
Сейчас я научу тебя песенке, которая тебе поможет
запомнить названия всех гласных.
Вот. Слушать:
Имена гласных Песня:
Теперь научите своего ребенка этой песне. Всякий раз, когда вы поете название гласной, указывайте на соответствующую звуковую карту. По мере того, как ребенок знакомится с песней, предложите ему спеть вместе с вами и указать на звуковые карточки.
Взрослый: A – E – I – O – U,
А-Е-И-О-У,
А-Е-И-О-У,
ЯВЛЯЮТСЯ ИМЕНАМИ из пяти умных букв!А – Е – И – О – У,
А-Е-И-О-У,
А – Е – И – О – У.
Почему гласные — умные буквы?‘Потому что гласные могут произносить свое ИМЯ и звук.
Потому что гласные могут произносить свое имя И звук.
Потому что гласные могут сказать свое имя и ЗВУК.
Вот почему они умные письма!A – E – I – O – U,
А-Е-И-О-У,
А – Е – И – О – У.
ЯВЛЯЮТСЯ ИМЕНАМИ из пяти умных букв!
Продолжайте разучивать песню до тех пор, пока ребенок не сможет спеть первый куплет самостоятельно и не сможет ответить на вопрос: «Почему гласные — умные буквы?» Обязательно подчеркните, что это имён букв. (Он выучит гласные , звуки — также известные как краткие гласные звуки — в следующем упражнении.) Повторяйте эту песню до тех пор, пока ребенок не сможет уверенно и быстро сопоставлять названия гласных с их правильными изображениями.
↑ Топ
4. Удлинитель
Спойте песню, но пропустите одну из гласных букв. Например, «А – Е – – О – У». Затем ребенок должен назвать пропущенную гласную и указать на нее. Для большей сложности опустите два имен гласных.
↑ Топ
5. Вариант
Это отличное занятие вне дома или в классе, например, выполнение поручений или поход на перемену.
↑ Топ
6. Малые группы (2-5 детей)
Цель урока: Дети назовут пять обычных гласных и сопоставят написанные строчные гласные с их произносимыми названиями.
GELDS (Стандарты раннего обучения и развития штата Джорджия): CLL7.4a
Грузия Стандарты качества: ELAGSEKRF3.b
Общие базовые государственные стандарты: CCSS.ELA-LITERACY.RF.K.3.B
Дополнительные материалы:
- дополнительно: карманная таблица
Адаптация: Прочтите основное задание, посмотрите видео и следуйте приведенным выше инструкциям со следующими изменениями:
Поместите карточки с гласными в первый ряд карманной таблицы или прикрепите их к доске или стене. Следуйте приведенным выше инструкциям, чтобы описать согласные и ввести имена гласных. Укажите на каждую карточку, произнесите название гласной и попросите детей повторить за вами. Порепетируйте песню «Бинго», обязательно спросив: «Почему гласные такие умные?»
Подкрепление: Пусть дети выберут свои глаза, а вы вытащите одну звуковую карту из карманной карты. Сдвиньте карты вместе, чтобы не было зазоров. Попросите детей открыть глаза и спросить: «Кто знает, какой буквы не хватает на звуковой карте? Кто может вернуть его в нужное место?»
Пусть дети по очереди вынимают звуковую карту и спрашивают остальную часть группы: «Чего не хватает?»
Используйте эту форму «Подкрепление дома» , чтобы сообщить родителям и опекунам, как они могут подкреплять уроки вне класса.
↑ Топ
Оставить комментарий
IPAVowels
Технические названия гласных говорят о звуке четыре вещи:
- Высота язычка (высокий-средний-низкий)
- Поднятая или опущенная часть языка (передняя-центральная-задняя)
- Напряженность языка (напряженно-слабая)
- Округление губ (округление-неокругление)
Технические названия гласных следуют порядку, указанному выше. Так, например, то, что учитель традиционно назвал бы «долгим звуком е» в начальных классах, технически называется .высокая передняя неокруглая гласная .
Упражнение: Изучите технические названия
Наведите указатель мыши на каждый термин, чтобы услышать соответствующий звук.
Упражнение: Изучение технических имен
Щелкните и перетащите каждый термин на правильный символ. Когда вы нажмете на термин, вы услышите соответствующий звук.
Упражнение: Изучение технических названий
При нажатии на значок звука вы услышите согласный звук IPA. Щелкните перетаскиванием и поместите каждый звуковой значок на правильный термин.
Упражнение: Связь технических названий с традиционными именами
Символы МФА, связанные со многими гласными звуками речи, уже знакомы носителям английского языка (например, /i/, /e/, /o/, /u /), но они могут использоваться для представления звуков, отличных от того, что они представляют при традиционном подходе. Некоторые другие символы гласных IPA необычны.
Учителям начальных классов сложнее всего отказаться от традиционного обозначения гласных, основанного на давно устаревших исторических описаниях английского языка. (Мы говорим об описаниях, восходящих к среднеанглийской разновидности английского языка примерно 1400 г. н.э.). Традиционные способы начинают заменяться (например, в Линдамудской программе секвенирования фонем для чтения, правописания и речи), но традиционная терминология по-прежнему преобладает.
Основная причина отказа от традиционного способа называть гласный звук «долгий звук а» или «долгий звук е» заключается в том, что в современном английском языке эти гласные не произносятся дольше, чем другие гласные. и называние их «длинными» дает неверную информацию и, возможно, неправильное представление о произношении для NNSE. Тем не менее, учебные материалы по фонетике и тестирование в школах все еще часто зависят от традиционного подхода, поэтому учитель ESL в государственных школах должен уметь управлять обеими системами.