Разбор слов по составу
Разбор слова по составу
Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.
Виды морфем
В русском языке используются следующие морфемы:
— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.
Важность морфемного разбора
В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.
Пример
В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).
В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).
Как разобрать слово по составу
Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.
, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.
Этапы морфемного анализа
Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:
— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Определяется приставка, а потом суффиксы (при их наличии).
Особенности разбора
Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.
Только что искали: э л е к т р и к 1 секунда назад р е к в а с 1 секунда назад гантель 1 секунда назад о с з к в к я н 1 секунда назад а н о ч д л ь 1 секунда назад зквопяа 1 секунда назад ратушаб 1 секунда назад веранда 1 секунда назад о ц н е л с 1 секунда назад тиртасс 1 секунда назад итсорб 1 секунда назад юелсить 1 секунда назад эстонец 2 секунды назад потвораск 2 секунды назад шериф 2 секунды назад
Урок русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий «Состав слова»
Пояснительная записка
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Внедряя ИКТ в педагогическую практику, я сделала для себя вывод, что управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения пройденного материала и активизации мыслительной деятельности учащихся только в случае:
- соблюдения СанПиН;
- использование ИКТ на разных этапах урока;
- в сочетании с другими формами обучения.
Практика показала, что на уроках закрепления изученного материала целесообразно использовать ИКТ в сочетании с коллективной работой, т. к. учащиеся уже владеют теоретическим материалом, есть навык применения теории на практике, есть возможность осуществить индивидуально-дифференцированный подход в обучении, подбирая задания различной степени сложности. При организации коллективных занятий в 3-4 классах важно учитывать ряд специфических особенностей:
- освободившиеся ученики образуют новые пары;
- каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»;
- ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам;
- основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех;
- каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе;
- полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
При коллективной форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Дети учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Коллективный способ обучения способствует демократизации и гумманизации учебно-воспитательного процесса.
Ход урока
I этап. Организационный момент
Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
Тогда я предлагаю вам совершить небольшое путешествие.
А куда, вы узнаете, если правильно выполните задание.
Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
II этап. Активизация внимания и актуализация полученных знаний.
Минутка чистописания
1. Нужно красиво и правильно списать в тетрадь данные буквосочетания и слоги.
(На доске написаны буквосочетания, слоги)
Ме, рф, ми, ре, фа, фе, ал, ма
Задания для уч-ся, которые быстро справились с работой: Назовите слоги. Буквосочетания.
Некоторые из этих слогов и буквосочетаний сегодня нам будут встречаться при записи словарных слов.
А какие это слова, вы узнаете по лексическому значению.
Словарная работа (применение ИКТ, презентация (Приложение 1))
(Учащиеся отгадывают слово и самостоятельно его записывают в тетрадь. При проверке будут использоваться сигнальные карточки.)
Отгадайте слово, запишите его в тетрадь, подчеркните знакомые орфограммы:
1. Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми лапами, который летом наедается, а зимой высыпается (Медведь)
2. Прием пищи в середине дня. (Обед)
3. Мальчики и девочки в раннем возрасте. (Ребята)
4. Наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее обычно от отца к детям. (Ф
5. Хищное млекопитающее с темно-желтым ценным мехом. (Енот)
6. Полукустарниковое растение со сладкими, обычно красными, ягодами. Бывает лесная, садовая. (Малина)
7. Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками, или дорожка в саду, в парке. (Аллея)
Составьте из первых букв каждого слова новое слово и объясните его значение. (Морфема)
Где встречаются морфемы? (В словах)
Зачем они нам нужны? (Чтобы грамотно написать слово, образовать новые слова от данного, разобрать слово по составу)
Сегодня на уроке мы вспомним значение каждой морфемы; повторим алгоритм разбора слов по составу; потренируемся в разборе некоторых слов по составу.
Слайд ТЕМА нашего урока «Состав слова»
Беседа по теории состава слова; применение теории на практике
Что такое морфема? (Это значимая часть слова)
Итак, я предлагаю вам совершить путешествие в страну, где живут морфемы.
А как может называться эта страна? («Морфемика»). Вы согласны встретиться с ее жителями?
Закройте глаза, медленно посчитайте до трех, и мы сразу окажемся в этой стране.
Слайд «Страна Морфемика»
Слайд с морфемами
Посмотрите на слайд. А где же жители этой страны? (Дети высказывают свои предположения)
Здесь их нет, потому что все они находятся на ваших рисунках.
Каждый из вас дома попробовал самостоятельно на компьютере нарисовать картинки с изображением морфем. Давайте вместе на них посмотрим и назовем.
(Ребята называют морфемы: окончание, приставка, корень, суффикс, основа.
Морфемы приготовили для вас задания, которые помогут вам лучше научиться разбирать слова по составу.
Слайд «Окончание»
Ну-ка, друзья, внимание!
В каждом ли слове есть окончание? (Нет. Мы знаем имена существительные, у которых нет окончания, например пальто, радио, кофе)
Да, ребята, вы правы. Есть и другие слова, в которых отсутствуют окончания, но с ними мы будем знакомиться позднее.
Слайд
На слайде 6 слов (предмет, метро, кенгуру, рюкзак, шофер, какао):
3 не имеют окончания, а 3 имеют нулевое окончание.
Назовите слова, которые не имеют окончания…
А почему вы назвали только эти слова?
Значит, у некоторых слов есть «хитрое» окончание. А как оно называется?
(Нулевое окончание. )
Вернитесь к словарным словам и подчеркните одной чертой те слова, в которых нулевое окончание.
О чем может рассказать окончание? (Может определить часть речи, род, число, и т.д.)
Слайд – задание
На слайде окончания слов, дети должны устно объяснить, что можно рассказать о слове по окончанию, привести примеры.
Если в слове окончание –ая, то ….. (Это прилагательное, женского рода, единственного числа)
Если в слове окончание –а, то …..(Это существительное женского рода или мужского рода, ед. ч.или сущ. во мн. ч. )
А для чего служат окончания? (Для связи слов в словосочетании и предложении)
Слайд – задание
Группа слов, из которых учащиеся составляют пословицу.
Составьте пословицу. Объясните, как вы её понимаете.
Освещается, человек, знание, а, солнце, мир (Мир освещается солнцем, а человек - знанием)
Что помогло вам составить пословицу? (Мы изменили в некоторых словах окончание и поменяли последовательность слов).
Работа по вариантам (учащиеся самостоятельно выписывают слова из пословицы)
I вариант – выпишите существительные с нулевым окончанием,
II вариант – выпишите остальные существительные.
А почему вы не выписали слова: освещается, а? (Потому что это не существительные)
А как по вашей работе я могу увидеть, что задание вы выполнили правильно? (Мы должны выделить окончание)
Что осталось не выделенным? (Основа слова)
Слайд «Основа» (Закончите предложение)
Основа – это часть…… (Это часть слова без окончания)
(Работа в парах. На карточках напечатано стихотворение).
Прочитайте стихотворение. Во всех именах существительных выделите окончание и основу.
СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Слайд — проверка
СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Физкультминутка
А какие еще вы знаете морфемы? (Суффикс, приставка, корень)
Какая из этих морфем самая важная? Почему? (Корень)
Слайд «Корень»
Что вы про него знаете? (Обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах. Чтобы правильно выделить корень, надо объяснить значение данного слова, а потом подобрать однокоренные слова)
«Корень» предлагает выполнить задание самостоятельно. (Ребята на карточках самостоятельно выполняют задание. Затем меняются карточками с соседом для взаимопроверки. Устно объясняют друг другу значение слов. После урока карточка сдается учителю для проверки)
Карточка
Прочитайте слова, допишите одно однокоренное слово и выделите корень.
1. Игривый, игрушка, игровая, _______________________________(Игра, играть)
2. Царевич, царица,_________________ (Царь, царевна)
3. Зимний, зимовать___________________(Зима, зимушка)
Слайд
На слайде написаны предложения.
Дети должны их прочитать и догадаться, какая следующая будет морфема
Прочитайте.
Ребята,
почему вы мимо ходите, а ко мне не заходите?
Приходите,
подходите.
Буду рада
вам!
В этом тексте тоже встречаются однокоренные слова. Назовите их.
Чем они отличаются? (Приставками)
А что вы знаете про приставку? (Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
Слайд «Приставка»
Внимание! Устроим соревнование: кто за минуту больше запишет в тетради приставок.
(Учащиеся самостоятельно записывают приставки в тетрадь)
На доске «Колесо приставок» Припишите приставки по кругу
В середине написано слово бежать. Ребята выходят к доске и по кругу пишут подходящие приставки.
Образец
Послушайте стихотворение
В корне — смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть-
Смысл она дополнит.
— Рад я в этом ей помочь,
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня,
Все равно я всех проворней!
Какая еще морфема сможет дополнить смысл слова? (Суффикс)
А что вы знаете про суффикс? (Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
Задание от «Суффикса»
Образуйте однокоренные слова при помощи суффиксов
(Работа в парах сменного состава. Учащиеся читают слова, придумывают однокоренные слова и записывают их себе в тетрадь. Выполнив задание на своей карточке, обменяются карточками сначала с соседом по парте, а затем с ребятами, которые сидят за соседней партой. Таким образом, каждый ученик выполнит 4 карточки)
Карточка № 1
Образуйте однокоренные слова при помощи суффиксов, которые называют детёнышей животных.
Лисица —
Ворона —
(Например, лисенок, вороненок)
Карточка № 2
Образуйте однокоренные слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Букет —
берёза —
(Например, букетик, березонька)
Карточка № 3
Образуйте от данных глаголов имена существительные, которые называют человека по его действиям или занятиям.
Строить –
учить –
(Например, строитель, учитель)
Карточка № 4
Образуйте однокоренные слова при помощи суффикса, который указывает название места, где растет что-то определенное.
Малина –
осина —
(Например, малинник, осинник)
А теперь давайте еще раз вспомним все морфемы, которые могут встречаться в словах.
Назовите их в том порядке, в каком мы с ними встречаемся, когда разбираем слова по составу.
III этап. Закрепление
Разбор слов по составу, используя алгоритм
Работа в парах: один проговаривает алгоритм и дает команды другому, а другой, как «робот», выполняет их.
Алгоритм «Разбор слов по составу»:
1. Прочитай слово. Определи, к какой части речи относится.
2. Назови формы этого слова. Выдели окончание.
3. Выдели основу.
4. Объясни значение слова.
5. Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
6. Выдели приставку, если она есть.
7. Выдели суффикс, если он есть.
У каждого ребенка карточка с заданием 1 и 2. Первый вариант разбирает слова в задании № 1 на карточке, готовится к проговариванию алгоритма, пока второй вариант записывает эти слова себе в тетрадь. Затем второй вариант выполняет задание № 2 на карточке, а первый в это время записывает эти слова для разбора себе в тетрадь.
Карточка № 1. Развесёлый, сестрица, заморозки
Карточка № 2 Побелка, навар, ароматный
IV этап. Итог урока. Рефлексия
Что нужно хорошо знать, чтобы правильно разбирать слова по составу? (Нужно знать значение каждой морфемы, уметь пользоваться алгоритмом «Разбор слов по составу»)
Оцените свою работу на уроке.
Поднимите красный круг те, кто стал лучше разбираться в материале.
Желтый круг поднимите те, кто сможет все полученные знания применить на практике. А если у вас появились какие-либо вопросы, проблемы по данной теме, то вы можете написать их на листочке. Опустить в особый конверт – секрет. Сюда же можно опустить интересные задания по этой теме для всего класса, а мы на следующих уроках обязательно выполним их.
V этап. Домашнее задание
Ребята, сегодня вы получите домашнее задание на карточках. На карточке напечатано 4 текста. Каждый из вас самостоятельно должен выбрать только один текст, списать его в тетрадь, заменив подчеркнутые слова однокоренными, образованными при помощи суффиксов. Эти слова нужно разобрать по составу.
(На карточке напечатано 4 текста. Ребята должны выбрать один текст. Заменить подчеркнутые слова однокоренными, образованными при помощи суффикса. Разобрать эти слова по составу).
Текст № 1.Гулял серый ёж по лесу. Увидел он красную ягоду. Наколол запасливый зверь на иглу. Нашел листья в нору взял.
Текст № 2.Прелестный кот живет у Кати. Сам беленький, а уши черные.