Почему мусульманин должен помнить о смерти?
В час, который определен Аллахом, человек умирает. Смерть неизбежна, и она случится с каждым из нас. Мы часто игнорируем тот факт, что нам придется расстаться с этим миром, жизнь кажется бесконечной, а смерть – нереальной. Но, как гласит латинская поговорка, memento mori – помни о смерти. Ислам призывает человека помнить о смерти, о бренности бытия, что делает его жизнь и его поступки осмысленными. Жизнь человека – всего лишь краткий миг, во время которого люди не могут сполна получить справедливую награду или возмездие за свои поступки, совершенные в течение всей жизни. Смерть же – путь к ахирату, миру вечному, к которому мы должны прийти с полным осознанием и определением истины. Коран и хадисы напоминают нам о смерти, но не со страхом и отречением от этого мира, а с осмыслением каждого поступка, слова, намерения, за которое мы предстанем перед Всевышним. Удивительно, что осознание неизбежности смерти заставляет по-другому смотреть на жизнь и жить по-другому.
«Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (3:185).
«Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет» (31:34).
Когда же наступит их срок, они не смогут отдалить или приблизить его даже на час(16:61).
О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете (63:9-11).
Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это — всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены. А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга. Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне. Огонь будет сжигать их лица, и там они будут корчиться. Разве вам не читали Мои аяты, а вы считали их ложью? Они скажут: «Господи! Наше злосчастие одолело нас, и мы оказались заблудшими людьми. Господи! Выведи нас отсюда. И если мы вернемся к грехам, то действительно будем беззаконниками». Он скажет: «Оставайтесь здесь с позором и не говорите со Мной! Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты — Наилучший из милосердных». Вы же насмехались над ними, пока не забыли Мое Напоминание. И вы смеялись над ними. Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими». Аллах скажет: «Сколько лет вы пробыли на земле?» Они скажут: «Мы пробыли день или часть дня. Лучше спроси тех, кто вел счет». Он скажет: «Вы пробыли немного, если бы вы только знали. Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:99-115).
Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами? (57:16).
Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник».
(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Если ты дожил до вечера, то не жди ( что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, то не жди(, что доживёшь) и до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни — (то, что пригодится) для твоей смерти» (Аль-Бухари).
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не написав завещания. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари)
В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
…проводить три ночи…
Ибн Умар сказал:
С тех пор, как я услышал (слова) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал это, я не провёл и ночи, не имея (составленного мной) завещания.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, начертил (несколько) линий и сказал: «Это надежды человека, а это его срок, и в то время, как находится он в подобном положении, неожиданно подходит к нему ближайшая линия» (Аль-Бухари).
Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, начертил прямоугольник, (потом) он начертил в середине (его) линию, выходящую за его (пределы, потом) он начертил (несколько) маленьких линий (,доходящих) до той (линии), которая была посередине, после чего сказал: «Это — человек; то, что его окружает, есть его срок, то, что выходит за пределы (прямоугольника), — его надежды, а эти маленькие чёрточки — превратности судьбы, (которые его постигают,) и если минует его одно, то схватит зубами другое, если же минует его (второе), то схватит зубами (первое).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Старайтесь) совершать (праведные) дела прежде, чем (стрясётся с вами что-либо из) семи (напастей). Разве дождётесь вы (чего-нибудь иного,) кроме бедности, которая заставит забыть (обо всём), или развращающего богатства, или приводящей в расстройство болезни, или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи, или скоропостижной смерти, или Антихриста, который является наихудшим из того зла, которого можно ожидать, или же Часа этого, который будет более тяжким и горьким(, чем бедствия мира этого)? (ат-Тирмизи).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Почаще вспоминайте о прерывающей наслаждения!», — имея в виду смерть (ат-Тирмизи).
Сообщается, что Убайй бин Ка’б, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда проходила треть ночи, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вставал ото сна и говорил: «О люди, поминайте Аллаха! Настало (время) первого трубного гласа, за которым последует второй! Пришла смерть со всем, что ей присуще, пришла смерть со всем, что ей присуще!»
Однажды я сказал ему: «О посланник Аллаха, поистине, я часто молюсь за тебя, но сколько из них (мне следует посвящать) тебе?» Он сказал: «Сколько хочешь». Я спросил: «Четверть?» Он ответил: «Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я спросил: «А половину?» Он ответил: «Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я спросил: «А две трети?» Он ответил: «Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я сказал: «(Тогда) я буду воздавать мольбы только за тебя!» (На это) он сказал: «В таком случае ты будешь избавлен от тревог, и грехи твои простятся тебе!» (ат-Тирмизи).
Cайда Хайат
Философские и психологические аспекты отношения к смерти в исламе: осознание неотвратимости и преодоление страха | Сафин
Введение. Страх смерти
Как известно, страх смерти и осознание самого феномена конечности жизни являются базисными проблемами, с которыми сталкивается в своей работе каждый психотерапевт. Так, И. Ялом в одном из своих основных трудов «Экзистенциальная психотерапия» в качестве таковых рассматривает смерть, свободу, изоляцию и бессмысленность жизни. Согласно его мнению, «Смерть является основным источником тревоги (невротической, нормальной и экзистенциальной). Причем эти виды тревоги, связанные со смертью, могут быть как осознанными, так и бессознательными» [1, с. 215].
Кроме того, в вышеуказанной работе И. Ялом, основываясь на собственных многолетних эмпирических исследованиях, доказывает, что люди весьма озабочены такой проблемой, как неизбежность смерти, начиная с самого раннего детского возраста. Для того чтобы совладать со страхом потенциального несуществования, люди выстраивают психологическую защиту, которая базируется на отрицании смерти. Помимо этого, ученый приходит к выводу, что развитие психической патологии в значительной степени вызвано осуществлением неуспешных попыток выйти за рамки смерти [1, с. 87]. Он утверждает, что первейший экзистенциальный конфликт — это конфликт «между осознанием неотвратимости смерти и стремлением продолжать жить, конфликт между страхом несуществования и желанием быть. Как у детей, так и у взрослых одним из главных механизмов психологической защиты от страха, связанного со смертью, является вера в свою исключительность. Тогда как на сознательном уровне большая часть людей принимает неизбежную конечность своей жизни, на уровне подсознания они могут поддерживать иррациональную веру в свое бессмертие» [1, с. 9].
С указанной позицией в той или иной мере согласны и многие другие исследователи. Так, в частности, по мнению С. В. Рязанцева, «В современном обществе наблюдается тенденция к вытеснению смерти из общественного сознания, что является результатом психологической защиты нашей цивилизации от этой темы» [2]. Социолог А. Страус отмечает: «Тема смерти табуирована в современном обществе, и найдется мало желающих всерьез обсуждать особенности умирания» [3]. К. Эксли утверждает, что в нашем обществе преобладает личное отчуждение от смерти, которое выражается в том, что люди привыкают видеть смерть других людей, но при этом не думают о собственной смерти или о смерти своих родственников и друзей [4]. Отмечается и то, что в обществе, где главенствует культ молодости, здоровья и жизни, просто-напросто не остается места для размышлений о смерти [5]. Нынешняя цивилизация пытается отрицать смерть и уклоняется от вопросов и проблем, связанных с ней [6].
Таким образом, мы видим, что часто в современном обществе феномен смертности либо отрицается, либо вытесняется из сознания.
Делая небольшое отступление, отметим, как соотносится со страхом смерти инстинкт самосохранения, который является важнейшим фактором безопасности личности и лежит в основе человеческого поведения.
Принято считать, что инстинкт самосохранения активизируется при наличии какой-либо потенциальной угрозы жизни человеку в данное время и в данном месте. Как только источник угрозы каким-либо образом устранен, то чувство страха за свою жизнь, вызванное запуском инстинкта самосохранения, перестает «атаковать» сознание. Такой страх, конечно, стоит считать неотъемлемым инструментом эволюции и трактовать как позитивный фактор. Но когда страх смерти сохраняет свое действие и при отсутствии в настоящий момент реальной или воображаемой угрозы жизни, то можно говорить об экзистенциальном страхе смерти, который не имеет ресурсного характера. Ресурсность в данном случае, по нашему мнению, подразумевает наличие у какого-либо психологического состояния или чувства определенного потенциала, необходимого для решения стоящих перед человеком задач.
«У одних этот страх существует неявно, в виде неясного общего беспокойства, или маскируется под иную психологическую проблему, у других он проявляется открыто, а у некоторых людей перерастает в настоящий ужас, способный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни» [7, с. 7-8].
Можно выделить еще одну классификацию страхов, которую разработал профессор Ю. В. Щербатых. В частности, он делит все страхи на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. Согласно его классификации: «К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязнь и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов, касающаяся самой сущности человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений, социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.» [8, с. 20]. Именно на последнем классе страхов мы акцентируем внимание в данной статье.
Возвращаясь к феномену смерти и ее неотвратимости, а также к тому страху, который основан на осознании данных категорий, следует отметить, что его острота и интенсивность могут зависеть от многих факторов, в том числе от возраста человека, его когнитивных способностей, мировоззренческих установок, уровня религиозности и др.
«Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами» [9].
Так, если отрицание смерти или вытеснение человеком факта своей смертности из сознания не является эффективной защитой, то, возможно, ее принятие позволит снизить уровень танатической тревоги1.
Отрицать смерть или принять?
Целый ряд философов, психологов и писателей говорят о том, что осознание и принятие своей смертности может стать мощным ресурсом для человека. Мишель Монтень в своем эссе «О том, что философствовать — это учиться умирать» повествует следующее: «Размышлять о смерти — значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь не зло» [10, с. 86].
Карл Густав Юнг также провозглашает ценность осознания своей смерти: «Необходимо относиться к смерти, как к цели. Отворачиваться от смерти — это избегать жизни, делая ее бесцельной» [11, с. 37]. «Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие», — пишет Ф. М. Достоевский [12, с. 16].
И. Ялом в своих трудах неоднократно указывает на позитивный эффект осознания своей смертности:
- «Сознавание смерти может послужить фундаментом здоровой и эффективной психотерапевтической стратегии» [1, с. 32];
- «Осознание смерти может послужить позитивным импульсом, сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений» [7, с. 43].
И наконец, вспомним о том, как в соответствии с легендой, на молодого Гаутаму Будду повлияла встреча с болезнью, старостью и смертью, побудив его переосмыслить собственные ценностно-смысловые ориентиры.
В буддийском тексте под названием «Бардо Тхёдол», распространенном на Западе под названием «Тибетская книга мертвых», говорится: «Ты упускаешь время, не думаешь о приближающейся смерти» [13, с. 236].
Осознание и принятие своей смерти до настоящего времени является краеугольным камнем буддизма. Например, известный мастер тибетского буддизма Сантье Кхадро пишет: «Люди порой опасаются, что если они примут данность смерти и станут размышлять о ней, то сделаются от этого нездоровыми или утратят способность наслаждаться удовольствиями, которые предлагает им жизнь. Но как это не удивительно, все происходит с точностью до наоборот. Отрицание смерти делает нас напряженными, а принятие этой данности несет покой. С оглядкой на смерть нам легче осознавать то, что для нас действительно важно в жизни» [14].
Важно отметить, что религиозное сознание и религиозная картина мира имеют свои особенности в вопросах восприятия человеком феномена своей смерти. Уже в начале нашей эры поэт Публий Стаций установил эту связь, на что указывает строчка из его поэмы «Фиваиды»: «Primus in orbe Deos fecit timor», что в переводе означает: «Богов впервые в мире создал страх»2. Людвиг Андреас Фейербах предположил, что религия возникает из нашего чувства конечности, главным источником которого является осознание нашей смертности, и, продолжая далее, он выражает следующую мысль: «Если бы человек жил вечно, если бы не было смерти, не было бы и религии» [15]. Также и эмоционально-ориентированная гипотеза возникновения религии как на одну из основных причин прямо указывает на примирение человека со своей смертью [16, с. 32].
Таким образом, по нашему мнению, религия видится одним из проверенных временем средств против экзистенциального страха смерти, который, возможно, и детерминирует в людях приверженность к религиозным убеждениям.
Например, такие монотеистические религии, как христианство и ислам, постулируют, что смерть в этом мире — не финальная точка, а лишь определенный этап, миновав который, человек переходит на следующий уровень бытия. Данный догмат имеет достаточно весомый потенциал в вопросе примирения верующих с неотвратимостью их смерти.
«Что представляют собой все религии? Религии — это системы психотерапии. Чем же занимаемся мы, психотерапевты? Мы пытаемся избавить от страданий человеческое сознание, psyche или, быть может, душу, но ту же проблему решают и религии», — утверждал Карл Густав Юнг [17, с. 183].
Далее мы попытаемся проанализировать, какой вид совладающего поведения предлагает исламская традиция.
Смерть через призму религиозного сознания мусульман
Религиозное сознание определяется обычно как система чувственных и мыслительных форм, основанных на религиозной вере [18]. Исходя из этого, полагаем, что основной характеристикой религиозного сознания является вера, которая, в свою очередь, формируется на основе культурных традиций и священных текстов.
Сравнивая эти две составляющие религиозной веры и учитывая, что мусульманами являются представители большого количества различных этносов и народов, имеющих свои собственные культурные традиции, можно сказать: последние не могут быть базисом веры. А на вопрос, что объединяет всех мусульман и определяет особенности их религиозного сознания? — справедливо ответить, что эту роль выполняют их священные тексты.
Говоря об исламе, подчеркнем, что в данной религии имеет место весьма почтительное отношение к сакральным текстам: к Священному Писанию всех мусульман — Корану и своду повествований о пророке Мухаммаде — Сунне3.
Считается, что основоположник одной из правовых школ ислама имам Абу Ханифа говорил: «Мы подтверждаем, что Коран — это речь Аллаха, которая не сотворена, и это Его откровение, ниспосланное Им. Коран — не сам Аллах, но и не что-то существующее вне Его. Коран — это Его атрибут»4. Данный постулат призван придать тексту Корана и изложенным в нем положениям весьма значимый вес.
Мусульмане считают Коран главным чудом, которым наделил Бог пророка Мухаммада. Под чудом принято понимать что-либо сверхъестественное: предмет, события или способности. Так, в частности, чудом пророка Исы, одного из величайших исламских пророков, отождествляемого с новозаветным Иисусом Христом, была его способность излечивать больных, оживлять мертвых и т. д.
Чудом одного из величайших исламских пророков Мусы, отождествляемого с библейским пророком Моисеем, был его посох, который мог превращаться в змею или раздвигать воды Красного моря. Кажется, что кроме пророков, никто больше не может повторить те чудеса, которые демонстрировали они, и это само по себе также являлось свидетельством божественности их миссии. И мусульмане свято верят, что более никто не может сотворить такой же совершенный текст, который записан в Коране. Данный догмат закреплен и в самом Коране, в котором многократно повторяется вызов неверующим привести хотя бы одну подобную суру или даже один аят (2:23-24, 10:38, 11:13, 17:88, 53:34).
Такое же благоговение мусульмане испытывают и по отношению к Сунне пророка Мухаммада, которая представляет собой его изречения или описание жизни Пророка, являющегося образцом поведения для каждого мусульманина.
Необходимо отметить и тот факт, что Коран и Сунна являются основными источниками мусульманского права (административного, уголовного, имущественного, семейного и наследственного). Помимо правовых вопросов, Сунна призвана помогать мусульманину в решении различных вопросов, связанных с ритуальными действиями, правилами поведения мусульманина в быту, а также в формировании его морально-нравственного облика. Данные обстоятельства также способствует изучению данных священных текстов даже рядовыми мусульманами.
Знание основных положений Корана является обязанностью мусульманина. Для того, чтобы прочитать одну из пяти обязательных ежедневных молитв, верующему необходимо помнить наизусть как минимум три аята Корана. А чтобы правильно совершить сам ритуал молитвы, верующий должен знать соответствующие положения Сунны.
Кроме того, каждую пятницу в обязанности мусульманина входит присутствие на пятничной молитве, основу которой всегда составляют выдержки из Корана и Сунны.
Важен и тот факт, что многие практикующие мусульмане, особенно в немусульманских странах, стремятся получить хотя бы начальное религиозное образование. Это, прежде всего, связано с их желанием понимать и правильно выполнять все предписания религии, а также знать особенности ритуальной практики. В число же основных предметов исламского образования, помимо прочих, входит чтение Корана, изучение хадисов и арабский язык, который изучается на примерах из текста Корана.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что основные источники ислама (Коран и Сунна) имеют основополагающее значение в вопросах построения религиозной картины мира и формирования религиозного сознания мусульман, что определяет отношение их к таким базовым экзистенциальным проблемам, как смысл жизни и смерть.
Но что представляет собой смерть, и главное — какие основные ее свойства выходят на первый план в религиозных текстах мусульман?
Категория смерти в Коране и Сунне
О смерти в тексте Корана упоминается 164 раза, а также приводятся и другие понятия, которые ассоциируются у человека со смертью: ад, огонь, великое наказание и геенна — 466 раз, рай, сады и великая награда — 180 раз, будущая жизнь и последняя жизнь — 95 раз, судный день, день воскресенья, возвращение к Аллаху и т.п. — 450 раз5. При этом отметим, что в Коране всего 114 сур, т.е. насыщенность Священного Писания мусульман подобными понятиями достаточно велика.
Стихи, содержащиеся в Коране, говорят о неотвратимости смерти для каждого человека. Смерть в них упоминается не только при описании таких категорий, как судный день, ад или рай, но и постулируется как скорая и неизбежная:
«Всякая душа вкушает смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения. И кто будет удален от огня и введен в рай, тот получил успех. А ближайшая жизнь — только пользование обольщением» (3:182 (185))6.
«Где бы вы ни были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвигнутых башнях. И если постигнет их хорошее, они говорят: “Это — от Аллаха”, а когда постигнет их дурное, они говорят: “Это — от тебя”. Скажи: “Все — от Аллаха”. Почему же эти люди никак не могут понять рассказа?» (4:80 (78)).
«Аллах делает широким удел тому, кому пожелает, и соразмеряет, а они радуются ближней жизни, но жизнь ближайшая в отношении к будущей -только временное пользование!» (13:26).
«Мы не устраивали до тебя никакому человеку бессмертия. Неужели, если ты умрешь, они будут бессмертны?» (21:35 (34)).
«Всякая душа вкушает смерть; Мы испытываем вас злом и добром для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:36 (35)).
«Он — Тот, кто оживил вас; потом Он умертвит вас, потом оживит. Поистине, человек не благодарен!» (22:65 (66)).
«Скажи: “Не поможет вам бегство, если вы бежите от смерти или от убиения; и тогда вы попользуетесь только немного”» (33:16 (16)).
«Ты ведь смертен, и они смертны» (39:31 (30)).
Приведенные коранические стихи свидетельствуют о том, что основной исламский канон однозначно постулирует необходимость осознания каждым мусульманином конечности своей «земной жизни» и, можно предположить, что это обстоятельство способствует принятию данного факта. Всего, по нашим подсчетам, вопросу неотвратимости смерти так или иначе в Священном Писании посвящено 40 аятов.
Сунна пророка Мухаммада также указывает на неизбежность смерти и предписывает часто вспоминать о ней. В качестве примера приведем следующие хадисы (изречения пророка Мухаммада):
«От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений — смерть!”»7.
«От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений! Поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о смерти в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким, а если он вспомнит о смерти в легком положении, оно покажется ему трудным!”»8.
«Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды, когда я был с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нему пришел один человек из числа ансаров, поприветствовал его и спросил: «О посланник Аллаха, кто является самым лучшим из верующих?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Наилучший из них нравом». Тот спросил: «А кто из верующих самый умный?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Тот, кто чаще других вспоминает о смерти, и лучше всех готовится к тому, что будет после нее. Они и есть умные!»”»9.
«Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение): “Встанет ли кто-нибудь вместе с шахидами в Судный день?” Он ответил: “Да, встанет тот, кто каждые сутки 20 раз вспоминает о смерти”»10.
«”Я вам оставляю два наставления: одно, которое молчит, и второе, которое говорит, — это смерть и Коран”, — гласит другой хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение)»11.
«Один из ансаров (жители Медины) спросил у Пророка (мир ему и благословение): “О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), кто самый умный и счастливый?” Он ответил: “Кто больше всего вспоминает о смерти и лучше подготовлен к ней — тот самый умный, он удостоится чести и достоинства на этом и том свете” (ат-Табарани, Ахмад)»12.
Хадисы Кудси (богооткровенные хадисы, отличающиеся от других хадисов тем, что они исходили непосредственно от Аллаха):
«О сын Адама, смерть — это дверь, и все люди войдут в нее. О сын Адама, не забывай о смерти, ведь поистине смерть не забудет тебя. О сын Адама, если бы
Я дал тебе жить на этом свете столько, сколько будет существовать этот свет, нет ей иного конца, кроме смерти. И ты не любишь смерть, но невозможно не вкусить смерть, поэтому помни о смерти, чтобы охладело сердце твое к мирскому»13.
«О сын Адама, кто любит этот свет, тот, поистине, любит жизнь, и кто любит жизнь, поистине, любит имущество (богатство), и кто любит имущество, тот не поминает смерть, и кто не поминает смерть, поистине, откладывает покаяние и поклонение [из-за] деяний земных, и уходит он из мира сего без покаяния и поклонения. Кто бы ни ушел из этого света, не покаявшись и не поклонившись, не попадет в Рай»14.
«О сын Адама, исполняй обязанности, и отдались от ослушания, и будь доволен тем, что Я тебе дал, и ты будь к смерти готовым, чтобы получить от щедрости Моей на Том свете»15.
Итак, сделаем вывод: хадисы не только указывают на неотвратимость смерти, но еще и напутствуют мусульман ежедневно вспоминать о своей смерти и готовиться к ней.
Таким образом, Коран и хадисы, имеющие основополагающее значение в вопросах построения религиозной картины мира и формирования религиозного сознания мусульман, в немалой степени определяют и их отношение к смерти. Можно предположить наличие осознанного отношения мусульман к своей смерти, принятия ее, а также низкий уровень страха смерти. Данный вывод находит свое подтверждение в исследованиях П. Ганд, рассматривающих причины и предпосылки увеличения числа акций религиозно мотивированного экстремизма и терроризма, описанных Т. А. Гавриловой. В указанных исследованиях, в частности, обнаруживается, что наиболее низкую танатическую тревогу имеют мусульмане, в то время как христиане имеют наиболее выраженную обеспокоенность по поводу своей смерти, а представители, исповедующие индуизм, располагаются в середине этой иерархии [20].
Между тем при рассмотрении вопроса отношения к смерти необходимо, конечно, учитывать и уровень религиозности верующих. Так, Л. Нельсон и К. Кэнтрелл установили, что страх смерти имеет минимальный уровень в случаях наличия у человека высокой степени религиозности, а также ее отсутствия, а среднее амбивалентное состояние веры без должного поведения соответствуют наивысшему уровню тревожности [21]. Представляется вполне обоснованным, что уровень религиозности является динамичным показателем и зависит от множества факторов, в том числе от уровня образования, возраста, жизненных обстоятельств, среды, и с изменением уровня религиозности может меняться и отношение к смерти. По мнению К. Байера и Л. Шейнберга, «только разобравшись в своем отношении к смерти, человек способен правильно организовать собственную жизнь. Осознание феномена смерти отражается на всех жизненных планах личности» [22, с. 7].
Учитывая почтительное отношение мусульман к Корану и Сунне, отдельные положения данных священных текстов ислама целесообразно рассматривать как эффективный психотерапевтический инструмент и использовать в работе с представителями указанной религиозной традиции и, в частности, применять при работе с экзистенциальным страхом смерти.
Заключение и выводы
Резюмируя рассмотренные в первой части статьи научные труды, мы отмечаем то обстоятельство, что часто в современном обществе феномен смерти либо отрицается, либо вытесняется из сознания. Однако, на наш взгляд, подобная психологическая защита часто не выдерживает разрушительного характера экзистенциального страха смерти (страха личного небытия или конечности нашего «я»).
В ходе изучения данной проблемы мы находим, что одним из эффективных приемов совладания с указанным видом страха может служить осознание неизбежности смерти и ее принятие.
Рассматривая далее различные философские взгляды, постулирующие необходимость принятия конечности своей жизни, мы встречаемся с подобными установками в различных религиозных традициях: буддизме, христианстве и исламе. Многие философские труды и научные исследования дают основание для вывода о том, что религиозное сознание и религиозная картина мира имеют свои особенности в вопросах восприятия человеком феномена будущей смерти, и религия может быть использована в качестве средства против страха смерти.
Безусловно, важным следует считать то, что базисом религиозной веры и, следовательно, религиозного мировоззрения являются священные тексты.
Сконцентрировав свое внимание на исламской традиции, мы приходим к следующим выводам: основные источники ислама (Коран и Сунна) имеют основополагающее значение в вопросах построения религиозной картины мира и формирования религиозного сознания мусульман; священные тексты мусульман достаточно прямолинейно и последовательно продвигают идею неизбежной смерти каждого человека; смерть обозначается в виде некой границы, после которой человек будет не в силах повлиять на свою судьбу, и данный постулат, по всей видимости, имеет определенный психотерапевтический эффект, помогая более осознанно относиться к жизни.
Перечисленные выводы позволяют предположить, что мусульмане, расценивающие священные тексты ислама как истину в последней инстанции, глубоко верящие в соответствующую догматику и исполняющие необходимую ритуальную практику, могут самостоятельно, либо при помощи имама легко преодолевать не только проблему страха смерти, но большую часть других экзистенциальных проблем. Данное обстоятельство указывает на ресурсность религиозного мировоззрения в вопросе преодоления страха смерти. Однако при этом важно обязательное условие — наличие именно внутренней религиозности, а не только внешних ее атрибутов и «желания верить». Под «желанием верить» мы понимаем стремление человека принадлежать к какой-либо религиозной группе и традиции, а также разделять с ее участниками их ценности и религиозные установки, которые, однако, не могут найти достаточного уровня достоверности в его собственном сознании, что может вызывать когнитивный диссонанс.
При этом, по нашему мнению, не исключено, что чрезмерная набожность также может являться источником другого аспекта страха смерти, страха перед Судным днем и возможного последующего наказания в аду. В данном случае мы предполагаем, что наличие указанного аспекта танатической тревоги больше зависит от собственных установок верующего, сформированных в процессе его религиозного воспитания и образования.
10 вещей, которые вы должны знать об их верованиях
Исламская вера имеет уникальный набор верований в отношении смерти и умирания. Это видно по их обычаям и отношению к похоронам.
В этой статье пойдет речь о некоторых мусульманских похоронных традициях.
Сначала мы обсудим, что происходит до и во время смерти.
Позже мы расскажем, на что похожа типичная церемония, их обряды и ритуалы, а также похоронные молитвы.
Наконец, мы поговорим о похоронных нарядах, погребальных обычаях и о том, разрешена ли кремация.
Похороны мусульманЕжедневная мусульманская молитва
В похоронах мусульман участвует вся община. Нет ничего необычного в том, что кто-то может присутствовать на похоронах того, кого он плохо знает.
Он состоит из молитв, ритуалов и обрядов. Молитвы читаются за пределами мечети, обычно во дворе.
Что делают мусульмане, когда кто-то умирает?Когда смерть мусульманина неизбежна, вся семья и самые близкие друзья находятся там. Они верят, что умирающие видят то, чего не видят живые.
Борьба со смертью
Они переживают мучительный период, называемый борьбой со смертью , наполненный невообразимой агонией.
Друзья и родственники собираются вокруг и вселяют в умирающего мужество, чтобы помочь ему пережить агонию.
Они повторяют и призывают умирающего произнести «Шахада», что означает, что Аллах — единственный Бог.
Цель состоит в том, чтобы человек произнес эти слова точно в момент смерти.
Сразу после смерти
Глаза и рот покойного закрыты, тело накрыто простыней. Их голова обращена к Мекке.
Родные и близкие просят Аллаха простить грехи усопшего, что называется «дуа».
Священное место Мекки
Подготовка телаКрайне важно, чтобы тело было полностью чистым. Он должен быть очищен не менее трех раз либо супругом, либо членом семьи того же пола.
Если после трех раз все еще не чисто, его промывают столько раз, сколько необходимо. Однако это должно быть нечетное количество раз.
Порядок очищения
Существует особый порядок очищения тела. Начинается с верхней правой стороны, затем верхней левой стороны, нижней правой стороны и заканчивается нижней левой стороной
Женские волосы очищают и заплетают в три косы.
Покрытие телаТело, завернутое в покрывало
Покрытие завершается использованием трех белых листов. Сначала их раскладывают и укладывают друг на друга. Затем на них кладут тело.
Левая рука покойного кладется на грудь. Затем правая рука кладется поверх левой.
Листы накладываются на тело по одному. Сначала правая сторона, затем левая, пока все они не обернутся вокруг тела.
Веревка привязана к макушке, а другая — к ногам. Одна или две веревки обвязываются вокруг середины туловища.
На что похожи мусульманские похороны?Тела кладут перед Иманом
Мужчины и женщины обычно сидят отдельно. Традиционно женщины сидят сзади.
Имам (исламский священник) или самый старший член семьи мужского пола стоит впереди лицом к Мекке, и перед ним кладут тело.
Стоя спиной к скорбящим, он читает погребальную молитву.
Тихие похороны
Мусульманские похороны проходят очень тихо. Не должно быть разговоров друг с другом. Даже молитвы в основном произносятся молча, а вслух произносятся только их части.
Было бы необычно, если бы играла музыка.
Плакать по мертвым — это нормально и ожидаемо. Однако на громкий плач и вопль смотрят нехорошо.
После молитв усопшего доставляют к месту захоронения, как правило, на руках членов семьи мужского пола.
Что носят мусульмане на похороны?Мусульмане обычно носят белое. Они считают, что белый цвет ассоциируется со смирением и добродетелью.
Однако также уместно носить тусклые и темные цвета, которые подходят для мрачных событий, например, черный, коричневый и серый.
Мужская одежда
Мужчины должны носить простые брюки, на которых не видно кожи. Рубашка закрывает все до шеи. Ничто не должно плотно прилегать.
Женская одеждаНадлежащая похоронная одежда для мусульманок
Женская одежда должна закрывать все, кроме лица и рук.
Юбки должны доходить до щиколоток, а блузки с длинными рукавами должны закрывать руки и предпочтительно доходить до шеи.
Использование макияжа
Лучше вообще не пользоваться косметикой. Если вам необходимо, то не наносите ничего, что выделяет вас, например, яркую помаду.
Рекомендуется взять с собой платок, чтобы покрыть волосы и шею.
Если есть сомнения, позвоните заранее и спросите о соответствующей одежде.
Немусульманин
При посещении мусульманских похорон главное помнить о скромной одежде. Носите одежду, которая будет гармонировать с вами и не будет привлекать к вам внимание.
Держитесь подальше от ярких цветов и ярких украшений. Будьте готовы снять обувь.
Сколько времени длятся похороны?Настоящая панихида обычно короткая. Он в основном состоит из произнесения погребальных молитв. Нет панегирика.
Эта часть службы, скорее всего, продлится менее часа.
Однако они считают, что похороны начинаются до смерти человека и заканчиваются после похорон.
Погребальные молитвыПогребальная молитва, совершаемая в Имане
Родственники и друзья обычно произносят погребальную молитву про себя, ведомые Иманом. Они образуют три или более строк.
Первым в очереди является самый близкий мужчина, за которым следуют остальные мужчины.
Иман Молитвы
После этого следуют дети, а затем женщины. Иман, совершающий молитву, поворачивается лицом к Мекке, спиной к остальным, а тело кладут перед ним.
Мусульмане обязаны читать не менее пяти молитв в день. В основном это те пять молитв, которые произносятся на похоронах, с некоторыми отличиями.
Стоят во время молитвы на похоронах, а не кланяются, как при ежедневной молитве. Большинство слов произносится молча, за исключением нескольких частей.
Мусульманские похоронные цветыМусульманские похоронные цветы
Представления о правильном этикете отправки цветов семье могут различаться в разных мусульманских сектах.
В исламской религии подчеркиваются простота и умеренность, поэтому цветы часто не дарят.
В большинстве случаев они предпочитают, чтобы вы пожертвовали на благотворительность от имени умершего.
Ближайшие родственники обычно заказывают цветы. Их кладут рядом с гробом или внутри него.
Лучше всего либо связаться с местным мусульманским авторитетом, либо спросить семью, что они предпочитают.
Практика погребения мусульманИсламское кладбище Скромные указатели
Мусульмане верят, что после смерти их хоронят и они остаются в могиле до Судного дня.
Добрые мусульмане попадут в рай и обретут мир. Те, кто вел грешную жизнь, обречены на ад и начнут свои страдания.
Исламские требования к захоронениюПриготовления к похоронам нужно начинать немедленно, потому что усопшего нужно похоронить как можно скорее.
Обычно это не более двух дней, но часто в течение одного дня.
По этой причине также нет предварительного просмотра, церемонии или хвалебной речи. Бальзамирование не проводится и вскрытие не проводится, если только это не требуется по закону.
Также редко вывозят тело в другую страну. Обычно их хоронят в том месте, где они умерли.
Процедура захороненияРодственники кладут тело в могилу
После похорон четыре члена семьи доставляют гроб на место захоронения. Могила вырыта параллельно Мекке. Тело кладут лежащим на правый бок, также по направлению к Мекке.
В некоторых районах на похоронах могут присутствовать все желающие. Однако традиционно женщинам не разрешается присутствовать.
Присутствующие провожающие бросают в гроб три горсти земли.
Они говорят: «Мы создали вас из него, и возвращаем вас в него, и из него мы воскрешаем вас во второй раз».
В это время члены семьи опускают гроб и могила засыпается. Допускается небольшой скромный маркер.
Мусульманское захоронение в мореВ большинстве случаев захоронение в море не разрешается, за исключением чрезвычайных обстоятельств.
Например, если человек умирает в море и его тело не может быть доставлено обратно на сушу из-за большого расстояния.
Мусульман обычно следует закапывать в землю.
Можно ли кремировать мусульман?Кремация запрещена исламской религией. Это считается неуважением к мертвым. Мусульманин не должен никого сжигать, быть свидетелем кремации или каким-либо образом одобрять ее.
Единственным исключением является смерть человека в результате инфекционного заболевания.
Даже в этом случае необходимо доказать возможность распространения болезни и получить разрешение властей.
Харам в исламеХарам – это все, что прямо запрещено исламской религией. Это высшая форма запрета.
Существует длинный список действий, которые считаются харамом, включая практику кремации. Другие примеры:
- Игрушки, напоминающие все живое
- Рисунки или произведения искусства, напоминающие людей
- Танцы
- Наличие любого животного, кроме кошки
- Женщина говорит громче мужчины
- Женщина спорит с мужем
Что касается похорон, для мусульманина считается харамом присутствовать на похоронах немусульманина.
С другой стороны, некоторые делают исключение, если есть личная связь, например, коллега или родственник-немусульманин.
Период траура и процесс скорбиМусульманский период траура
Период траура начинается с момента смерти. Период времени варьируется в зависимости от отношения человека к ушедшему.
ВдоваЧетыре месяца и 10 дней — траур по вдове.
В это время она не должна выезжать из дома, который делит с мужем. Кроме того, она должна быть в скромной одежде и без украшений.
Ей нельзя повторно выйти замуж за другого мужчину.
ВдовецПериод траура всего три дня, и в это время он может планировать повторный брак.
[adinserter block=”1″]
СемьяТраур также составляет три дня. Они делятся и выражают эмоции по поводу усопших, пока готовятся к похоронам и приветствуют гостей в доме.
Дальние родственники приносят готовую еду ближайшим родственникам.
Исламские похоронные бюроДля мусульманской семьи нетипично использовать похоронное бюро на своей родине. Однако для мусульман, живущих в западных странах, таких как США, это иногда необходимо.
Открывается больше исламских похоронных бюро и кладбищ, которые трудно найти во многих районах. Найти Иман тоже оказалось непросто.
Эти похоронные бюро понимают необходимость быстрого захоронения без бальзамирования. Они также культурно чувствительны к исламским обычаям и верованиям.
Большинство мусульманских похоронных бюро моют тело и заворачивают его в саван. Они перевозят тело к месту похорон, а затем к месту захоронения.
Исламское руководство по похоронам: этикет, обряды и традиции
Перейти к основному содержанию Перейти к нижнему колонтитулу
СКОРО: Мы с гордостью объявляем о нашем грядущем платежном портале. Кликните сюда, чтобы узнать больше.
Позвоните нам Сегодня
ПоискВернуться к началу
Исламский похоронный этикет, традиции, обряды и многое другое
Исламская религия рассматривает смерть как переход в другое состояние существования, называемое загробной жизнью. Куда вы пойдете в загробной жизни, зависит от того, насколько хорошо вы следовали исламским религиозным кодексам в течение своей жизни. Мусульмане, приверженцы исламской веры, верят, что если вы прожили хорошую жизнь, то после смерти попадете в Рай. Если нет, вы будете отделены от всего хорошего в мире.
Таким образом, исламские похороны служат не только для утешения скорбящих, но и для молитвы Аллаху, исламскому слову, обозначающему Бога, о помиловании усопшего.
Вы планируете религиозные похороны? Получите бесплатное руководство по электронной почте.
Что такое исламские похороны?
Исламские похороны считаются общественным мероприятием. Мусульмане считают похороны очень духовным событием. Все присутствующие участвуют в групповых молитвах, в которых скорбящие молятся о том, чтобы Аллах помиловал не только усопших, но и всех умерших мусульман.
Исламские похороны должны помочь скорбящим справиться со своим горем, но они также призваны дать умершему надежду на хорошую загробную жизнь. Служба длится от 30 до 60 минут.
Исламские погребальные обряды и традиции
Одним из очень важных погребальных обрядов в исламской вере является то, что погребение происходит как можно быстрее после смерти. По этой причине нет просмотра, бодрствования или посещения. Сразу после смерти тело омывается и накрывается простыней членами семьи. Руки сложены как в молитве. Затем тело перевозят к месту похорон, мечети. На исламских похоронах редко бывает открытый гроб.
Похороны обычно проводятся за пределами мечети, в таких местах, как молитвенная комната, общественная площадь или внутренний двор, где могут собираться члены сообщества. Тело и все присутствующие повернуты лицом к Мекке, священному центру ислама. Похоронные молитвы возглавляет имам, святой лидер. Участники выстраиваются как минимум в три шеренги: мужчины, затем дети и женщины сзади. После молитв тело безмолвной процессией несут к месту захоронения. Некоторые мусульманские общины разрешают женщинам и детям присутствовать на похоронах, но традиционно это только мужчины. Еще один важный исламский погребальный обряд — каждый человек при погребении бросает в могилу три горсти земли.
Поскольку мусульмане верят, что в Судный день произойдет физическое воскрешение тела, вера запрещает кремацию. Точно так же настоятельно не рекомендуется проводить вскрытия, поскольку они задерживают погребение и считаются осквернением тела. Кроме того, мусульмане предпочитают не отодвигать тело от места смерти, что делает вскрытие еще более тревожным для них. Бальзамирование, считающееся еще одним осквернением тела, производится только в том случае, если этого требует закон.
Наконец, традиция диктует, что цветы должны быть отправлены в дом семьи после похорон умершего. Существует 40-дневный траурный период, в течение которого ценятся не только цветы, но и еда.
Исламский похоронный этикет
Скорбящие на исламских похоронах могут выражать горе, но только в рамках определенных стандартов приличия. Громкий плач, например, не допускается. Как и другие внешние признаки крайних эмоций, такие как разрыв одежды, метания, кощунственные речи и членовредительство. Плакать разрешается.
Традиционный мусульманский похоронный этикет запрещает скорбящим фотографировать или каким-либо иным образом записывать какую-либо часть панихиды.
После молебна и похорон скорбящие могут собраться в доме ближайших родственников. Именно тогда уместно выразить свои соболезнования семье и поддержать их в их горе. Планируйте остаться на весь день. Традиционно подают еду. Считается, что общение помогает семье справиться с потерей.
В течение первых трех дней 40-дневного траура члены общины должны принести семье еду. Многие современные мусульманские общины соблюдают сокращенный период траура.
Вдовы обычно соблюдают еще более длительный траур. Какими бы ни были временные рамки, важно, чтобы сообщество посещало и предлагало помощь любым возможным способом.
Часто задаваемые вопросы по исламским похоронам
Каково ограничение времени погребения по исламу?
Похороны должны состояться как можно быстрее. Обычно мусульманина хоронят в течение трех дней, хотя большинство стараются уложиться в 24 часа. подробнее
Похороны должны состояться как можно быстрее. Обычно мусульманина хоронят в течение трех дней, хотя большинство стараются уложиться в 24 часа.
Почему на исламские похороны приходит вся община?
Мусульмане верят, что смерть единоверца-мусульманина – это потеря для всего общества. Они также считают похороны очень духовным событием. читать дальше
Мусульмане верят, что смерть единоверца-мусульманина – это потеря для всего общества. Они также считают похороны очень духовным событием.
Посещают ли мусульманки мусульманские похороны?
Традиционно их нет. Однако современные общины допускают женщин на панихиду.
Традиционно их нет. Однако современные общины допускают женщин на панихиду.
Какой дресс-код для исламских похорон?
Как для мужчин, так и для женщин одежда должна быть скромной.