Конспект урока «Связь морфемики с этимологией».
27.10.18г Русский язык 10 класс
Тема: Связь морфемики с этимологией.
Задачи урока:
Закрепить знания об основных способах словообразования.
Совершенствовать умение производить морфемный разбор слова с учетом его значения и особенностей.
Совершенствовать умение производить словообразовательный разбор.
Закрепить умение учитывать значение морфем при выборе их правильного написания.
Ход урока.
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразы.
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь.
Приставка, окончание, основа.
Евгений Винокуров
Организ. момент
Орфографический диктант.
Беречься от загара, преградить путь, загорать на солнце, вода прибывает, загорелый малыш, пресмешной человек, словообразование, прислушиваться, знаки препинания, коснись воды, этимология, касательная линия, приставка, лексикология, морфемика, приморский край.
Вывод: Необходимо учитывать лексическое значение морфемы при выборе написания слов.
Лексическая работа. Работа с классом.
Назовите термины и дайте им определение.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образовано слово.
Знаки препинания – точка, запятая.
Этимология – раздел науки о языке, в котором изучается истинное значение слова.
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.
Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается из каких значимых частей состоит слова.
У: Правильно.
Индивидуальная работа по карточкам.
Вставьте пропущенные буквы.
Растениеводство, баснописец, властолюбие, земледелие, присвоение, препятствие, прибыть в город, беспредельный, расти, слагать. положить, отрасль, касаться, растительность.
Правописание корней.
-лаг-лог.
-гар-гор.
Вставьте пропущенные буквы.
Водопровод, глазомер, жизнеописание, президент, преспокойно, принадлежность, изложение, касательная, сложить, излагать, сложить, пригорело, загорелись от радости, летний загар.
Сделать морфемный разбор слова.
Преспокойно.
Способы образования слов в русском языке.
Новые слова в русском языке образуются но основе слов, словосочетаний, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими способами:
приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бесуффиксным, сложением, переходом их одной части речи в другую.
При образовании приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относиться к той же части речи, что и исходное.
Заголовок подзаголовок.
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Т.О. образуется слова всех самостоятельных частей речи.
Он является более сложенным, по сравнению с приставочным способом, т.к. суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа м.б. видоизменятся.
Заготовить – заготовка.
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наставник.
Бессуффиксный способ – заключается в том, что от слова отбрасывается окончание. ( зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.
Отлететь – отлет.
Повторить – повтор.
Сложение – как способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своем составе 2 и более корня.
Разбор предложения.
Водостоки не успевали перехватить всю массу воды, и она водопадами сливалась по откосам. (Повеств, невоск, двусост, слож, состоит из 2 простых, союзное).
Какие слова из этого предложения могут нас заинтересовать?
Водостоки (сложение основ).
Водопадами (сложение основ).
Какие виды разборов мы изучаем в данном разделе?
Морфемный.
Словообразовательный.
Этимологический.
Правильно. Различают 3 вида разбора слов: по структуре (строению – морфемный, словообразовательный, этимологический. Так же мы выяснили, в чем различия между морфемным и словообразовательным разбором.
Итак, сделаем полный морфемный разбор.
Существительное.
Ед ч, ж.р. Ип.
Разговорчивость.
Раз – разыскивать.
Чив – молчалив, разборчив,
Ость- молчаливость.
— говор- говорливый, говорун, разговор.
Сделаем словообразовательный разбор слова
Разговорчивость.
Говор- разговор –разговорчивый — разговорчив — разговорчивость.
В чем же различия данных разборов?
Морфемный – выделение значимых частей слова, из которых оно состоит, а словообразовательный – на базе чего, и как образовано данное слово.
Зачем нам необходим словообразовательный разбор?
Чтобы построить словообразовательную цепочку.
Скажите, а можно по морфеме определить часть речи? Докажите?
На доске записаны морфемы.
-ешь- читаешь гл. 2 л, ед, ч.
-ит- сидит – гл, 3 л, 3д, ч. 2 спр.
— ая- красивая – прил, ж.р. И.п.
-ую- красивую – прилаг. Ж.р. В.П.
Вывод: Можно по морфеме определить часть речи, т.к. морфология и морфемика связаны между собой.
Закончить урок я хочу словами известного поэта Евгения Винокурова (эпиграф).
Все правильно. В основе всего лежит слово. Словом можно обидеть, словом можно воскресить. Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы всегда осмыслено выбирать слова.
Как ты проста, осмысленная речь.
Домашнее задание. Упр. 191. Морфемный и словообразовательный разбор.
Урок русского языка по теме «Словообразование» | Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему:
Урок русского языка
по теме
«Словообразование»
Цель урока:
« Закрепить знания, полученные в результате изучения раздела «Словообразование».
Задачи урока:
- Закрепить знания об основных способах словообразования.
- Совершенствовать умение производить морфемный разбор слова с учетом его значения и особенностей.
- Совершенствовать умение производить словообразовательный разбор.
- Закрепить умение учитывать значение морфем при выборе их правильного написания.
Ход урока.
У: «Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. На уроке у нас гости, но я думаю, что вас это ни в коей мере не смутит. Итак, за работу.
Гениальный мастер русского художественного слова Н. В. Гоголь писал: «Перед вами громада- русский язык! Наслажденье глубокое, зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
Давайте попытаемся сегодня чуть-чуть прикоснуться к этой громаде и изловиить чудные законы его»
Тема урока:
«Словообразование», а точнее Повторение по теме «Словообразование». Сегодня мы должны вспомнить все, что прошли в этом разделе.
Записываем число.
Семнадцатое ноября.
Классная работа.
Словообразование.
- Орфографический диктант.
Беречься от загара, преградить путь, загорать на солнце, вода прибывает, загорелый малыш, пресмешной человек, словообразование, прислушиваться, знаки препинания, коснись воды, этимология, касательная линия, приставка, лексикология, морфемика, приморский край.
Вывод: Необходимо учитывать лексическое значение морфемы при выборе написания слов.
Лексическая работа. Работа с классом.
Назовите термины и дайте им определение.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образовано слово.
Знаки препинания – точка, запятая.
Этимология – раздел науки о языке, в котором изучается истинное значение слова.
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.
Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается из каких значимых частей состоит слова.
У: Правильно.
Индивидуальная работа по карточкам.
- Вставьте пропущенные буквы.
Растениеводство, баснописец, властолюбие, земледелие, присвоение, препятствие, прибыть в город, беспредельный, расти, слагать. положить, отрасль, касаться, растительность.
- Правописание корней.
-лаг-лог.
-гар-гор.
Вставьте пропущенные буквы.
Водопровод, глазомер, жизнеописание, президент, преспокойно, принадлежность, изложение, касательная, сложить, излагать, сложить, пригорело, загорелись от радости, летний загар.
Сделать морфемный разбор слова.
Преспокойно.
У: Скажите, а к какому стилю речи относятся данные слова.
У: Правильно.
У: Известный языковед Виноградов говорил, что образование новых слов происходит по тем моделям, по тем словообразовательным типам, которые уже установились в языке или вновь возникает в связи с развитием и усовершенствованием системы словообразования.
Словарный состав языка непрерывно, постоянно пополняется, т.к. он непосредственно связан с жизнью народа, отражает те изменения, которые происходят в экономике, науке, культуре, все то, что связано с политическими событиями в нашем обществе. Все то новое, что появляется, должно называться. Это ведет к обогащению языка.
Какими же путями обогащается словарный состав языка. Откуда берутся новые слова для обозначения новых предметов и явлений действительности.
Способы образования слов в русском языке.
Новые слова в русском языке образуются но основе слов, словосочетаний, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими способами:
приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бесуффиксным, сложением, переходом их одной части речи в другую.
При образовании приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относиться к той же части речи, что и исходное.
Заголовок подзаголовок.
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Т.О. образуется слова всех самостоятельных частей речи.
Он является более сложенным, по сравнению с приставочным способом, т.к. суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа м.б. видоизменятся.
Заготовить – заготовка.
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наставник.
Бессуффиксный способ – заключается в том, что от слова отбрасывается окончание. ( зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.
Отлететь – отлет.
Повторить – повтор.
Сложение – как способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своем составе 2 и более корня.
Разбор предложения.
Водостоки не успевали перехватить всю массу воды, и она водопадами сливалась по откосам. (Повеств, невоск, двусост, слож, состоит из 2 простых, союзное).
Какие слова из этого предложения могут нас заинтересовать?
Водостоки (сложение основ).
Водопадами (сложение основ).
Языковеды подсчитали, что в русском языке из каждых десяти слов девять являются производными. Следовательно, для того, чтобы лучше понять и запомнить значение слова, безошибочно определить написание, правильно употреблять в речи, необходимо умело заглянуть «внутрь» слова, выделить словообразовательные элементы, при помощи которых оно образовано.
Какие виды разборов мы изучаем в данном разделе?
Морфемный.
Словообразовательный.
Этимологический.
Правильно. Различают 3 вида разбора слов: по структуре (строению – морфемный, словообразовательный, этимологический. Так же мы выяснили, в чем различия между морфемным и словообразовательным разбором.
Итак, сделаем полный морфемный разбор.
- Существительное.
Ед ч, ж.р. Ип.
- Разговорчивость.
Раз – разыскивать.
Чив – молчалив, разборчив,
Ость- молчаливость.
— говор- говорливый, говорун, разговор.
Сделаем словообразовательный разбор слова
Разговорчивость.
Говор- разговор –разговорчив — разговорчивость.
В чем же различия данных разборов?
Морфемный – выделение значимых частей слова, из которых оно состоит, а словообразовательный – на базе чего, и как образовано данное слово.
Зачем нам необходим словообразовательный разбор?
Чтобы построить словообразовательную цепочку.
Постройте словообразовательную цепочку.
Трава — травяной – травянистый.
Волейболист, волейбол, волейболистка.
Волейбол – волейболист – волейболистка.
А можно ли, не определяя части речи, разобрать правильно слово по составу? Докажите?
Стекло – красивое стекло.
Стекло – глагол.
Нет. Необходимо определить часть речи .
Скажите, а можно по морфеме определить часть речи? Докажите?
На доске записаны морфемы.
-ешь- читаешь гл. 2 л, ед, ч.
-ит- сидит – гл, 3 л, 3д, ч. 2 спр.
— ая- красивая – прил, ж.р. И.п.
-ую- красивую – прилаг. Ж.р. В.П.
Вывод: Можно по морфеме определить часть речи, т.к. морфология и морфемика связаны между собой.
Общий вывод урока.
Сегодня мы повторяли раздел «Словообразование».
- Что такое словообразование.
- С какими разделами русского языка он связан?
Морфемика.
Морфология.
Лексигология.
Этимология.
Правильно, прослеживается четкая связь.
Вы должны запомнить, что ведущий принцип русской орфографии – морфологический, и сущность его заключается в том, что значимые части слова,т.е. морфемы пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. ( исключения составляют исторические чередования, а также некоторые отсутствия от ведущего принципа).
Применение морфологического принципа на письме предполагает умение находить и выделять в слове его значение части, т.е. «видеть», и осознавать состав слова. Следовательно, изучая строение слова, мы повышаем свою орфографическую грамотность. Сознательно учимся орфографии, учимся использовать родственные слова, производные слова для самопроверки, правильного написания. А все это ведет к тому, что мы становимся грамотными людьми.
Закончить урок я хочу словами известного поэта Евгения Винокурова.
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразы.
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь.
Приставка, окончание, основа.
Все правильно. В основе всего лежит слово. Словом можно обидеть, словом можно воскресить. Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы всегда осмыслено выбирать слова.
Как ты проста, осмысленная речь.
Домашнее задание. Упр. 191. Морфемный и словообразовательный разбор.
РАЗНИЦА МЕЖДУ УЗНАВАНИЕМ И ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СЛОВ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ
Эндрю ДжонсонЭндрю Джонсон
Человек, профессор грамотности
Опубликовано 26 февраля 2016 г.
+ Подписаться
Ниже приведены рабочие определения для следующего: распознавание слов, определение слов, стратегии и навыки.
Распознавание слов. Распознавание слов относится к мгновенному или автоматическому воспроизведению слов без использования какой-либо стратегии, навыков или когнитивных механизмов. Здесь ваш мозг быстро и автоматически обрабатывает слова во время чтения. Это, скорее всего, то, что вы делаете прямо сейчас с подавляющим большинством слов, которые вы читаете. Вы сталкивались с ними много раз раньше, и они хранятся где-то в долговременной памяти. Пока вы читаете, эти слова доступны на разных уровнях сложности или простоты.
Идентификация слова . Идентификация слов — это процесс или стратегия, используемая для определения слов, которые вы не узнаете автоматически. Эти слова могут быть в долговременной памяти, но если это так, то нервные пути не очень хорошо развиты, и поэтому вы не узнаете их мгновенно. Идентификация слова также относится к стратегиям, используемым, когда вы встречаете новое слово. Например, когда я впервые столкнулся со словом «просодия», мне нужно было сделать паузу и перечитать слово. Я посмотрел на его части, чтобы попытаться понять смысл, затем я использовал контекст предложения, чтобы попытаться понять, что это было.
Способы определения слов .
Есть шесть способов идентифицировать слова во время чтения:- контекстные подсказки (семантика)
- порядок слов и грамматика (синтаксис)
- частей слова или анализ слов
- морфемный анализ (префиксы, суффиксы и корневые слова)
- слова вида
- фонетика.
Традиционно студентов учили только одному способу определения неизвестных слов (фонике). Вместо этого учащимся следует предоставить инструкции и упражнения для разработки всех шести стратегий идентификации слов. Если вы обучаете только фонетике, ваши ученики получают только одну шестую от обучения чтению.
Стратегии и навыки . С точки зрения образования, стратегия — это когнитивный процесс, который вы сознательно используете. Навык — это аналогичный когнитивный процесс, но вы автоматически, не задумываясь, выполняете его. Таким образом, мы учим процесс идентификации слов как стратегии, которую учащиеся могут сознательно использовать, когда они сталкиваются со словами, которые они могут не узнать.
Это выдержка из моей книги: 10 основных учебных элементов для учащихся с проблемами чтения: подход, дружественный к мозгу (2016 ), опубликованный Corwin Publishers
СВЯЗАННОЕ ВИДЕО МИНИ- ЛЕКЦИИ
Отпор системному невежеству, которым является наука о чтении
29 мая 2023 г.
11 причин, по которым мы выступаем против науки чтения
4 марта 2023 г.
Шесть факторов, способствующих нехватке учителей
2 марта 2023 г.
Сторонники науки о чтении учат детей угадывать слова
16 февраля 2023 г.
Прием заявок на выпуск тома II
31 января 2023 г.
Прием заявок на выпуск тома II
27 января 2023 г.
-
Этой осенью выходит новый академический журнал: The International Journal of Equity and Social Justice in Higher Education
3 ноября 2022 г.
Уничтожение белизны для диверсификации педагогического образования и преподавательского состава
18 июня 2022 г.
Вмешательства в чтение: 7 необходимых элементов
27 мая 2022 г.
Зуминары профессионального развития для учителей
18 мая 2022 г.
Увидеть все
Осмысление слов, которые не имеют смысла
Грамотность
Познакомьте своих учащихся с миром этимологии и морфем, поскольку они станут лингвистическими детективами, разгадывающими тайны этих загадочных «слов, которые видятся глазами».
Келли Сандман-Херли
12 января 2015 г.
Вид слова. Слова демона. Красные слова. Неправильные слова. Индивидуальные слова. Много учебного времени тратится на то, чтобы научить студентов запоминать слова, которые кажутся нечестными или просто сумасшедшими. Что бы вы подумали, если бы я сказал вам, что есть способ научить смыслу того, что долгое время считалось бессмысленным? Вы бы прочитали дальше?
Для целей этого поста я определю визуальное слово как слово, не имеющее очевидной корреляции звука и символа. Дело в том, что наша письменность является морфофонемной, а это значит, что мы не можем произнести слово, пока не узнаем, какие фонемы представляют графемы внутри морфемы, и мы должны учитывать историю (этимологию) слова. Итак, если вы посмотрите глубже, вы увидите, что эти слова совершенно разумны. Просто надо уметь найти смысл.
Чудесные морфемы
Чтобы продемонстрировать эту концепцию, потребуется всего два слова. Подумайте о словах вместо и вместо . Мы все можем согласиться с тем, что эти слова учат как неправильные слова, которые необходимо запоминать для чтения и правописания. Но если мы посмотрим на их морфемы, произойдет нечто замечательное. Действительно ли и превращаются в , в конце концов, проявляют себя как обычные, предоставляя прекрасную возможность объяснить, что то, как мы произносим слова, со временем меняется, а написание — нет.
Языкознание — это наука, и орфографию нужно преподавать именно так. Наших студентов следует учить искать доказательства для конкретных вариантов написания и произношения. Давайте исследуем слово два . Первое, что должен сделать студент, — это выдвинуть научную гипотезу о том, почему в этом слове есть буква w , а затем отправиться на поиски доказательств. Рано или поздно они придут к такому доказательству: w указывает на отношение слова два с дважды , близнец , между , двадцать , сумерки и многое другое. Вот схема процесса расследования:
Обучение словам, не поддающимся логике
Во-первых, должен быть разговор о том, что означает это слово. Мы должны привить нашим ученикам, что наша письменная речь основана не только на фонологии, но и на значении. Таким образом, во многих случаях учащийся «произносит» слово не сработает, и мы помечаем такие слова как слова, которые видят. Давайте использовать слово человек , чтобы проиллюстрировать, как учить слова зрения.
После достижения консенсуса по поводу значения слова пришло время проверить его историю или этимологию на Etymonline. Там вы узнаете, что человек происходит от латинского многолюдных . Это прекрасная возможность поговорить о том, сколько английских слов началось с латинских слов. Предложите учащимся высказать гипотезу (конечно, под некоторым руководством). «Возможно ли, чтобы или в человек означает его связь с населением или населением ?» Это, безусловно, правдоподобно, поскольку они имеют одинаковое значение. И вот, быстрая поездка в Etymonline подтверждает, что населения связано с населением . Ага! Вот почему это надоедливое o в человек . Это совсем не сумасшествие. Эта буква называется этимологическим маркером, и да, наши студенты действительно понимают эту терминологию, когда мы ее часто используем.
Теперь, когда студенты понимают написание это слово, они с большей вероятностью правильно напишут его, а также смогут прочитать его вслух.Теперь они могут использовать свои знания о фонологии и произносить его /pe pəl/ .
Наконец, когда учащиеся сталкиваются с видимым словом или словом, которое они не могут вспомнить, как писать или читать, они теперь знают, как исследовать это конкретное слово, одновременно изучая английскую орфографию.
Вход в матрицу
Давайте закончим словом знаком и воспользуемся визуальным представлением, чтобы рассказать об истинных семействах слов и о том, как произношение слова может меняться в зависимости от его морфологических частей. Можете ли вы выдвинуть гипотезу о работе буквы 9?0015 г в знак ? Важно, чтобы учащиеся заметили фонологические сдвиги и сообщили о них вам. Эта матрица была создана бесплатно на домашней странице Mini Matrix Maker:
Учащиеся также могут составлять суммы слов со словом , знаком .