Повышаем грамотность обучающихся через морфемный анализ слова
В начальной школе при выполнении письменных работ по русскому языку ученики часто допускают орфографические ошибки в корне слова при проверке букв на орфограммы «Правописание безударной гласной в корне слова», «Правописание парной согласной по звонкости и глухости», «Правописание непроизносимой согласной».
Возможно, вам будет интересен вебинар “Как эффективно работать с несплошными текстами на уроках?”
Мы не говорим об умении ученика обнаруживать орфограммы в словах. Наша задача приучить ребенка осознанно относиться к проверке орфограмм.
1. Умение выделять части слов.
2. Умение быстро подбирать родственные слова или изменять форму слова для проверки данной орфограммы.
3. Умение объяснять лексическое значение слова (при необходимости обращаться к толковому словарю).
4. Умение контролировать выбор проверочного слова.
Выслушав объяснения детей, причины допущенных ошибок могут оказаться иными.
Приведенные примеры указывают на то, что учащиеся затрудняются выделить корень в слове, или делают это наугад. Почему?
- Трудности с запасом родственных слов.
- Трудности с пониманием лексического значения слова.
- Не отработан чёткий алгоритм разбора слов по составу.
Умение выделять части слов
Данное умение формируется достаточно долго у ребенка. В разных программах последовательность изучения частей слова разная, но чаще всего начинают с главной части слова-корня. Суффикс и приставку ребенок будет обнаруживать и обозначать после корня, поэтому стоит потратить на формирование данного умения достаточно много времени.
Какие задания можем предложить для формирования умения вычленять корень слова? Здесь можно рассмотреть задания по уровню сложности.
1 уровень. Обозначь корень в словах: розочка, машинка, настольный, книга.
2 уровень.
а) Выпиши слова с суффиксом –ок-
Прыжок, локоток, кружок, срок, сапожок, урок.
или
б) Выпиши слова, в которых первая буква о является частью корня.
Осина, осмотреть, овраг, ослабить, олень.
Данное задание немного «коварное» для обучающихся. Слова оканчиваются одинаково, но в каких-то словах ОК – часть корня, а в других – суффикс; буква О – часть корня, а в словах осмотреть, ослабить – это приставка. Надо заметить, что для выполнения задания под а) и задания 3 уровня, ученики уже должны быть знакомы с историческим чередованием согласных в корне.
3 уровень.
Обозначь корень в выделенных словах:
Хорошенькая ПТИЧКА по имени СИНИЧКА
Пила в гостях ВОДИЧКУ у рыженькой ЛИСИЧКИ.
Слова оканчиваются одинаково, но суффиксы разные. Правильное выполнение этого задания как раз и показывает сформированное умение у детей выделять корень слова.
Кроме этого нужно обращать внимание обучающихся на разное лексическое значение родственных слов.
Данные родственные слова показывают, что имеют разные лексические значения, но общая часть значения заключена в слове ДОМ.
Внимание детей нужно обращать на то, что написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются.
Выбирая правильное написание, ученик должен действовать по алгоритму:
1. Определи, в какой части слова находится орфограмма.
2. Если орфограмма в корне – ищи проверочное слово (непроверяемые написания запоминаются).
3. Написания приставок и суффиксов запоминай.
4. Написание окончаний объясняй. Объяснение зависит части речи.
Нужно обратить внимание на то, что с какой орфограммой бы не работал ученик, трудность будет испытывать в том случае, если у него бедный словарный запас. Почему?
Обратимся ко второму пункту алгоритма: если орфограмма в корне – ищи проверочное слово.
А что значит, для ребенка найти проверочной слово?
Здесь нужно вспомнить два способа проверки:
1. Изменение формы слова
2. Подбор родственного слова.
Если первому способу мы можем обучить, применяя вопросы падежей, то подобрать родственные слова ему будет гораздо сложнее из-за бедности словарного запаса. Ребенок не сможет в нужный момент правильно подобрать родственное слово для проверки орфограммы, если в его активном словаре нет таких слов.
Конечно, словарный запас обогащается у ребенка, который любит читать. Но учитель на уроках должен предлагать детям задания, которые будут пополнять его запас, включать задания на словообразование.
- Выпиши однокоренные слова. Выдели часть слова, при помощи которой образовались однокоренные слова.
Объясни значение каждого выделенного слова.
В окошко любим мы смотреть.
Картинку стоит рассмотреть.
Кино хотим мы досмотреть,
Опасность же – предусмотреть.
- Образуй однокоренные слова от названия стихотворения. Постарайся, чтобы слова не повторялись.
- Найдите в тексте однокоренные слова и докажите, что они являются однокоренными.
Тексты познавательного характера
Примерный ответ ученика:
Банановые, бананчики, бананы или банана – это однокоренные слова.
Обучающиеся доказывают, опираясь на два признака родственных слов:
1. Данные однокоренные слова имеют общую часть – корень.
Возможно, вам будет интересна настольная игра “Домино Родственные слова”. Скачиваем, распечатываем, играем!
В данном тексте повторяется дважды одно и то же слово – бананы и банана, меняется только его форма. Как могут доказать ученики?
1. Объяснить лексическое значение слов. Оно одинаковое.
2. Выделить основу слова. Она одинаковая.
(если ученик указал два слова: бананы и банана, указываем на то, что это одна и та же форма слова банан, изменилось только окончание).
Аналогичное задание к следующему тексту будет сложнее, так как ученик должен выделить 2 группы родственных слов.
Важно при выполнении данных заданий просить детей объяснять лексическое значение каждого родственного слова.
Таким образом, связь словообразования и орфографии очевидна. Поэтому для формирования прочного орфографического навыка важна работа по морфемному анализу слов и обогащению словарного запаса обучающихся.
Статьи по теме
- Три нестандартные лингвистические задачи на уроках русского языка
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Работаем с лексикой на уроках русского языка: приемы и способы
- “Приходи ко мне идея, ненароком, невзначай”, или Нечаянные радости преподавателя
- Обобщающий урок русского языка как неродного: “Глагол как часть речи и как член предложения”
- Обобщающий урок русского языка как неродного: “Простое предложение”
- Дидактические задания на основе “облака слов” в коррекционной работе учителя русского языка
Морфемный разбор
Морфемным разбором называют определение составных частей слова.
Для того чтобы успешно разбирать слово по составу, необходимо знать составляющие слова, а также разбираться в словообразовании. Морфемный разбор является составляющей школьной программы.
Где найти словарь
Если у вас есть проблемы, связанные с представленной темой, мы советуем воспользоваться специальным словарем. В помощь школьникам был создан интернет словарь rootword.ru. Здесь собраны морфемные разборы популярных и сложных слов. Представленная платформа позволит вам легко справиться со школьными заданиями.
Сайт содержит большой объем справочной информации. Сегодня в словаре содержится 100 тысяч слов. Их количество постоянно увеличивается. Зная морфемы – начальные формы слов, вы сможете легко выполнить морфемный разбор.
Инструкция по разбору слов
Все составляющие слова обозначаются графически.
24.01.2023 20:48
Другие материалы по теме:
Смотрите также:
Советы
17.
01.2023 Сегодня не работает Альфа-банк онлайн на смартфоне: почему — последние новостиСоветы
22.01.2023 В.В.Путин о доплатах учителям с 1 января 2023 года в регионах России — последние новости
15.01.2023 Сегодня барахлит Теле2 интернет: причины — последние новости
- 24. 01.2023 Послание В.В.Путина ФС РФ — новости сегодня
- 01.02.2023 ФСИН: реформа, оклады, премии, бюджет — последние новости
- Как узнать расстояние между точками на карте
- 16. 01.2023 Если не пришла выплата до 1,5 лет детям сегодня в регионах России — последние новости
- Проект «ОТЗОВИКОН»
- 23.01.2023 Сегодня не работает Альфа-банк онлайн на смартфоне: почему — последние новости
Когда велосипедный насос труднее прочитать, чем велосипедный звонок: эффекты разбора подсказок в составном чтении на первом и втором языках
. 2011 Апрель; 18 (2): 364-70.
doi: 10.3758/s13423-010-0044-y.
Кристин Лемхёфер 1 , Дирк Кестер, Роберт Шредер
принадлежность
- 1 Институт мозга, познания и поведения Дондерса – Центр познания, Университет Радбауд, Неймеген, PO. Box 9104, 6500, HE, Неймеген, Нидерланды. [email protected]
- PMID: 21327384
- PMCID: PMC3070879
- DOI: 10.3758/с13423-010-0044-у
Бесплатная статья ЧВК
Кристин Лемхёфер и др. Психон Бык Преподобный. 2011 Апрель
Бесплатная статья ЧВК
. 2011 Апрель; 18 (2): 364-70.
doi: 10.3758/s13423-010-0044-y.
Авторы
Кристин Лемхёфер 1 , Дирк Кестер, Роберт Шредер
принадлежность
- 1 Институт мозга, познания и поведения Дондерса – Центр познания, Университет Радбауд, Неймеген, P.O. Box 9104, 6500, HE, Неймеген, Нидерланды. [email protected]
- PMID: 21327384
- PMCID: PMC3070879
- DOI: 10. 3758/с13423-010-0044-у
Абстрактный
Чтение и понимание морфологически сложных слов иногда может быть особенно сложной задачей для не носителей языка. Например, сложные слова состоят из нескольких свободных морфем, часто без явного обозначения границ морфем. В задаче на лексическое решение мы исследовали составное чтение у носителей и не носителей нидерландского языка. Составы отличались тем, что биграмма буквы, которая образовывала границу морфемы, могла или не могла встречаться в голландской морфеме, таким образом обеспечивая ортотактическую подсказку относительно положения границы морфемы. Носители языка и не носители языка быстрее реагировали на соединения, содержащие такой ортотактический сигнал. Дополнительный анализ показал, что, хотя носители языка использовали эту реплику для длинных, но не для коротких составных слов, у не носителей языка такой модуляции длины слова не наблюдалось. Предполагается, что сигналы ортотактического синтаксического анализа используются во время составного чтения и, возможно, даже в большей степени у носителей языка.
Похожие статьи
Быстрый автоматический перевод и морфологическая декомпозиция в китайско-английских билингвах.
Чжан Т., ван Хеувен В.Дж., Конклин К. Чжан Т и др. Психологические науки. 2011 Октябрь; 22 (10): 1237-42. дои: 10.1177/0956797611421492. Epub 2011 31 августа. Психологические науки. 2011. PMID: 21881059
Лексическое обеспечение фонетического восприятия при распознавании неродной устной речи.
Сэмюэл АГ, Фрост Р. Сэмюэл АГ и др. Psychon Bull Rev. 2015 Dec; 22 (6): 1746-52. doi: 10.3758/s13423-015-0847-y. Psychon Bull Rev. 2015. PMID: 26866066 Бесплатная статья ЧВК.
Движения глаз и парафовеальный предварительный просмотр сложных слов: имеет ли значение порядок морфем?
Ангеле Б., Райнер К. Ангеле Б. и др. Q J Exp Psychol (Хоув). 2013;66(3):505-26. дои: 10.1080/17470218.2011.644572. Epub 2012 20 июня. Q J Exp Psychol (Хоув). 2013. PMID: 22712548
Сегментация посредством лексического вычитания у носителей венгерского английского языка, говорящих на втором языке.
Белый L, Melhorn JF, Mattys SL. Уайт Л. и др. Q J Exp Psychol (Хоув). 2010 март; 63(3):544-54. дои: 10.1080/17470210903006971. Q J Exp Psychol (Хоув). 2010. PMID: 19591079
Сегментация речи носителями и не носителями языка: использование лексических, синтаксических и ударных сигналов.
Сандерс Л.Д., Невилл Х.Дж., Уолдорфф М.Г. Сандерс Л.Д. и соавт. J Speech Lang Hear Res. 2002 г., июнь; 45 (3): 519–30. doi: 10.1044/1092-4388 (2002/041). J Speech Lang Hear Res. 2002. PMID: 12069004 Бесплатная статья ЧВК.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Роль ортотактики в переключении языка: исследование ERP с использованием языковой подготовки в масках.
Касапонса А., Тьерри Г., Дуньябеития Х.А. Касапонса А. и др. наук о мозге. 2019 31 декабря; 10 (1): 22. doi: 10.3390/brainsci10010022. наук о мозге. 2019. PMID: 31906199 Бесплатная статья ЧВК.
Правописание и значение сложных слов в младших классах школы с помощью классных игр: интервенционное исследование.
Цесмели С.Н. Цемели С.Н. Фронт Псих. 2017 29 ноября; 8:2071. дои: 10.3389/fpsyg.2017.02071. Электронная коллекция 2017. Фронт Псих. 2017. PMID: 29238316 Бесплатная статья ЧВК.
Пересмотр роли орфографической избыточности в визуальном распознавании слов.
Четейл Ф. Четейл Ф. Фронт Псих. 2015 18 мая; 6:645. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00645. Электронная коллекция 2015. Фронт Псих. 2015. PMID: 26042074 Бесплатная статья ЧВК.
Различение языков в двуязычных контекстах: влияние орфографической маркировки.
Casaponsa A, Carreiras M, Duñabeitia JA. Касапонса А. и др. Фронт Псих. 2014 13 мая; 5:424. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00424. Электронная коллекция 2014. Фронт Псих. 2014. PMID: 24860536 Бесплатная статья ЧВК.
Манипуляции с частотой слов выявляют различия в обработке морфологически сложных и простых слов в немецком языке.
Бронк М., Звитсерлод П., Белте Дж. Бронк М. и др. Фронт Псих. 2013 22 августа; 4:546. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00546. Электронная коллекция 2013. Фронт Псих. 2013. PMID: 23986731 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
использованная литература
- Алегре М., Гордон П. Частотные эффекты и репрезентативный статус регулярных перегибов. Журнал памяти и языка. 1999;40:41–61. doi: 10.1006/jmla.1998.2607. — DOI
- Baayen RH, Piepenbrock R, Gulikers L. Лексическая база данных CELEX (Выпуск 2) [CD ROM] Филадельфия: Консорциум лингвистических данных, Пенсильванский университет; 1995.
- Бертрам Р., Хёна Дж. Длина сложного слова изменяет роль морфологической структуры: данные по движениям глаз при чтении коротких и длинных финских сложных слов. Журнал памяти и языка. 2003; 48: 615–634. doi: 10.1016/S0749-596X(02)00539-9. — DOI
- Бертрам Р., Полласек А., Хёна Дж. Морфологический анализ и использование признаков сегментации при чтении финских сложных слов. Журнал памяти и языка. 2004; 51: 325–345. doi: 10.1016/j.jml.2004.06.005. — DOI
- Clahsen H, Felser C, Neubauer K, Sato M, Silva R.