Определение морфемного состава слова
Репетиторы ❯ Русский язык ❯ Определение морфемного состава слова
Автор: Наталья Л., онлайн репетитор по русскому языку и литературе
●
10.01.2012
●
Раздел: Русский язык
Что такое производность основы? Основа является производной, если она образована от другой основы в современном языке. Чтобы узнать, что одна основа производна от другой, необходимо обратиться к лексическому значению слова. Значение производной основы можно объяснить с помощью однокоренного слова (производящей основы): домик – «маленький дом» (основа домик является производной, а основа дом – производящей).
Обратим внимание, что между производной и производящей основой смысловая связь должна прослеживаться на синхронном (современном) уровне языка. Многие слова когда-то имели определённый морфемный состав, который изменился с течением времени. Например, древний корень руб- в слове рубаха теперь не осознается отдельно от древнего суффикса -ах-, корень и суффикс слились в одну новую корневую морфему рубах-; а слово красный уже не употребляется в значении «красивый» и не мотивируется словом краса и древний корень крас- и шедший за ним суффикс -ьн- слились в одну морфему – красн-. Смешение синхронного морфемного и этимологического (исторического) анализа слов при изучении современного русского языка недопустимо, поэтому при разборе слов следует уделять данному факту особое внимание и при возникновении сложностей использовать словообразовательные словари современного русского языка.
Иногда при словообразовании приставка и суффикс присоединяются к производящей основе одновременно, например, под-окон-ник – окно (в русском языке нет слов «подокно» и «оконник»).
Но чаще словообразующие морфемы последовательно присоединяются к производящей основе:
бел-ый → бел-е-ть → по-белеть.
Так образуется словообразовательная цепочка. Каждое звено этой цепочки отличается от предыдущего новой словообразовательной морфемой. Для того, чтобы не ошибиться в определении морфемного состава слова, следует восстановить эту словообразовательную цепочку и последовательно «отнять» с производной основы словообразующие морфемы.
К данному слову подбирают однокоренное, подходящее по форме и наиболее близкое по значению слово (производящую основу). Далее сравнивают основу производящего слова и основу производного от него. Разница между ними является словообразующим средством. После этого к производящему слову, если оно является производным, подбирают его производящее. И далее строим словообразовательную цепочку в обратном порядке до тех пор, пока она не дойдёт до непроизводного слова.
Чтобы найти следующее звено цепочки, следует указать лексическое значение данного слова, уже в толковании может присутствовать производящее слово: слоник – маленький слон; лунная ночь – ночь, когда на небе видна луна. Для проверки правильности подобранного производящего слова необходимо с его помощью объяснить значение производного.
Например:
выздоровл-ениj-е → выздорове-ть → здоров-ый
Мотивация: выздоровление – то же, что выздороветь (результат) или выздоравливать (процесс), обозначает действие или его результат, выздороветь – стать здоровым.
Таким образом, при морфемном разборе через словообразовательную цепочку слово начинают делить на морфемы «с конца», поочерёдно «снимая» аффиксы. Процесс определения морфемного состава заканчивается выделением корня: то, что осталось, – корень.
Данный алгоритм не подходит для разбора слов со связанными корнями. Связанным является корень,
об-у-ть – раз-у-ть
о-де-ть – раз-де-ть.
Этот приём называется построение морфемных квадратов. Описанный выше алгоритм морфемного разбора основы для слов со свободным корнем и построение морфемного квадрата для слов со связанным корнем наиболее обоснованы и помогают избежать ошибок.
Остались вопросы? Не знаете, как сделать морфемный разбор слова?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
© blog.
tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
Задать вопрос
Физика
Курсы по физике 10 класс
Математика
Математика 11 класс
Математика
Курсы по геометрии 8 класс
История России
Курс подготовки к ГИА по «Истории»
Испанский язык
Курсы испанского для начинающих
Курс цифровой фотографии
Математика
Курсы по математике 10 класс
Математика
Курсы по алгебре 7 класс
Морфологический разбор слова «открывают»
Часть речи: Глагол в личной форме
ОТКРЫВАЮТ — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.
Начальная форма слова: «ОТКРЫВАТЬ»
Слово | Морфологические признаки |
---|---|
ОТКРЫВАЮТ |
|
Все формы слова ОТКРЫВАЮТ
ОТКРЫВАТЬ, ОТКРЫВАЮ, ОТКРЫВАЕМ, ОТКРЫВАЕШЬ, ОТКРЫВАЕТЕ, ОТКРЫВАЕТ, ОТКРЫВАЮТ, ОТКРЫВАЛ, ОТКРЫВАЛА, ОТКРЫВАЛО, ОТКРЫВАЛИ, ОТКРЫВАЯ, ОТКРЫВАВ, ОТКРЫВАВШИ, ОТКРЫВАЙ, ОТКРЫВАЙТЕ, ОТКРЫВАЮЩИЙ, ОТКРЫВАЮЩЕГО, ОТКРЫВАЮЩЕМУ, ОТКРЫВАЮЩИМ, ОТКРЫВАЮЩЕМ, ОТКРЫВАЮЩАЯ, ОТКРЫВАЮЩЕЙ, ОТКРЫВАЮЩУЮ, ОТКРЫВАЮЩЕЮ, ОТКРЫВАЮЩЕЕ, ОТКРЫВАЮЩИЕ, ОТКРЫВАЮЩИХ, ОТКРЫВАЮЩИМИ, ОТКРЫВАВШИЙ, ОТКРЫВАВШЕГО, ОТКРЫВАВШЕМУ, ОТКРЫВАВШИМ, ОТКРЫВАВШЕМ, ОТКРЫВАВШАЯ, ОТКРЫВАВШЕЙ, ОТКРЫВАВШУЮ, ОТКРЫВАВШЕЮ, ОТКРЫВАВШЕЕ, ОТКРЫВАВШИЕ, ОТКРЫВАВШИХ, ОТКРЫВАВШИМИ, ОТКРЫВАЕМЫЙ, ОТКРЫВАЕМОГО, ОТКРЫВАЕМОМУ, ОТКРЫВАЕМЫМ, ОТКРЫВАЕМОМ, ОТКРЫВАЕМАЯ, ОТКРЫВАЕМОЙ, ОТКРЫВАЕМУЮ, ОТКРЫВАЕМОЮ, ОТКРЫВАЕМА, ОТКРЫВАЕМОЕ, ОТКРЫВАЕМО, ОТКРЫВАЕМЫЕ, ОТКРЫВАЕМЫХ, ОТКРЫВАЕМЫМИ, ОТКРЫВАЕМЫ
Разбор слова в тексте или предложении
Если вы хотите разобрать слово «ОТКРЫВАЮТ» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.
Примеры предложений со словом «открывают»
1
Эту дверь начинают открывать в восемь, открывают-закрывают по сто раз на дню, тыт-тыр, щелк.
Над кукушкиным гнездом, Кен Кизи, 1962г.
2
Как бы так двери открывать, чтобы руками голыми не касаться, это сколько здесь людей каждый день за ручки держится, открывают, закрывают.
Мысли одного дня, Мира Влад
3
Открывают дверь, сундук открыт, прошло три дня, открывают дверь, сундук открыт, физик сыт.
Остальные. Часть 1, Р. Л.
4
Эти автобиографы не просто открывают себя, а открывают о себе ранее неведомую истину.
Разговоры с Гете, Иоганн Петер Эккерман, 1836-848г.
5
Воронок подходит, дверки задние открывают, в тюрьме двери открывают, у машины с двух сторон охранники.
Дочь царского крестника, Сергей Николаевич Прокопьев, 2019г.
Найти еще примеры предложений со словом ОТКРЫВАЮТ
ключей к чтению: Могущественная морфема — IMSE — Журнал | IMSE
Во-первых, вам может быть интересно: что такое морфема?
Морфема определяется Мириам-Вебстер как «слово или часть слова, имеющая значение и не содержащая меньшей части, имеющей значение».
Другими словами, это наименьшая единица языка, имеющая значение и не поддающаяся дальнейшему разбиению.
«Свободные» морфемы могут стоять отдельно, сохраняя при этом свое значение. Такие слова, как «есть», «неделя», «работа».
«Связанные» морфемы имеют «аффиксы» — то есть префиксы или суффиксы — связанные с ними для создания значения. В таком слове, как «инакомыслие», «отправлено» является базовой морфемой, а «дис» — префиксом.
Как и в случае с фонематической осведомленностью, исследователи обнаружили, что учащиеся, которые понимают морфемы и морфологию (или изучают морфемы), будут иметь более прочную основу для построения своих навыков чтения, словарного запаса и понимания.
Чтобы узнать больше о фонематическом восприятии, ознакомьтесь со статьей журнала в нашей серии «Ключи к чтению» здесь: https://journal.orton-gillingham.com/phonemic-awareness/
Морфологическая осведомленность может развиваться естественным образом с течением времени, когда дети приобретают навыки чтения и знакомятся с более сложными словами. В то же время эксперты по грамотности, такие как Марсия Генри и Луиза Моутс, писали о силе явного обучения студентов морфологии.
В предисловии к своей знаменательной книге 2003 года «Открытие грамотности» доктор Марсия Генри отмечает: «Я обнаружила, что, хотя обучение структуре языка важно для всех детей, оно важно для тех, кто страдает дислексией или нуждается в четком обучении». получить алфавитный код».
Доктор Луиза Моутс заметила: «По мере того, как учащиеся распознают слоги и пишут лучше, учителя могут выделять морфемы — префиксы, основы и суффиксы, в основном латинского и греческого языков (Henry, 1997). Начиная с словоизменений, которые могут изменить написание базового слова (прекрасный, лучший; начинать, начинать; изучать, изучать), учащиеся разбирают слова на единицы, которые часто связывают значение и написание — например, обозначать, сигнализировать и присваивать. корень). Обучение должно быть кумулятивным, последовательным и систематическим, чтобы учащиеся преодолели дурную привычку полагаться на контекст и догадываться при расшифровке неизвестных слов».
«Мы не можем думать о чем-то столь важном, как изучение словарного запаса и особенно академической лексики, как о чем-то, чем вы занимаетесь в шестом классе. [Учащиеся] начинают лучше усваивать слова в пятом и шестом классе и продвигаются вверх по восьмому классу».
—Доктор. Нони Лесо, Высшая педагогическая школа Гарварда,
Для ELL — или изучающих английский язык — исследователи также обнаружили, что специальное обучение морфологии может улучшить результаты чтения.
В 2010 году профессор Гарвардской высшей школы образования Нони Лесо провела исследование с участием 90 учащихся четвертого класса ELL в системе государственных школ Калифорнии. Ее выводы подробно изложены в онлайн-издании «Полезных знаний» за июль 2010 г., информационном бюллетене Гарвардской высшей школы образования.
Чтобы ознакомиться с кратким описанием работы доктора Лесо, перейдите на страницу полезных знаний: http://www.gse.harvard.edu/news/uk/10/07/new-light-vital-reading-skill
Доктор Лесо и ее команда обнаружили, что учащиеся, способные находить морфемы в более крупных словах, а затем связывать их с похожими словами, набирали более высокие баллы в тестах на навыки чтения и беглость.
Но что говорят исследования о прямом морфологическом обучении носителей английского языка? Сколько инструктажа требуется? Когда следует начинать явное обучение морфологии и как долго оно должно длиться?
Для многих исследователей чтения и грамотности эти вопросы требуют дальнейшего изучения с помощью контролируемых исследований, хотя многие считают, что в исследованиях, уже проведенных на сегодняшний день, есть убедительные доказательства того, что прямое обучение морфологии может быть эффективным для всех учащихся. Многие также считают, что учащиеся могут извлечь пользу из явных уроков морфологии за пределами начальных классов.
В выпуске подкаста «Голоса грамотности» за 2010 г., созданного доктором Бетси Бейкер из Университета Миссури, доктор. Лесо комментирует: «Мы не можем думать о чем-то столь серьезном, как изучение словарного запаса и особенно академической лексики, как о чем-то, чем вы занимаетесь в шестом классе. Нам нужно думать об этом как о чем-то. [Учащиеся] начинают лучше усваивать слова в пятом и шестом классе и продвигаются вверх по восьмому классу».
Удивительно, но исследователи обнаружили, что только десять процентов обучения чтению после третьего класса поддерживает словарный запас. Д-р Лесо и ее команда отмечают, что, когда лексика вводилась случайно, она не была в центре внимания в средних и старших классах начальной школы.
Чтобы прослушать полный подкаст «Голос грамотности» с участием доктора Нони Лесо, нажмите здесь: http://www.voiceofliteracy.org/posts/40678
На основе своего исследования 2010 года и более ранней работы в этой области доктор Лесо и ее команда разработали четыре основные стратегии преподавания морфологии в классе. Они призывают к дальнейшему изучению этих методов в будущих исследованиях эффективности явного обучения морфологии:
1. Морфологию следует преподавать как отдельный компонент программы расширения словарного запаса в старших классах начальной школы.
2. Морфологию следует преподавать как познавательную стратегию, которую необходимо изучить. Чтобы разбить слово на морфемы, учащиеся должны выполнить следующие четыре шага:
- Признать, что они не знают этого слова.
- Проанализируйте слово на наличие узнаваемых морфем, как в корнях (также известных как «основы»), так и в суффиксах.
- Придумайте возможное значение, исходя из частей слова.
- Проверьте значение слова в контексте.
3. Учащиеся также должны понимать использование префиксов, суффиксов и корней, а также то, как трансформируются слова.
4. Учащиеся, хорошо владеющие испанским языком, могут использовать однокоренные слова (слова с одинаковым написанием и значением в обоих языках), чтобы облегчить понимание прочитанного на обоих языках.
Чтобы прочитать обзор современной литературы по исследованиям, оценивающим эффективность морфологического обучения, проверьте:
http://deepblue. lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/88040/rrq.45.4.5.pdf?sequence=1
Словарь: концепции и исследования
Концепции и исследования
9005 8Словарный запас Знание это…
Обучение как деятельность, основанная на использовании языка, фундаментально и глубоко зависит от словарного запаса. Учащиеся должны иметь доступ к значениям слов, которые учителя или их заместители (например, другие взрослые, книги, фильмы и т. д.) используют, чтобы подтолкнуть их к осмыслению известных концепций новыми способами (т. е. к изучению чего-то нового).
(Baker, Simmons, & Kame’enui, 1998) См. ссылки.
Определения ключевых словарных терминов:
Контекстный анализ: Стратегия, которую читатели используют для вывода или предсказания слова из контекста, в котором оно появляется.
Выразительная лексика: Требуется говорящий или пишущий создать конкретную метку для определенного значения.
Морфемный анализ: Стратегия, при которой значения слов можно определить или сделать вывод путем изучения их значимых частей (например, префиксов, суффиксов, корней и т. д.)
Рецептивный словарь: Требует, чтобы читатель связал определенное значение с данным ярлыком, как при чтении или прослушивании.
Перейти к началу страницы
Vocabulary Research Says:
- Важность словарного запаса для успеха в школе в целом и для понимания прочитанного в частности широко документирована. (Becker, 1977; Anderson & Nagy, 1991; см. Ссылки)
- Национальный исследовательский совет (1998; см. Ссылки) пришел к выводу, что развитие словарного запаса является основной целью учащихся младших классов.
Hart & Risley, 1995 (см. Список литературы)
Дети поступают в школу со «значимыми различиями» в словарном запасе.
- Не имеет значения: раса/этническая принадлежность, пол, порядок рождения.
- Что имеет значение: относительное экономическое преимущество.
- Возникновение проблемы
В обычный час средний ребенок слышит:
Семейное положение Фактические различия в количестве услышанных слов Фактические различия в качестве услышанных слов Социальное обеспечение 616 слов 5 утверждений, 11 запретов Рабочий класс 1251 слово 12 утверждений, 7 запретов Профессиональный 2153 слова 32 утверждения, 5 запретов - Совокупный словарный запас
Семейное положение слов, услышанных в час слов, услышанных за 100-часовую неделю слов, услышанных за 5200 часов в году слов, услышанных за 4 года Социальное обеспечение 616 62 000 3 миллиона 13 миллионов Рабочий класс 1 251 125 000 6 миллионов 26 миллионов Профессиональный 2 153 215 000 11 миллионов 45 миллионов - Значимые различия
К тому времени, когда детям исполнилось 3 года, родители из менее экономически благополучных семей произносили меньше разных слов в своем совокупном месячном словарном запасе, чем дети из наиболее экономически благополучных семей за тот же период времени.