Консультация для родителей на тему: «Монотипия — как один из видов нетрадиционной техники рисования в детском саду» Каждому воспитателю знакома радость творчества. Она тем полнее, чем больший отклик и заинтересованность вызывает творчество у окружающих: будь то дети или их родители. Точно также чувствуют и дети. Они творят, совершают благородные поступки, становятся лучше для окружающих их взрослых. И если они чувствуют поддержку и восхищение, чувствуют свою нужность и полезность, то готовы снова и снова штурмовать вершины творчества, приносить свои «души прекрасные порывы» и радость окружающим. В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т.к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. И сегодня я хотела бы познакомить вас с одним из видов нетрадиционной техники – монотипия. Что же такое монотипия? Это свободный творческий процесс. Когда не присутствует слово – нельзя. Моноти́пия (от греч. Monos. – единый и typos- оттиск-отпечаток ) изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665). Монотипия-это одна из простейших графических техник. Главное ее достоинство в неожиданном эффекте, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую форму, отличающуюся мягкость и легкой расплывчивостью очертаний . Монотипия- удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия— это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей дошкольного возраста. Монотипию мы используем уже с самых маленьких лет. Ведь любой отпечаток дающий изображение , тоже можно назвать монотипией. Будь то смешная клякса , которая превратилась в удивительного и сказочного персонажа. Будь то отпечаток руки. Из которого потом получилось забавное дерево или неведанная зверюшка. Это уже и пейзажная монотипия . С использованием природного материала. Оттиск листочка, покрытого краской. И вот у нас уже осенний пейзаж. На занятиях можно провести с детьми такую игру « Бабочка расправляет крылья» Рисунок симметрично отпечатается на другой половине листа. Знакомство с симметричной монотипией можно продолжить и в старшем возрасте. Используя ту же технику, мы создаём пейзаж с отражением. Монотипия – особенно удачный и целесообразный способ при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, так как это отличный способ смешивания красок и быстрое получение нужного фона. Техника монотипии для детей дошкольного возраста – изображение на файле, которое потом переносится на бумагу. На гладком файле рисуют краской с помощью кисточки, или пальца. И сразу же, пока не высохла краска , накладывают бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. В каждом маленьком ребёнке живет неутомимый художник. Он изводит горы бумаги и вёдра краски, пытаясь найти достойное самовыражение.
«Учитель, вдохнови меня на творчество!» — эти слова Ш. А.Амонашвили как нельзя лучше отражают сущность развития творческой личности ребёнка. Поддержите своими комментариями первые попытки юных творцов, поделитесь с ними своими впечатлениями, размышлениями и вы увидите, как расцветут эти прекрасные цветы творчества. Вперёд на встречу прекрасному! |
Использование «монотипии» с детьми дошкольного возраста в ДОУ
МОНОТИПИЯ
Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.
Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка.
Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.
У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.
Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности.
Особенности использования ее для ребенка:
Развитие мелкой моторики движений.
Совершенствование мышления и воображения.
Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.
Расширение знаний об окружающем мире.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Развитие детской фантазии
Существует два вида монотипии.
1. Монотипия на стекле
На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Материалы: 1. Гладкая поверхность; 2. Гуашь; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.
2. Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Материалы: 1. Краска; 2. Кисть; 3. Бумага; 4. Баночка для воды.
Перед занятием нужно выбрать технику выполнения и определить, что именно будут рисовать малыши. Для тех, кто только начал осваивать этот вид искусства, имеет смысл применять акварельные краски или гуашь.
Важно! В качестве рисунков нужно брать вещи, хорошо знакомые детям. Это могут быть, например, предметы, имеющие простую форму, животные, растения или явления природы.
Интересный факт
В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.
Что нужно от вас, как от родителя?
Читайте разные истории, рисуйте с ними оригинальные иллюстрации, создавайте вместе книги, придумывайте персонажей, продолжения для сказок и рассказов. Поощряйте его вымысел. Это поможет развивать воображение. Чем нестандартней его видение — тем лучше! Вместе наслаждайтесь процессом создания картины.
А теперь о самом главном – о приемах рисования.
Для детей 3-4 лет применяются такие техники рисования, как:
Рисование пятен и линий. Её применение – рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка, а также создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.
Тычки. Применение — Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка. Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.
Рисование бабочки в технике монотипия.
Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения.
На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.
Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!
Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.
Диссертация по изобразительному искусству Сотрудничество с детским садом кампуса
Как и многие другие, Рэйчел Гранд BMC ’21, дважды специализирующаяся на изобразительном искусстве и истории искусства в Хаверфорде, сильно пострадала от пандемии. Тем не менее, она смогла адаптировать свою дипломную работу для изучения предмета, который стал универсальным в жизни миллионов людей по всему миру: маски. Тезис Гранд «Раскрытие эмоций» направлен на то, чтобы понять, как люди передают эмоции, надевая маски, опираясь в первую очередь на глаза и брови, поскольку рот и нос скрыты, и как другие могут интерпретировать эти эмоции. В качестве испытуемых она исследовала учеников Брин-Мор, а в качестве своей «лаборатории» выбрала детский сад «Фиби Анна Торн», удобно расположенный в кампусе Хаверфорда, недалеко от павильона крикета имени Джона А. Лестера.
Идея дипломного проекта Гранд возникла из ее желания взаимодействовать с людьми и создавать искусство, которое было бы интересно каждому. Из-за повсеместного распространения пандемии и готовности ее сокурсников добровольно участвовать в ее работе, она обратилась к гравюре, одному из своих любимых видов искусства и самовыражения.
«Я спросил нескольких студентов Брин-Мор: «Как вы думаете, какие эмоции особенно хорошо проявляются через вашу маску?», и некоторые ответили: «Удивлен, осуждаю, сбит с толку», — сказал Гранд. «Поэтому я фотографировал лицо студента и использовал его в качестве эталона для отпечатка, отражающего эту конкретную эмоцию».
Гранд использовала метод монотипии для печати своих отпечатков. Ее процесс заключался в том, чтобы нарисовать свой предмет, сделать трафарет из рисунка, затем обвести чернилами и напечатать эти трафареты на гравюрном станке. Она создала принты с изображением 15 разных предметов, и все они передавали разные эмоции просто глазами.
«Основные части содержат глаза, маску и эмоции в тексте, а также некоторые сопутствующие принты, на которых изображены только глаза. Он составлен игриво, с использованием ярких цветов и шрифта Comic Sans, чтобы подчеркнуть, что нам всем нужно «переучиваться» тому, как общаться, почти как в детском саду», — сказал Гранд.
Что может быть лучше для демонстрации этих работ, чем настоящий детский сад?
«Однажды в загруженную субботу Рэйчел повесила свои плакаты в классе среди обычного школьного декора, состоящего из маленьких столов и стульев, доски, плакатов с алфавитом, книжных шкафов и учебных пособий. Она сделала это, когда классы были пусты, так как мы не можем принимать посетителей в школьные часы из-за ограничений в связи с пандемией», — рассказала Рэйчел Стерн, учитель школы Phebe Anna Thorne. «Она принесла одежду, которая представляла собой костюм воспитательницы детского сада, и позировала в активной преподавательской позе».
Стерн сказала, что приветствует работу Гранд в классе, поскольку пандемия создала трудности как для учителей, так и для учеников в чтении эмоций друг друга из-за обязательного ношения масок.
«В нашем классе весь год нам приходилось оценивать эмоции и думать об эмоциях иначе, чем в другие годы», — сказала она. «Большую часть времени мы можем видеть только глаза детей из детского сада, а они могут видеть наши глаза только из-за наших масок. Конечно, мы также выражаем эмоции с помощью слов и языка тела, но наши глаза — единственный видимый индикатор того, что мы чувствуем. У некоторых детей очень выразительные глаза, а у некоторых глаза менее читабельны. Точно так же некоторые дети очень восприимчивы к эмоциям даже в этом году, в то время как другие, кажется, упускают или неверно истолковывают больше. Нам действительно пришлось «переучиваться», как читать эмоции, даже когда дети учатся выражать эмоции и читать эмоции».
То, что даже опытным учителям необходимо заново учиться сбору такой важной социально-эмоциональной информации, — именно то, что послужило толчком для тезиса Гранда.
«Искусство может быть способом, который каждый может использовать для обработки своих эмоций. Использование этого проекта, чтобы заставить людей задуматься о том, что на самом деле означает носить маску с точки зрения эмоций и их передачи, началось и, надеюсь, продолжится, чтобы вдохновить на размышления и разговоры», — сказал Гранд.
В ее путешествии по работе над диссертацией ее сопровождал профессор изящных искусств Хи Сук Ким, который консультировал ее с тех пор, как она задумала свою диссертацию.
«Она успешно воплотила свою идею в полиграфии, особенно в монотипии и литографии, блестяще внедрив вдохновенную атмосферу в классе детского сада», — сказала Ким. «Ее способ выражения эмоций только глазами был довольно сложным в визуальных форматах, но включенные тексты идеально подтверждали ее заявление. Я впечатлен ее усилиями по распространению этого проекта на реальную классную обстановку в школе Торн».
В дальнейшем некоторые из предварительных отпечатков глаз Гранда будут переданы в детский сад Thorne, чтобы посмотреть, смогут ли учащиеся определить конкретную эмоцию, связанную с каждым из них. Гравюры Гранда также будут представлены в рамках выставки Fine Arts Senior Thesis в галерее Cantor Fitzgerald в Хаверфорде с 14 по 29 мая., как свидетельство длительного воздействия и значения ее работы.
- Гравюра Рэйчел Гранд, изображающая человека, который нервничает
- Гравюра Рэйчел Грант, изображающая человека, который растерян /88x
ПЕЧАТЬ – МОНОТИПЫ моющейся краской
Шаги
Шаг первый
- Нарисуйте прямо на пластиковой поверхности.
- Старайтесь работать быстро, чтобы краска оставалась влажной.
Шаг второй
- Когда вы будете довольны изображением, осторожно положите на него лист бумаги.
- Вдавите бумагу в печатную форму и плотно протрите поверхность ладонью.
Шаг третий
- Осторожно удалите бумагу.
- Это называется тянуть отпечаток .
Шаг четвертый
- Попробуйте сделать еще один отпечаток, закрасив те же области на пластиковой поверхности.
— Что вы заметили в двух отпечатках?
— Почему они выглядят по-разному?
— Какой принт вам нравится больше всего? Почему?
Цели обучения
Учащиеся смогут:
- создавать несколько монотипов;
- поэкспериментируйте с различными способами нанесения цвета;
- объяснить свой процесс;
- высказать свое мнение о произведениях искусства.
Расширения
Предложите учащимся:
- применить полученные знания для создания монотипных иллюстраций к небольшому сборнику стихов, которые они написали;
- поделиться своей работой с другими.
Подготовьте
- Подготовьте демонстрационную площадку.
- Разбейте учащихся на группы примерно по 6 человек.
- Поместите белую картоточную бумагу в защитные пластиковые листы — 1 на ученика.
- Накройте столы газетами и держите под рукой много бумажных полотенец.
- Убедитесь, что у вас есть место, куда можно положить распечатки, пока они сохнут.
Введение
- Познакомьте учащихся с идеей гравюры, рассказав о том, что происходит, когда они проходят через лужу, а затем выходят на сухую землю. Следы, которые оставляет их обувь, — это отпечатки.
- Спросите, какие еще типы отпечатков могут быть известны учащимся.
- Объясните, что существует множество различных способов изготовления оттисков, и монотипы уникальны, поскольку они создают только одно изображение, в то время как другие виды оттисков создают множество копий одного и того же изображения.
- Объясните, что сегодняшний урок — это мастер-класс, на котором вы узнаете, как создавать монотипии с помощью краски на пластиковой поверхности. Это для экспериментов и опробования идей, чтобы посмотреть, что получится.
- Проведите быструю демонстрацию процесса.
- Представьте задачу.
Действия
Задача
- Создайте несколько монотипов.
- Поэкспериментируйте с различными способами нанесения цвета.
- Продемонстрировать технические достижения.
Процесс
- Убедитесь, что все понимают задачу.
- Установите критерии успеха вместе со своими учениками. Например,
Я знаю, что я успешен, когда у меня есть:
— создано несколько монотипов
— использовал несколько различных способов нанесения краски
— объяснил, что я сделал
— сохранил бумагу в хорошем состоянии - Проведите учащихся через этапы, описанные в этом плане урока.
- Предложите учащимся поэкспериментировать с различными способами нанесения краски и создания узоров.
- Наблюдайте за работой учащихся.
- Предоставьте индивидуальную помощь и поддержку.
- Поощряйте их работать с сочетаниями цветов и текстур для получения уникальных эффектов.
Совместное использование
- Предложите учащимся работать в парах или небольших группах.
- Попросите их:
— Сравните отпечатки и опишите друг другу, что они сделали, чтобы получить определенные эффекты.
— Выберите отпечаток, который им больше всего понравился, и объясните, почему.
— Discuss трудности, с которыми они могли столкнуться, и способы их решения. - Ask them to tell how they felt about делая этот проект.
Оценка
- Наблюдайте за учащимися во время их работы – вдумчивая сосредоточенность, разборчивость, поиск дополнительной информации, разработка, экспериментирование.
- Наблюдайте за учащимися, когда они обсуждают гравюры – активное слушание, проницательный вклад, поддержка идей доказательствами, найденными в художественных работах и из личного опыта.