Мнемотехника что это такое в детском саду: Мнемотехника в детском саду (опыт работы) — Статьи

Мнемотехника в детском саду | Коррекционная работа

Автор: Бодрова Алёна Юрьевна

Организация: МАДОУ Детский сад № 222

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.


Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие

задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»,
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
 

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
 

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
 

Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие — содержат познавательный материал.
2. развивающие — содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).                                                                              

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемоэйдотехника).

                                                                                          

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить, как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Опубликовано: 24.08.2018

Мнемотехника в детском саду и дома | Консультация:

Мнемотехника в детском саду и дома

консультация для родителей

Выполнила: учитель-логопед МБДОУ №21

Е. М. Ефимова

Канск, 2015г.


Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Мнемотаблицы или мнемосхемы — это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Этапы работы с мнемотаблицей:        

  • Сначала с детьми рассматривали таблицу и разбирали что на ней нарисовано.
  • Затем – осуществлялась перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы
  • Далее-составляли рассказ с опорой на символы (образы), т.е. отрабатывали метод запоминания. При этом дети рассказывают самостоятельно или с помощью педагога.
  • На следующем этапе – делали графическую зарисовку мнемотаблицы. А затем – ребенок сам воспроизводит таблицу при её показе ему.

Мнемотаблицы в детском саду используются для следующих целей:

  • Расширение объема словарного запаса.
  • Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
  • Облегчение процесса заучивания стихов.

Овладение приемами работы с мнемотаблицей значительно сокращает время обучения.

Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примеры мнемотехники

  1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

  1. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

  1. Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.

Mrs. Ehle’s Kindergarten Connections: апрель 2015 г.

Не знаю, как вы… но я ОБОЖАЮ эту книгу!

Рабочие листы Не растут дендриты заставил меня по-настоящему задуматься о моем обучении.

В этой книге представлены 20 проверенных на практике, совместимых с мозгом стратегий обучения, которые максимизируют вовлеченность, обучение и память для каждого учащегося.

Во время исследования я обнаружил, что уже неплохо справляюсь с некоторыми стратегиями. .. но мне нужно усилить свою игру с другими стратегиями.

Главы, о которых я сегодня публикую, подтверждают эти факты!

Мне нужно улучшить свою игру со Стратегией №9….

и, конечно, хотя всегда есть место для совершенствования, я чувствую, что Стратегия №10 — моя сильная сторона! Давайте узнаем, что я имею в виду, не так ли??

Стратегия № 9. Мнемонические приемы

Мнемонические приемы – это приемов, которые человек может использовать для улучшения своей способности что-либо запоминать. Другими словами, это метод запоминания, который помогает вашему мозгу лучше кодировать и запоминать важную информацию.

В книге подчеркивается, что, согласно исследованиям, для правильного использования мнемонических приемов их следует использовать только ПОСЛЕ того, как учащиеся получат возможность тщательно обработать информацию, даже если их понимание является неполным (Marzano, 2007).

Что меня заинтересовало в этой теме, так это то, что лично я постоянно использую мнемонические приемы для запоминания важной информации. Я также помню, как ВСЕ ВРЕМЯ использовал мнемонические устройства в средней школе, колледже и аспирантуре, чтобы помочь мне усвоить сложную информацию и вспомнить ее. Однако, когда я задумался о своем обучении… я понял, что на самом деле совсем НЕ использую его со своими учениками! Я действительно считаю, что главная причина этого в том, что я преподаю в детском саду, а наши стандарты обучения обычно не включают слишком сложные, многоэтапные концепции. Однако я ТОЧНО знаю, что это та область, в которой мне нужно совершенствоваться. Вот мои мысли…

Один из способов, которым я пользуюсь мнемоникой в ​​детском саду, это рассказ о…

, когда я занимаюсь наукой о радуге!
Я учу РОЯ Г. БИВА как ученого, который ЛЮБИТ цвета радуги!
{У меня есть его постер… и он похож на сумасшедшего ученого с радужными волосами! Однако… У меня дома нет его фотографии, а так как сейчас весенние каникулы… несколько дней у меня не будет возможности сделать фото! Извини! Поверьте мне. .. он красочный и симпатичный!}

Согласно исследованиям, обучение увеличивается в два-три раза, когда люди полагаются на мнемонические приемы, а не на свои обычные привычки обучения (Markowitz & Jensen, 2007). Это мощно, друзья мои!

Еще одно предположение, подтвержденное исследованиями, состоит в том, что вы должны позволить учащимся СОЗДАВАТЬ свои собственные мнемонические приемы (Feinstein, 2004). Когда учащиеся создают свои собственные мнемоники, они лучше запоминают информацию.

Вот отличный пример того, как учитель дал мнемонику… и способ побудить учеников создавать свои собственные! Нажмите на изображения, чтобы просмотреть их ссылки!

  

{Бесплатный предмет выше TPT от Джейн Лорец}

Поскольку было очевидно, что мне нужно улучшить использование мнемотехники, я решил провести небольшое исследование некоторых наиболее часто используемых мнемотехник в образовании. С помощью BRIGHT HUB EDUCATION. COM я нашел следующие идеи для использования мнемотехники:

Далее к главе 10….

ДВИЖЕНИЕ


воспоминание информации может быть преднамеренной попыткой учителя помешать учащимся двигаться в классе (Jensen, 2002). Видите ли, мозг питается кислородом в крови, который вырабатывается при физической активности (Sousa,  2001). Движение не только помогает при чтении, доставляет кровь и глюкозу в мозг, оно на самом деле изменяет состояние мозга, а также доставляет массу удовольствия во время обучения! Не говоря уже о том, что движение помогает нашей сильнейшей системе памяти… процедурной памяти (Sprenger, 2007).

Достаточно ли этой информации, чтобы показать ценность использования движения в классе?!

Я чувствую, что движение в классе — моя сильная сторона. Я имею в виду, что движение необходимо в k. Это работает следующим образом: если вы предоставляете много возможностей для подходящего движения на уроках И во время переходов, дети остаются сосредоточенными и сосредоточенными на задаче. Если вы не можете обеспечить надлежащее количество движений в детском саду, дети все равно двигаются… просто НЕПОДХОДЯЩИМИ способами, и они очень НЕСфокусированы! Так что в любом случае вы идете … у вас есть движение. Вам просто нужно решить, хотите ли вы, чтобы это было движение в фокусе… или отвлеченное движение! ЛОЛ

Вот мои личные размышления о движении в моем классе…


Как сказано выше, наша школа реализует очень инновационную программу под названием Minds-in-Motion. Подробности смотрите в видео ниже:

Для получения дополнительной информации перейдите на www.mimlearning.com!

Конечно же, я регулярно использую GoNoodle в своем классе!

GoNoodle — это веб-сайт, на котором размещены сотни головокружительных музыкальных видео и видеороликов с упражнениями для занятий и тренировок! Учителя создают свою собственную бесплатную учетную запись и выбирают талисмана, похожего на глупое существо, которое растет и растет с каждой отложенной минутой упражнений! Так весело.

КАЖДОМУ ребенку в мире понравится GoNoodle!!!

Давайте будем настоящими людьми… наверное, каждый УЧИТЕЛЬ в мире тоже втайне любит GoNoodle!

Просто взгляните на фотографию ниже с нашей вечеринки с учителями и блоггерами, которая состоялась несколько недель назад!

Проверьте GoNoodle, нажав кнопку ниже…

Это изменит вашу преподавательскую жизнь!!!

Я также поощряю более «тонкое» использование движения в моем классе, предлагая ученикам…

* Вставать, прыгать, прыгать или хлопать в ладоши, чтобы отвечать на вопросы «согласен/не согласен» и «верно/неверно» в классе вместо того, чтобы просто поднимать свои руки и имея только ОДИН ответ ученика.

* Я назначаю каждому учащемуся «партнера по паре» (который, по возможности, сидит на противоположной стороне класса). В течение дня я часто предлагаю учащимся находить своих «парных партнеров» во время уроков, чтобы предоставить учащимся возможность встать и пройтись, чтобы встретиться друг с другом, чтобы обсудить занятие, поделиться ответами или научить друг друга тому, что они только что узнали. .

* При отработке простых навыков декламации, таких как счет до 5 или 10, я добавляю движения… например, хлопки в ладоши, подпрыгивания или похлопывания, чтобы добавить движения и ритма к запоминанию навыков.

* При выполнении групповых упражнений, таких как  # или порядок ABC, я часто включаю веселую, популярную детскую музыку и предлагаю ученикам (у каждого из которых есть карточка и т. д.) попытаться встать в правильном порядке (своими телами) перед музыка останавливается.

Как вы используете МНЕМОНИКИ и ДВИЖЕНИЕ в своем классе??

Мне не терпится прочитать о том, как ВЫ реализуете эти стратегии в своем классе, 

, поэтому обязательно дайте ссылку ниже!

В апреле и мае вы будете навещать этих девушек до конца исследования:

Чего учитель хочет, чтобы глава 11 (7 апреля)

Первоклассник в последней главе 12 (11 апреля)

Эрика Эд Венюрс Глава 13 (14 апреля)

Главы 14 и 15 (18 апреля)

A Rocky Top Учитель Глава 16 (21 апреля)

Миссис Уиллс Детский сад Глава 17 (25 апреля)

Маленькие воины Глава 18 (28 апреля)

Falling In First Глава 19 (2 мая) Kindergarten

2 K 5 мая)


Популярные мнемоники: как легко запоминать вещи? | Научный проект

Научный проект

Запоминать вещи, особенно порядок вещей, бывает довольно сложно. Для этого и существуют мнемоники. Мнемоники — это словесные структуры, которые помогают нам легко запоминать вещи. Они могут быть в виде, например, аббревиатур или песен. «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли» означает порядок, в котором вы должны решить математическое уравнение: «Скобки, Экспоненты, Умножение, Разделение, Сложение и Вычитание». Видите, насколько легче запомнить предложение, а не фрагменты информации? Вот как работает мозг — мозгу гораздо важнее запоминать непрерывную (и интересную) информацию, а не фрагменты информации, которые должны относиться к теме.

Этот эксперимент научит детей интересному способу более эффективного запоминания.

Скачать проект

Оценка

Пятый класс

Предмет

Общественные науки

  • Не менее шести испытуемых
  • Готовая мнемосхема на бумаге
  • Тихое место для испытаний
  • Секундомер
  • Ручка/бумага для заметок

Начальные шаги

  1. Прежде всего, придумайте две мнемоники для всего, что вы можете придумать. Это может быть ваше расписание на завтра или даже порядок эволюции. Использовать ваше воображение.
  2. У вас будет две группы испытуемых, одна контрольная группа и одна экспериментальная группа. Сгруппируйте их одинаково, случайным образом и соответственно.

Контрольная группа

  1. Раздайте один из списков (без мнемоники!) контрольной группе и попросите их запомнить его как можно лучше. Вы должны дать им пять минут, чтобы изучить список.
  2. По прошествии пяти минут достаньте списки и попросите испытуемых вернуться к своим обычным задачам или к тому, что они хотят делать в течение часа.
  3. Через час проверьте своего первого субъекта. Попросите их вспомнить список как можно лучше. Они могут принять решение записать это.
  4. Сколько времени потребуется им, чтобы вспомнить список и сколько из них они дали правильный ответ.
  5. Повторите шаги 5-6 для остальных испытуемых в контрольной группе.

Экспериментальная группа

  1. Раздайте один из списков с мнемоникой вашей экспериментальной группе и попросите их запомнить его как можно лучше. Вы должны дать им пять минут, чтобы изучить список.
  2. По прошествии пяти минут возьмите списки и попросите испытуемых вернуться к своим обычным задачам или к тому, что они хотят делать в течение 1 часа.
  3. Через час проверьте своего первого субъекта. Попросите их вспомнить список как можно лучше. Они могут принять решение записать это.
  4. Сколько времени потребуется им, чтобы вспомнить список и сколько из них они дали правильный ответ.
  5. Повторите шаги 5-6 для остальных испытуемых в контрольной группе.

Для точности

  • Повторите описанные выше шаги для второго испытания со второй созданной мнемоникой.

Расчеты

  1. Рассчитайте среднее время, которое потребовалось обеим группам и обоим тестам для запоминания списков.
  2. Подсчитайте среднее количество правильных ответов для обеих групп и обоих тестов.

Заявление об отказе от ответственности и меры предосторожности

Education. com предоставляет идеи проекта научной ярмарки для информационных только цели. Education.com не дает никаких гарантий или заявлений относительно идей проекта научной ярмарки и не несет ответственности за любые убытки или ущерб, прямо или косвенно вызванные использованием вами таких информация. Получая доступ к идеям проекта научной ярмарки, вы отказываетесь и отказаться от любых претензий к Education.com, возникающих в связи с этим. Кроме того, ваш доступ к веб-сайту Education.com и проектным идеям научной ярмарки покрывается Политика конфиденциальности Education.com и Условия использования сайта, включая ограничения об ответственности Education.com.

Настоящим предупреждаем, что не все проектные идеи подходят для всех отдельных лиц или во всех обстоятельствах. Реализация любой идеи научного проекта следует проводить только в соответствующих условиях и с соответствующими родителями. или другой надзор. Чтение и соблюдение мер предосторожности всех материалы, используемые в проекте, является исключительной ответственностью каждого человека.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *