Диагностика речи младших школьников
Диагностика речи младших школьников
1. Методика «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.
Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»:
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Частота употребления |
|
1 | Существительные |
|
2 | Глаголы |
|
3 | Прилагательные в обычной форме |
|
4 | Прилагательные в сравнительной степени |
|
5 | Прилагательные в превосходной степени |
|
6 | Наречия |
|
7 | Местоимения |
|
8 | Союзы |
|
9 | Предлоги |
|
10 | Сложные предложения и конструкции |
|
Оценка результатов:
10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи
8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи
6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи
4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи
2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи
0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий
4–7баллов – средний
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
2. Методика «Назови слова»
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных
с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
3. Методика «Определение понятий»
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,
связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни
одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед».
Как бы ты объяснил это?».
Ребенку предлагается 1 набор слов.
За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.
Оценка результатов
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
4. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса»
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов .
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,
связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения».
Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд. Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.
Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда « велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед «, «самолет» и «автомобиль», которые имеют общий смысл.
Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».
Оценка результатов
Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.
Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до
40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.
Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов,
то он получает 6-7 баллов.
Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.
Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
0—3 балла — низкий.
7.5. Методика «Определение активного словарного запаса»
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.
Таблица. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
№ п/п
Фиксируемые признаки речи | Частота употребления этих признаков ребёнком |
|
1 | Существительные | |
2 | Глаголы | |
3 | Причастия | |
4 | Деепричастия | |
5 | Прилагательные в начальной форме | |
6 | Прилагательные в сравнительной степени | |
7 | Прилагательные в превосходной степени | |
8 | Союзы | |
9 | Предлоги | |
10 | Частицы | |
11 | Однородные члены предложения | |
12 | Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. | |
13 | Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. | |
14 | Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. |
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
6. Исследование ригидности речи
Цель исследования: определить степень ригидности речи. Материал и оборудование: цветные однотипные картинки с изображением пейзажей, размер каждой не менее 20х25 см, листы бумаги и ручка.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой. Если исследуется одновременно несколько человек, то лучше, чтобы каждый испытуемый получил картинку, а не разглядывал общий плакат. Испытуемым предлагают написать сочинение по картинке, но цель исследования скрывается.
Инструкция испытуемому: «Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке». Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – вычислить величину ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения. Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов. Затем в каждой сотне слов вычеркивают или подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, в том числе слова, имеющие общий корень. Например, однокоренными словами будут: зелень, зеленый, зеленоватый. Для каждой сотни слов сочинения отдельно подсчитывают количество слов-повторов. Союз «и» также является словом, и все его повторения считаются.
Показатель ригидности письменной речи может быть представлен как в,абсолютной величине, то есть в количестве повторов, так и в относительной – в виде коэффициента «КР».
Анализ результатов
Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степеней ригидности письменной речи.
№п/п сотни слов в сочинении
Степень ригидности |
| |||
большая | средняя | малая | лабильность |
|
количество повторов |
| |||
Первая сотня | 10 и больше | 8-9 | 4-7 | 0-3 |
Вторая сотня | 12 и больше | 10-11 | 7-9 | 0-6 |
Третья сотня | 14 и больше | 12-13 | 9-11 | 0-8 |
В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности. Среди причин может быть: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др. Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности. Обычно они увлекаются литературой и филологией. Желающим совершенствовать себя важно заботиться о профилактике ригидности речи. Для этих целей можно работать со словарем синонимов, заменяя в своих текстах выступлений, сочинениях слова-повторы синонимами. Аналогичным образом можно развивать и устную речь.хорошо помогает при этом магнитофонная запись выступлений и бесед с дальнейшим ее анализом.
7. Исследование темпа устной речевой деятельности
Цель исследования: определить темп устной речи по тесту для чтения.
Оборудование: тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер.
Процедура исследования
Это исследование экспериментатор проводит с одним испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещенный стол.
Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом.
А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носонромор воров иушчцфх 000756 котонрортрр 11+3=12 15:5 = 24 : 7 = 23 М + А = мама = ма ! мама = папа каша + ша = ка
Инструкция испытуемому: «По моему сигналу «Начали!» как можно быстрее прочитайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Все ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!»
Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и возможные ошибки.
Обработка результатов
Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.
Анализ результатов
Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.
Время чтения
Темп чтения | Примечание |
|
40 с и меньше | высокий | За допущенные при чтении ошибки ранг темпа чтения уменьшается путем снижения на одну строку вниз |
от 41 до 45 с | хороший | |
от 46 до 55 с | средний | |
от 56 до 60 с | низкий |
В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим.
Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.
Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум
Отправить рукопись
Цитировать
- Информация
- Аннотация
- Текст
- Литература
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Журнал: НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Том 2 № 6 , 2014
Рубрики: КЛАССИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Сафонова Ирина Владимировна
Информация об авторах и публикации
Авторы:
Тип:
Статья
DOI:
https://doi. org/10.12737/7338
Страницы:
с 46 по 48
Статус:
Опубликован
Получено:
23.12.2014
Одобрено:
24.03.2017
Опубликовано:
17.12.2014
Язык материала:
русский
Ключевые слова:
речь, речевое развитие, риторика, образец, творчество, методика.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается историко-педагогический взгляд на речевое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста,
характеризуются истоки становления методики обучения речевому творчеству детей, начиная с идей К.Д. Ушинского и его последователей. Особое внимание уделяется возрождению в начальной школе риторики.
Ключевые слова:
речь, речевое развитие, риторика, образец, творчество, методика.
Окончание. Начало в № 4 — 2014 г.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В 70-е гг. наметилась новая тенденция в речевом развитии младших школьников. Непосредственное отношение к этому имела Т.А. Ладыженская, утверждавшая, что необходимо развивать не просто речь детей, а речь связную. На базе Академии педагогических наук группа «Речь» под руководством Т.А. Ладыженской исследовала речевые возможности приходящих в школу шестисемилетних детей. При анализе их связной речи учитывалось:
- насколько она сформирована;
- умеют ли дети данной возрастной категории воплощать свой внутренний замысел;
- как происходит отбор слов в соответствии с замыслом;
- какие языковые средства использованы.
Наблюдения за речью детей позволили понять, какими возможностями владеет ребенок, приходящий в школу, что интересует маленького ученика, какое содержание необходимо предложить ему на уроке, чтобы его речь развивалась успешно, какая методика должна быть предложена учителям, чтобы речь шести–девятилетнего ребенка была сформирована.
Т.А. Ладыженская разработала концепцию, программу и методику обучения младших школьников связной устной и письменной речи. В 1983 г. под ее руководством вышла в свет книга «Речь. Речь. Речь». Впервые ученики начальных классов:
- узнали, для чего нужна речь;
- познакомились с разными функциями речи;
- выяснили, что речь бывает устной и письменной;
- поняли, что речь — это текст, который имеет свою структуру;
- узнали, что существуют разные виды текста;
- научились рассуждать и доказывать свою точку зрения;
- познакомились с малыми жанрами, существовавшими в их речевой практике;
- занялись на уроках словотворчеством;
- обучались речевой культуре.
Список литературы
1. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка: учеб. пособ. для студ. пед. иститутов. — М.: Просвещение, 1992.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: КомКнига, 2006.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961.
4. Глоцер В.И. Дети пишут стихи: книга о детском литературном творчестве. — М.: Детская литература, 1964.
5. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие. — М.: Академия, 2000.
6. Резодубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1963.
7. Речь. Речь. Речь: пособие для учителя / под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Педагогика, 1990.
8. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: учебник. 1–4 кл. / под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1998.
9. Рыбников Н.А. Словарь русского ребёнка. — М.; Л., 1926.
10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — М. : Учпедгиз, 1953.
11. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. — Т. 5. — М.; Л.: Академия педагогических наук, 1949.
Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
- ГОСТ
- MLA
- APA
- Chicago
- WIKI
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
Сафонова И. В. Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте // Начальное образование. 2014. №. 6. С. 46-48. DOI: https://doi.org/10.12737/7338 (дата обращения: 01.02.2023).
Сафонова И. В. Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте // Начальное образование. 2014. №. 6. С. 46-48. DOI: https://doi.org/10.12737/7338
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
Сафонова И. В. «Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте» Начальное образование 6 (2014): 46-48. DOI: https://doi.org/10.12737/7338 (дата обращения: 01.02.2023).
Сафонова И. В. «Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте» Начальное образование 6 (2014): 46-48. DOI: https://doi.org/10.12737/7338 Print.
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
Сафонова И. В. (2014). Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте. Начальное образование. (6), 46-48. DOI: https://doi.org/10.12737/7338 Получено из (дата обращения: 01.02.2023)
Сафонова И. В. (2014). Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте. Начальное образование. (6), 46-48. DOI: https://doi.org/10.12737/7338
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
Сафонова И. В. «Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте». Начальное образование, 2014 (6): 46-48. DOI: https://doi.org/10.12737/7338 (дата обращения: 01.02.2023).
Сафонова И. В. «Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте». Начальное образование, 2014 (6): 46-48. DOI: https://doi.org/10.12737/7338
- Электронная ссылка
- Печатная ссылка
{{cite web |url=https://naukaru.ru/ru/nauka/article/4675/view|title=Сафонова И. В. Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте // Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». 2014. (дата обращения: 01.02.2023).}}
{{статья|автор=Сафонова И. В.|заглавие= Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте |издание= Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте |год=2014}}
Отправить рукопись
Цитировать
Вы уверены, что хотите удалить ?
Логин
Пароль
Занятия по поощрению развития речи и языка
Автор: American Speech-Language-Hearing Association
Американская Speech-Language-Hearing Association предлагает соответствующие возрасту способы, с помощью которых родители могут вовлекать своих маленьких детей в развитие речи и языковых способностей.
От рождения до 2 лет
- Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
- Подкрепляйте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
- Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
- Научите ребенка подражать вашим действиям, включая хлопки в ладоши, поцелуи и пальчиковые игры, такие как лепка, прятки и маленький паучок.
- Разговаривайте во время купания, кормления и одевания малыша. Расскажите о том, что вы делаете, куда идете, что будете делать, когда приедете, кого и что увидите.
- Определить цвета.
- Подсчет предметов.
- Используйте жесты, такие как прощание, чтобы помочь передать смысл.
- Ввести звуки животных, чтобы связать звук с определенным значением: «Собачка говорит гав-гав».
- Подтвердите попытку связи.
- Расширьте отдельные слова, которые использует ваш ребенок: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку. Иногда «чтение» — это просто описание картинок в книге без следования написанным словам. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками, не слишком детализированными. Спросите ребенка: «Что это?» и поощряйте называть и указывать на знакомые предметы в книге.
От 2 до 4 лет
- Используйте хорошую речь, ясную и простую для вашего ребенка.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, показывая, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное. «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Используйте детский лепет только в том случае, если это необходимо для передачи сообщения и в сопровождении взрослого слова. — Пора дин-дин. Сейчас будем обедать.
- Сделайте альбом любимых или знакомых вещей, вырезав картинки. Сгруппируйте их по категориям, например, вещи для катания, вещи для еды, вещи для десерта, фрукты, вещи для игр. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с картинкой и как это «исправить». Сосчитайте предметы, изображенные в книге.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Ты мальчик?» — Ты Марти? «Может ли свинья летать?» Поощряйте ребенка придумывать вопросы и пытаться обмануть вас.
- Задавайте вопросы, требующие выбора. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Расширение словарного запаса. Назовите части тела и определите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных, попкорна и мыла».
- Пойте простые песенки и рассказывайте детские стишки, чтобы показать ритм и манеру речи.
- Поместите знакомые предметы в контейнер. Попросите ребенка убрать этот предмет и рассказать вам, как он называется и как его использовать. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
- Используйте фотографии знакомых людей и мест и перескажите, что произошло, или придумайте новую историю.
От 4 до 6 лет
- Когда ваш ребенок начинает разговор, по возможности уделяйте ему все свое внимание.
- Прежде чем говорить, убедитесь, что ваш ребенок привлек внимание.
- Признавайте, поощряйте и хвалите все попытки заговорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
- Пауза после разговора. Это дает вашему ребенку возможность продолжить разговор. Продолжайте наращивать словарный запас. Введите новое слово и предложите его определение или используйте его в понятном контексте. Это может быть сделано в преувеличенной, юмористической манере. «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Расскажите о пространственных отношениях (первое, среднее и последнее, правое и левое) и противоположностях (верхнее и низшее, включенное и выключенное).
- Предложите описание или подсказки, и пусть ваш ребенок определит, что вы описываете: «Мы используем его, чтобы подмести пол» (метла). «Он холодный, сладкий и хорош на десерт. Я люблю клубнику» (мороженое).
- Работа по формированию и объяснению категорий. Определите предмет, который не принадлежит к группе подобных предметов: «Ботинок не подходит к яблоку и апельсину, потому что его нельзя есть; он не круглый; это не фрукт». двух- и трехшаговые указания: «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Поощряйте ребенка давать указания. Следуйте его или ее указаниям, пока он или она объясняет, как построить башню из блоков.
- Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Поменяйтесь ролями в семье, притворяясь ребенком. Расскажите о разных комнатах и мебели в доме.
- Телевизор также может служить ценным инструментом. Говорите о том, что смотрит ребенок. Пусть он или она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ребенка рассказать вам, что произошло в рассказе. Разыграйте сцену вместе и придумайте другую концовку.
- Воспользуйтесь повседневными делами. Например, находясь на кухне, предложите ребенку назвать необходимую посуду. Обсудите продукты в меню, их цвет, текстуру и вкус. Откуда берется еда? Какие продукты вам нравятся? Что вам не нравится? Кто будет убирать? Подчеркните использование предлогов, попросив его или ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Определите, кому принадлежит салфетка: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это принадлежит Джону».
- Покупая продукты, обсудите, что вы купите, сколько вам нужно и что вы будете делать. Обсудите размер (большой или маленький), форму (длинный, круглый, квадратный) и вес (тяжелый или легкий) пакетов.
Перепечатано с разрешения организации «Действия по поощрению развития речи и языка» (2008 г.). Доступно на веб-сайте Американской ассоциации изучения речи, языка и слуха: http://www.asha.org/public/speech/development/Parent-Stim-Activities.htm. Все права защищены.
Переиздания
Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что будут указаны Reading Rockets и автор(ы). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.
Похожие темы
Занятия
Раннее развитие грамотности
Устная речь
Речь, язык и слух
Новые и популярные
Печать в речь и речь в печать: картирование ранней грамотности
100 детских авторов и иллюстраторов, которых должен знать каждый
Новая модель обучения высокочастотным словам
7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка
Скрининг, диагностика и мониторинг беглости речи: подробности
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов
Наши блоги по обучению грамоте
Обучение чтению учащихся, перенесших травму
Детские и образовательные материалы
Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги «Черный мальчик, черный мальчик: прославление вашей силы»
Получить виджет |
Подписаться
Развитие речи: дети от 0 до 8 лет
Развитие речи у детей: что вам нужно знать
Развитие речи является важной частью развития ребенка .
Поддерживает способность вашего ребенка к общению. Он также поддерживает способность вашего ребенка:
- выражать и понимать чувства
- думать и учиться
- решать проблемы
- развивать и поддерживать отношения.
Научиться понимать язык, пользоваться им и наслаждаться им — это первый шаг к грамотности и основа для обучения чтению и письму.
В первые несколько лет дети развивают многие навыки устной речи, которые помогают им научиться читать, когда они идут в школу. И они продолжают развивать языковые навыки на протяжении всего детства и юности.
Как способствовать раннему развитию речи у детей
Лучший способ поощрения развития речи вашего ребенка — это много говорить вместе о вещах, которые интересуют вашего ребенка. Все дело в том, чтобы следовать примеру вашего ребенка, когда он показывает вам, что ему интересно, махая рукой, болтая или используя слова.
Разговор с ребенком
С самого рождения разговаривайте с ребенком и относитесь к нему как к говорящему. Ключ в том, чтобы использовал много разных слов в разных контекстах . Например, вы можете поговорить с ребенком об апельсиновом шарике и о том, как нарезать апельсин на обед. Это поможет вашему ребенку узнать, что означают слова и как слова работают.
Когда вы закончите говорить, сделайте паузу и дайте ребенку возможность ответить.
Когда ваш ребенок начнет ворковать, булькать, махать рукой и показывать пальцем, вы можете реагировать на попытки вашего ребенка общаться . Например, если ваш ребенок воркует и булькает, вы можете ворковать ему в ответ. Или, если ваш малыш указывает на игрушку, отвечайте, как если бы ваш ребенок спрашивал: «Можно мне это?». Например, вы могли бы сказать: «Хочешь кубик?»
Когда ваш ребенок начнет использовать слова, вы можете повторять и развивать то, что говорит ваш ребенок . Например, если ваш ребенок говорит «Яблоко», вы можете сказать: «Хочешь красное яблоко?»
И то же самое, когда ваш ребенок начинает составлять предложения. Вы можете ответить и побудить ребенка расширить свои предложения. Например, ваш малыш может сказать: «Я иду в магазин». Вы можете ответить: «А что ты делал в магазине?»
Когда вы уделяете внимание своему ребенку и отвечаете таким образом, это побуждает его продолжать общение и развивать свои языковые навыки.
Чтение вместе с ребенком
Чтение и совместное использование книг на самые разные темы позволяет вашему ребенку слышать слова, используемые по-разному.
Связать то, что написано в книге, с тем, что происходит в жизни вашего ребенка, — это хороший способ научить ребенка говорить. Например, можно сказать: «Сегодня мы ходили на детскую площадку, как мальчик из этой книги. Что ты любишь делать на игровой площадке?» Вы также можете поощрять общение, рассказывая об интересных картинках в книгах, которые вы читали вместе с ребенком.
Когда вы читаете вместе с ребенком вслух, вы можете указывать на слова, произнося их. Это покажет вашему ребенку связь между устными и письменными словами и поможет вашему ребенку понять, что слова являются отдельными частями языка. Это важные концепции для развития грамотности.
Ваша местная библиотека или мобильная библиотека — отличный источник книг.
Если в вашей семье говорят на двух языках, вы можете поощрять языковое развитие вашего ребенка на обоих языках, например, на английском и испанском. К моменту поступления в начальную школу двуязычные дети часто имеют такие же языковые навыки, как и их сверстники.
Речевое развитие: первые восемь лет
Вот лишь некоторые важные достижения вашего ребенка в языковом развитии в возрасте от трех месяцев до восьми лет.
3-12 месяцев
В три месяца ваш малыш, скорее всего, будет ворковать, улыбаться и смеяться. По мере взросления ваш ребенок начнет играть со звуками и общаться с помощью жестов, таких как махание руками и указывание пальцем.
В возрасте 4–6 месяцев ваш ребенок, вероятно, начнет лепетать. Сначала малыш произносит односложные звуки типа «ба», а затем повторяет их «ба-ба-ба».
За бормотанием следует «фаза жаргона», когда ваш ребенок может звучать так, как будто он что-то вам говорит, но его «речь» не будет звучать как узнаваемые слова. Первые слова со смыслом часто начинаются примерно в 12 месяцев или около того.
Если ваш ребенок не лепечет и не использует жесты к 12 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики или детской и семейной медсестрой.
Узнайте больше о развитии языка от 3 до 12 месяцев.
12-18 месяцев
В этом возрасте дети часто произносят свои первые слова со смыслом. Например, когда ваш ребенок говорит «Папа», ваш ребенок на самом деле зовет папу. В ближайшие несколько месяцев словарный запас вашего ребенка будет расти. Ваш ребенок может понять больше, чем сказать. Они также могут следовать простым инструкциям, таким как «Сесть».
От 18 месяцев до 2 лет
Большинство детей начинают составлять из двух слов короткие «предложения». Ваш ребенок поймет многое из того, что вы говорите, и вы сможете понять большую часть того, что ваш ребенок говорит вам. Незнакомые люди поймут около половины того, что говорит ваш ребенок.
Если ваш ребенок не говорит несколько слов примерно к 18 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики, детской и семейной медсестрой или другим медицинским работником.
Узнайте больше о развитии речи от 1 до 2 лет.
2-3 года
Ваш ребенок, скорее всего, говорит предложениями из 3-4 слов и начинает лучше произносить слова правильно. Ваш ребенок может играть и говорить одновременно. К трем годам незнакомые люди могут понять примерно три четверти того, что говорит ваш ребенок.
Узнайте больше о языковом развитии от 2 до 3 лет.
3–5 лет
Вы можете ожидать более продолжительных и сложных разговоров о мыслях и чувствах вашего ребенка. Ваш ребенок может также спрашивать о вещах, людях и местах, которые не находятся перед ним.