Метод расстановки по берту хеллингеру самостоятельно: Расстановки по Хеллингеру самостоятельно: полное описание

Расстановки По Хеллингеру – Что Это Такое? (Суть Метода)

В поисках решения насущных проблем люди готовы использовать разные методы, в том числе расстановки по Хеллингеру, что это такое, рассмотрим подробно, насколько это возможно.

Хочу сразу предупредить – я не являюсь сторонником или противником данного метода. В данном случае наша задача – разобраться в вопросе с точки зрения стороннего и беспристрастного наблюдателя (по возможности). Выводы поле прочитанного каждый сделает для себя сам, и решит нужна ли ему подобная психологическая помощь.

Краткое содержание:

Что такое расстановка в психологии?

В данном вопросе меня в первую очередь заинтересовал момент, что такое расстановки в психологии простыми словами. Погружаясь в статьи, написанные специфическим языком, трудно понять суть метода. Поэтому обычным людям требуется «перевод и расшифровка» загадочных слов. Что я и постараюсь сегодня сделать.

Расстановки в психологии — это достаточно новый метод групповой терапии, хотя в использование он вошёл ещё в конце 20 века, без малого 40 лет назад. А новым его называют, потому что именно сейчас он находится на пике популярности. Автор методики – психолог и педагог из Германии Берт Хеллингер (также психотерапевт и философ).

Психологическая расстановка как терапия запрещена в некоторых европейских государствах, в том числе и на родине её создателя. Причина такого отношения – «не научный» подход. С самого начала и по сей день вокруг этого приёма не утихают ожесточённые споры. Психологи разбились на два воинствующих лагеря.

Одни считают метод эффективным и едва ли не панацеей, открывающей новые возможности, а другие причислили Хеллингера к шарлатанам и адептам лженауки. Насколько эффективны системные расстановки, каждый должен решить для себя. Моя задача – изложение информации доступным языком.

Расстановщик в психологии похож на ведущего в групповой игре или на режиссёра в спектакле. Актёрами становятся случайные люди и главный герой. Он играет самого себя, а так называемые заместители становятся проекциями членов семьи главного героя. Главный эффект от данного действа – это возможность увидеть проблему со стороны и по возможности найти эффективное решение.

По теории Хеллингера все мы находимся в тесной связи со своей семьёй. Даже давно почившие предки продолжают оказывать влияние на нашу жизнь своими поступками. Чтобы понять, что стало причиной неудач какого-либо современного менеджера, ему нужно «подключиться» к коллективному сознанию своей семьи, «информационному полю» и выудить оттуда необходимые знания.

Что такое системные расстановки по Хеллингеру?

Вам, наверняка интересно, как на практике происходят расстановки по Хеллингеру, что это такое простыми словами. Если объяснять доступным языком, то это собрание группы людей, объединённых одной целью – выяснить причину несчастий кого-либо из участников.

Расстановки по Хеллингеру — это своеобразная игра с воображением или подключение к информационному полю, как считают сторонники данного метода.

Придумал Берт Хеллингер расстановки для реальной помощи людям или же для того, чтобы на этом заработать, мы знать не можем. Люди выходят из этих сеансов с разными чувствами. Одни «летают» от восторга, другие находятся в подавленном состоянии. Воодушевление или недовольство можно объяснить тем, что результаты могут оказаться разными и даже непредсказуемыми. Проверить достоверность полученной информации практически невозможно, всё, что происходит во время расстановки, воспринимается лишь на веру.

Важную роль играет личность ведущего, руководителя данной «игры». Его задача – направить поток сознания и рассуждения участников в нужное русло. Включаясь в процесс, участники настраиваются на одну волну и ощущают эмоциональный подъём, что вполне логично. Такой же экстаз ощущают молящиеся в церкви, коллективно читающие мантры и поющие в одном хоре люди.

Расстановки по Хеллингеру: описание метода

▪️Несколько человек выстраиваются на плоскости, подобно генеалогическому древу. Главный герой распределяет роли, выбирая из присутствующих заместителей родителей, бабушек, дедушек и прочих предков. С этого момента начинается расстановка – игра по ролям. По свидетельствам участников заместители получали доступ к такой информации, которую знать не могли (хотя это могла быть игра воображения), интуитивно повторяя интонации, жесты и мимику давно усопших родственников главного героя.

▪️Они «вспоминают» некоторые факты из биографии, описывают подробности ключевых событий, рассказывают о мотивах тех или иных поступков. Самые яркие расстановки, которые используют в качестве примеров, привели к тому, что заместители «вспоминали» о краже казённых денег далёким предком, что «являлось причиной» неудач их потомка, пришедшего за ответом.

▪️В другом случае изнасилованная отцом в детстве женщина пыталась найти ответ на свои вопросы и закрыть страничку с переживаниями. Во время расстановки она «получила информацию», что так проявлялась любовь родителя. Подтвердить или опровергнуть эту информацию научными методами невозможно. Поэтому данный метод либо принимают на веру, либо категорически отвергают, считая шарлатанством.

Родовая система по Хеллингеру на практике выглядит, как коллективный транс, результатом которого становится снятие внутренних зажимов, эмоциональная разрядка и возможность взглянуть со стороны на проблему. Не исключено, что искателю ответа действительно открывается какое-то понимание, которое находилось вне его сознания. Ведь главная цель – это общение с подсознанием при помощи помощников.

Насколько семейные расстановки по Хеллингеру правдивы, сказать трудно. Может ли аборт троюродной пра-пра-прабаушки влиять на семейную жизнь её многоюродной правнучки, сказать трудно. Скорее всего, нет, но зато бедная старушка может стать тем, кто примет на себя вину за происходящее, облегчив, таким образом, состояние правнучки.

Расстановки позволяют избавиться от чувства вины, которое подсознательно мучает большинство людей. Разобравшись таким изощрённым методом с этим ощущением, человек получает облегчение, что естественно, и прилив сил.


На фото: Берт Хеллингер (семейные расстановки)

Всегда ли метод оказывается эффективным? Нет, это происходит не всегда, что тоже логично. Хотя он выглядит как хорошо продуманная система, на деле зависит от случайностей. Конечно, люди, настроенные на определённую волну, более успешно работают с интуицией и подсознанием, но 100% успеха это не обеспечит. Он зависит от того, насколько человек готов поверить в происходящее. Можно сказать, что скептически настроенный человек уйдёт с сеанса разочарованным, а его впечатлительный собрат получит то, что ищет.

С таким же настроем люди идут к гадалкам, экстрасенсам и прорицателям, медиумам. Некоторые из них интуитивно используют методы, похожие на расстановки по Хеллингеру. Результат получается такой же. Страждущий также находит то, что искал – участие, облегчение, катарсис, общение, которого нам часто не хватает. Только метод Хеллингера в отличие от действий гадалок выглядит как современный и «научно обоснованный», что и привлекает большое количество сторонников.

Как выполнить расстановку по Хеллингеру самостоятельно?

Возможна ли расстановка по Хеллингеру самостоятельно? Да, конечно, это можно сделать и в одиночестве хотя эмоциональный эффект будет не такой сильный, но возможно, получится докопаться до сути проблемы. Методика выглядит так:

1. Нужно чётко сформулировать свой запрос. В конце обозначить его фразой: «В конце расстановки мне необходимо разобраться, что мне мешает сделать…»

2. Вспомнить всех своих родственников, живых и давно почивших, близких и далёких. Написать имена этих людей на чистых листках бумаги. Одно имя – один листок.

3. Добавить в список других людей, сыгравших ключевые роли в жизни семьи. Тоже записать имена на отдельных листках.

4. Смешать все листки подобно колоде карт, перетасовать и разложить чистой стороной вверх.

5. Наступать поочерёдно на бумажные квадраты, прислушиваясь к ощущениям.

6. Отмечать листки номером и показателем ощущений по десятибалльной шкале.

7. По окончании процедуры сравните результаты.

8. По теории Хеллингера проблема кроется в том человеке, чей рейтинг будет самым маленьким.

9. Самый высокий рейтинг члена семьи означает ваш энергетический ресурс и родовую помощь от него.

10. Решение проблемы выглядит как мысленное обращение к человеку-источнику негатива и просьба о помощи.

Примерный текст обращения:

«Дорогой родственник (имя), наши судьбы переплелись и я долгие годы не могу (описать проблему). Теперь я осознаю, что так происходило не по моей воле, а из-за обязательств перед тобой. Я испытываю уважение и признательность, но прошу освободить меня от этого груза, он мне не принадлежит. Я не стану ненавидеть тебя или испытывать негативные эмоции, только любовь уважение и признательность. С этого момента я обрету счастье».

✔️ Метод расстановок по Хеллингеру позволяет использовать открытый ресурс в дальнейшей жизни. Листок с его именем, фотография и другие реликвии используют как талисманы.

✔️ Существуют также расстановки по Хеллингеру самостоятельно на фигурках. Для этого используют символические изображения членов семьи в виде безликих кукол. Их расставляют в том же порядке, что и членов семьи при расстановке с живыми заместителями. Разница в том, что действие осуществляется самостоятельно.

Метод совмещает живой перформанс и игру с листочками бумаги. У каждого из трёх видов есть свои преимущества и недостатки. Предпочтение зависит также от характера и темперамента. Не каждый человек готов раскрыться перед чужими людьми и публично искать корень проблемы, обнажая (реальные и мнимые) грехи своих родственников.

Чем опасны расстановки по Хеллингеру?

Таит ли в себе опасность хелингеровская расстановка – этот вопрос возникает в голове у скептика и рационалиста. Что скрывать, определённая доля опасности в этом методе есть. Но только для впечатлительных и легко впадающих в зависимость людей.

Эмоциональный подъём, который люди испытывают на собраниях, становится источником «гормонов счастья» – эндорфина, дофамина и адреналина. Их систематическое выделение порождает химическую зависимость, от которой так же трудно избавиться, как от алкоголизма, курения и прочих вредных привычек.

Ещё одна опасность, которая подстерегает «искателей счастья» на этом пути – это привычка снимать с себя ответственность за поступки. Используя расстановки, легко обмануть своё сознание, выдавая желаемое за действительное. Например, всегда можно найти виновного в своих неудачах. Давно почивший дедушка не будет против, а чувство вины исчезнет.

Если вы считаете, что данный метод последний шанс решить проблему – вы можете им воспользоваться и сделать собственные выводы. Только постарайтесь не злоупотреблять групповой терапией такого рода, она может стать причиной зависимости, которую также придётся долго и тяжело преодолевать.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Елена Веселаго. Как научиться расстановкам.


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>


Подписка на рассылку со статьями, переводами, новостями>>


Прошло уже пять лет, как я начала предлагать всем желающим свои семинары, на которых можно изучать расстановки. Почти сразу я поняла, что для того процесса, который происходит на этих семинарах, нет даже точного названия: я не могу говорить, что я обучаю расстановкам. Происходит что-то другое. «Расстановкам невозможно научить. Единственное, что мы можем сделать — это создать среду, условия, в которых можно будет научиться», — сказала Сюзи Такер, директор расстановочного института в США .

Она называет свои семинары guided learning, но в русском языке такого понятия не существует. Можно примерно сказать, что это «изучение с проводником». При этом, каков будет наш путь, решают группа и проводник вместе, а еще он «складывается сам».

За прошедшие пять лет мы начинали наше путешествие десятки раз. Дорога была каждый раз разной. По пути кто-то убегал вперед, кто-то сворачивал на свою дорогу, кто-то отставал, кто-то возвращался, а с некоторыми мы финишировали вместе… чтобы взять паузу и продолжить путь — снова вместе или по отдельности. Изучение расстановок длится всю жизнь.

В свою очередь, я изучала, как быть проводником. Ни разу я не выполнила «план программы», но всегда он создавался заново для каждой новой группы. Тем не менее, некоторые идеи вошли в мой «золотой фонд» как наиболее удачные для большинства моих попутчиков, и ими я хотела бы поделиться в этой статье.

Расстановщик: грани таланта

Искусство делать расстановки — это прежде всего искусство чтения поля.

Имеет ли поле универсальный язык? Возможно, но мы слышим только те «слова», которые нам известны. У каждого из нас есть свой язык, и если бы я обучала людей только тому языку, на котором разговариваю я, он был бы для них всегда иностранным. Передо мной стоит задача научить говорить по-своему и слышать ответ поля.

При этом мы находимся в социальном пространстве, где обучение — это прежде всего «делать, как скажет учитель и получить хорошую оценку». Среди тех учителей, которые уже «говорили, как», прежде всего есть Берт Хеллингер. Он сам не ставит оценок, но «внутренний учитель» многих из нас достает «внутренние розги», если замечает, что что-то происходит не так, как сказано старшими.

Поэтому я разделила свой курс на три части: история, философия, технология. И начинаем мы с

истории, с понимания того, чем обусловлены те или иные «незыблемые истины» в расстановках. Так ли они незыблемы? Что происходило в жизни и творчестве Хеллингера, когда он их провозглашал? Как он оставлял свои старые идеи и приходил к новым?К счастью, основатель нашего метода никогда не был статичен, его идеи все время менялись. Это не оставляет нам шансов быть слепыми последователями, разве что мы возьмем только один период расстановочной истории и откажемся смотреть вокруг.

Есть уже своя история и в России и русскоязычных странах. Какие школы к нам были импортированы и к чему это привело? Какие еще школы есть в мире?

Расстановочная история еще не очень длинная, но это уже история конфликтов. Часть расстановочных идей провозглашается не «от себя», а «против других». Школы и лидеры ведут заочные споры, в этом очень много энергии, которая может нас захватывать. Будем ли мы обслуживать эти споры или найдем свой путь?

В том огромном поле, которое поднимает Хеллингер, потерялись другие, менее харизматичные авторы. Какие идеи были предложены другими исследователями поля? Через это расстановки расширяются до открытой полевой практики, в которой есть множество источников и проводников. Может быть, вы станете расстановщиком не «по Хеллингеру»?

Как только расстановки вышли за пределы Европы и даже «западного мира», пошатнулись законы семейных систем, «порядки любви». Если семьи создаются не так, как сложилось в христианском мире, то как прочитать их законы? Отметим, что половина территории России встретилась с западной культурой совсем недавно (и где-то она не была принята). В нашей стране живут (а значит являются нашими клиентами и становятся расстановщиками) переселенцы из стран бывшего СССР, и многие из них — люди не принадлежащие к западной культуре. Подойдет ли им мировоззрение христианского монаха Хеллингера?

В исторической части нашего курса мы встречаемся со всеми этими вопросами. Мы теряем ориентиры, и я нахожу этот процесс очень освобождающим, творческим. Значит, в философской части курса нам придется найти свою позицию. А в технологической — создать способы работы, которые помогают эту позицию воплощать в практике. Поле, конечно, взорвет любую философию. Будучи несовершенными, мы тем не менее можем учиться встречаться и с этими вызовами.

Следующий этап нашего пути — философия расстановок. Прежде всего, это взгляд на мир, которого придерживается расстановщик. От этого зависит и то, как он смотрит на отношения с клиентом и помощь как таковую. Могут ли расстановки «решить проблему клиента»? Что мы можем обещать клиенту, а что находится за пределами нашего понимания и влияния? На какой результат может рассчитывать клиент и когда?

Исторически сложились несколько наиболее известных философских систем в расстановках, которые можно обозначить как «терапевтическая» и «духовная». В первой системе расстановщик выступает в той или иной степени как эксперт, клиент ставит цели (запрашивает решение проблем), а расстановка их помогает достигать или решать. Во второй системе расстановщик и клиент объединяются, чтобы с помощью расстановки услышать движение духа. Согласие с этим движением освобождает от «вплетенных» в жизнь клиента прошлых или чужих историй. А ведь есть и еще другие философские системы. Одна из них, например, вообще не предполагает ни исследование причин и связей «проблем», ни достижение результата. Мы можем «просто» научиться чувствовать, куда нам сейчас надо идти. Какая философия станет нашей или, может быть, нам потребуется создать свою?

У клиента и расстановщика жизненная философия может различаться, вплоть до радикального несходства. Как мы устанавливаем терапевтический альянс (я назвала это «полевая диада»), чтобы делать расстановку? Хеллингер назвал это «порядки помощи», но может быть существуют и другие порядки?

Все эти вопросы напрямую связаны также с вполне практическими вещами: как мы позиционируем свою практику, как мы ее рекламируем, что мы продаем, сколько это стоит. Согласитесь, продавать решение проблем или проявление движения духа — это совсем разные «услуги населению»!

Еще одна непростая тема — это коллегиальность и конкуренция, как с другими помогающими практиками, так и с другими расстановщиками. Расстановки «залезают» в области, которые освоены другими помогающими практиками гораздо раньше. Расстановка работает и в области психотерапии, и в бизнес-консультировании, и в целительстве, и в эзотерике, и даже в художественном творчестве и дизайне (и этот перечень далеко не полный).

Нам придется встретится и с эйфорией новичков (какие замечательные возможности открывают расстановки!), так и с сопротивлением «традиционных» практиков (мы делаем недопустимые вещи!). Нас будут возносить на пьедесталы, против нас будут использовать черный пиар. Как отстаивать свое дело в такой среде? Каково наше собственное место? Только этой теме я посвящаю отдельный семинар «Практика и жизнь».

И только третьим этапом нашего пути станут технологии. Как сказала одна участница моего семинара «Техника и мистика системных расстановок»: «Когда я просила простые работающие техники, я и не предполагала, что они так работают». Познать как работает поле мы можем только тогда, когда поймем, как мы с ним взаимодействуем. Я называю это танец с полем и (не для протокола) иногда хочется сказать «секс» 🙂 Настолько это непредсказуемо и красиво, но в то же время «позы» и «шаги» могут быть осознаны и изучены.

Я разделила расстановочные технологии на три предмета для изучения.

Первое, это технологии фокусировки ролей. Эта наука отвечает на такие вопросы как «кого мы ставим, когда ставим маму», «кто может поставить Судьбу» и «кого здесь не хватает». Возникают и технические вопросы, такие как «кто ставит заместителя — клиент или расстановщик», «что делать, если заместитель ничего не чувствует», «не разыгрывает ли заместитель какой-то свой процесс», «как поставить фигуру, если я не понимаю, кто она», и другие. От понимания, кого и как мы ставим, в значительной степени зависит успех расстановки, ведь если мы попадем «не туда», расстановка не раскроется. Процесс фокусировки не вербальный, т.е. сказать «поставим твою маму» совершенно не достаточно. К какую историю из жизни мамы мы попадем? А может быть, есть история после смерти? Почему, например, фигура квартиры плачет, куда мы попали? А почему фигура «мой страх» ничего не боится?

Почему можно поставить фигуры из истории клиента даже в его отсутствие? Более того, можно не сообщать заместителям, в каких ролях они стоят. Они это каким-то образом почувствуют сами. Что при этом происходит?

Фокусировка ролей (вербальная, невербальная, дистанционная), на мой взгляд, самая сложная часть расстановочной технологии. Здесь происходит больше всего личных искажений, влияющих потом на весь ход расстановки. К счастью, поле делает калибровку роли, т.е. доводит фигуру до максимально возможного сейчас контакта с полем. Именно калибровкой объясняются такие явления как «страху не страшно» или «больная спина не болит». Как не мешать процессу калибровки, мы также изучаем на нашем курсе.

Вторая часть расстановочной технологии, это

чтение поля и атрибуция. Чтение поля — это состояние контакта с полем, открытость к восприятию, формирование и понимание языка, на котором идет диалог с полем. Атрибуция — это искусство распознавания проявляющихся фигур и их состояний. Например, понимание, что вот эти две фигуры — это женщина и ее маленький ребенок, а вот тут есть мужчина, который на нее злится и они находятся в сексуальном партнерстве — это атрибуция. Атрибуция включает также распознавание эпох, стран, событий из истории или из жизни людей, даже определение религиозной принадлежности фигур, если это важно для расстановки. Я придумала большое количество упражнений и техник на распознавание, например, отличий аборта, выкидыша и мертворожденного ребенка, на чувствование католичества и православия, России, Украины (отдельно Западной и Восточной) и Белоруссии, войны 1941-1945 годов или Первой Мировой, и многого другого, что часто встречается в расстановках. А также как помочь себе прочитать то, с чем мы никогда не встречались. И что делать, если фигуры не будут атрибутированы.

Здесь мы снова вспоминаем историю и то, как Хеллингер и другие коллеги давали подсказки типа «если заместитель смотрит в пол, то там лежит мертвый» или «если фигура стоит справа и сзади, то это отец» (т.н. расстановочная геометрия). В моем подходе я предлагаю изучать это только как историю, и отдать приоритет чтению и атрибуции «от первого лица». На языке геометрии или языке поз и жестов поле разговаривает тоже, но. .. с теми, кто согласен понимать только этот язык. На мой взгляд, непосредственное живое восприятие дает шанс увидеть уникальную историю, находящуюся за пределами любого искусственного языка.

В совершенствовании нашей способности читать поля мы работаем над двумя темами: это презентность и прохождение «белых пятен». Презентность — это способность находится в присутствии, здесь и сейчас, открываясь к восприятию того, что сейчас происходит, и не сдерживая, не отвергая происходящее со своей стороны. Практики презентности включают в основном работу с телом (тело всегда здесь и сейчас, лишь наше внимание «улетает» в прошлое или будущее…), а также ряд техник для работы в условиях нарушения презентности, утраты внимания, потери нейтральности. Расстановщики — живые люди, мы не «просветленные», мы почти не бываем в состоянии «пустой середины», мы даже часто не знаем, что это такое. Тем не менее, мы можем быть достаточно нейтральны для работы.

Все наши ограничения в восприятии поля связаны с предыдущими травмами, как собственными, так и наших семейных систем. Нам нельзя чувствовать то, что однажды было чувствовать больно, опасно, трагично — нам или нашим предкам. Пока эти закрытые пространства, «белые пятна» на нашей внутренней карте не будут пройдены, мы будем «водить» своих клиентов также мимо них. Клиенты не смогут пройти в те истории, которые были в их семьях, если туда не может пройти расстановщик.

Единственный способ работы с «белыми пятнами» — это личная терапия, в том числе и расстановка. Хороший способ обнаружения этих пятен — супервизия, т.е. помощь другого коллеги, наблюдающего вашу работу с клиентом. Другой человек очень легко может увидеть те места, которые вы обходите в расстановке — просто потому, что люди разные, и белые пятна у каждого тоже разные. В моем курсе разработан формат супервизии, который помогает раскрыть сложные места в практике, вместе с тем не давая оценок и не «исправляя» работу коллеги. Само слово «супервизия» я пока использую только по традиции, в расстановках не работает позиция «сверху» («супер»). Как только расстановщик почувствует себя маленьким или экзаменуемым, он теряет способность воспринимать поле. Поле открывается только на равных.

И, наконец, третья часть расстановочных технологий — это собственно, помощь или урегулирование. Мы подходим к помощи, уже понимая, какова наша философия, уже умея воспринимать поле и понимать его язык (а также понимать свои ограничения в восприятии, и умея проходить через них). Мы уже определили для себя, что такое наша помощь — это решение проблем или проявление движения духа, или что-то еще. Для того помогающего процесса, который происходит в расстановках, есть много описаний. Это и «восстановление порядка» и «распад переплетения» (размыкание связи между историей клиента и историей из прошлого его семьи), и «примирение» и многое другое. Я называю этот процесс «восстановление видимости системного опыта» — то, что было исключено из поля системы, может быть возвращено в область восприятия. Тогда меняется и жизнь клиента, и ему больше нет необходимости повторять в своей жизни прежние истории. Этот процесс не всегда может быть назван «принятие», я иногда также использую английское слово reconciliation, которое примерно может быть переведено как «урегулирование».

В нашем исследовании урегулирования мы изучаем расстановочные ресурсы (в том числе и большие или «шаманские» ресурсы, находящиеся далеко за пределами семейных систем). Мы также рассматриваем, как работают разрешающие фразы (я называю это «лингвистический ресурс»). Фразы позволяют нам выделять объекты из полевого «хаоса», именовать их и затем разделять, переключая внимание. В некоторых случаях помогают движения, как жесты и позиции, так и взаимное расположение фигур, геометрия.

Часть работы по урегулированию — это понимание пределов, в которых это возможно. Некоторые истории не могут быть урегулированы вообще (обычно это большие истории масштаба Холокоста), некоторые находятся за пределами сил нашей группы именно сегодня. Мы должны понимать, какие ресурсы и в каких случаях подходят, иначе наши ресурсы будут истощены, а результат не будет достигнут. И здесь мы снова возвращаемся к философии нашей работы и пониманию, что такое для нас результат. ..

Таким образом, с «простыми работающими техниками» в нашем расстановочном путешествии мы встречаемся, уже пройдя значительную часть пути. Как сказала одна из участниц моего курса «Я не была готова к тому, что это действительно работает». Поле действительно работает, и единственное, мне кажется, чему мы должны учиться — давать место этой работе. Философские «дебри» и технологические «тонкости» — всего лишь помогают нам создать вокруг себя рамки, которые удержат нас во время трансформации поля… Так сильно оно работает.

Когда закончен «базовый курс», мы можем быть уверены, что обучение будет продолжено. Поле — вот первоисточник и учитель. Никто не может рассказать и показать поле лучше, чем это сделает оно само. Но можно пройти часть этого пути совместно, сопровождая друг друга.

P.S. Все идеи, изложенные в этой статье, а также новые термины (чтение поля, атрибуция, калибровка, фокусировка и др.) открыты для всеобщего использования при условии ссылки на автора.

(с) Елена Веселаго, 2013

www. constellations.ru


Эта статья написана в декабре 2013 года.


Елена Веселаго. Как научиться расстановкам. Вебинар 17.09.2015


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>


Что такое системная и семейная расстановочная терапия и как она может помочь?

Системная и семейная расстановка — это мощный инструмент для получения информации по вопросам, связанным с личной и профессиональной жизнью. Эти озарения ведут к сдвигу в нас, как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного. Этот сдвиг помогает нам приблизиться к решениям, которые отвечают нашим наилучшим и высшим интересам.

Семейная и системная расстановка была впервые предложена немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером, который также изучал психоанализ, семейную терапию, гештальт-терапию и трансактный анализ. Инновационный подход Хеллингера позволил применять расстановки не только к личным проблемам, но и к проблемам, возникающим внутри организации.

Что такое Созвездие?

Слово «Созвездие» относится к группе или конфигурации элементов, т. е. идей, чувств, характеристик, объектов и т. д., которые каким-то образом связаны между собой. Именно эта взаимосвязь между различными элементами системы лежит в основе любой проблемы . Проблема может быть связана с любой системой, будь то человек, семья или организация.

Что такое система?

Систему можно определить как организованную, целеустремленную структуру, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (компонентов, объектов, факторов, членов, частей и т. д.). Эти элементы постоянно влияют друг на друга (прямо или косвенно), чтобы поддерживать свою активность и существование системы, чтобы достичь цели системы или поддерживать внутреннее устойчивое состояние (называемое гомеостазом).

Организация представляет собой систему , которая содержит различные элементы. Эти элементы включают руководство, инвесторов, сотрудников, ценности, миссии, отделы…

Семья – это система , которая является результатом объединения элементов, включающих предков, родителей, братьев и сестер, дальних родственников, супругов, общие семейные ценности… .

Человек также представляет собой систему , состоящую из элементов, которые могут быть сознательными или бессознательными, таких как мысли, чувства, эмоции, убеждения, ценности, цели, навыки, решения…

 

В большинстве случаев эти элементы находятся под сильным влиянием прошлого опыта, который является причиной многих затруднений и конфликтов между элементами. Именно эти запутанности и конфликты могут в конечном итоге привести к существующей проблеме, с которой клиент сталкивается в своей семье, организации или даже на индивидуальном уровне.

Теперь, когда вы понимаете, что такое расстановка и система, давайте быстро рассмотрим, как семейная, системная и организационная расстановка может помочь в понимании и решении проблемы.

Как работает созвездие?

Семейная расстановка

Семейная расстановка — это субъективный терапевтический подход к раскрытию скрытой динамики или слоев , являющихся частью жизни человека, на которых могут основываться их ценности и убеждения.

Человек может сознательно не осознавать эту информацию и динамику, действующую в его семье, хотя именно динамика может быть источником помех для их текущей проблемы или ситуации.

Процесс созвездия обеспечивает понимание этой скрытой динамики и информации, которая в конечном итоге может привести к решениям.

Семейная расстановка работает с проблемами клиентов, относящимися к любым отношениям или семейным делам , где при создании расстановки выбранные элементы будут из семьи клиента, например, его/ее предков, родителей, братьев и сестер или любых других член семьи.

Системное созвездие

В Системной расстановке мы работаем с проблемами клиента, относящимися к любым эмоциям или внутренним конфликтам , чтобы понять взаимодействие этих элементов внутри клиента, которое может привести к проблеме.

Позвольте мне привести пример, клиент приходит с проблемой доверия в отношении его рабочей области. Здесь клиент может выбрать представителя для себя и другого представителя для доверия. Эти два элемента будут использоваться для настройки созвездия.

Организационное созвездие

Организационное созвездие используются для работы с организационными дилеммами, такими как слияний и поглощений, проблемами лидерства, межведомственными конфликтами, волнениями среди сотрудников, организационной реструктуризацией, повторяющимися тревожными моделями среди функциональной команды, изменением культуры, ненадлежащим поведением. от важного члена компании и т. д. Точно так же в организационном сценарии эти элементы выбираются для создания созвездия.

Процесс расстановки (группы)

  1. Формируется группа примерно из 10 или более участников, которой помогает или руководит фасилитатор расстановки.
  2. Из группы подбирается один участник для работы со своим вопросом, которого мы можем назвать клиентом или искателем.
  3. После краткого и фактического интервью с фасилитатором определяются ключевые элементы, которые становятся основой для создания расстановки.
  4. Клиенту предлагается интуитивно выбрать представителей для элементов из членов группы. Все остальные члены группы, кроме ищущего и представителей, называются наблюдателями. Если при расстановке требуются дополнительные представители, их выбирают из наблюдателей. Хотя наблюдатели не являются активными участниками созвездия, они играют роль объективного наблюдателя, который может, как часть созвездия, получить представление о своих собственных проблемах и решениях.
  5. После того, как клиент выберет представителя, который будет представлять определенные элементы в созвездии, клиент интуитивно расставит этих представителей в том положении и в том месте, которое ему кажется правильным в данный момент. Клиент выбирает место для себя, чтобы сидеть и наблюдать за взаимодействием, которое происходит между этими элементами.
  6. Некоторое время представители стоят неподвижно и молчат на своих местах. Первоначально, в отличие от психодрамы, представители не действуют, не позируют, не ведут диалог или ролевую игру. Представителей просят подключиться к так называемому «полю информирования или знания». Поле Знания направляет участников к восприятию и выражению чувств и ощущений, которые отражают чувства и ощущения реальных членов семьи или элементов, которые они представляют. Представители мало или совсем не знают фактов о тех, кого они представляют. Тем не менее, представители обычно испытывают чувства или физические ощущения, очень похожие на чувства представляемых элементов.
  7. Фасилитатор может попросить каждого представителя кратко рассказать, как они себя чувствуют, находясь по отношению к другим. С этого момента и далее, исходя из расположения элементов, их ответов на вопросы фасилитатора и того, как эти элементы соотносятся и взаимодействуют друг с другом во время расстановки, появляются определенные идеи. Эти идеи, а также то, как различные элементы перемещаются и меняют свое положение во время расстановки, помогают прояснить проблему и ее решения.
  8. В конце расстановки клиента или искателя просят оставаться с прозрениями и знаниями, полученными от расстановки. Основываясь на этих выводах, клиенту может потребоваться совершить определенные сознательные действия, чтобы двигаться к разрешению. Во многих случаях клиент также бессознательно замечает определенные сдвиги в своих мыслях, чувствах и эмоциях. Эти сознательные действия и бессознательные сдвиги помогают клиенту двигаться к их разрешению.

Помните, что семейная расстановка — это эмпирический процесс, и то, что вы здесь читаете, вероятно, даже не верхушка айсберга. Настоящую силу созвездий можно понять только тогда, когда вы испытали ее на собственном опыте.

С благодарностью Берту Хеллингеру (1925-2019)

Любовь = Видение плюс расстояние — суждение

Берт Хеллингер, семейный системный психотерапевт и философ, дедушка и основатель метода системных расстановок, умер в прошлый четверг в возрасте 93 лет В этой краткой заметке я хочу оценить — и воздать должное — огромный вклад, который он внес в работу над Системными Расстановками.

Берт признал несколько влияний первой половины своей жизни, которые привели его к поиску призвания в системной работе в зрелые годы: вера его родителей, которая дала ему психологический иммунитет от гитлеровского национал-социализма, поскольку он вырос в Германии в 1930 с; его 16 лет в качестве священника в Южной Африке; а после духовенства его обучение психоанализу и трансакционному анализу, а также многим другим модальностям.

Берт не изобретал метод созвездий. Он столкнулся с этим во время обучения семейной терапии с Лесли Кадис и Рут МакКлендон. Видя его корни в психодраме и семейной скульптуре Вирджинии Сатир, его вклад состоял скорее в том, чтобы увидеть его потенциал как линзу для освещения скрытой семейной и межпоколенческой динамики и привнести в нее уникальный вклад разнообразных элементов, включая его собственное психодинамическое понимание, важность предки (которым он научился у зулусов) и контекстуальная терапия Босзорменьи-Надь.

Берт поразил тех, кто работал с ним, в том числе и меня на некоторых семинарах в Лондоне в начале 2000-х годов, своей способностью «видеть» скрытую системную динамику за проблемами, с которыми к нему обращались его клиенты.

Это качество восприятия привело его к оригинальному пониманию скрытой архитектуры, стоящей за семейными системами, которую он назвал Орденами Любви. Это включало в себя глубокое и оригинальное понимание того, что он называл «совестью», тех могущественных сил, которые одновременно связывают индивидуума с группой, а также с самой системой как с сущностью.

Он любезно предоставил своему другу и коллеге, доктору Гунтарду Веберу, известному психиатру, исследовать применение этого понимания к организационным системам. Как гласит история, когда первая расстановка сил в 1995 году превратилась в исследование динамики семейного бизнеса, он повернулся к Гюнтарду и сказал: «Это твое дело — мне это неинтересно».

Берт щедро подарил свое имя и поддержку учебным заведениям по всему миру, включая Институт Берта Хеллингера в Нидерландах и Британский институт Хеллингера здесь, в Великобритании (в 2001 году). Хотя имя последнего было изменено на Центр системных расстановок, после смены владельца мои коллеги продолжают относиться к его дару и вкладу с большим уважением и признательностью.

Когда я думаю о жизнях — как личных, так и профессиональных — и бизнесе, которые были преобразованы с помощью этого прекрасного метода и его глубокого и душевного понимания, я испытываю огромную благодарность. Системные принципы, которые мы используем, чтобы помочь нашим клиентам справиться с их организационными и лидерскими проблемами, не существовали бы без него.

Как сказал один из моих студентов-тренеров: «Пусть мы все вспоминаем его с благодарностью и любовью за его уникальный вклад.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *