польза методики обучения детей, преимущества и недостатки, отзывы
Содержание
- Польза ментальной арифметики для детей
- Мелкая моторика
- Межполушарные связи
- Увеличение скорости мышления
- Концентрация внимания
- Развитие памяти
- Развитие правого и левого полушария
- Главные преимущества
- Развитие абстрактного мышления
- Улучшение взаимодействия творческого и логического начала
- Социализация и работа в команде
- Отрицательные стороны методики
- Стоимость занятий
- Перегрузка и обратный эффект
- Пропуск уроков
- Поспешность и ошибки
- Стоит ли вести ребенка на занятия
- Приемлемый возраст для начала обучения
- Отзывы родителей о занятиях ментальной математикой
Несколько лет назад продвинутые образовательные центры стали предлагать обучение детей математике по древней восточной методике с использованием абакуса или соробана – предмета, напоминающего счеты. Специалисты утверждают, что этот метод позволяет не только развить навыки устного счета, но и повысить концентрацию, улучшить память, раскрыть творческие способности ребенка. Чтобы родителям было проще принять решение о необходимости занятий, стоит узнать подробнее, что такое ментальная арифметика, плюсы и минусы, длительность обучения.
Польза ментальной арифметики для детей
Мнения ученых о пользе этой методики расходятся. В Индии было проведено исследование: дети должны были выполнить математические действия, находясь в нестандартной ситуации. Их отвлекали, шумели, нарочно громко разговаривали. При этом те ребята, которые занимались ментальной арифметикой, справились с заданием лучше и быстрее, чем те, кто изучал математику традиционным способом.
Американские эксперты не получили столь однозначных результатов. Они проанализировали способности школьников младших классов, часть из которых занималась на абакусе, и не выявили разницы между ними. Еще одно наблюдение показало, что результат зависит от способностей ребенка.
Если оценить мнения ученых, можно сделать следующий вывод: не всегда польза от занятий восточной математикой видна сразу, но вреда от них точно не будет. А некоторые плюсы обучения неоспоримы.
Мелкая моторика
Программа обучения разделена на 2 этапа:
- Занятия с абакусом. Ребенок двигает косточки по металлическим стержням, используя обе руки одновременно. Таких стержней чаще всего 13.
- Счет в уме. На этом этапе доска с косточками уже не нужна, а все математические операции производятся мысленно.
В начале занятий, при работе со счетами, активно развивается мелкая моторика. Доказано, что она влияет на уровень владения речью, эмоциональный фон, память и внимание. Чем бы ни увлекся ребенок в будущем, моторика упростит освоение новых навыков, будь то игра на музыкальном инструменте, хореография или шахматы.
Межполушарные связи
В программе используется асимметричный счет, при котором задействуют указательный и большой пальцы правой руки, а также средний и указательный левой. При этом укрепляется связь между правым полушарием, отвечающим за творческое мышление, координацию движений, формирование зрительных образов, и левым, которое формирует логику, помогает ставить цели и обрабатывать звуковую информацию.
Что может сигнализировать о нарушении связей между полушариями:
- ухудшение почерка;
- речь становится более путаной;
- появляются проблемы с запоминанием информации;
- ребенку трудно сконцентрироваться.
Занятия ментальной арифметикой помогут восстановить эффективное взаимодействие между полушариями и повысить продуктивность работы мозга. Если вернуться к соробану в зрелом возрасте, можно замедлить разрушение нейронных связей, отсрочить возникновение рассеянного склероза или болезни Альцгеймера.
Увеличение скорости мышления
Школьная программа предполагает, что первоклассники могут оперировать цифрами до 20, второклассники – до 100. Дети, обучающиеся на абакусе, независимо от возраста, через несколько месяцев способны работать в уме с трехзначными числами. Причем скорость счета и его точность возрастают. Это не значит, что ребенок непременно станет математическим гением. Зато навык пригодится во взрослой жизни и работе, когда будет необходимо быстро рассчитать стоимость покупок в магазине, спланировать расходы и доходы, произвести инженерный расчет или налоговые операции.
Концентрация внимания
Счет в уме требует сосредоточенности и осознанности. Ученики концентрируются на движении пальцев, а затем на ментальных вычислениях. Это помогает развить усидчивость, стрессоустойчивость, внимательность, перестать отвлекаться на посторонние раздражители. Со временем дети транслируют эти полезные привычки и на другие занятия, что повышает их школьную успеваемость.
Развитие памяти
Во время занятий нужно запомнить большое количество информации. В развлекательной форме, с использованием зрительных и тактильных образов, она усваивается проще. Объем памяти увеличивается, запоминание происходит быстрее. Улучшения распространяются на краткосрочную и долгосрочную память.
Развитие правого и левого полушария
Программа обучения построена таким образом, что детям приходится искать пути для решения новых, все более сложных задач. Они лучше адаптируются к нагрузкам, чувствуют себя уверенно. Иногда необходимо выполнять одновременно несколько видов деятельности. Это помогает улучшить работу мозга и защитить его от негативных возрастных изменений в будущем.
Поскольку правое и левое полушария задействованы в равной степени, чтобы найти выход из трудной ситуации, ребенок сможет применить творческий или логический подход. Сбалансированная работа мозга положительно влияет на работу иммунной, гормональной и пищеварительной систем.
Главные преимущества
Сторонники ментальной арифметики убеждены, что она дает детям преимущество во взрослой жизни. После обучения они лучше ориентируются в непрерывном потоке информации, синтезируют и анализируют ее, принимают верные решения. Отмечают и другие полезные аспекты методики.
Развитие абстрактного мышления
Визуализируя в уме положение косточек на счетах, ученик создает и удерживает в голове абстрактный образ. Это навык полезен в математических и гуманитарных науках. С его помощью также можно выявить скрытые творческие способности. У ребенка развиваются любознательность, фантазия. Он учится смотреть на любую проблему под разными углами, а, значит, быстрее ее решает. Абстрактное мышление помогает выполнять несколько действий одновременно и видеть связи в окружающем мире.
Улучшение взаимодействия творческого и логического начала
Считая на калькуляторе, можно увидеть только исходные цифры и конечный результат. При этом сам процесс расчета лишен творческого подтекста. При работе с абакусом видны все этапы арифметического процесса. Дети видят, как числа взаимодействуют друг с другом для того, чтобы получилось финальное решение. Таким образом, улучшается взаимодействие творческого и логического начала.
Социализация и работа в команде
Для решения сложных задач на занятиях ученики объединяются в команды, учатся взаимодействовать, помогают отстающим. Здесь можно найти новых друзей, увидеть свои сильные и слабые стороны, научиться находить общий язык с другими людьми. Групповые занятия помогают расширить кругозор и с вниманием относиться к чужой точке зрения.
Отрицательные стороны методики
Вредных последствий у ментальной арифметики нет. Есть незначительные недостатки, о которых родителям следует знать до начала занятий.
Стоимость занятий
Как все новейшие образовательные курсы, обучение математике по восточному методу обойдется недешево. При этом заниматься нужно без перерывов. Чтобы получить результат, потребуются 1-2 года регулярных занятий. Поэтому важно оценить финансовые возможности семьи и выделить бюджет на весь курс сразу. Преподаватели убеждены, что даже небольшая пауза в 1-2 недели может пагубно сказаться на результатах.
Перегрузка и обратный эффект
Ежедневные занятия арифметикой могут утомить ребенка, особенно если изначально он не проявлял к ней интереса. В этой ситуации родителям следует снизить интенсивность нагрузки, по возможности на время исключить другие образовательные курсы. Отдых, игры на свежем воздухе, любимые развлечения не должны исчезнуть из жизни ученика с появлением в ней науки.
Пропуск уроков
Если не посещать занятия регулярно, материал усваивается отрывками, не складывается в систему. Ребенок путает понятия, не видит всех способов решения задачи. Поэтому важно заниматься в группе, соблюдая расписание, и ежедневно уделять время домашним упражнениям.
Поспешность и ошибки
Торопясь получить математический результат, дети уделяют меньше внимания процессу и правильности расчета. Это приводит к поспешности и ошибкам. Чтобы победить этот недостаток, следует возвращать внимание ученика в допущенным им недочетам. Другая проблема заключается в том, что, легко добившись успеха в одном предмете, ребенок снизит концентрацию при изучении других.
Стоит ли вести ребенка на занятия
Если стоит вопрос о выборе обучающего курса, который позволит одновременно подтянуть математические и творческие способности ребенка, развить логическое мышление, командные навыки, повысить внимательность, улучшить память и эмоциональный фон, то лучшего решения, чем занятия ментальной арифметикой, не найти.
При всех немногочисленных недостатках курс эффективно дополнит школьную программу и пополнит копилку практических навыков.
Приемлемый возраст для начала обучения
Эксперты считают, что начинать занятия следует не раньше чем в 5 и не позднее чем в 6 лет. Такой возрастной диапазон выбран по ряду причин:
- до 5 лет ребенок еще не чувствует себя самостоятельным, не способен понять, для чего необходимо учиться;
- примерно в 6 лет формирование нейронных связей замедляется, снижается активность мозга, детям становится сложнее воспринимать новую информацию;
- если начало занятий совпадает с окном повышенной активности мозга, можно быстрее перейти от простых упражнений к сложным и повысить результативность занятий.
Отзывы родителей о занятиях ментальной математикой
“Попробовали заниматься по совету классной руководительницы. Пока никакого эффекта не увидела. Может быть, эта методика не всем детям одинаково хорошо подходит”.
Оксана, 32 года, Москва
“Вожу сына на ментальную математику уже полгода. За это время он научился быстро считать в уме. Когда идем в супермаркет, может с легкостью назвать сумму всех покупок в корзине. Раньше творческие задания по литературе делали вместе, он просил помочь, а теперь все пишет сам. Учителя отмечают, что сын часто первым находит ответ на вопросы по всем предметам, стал более самостоятельным и спокойным”.
Елена, 28 лет, Пермь
“Дочери 6 лет, она любознательная, любит учиться новому. После первых занятий арифметикой было много впечатлений, хотя слово “абакус” она выучила не сразу. Результат не заставил себя ждать: дочка считает быстрее, чем мы с женой. Она стала бойко разговаривать, на вопросы отвечает находчиво, по-взрослому. Объяснял ей, как ходят шахматные фигуры, через 15 минут она уже играла как заядлый шахматист. Преподаватель считает, что для закрепления результата нужно заниматься 2 года. Мы так и планируем сделать”.
Константин, 36 лет, Санкт-Петербург
Что такое ментальная арифметика и в чем ее польза и вред для ребенка — Parents.ru
Стиль жизни
- Фото
- Peter Dazeley/Getty Images/The Image Bank RF
исследователь математического образования
Ментальная арифметика — это методика обучения устным вычислениям с помощью специально сконструированных счетов под названием абакус. Сначала ученик учится решать задачки, передвигая косточки на спицах, а со временем начинает то же самое делать в уме. С бешеной скоростью.
Методика существует примерно с XVII века, а придумали ее специально для купцов. Сегодня функции воображаемого абакуса легко может выполнить калькулятор. Несмотря на это курсы по ментальной арифметике пользуются безумным спросом, особенно в Китае, Индии и Японии. Организаторы обещают обучить детей не только сложению, вычитанию, делению и умножению многозначных чисел, но и развить мозг буквально во всех направлениях. Только вот зачем из ребенка делать робота, мало кто задумывается.
От любви до ненависти
Эксперты говорят, что занятия ментальной арифметикой способствуют развитию двух нейропсихологических функций. Прежде всего речь идет о так называемом «факторе программирования и контроля». Это когда в уме нужно совершать сложный набор последовательных действий и весь алгоритм выполнять без ошибок. А еще ментальная арифметика тренирует зрительно-пространственные функции, ведь конечная цель — научить ребенка считать на воображаемых, а не на реальных счетах. Такой вид работ для мозга полезен — с одной оговоркой.
Лобные доли, которые отвечают за блок программирования и контроля, окончательно созревают к 20 годам. В 10 лет они находятся в стадии формирования. Та нагрузка, которую дает на мозг ментальная арифметика, для детей младше этого возраста оказывается чрезмерной. Кроме того, если ребенка просят выполнять задания, которые не подходят ему по уровню физиологического развития, обучение может худо-бедно продвигаться, но пользы будет все-таки мало. А если ученика еще и заставлять, рано или поздно он возненавидит и ментальную арифметику, и математику, а там и учебу со школой вместе взятые. Мотивация получать знания пропадет.
- Фото
- @iq007ulyanovsk
Если вы хотите, чтобы ребенок был силен в математике, фишка не в том, чтобы научить его считать. Эту функцию выполняет сегодня калькулятор. А в том, чтобы он понял, как посчитать легко, то есть умел подыскивать подходящий способ в каждой конкретной ситуации, а не действовал всегда по одному алгоритму.
Перспективы на будущее
Есть и другие опасности, о которых организаторы модных курсов не предупреждают. Освоение метода ментальной арифметики в раннем возрасте может тормозить развитие математических способностей.
Представление о числе формируется у нас постепенно. Сначала нужно уловить суть понятий «больше — меньше» и научиться на глаз судить об объеме и количестве предметов. Здесь на помощь приходят счетные палочки и игры с подручными материалами — яблоками, шишками или кубиками, которые нужно посчитать. Каждая из таких моделей обогащает наше «математическое восприятие» и развивает «интуицию больших чисел». Так мы учимся чувствовать, например, что 327 бананов — это слишком много, а 17 — совсем другое дело.
Ментальная арифметика подразумевает обучение только одному способу оперирования с числами. Ребенок действительно научается быстро складывать, вычитать, делить и умножать. Но представление о числе у него складывается очень бедное, а сама суть математических действий остается для него тайной.
В 2018 году первое место на чемпионате мира по ментальной арифметике заняла 6-летняя Алиса Гусева из Екатеринбурга.
Если ребенок знакомится с абакусом в возрасте 4–6 лет, сложностей будет еще больше. Другие способы обращения с числами, с которыми он встретится в начальной школе, покажутся ему ненужными: он же и так прекрасно считает. В итоге получится, что весь «базовый» материал усвоится не в ходе разнообразных предметных игр, а в виде зубрежки. Дальше начнутся дроби, знакомство с десятичной системой и логарифмами, извлечение корня. А для освоения этих понятий, помимо прочего, крайне важно уметь делать приблизительные вычисления. Но таких навыков ментальная арифметика не дает.
- Фото
- Britt Erlanson/Getty Images/The Image Bank RF
Здоровые ориентиры
Чтобы освоение абакуса принесло ребенку только пользу, наш эксперт советует применять его по таким принципам:
До школы ментальная арифметика больше навредит, чем поможет, если не будет игрой от случая к случаю, среди прочих математических игр.
Чтобы улучшить оценки по математике, вместо абакуса имеет смысл освоить с ребенком обычные «советские» счеты. Они помогут закрыть пробелы, подтянуть знания.
Абакус можно использовать для снятия «математической тревожности». Если вы чувствуете, что ребенок входит в ступор на уроках математики, он переживает, что все это слишком сложно и он не справится, ментальная арифметика поможет снять стресс.
Если вы решили предпочесть абакус, пусть ребенок оттачивает на нем только тот материал, с которым возникли проблемы, и не забегает далеко вперед. Например, в школе проходят сложение в пределах двадцати — значит, в этих же пределах стоит заниматься и ментальной арифметикой.
Абакус — хорошая модель для оперирования десятичными дробями. Но, опять же, ограничьтесь только этим «узким» материалом, если к моменту его освоения в школе ребенку вообще нужны будут объяснения на пальцах.
Если вы отдали детей на занятия по ментальной арифметике, дома делайте с ними побольше заданий на удобные приемы счета. Например, если в задаче просят вычесть 17, а потом прибавить 27, спросите сразу: «А как можно проще?» Пусть догадаются, что легче просто прибавить 10. Цель — не применять только абакус, а прибегать к нему, только если по-другому решить задачу невозможно.
Больше полезных материалов о развитии малышей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Алиса Кобозева
калькуляторы убивают нашу способность работать в уме?
С 1980-х годов у нас есть доступ к калькуляторам различных типов. Сегодня мы можем включить компьютеры и смартфоны, которые круглосуточно и без выходных подключены к нашему бедру. Влияет ли этот повсеместный доступ к калькуляторам на нашу способность считать в уме, как раньше?
Тридцать лет назад калькуляторы обещали огромные возможности – возможности, увы, вызвавшие немало споров. Скептики предсказывали, что студенты не смогут производить даже простые расчеты в уме или на бумаге. Умножение, основные факты, знание исчезли бы. Калькуляторы станут костылем.
Споры не утихают со временем. Совсем недавно, в 2012 году, правительство Великобритании объявило о своем намерении запретить использование калькуляторов в начальных классах на том основании, что учащиеся используют их слишком часто и слишком рано.
Исследования, проведенные в ответ на это, обнаружили небольшую разницу в тестах производительности независимо от того, использовали ли учащиеся калькуляторы или нет. Более раннее исследование в США показало то же самое: калькулятор не оказывал ни положительного, ни отрицательного влияния на приобретение базовых математических навыков.
Исследователи рекомендовали продолжить разговор. Какие типы задач и действий подходят калькуляторам? Как калькуляторы могут дополнить и укрепить ментальные и письменные методы арифметики в математике?
Исследования показали, что использование калькуляторов не снижает возможности вычислений в уме. с www.shutterstock.comИспользование калькуляторов для расширения знаний по математике
Учителя возлагали большие надежды на то, что калькуляторы будут использоваться для улучшения и расширения изучения математики. В то время как стандартные процедуры для четырех операций (+, -, x, ÷) по-прежнему будут преподаваться и основные факты арифметики все еще необходимо освоить, калькуляторы могут облегчить изучение числовых моделей, а отсутствие утомительных вычислений освободит учащихся.
ставить, моделировать и решать интересные и актуальные задачи.Калькуляторы не заменяют вычисления в уме, а делают вычисления более эффективными. Даже простой калькулятор с четырьмя функциями является мощным инструментом для исследования целого ряда понятий, которые ранее были не так легко доступны маленьким детям самостоятельно.
Счет, пропуск счета, отрицательные числа, отношения между обыкновенными и десятичными дробями и другие числовые шаблоны — все это открывается. Калькулятор позволяет учащимся исследовать и обобщать закономерности в числах, к которым у них раньше не было доступа.
Функция «константа» означает, что маленькие дети могут исследовать числа до бесконечности, если им захочется, не ограничиваясь диаграммами или числовыми линиями. Пропускной подсчет также возможен с использованием постоянной функции.
Таблицы умножения больше не ограничены размером 12 x 12. На приведенной ниже диаграмме ребенок изучает шаблон, полученный путем ввода 11+11 и продолжая нажимать знак равенства, чтобы увидеть, что произойдет с шаблоном, когда вы сосчитаете до 99 до одиннадцати. .
Возможно множество числовых шаблонов. Автор предоставилКалькуляторы имеют большой потенциал в разработке концепций. Например, что происходит, когда вы умножаете или делите число на 10 или 100? Эти обобщения эффектно демонстрируются и обнаруживаются с помощью калькулятора, который позволяет учащимся задавать больше вопросов о числовых закономерностях.
В ходе проведенного в 1997 году обзора масштабов использования калькуляторов в школах были изучены многочисленные исследования, показавшие, что использование калькуляторов на начальных уровнях не оказывает вредного воздействия на арифметические способности учащихся.
К сожалению, исследования показали, что калькуляторы по-прежнему используются для таких тривиальных задач, как проверка ответов, и мало что меняют в математическом образовании.
Хотя учителя заявили о своей поддержке использования калькуляторов на всех уровнях начальной школы, было мало свидетельств того, что эти идеи были приняты и реализованы. Неодобрение родителей по поводу использования калькуляторов было названо возможной причиной ограниченного использования.
Потенциал калькуляторов не реализован
В исследовании 2008 года этот вывод был подтвержден. Исследователи сообщили, что, несмотря на большие надежды педагогов на то, что цифровые технологии изменят математическое образование, их распространение как на международном уровне, так и в Австралии было разочаровывающим.
На это повлияло отсутствие профессионального развития, чтобы помочь учителям в планировании и реализации подходов к обучению, использующих преимущества технологии. Британский технолог Конрад Вольфрам сказал в своем выступлении на TED:
.Мы не используем весь потенциал калькуляторов. Доминик Алвес/Flickr, CC BY-SAМногие из самых захватывающих творений человечества, от ракет до фондовых рынков, основаны на математике. Так почему же дети теряют к ней интерес?
Вольфрам отметил, что учащиеся на уроках математики по всему миру тратят до 80% своего времени на изучение и отработку математических процедур. Это время можно было бы потратить более продуктивно, если бы цифровые технологии, уже находящиеся на занятиях, использовались более эффективно и рационально.
В то время как математика популярна, сложна и полезна в реальном мире, дети быстро теряют интерес к этому предмету в школе. Вольфрам винит преподавание, которое фокусируется на ручных вычислениях: оно утомительно и по большей части не имеет отношения к реальной математике и реальному миру.
К сожалению, возможности калькуляторов по преобразованию школьной математики и расширению наших возможностей с помощью арифметики в уме не реализованы. Нам не предоставляют возможности решать реальные и интересные математические задачи наиболее эффективными способами.
Итак, чтобы ответить, влияют ли калькуляторы на нашу ментальную арифметику: не так сильно, как хотелось бы.
Математика развивает мышцы мозга | Школы
Забудьте Лару Крофт. Подумайте о длинном делении. По словам японского профессора, ментальная арифметика накачивает мозговые мышцы гораздо больше, чем любое быстрое упражнение на PlayStation.
Рюта Кавасима из Университета Тохуку, недалеко от Сендая в Японии, выступая на конференции в Уорикском университете, использовал сканеры мозга для наблюдения за тем, что происходило в головах детей, когда они играли в компьютерные игры и выполняли простые арифметические упражнения. Идея заключалась в том, чтобы показать, что видеоигры в стиле Nintendo стимулируют, без сомнения, чтобы родителей можно было побудить оставить детей приклеенными к PlayStation, полагая, что они принесут пользу мозгу, а также координации глаз и рук.
Но подобные эксперименты требуют некоторого сравнения. Поэтому он задал контрольным детям простое арифметическое упражнение под названием тест Крепелина, излюбленное психологами. На конференции, организованной Kumon Educational UK, он сказал, что игры Nintendo заставляют работать те части мозга, которые связаны со зрением и движением. Но даже простые математические операции стимулировали активность как левого, так и правого полушария лобной доли.
Этот брошенный вызов получил мудрость, которая резервирует левое полушарие мозга для методических вещей вроде математики, а правое полушарие для так называемого творческого мышления. Он проверил свои результаты как с помощью магнитно-резонансной томографии, так и с помощью позитронно-эмиссионной томографии, и, как он сказал аудитории Kumon, показал, что сложение и вычитание на самом деле больше влияют на рост мозга, чем прослушивание музыки или прослушивание текста, прочитанного вслух.
Кумон — это система обучения математике, разработанная в 1954 году учителем по имени Тору Кумон, чтобы помочь своему сыну. За последние 40 лет более семи миллионов детей использовали рабочие листы Kumon, и существуют центры в Северной Америке, Европе, Австралии и на Дальнем Востоке. Только в Британии 30 000 студентов и 500 учебных центров. Выводы профессора Кавасимы не стали большим сюрпризом для профессионалов. «Любой, кто тренировался, знает, что если вы хотите сделать мышцу сильнее, вы должны подвергнуть ее напряжению, вывести ее за пределы комфортного уровня.