Ментальная арифметика: что это и как это работает
Многие родители отмечают, что дети совсем не похожи на них в детском возрасте. Они быстро разбираются с новой техникой, много времени проводят в сети, используют смартфоны и планшеты. При этом учителя в школе бьют тревогу по нескольким причинам:
- Дети не могут долго концентрироваться на одной задаче.
- Ухудшается усваиваемость точных наук.
- На уроке ребенок быстро отвлекается, его сложно заинтересовать предметом.
Такие особенности мышления вызваны образом жизни и гигантским информационным потоком, с которым приходится справляться человеку. Чем опасно такое положение? В первую очередь – сильным снижением успеваемости. Больше всего страдает математика уже с первых классов. В предмете нужно долго разбираться, обладать усидчивостью. Это сложно для ребенка, в результате весь образовательный фундамент рушится.
Важно понимать, что без математики становится практически невозможно изучение физики, химии, геометрии, тригонометрии. В будущем это закроет человеку путь во множество востребованных, высокооплачиваемых профессий.
Для многих выходом становится запись на занятия по ментальной арифметике. Это позволяет значительно повысить успеваемость, помочь ребенку быстрее адаптироваться к урокам математики.
Рассмотрим, что такое ментальная арифметика для детей, что она дает, как можно описать такое явление простым языком. Также обратим внимание на историю явления и развенчаем несколько распространенных мифов о предмете.
Как появилась ментальная арифметика
В России говорить о предмете стали сравнительно недавно. Но его история включает более 5 тысяч лет активного развития. Первые занятия проводились в разных странах – Риме, Индии, Греции.
Ученые быстро поняли, что любому человеку важно умение быстрого базового счета в повседневной жизни. Потому детей учили считать с использованием специальных абакусов.
В нынешнем виде ментальная арифметика сформировалась только в 1993 году. Именно с этим временем связан взрывной рост явления и его активное распространение во многих странах мира.
Сегодня занятия проводятся по всей планете. Исследователи говорят, что не менее 50 государств делают значительный упор на это направление. Китай и Япония уже успели включить предмет в школьную программу, потому что на своем опыте убедились в его результативности и положительном влиянии на учеников
Что такое ментальная арифметика простыми словами
Ментальная арифметика – это один из методов развития интеллекта. В ее основе лежит использование абакуса или соробана – специальных счетов, которые помогают быстрее проводить математические вычисления в уме.
Программа подготовки составлена таким образом, чтобы сочетать сразу несколько действий:
- Счет в уме.
- Использование механических счетов.
- Упражнения на логическое мышление.
Также тренируется и тестируется умение долго концентрировать внимание на конкретной задаче.
Когда программа составлена правильно, а преподавание ведет специалист с большим опытом, наблюдаются выраженные позитивные результаты – от улучшения успеваемости до развития
склонности к творческим занятиям.
Исследования показывают, что лучшее время для занятий ментальной математикой – возраст от 4 до 16 лет. В силу биологических особенностей организма именно в это время эффективность восприятия информации находится на самом высоком уровне. Но и для других возрастов занятия приносят ощутимые положительные результаты.
Особенности прохождения обучения
Описав, что такое ментальная арифметика простыми словами, подробнее рассмотрим главные особенности процесса обучения и использующиеся подходы. В основе предмета лежат два главных метода:
- Использование специальных счетов-абакусов. Все применяемые методы направлены на развитие мелкой моторики, а также на стимулирование формирования связей между двумя полушариями мозга. Использование абакуса помогает ускорить мышление, сделать ребенка более усидчивым и внимательным. После прохождения курса ему будет намного проще концентрироваться на текущих задачах.
- Ментальный счет. Это знакомые многим вычисления в уме.
Лучше всего методика показывает себя именно в сочетании с параллельными занятиями с абакусом, потому что подход помогает освоить обратные вычисления и еще дополнительно улучшить результаты. Для достижения цели используются визуализируемые ментальные карты, а также операции бусинами без применения отдельных цифр.
Когда обучение проводится профессионалами, результаты становятся заметными очень быстро.
Во время занятия формируются новые нейронные связи, ребенок начинает лучше успевать в школе, осваивает даже очень сложные задачи, требующие постоянной концентрации.
Главные полезные свойства ментальной арифметики
Несмотря на то, что многим сам процесс обучения может показаться достаточно простым по своей смысловой сути, он дает реальные и заметные результаты. Перечислим только наиболее
значимые и заметные из них.
Выраженное развитие способностей к творчеству
Многие ученые и педагоги сходятся во мнении о том, что школьные предметы направлены в своей основной массе на развитие левого полушария. Правое остается без нагрузки, а для
формирования гармоничной личности этого недостаточно. Когда начинают проводиться занятия по ментальной арифметике, в работу втягиваются оба полушария. Более того, они начинают работать в синергии – это наиболее значимое требование для развития способности работать в режиме многозадачности. Это позволяет дать заметный толчок развитию интеллекта человека.
Улучшение понимания математики
С каждым годом количество людей, которые относят себя к «гуманитариям», растет. Но во многих
случаях такое положение оказывается связано с плохим преподаванием школьной программы математики или неспособностью ребенка быстро ее освоить. Понимать цифры с ментальной арифметикой становится значительно проще. Одна из важных особенностей преподавания – уход от скучного зубрения в область геймификации, работы с логикой. Важно, что человек начинает понимать доступность математики, больше не смотрит на нее как на что-то за гранью его понимания.
Повышение концентрации внимания
Это именно то, чего не хватает многим детям в мире, заполненном гигантским потоком информации. Ментальный счет заставляет постоянно концентрироваться и постепенно прививает привычку делать это. Без умения сосредотачиваться, не обойтись и при использовании абакуса. Большой вклад также вносят различные упражнения с использованием флеш-карт и других типов инструментов.
Развитие визуально-пространственного мышления
Программа обучения ментальному счету построена на спользовании, как умственных вычислений, так и общих правил, многочисленных образов. При этом использование абакуса спасает от сильного усложнения процесса, делает его действительно интересным для ребенка. Параллельно активно улучшается и способность к пространственному мышлению. В будущем, умение моделировать различные параметры в уме сильно пригодится человеку для того, чтобы справляться с геометрией, черчением и даже диктантами. У ребенка возникает уверенность в своих силах, а уровень стресса становится меньше.
Тренировка памяти
Еще один положительный результат – активная тренировка памяти. Тренируется не только кратковременная, но и долговременная память, значительно улучшается процесс зрительного
запоминания. Это дает ребенку больше преимуществ, как в школьных занятиях, так и в жизни.
Развитие способности быстро ориентироваться
Многие люди в резюме заявляют о своей устойчивости и умении работать в режиме многозадачности. Но мало кто, в действительности, на это способен. Умение выполнять сразу
несколько действий без потери качества – залог успешности. Ребенку будет намного проще ориентироваться, он сможет реализовать весь свой скрытый потенциал. Также уменьшается и уровень стресса, который часто приводит к проблемам с успеваемостью.
Пробуждение интереса к обучению
Для многих детей школа становится настоящим бременем, потому что они с детства приучаются думать о ней как о чем-то скучном, постоянно связанном исключительно с процессом зубрения, повторения одних и тех же цикличных действий. Но использование дополнительной подготовки
на занятиях по ментальной арифметике заметно меняет ситуацию. Ребенок начинает понимать, что обучение действительно может быть интересным, если его построить правильно. При этом многие начинают сами понимать методы, при помощи которых учебу можно сделать значительно более интересной и насыщенной.
Формирование набора нематематических навыков
Рассматривать ментальную арифметику исключительно как процесс тренировки математики – неправильно. На самом деле, происходит развитие целого списка других способностей:
- Концентрация внимания.
- Многозадачность.
- Нацеленность на результат.
- Способность успешно доводить начатое до конца.
У ребенка появляется уверенность в своих силах, уменьшается уровень стресса. При этом стоит обратить внимание на то, что умение использовать оба полушария мозга значительно помогает в создании гармонично развитой личности.
Занятия подойдут как для «технарей», так и для «гуманитариев». Каждый ребенок вынесет для себя что-то важное и нужное из процесса обучения.
Преимущества использования ментальной арифметики
Важно понимать, что все преимущества ментальной арифметики доказаны на практике и реальны. Именно они заставляют людей со всего мира интересоваться этим направлением.
Среди важных достоинств подхода:
- Тренировка гибкости мышления, памяти.
- Значительное улучшение удержания внимания.
- Формирование образного мышления.
- Повышение концентрированности, собранности, усидчивости.
- Раскрытие талантов ребенка.
- Уменьшение уровня стресса в школе.
- Тренировка обоих полушарий мозга.
- Развитие интереса к учебе, получению новых знаний.
Очень важно и то, что ребенок приобретает веру в себя. Он понимает, что достаточно вложить усилия, чтобы получать реальный заметный результат.
Есть ли у процесса минусы? Во многом они связаны с низким уровнем подготовки педагога или использованием неверно подобранных методик обучения. Очень важно, чтобы занятия проводились по программам, которые были хорошо протестированы и уже показали себя с лучшей стороны. Сами педагоги должны проходить обучение именно по ментальной арифметике и хорошо представлять себе тонкости предмета.
Популярные мифы и заблуждения
Мы уже ответили на вопрос о том, что такое ментальная арифметика. Теперь осталось только затронуть распространенные заблуждения, которые по каким-то причинам укоренились в создании. Среди них есть такие, как:
- Ребенку будет скучно воспринимать школьную программу. Подготовка построена так, чтобы и на обычных уроках математики человеку всегда было интересно.
- Все перечисленное можно освоить дома. Без правильных методов преподавания и специальных материалов процесс обучения очень сильно усложнится. На достижение результата придется тратить значительно больше времени.
- Обучение повторяет школьную программу. На самом деле, многие методы в ней попросту не используются. При этом получение знаний направлено на тренировку только одного полушария – для правильного развития личности этого оказывается попросту недостаточно
Записаться на ментальную арифметику
Что такое ментальная арифметика?
Ментальная – значит, мысленная. Это целая система обучения, формирующая навык быстрого устного счёта, интеллект и сильные личностные качества. Наиболее эффективна ментальная арифметика в детском возрасте, когда пластичность мозга позволяет быстро осваивать новые полезные навыки.
Откуда к нам пришла ментальная арифметика
Родиной ментальной арифметики считается древний Китай. Оттуда она стала распространяться по соседним восточным странам и получила дальнейшее развитие в Японии.
Сегодня в Стране восходящего солнца ментальная арифметика является обязательным предметом школьной программы и её два года изучают в начальных классах. По примеру Японии, предмет был включён в школьные программы Китая и Малайзии.
Восточный метод устных вычислений три десятилетия назад стал быстро распространяться на запад. Сначала в Европу, затем в Северную и Южную Америки. Сейчас в 52-х странах мира насчитывается более 5000 школ, где обучают ментальной арифметике.
В Россию ментальная арифметика пришла преимущественно из Казахстана. И распространилась буквально по всем городам нашей страны.
В чём особенность ментальной арифметики
Для обучения ментальной арифметике используются непривычные для нас счёты – АБАКУС.
Они заметно отличаются от русских счёт:
- У абакуса вертикальные, а не привычные нам горизонтальные, спицы;
- Поперечная планка на спицах отделяет верхнюю, «небесную» косточку, от четырёх нижних, «земных»;
- Косточек на спице вполовину меньше – всего пять, и они имеют заострённую форму краёв;
- Количество спиц на абакусе всегда нечётное, как правило – 13.
На начальном этапе дети учатся считать, передвигая косточки абакуса. Затем переходят на вычисления на нарисованном абакусе, а после – на воображаемый или ментальный счёт.
Именно последний этап – ментальные вычисления – даёт тот потрясающий развивающий эффект, благодаря которому ментальная арифметика и стала так популярна.
![]()
Подробнее о том, как проходят занятия ментальной арифметикой, вы можете узнать из нашей статьи «Ментальная арифметика: с какого возраста начинать?»
Что дают занятия ментальной арифметикой
Ментальная арифметика – это особая методика тренировки головного мозга, благодаря которой ребенок приобретает навыки правильного и быстрого счета в уме. Занятия ментальной арифметикой увеличивают количество нейронных связей, по-особому формируют структуру мозга и способствует развитию интеллекта и творческих способностей.
Ментальная арифметика нацелена на развитие обоих полушарий мозга, помогая ребенку в дальнейшем воспринимать и запоминать большой объем информации, правильно обрабатывать усвоенное, мыслить логично и быстро принимать решения.
Умения, которые даёт ментальная арифметика:
- удерживать в памяти большой объем информации,
- фокусироваться на задаче,
- быстро анализировать ситуацию,
- выбирать оптимальное решение,
пригодятся на протяжении всей жизни, как во время учёбы, так и в профессиональной или повседневной деятельности!
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА определение | Кембриджский словарь английского языка
Дартс — чрезвычайно простая игра, полностью состоящая из физической точности и умственной
арифметики .
Из журнала The New Yorker
После этого они должны были выполнить умственное арифметическое для проктора, который проявлял бы нетерпение по отношению к ним и призывал их идти быстрее.
Из Арс Техника
Банковское дело — это не ракетостроение, как говорится, а те, кто немного боится сделать умственное
Из NPR
И эта одна из умственных арифметических ошибок, через которые все мы проходим, это, да, мы смотрим на наши телефоны и идем, где-то дешевле.
Из NPR
Другие компании добавляют женьшень для повышения бдительности; однако ни одно исследование не дало убедительных доказательств того, что определенная доза может улучшить бдительность, умственную арифметику или время реакции.
Из Балтимора Сан
В частности, мы сравнили ментальные арифметические и рабочую память со скоростью обработки.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Впоследствии им было предложено выполнить умственное арифметическое .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Тем не менее, использовался преимущественно когнитивный стрессор ( психический арифметический под давлением времени), вызывающий лишь умеренный стресс.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Он состоит из задания на завершение истории с участием двух судей-конфедератов и последовательного вычитания с возрастной градацией, умственного
арифметического задания.Из Кембриджского корпуса английского языка
Мы также исследовали, присутствуют ли нарушения умственной арифметики и рабочей памяти, наблюдаемые в перекрестных исследованиях, на протяжении всего развития.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В частности, мы стремились сравнить вербальную и зрительно-пространственно-конструктивную обработку и
Из Кембриджского корпуса английского языка
умственное арифметическое испытание длилось 6 минут, после чего снова следовал 3-минутный период тишины, после чего участники были проинформированы об эксперименте.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Проблемы в психическом арифметические , если их визуализировать, представляют большую ценность тем, что для правильного решения их требуются яркие и отдельные образы.
Из проекта Гутенберг
Он никогда не думал об этом раньше, но теперь он немного поработал в уме арифметике , и был весьма поражен.
Из проекта Гутенберг
Он никогда не был хорош в ментальном

Из проекта Гутенберг
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
определение ментальной+арифметики в The Free Dictionary
Ментальная+арифметика — определение ментальной+арифметики в The Free DictionaryМентальная+арифметика — определение ментальной+арифметики в The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
умственный арифметика
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.
