Маяковский и полонская: последняя любовь Маяковского и последняя, кто видел его живым

Маяковский и Нора (Вероника Полонская)

 

Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Маяковский и Нора (Вероника Полонская)

Вероника, или, как ее называли друзья, Нора, исполняла одну из главных ролей в фильме Лили и Жемчужного «Стеклянный глаз» , премьера которого состоялась в январе 1929-го. Несмотря на молодость — она родилась в 1908 году, — красавица Нора уже четыре года была замужем за коллегой-актером МХАТа Михаилом Яншиным ; но брак был неудачным, и каждый из них жил своей жизнью.

Лили , которая познакомилась с ней на съемках, Нора показалась потенциальным объектом для неугасимой потребности Маяковского в женской красоте и заботе. Маяковский легко влюблялся, и Лили надеялась, что Нора заставит его забыть о Татьяне ; оставалось только найти подходящий случай и познакомить их. Таковой представился 13 мая, когда Лили и Осип устроили встречу на московском ипподроме.

«Обратите внимание, какое несоответствие фигуры у Володи, — заметил Осип, обращаясь к Норе. «Он такой большой — на коротких ногах».

Маяковский ростом был почти метр девяносто, а из-за крупной верхней части тела воспринимался многими как великан. Таким же он показался Норе, которая на первый взгляд нашла его «каким-то большим и нелепым в белом плаще, в шляпе, нахлобученной на лоб, с палкой, которой он очень энергично управлял». Пугали его «шумливость» и «разговор, присущий только ему». На скачках также присутствовали муж Норы, Юрий Олеша , Борис Пильняк и Валентин Катаев , у которого компания договорилась встретиться вечером.

Маяковский пообещал забрать Нору после спектакля на автомобиле, но его задержала бильярдная партия в гостинице «Селект», и Нора поехала к Катаеву вместе с мужем. Оказавшись на месте, она узнала, что Маяковский несколько раз звонил и спрашивал ее. Еще один телефонный разговор, и наконец он появился сам. На вопрос, почему он так и не заехал за ней, Маяковский ответил: «Бывают в жизни человека такие обстоятельства, против которых не попрешь.. Поэтому вы не должны меня ругать».

Как и всегда, влюбленному Маяковскому нужно было немедленно удостовериться в своей привлекательности, и он назначил Норе свидание уже на следующий день. Встретившись во второй половине дня, они пошли на прогулку. «На этот раз Маяковский произвел на меня совсем другое впечатление, чем накануне, — вспоминала Нора. «Он был совсем не похож на вчерашнего Маяковского — резкого, шумного, беспокойного в литературном обществе». Теперь он был «обыкновенно мягок и деликатен, говорил о самых простых, обыденных вещах».

После нескольких дней бесед и прогулок Маяковский пригласил Нору в комнату в Лубянском проезде, где «сильным, низким голосом, которым он великолепно управлял», читал свои стихи — «необыкновенно выразительно, с самыми неожиданными интонациями».

Далее Маяковский действовал в привычном ключе. Когда Нора на вопрос: «Нравятся мои стихи, Вероника Витольдовна?» — ответила «да», он начал «неожиданно и настойчиво» обнимать ее, а встретив сопротивление, «страшно удивился, по-детски обиделся». Он «надулся, замрачнел» и сказал: «Ну ладно, дайте копыто, больше не буду. Вот недотрога».

Однако Нора уже поняла, что если Маяковский захочет, он, по ее выражению, «войдет в ее жизнь», и через несколько дней они впервые стали близки.

Провожая ее потом домой, он посреди Лубянской площади вдруг начал танцевать мазурку — «такой большой и неуклюжий, а танцевал очень легко и комично в то же время». Маяковский, который никогда не танцевал, внезапно исполняет мазурку в центре Москвы! Это многое говорит о его душевном состоянии, но свидетельствует и об отсутствии в нем «стыдливости».

Будучи инфантильно эгоцентричным, он всегда вел себя так, словно рядом с ним никого нет. Он никогда не смущался, мог посреди улицы снять ботинок, в который попал камешек, и громко обсуждал по телефону самые интимные вопросы, не обращая внимания на то, что его слышат посторонние. В этом проявлялась важная черта характера Маяковского: его неспособность к лицемерию, хитрости, фальши, интригам; он категорически не умел притворяться.

Как и других, Нору поразили перепады настроения Маяковского:

«Я не помню Маяковского ровным, спокойным: или он искрящийся, шумный, веселый, удивительно обаятельный, все время повторяющий отдельные строки стихов, поющий эти стихи на сочиненные им же своеобразные мотивы, — или мрачный, и тогда молчащий подряд несколько часов». Несмотря на трудности, вызванные характером Маяковского, за лето их отношения стали более серьезными. В июле Маяковский отправился в ежегодное турне в Крым, где Нора проводила отпуск в компании мхатовских подруг. Они пробыли вместе несколько дней в Сочи и Хосте и собирались через неделю снова встретиться в Ялте, однако Нора заболела и приехать не смогла.

Маяковский был вне себя от волнения, бомбардировал ее телеграммами- молниями, одна из них была такой длинной, что телеграфистка не знала, как реагировать. Он умолял Нору приехать, в противном случае намеревался отправиться к ней в Сочи сам — Нора же в ответ предлагала увидеться уже в Москве; об их отношениях и так уже много сплетничали, и она опасалась, как бы слухи не дошли до ее мужа — единственного человека, который, по- видимому, ничего не знал.

22 августа Маяковский вернулся домой. Когда через шесть дней в Москву приехала Нора, он встретил ее на вокзале «взволнованный» и «ласковый, как никогда». В руках Маяковский держал две розы — вместо огромного букета, который на самом деле хотел бы ей вручить, но побоялся выглядеть как «влюбленный гимназист», как он объяснил матери Норы.

Нора не сомневалась в чувствах Маяковского и к этому времени была уже готова разделить с ним жизнь.

Но, несмотря на то что она «была бы счастлива», если бы он «тогда предложил [ей] быть с ним совсем», Маяковский, к ее огорчению, не говорил «о дальнейшей форме» их отношений. Сдерживающим фактором была, разумеется, Татьяна , о чьем существовании Нора должна была знать, поскольку посвященное той стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» уже было опубликовано. Лгать о ней Маяковский, таким образом, не мог.

Ссылки:
1. МАЯКОВСКИЙ И ВЕРОНИКА ПОЛОНСКАЯ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама — введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероника Полонская — биография, новости, личная жизнь, фото

Возраст: 114

Вероника Витольдовна Полонская. Родилась 6 июня 1908 года в Москве — умерла 14 сентября 1994 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Последняя любовница и последний человек, который видел живым поэта Владимира Маяковского.

Вероника Полонская родилась 6 июня 1908 года в Москве в актерской семье.

Отец — Витольд Альфонсович Полонский (1879—1919), российский актер, звезда русского дореволюционного немого кино.

Мать — Ольга Григорьевна Полонская (урожденная Гладкова), российская и советская актриса.

Веронику домашние и друзья звали Нора.

Ее родители играли на сцене Малого театра, и сама она рано окунулась в театральную атмосферу. Уже в возрасте 7-ми лет дебютировала в немом кино вместе с отцом.

В 1918 году ее отец Витольд Полонский подписал контракт с Голливудом и должен был выехать в США. Судя по всему, семья навсегда покинула бы Советскую Россию. Однако 5 января 1919 года отец Вероники скоропостижно скончался. Они с матерью остались в России.

В 16 лет в 1924 году она поступила в школу Московского Художественного театра и осталась в нем после окончания школы. Училась в студии у Николая Баталова, Юрия Завадского, уроки актерского мастерства ей давал сам Константин Станиславский. Играла в спектакле «Наша молодость», поставленном Владимиром Немировичем-Данченко.

В 1928 году сыграла заметную роль в фильме «Стеклянный глаз» режиссеров Лили Брик и Владимира Жемчужного.

Вероника Полонская в фильме «Стеклянный глаз»

В 1933-м сыграла Элеонору в картине «Конвейер смерти» режиссера Ивана Пырьева, где ее партнершами были Тамара Макарова и Ада Войцик.

Вероника Полонская в фильме «Конвейер смерти»

В 1935-м вышел фильм с ее участием «Три товарища» режиссера Семена Тимошенко, она сыграла жену Лациса Ирину.

Вероника Полонская в фильме «Три товарища»

В 1935—1936 годы служила в театре-студии Юрия Завадского.

В 1937 году — актриса в Ростовском театре драмы.

В 1938—1940 годах играла во МХАТе.

В 1940—1973 годах служила в Московском театре имени М. Н. Ермоловой.

В 1968 году исполнила эпизод в киноэпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука — дворянская стать и манеры Полонской пришлись весьма кстати. Последним ее появлением на экране стал 1982 год — в фильме «Мать Мария» исполнила роль Софьи Пиленко.

Вероника Полонская в фильме «Война и мир»

Ее последние годы жизни прошли в Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной на шоссе Энтузиастов в Москве.

Скончалась 14 сентября 1994 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище (23 участок) в Москве.

Личная жизнь Вероники Полонской:

Трижды была замужем.

Первый муж — Михаил Михайлович Яншин (1902-1976), советский актер театра и кино, театральный режиссер, Народный артист СССР. Были женаты в 1926—1933 годах.

Вероника Полонская и Михаил Яншин

Во время брака с Яншиным у Полонской начался роман с Владимиром Маяковским. С Маяковским ее познакомил Осип Брик. На момент начала их отношений Маяковскому было 36 лет, Веронике Полонской — 21. Несмотря на разницу в возрасте и семейное положение актрисы, роман развивался стремительно. Однако Вероника Полонская не поддалась на уговоры поэта и не развелась с Яншиным.

О Маяковском Вероника Полонская в интервью 1990 года говорила: «Человек он был со сложным, неровным характером, как всякая одаренная личность. Бывали резкие перепады настроений. Было нелегко, к тому же у нас была большая разница в возрасте. Это вносило определенную ноту в наши отношения. Он относился ко мне, как к очень молодому существу, боялся огорчить, скрывал свои неприятности. Многие стороны его жизни оставались для меня закрытыми. Все осложнялось еще и тем, что я была замужем, это мучило Владимира Владимировича. Он ревновал меня, в последнее время настаивал на разводе».

14 апреля 1930 года Владимир Владимирович Маяковский покончил с собой. Многие обвиняли в этом Веронику. Сама она вспоминала: «1930 год начался для него скверно. Много болел. Неудачно прошла его выставка, никто из коллег не пришел, хотя было много молодежи. Еще одна неудача — премьера «Бани» в марте. Начались разговоры, что Маяковский исписался, и он это слышал. А у меня как раз в это время тоже не ладилось в театре. Он хотел, чтобы я ушла из театра, чего я не могла сделать. Мы ссорились, иногда из-за мелочей, ссоры перерастали в бурные объяснения».

В последние дни своей жизни Маяковский постоянно устраивал скандалы Полонской, вынуждал ее бросить театр и уйти от мужа. Якобы ее отказ в последнем их разговоре и стал поводом для самоубийства — поэт застрелился через три минуты после того, как актриса вышла от него.

В 1938 году Полонская написала воспоминания о Маяковском, которые впервые были опубликованы через полвека — в 1987 году. В своих воспоминаниях она писала: «Было бы нелепо, если бы я этим хотела сказать: Маяковский застрелился, чтобы разрушить мой семейный быт. Но в комплексе причин, которые привели его к гибели, было и то недоразумение между нами, которое он принял за разрыв. .. Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу».

Сам поэт в предсмертном письме написал: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

Вероника Полонская и Владимир Маяковский

После Маяковского у В. В. Полонской был роман с критиком Осипом Бескиным.

Второй муж — Валерий Александрович Азерский, был репрессирован в 1937-м.

Во втором браке в 1936 году родился сын Владимир Димитриевич Фивейский (урожденный Владимир Валерьевич Азерский), советский и американский врач. Назван матерью в честь Владимира Маяковского. Был усыновлен третьим супругом актрисы Димитрием Фивейским. Сын эмигрировал в США.

Третий муж — Димитрий Павлович Фивейский, советский актер.

Вероника Полонская и Димитрий Фивейский

Фильмография Вероники Полонской:

1917 — Когда цветет сирень — Алла
1918 — Болотные миражи — Вера, сестра Лизы
1928 — Стеклянный глаз — героиня
1933 — Конвейер смерти — Элеонора
1935 — Три товарища — Ирина, жена Лациса
1965 — Война и мир — эпизод
1968 — Улыбнись соседу — Варвара Вершинина
1982 — Мать Мария — Софья Пиленко





Первая любовь Есенина и последняя любовь Маяковского. Пять историй, рассказанных музеями / Новости / Сайт Москвы

Культура

О. Кипренский. Портрет Анны Олениной. Фрагмент. 1828

Кому посвящал Пушкин свои строки «Я вас любил, и сердце не может быть тихим…», о присяге юного Есенина на монахиню, о том, как посещение театра изменило тургеневское жизни и почему свадьба сделала жену Тропинина и счастливой, и несвободной.

Жизнь художников – это кладезь романтических историй, но, к сожалению, не всегда у них счастливый конец. Государственный музей Пушкина, Государственный музей Маяковского, Музей Тропинина и московских художников его времени, Музей Есенина и Музей Тургенева рассказывают о любовных переживаниях этих выдающихся людей.

Совместная статья mos.ru и агентства Мосгортур.

Александр Пушкин и Анна Оленина

О страстной натуре Пушкина ходили легенды. Жену Наталью Гончарову он назвал своей 113-й любовью, и это не просто фигура речи, поскольку поэт вел свой донжуанский список. Одним из перечисленных имен была Анна Оленина.

Ее отец, Алексей Оленин, директор Императорской публичной библиотеки, встречался со многими писателями. Среди частых гостей его дома были Василий Жуковский, Иван Крылов, Николай Карамзин и многие другие. Александр Пушкин тоже пару раз бывал в салоне Олениных.

Впервые Анна встретила Пушкина в 1819 году. Ей тогда было всего 12 лет. В следующий раз они встретились в 1827 году на балу у графини Елизаветы Хитровой, когда поэт только что вернулся из ссылки. Оленина первой пригласила Пушкина на танец. Тот согласился, а потом сам подошел к девушке с предложением станцевать.

В конце 1828 года Александр решил сделать Анне предложение, но получил отказ. Есть несколько версий. По одной из них, сначала Анна и ее семья приняли предложение поэта, но позже Пушкин не пришел на обед в честь помолвки, чем обидел отца расстроенной невесты. Другая версия гласит, что родители Анны изначально были против того, чтобы породниться с поэтом, так как Алексей Оленин, как государственный служащий, знал, что Пушкин объявлен политически неблагонадежным и за ним тайно следят.

Прежде чем проститься с Анной, Пушкин написал в ее альбоме стихотворение, известное сегодня:

Я любил тебя когда-то, и это сердце не может быть тихим;

Ибо, казалось бы, там еще живет любовь;

Но пусть вас это больше не беспокоит;

Я бы ни в коем случае не обидел тебя, о, мой милый.

Я любил тебя без надежды, немой обидчик;

Какие ревнивые муки, какие застенчивые отчаяния я знал!

Такая глубокая любовь, такая же настоящая, такая нежная,

Дай Бог, чтобы еще кто-нибудь предложил тебе.

Ж

Несостоявшаяся помолвка заставила поэта слишком долго страдать, так как через несколько месяцев после разрыва с Олениной он встретил Наталью Гончарову и в апреле 1829 года сделал ей предложение.

Анна вышла замуж только после смерти Пушкина , в 1840 году, французскому дворянину Теодору Андро, который стал подданным России, чтобы сделать ее своей женой. Позже он был назначен офицером по особым поручениям при польском губернаторе. Между 1847 и 1862 годами Андро был президентом Варшавы. Супруги прожили в браке 45 лет. После смерти мужа Анна стала монахиней Корецкого Свято-Троицкого женского монастыря.

Владимир Маяковский и Вероника Полонская

Естественно, самым известным женским именем, связанным с жизнью и творчеством Маяковского, является Лиля Брик. Именно ей он посвятил стихотворение «Об этом» и «Облако в штанах» . Он писал ей полные нежности письма и рисовал забавных щенков. К концу жизни Маяковского их отношения несколько изменились, так как Брик по-прежнему много для него значила, но и другие женщины занимали его сердце. Последней любовью Маяковского была Вероника Полонская.

Они познакомились в мае 1929 года. Актриса МХТ Полонская только что дебютировала в «Стеклянный глаз» Лили Брик. Впервые она встретила поэта на скачках. Именно Осип Брик познакомил их друг с другом.

Полонская была замужем за актером Михаилом Яншиным, но не смогла устоять перед обаянием Маяковского. Они встречались почти каждый день, их роман становился все глубже, и вскоре Маяковскому стало уже мало быть просто любовником. Он хотел жениться на Полонской, но она не спешила разводиться. Это вызывало многочисленные ссоры, но каждый раз они целовались и мирились.

Трагедии, случившейся 14 апреля 1930 года, предшествовала череда событий, негативно повлиявших на состояние поэта. В 1929 году два спектакля по его пьесам «Общественная баня» и «Клоп» не получили высокой оценки советской критики. 1 февраля 1930 года открылась выставка Маяковского «20 лет творчества» , на открытие которой были приглашены многие писатели и советские государственные деятели (в том числе Иосиф Сталин), но никто из них не пришел.

14 апреля 1930 года Маяковский должен был везти Полонскую на репетицию в театр. Перед этим они заглянули в его съемную квартиру на Лубянке. Писатель еще раз уговаривал возлюбленную бросить мужа и уйти из театра, но она отказалась. После этого он дал ей денег на такси и попросил ехать в театр самостоятельно. Как только Полонская ушла, раздался выстрел. Она тут же бросилась назад, но было уже поздно.

Через восемь лет после смерти поэта Вероника Полонская записала свои воспоминания о времени, проведенном с поэтом, по просьбе директора недавно открывшегося Государственного музея Маяковского Агнии Белозерской. Книга заканчивается словами: «Я любил Маяковского. Он любил меня. И я никогда не откажусь от этого».

Иван Тургенев и Полина Виардо

Для Тургенева была единственная женщина на свете — французская певица Полина Виардо. Роковая встреча произошла в 1843 году, когда Виардо была на гастролях в Петербурге. Он был очарован ее пением в опере «Севильский цирюльник».

Они лично познакомились на закрытом вечере у майора Александра Комарова. Тургенев был представлен Виардо как «молодой русский помещик, хороший охотник и плохой поэт». Сначала Тургенев был лишь одним из многочисленных поклонников примадонны, но вскоре они сблизились. Тургенев, великий рассказчик, развлекал Виардо в антрактах своими рассказами. Писательница также быстро нашла общий язык с мужем, так как они оба любили охоту. Каждый приезд Виардо в Россию был для Тургенева долгожданным событием. Писатель также посетил свою возлюбленную в Париже.

В 1862 году семья Виардо приехала в Баден-Баден, чтобы купить виллу, а Иван последовал за ней. С тех пор Тургенев фактически стал членом их семьи. В 1870 году в связи с начавшейся франко-прусской войной они уехали во Францию. В 1883 году Полина Виардо дважды овдовела: Луи Виардо скончался от последствий инсульта 5 мая, а Тургенев умер через два месяца.

До конца жизни писатель чувствовал себя очень одиноким. Снова и снова он пытался выкинуть Виардо из головы и заводил отношения, которые терпели неудачу один за другим. «Я подчиняюсь воле этой женщины. Нет! Она просто затмила все. Это правильно. Я только радуюсь, когда женщина наступает мне на шею каблуком и зарывается лицом в грязь, — признался Тургенев своему товарищу поэту Афанасию Фету.

Василий Тропинин и Анна Катина

Жизнь выдающегося русского художника Василия Тропинина подобна готовому книжному сюжету. Его отец, Андрей, был крепостным, получившим грамоту от своего господина, но эта грамота не распространялась на его детей, и Василий родился в собственности.

С детства был одаренным художником. Отправленный учиться кондитерскому искусству в Петербург, молодой художник в свободное время тайно посещал занятия в Императорской Академии художеств. Двоюродный брат мастера Тропинина увидел его работы и попросил оплатить обучение талантливого юноши. Это решение позволило молодому художнику повысить квалификацию и встретиться со своей будущей женой Анной в Санкт-Петербурге.

Влюбленной паре мешало одно серьезное препятствие — в отличие от Василия, Анна была вольной крестьянкой. По законам того времени их брак означал, что и она должна была добровольно стать крепостной, но свое решение она приняла в пользу любви. Вскоре после окончания Академии Тропинин получил свой первый заказ на роспись церкви села Кукавки, где сразу после окончания работы обвенчался со своей возлюбленной.

В 1823 году с Тропининым случилось долгожданное событие: в подарок на Пасху он получил от своего барина военную грамоту. Пять лет спустя его жена и сын также получили вольную. Их счастливая семейная жизнь продлилась почти 50 лет и закончилась в 1855 году, когда умерла Анна. Василий не мог смириться с потерей жены, а через два года не стало и его.

Сергей Есенин и Анна Сардановская

Впервые Сергей Есенин влюбился в 16 лет в Анну Сардановскую, внучатую племянницу священника села Константиново, где родился Есенин. Зная друг друга с детства, они полюбили друг друга, когда оба стали немного старше.

Их роману суждено было испытать трудности. В 1912 году, когда они признались друг другу в своих чувствах, Есенин заканчивал школу и собирался уехать из своей деревни, но Анна хотела остаться и стать учительницей, такой же, как и ее родители.

В одном из писем своему другу Григорию Панфилову Есенин писал об Анне: «Эта девушка — настоящая тургеневская Лиза, если не считать ее религиозных взглядов. Я прощаюсь с ней, но я обязательно вспомню ее, когда встречу другую женщину, подобную ей».

Анна и Сергей договорились писать друг другу и делали это добросовестно. Когда поэт ненадолго приезжал в Константиново, они практически все время проводили вместе. Летом 1913 года они пришли к монахине и дали детскую душераздирающую клятву: «Мы любим друг друга и в будущем обещаем пожениться. Разъедините нас, пусть того, кто изменяет и женится на другой, пусть другой бьет палками».

Со временем Сардановская все реже отвечала на письма поэтессы из-за увлечения Владимиром Олоновским, учителем, которого она встретила в школе, где они вместе работали. В 1918 году они поженились, но их счастье длилось недолго, так как 8 апреля 1921 года Анна умерла при родах.

Весть о трагедии дошла до поэта в Туркестане. Есенин долго не мог с этим справиться. Он беспокойно ходил по комнате, а когда начал приходить в себя, то сказал своему другу Ивану Грузинову: «Это была моя настоящая любовь. Любовь к простой женщине. Кто жил в деревне. Я пошел к ней. Я пришел тайно. Я рассказал ей все. Никто об этом не знает. Я любил ее долгое время. Мне ужасно грустно. Меня это так огорчает. Она умерла. Это самая глубокая любовь, которая у меня когда-либо была. Я больше никого не люблю».

Теги

музеи экспонаты Владимир Маяковский Сергей Есенин

Сферы

Культура

Все новости

Плохой мальчик русской поэзии | Майкл Скаммелл

Бенгт Янгфельдт

Владимир Маяковский со Скотти, собакой, купленной Лили Брик в Англии, на даче Бриков в Пушкино, лето 1924 года через Советский Союз. Илья Эренбург, знавший о печально известном пристрастии Маяковского к азартным играм, подумал, что тот, возможно, играет в русскую рулетку со своим любимым пистолетом Маузер, и проиграл пари. Но предсмертная записка Маяковского, написанная за два дня до его смерти, говорила об обратном. Прося простить его у матери и сестер и сардонически умоляя, чтобы не было сплетен («усопший ненавидел сплетни»), Маяковский дописал несколько строк из неоконченного стихотворения:

Игра, как говорится,
Закончилась.
Лодка любви потерпела крушение
На рифах условностей.
Жизнь и я квиты
И нет смысла
Затаивать обиды.
1

Слово «любовь-лодка» предполагало романтические причины, но также создавало тайну, поскольку запутанная любовная жизнь Маяковского была в основном неизвестна широкой публике. На момент смерти он был одновременно связан с тремя разными женщинами: его давней любовницей Лили Брик, с которой он провел большую часть своей взрослой жизни в богемной ménage à trois (вместе с мужем Осипом Бриком), но которая как раз тогда была связана с кинорежиссером; Татьяна Яковлева, эффектная молодая белая русская, которую Маяковский встретил в Париже и попросил выйти за него замуж, но которая вместо этого только что вышла замуж за француза; и Вероника Полонская, знойная молодая театральная актриса, тоже женатая, которой он тоже сделал предложение. Эмоционально он был развалиной, и его смерть могла быть вызвана его отношениями с любой из его любовниц.

Но это была не единственная загадка. В жестко контролируемом Советском Союзе самоубийство рассматривалось как преступление и акт неповиновения, утверждение личной свободы, что противоречило образу государства как рабочего рая. Зачем кому-то столь известному и популярному, как Маяковский, покончить с собой, даже по провокации? Чего большинство его читателей не знали, так это того, что впервые после Октябрьской революции Маяковский серьезно разочаровался. Сталин начал очищать свой режим от «троцкистов» и других предполагаемых врагов, и две недавние сатирические пьесы Маяковского, Клоп и Баня, вызвали официальный гнев своей откровенной критикой государственных лидеров и коррумпированных бюрократов. Его враги шептались, что он тоже был тайным троцкистом и элитаристом, оторванным от своей пролетарской базы.

За ним уже следила ОГПУ (секретная полиция), и ее агенты заполонили его квартиру, как только стало известно о его смерти. Они давно проникли в ближайшее окружение Маяковского. Осип Брик был агентом тайной полиции в начале 19 века. 20 лет, и он и Лили все еще поддерживали с ними тесный контакт; а официальное уведомление о смерти подписали не менее трех секретных агентов, не говоря уже о паре литературных соратников Маяковского.

Последующие запросы ОГПУ показали, что, несмотря на неодобрение правительства, Маяковский по-прежнему пользовался огромной популярностью у читателей и что большая часть интеллигенции расценила его самоубийство как политический протест, вызванный кризисом в советской литературе. Предсмертная записка в подозрительной и параноидальной атмосфере, созданной сталинским режимом, рассматривалась как прикрытие для более серьезных проблем. Однако властям удалось воспользоваться запиской в ​​своих целях. «Ранние этапы расследования», — говорилось в официальном заявлении в «Правда» , «доказывают, что самоубийство было вызвано чисто личными соображениями, никак не связанными с общественной и литературной деятельностью поэта».

Маяковский сделал одолжение режиму, ссылаясь на «любовную лодку», и в 1935 году получил своего рода награду. Лили Брик написала Сталину в знак протеста против того, что произведение Маяковского было допущено к выпуску и о нем забыли, и просила первого секретаря исправить положение. Сталин ответил с удивительной теплотой, учитывая, что он, вероятно, никогда не читал ни слова Маяковского. Маяковский, объявил он, был «лучшим, одарённейшим поэтом нашей советской эпохи», добавив, что «равнодушие к его памяти и его творчеству есть преступление». В течение недели Триумфальная площадь в Москве была переименована в площадь Маяковского. Позже в его честь была названа станция метро, ​​а на площади воздвигнута гигантская бронзовая статуя, носящая его имя. Его политические стихи переиздавались огромными многотомными тиражами и стали основой советской литературной программы.

Лили, очевидно, думала, что помогает своему старому любовнику, реабилитируя его и восстанавливая его репутацию в правительстве, но она ошибалась. Как отмечал Пастернак в своей автобиографии, после канонизации Сталина творчество Маяковского «стало внедряться насильно, как картошка при Екатерине Великой. Это была его вторая смерть. Он не имел к этому никакого отношения».

Реклама

Официальное одобрение разрушило репутацию Маяковского среди политически чувствительных российских читателей и нанесло ущерб его репутации на Западе, особенно во время холодной войны. В сегодняшней России, после распада Советского Союза, его произведения практически исчезли из школьных программ и мало читаются широкой публикой, а в англоязычном мире о нем также забывают или игнорируют, особенно по сравнению с внимание уделяли его великие современники Борис Пастернак, Анна Ахматова, Марина Цветаева и Осип Мандельштам. Первые трое, несомненно, считали его равным себе, если не лучшим поэтом, и Мандельштам всегда относился к нему с уважением, если не с любовью, однако спустя четверть века после распада Советского Союза Маяковский остается под покровом ночи. 2

Эта несправедливость, должно быть, была очень важна для шведского ученого Бенгта Янгфельдта, когда он приступил к своей новой роскошной книге Маяковский: Биография, , которая окончательно спасает поэта от близкого забвения и возвращает его к центральное место в русской литературе первой четверти ХХ века. Янгфельдт, автор и редактор нескольких более ранних книг о Маяковском, по-видимому, читал практически все, что написано поэтом или о нем, и разговаривал со всеми интересующимися, у кого он мог взять интервью, не в последнюю очередь с грозной Лили Брик, которая умерла в 1978, главный друг, любовница и импресарио в жизни Маяковского. Эта богато детализированная и обильно иллюстрированная биография, бегло переведенная Гарри Д. Уотсоном, является лучшим литературным памятником поэту и вряд ли будет превзойдена в ближайшие годы.

Янгфельдт не дрогнул, описав провокационное поведение напористого молодого панка, ворвавшегося в престижный Московский институт живописи, скульптуры и архитектуры в возрасте восемнадцати лет, одетого во все черное, с лохматыми волосами и полным гнилых зубов . Будущий «бешеный бык» русской литературы был ростом шесть футов два дюйма, с телосложением боксера и под стать гулкому голосу, но при этом он был мягким и ранимым. «Трамплином его дерзости была дикая робость, а под видимостью сильной воли скрывалась феноменальная чувствительность, склонная к неоправданному унынию, безволие», — писал Пастернак. Маяковский был силой природы: упрямым, воинственным, инстинктивным мятежником и нарушителем границ, который в некотором смысле так и не вырос. До конца своей жизни он был шумным подростком в поисках новизны и мгновенного удовлетворения, будь то влюбляясь в очередную красавицу, которая попадалась ему на пути, проигрывая последнюю копейку в карты или бильярд, или купаясь в лести его аудитории.

Он был также экстравагантно одарен — как художник, поэт, перформер, клоун — и его перспективность была немедленно замечена Давидом Бурлюком, старшим членом Художественного института и самим чрезвычайно разносторонним человеком. В 1911 году Маяковский показал Бурлюку два написанных им стихотворения, одно — городской пейзаж, полностью состоящий из зрительных образов:

Крест
железные кони
первые кубики выскочили из окон
беглых домов….
Фокусник
вытаскивает стальные рельсы
из входа тележки.
3

(Перевод Джека Хиршмана и Виктора Эрлиха, с адаптациями)

Маяковский опирался на творчество Александра Блока и символистов, но Бурлюка сразу поразила динамика строки о выпрыгивающих из окон кубах. как провидец. Назвав юного хулигана гением, он зачислил его в свою новообразованную художественную группу «Кубофутуристы». Когда футуристы опубликовали свой пресловутый манифест «Пощечина общественному вкусу» , вскоре были включены стихи юного Маяковского. Манифест очень пришелся по вкусу Маяковскому. « Только мы являемся лицом нашего Времени…. Выбросьте Пушкина, Достоевского, Толстого и т. д. и т. п. за борт корабля современности», — гласила она. Девизом футуристов был «Кубизм в изобразительном искусстве, футуризм в словесном искусстве», и среди них были поэты-«транссмыслы» Велимир Хлебников и Алексей Крученых, художники-авангардисты, такие как Казимир Малевич, Владимир Татлин, и Александр Родченко, раздвигавшие границы репрезентации в живописи.

Некоторые поэты-футуристы отправились в безумное читательское путешествие по провинциям, чтобы привлечь к себе внимание. Маяковский носил на своих выступлениях самодельную желто-черную полосатую рубашку и наслаждался обменом оскорблениями со зрителями. Его стихи были очень риторическими, с тяжелым битом, перемежающимся экстравагантными рифмами. Примером может служить творчество поэтов-битников 1950-х годов (как в «Howl») или акцент исполнителей хип-хопа на уличном языке и рифме, хотя музыки, конечно же, не было. Более серьезное родство было с нью-йоркской школой поэтов XIX в.60-е годы, особенно Фрэнк О’Хара 4 ; но некоторые более простые тексты Маяковского могли бы звучать как детские стишки, если бы не мрачное содержание:

На мостовой моей избитой
души
лунатики
жестокими каблуками
барабанят свои бессмысленные слова.
Где повешены города
и кривые вершины
их башен
парят подвешенными
в петле облаков,
Я иду один
Плакать о констеблях
распятых
на их кресте-
дороги.
5

(Мой перевод)

Гастроли футуристов положили начало Маяковскому и его роману со сценой. Это дало ему возможность экспериментировать с новыми формами и создать для себя новую личность в искусственной среде. Приняв полуироническое определение Бурлюком его как «гения», он занял позицию «поэта и пророка» и создал для себя мифологическую автобиографию. Его последующий рост как поэта и соответствующий рост в авангардных литературных кругах были стремительными; в 19В возрасте 13 лет, ему еще не исполнилось двадцати, он представил и снялся в своей стихотворной трагедии « Владимир Маяковский » в театре «Луна-парк» в Санкт-Петербурге. В первом акте фигурировали «человек без глаза», «человек без головы», «человек с двумя картонными поцелуями» и т. д., и сводился к фантастическому призыву к революции от имени хромых, хромых, и больные:

Реклама

Ты не поймешь
почему,
холодный как анонимная насмешка,
Я несу свою душу на бойню
на ужин грядущих лет.
Катится нежеланной слезой
С небритой щеки площади,
Я, наверное, последний поэт.

6

(Перевод Марии Энценсбергер)

Во втором акте поэт в тоге после революции принимает дары от бедняков за свои святые жертвы и собирает их слезы в чемодан, чтобы отвезти их в «темный бог бурь» на крайнем севере. В пьесе были затронуты несколько отличительных тем Маяковского: «безумие, самоубийство, борьба с Богом, экзистенциальное разоблачение человека», по словам Янгфельдта, и его исполнение было встречено шипением, освистыванием и почти полностью отрицательными отзывами.

Однако шипение и свист не остановили и не расстроили Маяковского. В течение следующих нескольких лет, в дополнение к более коротким произведениям, он написал ряд длинных стихотворений в своем театральном стиле: «Облако в штанах», «Хребет-флейта» и «Человек», а также еще одну пьесу, . Мистерия-буфф , в постановке Всеволода Мейерхольда с декорациями и костюмами Малевича. Маяковский сочинял свои стихи вслух на прогулке, любил читать их сам, производя на слушателей замечательное впечатление. В «Облаке» он драматизировал и высмеивал себя как раздвоенную личность — буйный хулиган снаружи, ранимый любовник и мученик внутри:

Нет седины в моей душе,
Нет там дедушкиной нежности!
Я сотрясаю мир силой своего голоса
И иду дальше — красавчик двадцати двух лет.
7

(Перевод Джорджа Риви, с адаптациями)

От этого застенчивого открытия нарастало напряжение, комедия превращалась в трагедию и снова в комедию, и он разрыдался в напряжении. моменты в его чтении. Максим Горький присутствовал на одном из первых чтений «Облака» и был так «испуган и растроган» рыданиями Маяковского, что сам расплакался. Пастернак, другой слушатель, заметил, что самоотверженные порывы рассказчика и жажда страданий напоминают ему героя Достоевского.

« The Backbone-Flute » была любовная поэма, посвященная Лили Брик, с которой его познакомила сестра Лили, Эльза (впоследствии Эльза Триоле, французская писательница) в 1915 году, когда ему было двадцать два года, и Лили двадцать четыре. Дочь богатого еврейского юриста, известная красавица и меценат, а также известная распутница, Лили была замужем за литературным критиком Осипом Бриком, но это не мешало ей. Она была умной, волевой, предприимчивой, феминисткой, которая использовала свою ярко выраженную физическую привлекательность, чтобы пробиться в мире. Она верила и настаивала на свободной любви, и Осип, видя выгоду для себя, пошел на это.

Джангфельдт представляет ее во второй главе своей книги, и она чуть не убегает с ней, отчасти потому, что она сама такой захватывающий персонаж. «Я сразу увидела, что Володя был гениальным поэтом», — цитирует ее слова Янгдфельдт в ее неопубликованной автобиографии,

, но мне он не понравился. Я не любил крикливых людей… Мне не нравилось, что он был такой большой, что люди на улице оборачивались, чтобы посмотреть на него, мне не нравилось, что он слушал собственный голос, мне не нравилось даже его имя — Маяковский — так шумный и так похожий на псевдоним, к тому же вульгарный.

Тем не менее, было почти предрешено, что у Лили будет роман с мускулистым молодым поэтом. Когда об этом рассказали, Брик якобы сказал: «Как вы могли в чем-то отказать этому человеку!» Но это было более серьезно, чем ее предыдущие связи. Маяковский был чрезвычайно настойчивым и требовательным (и ревнивым) любовником, и это отразилось в «Хребте-флейте», где чередование эйфории и отчаяния у поэта теперь вызывает его любовница:

Мне суждено стать царем.
На залитом солнцем золоте моих монет
Я прикажу своим подданным
отчеканить
твой драгоценный лик!
Но там, где
земля меркнет в тундру,
и река торгуется с северным ветром,
Я нацарапаю имя Лили на своих цепях, И во мраке каторги
Целую их снова и снова.

(Перевод Макса Хейворда и Джорджа Риви, с адаптациями)

Лили была счастлива переспать с Маяковским, но держала его в течение почти трех лет, прежде чем предложить ему переехать к ней и Осипу, аранжировка, которая то и дело продолжалась до конца его жизни. Между тем она, не теряя времени, уговорила своего протеже подстричься и выбросить желтую блузку. Она наняла дантиста, чтобы тот сделал ему новые зубы, и купила ему новую модную одежду, чтобы он стал больше походить на английского денди, чем на представителя богемы прошлого (хотя и оставался таким же диким по темпераменту).

«Облако в штанах» и « Хребет-флейта» были описаны как стихи о любви. Третье крупное произведение Маяковского « Человек » не имело такого описания или посвящения, но напоминало первые два (и его пьесу Владимир Маяковский ) тем, что по сути своей было трагедией в автобиографической форме, с поэтом как героем. На этот раз он смело взял за образец жизнь Иисуса. Поэма была разбита на части: «Рождество Маяковского», «Жизнь Маяковского», «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского» и т. д., а поэт — «Христос народный», светский мученик и пророк, борющийся со злом ( в виде богатства, эксплуатации, неравенства) от имени бедных и обездоленных.

Из-за аллегорического сюжета стихотворение звучит пафосно или скучно, но богатство деталей рассказа Маяковского и сила его образности, не говоря уже о диковинных, но весьма убедительных рифмах, ошеломляли слушателей. Зал был полон известными поэтами, только что прочитавшими собственное произведение (мероприятие называлось «Встреча двух поколений поэзии»), а звездным спектаклем было чтение Маяковского. Пастернак назвал стихотворение «произведением необыкновенной глубины и возвышенного вдохновения». Андрей Белый, старейшина символизма, сидел напротив Маяковского, «как завороженный», по словам Янгфельдта. «Когда чтение кончилось, он встал, потрясенный и бледный, и заявил, что не может себе представить, как в такое время могут быть написаны стихи такой силы». После более позднего прочтения Белый снова встал и объявил Маяковского самым значительным русским поэтом после символистов. Он произвел революцию в русской поэзии как по форме, так и по содержанию, и после этого ни один серьезный писатель не мог игнорировать его влияние.

Маяковский работал чертежником в Петрограде (в качестве альтернативы призыву на Первую мировую войну), когда разразилась Октябрьская революция, и у него было место у ринга. Казалось, она оправдала все его надежды, в том числе смысл его недавно поставленной драмы « Mystery-Bouffe », шумной пародии на традиционную детективную пьесу, повествующую о борьбе между двумя группами: «нечистым» рабочим классом и «чистой» верхушкой. класса, что заканчивается победой «нечистых» и созданием рабочего рая на земле. Маяковский и его товарищи-футуристы считали себя естественными союзниками революционеров. Они уже представляли себе, как должно выглядеть будущее общество; теперь большевики претворят это видение в жизнь.

Маяковский вступил в спонсируемый государством союз писателей и два полных года занимался дизайном плакатов и написанием агитационных материалов для РОСТА — Российского телеграфного агентства. Он писал политические стихи, детские стихи и рекламные песенки для новых советских кооперативов, пришедших на смену бизнесу. Он также написал сценарии и снялся в трех новаторских фильмах с Лили Брик и вообразил, что однажды станет звездным режиссером и исполнителем. По словам Янгфельдта, фильмы продемонстрировали оригинальность и талант, и с такими друзьями, как Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов, Маяковский мог бы пойти дальше, но в конце концов он выбрал литературу.

Силой воли Маяковский превратился в самопровозглашенного поэта-лауреата Революции, хотя это никогда не было удобным. В своей «Оде революции », «Левом марше » и бесчисленных подобных произведениях он воспевал большевиков и призывал их вперед к победе, а в своей длинной эпической поэме « 150 000 000 » (тогдашнее население Советского Союза) отмечал поражение красных белых в Гражданской войне в России. Ленин, однако, не был впечатлен. Стихотворение было «бред, глупость, двойная глупость и претенциозность!» — сказал он своим коллегам и сказал, что наркома просвещения (и друга Маяковского) Анатолия Луначарского надо «выпороть» за то, что он позволил это напечатать. После возрождения Мистери-буфф к празднованию второй годовщины Революции, спектакль был раскритикован критиками, а «Правда » опубликовала издевательский заголовок «Довольно этого Маяковского». Вскоре после этого был издан декрет, объявлявший футуризм «абсурдным» и «извращенным».

Маяковский проигнорировал эти трудности и в 1924 году прославил человека, который его разнес, в длинной эпопее Ленина , марксистской истории мира до ленинских времен. Третья патриотическая эпопея, Good , изданный в 1927 году, стал еще одним панегириком Советскому государству по случаю десятой годовщины революции. К настоящему времени он преодолел своих критиков и с удовлетворением увидел, что его просоветские стихи изданы миллионными тиражами. К счастью, в его политической работе было несколько исключений, таких как «Необычайное приключение, случившееся с Владимиром Маяковским на его даче», восхитительный рассказ о солнце, спускающемся с неба, чтобы поговорить с ним, и еще два любовных стихотворения к Лили. один длинный, Об этом , 8 и один короткий — «Я люблю», написанный в 1923 году после того, как Лили предприняла первую решительную попытку положить конец их роману:

Вы пришли
    взглянув
высота
    увидел мальчика просто
быстро
    взял его сердце
пошел к
    поиграл с ним
как с резиновым мячиком.
    Все остальные,
облажавшиеся девицы,
    думали, что это
чудо.
    «Любишь этого парня?
Черт, да он ее проглотит.
Она, должно быть, какая-нибудь укротительница из
Цирка или зоопарка.

(Перевод Джека Хиршмана и Виктора Эрлиха, с адаптациями)

Благодаря своей популярности Маяковский теперь вел относительно непринужденную жизнь и получил больше свободы, чем большинство других писателей. Он стал культурным послом нового государства, побывал в Париже, Берлине и других городах Западной Европы, а в 1925 году пересек Атлантический океан в Америку со своим первым и единственным визитом. Он восхищался «суровым расположением болтов и стали» в поэме о Бруклинском мосту и приветствовал «футуризм обнаженной технологии», как выразился в своей последующей книге 9.0150 Мое открытие Америки . Но он заявил, что его напугал вид вышедшей из-под контроля техники, и выдал обычные советские клише об американском одиночестве и бессердечии капитализма. У одинокого поэта был молниеносный роман с интеллигентной и привлекательной молодой русской эмигранткой Елизаветой («Элли») Джонс, которая выступала его неофициальной переводчицей в Нью-Йорке. Девять месяцев спустя она родила ему дочь Хелен Патрисию, с которой он смог встретиться лишь однажды, когда пару лет спустя Элли привезла ее в Ниццу. 9

Вернувшись в Москву, Маяковский достиг дна такими стихами, как «Еду домой», гимном диктатуре пролетариата с просьбой, чтобы Сталин «командовал» «творчеством поэта», а через несколько месяцев « Сергею Есенину» (единственный поэт, соперничавший с Маяковским по популярности в начале 1920-х годов), обвиняя поэта-крестьянина в пессимизме и неполиткорректности за то, что он покончил с собой. Маяковский становился «газетным поэтом», как он сам признавал, подавляя истинные эмоции ради фальшивых эмоций и пропаганды, рушилась и его личная жизнь. Именно после посещения Элли и их маленькой дочери в Ницце и размышлений о хаосе, который он устроил, Маяковский приступил к своему яростному роману с Татьяной Яковлевой в Париже. Когда она отклонила его предложение, он пообещал вернуться и попробовать еще раз в октябре, но правительство впервые отказало ему в визе. Вскоре после этого, при поддержке ревнивой Лили, он закрутил роман с Вероникой Полонской.

Маяковский был окружен по всем фронтам. Побежденный в любви, он был вынужден столкнуться с ценой своей безоговорочной поддержки Революции. В одном из своих стихотворений «Письмо из Парижа товарищу Кострову о природе любви» Маяковский драматизировал конфликт между политикой и личными эмоциями, переживаемый им большую часть жизни. В другом стихотворении «Во весь голос», навеянном эпитафией Пушкина самому себе, Exegi Monumentum , , написанной чуть менее ста лет назад, он признается, сколько насилия он применил к своему творчеству:

Пропаганда
        втыкается
               моё горло тоже,
Я бы предпочёл 1         прибыльный,
                            
Но я
        надел
                самого себя,
наступил
        на горло
                собственной песни.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *