Марфемны разбор слоў: Поиск слов по заданным морфемам

Морфемный разбор слова | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:

Тема урока: Морфемный разбор слова. 5 класс

Цель:                                                                                                                Образовательные: выяснить чёткий план действий при морфемном разборе; научиться использовать как полный, так и частичный морфемный разбор – в зависимости от практической задачи; выяснить, как морфемный анализ слова помогает уяснить происхождение, значение слова, в котором отражаются культура, связь времён и народов                                                Развивающие: способствовать развитию мышления, связной монологической речи, развитию информационной, коммуникативной, социальной, проектной, рефлексивной компетентностей                                                                                                Воспитательные: способствовать формированию умения взаимодействовать в группах, формированию уважительного отношения к своим одноклассникам, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, а также умения прислушиваться к чужому мнению; формированию любви к родному языку и гордости за свою страну

                                Ход урока:

1. Целеполагание и мотивация.                                                                                -Тема сегодняшнего урока – «Морфемный разбор слова». Что нужно узнать?                                                        (Что такое морфемный разбор слова, порядок (алгоритм )                                                выполнения морфемного разбора)        

        -Чему нужно научиться?                                                                                                                (Освоить алгоритм выполнения морфемного разбора слова                                         (научиться морфемный разбор слова в строгом порядке))

        -Как вы думаете, зачем нужно знать алгоритм и уметь выполнять морфемный разбор слова? Сравните для этого слова

Доска:                        Здесь, здание – сдать, сжечь                                                                                                (от умения правильно выделять морфемы зависит умение                                                 грамотно писать)                                        

-А как мы будем добиваться решения поставленных задач?                                                                                (Можно посмотреть в учебник, спросить у учителя,                                                         попытаться самим выяснить порядок морфемного разбора и                                         научиться его выполнять)

-Итак, сегодня мы вместе научимся выполнять морфемный разбор.

2.Актуализация знаний.                                                                                        А.-Как называется наука, которую мы изучаем на уроках русского языка?                                                                (Лингвистика)                                                                   -Как называются её составные части?                                                                                                (Разделы)                                                                   -Назовите разделы лингвистика, которые мы изучили к сегодняшнему дню.                           -Какой раздел начали изучать недавно?                                                                                                (Морфемика)                                                                   -Скажите, вопросами какого раздела науки мы занимаемся всегда, изучая все разделы?                                                (Орфография)                

        Б. -Вернёмся в морфеме. Какие морфемы мы знаем?                                                           -Расскажите, какая часть слова называется корнем, приставкой, суффиксом, окончанием?                  -Какая морфема, по вашему мнению, является сомой главной? Почему?                                                                (Корень, потому что без него не бывает слова: в корне                                                 заключено основное лексическое значение, а без значения                                                 слова не бывает)

(Дополнительный материал                                                                                        -Выделите в словах  корни, скажите, являются ли они однокоренными?                                Вода, водитель, водный, подводник, хоровод, подводный, проводной                                В современном русском языке  слова водить и вода  не являются однокоренными, т.к. значение корней в этих словах разное. Но когда-то очень давно они были родственниками. Вот как об этом пишет поэт Н.Асеев в книге «Жизнь слова»: «Разве в слове вода мы ощущаем то, что она «ведёт» куда-то, т.е. служит путём, дорогой, какой она была для наших предков, передвижение которых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка, помнившая ещё крепостное право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдёшь – не воротишься! По воду пойти – вот как надо сказать!» Для неё слово вода было ещё полно живого звучания пути, уводящего куда-то вдаль. Равенство понятий река – вода постепенно стиралось, уступая другому осмыслению воды – из колодца или водопровода»)

3.Решение проблемной задачи.                                                                                -Как вы думаете, одинаковы ли по морфемному составу слова?

Доска:                        Полотно – давно;                                                                                         быстро (движение) – быстро (оделся)                                                                        (Слова по морфемному составу разные, так как это слова разных                                         частей речи: слова полотно, быстро (прил. ) имеют окончания, а                                         слова давно, быстро (нар.) окончаний не имеют, это наречия)

        -Т.О., что нужно сделать, прежде чем выполнять морфемный разбор ?                                                        (Определить часть речи,                                                                                ! помним о том, что наречие, инфинитив не имеют окончаний, т.к.                                         это не изменяемые слова) (Учитель сообщает и о деепричастии)

4.Морфемный разбор слов. (Работа в группах)                                                                -Обсудив в группах  и выполнив морфемный разбор слов, перенесите его на доску

Доска:                 Чистота, осень, издалека, аккуратный, аккуратно, слева, учить, пишешь, увидел,                 ввысь, стекло                                                                                                                (чист-от-а, осень, из-дал-ек-а, аккуратн –ый, с-лев-а, уч-и-ть,                                         пиш-ешь, у-вид-е-л, в-высь, стекл-о, с-тек-л-о)

        Вывод: как видите, мы пока допускаем ошибки. Значит, что-то делаем не так.

5.Порядок (алгоритм) выполнения морфемного разбора слова.                                                -Подумайте над порядком морфемного разбора, распределите этапы выполнения по порядку.                                                                                                                -Выделяем основу,                                                                                         -подбираем однокоренные слова – выделяем корень,                                                -определяем часть речи (наречие, инфинитив, деепричастие – не имеют                                окончания),                                                                                                -выделяем приставки и суффиксы,                                                                        -изменяем слово – выделяем окончание

(Запись алгоритма выполнения морфемного разбора в словари)

        -Выполним морфемный разбор слова подружился                                                                        (Изменяем слово подружилась, подружились – выделяем окончание                                 (нулевое), выделяем основу (суффикс Л в основу не входит), подбираем                                однокоренные слова друг, друзья, дружные – выделяем корень –друж -,                                 выделяем приставку по- и суффиксы –и-, -л-, -ся-)        

6. Связь морфемики с орфографией.                                                                                -Так для чего же нужны знания по морфемике? Зачем нужно уметь выполнять морфемный разбор?                                                                                                                        (От умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать        -Вспомните, правописание каких орфограмм зависит от того, в какой морфеме она находится? Приведите примеры.                                                                                ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК: СДЕЛАТЬ, ОТБРОСИТЬ, НАДПИСАТЬ, ПОДДЕЛЬНЫЙ                        Ы-И ПОСЛЕ Ц: КРУГЛОЛИЦЫЙ, СЕСТРИЦЫН, ПТИЦЫН, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЦИРК, АКАЦИЯ,                 КАЛЬЦИЙ, С УЛИЦЫ, МЕДИЦИНА                                                                        О-Ё-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ: ЧЁРНЫЙ, ШЁПОТ, ШОРОХ, ЧАЩОБА, ВРАЧОМ, ТУЧЕЙ, ХОРОШО,                ТЯЖЁЛЫЙ, ШОКОЛАД, НОЖОМ, КАЛАЧОМ        

7.Первичная проверка. Тест.                                                                                                        Вариант 1.                                                                                1.Какое утверждение является неверным?                                                        Лексическое значение слова заключено                                                                        1)в приставке                2)в суффиксе                3)в окончании                4)в основе                2.Какие слова в ряду не являются однокоренными                                                                1)хитрец, хитрый                        2)дождевой, дождливый                                        3)вечер, вечность                        4)насмешить, смешно                                        3.Какое слово имеет нулевое окончание?                                                                        1)вверх                2)гремела                3)комната                4)(нет)слов                4. О каком слове можно сказать «оканчивается на…»?                                                        1)пошла                2)девочка                3)давно                     4)(страна)велика        5.Укажите слово без приставки.                                                                                1)слепой                2)слепить (игрушку)        3)сносить                4)спеть                        6.В каком слове, кроме корня, есть суффикс и окончание?                                                        1)принесут                2)шахматист                3)посадит                4)блещет

                

Вариант 2.                                        

1.Какое утверждение является неверным?                                                        Морфема — это                                                                                        1)приставка                2)корень                3)суффикс        4)орфограмма                        2. Какие слова в ряду не являются однокоренными                                                                1)гости, угощать                        2)гордиться, гордый                                                3)заряд, нарядиться                        4)спасатель, спасение                                        3.Какое слово имеет нулевое окончание?                                                                        1)вниз                2)решаю                3)(на) берегу                4)(нет)луж                4.О каком слове можно сказать «оканчивается на…»?                                                        1)наступила                2)у друга                3)(светит) ярко                   4)(платье)красиво        5.Укажите слово, в котором есть приставка.                                                                        1)скупать (вещи)        2)скучает        3)стакан                4)скулит                        6.В каком слове, кроме корня, есть суффикс и окончание?                                                        1)вяжет                2дворик        3)сыроватенький                4)парашютистка

9. Контроль                                                                                                        Вариант 1,2:         1.4                2.3                3.4                5.1                6.2                        -Какие ошибки допустили? В чём их причина? Что сделаете, чтобы их избежать в будущем?

10.Домашнее задание:                                                                                        -сделать работу над ошибками в тесте                                                                — упражнение 559 (устно), 560 (разборы)

11.Итог урока                                                                                                        -Что нового узнали на уроке?                                                                                -Чему научились?                                                                                        -На листе самооценки поставьте себе за урок оценку, допишите предложения:

        Я узнал…………………………………………………………………………………………………………………………….                 Я научился……………………………………………………………………………………………………………………….                Я ещё не умею…………………………………………………., но я …………………………………………………..

                        Морфемный разбор слова.

  1. Морфемный разбор слов. (Работа в группах)                                                                -Обсудив в группах  и выполнив морфемный разбор слов, перенесите его на доску        Чистота, осень, издалека, аккуратный, аккуратно, слева, учить, пишешь, увидел,                 ввысь, стекло
  2. Порядок (алгоритм) выполнения морфемного разбора слова.                                        -Подумайте над порядком морфемного разбора, распределите этапы выполнения по порядку.                                                                                                -Выделяем основу,                                                                                 -подбираем однокоренные слова – выделяем корень,                                        -определяем часть речи (наречие, инфинитив, деепричастие – не имеют                        окончания),                                                                                        -выделяем приставки и суффиксы,                                                                -изменяем слово – выделяем окончание
  3. Тест.                                                                                                         Вариант 1.                                                                             1.Какое утверждение является неверным?                                                        Лексическое значение слова заключено                                                        1)в приставке                2)в суффиксе                3)в окончании                4)в основе 2.Какие слова в ряду не являются однокоренными                                                1)хитрец, хитрый                        2)дождевой, дождливый                                3)вечер, вечность                        4)насмешить, смешно                            3.Какое слово имеет нулевое окончание?                                                                1)вверх                2)гремела                3)комната                4)(нет)слов     4.О каком слове можно сказать «оканчивается на…»?                                                1)пошла                2)девочка                3)давно                     4)(страна)велика 5. Укажите слово без приставки.                                                                        1)слепой                2)слепить (игрушку)        3)сносить                4)спеть                     6.В каком слове, кроме корня, есть суффикс и окончание?                                                1)принесут                2)шахматист                3)посадит                4)блещет
  4. Домашнее задание:                                                                                        -сделать работу над ошибками в тесте                                                        — упражнение 559 (устно), 560 (разборы)

-На листе самооценки поставьте себе за урок оценку, допишите предложения:

        Я узнал…………………………………………………………………………………………………………………………….                Я научился……………………………………………………………………………………………………………………….                Я ещё не умею…………………………………………………., но я …………………………………………………..

        

Морфемный разбор слова.

  1. Морфемный разбор слов. (Работа в группах)                                                                -Обсудив в группах  и выполнив морфемный разбор слов, перенесите его на доску        Чистота, осень, издалека, аккуратный, аккуратно, слева, учить, пишешь, увидел,                 ввысь, стекло
  2. Порядок (алгоритм) выполнения морфемного разбора слова.                                        -Подумайте над порядком морфемного разбора, распределите этапы выполнения по порядку.                                                                                                -Выделяем основу,                                                                                 -подбираем однокоренные слова – выделяем корень,                                        -определяем часть речи (наречие, инфинитив, деепричастие – не имеют                        окончания),                                                                                        -выделяем приставки и суффиксы,                                                                -изменяем слово – выделяем окончание

Тест.         Вариант 2.                                        

1.Какое утверждение является неверным?                                                        Морфема — это                                                                                        1)приставка                2)корень                3)суффикс        4)орфограмма                        2.Какие слова в ряду не являются однокоренными                                                                1)гости, угощать                        2)гордиться, гордый                                                3)заряд, нарядиться                        4)спасатель, спасение                                        3.Какое слово имеет нулевое окончание?                                                                        1)вниз                2)решаю                3)(на) берегу                4)(нет)луж                4.О каком слове можно сказать «оканчивается на…»?                                                        1)наступила                2)у друга                3)(светит) ярко                   4)(платье)красиво        5. Укажите слово, в котором есть приставка.                                                                        1)скупать (вещи)        2)скучает        3)стакан                4)скулит                        6.В каком слове, кроме корня, есть суффикс и окончание?                                                        1)вяжет                2дворик        3)сыроватенький                4)парашютистка

  1.                                                                                                 Домашнее задание:                                                                                        -сделать работу над ошибками в тесте                                                        — упражнение 559 (устно), 560 (разборы)

        -На листе самооценки поставьте себе за урок оценку, допишите предложения:

        Я узнал…………………………………………………………………………………………………………………………….                Я научился……………………………………………………………………………………………………………………….                Я ещё не умею…………………………………………………. , но я …………………………………………………..

Номер №227 — ГДЗ по Русскому языку 6 класс: Ладыженская Т.А.

войтирегистрация

  1. Ответкин
  2. Решебники
  3. 6 класс
  4. Русский язык
  5. Ладыженская
  6. Номер №227

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

2015г.ВыбранВыбрать ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Номер №227 по учебнику Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; — 5-е изд — М. : Просвещение, 2015г.

2019г.ВыбранВыбрать ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Номер №227 по учебнику Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2ух частях.

М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. — М. : Просвещение, 2019г.

Условие 20152019г.

Cменить на 2015 г.

Cменить на 2019 г.

Постройте словообразовательные цепочки. Выделите в каждом слове новую морфему. Какой это разбор слова — морфемный или словообразовательный?

Подберите материалы к описанию помещения. Пойдите в учебные мастерские, школьные кабинеты, актовый зал, школьный музей и т. д. Осмотрите помещение: его размеры, назначение, расположение окон, дверей. Какие предметы находятся в помещении? Какой пол? В какой цвет окрашены стены, потолок? Как используется помещение?

Составьте сложный план описания помещения. Запишите собранные материалы. Определите, для чего или для кого вы будете описывать помещение.

Решение 1

Смотреть подробное решение

Сообщить об ошибке в решении

Подробное решение

Рекомендовано

Белый фонпереписывать в тетрадь

Цветной фонтеория и пояснения

Решение 1

Смотреть подробное решение

Сообщить об ошибке в решении

Подробное решение

Рекомендовано

Белый фонпереписывать в тетрадь

Цветной фонтеория и пояснения

Решение 2

Смотреть подробное решение

Решение 2

Смотреть подробное решение

Решение 3

Смотреть подробное решение

Решение 3

Смотреть подробное решение

Решение 4

Смотреть подробное решение

Решение 4

Смотреть подробное решение

Решение 5

Смотреть подробное решение

Решение 5

Смотреть подробное решение

ГДЗ по Русскому языку 6 класс: Ладыженская Т.А.

Издатель: М. Т. Баранов, Т.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *