«Никогда не кончала». Лиля Брик и секс с любовником Анны Ахматовой / / Независимая газета
Тэги: секс, оргазм, соблазнение, лиля брик, николай пунин, владимир маяковский, корней чуковский, анна ахматова
Лиля Брик умела выглядеть рафаэлевским ангелом… Фото из книги Лили Брик «Пристрастные рассказы» |
Избавившись от надоедливого Маяковского, Лиля с головой окунулась в любимое занятие – флирт и романы.
Лиля тогда блистала. На публичных чтениях Маяковского ее имя называлось громко, во всеуслышание: «Посвящается Лиле Юрьевне Брик». Ваксберг пишет: «Многие годы спустя писатель Вениамин Каверин рассказывал интервьюеру, вспоминая 1920 год: «Как-то [в Петрограде] я был у Шкловского. Туда пришел Маяковский с Лилей Брик – прелестной, необыкновенно красивой, милой женщиной, которая мне очень нравилась тогда. Она была очень молода и хороша».
Что бы ни таилось за этой магией – изящность, остроумие, нетривиальность суждений, живость лица, ослепительная улыбка или скакавшие в карих глазах чертенята, обещавшие жаркую ночь любви, но в Лилину постель попадали люди значительные. Она стала спать с искусствоведом Николаем Пуниным. Выпускник Царскосельской гимназии заведовал Петроградским ИЗО Наркомпроса, служил комиссаром при Русском музее и Государственном Эрмитаже. К тому времени он уже издал книги «Японская гравюра» и «Андрей Рублев». Блестяще образованный, тонкий, в глазах Лили он был прямой противоположностью увальню Маяковскому.
Маяковский, видимо, почти не читал, по крайней мере толстых книг (Лев Кассиль в беседе с нейроморфологом Григорием Поляковым характеризовал эрудицию поэта как слабую): не хватало терпения и усидчивости долистать до конца хоть один роман. Писал с миллионом орфографических ошибок. Не особенно интересовался музеями или историческими достопримечательностями – предпочитал бильярд, карты, рулетку и прочие азартные игры (в этом пристрастии они с Лилей совпадали). Надиктовывать на почтамте телеграммы любил больше, чем писать письма. Вообще был человеком устной, а не письменной культуры, сочинял всегда на ходу. Искусство, наука и техника вне человека его мало интересовали.
Наверное, не просто так, не совсем впустую многим казалось, что Брик, при всем восхищении громадой поэтического таланта, к Маяковскому-человеку относилась слегка снисходительно. Он все же был не из их с Осипом круга. Характерно то, что пишет живущая в США мемуаристка, дочь советского литфункционера Вадима Кожевникова Надежда (замечу в скобках, что тележурналист Дмитрий Киселев приходится ей деверем): «Неискоренимое плебейство Маяковского, вкусившего уже славу, Лилю бесило. По ее почину он заменил гнилые зубы искусственными, ослепительными. Одевался не как прежде, апашем, а безупречным джентльменом. Но нутро-то никуда не денешь. В переписке с Маяковским Лиля с отменным артистизмом, лицедейством поддерживала пошловато-приторную манеру его к ней посланий. В письмах к Эльзе стиль у нее совершенно иной. Доверительное общение равных, а Маяковский – чужой».
Впрочем, ледниковый период продлился не очень долго, потому что осенью 1920-го Лиля открыто выходит с Маяковским в свет. Чуковский, видно, мучившийся угрызениями совести после скандала с сифилисом, соблазняет поэта предложением пожаловать в Петроград и пожить в Доме искусств со столовой и бесплатным бильярдом. «Прибыл он с женою Брика, Лили Юрьевной, которая держится с ним чудесно: дружески, весело и непутанно. Видно, что связаны они крепко – и сколько уже лет: с 1915. Никогда не мог я подумать, чтобы такой ч[елове]к, как Маяковский, мог столько лет остаться в браке с одною», – записывает Корней Чуковский в дневнике 5 декабря 1920 года. А два дня спустя отмечает: «Все утро Маяк[овский] искал у нас в библиотеке Дюма, а после обеда учил Лилю играть на биллиарде. Она говорит, что ей 29 лет, ему лет 27–28, он любит ее благодушно и спокойно».
…но при этом охотилась на чужих мужчин, за что ее не любила Анна Ахматова. Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1914. Русский музей |
Судя по этой записи, Пунина Лиля сильно возбуждала. Впрочем, не очень понятны некоторые моменты: как именно забитость Маяковского и сухая самоуверенность Осипа отражались на ее поведении в кровати? Почему она никогда не кончала и что же в этом хорошего? Скорее всего Пунин здесь имеет в виду Лилину ненасытность.
Пунин продолжает: «Наша короткая встреча оставила на мне сладкую, крепкую и спокойную грусть, как если бы я подарил любимую вещь за то, чтобы сохранить нелюбимую жизнь. Не сожалею, не плачу, но Лиля Б[рик] осталась живым куском в моей жизни, и мне долго будет памятен ее взгляд и ценно ее мнение обо мне.
Если бы мы встретились лет десять назад – это был бы напряженный, долгий и тяжелый роман, но как будто полюбить я уже не могу так нежно, так до конца, так человечески, по-родному, как люблю жену». (Он тогда был женат на Анне Евгеньевне Аренс, дочери генерала флота из старинного немецкого рода и одной из первых женщин-врачей в России.)Тем не менее Брик увлеклась Пуниным не на шутку. Они продолжали встречаться. В июне Пунин поверяет дневнику подробности: «Когда так любит девочка, еще не забывшая географию, или когда так любит женщина, беспомощная и прижавшаяся к жизни, – тяжело и страшно, но когда Л. Б., которая много знает о любви, крепкая и вымеренная, балованная, гордая и выдержанная, так любит – хорошо. Но к соглашению мы не пришли. Вечером я вернулся от нее из «Астории», где нельзя было говорить, и позвонил; в комнате она была уже одна, и я сказал ей, что для меня она интересна только физически и что, если она согласна так понимать меня, будем видеться, другого я не хочу и не могу; если же не согласна, прошу ее сделать так, чтобы не видеться.
И обнажалась она красиво… Фото Осипа Брика |
Натиск снова провалился! Соблазнение не удалось. Самонадеянная Лиля натолкнулась на равнодушие. Кстати, под «Ан.» в этой записи имеется в виду не Анна Аренс, а Анна Ахматова, с которой Пунин сошелся как раз в 1923 году. Жили они, кстати, тоже втроем: сам Пунин, жена Анна и любовница Анна. Так ему было удобнее: жена занималась домашним хозяйством (к которому Ахматова была не способна) да еще и зарабатывала на всю семью. По воспоминаниям современников (к примеру, Лидии Чуковской), видно, что Пунин и вправду был немножко женоненавистником. Он сам пописывал стихи и, ревнуя к таланту Ахматовой, всячески затаптывал ее уверенность в себе: за 16 лет нелегкой жизни с ним – жизни на птичьих правах в доме законной жены любовника, жизни, в которой были и аресты, и невзгоды, – она почти не писала стихов. Видно, он в принципе не очень любил разговаривать с женщинами о чем-то серьезном.
Наверное, Ахматова что-то слышала от Пунина и о Брик (может, тот в постели неосторожно похвалил темперамент рыжей любовницы?) и по этой причине недолюбливала ее. В разговоре с дочкой Чуковского Лидией речь зашла о Лиле, и Анна Андреевна обронила: «Я ее видела впервые в театре на «Продавцах славы», когда ей было едва 30 лет. Лицо несвежее, волосы крашеные, и на истасканном лице – наглые глаза». Возможно, причиной этой затаенной нелюбви было и то, что в треугольниках Анны Ахматовой (и с Николаем Гумилевым, и с Владимиром Шилейко, и с Николаем Пуниным) она всегда была второй женщиной, а Лиля Юрьевна в своих – всегда единственной.
Муж любовницы Маяковского. Как Осип Брик стал «рогоносцем» | Персона | Культура
Осип Брик был сценаристом и критиком, писал очерки, перерабатывал романы для театров. Однако славе он обязан не своему таланту, а имени Владимира Маяковского, в которого была влюблена его жена: Лиля Брик.
Над «рогоносцем» смеялись две столицы, но Осип не спешил расставаться с любимой, напротив, он боготворил поэтический дар Маяковского и даже предложил им жить втроём. Несколько лет на дверях квартиры знаменитого поэта красовалась табличка «Брики. Маяковский».
Репродукция портрета Лили Брик. Фото: РИА НовостиЛегкомысленная муза
О сумасбродном характере Лили Брик, которая славилась тем, что любила вскружить мужчинам голову, и сегодня слагают легенды. Причём возлюбленная Брика и Маяковского всем своим видом опровергала мнение, что Муза — это «создание небесной красоты». Напротив, она была невысокого роста, худая и сутулая… Зато, как с досадой отмечали все её соперницы, точно знала, как понравиться мужчинам.
Лиле было всего 13, когда шестнадцатилетний Осип Брик провожал её домой после новогоднего праздника и спросил: «А не кажется вам, Лиля, что между нами что-то больше, чем дружба?» «Мне не казалось, я просто об этом не думала, но мне очень понравилась формулировка, и от неожиданности я ответила: „Да, кажется“», — вспоминала юная нимфетка.
После этого признания молодые люди начали встречаться, а когда Лиля почувствовала, что Осипу больше нравится болтать о политике с её отцом Урием Каганом, чем восхищаться ей, то сама влюбилась в образованного юношу.
Когда Осип сделал Лиле предложение, её родители выдохнули с облегчением. А вот благовоспитанные Максим Павлович и Полина Юрьевна Брик, наслышанные об аморальном поведении невестки, её романах с преподавателями и даже собственным дядей, схватились за голову. Переубедить влюблённого им, увы, не удалось. На просьбы одуматься тот отвечал: «Лили, моя невеста, молодая, красивая, образована, из хорошей семьи, еврейка, меня страшно любит, что же ещё? Её прошлое? Но что было в её прошлом? Детские увлечения, игра пылкого темперамента. Но у какой современной барышни этого не было? А я? Мало я увлекался, однако же мне ничего не стоит бросить всякую память о прошлом и будущих увлечениях, так как я люблю Лилю. Для неё же это ещё легче, так как она всегда любила только меня. <… > В заключение я хочу Вам высказать мою уверенность, что если даже, как я предполагаю, у Вас есть какое-нибудь предубеждение против Лили, то оно немедленно рассеется, как только Вы узнаете ее поближе, увидите, как она меня любит, а главное, как я её люблю, и как мы оба с ней — счастливы».
Как известно, своё авантюрное поведение Лиля исправлять не собиралась, зато легко смогла расположить к себе свёкров, когда попросила свадебный подарок в виде бриллиантового кольца заменить на фортепиано всемирно известной фирмы «Стейнвей». «Из этого они вывели заключение, что я бескорыстна и культурна», — не без удовольствия вспоминала о своей хитрости Лиля.
Отец Осипа был купцом первой гильдии и продолжал в Москве семейное дело по торговле драгоценными камнями «Павел Брик. Вдова и Сын». Такое же занятие ожидало повзрослевшего Осипа, однако юноша с «прогрессивными взглядами» неожиданно увлёкся вопросами социального и юридического статуса проституток, которые бурно обсуждались в те годы. Для своей кандидатской диссертации в Московском университете Осип долгое время собирал материалы, гуляя по московским бульварам и знакомясь с девушками лёгкого поведения. Он бескорыстно помогал девицам разрешать конфликтные вопросы с полицией, за что даже получил от них прозвище «**** папаша». Но, женившись на Лиле, он навсегда оставил дела, связанные с юриспруденцией и проститутками, занялся семейным бизнесом, увлёкся литературой, живописью, музыкой, театром, балетом…
Любовь на троих
О романах замужней Лили на стороне известно немало, однако никто из мужчин не мог занять в её сердце место супруга. По крайней мере, так утверждала она сама: «Мне становилось ясным даже после самой короткой встречи, что я никого не люблю, кроме Оси».
Так продолжалось до встречи с Маяковским, который в одночасье перевернул жизнь в семье Бриков.
В 1915 году младшая сестра Лили привела в дом к Брикам (который в те годы был центром общения писателей и филологов-новаторов) своего возлюбленного: Маяковского. Весь вечер молодой поэт читал стихи, а заодно на глазах у собственной спутницы и Осипа и строил глазки хозяйке дома. В тот вечер Маяковский посвятил Лиле свою новую поэму «Облако в штанах», но даже это не смутило великодушного рогоносца, напротив, он был поражён талантом «Володеньки» и на собственные деньги издал его поэму.
С каждым годом дружба мужчин крепла, и лишь в 1918 году Лиля решилась признаться супругу, что изменяет ему с Маяковским. В своих дневниках роковая красавица уверяла, что была готова «немедленно бросить Володю, если бы Осипу это пришлось не по душе». Но, вопреки её опасениям, Брик не разозлился, а только взял с любимой жены обещание, что они никогда не будут жить по отдельности.
Уже через несколько дней Маяковский писал записку: «Председателю жилтоварищества д. 13/15 по Гендрикову переулку. Прошу прописать в моей квартире тт. Л. Ю. Брик и О. М. Брика. В. Маяковский».
Любовный треугольник: Владимир Маяковский, Лиля Брик и Осип Брик pic. twitter.com/CwOssuodck
— ПАМЯТЬ В КАДРАХ (@pamyat_v_kadrah) 24 ноября 2016 г.
«Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…» — писала в своих дневниках Лиля. Для Осипа подобные отношения также были мучительны, и, хотя у каждого из мужчин случались романы на стороне, никто из них не мог порвать с роковой Лилей.
«Муза русского авангарда» добивалась от своих «звериков» послушания, но при этом не возражала против их мимолётных увлечений. Лишь одна девушка — Евгения Соколова (жена кинорежиссёра Виталия Жемчужного) — заставляла её по-настоящему ревновать к супругу. «Не понимаю, о чём он с ней может говорить», — раздражённо комментировала Лиля многолетний роман Брика с молодой библиотекаршей. Он же называл свою любовницу «чудом» и в стихотворении к двадцатилетию их знакомства писал, что если бы верил в Бога, то упал бы на колени перед ним за то, что их с Женей пути пересеклись.
«Супружеский картель»
Привыкшие к богатству и роскоши Брики с каждым годом жили всё беднее. В 1921 году Осипа, некоторое время служившего в ЧК, уволили «за нерадивую работу» и Маяковский практически полностью стал обеспечивать «супружеский картель». Письма Бриков к Маяковскому того времени пестрили бесконечными просьбами о деньгах. «Киса просит денег», — телеграфировал за границу Владимиру Осип. «Очень хочется автомобильчик! Привези, пожалуйста!» — вторила ему Лиля.
Так продолжалось вплоть до 1925 года, когда измученный Осип всё же развёлся с легкомысленной Лилей. И, хотя он женился на своём «чуде» Жене, всё равно продолжал жить рядом с первой супругой…
Ещё через 20 лет Брик скончался от сердечного приступа. А Лиля до конца дней называла Осипа любовью всей своей жизни: «Когда умер Брик — умерла я». Но это не помешало «музе русского авангарда» ещё дважды благополучно выйти замуж.
«Красивая женщина — ад для души». 12 ярких цитат Владимира Маяковского
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
«Красивая женщина — ад для души».
12 ярких цитат Владимира Маяковского© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
© Public Domain
Александр Лазарев — Вики | Золотой
Биография
Александр с папой и мамой
Родился 27 апреля 1967 года в Москве, в семье популярных советских актеров театра и кино Александра Сергеевича Лазарева (1938-2011) и Светланы Владимировны Немоляевой (1937 г.р.). Учился в московской школе № 60, одноклассник Дмитрия Пескова.
В 1979 году в возрасте двенадцати лет сыграл Федора Лямина в спектакле «Леди Макбет» Мценского района Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
В 1984 году поступил в Школу-студию МХАТ на курс Ивана Михайловича Тарханова. Но в 1985 году был призван на военную службу в ряды Советской Армии, служил в армейской бригаде Центрального академического театра Советской Армии. В 1987 году вернулся в Школу-студию МХАТ (руководитель курса — Александр Александрович Калягин), окончил ее в 1990 году и был принят в труппу Московского государственного театра «Ленком», где выступает по сей день.
Сниматься в кино Александр Лазарев-младший начал еще школьником — в телефильме «Профессия — следователь» (1982) и в дипломной картине В. Крупнова «Первая любовь». Крупнова «Первая любовь»[источник не показан 2289 дней]. В 1982 году сыграл эпизодическую роль в телеспектакле «Тайна Эдвина Друда». Впервые снялся в фильме Александра Белинского «Провинциальный бенефис» (1993). В начале своей актерской карьеры снимался под фамилией Трубецкой. Известность актеру принесли главная роль (Анатолий) в фильме Вячеслава Крыштофовича «Друг мертвеца» (1997). Снимался в клипах режиссера Тиграна Кеосаяна («Песня Шуфутинского», «Песня о друге» Игоря Крутого).
В настоящее время Александр Лазарев-младший является одним из ведущих актеров Ленкома. Принимал участие в мюзикле «Метро» в Московском театре оперетты в качестве приглашенной звезды в роли режиссера Филиппа.
Личная жизнь
- Жена — Алина Лазарева (Айвазян). В начале мая 2018 года, после тридцати лет супружеской жизни, Александр и Алина поженились, торжественное событие отметили в Грузии.
- Дочь — Лазарева Полина Александровна (род. 18 мая 1990 г.), актриса, в 2010 г. окончила режиссерский факультет (актерская группа) РАТИ-ГИТИС (мастерская профессора, заслуженного деятеля искусств России О. Л. Кудряшова), с 2010 г. С 2011 года выступает в труппе Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
- Сын — Лазарев Сергей Александрович (2000 г.р.).
Творчество
Театральные работы
- 1990 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — Чили / Рейнджер / Шарманщик (интро)
- 1990 — «Юнона и Авось» — моряк (ввод)
- 1990 — «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта — Эмилиан (вступление)
- 1991 — «Гамлет» — Клавдий (вступление).
- 1993 — «Безумное путешествие или Женитьба Фигаро» — Граф Альмавива (в 2005 г. сделана телевизионная версия пьесы).
- 1994 — «Поминальная молитва» Г. Горина, жителя д. Анатовка / Менахем-Мендл (ввод)
- 1995 — «Королевские игры» — Генрих VIII, король Англии (в 2005 г. телевизионная версия игра была сделана)
- 1997 г. — «Варвар и еретик» — Маркиз де Грие (вступление)
- 2003 г. — «Плач палача» — писатель, псевдоним Орфей (снят с репертуара в январе 2008 г.)
- 2005 г. — «Шут Балакирев» Г. Горин — Уильям Монс, брат Анны Монс / князя Меньшикова (обкатка; телеверсия пьесы снята в 2002 г.)
- 2006 г. — «Полет над гнездом кукушки» (Затмение) — Макмерфи
- 2008 — Визит дамы Дюрренматт — Альфред Илль (с сентября 2012 постановка снята с репертуара)
- 2009 — Шут Балакирев — Петр Великий (вступление; телеверсия спектакля снята в 2011 году).
- Режиссер
- 2021 — «Похоронная молитва».
Телеработы
- 1980 — «Тайна Эдвина Друда» (телеспектакль) — мальчик (эпизод) (Александр Трубецкой).
- 2000 — «Песня о друге» (клип на музыку Игоря Крутого)
- С 14.09.2018 — соведущий телепередачи «Жди меня» на НТВ
Фильмография
- 1982 — Профессия: Следователь (Серии №3-5) — Митя Векшин, Академик Соншин
- 1989 — Несовпадающие персонажи — Клиент на консультации (сцена, титры: Александр Трубецкой).
- 1991 — Как поживаешь, рыбка? — Член банды в джинсовом костюме
- 1991 — Щенок из созвездия Гончая Пса — Филипп, рокер
- 1992-1997 — Мелочи жизни — Олег Денисович (Алик), телепродюсер
- 1993 — Губернское пособие — Григорий Незнамов
- 1994 — Охота — Никифор.
- 1996 — Amata Nobis (короткометражный) — рассказчик/репетитор
- 1997 — Звездная ночь у камергера — ведущий
- 1997 — Помощник мертвеца (Украина, Франция) — Анатолий
- 1998 — Тело будет предано земле , а старший прапорщик будет петь — Игорь
- 1999 — Умереть легко — Илья.
- 2000 — Бременские музыканты и К — Юниор Дог.
- 2000 — Игра любви — Сергей Барсенев (Орешкин), популярный актер.
- 2000 — Тайны государственных переворотов (фильм №2 «Завещание императрицы») — Эрнст Иоганн Бирон, фаворит русской императрицы Анны Русской.
- 2001 — Дело — Андрей Давыдов, бизнесмен
- 2001 — Мамука — Гоги
- 2001 — С Новым Удачей! 2. Поцелуй на морозе (vox pops 2-8) — Юрий Юрьевич Владимирцев, бизнесмен, начальник Димы и бывший начальник Лены Куропатовой
- 2001 — Сыщики (фильм №8 «Иерихонские трубы») — Евгений Балясин, продюсер
- 2002 — Апрель — священник
- 2002 — Неудача Пуаро — Гектор Блант, майор, друг Роджера Акройда.
- 2003 — Желанный (серии №2-3) — Илья (в юности).
- 2003 — Идиот — Ганя Иволгин, генеральный секретарь Епанчина
- 2003 — Рецепт Волшебницы — Богдан
- 2003 — Серебро и Черное (Документальный)
- 2004 — Честь имею — Числов, капитан.
- 2005 — Двое у дерева, не считая собаки — Ангел
- 2005 — Иллюзия снов (C’est la vie) — Иван
- 2005 — Небесная жизнь — Игорь Бочин
- 2006 — Азирис Нуна — Папа
- 2006 — Женские слезы (Украина) — Максим, журналист
- 2006 — Завтрашние заботы — Яков Левин
- 2006 — Кинофестиваль или Портвейн Эйзенштейна — Пчелинский, полковник контрразведки
- 2006 — Парк советского периода — Олег Зимин, популярный тележурналист.
- 2006 — Седьмое небо (Россия, Украина) — Егор Шубин, руководитель юридической службы холдинга Т. Кольцова
- 2007 — Спасибо за Любовь! — Станислав Зорин, предприниматель
- 2008 — Тяжелый песок (серии №14-16) — Ле Курт, немецкий дирижер, ставший нацистским офицером
- 2008 — Адмирал — Дмитрий Лебедев, генерал-майор
- 2008 — Девушка — Дмитрий Невский , журналист
- 2008 — Застава Жилина — Лаврентий Павлович Берия, нарком
- 2008 — Пять шагов в облаках — Сергей Баширов, медиамагнат
- 2008 — Тайны дворцовых переворотов (фильм №7 «Виват, Анна Иоанновна») — Бирон Эрнст Иоганн, фаворит российской императрицы Анны Иоанновны
- 2008 — Маршрут М8 (не выпущен) — Алексей, олигарх
- 2009 — Артефакт — Виктор Курганов
- 2009 — Земский доктор — Юрий Валуев, подполковник
- — Террор 200 — Лев Сергеевич Царенков, декан Театрального института, муж Нонны
- 2009 — Хозяйка тайги (фильм №1 «Золотой капкан») — Виктор Золотарев, начальник СБУ «Шериф»
- 2010 — Зайцев, Жги! — Кордонский, Продюсер канала
- 2010 — Подарок судьбы — Олег Ключевский, популярный актер, муж Марины Ракитиной
- 2010 — Цветы от Лизы — Сергей Ливитин, профессор филологии
- 2010 — Когда цветет сирень — Аркадий Михайлович, галерист, друг Макса
- 2010 — Русская рулетка (женская версия)
- 2011 — Тайны государственных переворотов (фильм №8 «Два рыцаря, или Охота на принцессу») — Эрнст Иоганн Бирон, фаворит русской императрицы Анны Всероссийской.
- 2011 — Кедр, пронзающий небо — Вернер фон Браун, немецкий ученый и дизайнер.
- 2011 — Жизнь и приключения Мишки Япончика (серии №3-9) — Алексей Гришин-Алмазов, генерал-губернатор Одессы )
- 2012 — Снайпер 2. Тунгус — Семен Шацкий, военный корреспондент
- 2012 — Земский доктор. Продолжение — Юрий Валуев, подполковник.
- 2012 — Эффект Богарна — Валерий Кудрявцев, издатель
- 2013 — Лекарство от страха — Андрей Ковалев, хирург, подполковник медицинской службы, Герой России
- 2013 — Земский доктор. Любовь наперекор — Юрий Валуев, подполковник
- 2014 — Долгая дорога домой — Большаков, столичный чиновник, муж Надежды, отец Ляли
- 2014 — Екатерина — Граф Разумовский
- 2015 — Память Осени — Виктор, старший сын Веры Александровны Иконниковой
- 2015 — Тайна кумира — Владимир Максимов, старший следователь МВД
- 2015 — Очки поддержки — Денис Негривецкий, профессор физики, консультант районной прокуратуры, друг прокурора Дмитрия Астрова
- 2016 — За полчаса до весны — Олег, Хирург, Муж Тамары
- 2018 — Операция Мухаббат — Вячеслав Лукьянов, генерал-майор КГБ.
- 2019 — Дипломат — Петр Лучников, сотрудник МИД России.
- 2019 — Поздний срок — Юрий Смирнов
- 2019 — Союз спасения — Александр Бенкендорф
- 2020 — Тобол — Иван Бухгольц, русский полководец и государственный деятель, сподвижник Петра Великого
- 2020 — Разбитое зеркало — 2019 Мирон
- Союз спасения — Александр Бенкендорф
- 2022 — Diplomat 2 — Pyotr Luchnikov, Российский офицер Министерства иностранных дел
- 2022 — Gardemarins — IV — Grigory Potemkin
Синхро :
- 1996 — Государственная премия РФ — за театральную работу.
- 1999 г. — Почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» — за заслуги в области искусства.
- 2007 г. — присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации» — за большие заслуги в области искусства.
- 2021 — Орден Дружбы — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетний плодотворный труд.
Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:
- 1996 — «Хрустальная Турандот» — за роль Генриха VIII в спектакле «Королевские игры».
- 1996 — Театральная премия Фонда Станиславского за роль Генриха VIII в «Королевских играх»[13].
- 1997 — «Чайка» в номинации «Роковой человек» — за роль в спектакле «Королевские игры».
- 1997 — Театральная премия газеты «Московский комсомолец» за роль в спектакле «Королевские игры».
- 1998 г. — Приз кинофестиваля «Виват, Кино России!» — за лучшую мужскую роль в фильме «Тело расчленится и старший прапорщик споет» (Санкт-Петербург).
- 2003 г. — «Чайка» в номинация «Роковой человек» — за роль в спектакле «Плач палача».
- 2005 — Премия Фонда Олега Табакова в номинации «За стремительное восхождение в искусстве» за роль графа Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
- 2006 г. — «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за роль в спектакле «Полет над гнездом кукушки» («Затмение»)
Документальные фильмы и телепередачи «Встречи на Моховой» (5 канал, 2009) Карта мест Луи Арагон — один из редких французских левых, кому в Париже установлены мемориальные доски. Когда-то он и уроженка России Эльза Триоле, удостоенная первой в истории Гонкуровской премии за романы о войне в 1945 году, впервые жили вместе на улице Кампань-Премьер. Варенн, Поэт, бунтарь и сюрреалист начала 1920-х годов, Арагон сначала испытал искушение вступить в Коммунистическую партию в 1921 году, а затем сделал это в 1927 году вместе с четырьмя другими сюрреалистами, в его случае только начав пожизненное членство. Хотя Арагон все больше диссидентствовал с 1950-х годов, он оставался членом ФКП до своей смерти. Арагон был незаконнорожденным. Он родился на авеню де Виллар в 1898 году, недалеко от Эйфелевой башни, о котором он написал в одном из своих последних стихотворений. Его имя было выбрано его довольно богатым 57-летним отцом Луи Андрие, чье высокое административное положение и семья означали, что он никогда не собирался жениться на своей молодой любовнице Маргарите. У Андриё остались приятные воспоминания о шести месяцах, когда он был послом в Испании в 1882 году, поэтому мальчика назвали Арагоном. Вскоре после Международной выставки 1900 года Маргерит Тукас 27-летняя мать Арагона и его бабушка переехали на авеню Карно, где она четыре года жила, прежде чем переехать в Нейи, где она жила переводами романов. Всю юность его мать притворялась его сестрой, а бабушка — его матерью. Арагон впервые встретил Андре Бретона в книжном магазине Maison des Amis des Livres на улице Одеон в 1917 году. 19 марта 1919 года именно здесь они начали хранить копии своего нового обзора Littérature . . К концу Первой мировой войны и Арагон, и Бретон находились в военном госпитале в Валь-дю-Грас на улице Сен-Жак. Апполинер тоже был там пациентом в то время. В 1918 году Арагон был отправлен на фронт санитаром и трижды был погребен под артиллерийским обстрелом. В отпуске и во время пребывания в Париже они также посетили редакцию литературного обозрения Nord-Sud на улице Каде, 12, которая выпустила 16 изданий в период с марта 1917 года по октябрь 1918 года, а также представила иллюстрации Жоржа Брака и Фернана Леже. Обзор был назван Север-Юг, чтобы указать на связь между Монпарнасом и Монмартром. Несколько редакционных встреч будущих сюрреалистов проходили в баре за углом на Рю дю Мон Сени, 79. Сразу после раскола в декабре 1920 года между коммунистами и социалистическим меньшинством на Турском конгрессе Арагон и Бретон вместе отправились в офис Парижской социалистической федерации на улице Бретань, 49, которая была частью большинства, поддержавшего членство в Коммунистический Интернационал. Они предложили поддержать партию, но решили не вступать. По мере того, как напряженность между дадаистами, последовавшими за Царой, и прото-сюрреалистами вокруг Бретона усиливалась, в Театре Мишеля на улице Матюрен произошла физическая драка между двумя главными героями, свидетелями которой были Арагон и Элюар. Пьер де Массо сломал руку тростью Бретона. 13 июля 1923 года Арагон донес на владельца Le Rotonde на бульваре Монпарнас за то, что он шпионил для полиции за Лениным перед Первой мировой войной. . В 1925 году Арагон жил по адресу 1 Rue Le Regrattier со своей тогдашней любовницей Нэнси Кунар. Именно здесь он написал свой роман « Орельен », впервые опубликованный в 1944 году. В нем рассказывается история молодого солдата, вернувшегося из окопов, который вступает в мир декадентских художественных групп Парижа. Арагон и другие сюрреалисты двигались к освобождению и революции, но Арагон принял марксизм, а затем коммунистическую партию в качестве следующего шага. 21 сентября 1925 года составленный Бретоном манифест, подписанный Арагоном « Революция прежде всего и всегда », появился в коммунистической ежедневной газете L’Humanité , а затем одновременно 15 октября в Clarté и La Révolution surréaliste. . Арагон встретил Владимира Маяковского 5 ноября 1928 года за углом в баре Coupole на бульваре Монпарнас. Согласно одному сообщению, Арагон впервые встретил там Эльзу Триоле 6 ноября 1919 года.28 в компании Маяковского, партнера сестры Эльзы, а также Ильи Эренбурга и Сергея Эйзенштейна. Впоследствии Арагон говорил, что именно эта встреча с Маяковским стала убедил его, что поэты могут служить революционному делу. Маяковский говорил Арагону, что «связующим звеном между миром и мной должен быть поэт, умеющий превратить поэзию в оружие, поэт, знающий, что он не ниже Революции».0318 ‘. Впоследствии, в течение следующих трех зимних месяцев 1928/29 года Арагон часто посещал дом 29 по улице Кампань Премьер, где Эльза жила в комнате 12, а такие люди, как Марсель Дюшан и Ман Рэй, были среди нескольких других художников, которые приходили и уходили. С другими сюрреалистами, включая Бретона и Пьера Навиль, Арагон, открыл галерею сюрреалистов в бывших офисах обзора 9.0317 Clarté на улице Жака Калло, 16, весной 1926 года. Clarté был вдохновлен Раймоном Лефевром в 1919 году и выходил как журнал французских интеллектуалов-коммунистов с 1921 по 1928 год под редакцией Анри Барбюса. В это время к ФКП присоединились пять ведущих сюрреалистов. Первым был Бенжамен Пере в 1926 году. В январе 1927 года это сделал Арагон, за ним последовали Бретон, Элюар и Пьер Юник. Арагон и другие активисты из его партийной ячейки вошли в ресторан рабочего кооператива La Famille nouvelle , 101 Rue St Dominique. В то время он был одним из 25 в Париже. Осенью 1928 года Арагон купил квартиру по адресу 54 Rue du Chateau у Марселя Дюшана. Затем Эльза переехала к нему 29 января 1929 года. Бар дю Шато, напротив дома № 53, был местом встречи сюрреалистов, в том числе Бретона, Раймона Кено, Раймона Пере и других. Поэт – левый в Париже
Затем Бретон и Арагон еще больше подтолкнули сюрреалистов к необходимости поддержки Коммунистической партии. 15 декабря 1929 года при поддержке Арагона Бретон написал «Второй сюрреалистический манифест». В 1930 году Арагон опубликовал статью в La Révolution Surréaliste называется ‘ Surréalisme au Service de la Révolution ’. В ноябре 1930 года он вместе с Эльзой Триоле отправился в поездку по России, отчасти для того, чтобы навестить сестру Эльзы, любовницу Маяковского, поскольку Маяковский только что покончил жизнь самоубийством.
В июле 1931 года во Франции было опубликовано стихотворение «Красный фронт», написанное Арагоном в Москве годом ранее. В результате он был привлечен к ответственности за призывы к солдатам не подчиняться приказам, а также за то, что написал «Убей копов» и «Стреляй в Леона Блюма».
В 1932 году Бретон, который не возобновил членство в ФКП в 1930 году, и другие сюрреалисты опубликовали брошюру в защиту Арагона. L’Humanité , ежедневная газета коммунистической партии, опубликовала заявление, в котором утверждалось, что Арагон совершенно не одобряет памфлет Бретона и что его авторы объективно контрреволюционны. Это «Арагонское дело» закрепило разрыв между Арагоном и сюрреалистами.
В начале 1930-х годов, когда Коммунистическая партия начала неуверенно пытаться разрушить собственную изоляцию в период «класса против класса», Арагон присоединился к Association des Écrivains et Artistes Révolutionnaires (AEAR — Ассоциация революционных писателей и художников). Основана в марте 1932 года писателем-коммунистом Полем Валяном-Кутюрье.
Однако в апреле 1932 года Арагон и Триоле снова уехали в Москву, где пробыли там почти год. Арагон работал там над французским изданием обзора «Письма о мировой революции» ( Littérature de la révolution mondiale ), связанным с AEAR, который в основном был способом сделать русских коммунистических авторов более известными во всем мире. 19 июля33 года он стал редактором французского журнала AEAR, Commune .
Когда Арагон наконец вернулся в апреле 1933 года, он в течение года работал журналистом по общим вопросам в L’Humanité . В апреле 1934 года он стал генеральным секретарем АЕАР, первоначально работая в первом Доме культуры, созданном Коммунистической партией на улице Наварин, 12.
1934 год был также годом, когда Арагон опубликовал свой первый роман из серии под названием «Реальный мир», Les Cloches de Bâle (Колокола Базеля). Это ознаменовало его переход к «социалистическому реализму» в письменной форме. В 1935 году он описал то, что имел в виду под этим, как «социалистический реализм или революционный романтизм: два названия одного и того же, где Жерминаль Золя встречается с Наказаниями Гюго».
Офис AÉAR переехал на улицу Фобур-Монмартр, 13, где также располагался офис Федерации французского рабочего театра. Там регулярно встречались Арагон, Вайан-Кутюрье и Леон Муссинак.
Когда ФКП отошла от сектантского «третьего периода», после победы нацистов на выборах в 1933 году и мобилизации против французских фашистов в феврале 1934 года, Арагон стал ведущей фигурой в интеллектуальном антифашистском движении.
Арагон переехал в феврале 1935 года по адресу 18 Rue de la Sourdière. 14 июня 1935 года там состоялось специальное совещание, на котором было принято решение исключить Бретона из числа докладчиков на съезде писателей, который проходил через неделю. Бретон несколько раз ударил Эренбурга пощечиной на бульваре Монпарнас после того, как Эренбург назвал всех сюрреалистов «педерастами».
Исключение Бретона побудило писателя-сюрреалиста Рене Кревеля организовать ужин примирения в ресторане La Closerie des Lilas 17 июня, на котором присутствовали Арагон, Эренбург, Бретон и Цара. Не сумев разрешить конфликт, Кревель покончил жизнь самоубийством в ту ночь.
Первый Международный конгресс писателей в защиту культуры проходил в Зале взаимопомощи на улице Сен-Виктор, 24 с 21 по 25 июня 1935 года. Он собрал 230 участников из 38 разных стран, включая его президентов, Мальро. и Жид, и Брехт. Он был в значительной степени инициирован Анри Барбусом по прямому указанию Сталина.
Вполне вероятно, что Арагон пригласил некоторых из присутствовавших писателей пообедать с ним в одном из его любимых ресторанов в межвоенные годы по адресу 1 Place de l’Odéon. Первоначально называвшееся Café Voltaire , оно стало La Méditerranée , которое тогда, как и сегодня, было известно своим рыбным супом, bouillabaisse . Я был очень рад обнаружить, что примерно в 2015 году он начал предлагать «дешевое» (для центра Парижа) меню из трех блюд, которое включает в себя 9 блюд.0317 bouillabaisse (это всего в одной минуте от квартиры моего отца!).
1 марта 1937 года Арагон стал редактором второй коммунистической ежедневной газеты, вечерней газеты, Ce Soir , расположенной по адресу 31 rue du Quatre Septembre. Запущенный Морисом Торезом в разгар Popluar Front в качестве конкурента Paris-Soir , он имел чрезвычайно успех: тираж увеличился со 120 000 экземпляров в конце 1937 г. до 250 000 в марте 1939 г. Он денонсировал Мюнхенское соглашение от 29 сентября.1938 г. в самых сильных выражениях.
Арагон работал с Жаном-Ришардом Блохом и Полом Низаном. Низан был убит во время французского арьергарда, защищая отступающих британцев в битве при Дюнкерке в мае 1940 года. В возрасте 34 лет он поступил на военную службу после выхода из Коммунистической партии (КПФ) в августе 1939 года в знак протеста против пакта Гитлера-Сталина. В результате Торез осудил Низана как полицейского шпиона и «реабилитировал» его только в конце 1970-х годов.
Вера Арагона в Сталина и русский коммунизм оставалась твердой, несмотря на доказательства, представленные такими писателями, как Жид и Виктор Серж, и несмотря на то, что он в частном порядке выразил небольшое беспокойство по поводу казни в России 19 июня.37 партнера сестры Эльзы.
Пакт Риббентропа-Молотова привел к тому, что Ce Soir вместе с остальной прессой ФКП и самой партией были запрещены правительством Даладье 25 августа 1939 года. Это произошло через два дня после подписания пакта о «ненападении». Редакционная статья «Арагон» от 23 августа называлась «Да здравствует мир» и «Все против агрессии». Он аргументировал тогдашнюю линию партии… Пакт не был несовместим с трехсторонним соглашением между Францией, Великобританией и Советским Союзом; было жизненно необходимо бороться с фашизмом и выполнять свой патриотический долг перед лицом агрессии против Франции.
27 августа 1939 года Арагон подвергся физическому нападению ультраправых демонстрантов на улице после запрета ФКП. Поэтому он ненадолго укрылся в чилийском посольстве по адресу 2 Avenue de La Motte Picquet. Это было сделано по приглашению находившегося там в то время коммунистического поэта и дипломата Пабло Неруды, самого известного национального поэта Чили, который умер (вероятно, был отравлен) сразу после переворота Пиночета в сентябре 1973 года.
2 сентября 1939 года Арагон был мобилизован в качестве помощником врача и отправлен на бельгийскую границу, где возобновил сочинение стихов, некоторые из которых были опубликованы в декабре 19 г.39-го номера Nouvelle Revue Française , вероятно, по предложению Эльзы Триоле, когда рецензию еще редактировал его друг Жан Польан.
Пережил май-июньские бои на фронте, за отвагу заслужив две грамоты, военную медаль и Военный крест с одной ладони. Он был взят в плен в Ангулеме, а затем бежал.
Демобилизовавшись в июле 1940 года в Дордони, он снова встретил Эльзу, и они отправились в Ниццу. Затем Арагон попытался опубликоваться, используя стратегию «легального литературного сопротивления», противоречащую доктрине ФКП в оккупированной Франции.
Затем тайное руководство ФКП отправило Жоржа Дудака найти Арагон в Ницце и вернуть его в Париж для работы с другими интеллектуалами. Пара была арестована немцами 25 июня 1941 года — через три дня после того, как Гитлер начал операцию «Барбаросса» — при попытке пересечь демаркационную линию между оккупированной и неоккупированной зонами. Они были освобождены после того, как провели три недели в тюрьме в Туре, так и не получив признания.
Визит Арагона, совпавший с изменением линии ФКП в сторону немцев, позволил ему работать с Поланом, Даниэль Казановой, художником Эдуардом Пиньоном и Жоржем Политцером.
Арагон тайно жил в квартире Люсьена Шелера на улице Турнон, 19. Позже во время оккупации Шелер укрыл Поля и Нуша Элюара от внимания полиции.
Арагон встретил Полана в конце июля 1941 года в саду римского амфитеатра Лютеции, поскольку за квартирой Полана наблюдали. Они обсудили создание нового журнала, призванного поощрить идеологическое сопротивление с политической точки зрения, под названием Lettres françaises , посвященного «исторической точности в поэзии».
Вскоре после этого Арагон вернулся в Южную Зону и Ниццу. Он продолжал публиковать «юридические» стихи, направленные на повышение политического сознания. Когда в ноябре 1942 года Ницца была оккупирована итальянской армией, он и Эльза переехали в Лион, где жили по фальшивым документам.
Последнее стихотворение под своим именем, легально изданное во Франции во время войны, появилось 11 марта 1943 года на литературных страницах лионского обозрения. Он назывался Роза и Резеда . Летом они снова переехали в Сен-Дона на Дроме. Он продолжал писать стихи и публиковаться под псевдонимами.
Арагон и Эльза Триоле вернулись в Париж в конце сентября 1944 года, вскоре после его освобождения. Затем Aragon возобновил публикацию Ce Soi после освобождения в конце 1944 года. Газета располагалась в бывших офисах Paris-Soir на улице Лувр, 37, которые 25 августа 1944 года были переданы коммунистической ежедневной газете l. «Гуманитэ . По этому же адресу Арагон редактировал Les Lettres françaises .
Во время холодной войны после 1947 года Арагон продолжал публично поддерживать линию Москвы, поддерживая социалистический реализм в живописи и писательстве, а в частном порядке защищая Пикассо и Матисса, когда они подвергались критике в «Правде».
Арагон участвовал в коммунистическом культе личности, которому все коммунистические партии подражали как отражение того, что происходило в России вокруг Сталина. Он выступал на праздновании 50-летия Мориса Тореза 28 апреля 1950 года в гимназии Гюйгенс на улице Гюйгенс, 10.
В разгар сталинского культа личности Арагон выпустил льстивую поэму «Морис вернулся/Il revient» к празднованию возвращения Мориса Тореза во Францию из России после приступа болезни 8 19 апреля.53.В начале 1950-х Арагон все еще рекламировал картины Фужерона как политкорректный вид «социального искусства» на службе рабочего класса. Ce Soir закрылся в 1953 году, а Aragon тогда работал в основном над Les Lettres françaises .
«Атлантическая цивилизация» была написана Андре Фужероном в 1953 году. Это было после того, как Фужерон осудил Арагон в «Юманите» за то, что он пригласил Пикассо нарисовать Сталина после его смерти для Lettres FrancaisesПосле 19-го века56 Откровения Хрущева о Сталине и Венгерской революции Арагон отошел от «социалистического реализма». В 1966 году он разработал резолюцию, призывающую ФКП не вмешиваться в вопросы культуры и признать важность и право свободного творчества.
В 1960 году Арагон и Триоле переехали в квартиру в государственном особняке 18 века Hôtel Gouffier de Thoix на улице Варен, 56. Он располагался напротив официального кабинета и дома премьер-министра Франции в отеле Matignon.
В 1968 году Арагон открыто порвал с линией PCF. Сначала он поддержал Пражскую весну в Чехословакии, а затем с самого начала стал на сторону студенческого восстания в Париже. В результате 7 января 1969 года он узнал по телефону 5 Rue du Faubourg Poissonnière, что все советские и их спутниковые журналы были аннулированы. Офис Les Lettres françaises находился рядом с типографией коммунистической ежедневной газеты L’Humanité , в доме № 7.
Арагон со студентами 1968 года за пределами Сорбонны. 1 мая. Две недели спустя он присоединился к ним при повторном захвате Сорбонны. -ан-Ивелин, которым они совместно владели с 1951 года. Арагон добился специального разрешения президента, позволяющего похоронить ее там.Последний выпуск Lettres françaises датирован 11-17 октября 1972. В своей редакционной статье он написал о своей жизни как о «болезненной игре, в которой я проиграл».
Арагон продолжал время от времени появляться на мероприятиях коммунистической партии, но больше не играл активной роли. С 1974 года начал собирать и организовывать издание полного собрания своих поэтических произведений. Он умер 24 декабря 1982 года и был похоронен вместе с Эльзой на территории старой мельницы в Вильневе, где на момент написания (апрель 2020 года) все еще существует музей Арагон-Триолет.